Олег Басилашвили биография и факты

Олег Валерианович Басилашвили

image

  • Средний рейтинг фильмов: 8.28
  • Дата рождения: 26 Sep 1934
  • Имя при рождении: Басилашвили Олег Валерианович
  • Место рождения: Москва, Россия

Cоветский и российский актёр театра и кино.

КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/174229 Обсуждение на форуме: http://www.kinokopilka.tv/forum_topics/17309

Сердце красавицы смог покорить обаятельный Олег Басилашвили. По воспоминаниям друзей, в Школе-студии МХАТ Олег Басилашвили считался самым красивым, интеллигентным и талантливым студентом. Их роман был бурным и вскоре завершился свадьбой. «Скромную свадьбу Таня и Олег праздновали в его квартире, – вспоминает педагог Иван Тарханов. – Свадебного платья и обмена кольцами не было. Шел 55-й год, а они были комсомольцами!»

По окончании в 1956 году Школы-студии Татьяну Доронину пригласили сразу в несколько театров. А вот Басилашвили, тогда еще никак не проявившего себя актера, брал лишь Сталинградский драматический театр. И Доронина, как примерная жена, укатила из столицы вслед за супругом. Однако прожили они там недолго. Не было ролей, не было перспектив. Режиссер драмтеатра отпустил молодых актеров, и они поехали в Питер на родину Татьяны Дорониной.

Сначала супруги устроились в Театр имени Ленинского комсомола и несколько месяцев жили в гримуборной театра. Но спустя три года – в 1959 году – талант Дорониной был замечен художественным руководителем ленинградского БДТ Георгием Товстоноговым, который и пригласил ее в свой театр. Татьяна Васильевна поставила условие – зачислить в труппу и ее мужа. Товстоногов согласно кивнул. А Доронина продолжала: «И дать ему роль в первой же постановке БДТ». Самое примечательное, что условия будущей звезды были приняты.

С 1967 в творчестве Олега Басилашвили преимущественное развитие получает комедийная грань дарования. Главные черты многочисленных его работ конца 1960-х – 1980-х годов – ироничность, некоторая отстраненность от образа, пластическая виртуозность.

Басилашвили – мастер перевоплощения. Среди лучших театральных работ: порхающий Хлестаков (“Ревизор” Н. В. Гоголя, 1972), блестящий и пустой Серпуховский (“История лошади” по Л. Н. Толстому, 1975), благодушествующий обыватель Басов (“Дачники” М. Горького, 1978), гротесковый Джингль (“Пиквикский клуб” по Ч. Диккенсу, 1978), шаржированный Мамаев (“На всякого мудреца довольно простоты” А. Н. Островского, 1985).

Особняком среди работ Басилашвили стоит роль Войницкого (“Дядя Ваня” Чехова, 1982), в образе которого артисту удалось передать истинно чеховский сплав трагического мироощущения и мягкого юмора.

Кстати, Басилашвили мог сыграть у Рязанова раньше – в комедии “Ирония судьбы или С легким паром!” (1975). Олег Валерианович должен был играть Ипполита. На него даже уже сшили костюм и отсняли несколько эпизодов. И тут у Басилашвили случилось несчастье – умер отец. Из-за этого он отказался от съемок. И Рязанов вынужден был заменить Басилашвили на Юрия Яковлева.

В “Осеннем марафоне” (1979) Басилашвили сыграл человека, испытывающего внутреннюю опустошенность и экзистенциальное отчаяние. Лирическая комедия Данелии полна такой грусти и такого сочувствия к герою, что пронзительная жалость к себе затопляет каждого, кто обнаруживает в себе и своей жизни черты сходства с героем. А обнаруживают их многие. “Осенний марафон” не о том, как слабый и безвольный человек разрывается между женой и любовницей, как могло бы показаться по сюжету. Колоритное изображение любовных и семейных коллизий лишь подчеркивает и оттеняет центральный образ “страдающего эгоиста”. Герой остается пассивным объектом, будучи не в силах что-либо решить окончательно. Хотя в фильме играли замечательные актрисы М.Неелова и Н.Гундарева, все же как минимум 75 процентов успеха фильма – это Олег Басилашвили в главной роли.

Следующим успехом была роль петербургского чиновника по особым поручениям Мерзляева в фильме Э.Рязанова “О бедном гусаре замолвите слово” (1980). Чиновник затевает интригу, что бы проверить благонадежность в гусарском полку. Низкий и подлый Мерзляев сталкивается с благородством и достоинством гусаров и актеров.

Наконец в 1982 году Олег Валерьянович снимается в мелодраме Рязанова “Вокзал для двоих”. Фильм отличен от других работ Рязанова тем, что тут, скорей, больше слез, чем смеха. Забавны неприятности, с которыми сталкивается отставший от поезда Платон Громов (Олег Басилашвили), музыкант по профессии. Однако зрительская улыбка гаснет, когда выясняется, что он жертва не только железнодорожных порядков, но и чужого честолюбия. Он пойдет в тюрьму за преступление, которое не совершал. Дуэт Басилашвили – Гурченко в этом фильме просто великолепен. Именно после этой работы Олег Валерьянович постоянно называл Людмилу Гурченко любимой актрисой.

Зато другая работа актера – роль Шефа мафии в сериале “Что сказал покойник”, поставленном по одноименному детективу Иоанны Хмелевской, вызвала среди зрителей живейший отклик.

В 2001 году Олег Басилашвили снялся у Карена Шахназарова в фильме “Яды, или Всемирная история отравлений”. Это своеобразная энциклопедия об отравителях, отравлениях и в нашей сегодняшней жизни, и в глубине веков, с древности. Там он играет одновременно пенсионера Прохорова и Папу Римского Александра шестого – Борджиа. Лента получила Гран-При на фестивале Кинотавр.

Среди других работ актера в начале нового века можно отметить роли профессора Федорова в фильме “Романовы – венценосная семья” (2001) и Прохоренко в сериале “Бандитский Петербург”.

В 2003 году на экраны вышел десятисерийный телевизионный фильм режиссера Владимира Бортко “Идиот” по одноименному роману Достоевского. В этом фильме Басилашвили сыграл генерала Епанчина, который всем сочувствует, но никак не может постичь, что же происходит вокруг. Перед началом съемок Олег Валерианович попал в аварию. Врачи определили перелом тазовой кости и ребер. Басилашвили уже хотел отказаться от роли, однако Бортко твердо заявил, что рассчитывает на него. Воодушевленный актер приступил к съемкам даже не дождавшись полного выздоровления. Но это не помешало ему отлично справиться с поставленной задачей.

Последняя работа Олега Басилашвили – роль Воланда в сериале “Мастер и Маргарита”.

Интересныe факты

* Когда-то Эльдар Рязанов написал расписку для Басилашвили, в которой обязался снимать актера в каждом своем фильме. Он сдержал свое обещание лишь отчасти. Например, в комедии «Ирония судьбы, или с легким паром!» Басилашвили не играет, но зритель может увидеть его в фильме, правда, только на фотографии. Помните момент, когда герой Мягкова выбрасывает в окно снимок Ипполита? На фотографии зрители видят Яковлева, который сыграл Ипполита, однако, когда Надя поднимает фотографию со снега, на ней изображен Олег Басилашвили. Изначально роль Ипполита действительно должна была достаться Олегу, но он отказался от работы из-за смерти отца. Эпизод с фотографией был уже отснят, а когда фильм полностью смонтировали, про этот эпизод Рязанов просто забыл. Просмотрев отснятый материал, создатели картины решили не переснимать момент.

* Чтобы сняться в картине «Вокзал для двоих», актер два месяца практически прожил в одной из подмосковных колоний. Мало кто знает, что его роль писалась с реальной истории. «Виновным» в аварии был композитор Микаэл Таривердиев. Когда автомобиль сбил человека, за рулем сидел не композитор, а актриса Людмила Максакова. Микаэл не попал в колонию, его освободили по амнистии.

* Одно время Басилашвили был депутатом Верховного Совета и ярым приверженцем демократии. Однако его политическая карьера продлилась недолго: на одном из митингов коммунисты атаковали актера. Олег признался, что в него плевали, кидали монеты, а потом избили. С карьерой депутата было покончено раз и навсегда.

* Олег Басилашвили принадлежит к знатному роду, который очень давно владел большим наделом земли на границе Южной Осетии и Грузии. Говорят, что землю предкам Олега подарил грузинский царь. Однажды актер решил посмотреть, что ему принадлежит, и отправился на границу. Его радушно приняли и сказали, что он может делать на своей земле все, что захочет: строить дома, разводить сады и скот.

* Дед Олега был коренным грузином и служил в царской армии. Он лично арестовал Иосифа Джугашвили. Когда к власти пришел Сталин, он вспомнил Ношревана и арестовал в 1939 году. Басилашвили рассказывает, что над дедом так издевались в тюрьме, что после очередного избиения он начал путать буквы в русских словах.

* Во времена Советского Союза Олег много гастролировал по миру и рассказывал, что все актеры ездили за границу с двумя чемоданами: в одном лежала одежда, а в другом — еда, поскольку им платили минимальные суточные, на которые можно было купить только один бутерброд. Однажды на гастролях в Японии Басилашвили получил огромный по меркам советского человека гонорар и попросил одну из актрис пойти с ним в магазин, чтобы Олег купил жене туфли, поскольку у девушки был точно такой размер ноги. Олег до сих пор помнит, что потратил весь гонорар на шесть пар обуви.

написала Grannatt @ Wed, 19 Feb 2014 17:43:41 +0400

* Награды и звания

1969 — Заслуженный артист РСФСР

1977 — Народный артист РСФСР

1979 — Орден Трудового Красного Знамени

1979 — Орден Мира

1979 — Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых — за роль Самохвалова в фильме «Служебный роман»

1984 — Народный артист СССР

1984 — Независимая премия «Кумир»

1994 — Орден Дружбы (17 декабря 1994 года) — за заслуги перед народом, связанные с развитием российской государственности, достижениями в труде, науке, культуре, искусстве, укреплением дружбы и сотрудничества между народами

2004 — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 февраля 2004 года) — за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства

2005 — Царскосельская художественная премия

2007 — КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге (Приз «За создание выдающихся образов в кинематографе»)

2009 — Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (5 февраля 2009 года) — за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю плодотворную деятельность

2009 — Премия Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры

2009 — Премия «Золотая маска» за лучшую мужскую роль — роль князя К. спектакль «Дядюшкин сон»

2009 — Международная театральная премия им. К. С. Станиславского за в номинации «за вклад в развитие российского театра»

2009 — Театральная премия «Звезда Театрала» в номинации «Легенда сцены»

2009 — Почётный член Российской академии художеств

2010 — Президентский орден Сияние, (Грузия)

2011 — Почётный гражданин Тбилиси

2011 — Национальная премия Российской Академии кинематографических искусств «Ника» в номинации «Честь и достоинство»

1997-2011 — Премия «Золотой софит» в номинациях «Лучшая мужская роль» за исполнение роли Креона в спектакле «Антигона» (1997), «За мастерство и совершенство» за роль Уилфреда Бонда в спектакле «Квартет» (2006), за исполнение роли Князя К. в спектакле «Дядюшкин сон» (2008), «За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга»)

2012 — Российская национальная актёрская премия имени Андрея Миронова «Фигаро» в номинации «Самый лучший»

2012 — Почётный гражданин Санкт-Петербурга

2012 — Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника»

2012 — Царскосельская художественная премия

написала Liliane @ Tue, 16 Apr 2013 18:28:28 +0400

Фото (55)

image Пожаловаться Пожаловаться Пожаловаться Пожаловаться Пожаловаться Пожаловаться Еще

Кинофильмы

Без границ Комедия, Мелодрама Янковский Документальный Вербное воскресенье Драма, Сериал Не думай про белых обезьян Комедия, Драма Сонька Золотая Ручка Детектив, Драма Карнавальная ночь 2 Комедия, Музыка Ликвидация Боевик, Детектив Мастер и Маргарита Драма, Мистика Романовы: Венценосная семья Драма, Исторический Идиот Драма, Сериал Азазель Детектив, Исторический Яды, или Всемирная история отравлений Комедия Что сказал покойник Комедия, Криминал Бандитский Петербург 2: Адвокат Драма, Криминал Орел и решка Комедия Предсказание Мелодрама, Триллер Сны Комедия, Исторический Небеса обетованные Комедия, Драма Город Зеро Комедия, Драма Курьер Комедия, Драма Про Веру и Анфису Мультфильм Противостояние Детектив, Сериал Вокзал для двоих Драма, Мелодрама О бедном гусаре замолвите слово Комедия, Драма Несколько дней из жизни И.И. Обломова Комедия, Драма Осенний марафон Мелодрама Служебный роман Комедия, Мелодрама Жизнь и смерть Фердинанда Люса Детектив, Драма Раба любви Драма, Мелодрама Дни Турбиных Драма, Исторический Вечный зов Драма, Исторический День приема по личным вопросам Драма Подзорная труба Комедия Возвращение Святого Луки Криминал Старшая сестра Драма, Мелодрама Гранатовый браслет Драма, Мелодрама В «Дядюшкином сне» он играет князя.  Есть актеры, которым на роду написано играть разных графов и князей. Это называется «порода», а ее не изобразишь, не сыграешь: она или есть, или нет. Олег Басилашвили из числа последних аристократов русской сцены. В его судьбе как-то все удивительно сошлось и перемешалось: и грузинская родословная, и старомосковское происхождение, и мхатовская школа, и конечно, академическая твердыня БДТ — основа его актерского мироздания  и человеческого бытия. При том что были у него сюжеты на стороне — в кино и политике. А то вдруг на восьмом десятке в нем проснулся талантливый литератор

Олег Басилашвили

В книгах Басилашвили сразу чувствуются уверенная рука, острый неподкупный взгляд, вкус к деталям и подробностям. Это не пенсионерские мемуары, а классная театральная проза. Читаешь, и сразу виден человек, скрывающийся за обликом строгого неулыбчивого артиста и народного депутата в импортном твидовом пиджаке: сомнения, одиночество, растерянность перед новой, непонятной жизнью, проносящейся куда-то мимо, мимо. Наплывы воспоминаний как сны, уводящие далеко в прошлое, когда он был молодой и прекрасный, носил офицерский китель в «Эскадре» и гусарский ментик в «Истории лошади», пробовался на Остапа Бендера в фильме «12 стульев», ради которого похудел на сколько-то там килограммов. Тогда в фильм его не взяли, но подвиг героических самоограничений не пропал даром: Товстоногов подарил ему Хлестакова — одну из лучших его ролей…

Кап-кап — мерный звук больничной капельницы возвращает героя его книги в реальность, отсчитывая полагающиеся ему миллиграммы здоровья и сил. Кап-кап… Не слишком щедро, но Олегу Валериановичу грех жаловаться. Он по-прежнему на виду. В театре перед ним трепещут. Публика его обожает. На спектакли, в которых он занят, не достать билеты. Он — национальное достояние. И этот статус вкупе со всеми званиями и легендарными фильмами защищает его от переменчивой театральной фортуны надежнее, чем расположение самого высокого начальства. Жизнь показала, что любое начальство рано или поздно меняется, а Басилашвили — фигура постоянная. Он вписан в петербургский культурный ландшафт вместе со всеми куполами и позолоченными шпилями, растворен в сером, туманном и мглистом пейзаже. Навсегда запечатлен кинокамерой Сергея Вронского в «Осеннем марафоне»: человек бегущий, человек, упрямо и понуро преодолевающий привычные трудности бытия. Человек побеждающий, но при этом не замечающий своей победы. Нет, не переводчик Бузыкин, милый, безвольный человек, обреченно мечущийся между двумя женщинами, но античный Сизиф — подлинный герой Олега Басилашвили, которого он так и не сыграл, но который всегда маячил где-то на горизонте его актерской судьбы.

С тех пор как перебрался в Ленинград, он все время шел в гору, бежал свой бесконечный марафон. Медленно, упорно, не желая замечать скептические и насмешливые взгляды. Ведь в БДТ его поначалу называли не иначе как «муж Дорониной». Надо было это преодолеть. Решающий перелом наступил на «Трех сестрах», когда ему досталась роль Андрея Прозорова. К тому времени они уже расстались с Татьяной Васильевной, и он был сам по себе. Басилашвили и играл в той роли право жить как хочется, не стараясь непременно оправдать чьи-то завышенные ожидания. Горечь финального монолога Прозорова будет перекликаться со многими другими персонажами, сыгранными актером. Они все хотели любви, просто изнемогали от желания, чтобы ими восхищались, любовались, гордились. Они буквально становились другими, когда на них были устремлены чьи-то влюбленные глаза, и тут же скучнели и замыкались, когда никакого интереса к себе не ощущали.

Ненасытный актерский нарциссизм может быть смешным и даже жалким, особенно когда речь идет об актерах-мужчинах. А может стать ослепительным, как у Басилашвили в «Истории лошади» или «Ревизоре». Тут все решают вкус, чувство меры, актерское мастерство. Он так сегодня играет «Дядюшкин сон»: кажется, шаг влево — и получится шарж, шаг вправо — и будет эстрадный скетч. А тут невесомыми, манерными шажками старого подагрика, но всегда четко по центру, по золотому сечению проходящему, там, где откровенный смех пересекается с пронзительной грустью, а понятное сострадание к старости и ветхости героя — с мгновенным насмешливым от него отстранением.

В этом всегда столько внутреннего изящества, какой-то душевной по­движности и легкости, что сознание отказывает воспринимать реальный возраст исполнителя. Неужели восемьдесят четыре? Немыслимо!

Тема актерского долголетия особая и деликатная, а для такого театра, как БДТ, тем более. В подтексте многих воспоминаний и разговоров то и дело слышится скрытая обида, что поколение первачей товстоноговской труппы так и не дало вырваться молодым, не позволило им реализоваться в полной мере. И дело даже не в закулисных интригах или вечной битве амбиций, просто дарования старших оказались на порядок мощнее и ярче. С ними рядом последующие поколения выглядели бледно. Так часто бывает в семьях, где тон задают знаменитые родители, а детей до седых волос держат на подхвате. Да и физически старшие оказались крепче, выносливее. Все они были рассчитаны на марафонские дистанции, которые так и не одолели их молодые соперники. Как безвременно рано сошли с нее Юрий Демич, Андрей Толубеев…

На самом деле это одна из тайных драм БДТ. При всей своей гениальности Товстоногов не смог или не захотел обеспечить себе и своим ведущим актерам молодых преемников. Все, на что его хватило под конец жизни, — это пригласить к себе в труппу двух звезд: Алису Фрейндлих и Валерия Ивченко. И те уже были немолоды. Это такая фараонская беспощадная логика, свойственная всем великим главным режиссерам: вместе со мной должны уйти все.

«Я не понимаю, не понимаю. Объясните мне, объясните!» Почему-то репетиции «На дне» запомнились многим их участникам этими настырными вопросами Басилашвили-Барона и попытками Товстоногова бросить курить. Впрочем, к самоедству Олега Валериановича все в те­атре успели уже привыкнуть, а вот Товстоногов без сигареты был непредставим. В результате под конец репетиций он все-таки не выдержал и закурил.

Постановкой «На дне» театральный круг был полностью пройден и завершен. Началась новая жизнь. Трансляция дебатов со съезда депутатов Верховного Совета вызывала куда более живой отклик у публики, чем сложносочиненные театральные метафоры и превосходная актерская игра. Может, поэтому на исходе 1980-х Басилашвили и ринулся в политику. Но о том, чтобы оставить БДТ, не могло быть и речи. Он никогда бы не предал своего учителя. Хотя соблазнов было много.

И снова изматывающий, бесконечный марафон встреч, дебатов, собраний, выступлений. Сейчас, когда я спрашиваю Басилашвили о надеждах и иллюзиях его депутатского периода, он стоит непоколебимо:  1990-е — святые годы, ельцинская команда реформаторов вытащила страну с самого дна, где мы все тогда оказались. И это надо помнить тем, кто сегодня безответственно клянет девяностые.

…Для интервью нам отвели парадную приемную. Тут обычно принимают самых почетных зрителей: сверкающий лаком паркет, шелковые занавесы на окнах, мебель под старину. Все очень торжественно. Но Олегу Валериановичу как-то неуютно.

— А почему здесь? — удивляется он, недовольно оглядывая люстры и лепнину. — Лучше бы у меня в гримерке.

Но менять дислокацию сложно, поэтому остаемся сидеть в тех же антикварных креслах. Спрашиваю, что подвигло его на вторую книгу.

— Захотелось на бумаге разобраться в сумасшедшем хаосе нашей нынешней жизни. Сложить мозаику из встреч, наблюдений, воспоминаний. Театра как такового в моей книге не так уж и много. Для меня было важнее докопаться до сути. Например, один из центральных сюжетов — судьба моего старшего брата Георгия, пропавшего без вести во время войны. Спустя почти семьдесят лет у меня в руках оказались документы, из которых выяснилось, что брат, начальник штаба дивизии, вовсе не пропал, а был смертельно ранен 7 сентября 1943 года под Ельней, доставлен в полевой госпиталь, где и умер на следующий день. Его похоронили в братской могиле. Остался его офицерский медальон. Все это зафиксировано в официальных бумагах. Почему столько лет от нас скрывали правду, непонятно. Тут одно объяснение — счет убитых шел на миллионы. Проще было отправить формальную отписку: пропал и пропал. Понимаю, что эта частная история касается только меня, но в ней отражена вся суть отношения к людям в нашем Отечестве. И если это не поменять, рассчитывать не на что. Все останется как было.

Спросил о том, как театр впервые вошел в его жизнь, и тут же убедился, что, конечно, Басилашвили — прирожденный писатель. У меня на глазах родилась новелла о военной Москве 1940-х годов. Просто садись и записывай под его диктовку. Гололед, пустынные улицы. Никаких автомобилей, кроме военного транспорта. Скользко, холодно, голодно… И вдруг вместо льда под ногами расчищенный тротуар, желтый песочек, высокие ступени, ведущие в приоткрытые двери с медным кольцом вместо привычной ручки. А там, внутри, веет мягким теплом от радиаторов центрального отопления. Запах уютного дома. Московский художественный театр. Именно этот необъяснимый аромат какой-то другой прекрасной, мирной и недоступной жизни навсегда пленит воображение юного Олега Басилашвили.

Пройдет немало лет, и что-то похожее он вновь испытает уже взрослым человеком на спектакле «Пять вечеров», поставленном Г. А. Товстоноговым. К сожалению, даже самой чувствительной кинопленке неподвластно запечатлеть неповторимое «атмо­сферное облако», которое возникает вокруг великих спектаклей. Оно растворяется в воздухе и исчезает вместе с ними бесследно. Ничего от шедевров не остается. Даже известная киноверсия «Мещан», которую любит показывать канал «Культура», и в сотой доле не передает магии того великого театра, каким был БДТ в годы своего расцвета.

— Значит, театр — дым? — допытываюсь я.

Олег Валерианович устало кивает, да, наверное. А потом, подумав, вдруг резко начинает возражать, как будто ему нанесли личную обиду.

Дата рождения: 26 сентября 1934 года Место рождения: город Москва Олег Валерианович Басилашвили – актер кино и театра, Басилашвили О.В. – певец. Родился в столице России двадцать шестого сентября, в 1934 году. Его отец, Валериан Николаевич, работал в Московском политехникуме связи, где был директором. Мама будущего актёра, Ирина Сергеевна, была доктором филологических наук, научным сотрудником, написала «Словарь языка Пушкина». По материнской линии предки Олега Валериановича были духовными особами (дед был архитектором храмов). Именно в Москве прошли детские года Олега. По сути, его детство не особо отличалось от детства обычных советских ребят. Еще в школе, юный Олег начал интересоваться театром. Вообще уже тогда был заметен гуманитарный склад мышления. Больше всего из всех школьных предметов он не любил математику. Когда окончилась война, Олег активно готовился поступать в театральную школу. Вступительный экзамен в Школу-студию МХАТ дался ему довольно просто, и он оказался на курсе у П. Массальского. Во время обучения он познакомился с Т. Дорониной, которая спустя какое-то время стала его супругой. Свадьба была очень скромной, у молодых не было ни колец, ни свадебного платья. В 1956 году Басилашвили заканчивает МХАТ. Поскольку во время учебы он показывал себя, как довольно посредственного актёра, приглашение он получил только в Сталинградский драматический театр. А вот его жена, Доронина, получила сразу множество приглашений от разных театров, но всё равно отказалась от них, поскольку хотела работать только вместе с мужем. В конце концов, они оба начали играть в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола. В этом же году у Басилашвили прошла первая премьера в кино, он снялся в «Невесте». Доронина сильно повлияла на творческую судьбу своего мужа. В 1959 году она получила приглашение перейти в Большой драматический театр им. Горького. Несмотря на всю заманчивость предложения, она сказала, что будет играть там только тогда, когда её муж тоже будет в нём работать. Директор Г. Товстоногов согласился на это условие. Первым спектаклем Басилашвили стал «Варвара», в котором он играл Стёпу Лукина. В 1959 он еще успел сняться в двух фильмах: «Поднятая целина» и «Горячая душа». Спустя четыре года после устройства в театр, супруги разошлись. Инициатором была Доронина. Спустя много лет, Олег Валерианович говорил, что очень благодарен ей за это, поскольку из-за разницы в характерах, их брак с годами становился всё хуже и хуже. После этого актёр женился на Г. Мшанской, и у пары появилось двое детей: Ксения и Ольга. В 1967 году актёр по большей части начал сниматься в комедиях. За пару лет вышло несколько картин с ним: «Живой труп», «Невероятный Иегудиил Хламида», «Мёртвые души». В 1975 году Басилашвили мог сыграть Ипполита в ставшей невероятно популярной картине «Ирония судьбы». Но в это время, актёр тяжело переживал смерть отца, и отказался от предложенной роли. Конец семидесятых годов был началом наиболее удачного периода в творческой жизни актёра. В 1977 году он играет в «Служебном романе». Роль Самохвалова делает его известным и популярным во всём СССР. После этой работы, он снимается еще в нескольких фильмах Рязанова: «Осенний марафон», «О бедном гусаре замолвите слово», «Вокзал для двоих». На съемках последнего он знакомится с Гурченко, после чего не перестаёт называть её своей любимейшей актрисой. В конце восьмидесятых годов, Олег Валерианович увлекался не только кинематографом, но и политикой. К тому моменту он уже был депутатом Верховного Совета. В 1990 стал народным депутатом РСФСР. В это время, актёр преимущественно снимался в различных сериалах, поскольку отечественное кино начало переживать не самые лучшие времена. Со временем, Басилашвили начал проявлять и другие свои таланты. В 1997 году вышел диск «Дождевые псалмы» с его песнями, написанными на слова Виктора Мальцева. К концу тысячелетия актёр вновь начал всё чаще появляться на экранах. В 1998 он сыграл в сатирической комедии «Судья в ловушке». Этот фильм считается первым в России, который был снят с помощью использования компьютерных технологий. В начале нового тысячелетия сразу вышли фильм «Романовы. Венценосная семья» и сериал «Бандитский Петербург». В этом году вышел еще один диск с его песнями – «Между тик и так». В 2003 играет Епанчина в сериале «Идиот», которого сняли по мотивам произведения Достоевского. Незадолго до съемок, актёр попал в аварию, в которой сломал тазовую кость и несколько рёбер. Но он всё равно приступил к съемкам, даже не дожидаясь полного выздоровления. В 2005 получил еще одну крупную роль – Воланда в «Мастере и Маргарите». После этого успел снять еще в ряде картин. Пока что его последние работы: «Демон и Ада», «Марево», «Взятки гладки». В 2009 году актёр стал дедушкой, его внучку назвали Мариникой. Важные вехи в жизни Олега Басилашвили: • 1934 год – рождение. • Первый брак – 1955 год. • Окончание обучения в МХАТе и получение первой роли в кино – 1956 год. • С 1959 началась работа в Большом драматическом театре им. Горького. • Развод с Дорониной – 1963 год. • 1969 год – получение звания Заслуженного артиста РСФСР. • В 1977 идёт премьера «Служебного романа», после которой актёр получает всенародную известность и Народного артиста РСФСР. • С 1990 по 1993 является народным депутатом. • В 1997 выпускает свой первый музыкальный альбом. • В 2000 году выходит его второй музыкальный альбом «Между тик и так». Также в это время он снимается в «Бандитском Петербурге» и «Романовых». • Серьёзная роль в «Мастере и Маргарите» – 2005 год. • В 2009 становится дедушкой. • В 2012 году актёру присуждают звание Почётного гражданина Санкт-Петербурга. Главные достижения актёра Олега Басилашвили: • Сыграл более пятидесяти ролей в театре. • Участвовал в съемках семидесяти фильмов и сериалов. • Девять раз занимался озвучиванием. • Имеет два музыкальных альбома. • Имеет большое количество различных орденов и премий. • Имеет звание Народного артиста. • Почётный гражданин Тбилиси. • Академик Российской академии кинематографических искусств. • Почётный гражданин Санкт-Петербурга. Занимательные факты из биографии Олега Басилашвили: • Не воспринимает алкоголь. Может выпить совсем немного в случае какого-то праздника. • Любит малиновое варенье и пирожки с вишнями. • Даже после того, как распался СССР, отдавал предпочтение сигаретам «Беломор». • Была история, когда его арестовали пьяные чекисты. Это было связано с тем, что актёр не пропустил их в кинотеатр без очереди.

26 сентября 1934 года родился актер Олег Басилашвили. «Дилетант» предлагает вашему вниманию подборку главных ролей этого артиста.

Телесериал «Вечный зов» (1973−1983)

«Вечный зов» — эпический телесериал, снятый по одноимённому роману Анатолия Иванова. Снимался на «Мосфильме» с 1973 по 1983 годы. На материалах событий полувека (с 1906 по 1961 годы) в фильме показана история семьи Савельевых. Как и их односельчане, они проходят через три войны, революцию, Великую Отечественную войну и послевоенное время.

Белый офицер Лахновский, которого играет Басилашвили — одна из первых крупных ролей Басилашвили в кино. По задумке создателей фильма его герой — персонаж отрицательный. Однако актер смог отчасти смягчить этот образ со свойственной ему интеллигентностью.

Белый офицер Лахновский — одна из первых крупных ролей Басилашвили в кино

«Служебный роман» (1977)

«Служебный роман» — популярный советский художественный фильм, лирическая комедия в двух сериях режиссёра Эльдара Рязанова. Фильм создан на киностудии «Мосфильм» в 1977 году; лидер проката 1978 года — свыше 58 млн зрителей.

В 1979 г. был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.

Конец 70-х — начало 80-х были пиком карьеры Олега Басилашвили. В это время он сыграл одну из самых знаменитых своих ролей — Юрия Самохвалова, персонажа тоже не положительного.

Эльдар Рязанов давно хотел поработать с актером, и даже утвердил его на роль Ипполита в «Иронии судьбы, или С легким паром», но, по иронии судьбы, сыграть в этом фильме Басилашвили не удалось, от его участия осталась лишь фотография, которую Надя выбрасывает из окна — всем известный киноляп. «Служебный роман» стал одним из важнейших фильмов и в жизни Басилашвили, на этих съемках он познакомился и сдружился со многими коллегами, например, с Лией Ахеджаковой.

«Служебный роман» стал одним из важнейших фильмов и в жизни Басилашвили

«О бедном гусаре замолвите слово» (1980)

Действие картины происходит примерно через 20 лет после Отечественной войны 1812 года. Небольшой городок взбудоражен вступлением гусарского полка. В это время в город прибывает из Санкт-Петербурга чиновник граф Мерзляев, имеющий поручение проверить нескольких гусар этого полка на благонадёжность. В местной тюрьме сидит попавший туда за скандальный поступок провинциальный актер Бубенцов, дочь которого — Настю — любит подозреваемый в неблагонадежности корнет Плетнев. Мерзляев привлекает Бубенцова для своей операции, заставив его разыгрывать роль опасного бунтовщика, которого под конвоем должен перевезти Плетнёв. Бубенцов настолько входит в образ, что Плетнев из сострадания отпускает его на свободу, после чего на Бубенцова начинается уже настоящая охота…

Басилашвили сыграл в этом фильме графа Мерзляев. Эта роль писалась специально под Басилашвили. Высокомерный и расчетливый персонаж, при всей своей «непритягательности», все равно располагает к себе зрителя, как говорят о нем герои ленты: «Граф — добрый. Мухи не обидит. Сатрап — он и есть сатрап».

Басилашвили — один из любимых актеров Рязанова. Режиссер даже однажды дал ему расписку, что будет снимать его во всех своих последующих картинах. «Олег взял эту бумагу и бережно спрятал в карман», — вспоминал Рязанов. Следующей их совместной работой стал фильм «Вокзал для двоих».

Басилашвили — один из любимых актеров Рязанова

«Вокзал для двоих» (1982)

Город Заступинск, где-то между Москвой и Алма-Атой, ближе к Воронежу. Вокзальная буфетчица Вера и пианист Платон Рябинин из Москвы познакомились при весьма непривлекательных обстоятельствах. В результате Вера потеряла жениха с дынями, но нашла любимого, который вскоре должен отбыть в отдаленные места, чтобы нести наказание за несовершенное преступление…

Музыкант Платон Рябинин — это, пожалуй, самый любимый в народе из героев Басилашвили и самый положительный из них. Платон берет на себя вину жены, сбившей насмерть человека, и отправляется за нее в тюрьму, где вспоминает о встрече с официанткой Верой и внезапно вспыхнувших между ними чувствах.

«Мастер и Маргарита» (2005)

Телесериал Владимира Бортко по одноименному роману Михаила Булгакова. Премьера состоялась 19 декабря 2005 года на телеканале «Россия» показом первых двух серий. Режиссер Владимир Бортко, по его словам, поставил себе задачу наиболее полно и адекватно передать его содержание.

В фильме широкий звездный состав. Москва начала 30-х показана в тонах сепии, Ершалаим — желтыми и красными оттенками, а «чудеса» Воланда и его спутников в красках. Девиз фильма: «Рукописи не горят!».

Девиз фильма «Мастер и Маргарита»: «Рукописи не горят!»

Одной из самых ярких ролей последнего времени для Басилашвили стал Воланд, в сериале того же Владимира Бортко «Мастер и Маргарита». Актер очень трепетно подошел к работе над этой ролью, считая главным попытаться передать того персонажа, который был дорог Булгакову.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий