Проект «Письма»: «Кому дано было много, множайше взыщется от него…» — НОРА ЧЕРНОГО ХОББИТА — LiveJournal

imageПрекрасный фильм «Союз Спасения» снят очень близко к реальной истории. Но, тем не менее, косяки и изменения сюжета по сравнению с реальными событиями в фильме есть. На положительное восприятие фильма этот момент никоим образом не сказывается, кино все равно отличное, прочитать мою рецензию о нем можно вот здесь. Но рассказать о том, как было на самом деле все-таки стоит. Ближе к концу фильма, показывая разгром восстания Черниговского полка, в фильме показали командира Ахтырского полка Артамона Муравьева, на которого Сергей Муравьев-Апостол очень рассчитывал, так как он его брат и тоже член тайного общества. Но в итоге в фильме Артамон только предложил Сергею подорожную, чтобы тот скрылся, а потом, когда он отказался и военные части встретились, приказал открыть по черниговцам огонь из пушек.imageСергей Муравьев-Апостол в фильмеТак вот – пушки были, гусары, разогнавшие Черниговский полк, тоже были. Но командовал всем этим не Артамон Муравьев. Его сценаристы оставили во главе гусар для накала драматизма, чтобы показать нам: вот глядите «и брат пошел на брата», то есть то, чего боялись декабристы, все-таки случилось. А теперь расскажу, как там было на самом деле. Потому что драматизм драматизмом, но Артамон Муравьев славы человека, стрелявшего в брата не заслужил. Для начала надо понимать, что Артамона Муравьева Сергей Муравьев-Апостол должен был называть в фильме все-таки не «брат», а «кузен», как тогда было принято. Потому что они были троюродными братьями (их отцы были двоюродными братьями). Артамон МуравьевА что с Артамоном? Он к тому моменту уже был арестован. Его арестовали еще 31 декабря, а разгром Черниговского полка состоялся 3 января. В восстании он никакого участия не принимал. По суду был осужден на вечную каторгу, потом срок каторги сократили до 20 лет. В дальнейшем срок каторги сокращали еще два раза – до 13 лет. Из Сибири так и не вернулся, жил на поселении, там же и остался. К нему жена не смогла приехать. Считается, что собиралась, но из-за семейных обстоятельств не получилось, осталась воспитывать сыновей. Из трех сыновей Артамона до взрослого возраста дожил один – Александр. Сам Артамон своих сыновей больше никогда не увидел. Оригинал поста в моем блоге в Яндекс.Дзен

Муравьев-Апостол — автор письма в будущее

Опубликовал: zampolit, 14-09-2016, 08:03, Путешествие в историю, 2 259, 0 В 1836 году ялуторовская колония декабристов пополнилась — сюда прибыл на поселение Матвей Иванович Муравьев-Апостол. Он родился в родовитой дворянской семье. Его отец, Иван Матвеевич, получил вторую часть своей фамилии от деда — гетмана Данилы Апостола, сподвижника Петра I. Мать, Анна Семеновна была одной из образованнейших женщин своего времени. Детство будущего декабриста прошло вне России, он жил в Гамбурге и Мадриде (где отец служил посланником), образование получил в одной из лучших школ Парижа. До самого возвращения в Россию от братьев скрывали, что на их родине существует рабство, и понятно, как ошеломило братьев известие о крепостной зависимости. В 1809 году Матвей Иванович был определен в лейб-гвардии Семеновский полк и сражался под Бородином, Кульмом, прошел Германию, штурмовал Париж. В одном из боев М.И. Муравьев-Апостол был ранен, дважды награжден боевыми орденами. После возвращения из Парижа в 1814 году Матвей Иванович начинает все больше задумываться о судьбах России. Именно война ускорила процесс развития свободолюбивых настроений передового дворянства, недаром именно М.И. Муравьев-Апостол сказал впоследствии: «Мы были детьми 1812 года. Принести в жертву все, даже самую жизнь, ради любви к отечеству было сердечным побуждением. Наши чувства были чужды эгоизму». И вот 9 февраля 1816 года Матвей Иванович, вместе с братом Сергеем, И.Д. Якушкиным, князем Сергеем Трубецким и двумя родственниками Муравьевыми— Александром и Никитой, участвует в создании первого тайного революционного общества и России — Союза спасения. Цель — спасение отчизны от крепостничества и самодержавия. Через два года он становится деятельным членом Союза благоденствия. Даже в 1821 году, уйдя в отставку, по-прежнему горячо интересуется делами Северного и Южного обществ. Весть о восстании на Сенатской площади застает Матвея Ивановича в гостях у брата Сергея, в Черниговском пехотном полку. Тогда же сюда прибыл и третий брат — Ипполит. Братья решают поднять черниговцев против самодержавия. Несколько дней полк кружит по Украине в поисках войск, готовых присоединиться к восставшим. Но 3 января 1826 года у села Трилесы мятежный полк встретили регулярные войска, посланные царем, и картечью расстреляли черниговцев. Сергей ранен. Ипполит, видя, что они терпят поражение, застрелился. Братья были доставлены в Петербург и заключены в Петропавловскую крепость. Верховный суд отнес их к первому разряду государственных преступников и приговорил к смертной казни. Но в числе пяти был повешен только Сергей Иванович, старшему брату казнь заменили 20-летней каторгой с пожизненным поселением в Сибири. Форт «Слава» в Финляндии. Затем Шлиссельбургская крепость. И уже отсюда осенью 1827 года Матвея Ивановича доставили в Якутию, в Вилюйск, маленькое сельцо, большую часть которого составляли якутские юрты. Здесь, в полном одиночестве, вдали от товарищей, Матвей Иванович томился три года. Здесь он, первым из декабристов, начал учить детей грамоте, и его юрта была первой школой в Вилюйске. Только через два года по ходатайству сестры его перевели в Бухтарминскую крепость, где он жил под охраной часового. Здесь в 1832 году он женился на племяннице таможенного начальника Марии Константиновне Константиновой. В 1836 году он вместе с супругой был сослан на поселение в Ялуторовск, где к величайшей радости своей встретился с единомышленниками. Особенно сердечной была встреча с Якушкиным, с которым они вместе служили, воевали, организовывали первое тайное общество. В Ялуторовске Матвей Иванович прожил двадцать лет. В 1935 году при ремонте одного из старинных домов города под плахой «черного» пола, на котором стояла печь, была найдена закупоренная бутылка с письмом внутри. Оно известно в исторической литературе как «Завещание М. И. Муравьева-Апостола»: В Показать / Скрыть текст «По преданиям этот дом построен в последних годах царствования Екатерины II Егором Прокофьевичем Белоусовым. В 1838 году по кончине Егора Прокофьевича этот дом был куплен государственным преступником Матвеем Ивановичем Муравьевым-Апостолом. В 1839 году Муравьев поднял и переделал совершенно этот дом. В 1849 году из сеней сделана комната и печь, под которой Муравьев кладет эту записку. Князь Сибирский, генерал-кригс-комиссар, который был сослан Павлом I в последний или предпоследний год его царствования за то, что Преображенский полк явился к разводу в новых мундирах, которых сукно было слишком светло- или темно- зеленого цвета. При восшествии на престол Александра— сына Павла — князь Сибирский был возвращен в Россию. Князь Сибирский жил в этом доме. Комната снутри им отштукатурена. Муравьев это слышал от самого покойного Белоусова. Государственные преступники, живущие в Ялуторовске в 1849 году, кроме Муравьева-Апостола: Иван Дмитриевич Якушкин; Иван Иванович Пущин; Николай Васильевич Басаргин; Василий Карлович Тизенгаузен; Евгений Петрович князь Оболенский. Андрей Васильевич Ентальцев, наш товарищ, скончался здесь в Ялуторовске, 11 часов полудни 27 января 1845 году — похоронен на Ялуторовском кладбище протоиереем С. Я. Знаменским. В Ялуторовске скончался еще другой наш товарищ Василий Иванович Враницкий в 1830 году. Якушкин и я, мы приехали в Ялуторовск в 1836 году. Пущин и Оболенский в 1834 году, Басаргин в 1847 году, Тизенгаузен в 1829 году, Ентальцев в 1830 году. Для пользы и удовольствия будущих археологов, которым желаю всего лучшего в мире, кладу эту записку 18 августа 1849 года». Именно в этом доме, где была найдена бутылка темно-зеленого стекла с длинным фигурным горлышком, залитым воском, и с письмом, соединенным с пробкой шелковой ниткой, и был открыт музей Памяти декабристов. В доме Матвея Ивановича декабристы собирались часто — каждую неделю, читали письма от друзей, обсуждали различные новости, спорили. Нередко здесь же устраивались музыкальные вечера. И сам хозяин, невысокий, седоусый, с волевым взглядом, умными глазами, обычно был бодр, любил напевать куплеты времен Отечественной войны, хотя ему было уже за сорок и сказывалось ранение, полученное в войне с Наполеоном. В доме останавливались поэт-декабрист, лицейский друг Пушкина Вильгельм Кюхельбекер (при переводе из Кургана в Тобольск), жена декабриста Наталья Дмитриевна Фонвизина, побывали проездом князь Сергей Трубецкой, князь Сергей Волконский с женой Марией. В Ялуторовске Матвей Иванович много читал (он знал три иностранных языка), занимался историей и философией, вел в течение двадцати лет своеобразный метеорологический дневник. В Ялуторовске у Муравьевых в 1837 году родился сын, по прожил недолго. Детей у них больше не было, и тогда они взяли на воспитание дочь сосланного офицера П.Г. Созоновича — Августу и местную девочку, оставшуюся без родителей, которую назвали Аннушкой. После амнистии Муравьевы-Апостолы 1 декабря 1856 года выехали из Ялуторовска и через месяц добрались до Москвы, где и жили некоторое время. Но уже через месяц глава жандармов из Петербурга сообщил генерал-губернатору Московской губернии: «До сведения государя императора дошло, что из лиц, находившихся в Сибири… именно Муравьев- Апостол, Оболенский… проживают в Москве без разрешения и позволяют себе входить в самые неприличные разговоры о царствующем порядке вещей». Местом жительства Матвею Ивановичу определили Тверь, и лишь спустя годы ему было разрешено вернуться в Москву. Некоторым декабристам было возвращено полностью или частично отнятое имущество. Когда Матвей Иванович получил от своих богатых родственников деревню с 500 крепостными, он в растерянности писал Пущину: «…сделаться на старости лет помещиком… преглупая вещь» — и гневно продолжает: «В начале настоящего месяца (речь идет о сентябре 1857 г.) заговорили было опять об уничтожении крепостного состояния — замолчали опять. Вот уже третье царствование, что без толку толкуют об одном и том же». Как видно, Матвей Иванович остался верен политическим взглядам своей юности и молодости. Это подтверждает и внук И.Д. Якушина, знавший хорошо друга своего деда. В журнале «Русская старина» он писал: «Матвей Иванович до самого конца оставался верен своему прошлому, не только по свежему о нем воспоминанию и по горячей любви к этому и к своим товарищам, но также и по верности своим высоким и гуманным принципам, которые нередко сказывались даже в мелочах». В последние годы Матвей Иванович встречается с Львом Толстым. Он писал своей воспитаннице Августе: «Граф Лев Николаевич Толстой, автор романов «Война и мир», «Анна Каренина», с последним своим приездом в Москву навестил меня два раза… Л.Н. пишет роман, в котором декабристы явятся на сцену. Придется разрешать ему трудную задачу…» Великий писатель, правда, не осуществил свой замысел, но в очерке «Стыдно» он хорошо передает услышанные им от Матвея Ивановича интересные факты из жизни прославленного Семеновского полка. Матвей Иванович прожил больше всех декабристов — 93 года, сохраняя полную память. За три года до смерти он продиктовал А.И. Беляеву «Воспоминания» о своей жизни в Сибири, которые были опубликованы в 1886 году в журнале «Русская старина». В феврале 1886 года М.И. Муравьев-Апостол умер. Похоронили его в Москве на Новодевичьем кладбище. Заинтересованность наших читателей темой декабрьского восстания 1825 года на Сенатской площади, а еще больше судьбами участников восстания, вылилось в ряд материалов, посвященных: В.К. Тизенгаузену, Ивану Пущину, Василию Ивашеву, Муравьеву-Апостолу, Ивану Якушкину, Николаю Басаргину, Евгению Оболенскому, Ивану Пущину, Враницкому, Ентальцеву, Черкасову, семье Ентальцевых, декабристам, отбывавшим ссылку в Кургане, картинам, на которых изображены декабристы в Ялуторовске, школам декабристов, церкви декабристов в Чите, месту казни декабристов, городу декабристов – Ялуторовску, музею декабристов в Ялуторовске , роще декабристов.скачать dle 12.1

 

September 2nd, 2017, 07:06 pm

Усадьба Муравьёвых-Апостолов — откуда взялся призрак? ч.1

Да-да, в этой поездке мы столкнулись с несколькими труднообъяснимыми явлениями, которые отлично ложатся на канву рассказов о призраке, обитающем в хомутецкой усадьбе Муравьёвых-Апостолов. Но всему своё время. Рассказ о призраке (если кто в него и верит) был бы не полон без исторической справки об этом месте.

Хомутец, хоть и не являлся самой дальней и труднодоступной точкой, постоянно игнорился моими друзьями по поездкам — это тоже можно списать на мистику места. Ведь и в более забытые богом места мы зачастую ездим охотно. А тут — более полутора лет не могли договориться. В 1689 году Хомутец получает во владение будущий гетман Левобережья Данила Апостол. Тут был построен деревянный дворец, теплицы. Но род Апостолов оказался не вечным — мужская линия закончилась в 1816 году, а эстафету владения небольшим дворцом подхватили Муравьёвы (по женской линии). На фото — явно какой-то остаток земской школы, переделанный в флигель церкви. С начала XIX века усадьба перешла в руки Ивана Матвеевича Муравьёва-Апостола. Родственники были не очень довольны, что наследство дали именно ему, потому сожгли один из домов и вырубали старую липовую аллею. Нового владельца это не смущало, и он взялся за строительство, достроив дворец до того вида, в котором он на нижнем фото. На круге был родовой герб, а не часы. Однако главное, что стоило бы знать об этой усадьбе — что тут было «гнездо» декабристского движения. Декабристы — люди прогрессивные, однако, и неоправданно жесткие — стремились к отмене или смягчению крепостного права, к свержению царя. Сейчас бы таких назвали террористами-подпольщиками. Сам Иван Матвеевич не поддерживал декабристов, а вот его сыновья Ипполит, Матвей и Сергей стали активными участниками движения. С 1825 года жизнь семейного гнезда стала похожей на кошмар. Именно в этом году множественные, разбросанные по империи декабристские организации решили действовать, совершив дворцовый переворот и убив Николая I. Но задум провалился — восстание было жестоко подавлено, государь остался жить. Декабристов смели не только в столице, но и по всей империи. Муравьёвы-Апостолы как идеологи и зачинщики оказались в водовороте событий. Ипполит Муравьёв-Апостол во время восстания Черниговского полка был ранен картечью. Чтобы не сдаться он застрелился. На могиле имперские власти запретили ставить памятник, а табличку с именем приколотили к импровизированной виселице. Сергей, будучи тяжело раненым, схвачен. Ему присудили четвертование, однако вскоре приговор заменили на повешенье. Когда Сергея Муравьёва-Апостола вешали оборвалась верёвка. По законодательному прецинденту того времени висельника, на котором оборвалась верёвка, было положено оставить в живых. Однако Сергею приговора не заменили, повесив бедолагу вновь. Матвей был осуждён на 15 лет каторги. Не удивительно, что такая страшная судьба семьи породила слухи о родовом проклятии.

Отец  несчастного семейства уволился со службы и под видом болезни уехал из империи. Последний потомок — Василий — был бездетным и с 1866 года Хомутецкая усадьба начала ходить из рук в руки по знатным особам. В 1918 году была национализирована большевиками, но до этого разграблена. Сначала тут открыли прокатный пункт помощи крестьянам, потом — агропрофшколу. До 1960-х — зоологический техникум, а после ветеринарно-зоотехнический. Ещё одна история, породившая слухи о призраке — убитая где-то тут девочка-сирота из близлежащего интерната. Вообще на правду не похоже, так как Хомутец интернатом не был. Так же недоказано выглядит утверждение, что тут кого-то массово расстреливали большевики. Пытались тут сделать музей, да всё без толку. Комната декабристов, открытая в усадьбе, была ограблена ночью неизвестными. С 1970-го это исторический памятник, однако статуса архитектурного памятника здание так и не получило. Техникум, который должен был опекаться дворцом, на этот вопрос ожиданно «забил». А потому судьба Хомутца ныне предрешена — усадьба  разваливается. Это ещё сильнее способствует порождению слухов о странных шорохах и стуках в пустом дворце.

Подлил масла в огонь и самоубица, повесившийся в усадьбе. По всей вероятности этот крест поставлен именно после тех событий.

Интересна не только усадьба, но и парк. Ведь его планомерно создавали Апостолы и Муравьёвы несколько веков. 77 гектаторов уникальных насаждений ныне не волнуют никого, кроме очень редких туристов. Да какой там туризм, если автобус сюда ходит раз в день. Важная достопримечательность в парке — черешчатый трёхствольный дуб, посаженный в честь сыновей — Ипполита, Сергея и Матвея их отцом. Сейчас усадьба находится в очень аварийном состоянии. Некоторые несущие стены могут сложиться в любую минуту, потому не советую забредать всем сразу или лезть туда одному. Тот самый техникум, который должен бы опекаться зданием усадьбы. Хомутец хотел-было выкупить какой-то буржуй — дальний предок Муравьёвых. Однако после знакомства с нашей волокитой, наслушавшись рассказов о призраках, он так имение и не восстановил. Об усадьбе в интернетиках пишут разное — что по ночам тут слышен звук бокалов, голоса. Мол окна иногда горят. А не так давно в усадьбе повесился какой-то паренёк. После этого в Хомутец приезжали экстрасенсы из небезызвестной передачи для домохозяек. Местные, у котрых я распрашивал путь, о призраках не предупреждали. Говорили только, что вот-вот обвалится, потому внутрь идти не стоит…

О том, что мы видели в Хомутце воочию — в следующей части…

Из-за безрассудности лидеров декабристов погибли сотни солдат. Но у них были и другие «отношения», в XIX веке именуемые «мужеблудием» и «шаловливым разговором». По крайней мере, между казнёнными декабристами Михаилом Павловичем Бестужевым-Рюминым и Сергеем Ивановичем Муравьёвым-Апостолом…

Между декабристами существовала не только дружба

В советское время декабристов, с лёгкой руки историка Милицы Васильевны Нечкиной, идеализировали, считали «рыцарями без страха и упрёка». Поздней Юрий Лотман и Натан Эйдельман (например, в книге «Апостол Сергей») показали, что декабристам не были чужды человеческие слабости. В то время к 25 годам мужчины, как правило, уже женились. Однако из пяти казнённых декабристов был женат только Кондратий Рылеев, что не мешало ему постоянно изменять супруге. У него были сын (умер в младенчестве) и дочь Анастасия. Вдова казнённого декабриста Рылеева не осталась без помощи — получила от императора Николая I денежное пособие.

Неразлучная пара

Свечи вместо пуль

После провала восстания 14 декабря (по старому стилю) 1825 года в Петербурге, когда были арестованы члены Северного общества, а член Южного общества Павел Пестель арестован раньше, 13 декабря, и после допросов, в которых декабристы называли всех участников заговора, на юг были отправлены приказы об аресте остальных заговорщиков. Восстание Черниговского полка (Южного общества декабристов) во главе с подполковником Сергеем Муравьёвым-Апостолом и поручиком Михаилом Бестужевым-Рюминым не имело чёткого плана. Если посмотреть по карте, то полк шёл то на Киев, то на поместье Бранницкой, то на Белую Церковь. Сохранились заметки, сделанные рукою Матвея на страницах Евангелия, где на французском языке он реконструирует ход восстания Южного общества: «29 — в Ковалевке, 30 — в Василькове, 31 — отправляемся с братом Ипполитом в Мотовиловку, 1 января ночуем в Пологах». В конце концов, полк набрёл на винокурню. Напомним, что восстание было с 29 декабря 1825-го по 3 января 1826 года по старому стилю, а в России принято широко праздновать Новый год. Солдаты восставшего Черниговского полка разграбили винокурню и воспользовались имеющейся продукцией. В результатет за три дня похода полк из сплоченного воинского подразделения превратился в вооружённую буйную толпу, все помыслы которой ограничивались тем, как бы напиться, подраться, пограбить и кого-то изнасиловать. На всём протяжении своего «боевого пути» пьяная солдатня обошла и ограбила все питейные дома, вымогала у деревенских жителей деньги и водку, награбив у них же множество сапог, шапок, исподнего, юбок, чулок, не обошлось без изнасилований. Документально зафиксировано, как «революционные» солдаты не погнушались даже раздевать новопреставленных покойников! А лишь в одном трактире в Мотовиловке «водки и прочих питий» употребили аж 360 вёдер! Чему поначалу не поверили, но следствие установило: так и было, правда «солдаты не столько оных выпили, сколько разлили на пол», да ещё обильно поливали водкой друг друга. Когда полк арестовывали, то в протоколах было зафиксировано, что ружья у солдат были заряжены свечками или не с той стороны. Пьяный полк встретился с правительственными войсками и был легко окружён. Сергея Муравьёва-Апостола ранили в голову, он не мог управлять полком, а подпоручика Михаила Бестужева-Рюмина солдаты не слушались. Младший брат Сергея застрелился, старшего после суда отправили в ссылку.

Орест и Пилад

Большинство восставших были военными, нарушившими присягу, и уже за это их следовало наказать. На допросах декабристы вели себя не по-мужски, плакали, давали показания на своих друзей, хотя никаких пыток к ним не применялось. Они не умели уходить от вопросов. Так, Михаил заявил, что забыл русский язык и помнит только французский. Учитывая, что парой месяцев раньше он перед солдатами спокойно зачитывал программный документ «Православный катехизис» на русском, понятно, что это ложь. После оглашения приговора о казни Сергей попросил о двух вещах: написать письмо брату Матвею (оно так и не дошло до адресата) и поместить его в соседнюю камеру с Михаилом. Так в последнюю ночь другие декабристы слышали, как друзья всю ночь переговаривались. Лев Николаевич Толстой, приступая к написанию эпопеи «Война и мир», первоначально хотел написать о восстании 1825 года, но понял, что истоки восстания берут своё начало задолго до Отечественной войны с Наполеоном. И большое значение имели личные черты декабристов. Толстой всегда очень тщательно готовился и изучал документы. Потому, когда к нему обратился Илья Репин с просьбой подсказать сюжет для картины, то Толстой предложил выделить то, что Бестужев-Рюмин увлёкся Муравьёвым-Апостолом скорее как личностью, чем идеями, и «все время шёл с ним заодно». И только перед казнью, когда декабристов вели к виселице, Бестужев-Рюмин «ослабел, заплакал, и Муравьёв обнял его, и они пошли вдвоём к виселице». Уже стоя под виселицей, с мешками на головах и связанными руками, они пожали друг другу руки. Похоронены все пятеро казнённых в одной могиле на острове Голодай (ныне — остров Декабристов). Молодые офицеры толком так и не сумели организовать восстание. В результате Михаил и Сергей были арестованы и казнены. Обоих повесили в один и тот же день — 13 июля (25 по новому стилю) 1826 года. Конечно, декабристы заслужили жалость и сострадание. И вечную память, которая может предостеречь от подобных ошибок.

Метки: Николай I, эпоха Романовых, Загадки истории, восстание, отношения, казнь, мятеж, гомосексуализм, дружба, восстание декабристов, декабристы

9 октября 2019

Сергей Муравьёв-Апостол и «Декабрьское восстание 1825 года»

9 октября в 1796 году родился русский офицер Сергей Муравьёв-Апостол, декабрист, казненный в числе пяти руководителей восстания. image Участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814-го годов, награжденный золотой шпагой за храбрость. По словам Льва Толстого: «один из лучших людей того, да и всякого времени». 14 декабря (ст. ст.) 1825 года застало Муравьева в Житомире, откуда он повел около 1000 солдат и 17 офицеров на Петербург. Власти, узнав о вспыхнувшем мятеже, бросили против них крупные военные силы. Четыре эскадрона гусар, конная артиллерия с двумя пушками решили исход дела: после шести залпов разгром повстанцев был завершен, а сам Муравьев ранен в голову и схвачен. Сергея Ивановича заковали в кандалы и повезли в Могилев, где были сняты первые допросы. image 20 января Сергей Муравьев был доставлен в Петербург — прямо в Зимний дворец, к Николаю I. От потери крови он так ослаб, что после допроса царь и генерал Левашев должны были поднять его и вести под руки. Даже Николай отдал должное стойкости Муравьева; в своих дневниках он писал: «Одаренный необыкновенным умом, получивший отличное образование, он был в своих мыслях дерзок и самонадеян до сумасшествия, но вместе скрытен и необыкновенно тверд». Высокое мнение о противнике не помешало царю приговорить Сергея Муравьева-Апостола к смерти через повешение. image Отец Муравьева добился перед казнью свидания с сыном в каземате Петропавловской крепости. Он сильно огорчился, увидев его в разорванном и окровавленном мундире. «Я пришлю тебе другое платье», — сказал старик. «Не нужно, — ответил Муравьев, — я умру с пятнами крови, пролитой за отечество». «Для чего Бог создал человека? – вопрошал Муравьев-Апостол, и сам же отвечал: — Для того, чтобы он в Него веровал, был свободен и счастлив… — Для чего же русский народ и русское воинство несчастно? — От того, что цари похитили у них свободу». image

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий