Шалва Амонашвили: «Конечная цель воспитания — научить человека преодолевать самого себя»

28 марта 2018 в 13:41 Создатель гуманной педагогики Шалва Амонашвили 37 лет назад написал своим детям-подросткам письма, которые буквально пронизаны уважением и заботой о личности ребёнка. «Летидор» публикует несколько отрывков из этих писем.

Шалва Александрович Амонашвили — учитель, доктор психологических наук, заслуженный профессор Московского городского педагогического университета.

Шалву Александровича считают создателем гуманной педагогики, в основе которой лежит идея принятия ученика таким, какой он есть. Амонашвили не раз отмечал, что настоящий учитель относится к ученикам почти по-отечески: любит их, уважает и проявляет терпение к их слабостям, помогает преодолеть трудности взросления и тем самым готовит к жизни.

Идеи гуманной педагогики впервые отчётливо прозвучали в письмах, которые Шалва Александрович написал своим детям — сыну и дочери-подросткам — 37 лет назад.

Мы приводим самые важные отрывки из них, но советуем при случае познакомиться с полными версиями писем.

Об умениях слушать и слышать, которые воспитывают взаимоуважение взрослого и ребёнка

«В конце каждого дня мы обычно собираемся за ужином в нашей маленькой столовой и рассказываем друг другу, чем мы занимались днём, что нас порадовало и что огорчило, кого мы встретили и что узнали. Вот тут мы и обнаруживаем, каким длинным был день у каждого из нас и в то же время как незаметно он промелькнул…

По вечерам мы чувствуем, что, оказывается, тоже устали.

Но мы довольны, радуемся, что уже подошли к ступеньке завтрашнего дня. А каким будет наш завтрашний день — это зависит от нашей воли».

О том, как важно читать детям сказки, потому что через них они проигрывают сотни «взрослых» ролей

«Раньше я рассказывал тебе сказки, чтобы развивать твою фантазию и воображение, чтобы ты поняла, какая борьба идёт между добром и злом, как побеждает добро и как дорого обходится ему эта победа. И, конечно, рассказывал ещё, чтобы ты сладко засыпала и видела светлые сны.

Разве ты не догадалась, о ком эта сказка? О тебе, о ком же ещё!

Ты героиня этой сказки.

Так рассказывал мне сказки и отец: я был главным героем его сказок. В сказках отца я прошёл через многие опасности и препятствия, семь раз переплывал семь морей, семь раз переходил семь гор и на седьмое небо поднимался семь раз, спасая красавицу, заточённую в замке за семью замками. У семиглавого чудовища отрезал семь голов, семь раз освобождал прикованного к скале Амирана. И хотя я уже прожил более полувека, всё равно мечтаю, чтобы отец был жив и рассказывал мне сказки».

О том, как общение в семье взаимно обогащает и взрослого, и ребёнка

«По вечерам, перед сном, когда я захожу в твою комнатку и мы с тобой начинаем шушукаться, знаешь, как это меня обогащает? Я многое о тебе узнал и узнал самого себя тоже — какой я отец для своей дочери.

Хотя учил тебя своими письмами уму-разуму, но одновременно сам тоже учился тому, каким мне надо быть».

«Я уверен: путь к взаимопониманию и познанию друг друга проходит через понимание и познание в первую очередь самого себя. И чем глубже человек познает самого себя, свой характер, устремления, ценности, жизненные цели и т. д., тем легче ему будет понять других людей и окружающий мир в целом. А это очень важно — взаимопонимание, это источник вдохновения и творчества, духовных сил и надежд.

Ты силён десятикратно, когда тебя понимают, но становишься во сто раз сильнее, когда ты понимаешь других».

Шалва Амонашвили был сторонником гибкой педагогики. Он считал, что каждый ребёнок — уникальное явление, и каждая воспитательная среда — неповторимая действительность. Поэтому родителям и педагогам нужно постоянно искать подходы к детям и нельзя беспрекословно следовать воспитательной формуле

«нарушил ребёнок что-то — наказывай, сделал что-то хорошее — поощряй».

О том, что ребёнка необходимо постепенно, шаг за шагом знакомить со взрослой жизнью, а не прятать под родительским крылом

«Гуманное воспитание, которое я отстаиваю, вовсе не означает, что надо ласкать и лелеять детей, пичкать их, как птенцов, тысячу раз пережёванным и стерильным умственным и физическим кормом.

Гуманное воспитание не означает также, что из-за боязни, как бы наши птенцы не перепугались, мы станем прятать их под нашими крыльями, чтобы они не увидели, как пошёл град и уничтожил виноградники, как орёл схватил зайца и растерзал его на куски…

И, наконец, гуманным воспитанием будет то воспитание, когда постепенно, но упорно и настойчиво мы будем знакомить ребёнка со светлыми и теневыми сторонами жизни, с добром и злом, внушать веру в победу добра, убеждать, что в нашей общественной жизни ему, когда он вырастет, предстоит решить свою долю задач, что у него много дел впереди. Он и сам должен понять, какие тени нужно уничтожить, какое зло искоренить, прежде всего, какой свет усилить и какое добро упрочить.

Мы должны научить его, как идти по жизненному пути, не боясь трудностей,

и как найти судьбу, точнее, как выковать собственное счастье».

Амонашвили считал, что «конечная цель воспитания — научить человека преодолевать самого себя, так как личность рождается в борьбе с самим собой, и первейший долг воспитателя — помочь воспитаннику одержать победу в этой борьбе».

Эти слова необходимо помнить каждому взрослому, который берёт под крыло маленького человека.

Фото: МИА «Россия сегодня»

Семейный гороскоп

image

1. В воспитании детей нужно придерживаться мысли: Спасибо, Господи, за то, что доверил мне воспитание твоего чада.

Я замечательный родитель, у меня чудный ребенок, которого подарил Бог. Это не моя собственность – мне доверена вселенская сущность. И он пришел в этот мир, чтобы свершить то, что ему предписано, а не для того, чтобы как-то скрасить мою старость.

2. Все без исключения родители желают своим детям только счастья.

При этом в понятие В«счастьеВ» они вкладывают материальное благополучие, карьерный рост, счастливый брак и т.д. Но такие представления о счастье очень ограничены, они закрывают ребенку жизненный путь.

Главная цель – это воспитать благородного и великодушного человека. Разве благородный и великодушный человек пропадет, если родители не оставят ему большого наследства? Конечно нет, так как он имеет духовные ценности. Ведь на самом деле жизнь на Земле – это лишь подготовка к вечной жизни.

3. Воспитать благородного и великодушного ребенка можно лишь на собственном примере.

Подобное воспитывается подобным. Как самим стать такими? Подарить улыбку, какую-то нужную вещь, радостную новость, сделать хороший поступок – это и есть проявление великодушия. Само развитие в себе этих качеств уже будет благородством и великодушием.

4. Сейчас растет новое, особое поколение, так называемые дети-индиго.

Они пришли в это мир, чтобы помочь нам измениться к лучшему. Этого требует сама жизнь. Если кто-то из вас, уважаемые родители, курит, сквернословит, злословит – немедленно перестаньте это делать ради детей! Освободите свои мысли от раздражительности, зависти и претензий к окружающим.

На Востоке говорят: В«Воля – это Бог в человекеВ», поэтому призовите на помощь всю свою волю, чтобы избавиться от всех ненужных и вредных наслоений в уме. Не заселяйте свой ум грязными мыслями и желаниями. Ведь они рождаются, проживают целую жизнь и умирают, оставляя после себя слой энергетической грязи, которая оседает в уме навсегда.

5. Ответственность родителей – ограждать детей от информационной грязи.

То, что сейчас показывают по ТВ, – это настоящая информационная помойка, в которой много агрессии, злости, насилия, которые просто убивают детскую психику. Вместо этого читайте детям книги, которые учат добру, ходите с ними в театры, галереи. Выбрать характер ребенка нельзя, но воспитывать нужно.

Любой ребенок – это носитель огромного богатства, которое мы запираем в сейфы так, что потом дети никогда сами не смогут открыть.

6. Любой ребенок рождается с врожденным чувством красоты.

И родители должны поддерживать и развивать это чувство. Что это значит? Окружить красотой речи, благоприятной обстановкой в доме, теплой семейной атмосферой. Речь – это великий дар Бога, поэтому не тратьте время на пустую болтовню. Передавайте словами мудрость, учите любить, прощать, сопереживать, развиваться духовно, и тогда с помощью слов ребенок будет расти.

7. С детьми нужно разговаривать как со взрослыми, они не любят, когда с ними В«сюсюкаютВ».

Если в вашей речи нет уважения к ребенку, то лучше вообще не говорите. Конечно, сложно это воплотить сразу на практике. Все начинается с мысли, поэтому постарайтесь сами мысленно настраиваться на искренний, уважительный разговор, принимая ребенка таким, какой он есть, и со временем у вас все получится, дорогие родители.

Источник: https://liwli.ru/lifestyle/7-postulatov-gumannoy-pedagogiki-…

Шалва Александрович Амонашвили (р. 1931)В — советский и российский педагог и психолог.

Биография

Родился 8 марта 1931 года в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия). Окончил Тбилисский государственный университет, факультет востоковедения. Педагогическую деятельность начал пионервожатым в 1952 году, будучи студентом второго курса. В 1958 году закончил аспирантуру при НИИ педагогики им. Я. С. Гогебашвили и защитил кандидатскую диссертацию по педагогике в 1960 году.

Ш. А. Амонашвили относится к числу редких учёных, которые отказываются от своей кандидатской диссертации, поскольку она опровергается его последующими идеями. Своими учителями называет Академика Давида Онисимовича Лордкипанидзе (“…Он пристрастил меня к классической педагогике… (Коменский, Ушинский, Гогебашвили, Руссо, Песталоцци. Вся классика) и Барната Иосифовича Хачапуридзе (доктор психологических наук, создал свою версию теории установки, исследовал невоспринимаемые раздражители в установке). В 1972 году защитил докторскую диссертацию по психологии на Учёном Совете Института общей и педагогической психологии АПН СССР. В 1970—1980-е годы он активно взаимодействует с известными московскими педагогами и психологами, в частности с В. В. Давыдовым, который оказывает ему помощь, когда деятельность Амонашвили подвергается резкой критике со стороны официальной педагогики, и его пытаются освободить от должности заведующего лабораторией. С 1958 года по 1991 год работал в НИИ педагогики ГрузииВ — лаборантом, научным сотрудником, учёным секретарём, заведующим лабораторией, заместителем директора, директором, генеральным директором Научно-производственного педагогического объединения.

В 1989—1991 годах был народным депутатом СССР, членом ВС СССР. С 1991 по 1998 год заведовал кафедрой начального образования в Педагогическом университете имени С.В С.В Орбелиани (Тбилиси). С 1998 года по сей день работает заведующим лабораторией гуманной педагогики в Московском городском педагогическом университете (МГПУ).

Член-корреспондент АПН СССР с 23 мая 1985В года, действительный член АПН СССР с 27 января 1989В г., почётный член РАО с 21 марта 1993В года, действительный член РАО с 30 мая 2001В г. Состоит в Отделении психологии и возрастной физиологии. Доктор Honoris Causa Софийского университета (Болгария). Научный руководитель экспериментальных школ в Москве (№В 1715), С.-Петербурге (№В 38), Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других городах. Ректор Академии педагогического искусства и социализации. В сентябре 2001 года для целей дальнейшего научного исследования и популяризации идей гуманной педагогики при Международном центре Рерихов (МЦР) был создан Международный Центр Гуманной Педагогики под руководством Ш.А.Амонашвили. Руководитель издательского дома «Шалва Амонашвили». Вместе с членом-корреспондентом РАО Д.В Д.В Зуевым издаёт «Антологию Гуманной Педагогики» (вышло более 40 томов).

Награды и премии

  • премия Ленинского комсомола (1988)— за цикл работ по проблемам воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • премия Правительства РФ (1997)
  • Рыцарь детства (2007).

Семья

  • родителиВ — Амонашвили Александр Дмитриевич (1910—1942)В — погиб на фронте, Амонашвили Мария Ильинична (1915—1990).
  • сестра — Амонашвили Натела Александровна, учитель Тбилисской I экспериментальной публичной школы №1, д.п.н., автор пособий и дидактических материалов для 1–4 классов.
  • женаВ — Ниорадзе Валерия ГивиевнаВ — доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и истории педагогики МГПУ. Ушла из жизни 24 октября 2012 года.
  • детиВ — Паата (1964)В — психолог, социолог, писатель, издатель, НиноВ — филолог, ювелир.[1]
  • Внуки — Мика (1990) — бизнесмен, строитель; Александр — финансист; Нино — социолог.

Педагогические идеи

Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребёнка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.

Шалва Амонашвили

Основы гуманной педагогики. Книга 3. Школа жизни

© Амонашвили Ш. А., 2012

© ООО «Амрита», 2012

* * *

Введение

В отечественной педагогической традиции на протяжении веков всегда находились особо выдающиеся деятели образования, которые органично соединяли в себе целый комплекс качеств. Они были талантливыми педагогами, тонкими психологами, оригинальными философами образования и педагогическими мыслителями, незаурядными писателями, яркими публицистами, страстными общественными деятелями.

В исторической ретроспективе когорта нравственных и интеллектуальных лидеров российского образования, властителей педагогических дум выглядит так: Н. И. Пирогов – К. Д. Ушинский – Л. Н. Толстой – П. Ф. Каптерев – С. Т. Шацкий – П. П. Блонский – А. С. Макаренко – С. И. Гессен – В. В. Зеньковский – В. А. Сухомлинский.

Начавшись в середине XIX века, эта нравственно-интеллектуальная педагогическая эстафета, несмотря на все тернии и теснины, прошла через XX век и длится уже в XXI столетии. Хорошо, что мы, пусть и поздно, научились понимать значение и отдавать должное не только тем, кто создавал честь отечественному образованию в прошлом, но и сегодня составляет его гордость, – имею в виду Шалву Александровича Амонашвили (р. 08.03.1931).

Когда с высоты времени взираешь на творческий и жизненный путь Ш. А. Амонашвили, то становится очевидно, что Мыслитель изначально нес в себе высокую миссию: сотворить духовно-педагогическое Учение не только для своих современников, но и для будущих поколений. На протяжении 60 лет педагогической деятельности он создал три взаимосвязанные системы:

Учение гуманно-личностной педагогики (сформирована к началу 90‑х годов XX века), которую можно реализовывать в настоящее время;

Школу Жизни (разработана в середине 90‑х годов XX века), которую возможно осуществлять в первой четверти XXI века;

Духовно-гуманную Педагогику (сотворена в первое десятилетие XXI столетия для Вечности), которая может быть востребована и реализована во второй четверти XXI века. Местом конденсации идей этой педагогики выступает ноосфера или, как ее определяет сам Шалва Александрович, находящаяся вокруг Земли «Сфера Сердца».

С чего начинается педагогика?

С узких улочек старой Варшавы, с приюта для еврейских детей-сирот «Наш дом», как у Януша Корчака?

С напоенной полынным ароматом украинской степи, прохлады ставка, песни жаворонка в голубом небе, со «Школы радости» для крестьянских детей, как у Василия Сухомлинского?

Или, как у Шалвы Александровича Амонашвили, с залитого солнцем Тбилиси, рассказов стариков из родного села Бушети. Дара дедушки, явившего образ мудреца, умеющего разговаривать с виноградной лозой и смотреть на мир философски. И света бабушки, с ее всепоглощающей добротой и всепрощением. С первых уроков добра отца Александра Дмитриевича, директора самой большой в Тбилиси типографии, отказавшегося от брони и погибшего в 1942 году в Крыму.

И уроков сердечной справедливости матери Марии Ильиничны – красивой и умной женщины, которая уберегла своих детей, не потеряв верности ушедшему на войну мужу.

С удивительной учительницы литературы Варвары Вардиашвили, которая целый год, отодвигая всякие программы, читала и размышляла с восьмиклассниками о поэме «Витязь в тигровой шкуре» – Пятом Евангелии для грузина. Она заложила в Шалве Александровиче то, что впоследствии стало смыслом его жизни, – образ гуманного учителя.

Сейчас невозможно представить, что Ш. А. Амонашвили мог посвятить себя другой профессии. Однако в юности он писал незаурядные стихи (и даже имел среди сверстников почетное прозвище «Поэт»), мечтал стать журналистом. И его, окончившего школу с золотой медалью, должны были без экзаменов принять на факультет журналистики в Тбилисский университет. Но не приняли…

Отец Шалвы Александровича очень хотел, чтобы сын стал дипломатом. И, исполняя это своеобразное завещание отца, Амонашвили с отличием закончил факультет востоковедения Тбилисского университета (отделение персидского языка и истории Ирана), занимался переводами с персидского (кстати, и сейчас Шалва Александрович наизусть читает Омара Хайяма на языке оригинала).

В 1951 году, в 20 лет, параллельно с учебой в университете он начинает работать в школе, став старшим пионервожатым. Конечно, это был необычный пионерский вожатый, который устраивал для детей интересные походы, например, из Тбилиси, через перевалы, до Мцхеты туристы поднимались на Джварский (Крестовый) монастырь. В этих походах дети приобретали ценные знания и навыки, и главное, закреплялась дружба и приходила любовь к родине.

Материал из Циклопедии Перейти к: навигация, поиск ← другие однофамильцы ‘ Научный деятель

Паата Шалвович Амонашвили — президент Международного центра Гуманной педагогики, доктор психологических наук, писатель, психолог, социолог, педагог, преподаватель.

[править] Биография

Родился 20 февраля 1964(19640220) года в Тбилиси, Грузия. В школьные годы воспитывался в Первой экспериментальной школе, где с 1965 по 1979 годы работала Лаборатория экспериментальной дидактики академика Шалвы Александривича Амонашвили. Там закладывались теоретические основы и практическая база Гуманной педагогики.

В 1980 году окончил школу и поступил на факультет психологии Тбилисского государственного университета, который закончил в 1985 году по специальности социальная психология. Педагогическую деятельность начал в 1986 году преподавателем психологии в Телавском государственном педагогическом институте (Грузия).

В 1987—1991 годах учился в аспирантуре Тбилисского государственного университета по специальности социология, читал лекции по психологии и социологии.

В 1990 году прошел интенсивный трехмесячный курс повышения квалификации для социологов в университете Манчестера в Великобритании.

В 1991 году, вместе с коллегами (Сосо Какубава, Мераб Пачулия) учредил первый независимый социологический центр в Грузии — Центр социальных исследований Грузии.

В 1992 году вместе с супругой Тамара Схвитаридзе участвовал в учреждении детской художественной студии «Бсти Бубу» (учредителями также являются Мака Арошидзе, Хатуна Цулаия, Нино Гогадзе).

В 1994—2002 годах работал заместителем директора «Издательского дома Амонашвили», г. Москва. В этот период начинает писательскую деятельность и пишет следующие книги: «Пучок лучей» (роман-сказка для детей и взрослых; издательство «Матрица», 2001 г., Тбилиси, на грузинском языке), «Америка XXI век» (публицистическая новелла; издательство «Беловодье», 2003 г., Москва), «Соновещание» (повесть; издательство «Басти Бубу», Тбилиси, 2008 г., на грузинском языке).

В 2012 году Паате Шалвовичу Амонашвили было присуждено звание Рыцаря гуманной педагогики.

В 2013 году, координационный совет избрал его президентом Международной ассоциации общественных объединений «Международный центр гуманной педагогики».

В последние годы в новом жанре духовной фантастики изданы следующие романы Пааты Шалвовича Амонашвили: «Блокбастер» («Амрита-Русь», Москва, 2011 г.), «Ангел хранитель во мне» («Амрита-Русь», Москва, 2012), «Больной врач» («Амрита-Русь», Москва, 2014), «Марк Фабий Квинтилиан» («Амрита-Русь», Москва, 2015), «В поисках учителя» («Издательский дом Амонашвили», Москва, 2016).

В 2017 году защитил степень доктора психологии в Грузинском университете имени Андрия Первозванного Патриархии Грузии (г. Тбилиси). Тема представленной монографии: «Влияние эмоционального отношения ученика к учителю на академическую успеваемость». В этой фундаментальной работе сделана попытка объединить гуманную педагогику с теорией установки Д.Узнадзе и с гуманистической психологией.

Паата Шалвович Амонашвили ведет широкую образовательную деятельность и психологические консультации. Семинары, мастер-классы и тренинги для учителей и родителей, которые он проводит совместно с Шалвой Александровичем Амонашвили, или самостоятельно, ежегодно посещают около 6 тысяч слушателей.

[править] Семья

  • Отец — Амонашвили Шалва Александрович (р. 1931),
  • Мать — Ниорадзе Валерия Гивиевна (1935—2012).
    • Сестра — Амонашвили Нино Шалвовна — филолог, ювелир (р. 1966).
    • Жена — Схвитаридзе Тамара Мириановна (р. 1962), журналист, главный продюсер «Басти Бубу».
      • Дочь — Амонашвили Нино Паатовна (р. 1987) — социолог, ассистент профессора в Тбилисском государственном университете.
      • Зять — Васадзе Геги Бачукиевич (р. 1986) — маркетолог, предприниматель.
        • Внучка — Васадзе Тамуси Гегиевна (р. 2007).

Категории:

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий