Светлые образы русской жизни. Пластов Аркадий Александрович – tatasoz — LiveJournal

Previous Entry | Next Entry

Светлые образы русской жизни. Пластов Аркадий Александрович

(31(19).01.1893, с. Прислониха Симб. губ. – 12.05.1972, с. Прислониха Карсунского р-на Ульян. обл.) Народный художник СССР (1962), лауреат Государственной премии СССР (1946), Ленинской премии (1966) и Государственной премии им. И. Е. Репина (1972). Автор исторических и тематических картин, портретист, пейзажист, иллюстратор. Один из наиболее ярких и самобытных мастеров, посвятивших творчество современной деревне; жанровые картины и пейзажи проникнуты поэтическим восприятием природы, жизни крестьян. Аркадий Александрович Пластов родился 31 января 1893 года в селе Прислониха Симбирской губернии в семье деревенского иконописца. Родители его мечтали, чтобы сын стал священником. По окончании трех классов сельской школы, в 1903 году Аркадия отдали в Симбирское духовное училище. Еще через пять лет он поступил в Симбирскую духовную семинарию. Весной того же 1908 года он близко столкнулся с работой артели иконописцев, подновлявших церковь в Прислонихе. «Когда начали ставить леса, – пишет художник в своей автобиографии, – тереть краски, варить на крутом берегу речки олифу, я сам был не свой и ходил, как зачарованный, около приехавших чудодеев». Наблюдая, как на стенах старой, закопченной церкви рождался новый, невиданный мир образов, мальчик твердо решил: «Быть только живописцем и никем более».

«Витя-подпасок» 1951 Тройка Август колхозника 1957 Овцы пасутся 1944

Летом 1912 года, решив посвятить себя искусству, Аркадий поехал в Москву. Он так описывает свою встречу со столицей: «Сам не свой, я брожу по Москве, как во сне. Кремль, Красная площадь, соборы, потом Третьяковка. Можно ли описать эти сверхъестественные переживания? Это блаженство, от которого я – крепкий, как жила, парень в 19 лет – задыхался, точно я нес на плечах дом в три этажа. Выразишь ли словами клятвы, какие давались перед этими таинственными и мощными созданиями гениев?» Сначала Пластов обучается в мастерской И.И. Машкова, а затем в Строгановском училище, где его учителями были С.С. Алешин и Ф.Ф. Федорковский. В 1914 году Пластов поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества, где занимался у скульптора С.М. Волнухина и живописцев А.М. Корина, А.М. Васнецова, А.Е. Архипова, А.С. Степанова, Л.О. Пастернака.

Апрель 1964 Мартовское солнце Молодые 1957 Черняев Пётр Григорьевич 1949

После Октябрьской революции в 1917 году Пластов уехал домой в деревню. Почти восемь лет он жил в Прислонихе, работал секретарем сельсовета, крестьянствовал, много рисовал, мечтал «в целом цикле картин развернуть эпопею крестьянского житья-бытья». Тогда художник начал писать этюды, изображая окрестную природу и своих земляков. Лишь в 1925 году Пластов возвращается в Москву, где работает над сельскохозяйственным плакатом. При этом он продолжает часто и подолгу бывать у себя в Прислонихе. В период коллективизации Пластов принимал самое горячее и непосредственное участие в организации колхоза в своем селе, сам два года работал рядовым колхозником, а уезжая на зиму в Москву, получал справку о том, что «колхозник А.А. Пластов отпускается на зиму в отхожий промысел по своей специальности». 1931 год стал своеобразным Рубиконом. После того как пожар уничтожил дом и все имущество художника, в том числе все этюды и эскизы, художник оставил полевые работы и с новой, еще большей энергией принялся за живопись.

Колхозный праздник 1937 (фрагмент) Весна на Мирской горе 1941 Дорога из Тагая 1941 Колхозный праздник (праздник урожая)

Твердо придерживаясь правила: ничего не писать, не проверив несколько раз на натуре, Пластов уже в эти годы выработал метод самого подробного и тщательного этюдирования всех частей и деталей картины. Благодаря этому его эскизы обрастали великим множеством рабочих этюдов, рисунков, набросков, в той или иной мере связанных с замыслами будущих картин. Для Пластова тогда вся сложность заключалась в том, чтобы при переносе изображения с этюда на картину не растерять свежести, непосредственности восприятия.

Весна в Заречной 1950 У мельницы 1947 Сбор картофеля 1956 Портрет трактористки Мани Черняевой. 1949 Летом 1954 Девушка с велосипедом 1956

В своей автобиографии художник писал о работе над картиной «Купание коней»: «Натура была столь изобильна и неисчерпаема, что иногда, и довольно часто, я становился в тупик, когда же я должен остановиться и на чем остановиться? Самое противоположное было одинаково пленительным, и едва я приостанавливался в собирательстве этюдного войска, как тотчас же начинало ныть сердце – мало, положительно мало. Да и отход этюдов был громадный. Хороший сам по себе, но будучи переведен в картину, он вдруг терял все свои положительные качества, вернее, он не выносил обтески перед тем, как ему лечь в картину, – от него оставалось слишком мало, и на одно место их надо было целый пяток, а то и больше». В 1935 году с успехом были впервые показаны в Москве картины Пластова «Стрижка овец», «На сенокосе», «Колхозная конюшня». С тех пор он постоянный участник всех больших художественных выставок. Проходит еще несколько лет, и картина «Колхозный праздник», показанная на выставке «Индустрия социализма» в 1937–1938 годах, приносит автору заслуженный успех. Картина привлекла яркой красочностью. Здесь художник с большой поэтичностью и полнотой показал быт русской деревни тридцатых годов. Он так пишет о замысле этого полотна: «Шум, толчея, гам, . Я не пытался отдельные составные части композиции принести в жертву какому-нибудь отдельному моменту. Мне, напротив, хотелось, чтобы все путалось между собой до неразберихи и было забавно даже при длительном рассмотрении. Каждой детали мне хотелось придать ту правдивость и занятность, какая в натуре всегда присутствует. Хотелось, чтобы зритель растерянно оглядывался – куда бы ему самому присесть и с кем чокнуться… в процессе работы пришлось сделать около двухсот этюдов».

После дождей 1957 Лето (фрагиент) 1960 Слепые. Сцена из прошлого. 1966 Портрет художника Николая Пластова. 1965 Полдень 1961

Перед самым началом Великой Отечественной войны Пластовым был исполнен ряд больших композиционных акварелей, в том числе «Выборы комитета бедноты», носящая автобиографический характер. В произведениях военных лет художник достиг огромного драматизма, живописного воплощения больших мыслей и чувств. Еще до своей поездки на фронт в конце 1942 года Пластов в течение первых полутора военных лет создает целую серию картин: «Гитлеровцы пришли», «Защита родного очага», «Пленных ведут», «Один против танка».

Немцы идут (Подсолнухи) Июнь 1941 Фашист прилетел 1942

«”Фашист пролетел” (1942) – одно из самых сильных полотен советской живописи времени Отечественной войны, – считает О. Сопоцинский. – Война предстает здесь в своем страшном обличье. Бессмысленность трагически оборванной жизни особенно впечатляюща на фоне мирной природы, в тихом уголке, где нет и намека на войну. Картина Пластова проникнута глубоким гуманистическим содержанием. В ней слышится проклятие войне. Полотно “Фашист пролетел” замечательно в живописном отношении. Художник словно настраивает восприятие зрителя на определенный лад, изображая блекло-рыжую осеннюю траву, трепещущие на ветру желтые березки, затянутое в сизые облака сумрачное небо. Этот красочный аккорд помогает выразить щемящую боль, чувство невозвратимой утраты». «Кончена война, кончена победой великого советского народа над чудовищными, небывалыми еще во всей истории человечества силами зла, смерти и разрушения. Какое же искусство, мы, художники, – пишет Пластов в своей автобиографии, – должны взрастить сейчас для нашего народа: мне кажется – искусство радости… Что бы это ни было – прославление ли бессмертных подвигов победителей или картины мирного труда; миновавшее безмерное горе народное или мирная природа нашей Родины – все равно все должно быть напоено могучим дыханием искренности, правды и оптимизма. Это настроение и определило содержание новой моей картины “Сенокос”… Я, когда писал эту картину, все думал: ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся – смерть кончилась, началась жизнь».

На сенокосе 1945

Буйная поросль трав, ликующий солнечный день, вольные движения косарей, сверкание ярких, насыщенных красок – все в этом произведении радуется наступившему миру. Одновременно с картиной «Сенокос» (1945) Пластов пишет другое полотно – «Жатва», где художник передает скудость и тяжесть жизни деревни военных лет. С простотой и любовью рисует художник детишек и старика, расположившихся за скромной трапезой. Нелегка их жизнь, нелегок крестьянский труд.

Жатва 1945

В 1946 году Пластов создает одно из самых лиричных своих полотен – «Первый снег». Ощущением радостной полноты жизни проникнута написанная в первые послевоенные годы картина «Едут на выборы» (1947). Продолжает сельскую тему картины «Колхозный ток» (1949) и «Ужин трактористов» (1951). Последняя картина была экспонирована на выставке в Лондоне в 1958 году. Президент Королевской академии художеств Чарльз Уилер, долго рассматривая ее, сказал: «Как много дает такое искусство… Реализм… Вы знаете, я как-то теперь особенно ясно понял, почему вы, русские, смогли выстоять в войне и победить. Кто может так упоенно работать, о, того нелегко одолеть! Да, вы знаете толк в работе».

Первый снег Колхозный ток (фрагмент) 1949 Едут на выборы 1947 Ужин трактористов 1951

В 1953–1954 годах художник пишет прекрасные картины – «Юность» и «Весна». На первой среди яркой зелени трав резко выделяется крупное розовато-охристое пятно обнаженного по пояс юноши, упоенно отдающегося летнему теплу, солнцу. «Весна» (1954), пожалуй, лучшая картина художника. Не зря восхищенные посетители Третьяковской галереи назвали ее «Северной Венерой».

Юность 1954 Полдень 1960

Как пишет И. Емельянова: «Художник-реалист Пластов выбирает сюжет, где нагота естественна: он изображает молодую женщину в открытом предбаннике “курной” деревенской бани, топящейся “по-черному”. Неожиданно смело и вместе с тем изысканно красиво сопоставление розово-перламутровых тонов нежного обнаженного тела молодой женщины и русых рыжеватых волос с потемневшими от времени серыми бревенчатыми стенами, почерневшей от сажи дверью бани и с теплым тоном золотой соломы на полу предбанника. Мастерство живописца проявляется и в передаче материальности изображенных вещей: холодной тяжелой воды в ведре, ярко начищенного медного таза и т.д.»

Весна 1954

Русской женщине, красоте материнства посвящает Пластов ряд своих произведений шестидесятых годов: «Солнышко» (1964–1966), «Из прошлого» (1969), «Мама» (1964).

Мама 1964 Солнышко 1964

«Последнее полотно наполнено какой-то особой теплотой, покоем мирного бытия. Фигуры матери и детей придвинуты к самому краю картины. Неглубокое пространство ограничено стеной избы. Как всегда, у Пластова огромное, решающее значение в создании образа, эмоционального настроя картины имеет цвет. На фоне ярких, киноварно-красных подушек особенно выделяются фигура матери в белой кофточке, нежно-розовое личико и золотистая головка подошедшей к колыбели девочки. Несмотря на подчеркнутую яркость и кажущуюся на первый взгляд пестроту, все в картине сгармонировано, все служит одной цели – созданию настроения радостной приподнятости» (М. Ситина).

Деревенский март 1964 Костер в поле 1969 Смерть дерева 1961

Надо отметить работу Пластова над иллюстрациями к произведениям художественной литературы, например, к рассказам Л.Н. Толстого «Холстомер» (1952–1954) и «Три смерти» (1953–1954), выполненные акварелью и гуашью. Художник продолжал работать до самых последних дней. Умер Пластов 12 мая 1972 года.

Вну рисует 1959 Портрет внука 1960 Автопортрет

В Прислонихе созданы лучшие его пейзажи, портреты односельчан. Многие из них были заготовками для больших тематических полотен, вошедших в историю отечественного искусства 20 в. С 1935 – участник всесоюзных, всероссийских и международных выставок. Действительный член Академии художеств СССР (1947), награжден золотой медалью Министерства культуры СССР (1958). Сын П. – Николай Аркадьевич тоже был художником, долгое время жил и работал в Прислонихе. Внук – Николай Николаевич тоже художник, живет в Москве. Произведения Пластова хранятся во многих музеях страны, в Ульяновском областном художественном музее – около 100 произведений живописи и графики, поступивших в 1940-1970-е из Министерства культуры России, а также от автора; часть из них включена в экспозицию филиала – Музея современного изобразительного искусства им. А. Пластова. Среди них: «Деревенский март» (из цикла«Люди колхозной деревни»), «Мартовское солнце», «Костер в поле», «В лесу», «Праздник», «Дети на прогулке», «Никита Гуляев», «Валя Волкова», «Осень. Прислониха».

tatasoz-

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Профиль

tatasoz

Календарь

July 2016
S M T W T F S
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

View All Archives

Теги

View my Tags page

Categories

View my Categories page Powered by LiveJournal.com Designed by Jamison Wieser

О знаменитости

Доп. информация по биографии Аркадий Александрович Пластов

–>

31 января 1893 – 12 мая 1972

советский живописец

Народный художник СССР (1962). Лауреат Ленинской (1966) и Сталинской премии первой степени (1946). Действительный член АХ СССР (1947).

Биография

А. А. Пластов родился 19В (31)В январяВ 1893 года в селе Прислониха (ныне Ульяновской области) в крестьянской семье, его дед был иконописцем.

Три года проучившись в сельской школе, в 1903 году Пластов поступил в Симбирское духовное училище. После училища он учился в Симбирской духовной семинарии, а в 1912 году решил получить художественное образование и уехал в Москву. Некоторое время занимался в мастерской И.В И.В Машкова, а затем поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, где одним из его учителей был Ф.В Ф.В Федоровский. Проучившись в нём с 1912 по 1914 годы, Пластов поступил в МУЖВЗ на скульптурное отделение.

Его учителями были знаменитые художники: скульптор С.В М.В Волнухин, живописцы А.В М.В Корин, А.В М.В Васнецов, А.В Е.В Архипов, А.В С.В Степанов, Л.В О.В Пастернак.

В 1917 году вернулся в родное село, где начал заниматься живописью, постоянно работая с натуры.

С 1935 году выступал с жанровыми картинами, отмеченными знанием быта советской деревни, любовью к её людям, жизненностью образов, живописным мастерством («Колхозный праздник», 1937, «Колхозное стадо», 1938). Откликаясь на события, волнующие советский народ, Пластов изображал, как преломляются они в колхозной жизни; в качестве действующих лиц в картинах Пластова выступают обычно его односельчане.

А. А. Пластов умер 12 мая 1972 года в родном селе.

Творчество

Аркадий ПластовВ — «певец советского крестьянства». Одна из первых значительных работ «Купание коней» была им дополнена для выставки «20 лет РККА». Для выставки «Индустрия социализма» он тоже написал картину под названием «Колхозный праздник» (1937), в котором «красочно передал новый быт социалистической деревни». Другое яркое произведениеВ — «Колхозное стадо» (1938). Общие черты его картинВ — жанровая сцена не мыслится вне пейзажа, вне русской природы, которая всегда трактуется лирически. Другая его особенностьВ — отсутствие конфликта или особого момента, события в сюжетеВ — хотя поэтическая выразительность образа при этом создается.

В работах Пластова отражены испытания советского народа в годы Великой Отечественной войны («Фашист пролетел», 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы («Жатва», «Сенокос», 1945, обе картины удостоены в 1946 Сталинской премии), праздник выборов в Верховный Совет («Едут на выборы», 1947), послевоенный трудовой подъем («Колхозный ток», 1949, «Ужин трактористов», 1951), быт русской деревни («Родник», 1952, «Летом», 1954). Так же широко известна получившая широкий резонанс в обществе картина «Весна». Главная героиня картины была прозвана «Северной Венерой».

Яркость и эмоциональность замысла отличают работы Пластова в области иллюстрации («Мороз, Красный нос» Н.В А.В Некрасова, 1948; «Капитанская дочка» А.В С.В Пушкина, 1948—1949; произведения Л.В Н.В Толстого, 1953; рассказ А.В П.В Чехова, 1954, и др.), пейзажа, сельскохозяйственного плаката. Красочные образы деревенской жизни и родной природы Пластов запечатлел в акварелях к книгам для детей. Некоторым произведениям художника недостает глубокого раскрытия и обобщения черт нового в колхозной жизни; но в лучшей своей части творчество Пластова тесно связано с передовыми идеями современности и реалистическими традициями русского искусства и отличается ярко выраженным национальным характером, народностью образов, поэтичностью замысла, выразительностью колористических решений. Мастер при жизни стал признанным классиком советской живописи. Репродукции его картин постоянно включались во все школьные учебники и хрестоматии.

Память

  • В Ульяновске в честь Аркадия Александровича названа улица, а на ней установлен памятник художнику.
  • На родине художника в селе Прислониха в 1988 году открыт музей «Народный художник А.В А.В Пластов», посвящённый жизни и творчеству Аркадия Александровича.
  • В СССР выпущены почтовые марки с изображением картин Пластова.
  • Работы Пластова вошли в собрание Института русского реалистического искусства (ИРРИ).

Награды и премии

  • народный художник СССР (1962).
  • Ленинская премия (1966) — цикл картин «Люди колхозной деревни» (1951—1965).
  • Сталинская премия первой степени (1946) — за картины «Сенокос» (1945) и «Жатва» (1945).
  • Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина (1972 — посмертно) — за картины «Костёр в поле», «Из прошлого» и портреты современников.
  • два ордена Ленина и медали.

Библиография

  • Русские художники, TEPPA-Книжный клуб, Москва, 2001.

Комментарии

Франсиско Гойя

великий испанский художник

Михаил Врубель

русский художник

Иероним Босх

нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства

Караваджо

итальянский художник

Тициан Вечеллио

итальянский художник эпохи Возрождения

Энди Уорхол (Андрей Вархола)

американский художник, король поп-арта

Фрида Кало (Магдален Кармен Фрида Кало у Калдерон)

мексиканская художница

Оскар Клод Моне

французский художник

Главная в†’ Детям о живописи в†’ Великие художники

(1893—1972)

Опушка небольшого осеннего леса. Грустные осинки теряют последние пожелтевшие листья. Небо подернуто легкими облачками, и в глубине его видна удаляющаяся зловещая черная точка. А на земле, уткнувшись простреленной головой в побуревшую траву, лежит мертвый пастушок. Совершено жестокое, бессмысленное убийство, которое вместе с верной собакой мальчика, кажется, оплакивает сама земля, по-осеннему печальная природа. Художник создал образ, потрясающий по силе своего воздействия, вскрывающий бесчеловечную сущность фашизма, пробуждающий чувство священной ненависти к злобному и беспощадному врагу. Картина называется «Фашист пролетел», и написана она в 1942 г.

А. А. Пластов

А. А. Пластов родился в семье сельских иконописцев и провел большую часть своей жизни в деревне Прислонихе бывшей Симбирской губернии (ныне Ульяновской области), близко знал и горячо любил деревенских людей, проникновенно, по-крестьянски мудро и поэтично воспринимал родную природу, уже будучи признанным мастером советского искусства, народным художником СССР, он продолжал жить и работать среди своих земляков, никогда не изменяя раз и навсегда избранной теме.

А. А. Пластов. Фашист пролетел. 1942. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

Пластов учился в Строгановском художественно-промышленном училище и у известного скульптора С. М. Волнухина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Он тщательно изучал и зарисовывал природу родных мест и своих земляков-крестьян и на основе многочисленных этюдов писал большие композиции на темы колхозной жизни: «Колхозный праздник», «Купание коней» и др. Деревенские будни нашли отражение в картинах военных лет, скупых по решению, написанных коричневато-землистыми, суровыми, как само время, красками («Жатва»). Но каким буйным половодьем цвета, полнокровной радостью бытия пронизан «Сенокос», созданный в год великой победы над врагом!

А. А. Пластов. Сенокос. 1945. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

Тихой, внешне неброской поэзией повседневного труда сельских тружеников овеяны лучшие произведения художника послевоенных лет: «Ужин трактористов», «Витя-подпасок». Они вошли в цикл «Люди колхозной деревни», за который Пластов в 1966 г. был удостоен Ленинской премии.

А. А. Пластов. Ужин трактористов. 1951. Холст, масло. Иркутский художественный музей.

Размышления о красоте и смысле жизни, стремление увидеть за, казалось бы, незначительными явлениями повседневного деревенского бытия глубокий философский смысл особенно характерны для последних работ художника («Смерть дерева»).

А. А. Пластов. Смерть дерева. 1961. Холст, масло. Национальный художественный музей республики Беларусь, Минск.

Пластов был неутомимым рисовальщиком. Он никогда не расставался с небольшим альбомом и карандашами. Его многосторонний талант нашел свое отражение в прекрасных иллюстрациях для книг русских и советских писателей.

Рекомендуем также:

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 сентября 2020; проверки требуют 43 правки. Перейти к навигации Перейти к поиску

Аркадий Александрович Пластов
Дата рождения 19 (31) января 1893 или 31 января 1893(1893-01-31)[1]
Место рождения Прислониха, Симбирский уезд, Симбирская губерния, Российская империя
Дата смерти 12 мая 1972(1972-05-12)[2][3][4][…] (79 лет)
Место смерти Прислониха, Карсунский район, Ульяновская область, РСФСР, СССР
Подданство  Российская империя
Гражданство  СССР
Жанр сюжетный, портрет, иллюстрация
Учёба
Стиль соцреализм
Награды
Звания
Премии
 Медиафайлы на Викискладе

Арка́дий Алекса́ндрович Пла́стов (1893—1972) — советский художник-живописец. Народный художник СССР (1962). Лауреат Ленинской премии (1966) и Сталинской премии первой степени (1946).

Биография

Родился 19 (31) января 1893 года в селе Прислониха (ныне Карсунский район, Ульяновская область) в семье потомственных иконописцев[5].

В 1903 году поступил в Симбирское духовное училище[6]. С 1908 года учился в Симбирской духовной семинарии, а затем переехал в Москву. Занимался рисованием у Д. И. Архангельского. Некоторое время занимался в мастерской И. И. Машкова, А. А. Пластов затем поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, где одним из его учителей был Ф. Ф. Федоровский[7]. Проучившись в нём с 1912 по 1914 год, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение.

Его учителями были живописцы А. М. Корин, А. М. Васнецов, А. Е. Архипов, А. С. Степанов, Л. О. Пастернак и скульптор С. М. Волнухин[8].

В 1917 году вернулся в Прислониху Симбирской губернии, где начал заниматься живописью. В 1917-м, когда он приехал учиться в Москву, в училище живописи, ваяния и зодчества, патрули едва не расстреляли его прямо на вокзале. На шинели юноши были пуговицы с орлами, и патрульные решили, что он лазутчик. Спас от неминуемой гибели пожилой сердобольный патрульный. А в 1929 году в Прислониху приехали агитаторы колхозного строя и начали убеждать крестьян собирать деньги на трактор. Художник высказал свою точку зрения, мол, а если трактор сломается, что с ним потом делать? И предложил приобрести лошадей. На следующий день он оказался в застенках НКВД, где и провёл почти четыре месяца. Его обвинили в том, что он выступил вразрез линии партии на индустриализацию и коллективизацию. Спасли художника односельчане, которые писали письма в разные инстанции. В 1917—1922 годах — секретарь сельского совета и Комитета бедноты Прислонихи.

С 1935 года выступал с жанровыми картинами, в которых приукрашивание быта советской деревни, искусственность образов сочетаются с живописным мастерством. В качестве действующих лиц на его полотнах обычно выступают односельчане.

В 1927—1930 годах работал в различных издательствах Москвы.

Автор ряда литературно-художественных произведений.

В 1947 году А. Пластов стал академиком АХ СССР[5]. Член СХ СССР (1937), член правления СХ РСФСР и СХ СССР (1957), секретарь правления СХ СССР (1968).

В 1947—1950 годах — депутат Ульяновского областного совета депутатов трудящихся.

Семья

  • Жена — Наталья Алексеевна фон Вик (1903-1982)[9][10], происходившая из старинного дворянского немецкого рода[11].
  • Сын — Николай Пластов (1930—2000), художник, фотохудожник. Член Союза художников РСФСР, СССР и России, Заслуженный художник РСФСР (1979)[12], секретарь Союза художников РСФСР и СССР, член-корреспондент Академии художеств России[13].
  • Внук — Николай Пластов (р. 1956), художник. Член Союза художников России[14].

Награды и звания

The article is a derivative under the Creative Commons Attribution-ShareAlike License. A link to the original article can be found here and attribution parties here. By using this site, you agree to the Terms of Use. Gpedia Ⓡ is a registered trademark of the Cyberajah Pty Ltd. АВТОР

Пластов Аркадий Александрович

19.01.1893 село Прислониха (Ульяновская обл.) – 12.05.1972 там же.

image Художник Пластов Аркадий Александрович русский живописец, автор исторических и тематических картин, портретов, пейзажей, иллюстраций. Народный художник СССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР, действительный член Академии художеств СССР. Аркадий Пластов выходец из крестьянской семьи, дед был иконописцем, начальное образование получил в духовной семинарии. Приехав в Москву, в 1912-14гг., учился живописному мастерству в Строгановском художественно-промышленном училище, а в 1914-17гг. в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Пластов испытал большое влияние великих мастеров живописи, входивших в «Союз русских художников» А. Е. Архипова и С. В. Герасимова. В 1932 случился пожар в деревенской мастерской художника, который уничтожил практически все ранние работы Пластова. Активная творческая деятельность Аркадия Пластова началась как раз тогда, когда все художественные группировки были распущены и установилась строжайшая выставочная цензура. К тому же это были годы, когда процесс коллективизации сокрушил вековые устои крестьянской жизни. Язык краски, проникновенная точность характеров и пейзажа — это был тот арсенал, которым художник сумел воспользоваться по максимуму, не нарушая складывающихся канонов социалистического реализма, но выразив практически все, что хотел сказать. Картина “Колхозный праздник” 1937 года, что принесла Пластову прочную известность еще никак нельзя считать триумфом искренности. Яркие, правдивые кусочки, правда характеров и обстановки вправлены тут в идеологический миф о счастливой советской деревне, которая процветает под мудрым предводительством Сталина, чей портрет реет над праздником, как бы осеняя его свыше. Главные успехи художника были впереди. Зрелый стиль Пластова окончательно сложился в 1940-е военные годы с их тяжелыми испытаниями. В пастозной, темпераментно-импрессионистичной манере изображая своих односельчан, жителей Прислонихи, художник превращает частные эпизоды их быта в поэтические символы жизни. Картина «Фашист пролетел» 1942 года, с убитым из нацистского самолета мальчиком-пастухом, лежащим на фоне осенних перелесков и полей, воплощает идею чудовищной противоестественности войны, равно как и скорбь обо всех бедах, обрушившихся на деревню в целом. «Жатва» (1945) с изображением крестьянской семьи за скудной полевой трапезой — еще одна печальная поэма о сельском бедствии и нищете. Напротив, мажорный «Сенокос» (1945), где группа крестьян выкашивает залитую солнцем лужайку, зримо выражает те радостные социальные чаяния, что всколыхнулись с победоносным окончанием войны. Наконец, простая сценка с голой молодухой, выскочившей из баньки на талую землю, чтобы одеть маленькую дочку («Весна», 1954, все в Третьяковской галерее), была закономерно воспринята публикой как поэтический образ надежды, сопряженной с начавшейся политической «оттепелью». Среди лучших послевоенных произведений Аркадия Пластова – «Ужин трактористов» (1951, Иркутский художественный музей; вариант 1961 года в Третьяковской галерее) и большой, многолетний цикл портретов односельчан. «Стиль Пластова», сочетающий живописную свободу кисти с меткостью жанровых и пейзажных наблюдений, способствовал сложению целого художественного течения, поставившего в центр своих интересов русское село, его традиции и современность. Пластов плодотворно работал и как художник книги, иллюстрируя Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других авторов. Общественная позиция художника Аркадия Пластова отличалась консерватизмом, он не раз выступал с резкой критикой авангарда, расценивая его как «подрыв» национальной традиции. Однако сам Пластов вошел в историю прежде всего своим искусством, отмеченным в лучших образцах живописи.

1 | 2 | | все страницы

image название:В Этюд к картине “Колхозный праздник” В 1936 В Хост, масло. В 34х49 В 
image название:В “Вечерняя заря” В Кон.1940-х В Холст, масло В 33.7х45 В 
image название:В Высокое небо В 1955-1956г В холст, масло В 35х46 В 
image название:В “На взгорье” В 1960-е гг. В картон, масло В 35х49 В 
image название:В “Купание утром” В 1937-1938г В холст, масло В 34х58 В 
image название:В “Нина Гундорова с поднятой рукой” В 1938г. В холст, масло В 49х33 В 
image название:В “Девушка в синем” В 1936-1937г В оргалит, масло В 52х34.3 В 
название:В «Михайло Гуляев» В 1940г. В холст, масло В 48.5х33 В 
название:В “Плотник и столяр Федор Ивлев” В 14.02.1944 В холст, масло В 44х32 В 
название:В “За дровами” В 1930-е гг. В бум.гуашь. В 32.5х60 В 
название:В “Синяя весна” В 1930-е гг. В бумага, акварель, гуашь. В 34.5х54 В 
название:В “Снежная зима” В 1930-е гг. В бумага, гуашь В 43.5х62.5 В 

1 | 2 | | все страницы

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий