Василий Григорьевич Перов. Его творчество — обличение порядков Российской империи или тонкая лирика?

Цитата сообщения Ела2012 Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ. Перов Василий Григорьевич

Перов Василий Григорьевич (1834-1882) image «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» 1862 Холст, масло 43,5 x 47,3 Государственная Третьяковская галерея Москва Обычная на первый взгляд сцена чаепития под сенью дерева превращается у Перова в обличительную остросоциальную картину. Повернутый углом к зрителю стол со стоящим на нем самоваром делит пополам небольшое, по формату близкое к квадрату полотно. Так же на две части распадается и мир героев картины: по одну сторону оказывается толстый сытый поп, по другую – нищие старик и мальчик. Впечатление социальной драмы усиливает орден героя Крымской войны на груди старика. Вместе с тем воплощению мысли о необходимости восстановить справедливость и вернуть миру утраченную гармонию служат идиллический пейзаж фона и кругообразный ритм композиции картины. Получив вместе с большой золотой медалью право на поездку за границу, Перов отправился туда в 1862 году, посетил главные художественные центры Германии и провел около полутора лет в Париже. Здесь он делал этюды с натуры и написал несколько картин, изображающих местные типы и сцены уличной жизни (“Продавец статуэток”, “Савояр”, “Шарманщик”, “Нищие на бульваре”, “Музыканты и зеваки”, “Тряпичники” и другие), но вскоре убедился, что воспроизведение чужих нравов не дается ему так же успешно, как изображение родного русского быта, а потому с разрешения Академии в 1864 г. возвратился в Россию до окончания срока. image «Проводы покойника» 1865 Холст, масло 45,3 x 57 Государственная Третьяковская галерея Москва «Последний кабак у заставы» 1868 Холст, масло 51,1 х 65,8 Государственная Третьяковская галерея Москва Конец 1860-х годов отмечен в творчестве В.Г.Перова рядом стилистических изменений: художник в своих работах освобождается от обилия персонажей, резких обличительных характеристик и пестроты колорита. Живописная палитра мастера усложняется, а раскрытие фабулы развивается по пути более широкого обобщения и драматизма. В сумрачном свете холодного зимнего вечера зловещим символом предстали на фоне лимонно-желтого закатного неба царские орлы заставы. Тускло светятся окна кабака, где крестьяне, приехавшие в город, пропивают вырученные за день гроши. Под резкими порывами ветра зябко съежилась в санях жалкая фигурка, закутанная в платок. Это крестьянка ожидает загулявшего кормильца. Пространство картины играет активную трагическую роль, печальными аккордами звучат темные серые и коричневые тона, наложенные экспрессивными мазками, усиливая ощущение тоски и безысходности. Нет ни малейшего просвета, лишь пробирает до костей ледяной холод в этом пустынном мрачном месте. В зрелом творчестве художника Перова становится очевидным мотив глубокого сострадания человеку как жертве жестокой социальной несправедливости «Птицелов» 1870 Холст, масло. 82.5 x 126 см Государственная Третьяковская галерея «Охотники на привале» 1871г. Холст, масло 119 х 183 Государственная Третьяковская галерея Москва Перов был страстным охотником. Но данная картина не столько воспоминание о любимом занятии, сколько вполне продуманная творческая задача. В 1870 году за картину «Птицелов» (1870, ГТГ) художник получил звание профессора и место преподавателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Осознавая ответственность подобной работы, Перов решает написать картину, чьи художественные данные доказывали бы его мастерство. К этому времени в своей живописи он отошел от драматических тем народной жизни, он не стремится «вскрывать язвы общества», а выбирает сюжеты о «малых» радостях «малых» людей. Фронтально развернутая композиция представляет три разных характера: опытный охотник-лгун, легковерный новичок и сомневающийся в правдивости рассказа. Персонажи даны на фоне незамысловатого осеннего пейзажа, а передний план заполнен весьма продуманным натюрмортом: подстреленная дичь и заяц, охотничье ружье, ягдташ и рог. Выдержанная в классической коричневатой гамме, картина созвучна «Охотничьим рассказам» И.С.Тургенева и демонстрирует новый этап в творчестве Перова-жанриста. «Портрет драматурга А.Н.Островского» 1871 Холст, масло 103,5 x 80,7 Государственная Третьяковская галерея Москва Достоевский Федор Михайлович (1821–1881), великий писатель, наиболее читаемый русский автор за рубежом, создатель романов «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871–1872), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1879–1880). В 1873–1881 издавал «Дневник писателя». Портрет создавался во время работы Достоевского над романом «Бесы».Психологическая драматургия произведения – контраст между сосредоточенным, застывшим лицом («головы с ее ледяным страданием» – слова И.Н.Крамского) и крепко сплетенных рук, будто еще помнящих кандалы. За участие в революционном кружке М.В.Буташевича-Петрашевского Достоевский был приговорен к смертной казни, замененной в последний момент каторжными работами. Супруга писателя А.Г.Достоевская говорила, что «Перов уловил… «минуту творчества» Достоевского… он как бы «в себя смотрит». Достоевский изображен в позе, сходной с позой Христа на картине Крамского «Христос в пустыне», это сходство для современников писателя не было случайным. По мнению Крамского, «…главным достоинством [портрета] остается, разумеется, выражение характера знаменитого писателя и человека». «Портрет писателя Ф.М.Достоевского» 1872г. Холст, масло 94 x 80,5 Государственная Третьяковская галерея Москва «Портрет писателя Владимира Ивановича Даля» 1872 Холст, масло 94 x 80,5 Государственная Третьяковская галерея Москва «Портрет историка Михаила Петровича Погодина» 1872 Холст, масло 115 x 88,8 Государственная Третьяковская галерея Москва Под конец своей жизни Перов занялся литературным творчеством и напечатал в газете “Пчела” за 1875 год и в “Художественном журнале” Н. Александрова за 1881 — 1882 гг. несколько не лишенных занимательности рассказов из быта художников и свои воспоминания. Умер Перов в селе Кузьминки (в те годы — под Москвой) 29 мая 1882. фото Перов галерея

Название картины: «Автопортрет» 1879 г. Автор: Василий Григорьевич Перов Размер: 59,7х46 см. Техника: холст, масло. Где находится: Третьяковская Галерея, Москва

Родился: в 1833 году в Тобольске, окончил уездное училище в Арзамасе и художественную школу А. В. Ступина там же. В 1853 году поступил в московское Училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были М. Скоти, А. Мокрицкий и С. Зарянко. В 1860 году был направлен в Академию художеств для работы над картиной на золотую медаль. В ранних работах примыкает к традиции социальных сатир Федотова («Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы», «Приезд станового на следствие»). Творчество Перова формируется в непосредственной связи с основными принципами русских революционных демократов. Ранние картины Перова Василия Григорьевича «Проповедь на селе», за которую он был удостоен большей золотой медали, «Сельский крестный ход на пасхе», «Чаепитие в Мытищах»- острая злободневная сатира, полная обличительного пафоса. В 1862 году художник был направлен Академией художеств пенсионером в Париж. Он посетил также художественные центры Германии, но вернулся ранее срока, так как стремился к изучению и изображению русской жизни. 1860-1870-е годы XIX века — период творческого расцвета художника. Повышается его живописное мастерство. В это время созданы произведения, выдвинувшие Перова в число известнейших жанристов не только России, но и Европы. Перов Василий Григорьевич пишет картины «Монастырская трапеза», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Птицелов» и другие. Им созданы проникнутые лирической грустью, созвучные гражданской лирике Н. А. Некрасова произведения, среди которых картины: «Проводы покойника», «Утопленница», «Последний кабак у заставы». Василий Григорьевич Перов создал блестящую галерею портретов современников (А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, А. Ф. Писемского, А. Г. Рубинштейна и других). Талантливый художник Перов был замечательным педагогом. С 1871 года он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где вос-пикал целую плеяду художников. В последние годы жизни Перов Василий Григорьевич пишет ряд произведений на религиозные чсюжеты и сюжеты из русской истории («Плач Ярославны», «Никита Пустосвят. Спор о вере»), которые по своим художественным качествам и идейной направленности уступают его произведениям поры расцвета. Напряженная творческая деятельность, лишения привели живописца к тяжелой болезни. Умер Перов Василий Григорьевич в 1882 году. К портретному жанру относятся произведения изобразительного искусства, в которых запечатлен внешний облик конкретного человека (или группы людей). Каждый портреный образ передает индивидуальные, присущие только портретируемому (или, как говорят художники, модели) черты. Но передачей внешнего сходства вовсе не ограничивается замысел живописца. К тому же автор произведения, как правило, не бесстрастный регистратор внешних и внутренних особенностей портретируемого: личное отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, его творческая манера накладывают на произведение зримый отпечаток. Портретное искусство насчитывает несколько тысячелетий. В живописи имеется ряд портретов, где художник едва наметил лицо, и все-таки человека можно узнать. Художник Перов Василий Григорьевич — крупнейший русский художник-демократ 60-х годов ХХ века, один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

Каталог картин: название, год написания, где находится, автор, размер, техника.
  • Название картины: «Последний кабак у заставы» 1868 год (с описанием) Автор: Василий Григорьевич Перов Размер: 51.5 х 65.8 см. Техника: холст, масло. Где находится: Государственная Третьяковская галерея, Москва
  • Название картины: «Приезд гувернантки в купеческий дом» 1866 год (с описанием) Автор: Василий Григорьевич Перов Размер: 44х53 см. Техника: холст, масло. Где находится: Государственная Третьяковская галерея, Москва
  • Название картины: «Портрет А. Н. Островского» 1871 год (с описанием) Автор: Василий Григорьевич Перов Размер: 103,5х80 см. Техника: холст, масло. Где находится: Государственная Третьяковская галерея, Москва
  • Название картины: «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» 1862 год (с описанием) Автор: Василий Григорьевич Перов Размер: 43.5 х 47.3 см. Техника: холст, масло. Где находится: Государственная Третьяковская галерея, Москва
  • Название картины: «Охотники на привале» картина Перова Дата написания: 1871 год Автор: Василий Григорьевич Перов Размер: 119 х 183 см. Техника: холст, масло. Где находится: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу: Также можно бесплатно скачать файлы натюрмортов на страницах с картинами.

Сегодня поклонники новомодных сериалов назвали бы его обидным словом «бастард», ведь печать «незаконнорожденного» преследовала великого русского художника Василия Перова до тех пор, пока он не перестал играть роль чьего-то сына и определил себя как самодостаточную личность.

Его родителями были барон Криндер и тобольская мещанка Акулина Иванова. Молодые люди обвенчались только после того, как на свет появился их малыш, поэтому барон не мог сделать первенца наследником фамилии и титула. Ребенка приписали к неким арзамасским мещанам и «наградили» фамилией «Перов». Это «остроумное» прозвище за отличное владение пером придумал первый учитель подрастающего художника.

Мало того, что супруги Криндер своевременно не позаботились о будущем своего сына, так семья еще и находилась в постоянных разъездах. Сначала из-за службы отца, а потом из-за его несдержанного языка. Криндеры скитались по Петербургу, Самаре, Арзамасу, ютились у родственников, что явно не делало атмосферу в семье более благоприятной. Но однажды барону поступило предложение служить управляющим в большом имении в Арзамасе, на что он охотно согласился.

По окончании училища Перов написал картины «Сельский крестный ход на Пасхе», «Проповедь в селе» и «Чаепитие в Мытищах», которые вызвали большой интерес в обществе, потому что каждая воспринималась как контрольный «выстрел» в человеческое малодушие и лицемерие. После этих работ юность художника закончилась, а над его головой нависли неприятности. В Перове разочаровался Священный синод, а единственные радостные события в то время были связаны с получением большой золотой медали академии, стипендии и поездки в Европу.

В 1862 году мастер посетил главные художественные центры Германии, а потом провел около полутора лет в Париже, где написал несколько картин, на которых изобразил местный быт. Но после полотен «Шарманщик», «Савояр» и «Парижские тряпичники» художник понял, что не может передать чужой уклад жизни так же успешно, как это удавалось сделать на родине.

Основной целью поездки Василий Перов считал совершенствование техники, но осознавал, что не может «исполнить ни одной картины, которая, на его взгляд, была бы удовлетворительна». Художник просто прогулялся по Лувру, получил новые впечатления и завел знакомства со многими мастерами.

Перов честно пытался дотянуть свой профессиональный уровень до признанного европейского, но не смог этого сделать. За границей он чувствовал себя всего лишь иностранцем, который тщетно пытается запечатлеть сценки из жизни коренного населения. Поэтому в 1864 году Перов взял разрешение у Академии и вернулся в Россию.

В Москве художник работал в том же направлении, с которого когда-то начинал. «Проводы покойника» — это первая картина, созданная после возвращения из Европы. Она закрепила за Перовым роль лидера идейного реализма. Художник заложил основные идеи передвижничества, ведущего напрямую к народу, который успел окрестить Перова «отцом русского жанра».

В 1865 году из-под его кисти одна за другой вышли картины «Тройка» и особенно популярная работа «Охотники на привале». Ходили слухи, что ученые установили поразительный факт: собственная температура полотна и воздух рядом с ним на несколько градусов выше, чем в помещении. Около картины устанавливали часы, которые вскоре начинали вести себя странно: механические работали медленно, а электронные вовсе останавливались. По некоторым версиям, картину однажды облучили рентгеном, чтобы разгадать ее тайны. Говорили, что на снимке проявилась Ялтинская конференция, а вместо охотников красовались фигуры Черчилля, Рузвельта и Сталина, который указывает на линию второго фронта. Ученые считали, что картина полна пророчеств, но можно ли верить этим теориям, — не известно.

Мы не знаем, предсказывал ли Василий Перов будущее, но точно известно, что мифологические и исторические сюжеты художник все-таки пытался вплетать в свое творчество. Но это у него не получалось. Перейдя к таким глобальным темам, художнику удалось сделать только две по-настоящему замечательные работы: «Суд Пугачева» и «Никита Пустосвят. Спор о вере».

А вот в портретной живописи Василий Перов достиг колоссальных успехов и написал замечательные портреты Островского, Даля, Майкова и Погодина. Но лучшей работой в этом жанре принято считать портрет Достоевского, в котором художник достиг беспрецедентной духовной напряженности и в очередной раз подтвердил звание лидера русского реализма.

Василий Григорьевич Перов — художник-реалист, один из организаторов Товарищества передвижных выставок, человек необычайно отзывчивый на людские горести, на скорбь народную. Его искусство, проникнутое пафосом обличения социального неравенства и жесточайшей общественной несправедливости, утверждало демократические идеалы, новые народные темы.

Незаконнорожденный сын тобольского прокурора барона Криденера, будущий знаменитый художник носил в детстве фамилию Васильев (Перовым его прозвал учитель за отличные успехи в чистописании). Криденер, принимавший в своем доме декабристов, имел репутацию неблагонадежного человека, из-за чего ему приходилось менять место службы, нередко с понижением в должности. Вместе с семьей Василий Перов жил то в Архангельской, то в Нижегородской, то в Самарской губерниях.

Школьные и юношеские годы Перова прошли в Арзамасском уезде, где его отец с 1842 года служил управляющим имением поэта Языкова. Перов наблюдал картины бесправия и нужды русской деревни. Эти впечатления отложились в памяти художника и оказали значительное влияние на сложение его демократических убеждений.

Художественное образование Перов получил сначала в Арзамасской школе А. В. Ступина, а затем в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1860 году, после этого он два года занимался в Академии художеств.

Быт учащихся Московского Училища (особенно для приезжих) был настолько неустроен, что Перов, голодая и не имея средств на оплату комнаты, подумывал одно время уехать из Москвы и устроиться учителем рисования в провинции. Тем не менее он с великой признательностью отзывался о Московском Училище живописи, где все порядки были гораздо демократичнее, чем в Петербургской Академии художеств. В Москве уважали искреннее искусство Тропинина и Федотова, поощряли интерес учащихся к «низменным» бытовым сюжетам (в то время как в Петербурге царствовала лжеисторическая живопись с возвышенными сюжетами из Священного писания или античной мифологии). В натурном классе Московского Училища рисовали натурщика как он есть, ученики натурного класса в Академии обязаны были «выправлять» в рисунке телосложение натурщика, если он не отвечал формам Аполлона Бельведерского; учащимся Московской школы живописи никто не препятствовал писать пейзажи в Сокольниках или Звенигороде, в то время как ученики «ведутного», то есть пейзажного, класса Академии упражнялись только в академическом саду с искусственными скалами и гротами. Художники-москвичи отлично знали, что Академия далеко не всегда справедливо распоряжалась теми привилегиями, которые ей были даны правительством (присваивать звания, раздавать должности, посылать за границу и т. д.). Но надо сказать, что академическая школа рисунка — основа основ изобразительного искусства — была строже и выше, чем московская, да и живописная техника отрабатывалась до виртуозности. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие из окончивших Московское Училище живописи отправлялись в Петербург для шлифовки мастерства. Художник, защитивший конкурсную картину на золотую медаль, получал право на заграничную поездку за счет Академии и мог претендовать на должность преподавателя в государственном учебном заведении и па получение правительственного заказа. Поэтому конкуренты старались учитывать вкусы академического начальства. Но Перов придерживался столь независимых взглядов, что в качестве конкурсной программы представил в Академию эскиз картины «Светлый праздник в деревне» — по сути карикатуру на духовенство. Из-за «непристойности изображения духовных лиц» эскиз забраковали. Тогда Перов подал на конкурс «Проповедь на селе» (1861), и в том же году на выставке Общества поощрения художников показал «Сельский крестный ход на пасхе». Картину не только убрали с выставки, но и запретили делать с нее репродукции. Сторонники академического искусства возмущались «отталкивающим содержанием картины, имеющей претензию изобличать порок» с помощью «безнравственной карикатуры» на церковные обряды.

Используя свое право на поездку за границу за счет Академии художеств, Перов отправился изучать музеи Парижа, Берлина и Дрездена. Прожив около двух лет вдали от родины, он в начале 1864 года возвратился в Россию и поселился в Москве, чтобы «изучать и разрабатывать бесчисленное богатство сюжетов как в городской, так и в сельской ЖИЗНИ нашего отечества».

Покушение Каракозова на «царя-освободителя» в 1864 году вызвало сильнейшую политическую реакцию в стране. Жизнь страдающего народа, зажатого в двойные тиски — невыносимой бедности и фактического бесправия,— входит главной темой в перовское творчество до конца шестидесятых годов. В 1865 году он пишет картину «Проводы покойника», заставляющую вспомнить щемящие строки из поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос»:

Затем следуют: «Монастырская трапезная» (1865), «Тройка» (1866), «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866). «Утопленница» (1867), «Последний кабак у заставы» (1868), «Фомушка-сыч» (1868).

Перов с невиданной для того времени смелостью обличал духовенство, купцов и помещиков, притеснявших и одурманивавших трудовой народ. В картинах «Сельский крестный ход на пасхе», «Проповедь на селе», «Чаепитие в Мытищах», «Монастырская трапезная» он показал целый мир тунеядцев, обжор и лицемеров, сорвал лживую маску смирения и воздержания с «духовных заступников» народа. Представителей духовенства часто изображали как благодушных, елейных пастырей. Перов выступил судьей несправедливого социального строя, вынес приговор без снисхождения столпам самодержавия.

В «Утопленнице» он показывает равнодушие городового, который, покуривая трубку, неподвижный, как тумба, сторожит тело утонувшей женщины. Основываясь на жизненных наблюдениях, Перов правдиво изображал судьбы бедных людей. В картине «Приезд гувернантки в купеческий дом» он показал, как семейство купца во главе с разжиревшим отцом-самодуром встретило только что приехавшую, оробевшую девушку. Стасов назвал эту сцену «прологом к трагедии», предвидя несладкую судьбу гувернантки.

О творчестве Перова справедливо говорили, что «оно больно кусается». Против его обличительных картин ополчилась правительственная печать. Например, газета «Санкт-Петербургские ведомости» возмущалась дерзостью Перова вводить «в область чистого искусства… все гадкое, встречающееся на улицах, в кабаках и в публичных местах».

С не меньшей правдивостью Перов представил «коллекцию» типично русских людей, «мирно живущих по разным углам России, ничего не знающих, ни о чем не заботящихся, хоть трава не расти, и только всей душой ушедших в любезное и ничтожнейшее занятие…» (В. Стасов). Речь идет о картинах семидесятых годов «Птицелов», «Рыболов», «Охотники на привале», «Голубятник». На первый взгляд, по словам Стасова, здесь присутствует только наивно-добродушный юмор, а между тем в этих незлобивых картинах можно почувствовать и «едкое жало», запущенное в гнилую сердцевину провинциальных нравов.

К 1870 году относится автопортрет Перова. Ему тогда исполнилось тридцать семь лет, но он выглядит старше, его глаза полны боли и страдания. Перов перенес огромное личное горе: умерла жена, скончались сын и дочь. Это надломило художника, он заболел туберкулезом, но продолжал работать. Перов создает новый тип социально-психологического портрета. Он пишет с натуры драматурга Островского, писателя Достоевского, купца Камынина. Художник никому не льстит — ни Островскому, ни тем более Камынину, не заставляет портретируемых принять эффектную позу. Его портреты скромны по колориту, просты по композиции, фон в них почти всегда нейтрален.

По глубине психологического анализа, по живописному мастерству на первом месте в портретном творчестве Перова стоит портрет Ф. М. Достоевского. Бледное лицо, сосредоточенный взгляд, ссутулившаяся под бременем трудно прожитой жизни фигура, нервные пальцы, сжимающие колено… Чуткость писателя ко всем униженным и оскорбленным была близка и Перову.

С годами талант Перова начал терять прежнюю силу и оригинальность. Его опыты в исторической живописи (огромные полотна «Суд Пугачева» и «Никита Пустосвят»), сказочные и религиозные картины неудачны и по выбору сюжета и по выполнению. Очевидно, эта тематика не отвечала дарованию Перова. К тому же именно в это время (то есть в последние годы жизни) в характере Перова появились раздражительность, недоверчивость к своим же товарищам. Дело кончилось тем, что он вышел из Товарищества передвижников, с которым был связан со дня основания этого замечательного творческого содружества художников-единомышленников.

Но все это не может умалить значения Перова как художника-реалиста, чуткого к страданиям народа, как педагога-воспитателя художественной молодежи. Начиная с 1871 года и до последних дней жизни Перов был профессором Московского Училища живописи, ваяния и зодчества.

Касаткин, Сергей Коровин, Рябушкин, Нестеров, Архипов и многие другие ученики Перова восторгались его преданностью родному искусству и способностью всего себя отдавать воспитанию нового поколения художников.

Культурное наследие:

часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.

Партнеры

Главная Коллекция «Revolution» Культура и искусство Жизнь и творчество В.Г. Перова

Биография Василия Григорьевича Перова русского живописца, одного из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Описание наиболее известных работ художника в жанровом, портретном, историческом и религиозном стилях живописи.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 14.05.2017
Размер файла 12,8В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д. PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах. Рекомендуем скачать работу.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий