Биография Альбинони Томазо (1671 – 1751)

Вернуться назад

imageДовольно часто композиторы, известные при жизни, после смерти быстро оказываются забыты, и только через многие десятки и даже сотни лет переживают возрождение. Так было с Бахом и Вивальди. Однако открытие творчества Томазо Альбинони отличается тем, что слушатели XX века узнали его благодаря произведению, которое сам композитор вряд ли признал бы своим. Речь идёт о знаменитом «Адажио» для органа и струнных. Автором этого всемирно известного произведения, вероятно, является музыковед Ремо Джадзотто —исследователь творчества Альбинони. По иронии судьбы, именно благодаря произведению, которое большей своей частью является творением XX века, по всему миру прокатился ренессанс творчества Альбинони.

imageО жизни Томазо Альбинони — итальянского скрипача и композитора — известны лишь отдельные факты. Родился он 8 июня 1861 года в Венеции в обеспеченной бюргерской семье и, видимо, мог спокойно заниматься музыкой, не особенно тревожась о своём материальном положении. Почти вся жизнь композитора, также, как и Антонио Вивальди, была связана с Венецией. Трудно достоверно утверждать были ли они знакомы, но хорошо известен тот факт, что оба они учились у Джовани Легренци, капельмейстера собора святого Марка в Венеции. Вивальди и Альбинони современники по рождению, однако, как композитор, Альбинони сформировался и состоялся значительно раньше. И пик своей славы переживал в то время, когда Вивальди только начинал завоевывать Европу.

Томазо Альбинони создал 48 опер. Многие из них увидели свет на венецианских театральных подмостках. Остальные не дошли до наших дней (рукописные партитуры, находящиеся в Дрездене, сгорели при пожаре в 1944 года). Композитор серьёзно подходил к сочинению опер, выполняя заказы для различных театров, а для души писал инструментальную музыку. Его концерты – одна из вершин музыки барокко.

Драматургия концертов Альбинони отточено совершенна: 3 части (Allegro — Andante — Allegro) с лирической вершиной в центре. Тонкая, пластичная, в каждом своём голосе мелодичная ткань инструментальных концертов Альбинони привлекательна для современного слушателя той совершенной, строгой, лишенной всяких преувеличений красотой, которая является всегда приметой высокого искусства. Человека XXI века может покорить удивительная искренность этой музыки, возвышенность переживаний, на которую мы уже, вероятно, не способны.

О знаменитости

Доп. информация по биографии Томазо Джованни Альбинони

—>

08 июня 1671 — 17 января 1751

итальянский композитор эпохи Барокко

Биография

Сын Антонио Альбинони (1634—1709), богатого купца и венецианского патриция. Изучал скрипку и пение. О его жизни известно относительно мало, особенно учитывая положение композитора и довольно большое количество сохранившихся документов его эпохи. В 1694 он посвятил свой Opus 1 соотечественнику-венецианцу Пьетро, кардиналу Оттобони (внучатому племяннику папы Александра VIII). Оттобони был влиятельным в Риме покровителем нескольких композиторов, в частности, Корелли. В 1700В г. Альбинони поступил на службу к герцогу Мантуи Фернандо Карло в качестве скрипача. Ему он посвятил свой Опус 2, собрание инструментальных пьес. В 1701В г. он написал Опус 3, ставший очень популярным, и посвятил его Великому Герцогу Тосканскому Фердинанду III.

В 1705В г. он женился, Антонино Биффи, капельмейстер собора св. Марка в Венеции был у него свидетелем и, по-видимому, его другом. По-видимому, у Альбинони не было никаких иных связей с важнейшими музыкальными учреждениями Венеции. В то же время, он добился своей первоначальной славы как оперный композитор во многих городах ИталииВ — таких, как Венеция, Генуя, Болонья, Мантуя,Удине, Пьяченца и Неаполь. Одновременно он в большом количестве создавал инструментальную музыку. До 1705В г. он писал преимущественно трио сонаты и скрипичные концерты, позже, до 1719 сочинял соло сонаты и концерты для гобоя.

В отличие от большинства композиторов того времени, насколько известно, он никогда не стремился получить должность при дворе или церкви, но имел собственные средства и возможность сочинять музыку независимо. В 1722В г. Максимилиан II Эмануил, курфюрст Баварии, которому Альбинони посвятил цикл из 12 сонат, пригласил его руководить своей оперой.

В 1742В г. собрание скрипичных сонат Альбинони было опубликовано во Франции в виде посмертного издания, поэтому исследователи долгое время полагали, что к тому времени Альбинони был мертв. Позже выяснилось, однако, что он жил в Венеции в безвестности: запись из прихода Св. Варнавы, где он родился, утверждает, что Томмазо Альбинони умер в 1751В г., «в возрасте 84 лет» (вероятно, ошибка), по всей видимости, от диабета.

Музыка и влияние на современников

Он написал около 50 опер, 28 из которых были поставлены в Венеции между 1723 и 1740В гг., но сегодня он известен преимущественно благодаря инструментальной музыке, особенно концертам для гобоя.

Его инструментальная музыка привлекла серьёзное внимание Иоганна Себастьяна Баха, который написал по крайней мере две фуги на темы Альбинони и постоянно использовал его басовые партии для упражнений своих учеников в гармонии.

Значительная часть наследия Альбинони была утрачена во время Второй мировой войны при гибели Дрезденской государственной библиотеки, поэтому мало что известно о его жизни и музыке после середины 1720-х.

Опубликованные произведения

  • Op. 1В — 1694В — 12 Sonata a tre.
  • Op. 2В — 1700В — 6 Sinfonias & 6 Concerti a 5.
  • Op. 3В — 1701В — 12 Baletti de Camera a tre.
  • Op. 4В — 1704В — 6 Sonates da chiesa for violin & B.C. 1708 published by Roger ? Amsterdam.
  • Op. 5В — 1707В — 12 Concertos pour violin & B.C.
  • Op. 6В — 1711В — 12 sonata da camera.
  • Op. 7В — 1716В — 12 Concertos for 1 or 2 oboe and strings.
  • Op. 8В — 1721В — 6 Sonates & 6 Baletti a tre.
  • Op. 9В — 1722В — 12 Concertos for 1 or 2 oboe and strings.
  • Op. 10В —В ??В — 12 Violin Concertos

Адажио Альбинони

Знаменитое Адажио соль-минор Альбинони было опубликовано в 1958В г. первым биографом Альбинони Ремо Джадзотто, утверждавшим, что он реконструировал его на основе крохотного фрагмента, найденного им в 1945В г. Адажио соль-минор достигло той степени знаменитости, когда произведение регулярно транскрибируется для других инструментов и используется в массовой культуре, например как фоновая музыка в фильмах («Галлиполи», 1981), а также в телепрограммах и рекламе. Адажио часто исполняется во время траурных церемоний и столь же популярно, как «Траурный марш» Шопена и «Смерть Озе» Грига. Между тем современные специалисты полагают, что это произведение не имеет к Альбинони никакого отношения и полностью сочинено Джадзотто.

Фильмография

  • 1989В — Несрочная весна
  • 2000В — АдажиоВ — мультфильм Гарри Бардина

Комментарии

Елизавета Фролова

Пианистка

Владимир Стуков

композитор и вокалист группы HELLO

Джери Холливелл

британская певица

Саманта Фокс

английская певица и фотомодель

Вячеслав Згура

российский певец

Булат Окуджава

советский поэт, композитор, сценарист и прозаик

Эдвард Григ

норвежский композитор

Франц Шуберт

австрийский композитор

АЛЬБИНОНИ (Albinoni) Томазо (1671-1750) — итальянский композитор, скрипач. Возможно, ученик Дж. Легренци. Представитель венецианской школы. В его симфониях и концертах для 5 инструментов предвосхищены некоторые стилистические особенности классической симфонии. Автор свыше 50 опер, в том числе «Гризельда» (1703), «Покинутая Дидона» (1725), «Артамена» (1740); балетов, трио-сонат в духе позднего барокко, скрипичных сонат и др.

О жизни Т. Альбинони — итальянского скрипача и композитора — известны лишь отдельные факты. Родился он в Венеции в обеспеченной бюргерской семье и, видимо, мог спокойно заниматься музыкой, не особенно тревожась о своем материальном положении. С 1711 г. он перестает подписывать свои сочинения «венецианский дилетант» (delettanta venete) и называет себя musico de violino, тем самым подчеркивая свой переход в статус профессионала. Где и у кого учился Альбинони — неизвестно. Предполагают, что у Дж. Легренци. После женитьбы композитор переезжает в Верону. Видимо, некоторое время он жил во Флоренции — по крайней мере, там, в 1703г. исполняется одна из его опер («Гризельда», на либретто А. Дзено). Альбинони бывал в Германии и, очевидно, показал себя там как незаурядный мастер, так как именно ему была предоставлена честь написать и исполнить в Мюнхене (1722) оперу к свадьбе курпринца Карла Альберта. Больше об Альбинони ничего не известно, кроме того, что умер он в Венеции.

Имя Альбинони до недавнего времени было практически забыто. Даже в 3-м издании Большой советской энциклопедии об Альбинони нет ни строчки. Воскресло же оно в связи с интересным случаем. В 1945 г. итальянский музыковед Ремо Джадзотто, роясь в руинах разрушенной во время бомбардировки дрезденской библиотеки, обнаружил фрагмент рукописи Альбинони объемом в 6 тактов. По-видимому, это был набросок средней части какой-нибудь сонаты. Альбинони часто недописывал какой-то фрагмент, чтобы вернуться к нему позднее. Джадзотто и создал из этих 6 тактов знаменитый хит «Адажио», исполняемое струнным оркестром в сопровождении органа . На самом деле это романтичное, эмоционально взвинченное произведение чуждо музыкальному языку Альбинони. Однако, начиная с издания этого всемирно популярного чудо-хита, об Альбинони вспомнили, его произведения стали издаваться и записываться, и любители музыки вдруг обнаружили, что перед ними — гениальный композитор.

Томазо Альбинони происходил из семьи предпринимателей: его отец владел бумажной мануфактурой и был состоятельным человеком. Томазо в детстве учился игре на скрипке и вокалу, что послужило хорошей основой для его музыкальной деятельности. Альбинони — автор более 50 опер. Он обладал поразительным мелодическим даром, который умело использовал не только при сочинении опер, но и для инструментальных произведений, которых создал великое множество. Лирическая теплота их мелодий, по-видимому, обязана огромному опыту Альбинони в оперном жанре — не зря так чарующе прекрасны медленные части его концертов. Альбинони стал одним из первых итальянских композиторов, которых печатали в нотных издательствах Лондона, Парижа, Амстердама, благодаря чему он еще при жизни получил признание не только в Венеции, но и во всей Европе. При жизни Альбинони было опубликовано 10 сборников его инструментальной музыки (в каждом сборнике — по 12 концертов). Его сочинения высоко ценил И.С. Бах, который взял из раннего опуса трио-сонат Альбинони темы для четырех своих клавирных фуг.

В настоящее время много пишут о лечебном, умиротворяющем действии музыки мастеров эпохи барокко. Наиболее подходящим примером этому являются Альбинони и Бах.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]

Томмазо Джованни Альбинони (8 июня, 1671, Венеция, Венецианская республика – 17 января, 1751, Венеция, Венецианская республика) — итальянский композитор эпохи Барокко. При жизни был известен главным образом как автор многочисленных опер, однако в настоящее время известностью пользуется, и регулярно исполняется, главным образом его инструментальная музыка. Его Адажио G-moll, (в действительности, поздняя реконструкция) — одно из наиболее часто записываемых произведений музыки Барокко.

Биография[править | ]

Файл:Albinoni.jpg
Томмазо Альбинони

Родился в семье Антонио Альбинони (1634–1709), богатого купца и венецианского патриция, изучал скрипку и пение. О его жизни известно относительно мало, особенно учитывая положение композитора и довольно большое количество сохранившихся документов его эпохи. В 1694 он посвятил свой Opus 1 соотечественнику-венецианцу Пьетро, кардиналу Оттобони (внучатому племяннику папы Александра VIII. Оттобони был влиятельным в Риме покровителем нескольких композиторов, в частности, Корелли. В 1700 г. Альбинони поступил на службу к герцогу Мантуи Фернандо Карло в качестве скрипача. Ему он посвятил свой Opus 2, собрание инструментальных пьес. В 1701 г. он написал Opus 3, ставший очень популярным, и посвятил его Великому Герцогу Тосканскому Фердинанду III.

В 1705 г. он женился, Антонино Биффи, maestro di cappella собора св. Марка в Венеции был у него свидетелем и, по-видимому, его другом. По-видимому, у Альбинони не было никаких иных связей с важнейшими музыкальными учреждениями Венеции. В то же время, он добился своей первоначальной славы как оперный композитор во многих городах Италии — таких, как Венеция, Генуя, Болонья, Мантуя,Удине, Пьяченца и Неаполь. Одновременно он в большом количестве создавал инструментальную музыку. До 1705 г. он писал преимущественно трио сонаты и скрипичные концерты, позже, до 1719 сочинял соло сонаты и концерты для гобоя.

В отличие от большинства композиторов того времени, насколько известно, он никогда не стремился получить должность при дворе или церкви, но имел собственные средства и возможность сочинять музыку независимо.

В 1722 г. Максимилиан II Эмануил, курфюрст Баварии, которому Альбинони посвятил цикл из 12 сонат, пригласил его руководить своей оперой.

В 1742 г. собрание скрипичных сонат Альбинони было опубликовано во Франции в виде посмертного издания, поэтому исследователи долгое время полагали, что к тому времени Альбинони был мертв. Позже выяснилось, однако, что он жил в Венеции в безвестности: запись из прихода Св.Варнавы, где он родился, утверждает, что Томмазо Альбинони умер в 1751 г., «в возрасте 84 лет» (вероятно, ошибка), от диабета.

Музыка и влияние на современников[править | ]

Он наисал около 50 опер, 28 из которых были поставлены в Венеции между 1723 и 1740 гг., но сегодня он известен преимущественно благодаря инструментальной музыке, особенно концертам для гобоя.

Его инструментальная музыка привлекла серьезное внимание Иоганна Себастьяна Баха, который написал по крайней мере две фуги на темы Альбинони и постоянно использовал его basses для упражнений своих учеников в гармонии.

Значительная часть наследия Альбинони была утрачена во время II Мировой войны при гибели Дрезденской Государственной Библиотеки, поэтому мало что известно о его жизни и музыке после середины 1720-х.

Adagio in G Minor Альбинони было в 1945 г. реконструировано Remo Giazotto из фрагмента медленной части трио сонаты, который он обнаружил в руинах Государственной Библиотеки.

Опубликованные произведения[править | ]

  • Op. 1 — 1694 — 12 Sonata a tre.
  • Op. 2 — 1700 — 6 Sinfonias & 6 Concerti a 5.
  • Op. 3 — 1701 — 12 Baletti de Camera a tre.
  • Op. 4 — 1704 — 6 Sonates da chiesa for violin & B.C. 1708 published by Roger à Amsterdam.
  • Op. 5 — 1707 — 12 Concertos pour violin & B.C.
  • Op. 6 — 1711 — 12 sonata da camera.
  • Op. 7 — 1716 — 12 Concertos for 1 or 2 oboe and strings.
  • Op. 8 — 1721 — 6 Sonates & 6 Baletti a tre.
  • Op. 9 — 1722 — 12 Concertos for 1 or 2 oboe and strings.
  • Op. 10 — ?? — 12 Violin Concertos

Исполение и и влияние на культуру в наши дни[править | ]

Адажио G-moll достигло той степени знаменитости, когда произведение регулярно транскрибируется для других инструментов и используется в массовой культуре, например, как фоновая музыка в фильмах (Gallipoli, 1981), а так же в телепрограммах и рекламе. Само по себе — транскрипция и реконструкция единственной части произведения, по большей части утраченного, оно далее транскрибировалось для разных инструментов.

Ссылки на источники в Internet[править | ]

bg:Томазо Албинони cy:Tomaso Albinoni da:Tomaso Albinoni de:Tomaso Albinoni el:Τομάζο Αλμπινόνι en:Tomaso Albinoni eo:Tomaso Albinoni es:Tomaso Albinoni fa:توماسو آلبینونی fi:Tomaso Albinoni fr:Tomaso Albinoni gl:Tomaso Albinoni he:תומאזו אלבינוני it:Tomaso Albinoni ja:トマゾ・アルビノーニ nl:Tomaso Albinoni no:Tomaso Albinoni pl:Tomaso Albinoni pt:Tomaso Albinoni ro:Tomaso Albinoni sl:Tomaso Albinoni sv:Tomaso Albinoni tr:Tomaso Albinoni zh:托马索·阿尔比诺尼

Requiem (Albinoni)

Томаззо Джованни Альбинони (8 июня 1671 – 17 января 1751) итальянский композитор и скрипач эпохи барокко.

image

Условно музыкой барокко называют множество существовавших в течение 150 лет (1600—1750 (год смерти Иоганна Себастьяна Баха) стилей композиторов Западной Европы. В первый раз этот термин был применен к музыке в 1746 году французским священником и ритором Ноэлем Антуаном Плюше. Затем его можно было встретить в «Музыкальном словаре» французского просветителя Жан-Жака Руссо (1768 год). Каждый из них под словом «барокко» подразумевает «странную», «необычную», «причудливую» музыку доклассической эпохи. В «Музыкальном словаре» немецкого музыкального теоретика и лексикографа Генриха Кристофа Коха (1802 год) слову barock сопутствуют такие качества музыки как «спутанность», «высокопарность», «варварская готика». Гораздо позже итальянский философ-атеист Бенедетто Кроче в «Истории итальянского барокко» (1929 год) утверждает, что «историк не может оценивать барокко как нечто позитивное; это чисто отрицательное явление… это выражение дурного вкуса».

Факты биографии

Из биографии Альбинони сохранились лишь отрывочные данные.

Он происходил из семьи богатого купца и венецианского патриция Антонио Альбинони.

В юности изучал скрипку и пение.

1694 году он посвятил свой Opus 1 соотечественнику-венецианцу, кардиналу Пьетро Оттобони (внучатому племяннику папы Александра VIII), который был влиятельным покровителем нескольких композиторов в Риме, в частности, Корелли. В 1700 году Альбинони поступил на службу к герцогу Мантуи Фернандо Карло в качестве скрипача. Ему он посвятил свой Опус 2, собрание инструментальных пьес. В 1701 году он написал Опус 3, ставший очень популярным, и посвятил его Великому герцогу Тосканскому Фердинанду III.

Он стал известен как оперный композитор в Венеции, Генуе, Болонье, Мантуе, Удине, Пьяченце и Неаполе. Одновременно он в большом количестве создавал инструментальную музыку. До 1705 года он писал преимущественно трио-сонаты (сонаты для трех инструментов: двух скрипок и баса) и скрипичные концерты, позже, до 1719 года сочинял соло-сонаты и концерты для гобоя.

Последние годы жизни Томаззо Джованни Альбинони провел в родной Венеции, где и умер в 1751 году в возрасте 79 лет от сахарного диабета.

Местом его погребения стал венецианский Собор Святого Марка.

image

Адажио соль минор

Гораздо больше, чем о самом композиторе известно о его Адажио соль минор, которое, благодаря своему трагически-надрывному звучанию с чувством безысходной скорби заняло прочное место в траурных плей-листах всего мира.

Знаменитое произведение было опубликовано в 1958 году первым биографом композитора Ремо Джадзотто, который утверждал, что реконструировал его на основе крохотного фрагмента, который он обнаружил за несколько лет до этого (1945 год).

Найденный фрагмент, согласно предисловию Джадзотто к первому изданию Адажио, содержал басовую партию и два фрагмента партии первой скрипки общей продолжительностью шесть тактов. Первая публикация пьесы целиком была озаглавлена: Ремо Джадзотто. Адажио соль минор для струнных и органа на основе двух фрагментов темы и цифрованного баса Томазо Альбинони.

Любопытно, что многие музыкальные критики, основываясь на том, что звучание Адажио стилистически существенно отличается от произведений барокко, считают, что это мистификация Джадзотто, который решил приписать собственное произведение любимому композитору.

Как бы то ни было, Адажио соль минор (сочиненное или приписанное Альбинони) продолжает триумфальное шествие по миру.

В настоящее время существует множество переложений Адажио, которое первоначально было написано для струнных инструментов и органа, для различных инструментов (саксофон, баян и др.), а также для голосового вокализа (пение без слов) и для пения на слова различных поэтов, вдохновленных красотой музыки.

Используется оно и в массовой культуре, например, как фоновая музыка в фильмах («Галлиполи», 1981), а также в телепрограммах и рекламе.

Итальянский дирижер Ино Савини оркестровал Адажио и сам впервые исполнил его в чешском городе Острава в 1967 году с Филармоническим оркестром Яначека (чешский композитор). Аккордовое шествие, поддерживаемое органом, скорбные струнные, безысходная тема у сольной скрипки, трагическая нота произведения с идеей прощания, моментом необратимости – все это оценили по достоинству рокеры, поп-звезды разной величины. Тонны ремиксов штурмом брали вершины всевозможных хит-парадов.

Благодаря использованию гитаристом Ингви Мальмстином в Icarus Dream Suite Op. 4 (1984) сыграло значительную роль в формировании современного неоклассического металла.

 

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий