Блогер эпохи Возрождения: 7 писательских приемов, которые придумал Мишель Монтень

Главная Коллекция «Revolution» Философия Мишель Монтень

Краткий очерк жизни и направления деятельности М. Монтеня как известного французского писателя, философа и педагога. Содержание самого известного научного произведения философа — «Опыты». Отражение в нем проблемы формирования человеческих идеалов.

Рубрика Философия
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 22.12.2016
Размер файла 15,0В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д. PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах. Рекомендуем скачать работу.

Монтень, Мишель – краткая биография

Мишель Монтень (Montaigne, 1533 – 1592) – знаменитый писатель, типичнейший представитель французского Возрождения. Происходя из богатой дворянской семьи, Монтень получил блестящее, но тепличное воспитание. Окончив юридический факультет в Тулузе, Монтень был советником в Cour des Aides в Периге и членом бордоского парламента. После смерти отца Монтень вышел в отставку и всецело предался умственной работе. В 1580 г. вышли в Париже две первых книги его «Опытов» (Essais). В том же году он предпринял большое путешествие по Европе. Во время своего отсутствия Монтень был избран мэром родного города и по возвращении в Бордо после многих колебаний принял эту должность. Но на следующее трехлетие он сам не выставил своей кандидатуры, и всю остальную часть своей жизни посвятил литературе.

Знаменитые «Опыты» ясно отражают многогранную личность этого французского скептика. Свести всю пеструю афористическую мозаику Монтеня в одно стройное органическое целое совершенно невозможно. Монтень – эссеист до мозга костей. Начав доказывать какой-нибудь тезис, он поминутно отвлекается в сторону, делает выписки из древних и новых писателей и никогда не упускает случая подчеркнуть слабость человеческого разума, обманчивость чувств, недостоверность знания, изменчивость суждения. Разрушив какое-нибудь ложное мнение, он не решается выдвинуть что-либо на освободившееся место. Ничто не достоверно в его глазах. Он знает только то, что ничего не знает. В этом он похож на Сократа, хотя лишен его нравственного величия. Полушутя, полусерьезно Монтень поддерживает богословскими доводами свою теорию философского неведения. Прямой предшественник Ренана, он считает свою уклончивую и поверхностную иронию неотразимым критическим оружием. Мнимо-философское сомнение было коренной интеллектуальной способностью Монтеня, воздухом его дыхания, самым характерным свойством его литературного облика.

image

Мишель Монтень (предположительно)

Неглубокое и нестройное миросозерцание Монтеня проникнуто однако некоторым беспечным оптимизмом. На историческом пути человечества в его глазах нет трагических рытвин, нет безысходных конфликтов. Этот нетребовательный оптимизм не является у Монтеня плодом многолетних размышлений, как оптимизм Лейбница или Гегеля. Это – преобладающее органическое настроение человека, не развившего у себя логической дисциплины и нравственного критицизма. Он без труда внушает себе любовь неиссякаемую «к жизни, славе и здоровью» и тщательно оберегает у себя расположение духа, «такое же ясное и безмятежное, как тихое звездное небо». Монтень никогда не покидает эмпирической плоскости привычного житейского кругозора и никогда не выходит за тесные пределы своего самолюбующегося «я». Порою весь познаваемый мир сжимается у Монтеня в мертвую точку нравственного эгоизма.

Этим предопределяется неизбежно большая неустойчивость его моральных и правовых воззрений. В вопросах философии права Монтень держится беспечного релятивизма. Юрист по образованию и опытный сановник муниципального самоуправления, он хорошо видел несовершенство господствовавшего правопорядка. Безжизненная рутина отечественного судопроизводства и обрядовый педантизм провинциальной французской администрации дали богатый материал для его сатирического остроумия. Однако Монтень не вступил на путь протеста. В его глазах никакая юридическая норма не может покрыть целиком ни одного индивидуального правоотношения. Монтень признает неизбежное глубокое несовершенство каждого законодательства, обличает полное бессилие современного ему правового творчества, но не выдвигает в противовес этой безотрадной критике никаких политико-юридических идеалов. Он прямо говорит, что первый долг человека по отношению к государству – повиновение существующим законам.

Любовь к собственному спокойствию, связанная с неверием в человеческий разум, заставила его склониться к строгому политическому охранительству. Любые перемены и потрясения страшны ему. Таким же безучастным консерватором является Монтень и в вопросах религиозно-нравственных. Но моральные нормы лишены авторитетного значения в его глазах. Высота и ценность добродетели измеряются наслаждением и пользою, которые она приносит. Итог людских идей и привычек сводится к обычаю тиранического господства, которого не может избежать ни один человек. Нравственные оценки бывают безысходно противоречивы не только у народов, чуждых друг другу по расе и языку, но даже у людей, связанных кровной приязнью. Совершенно немыслимо найти два одинаковых мнения не только у двух различных людей, но даже у одного человека в разное время.

Монтень принадлежал к последнему поколению гуманистов. Подобно последним скептикам античного мира, он до конца своих дней не изменял отрешенному и пассивному индивидуализму. Тем не менее, влияние его на последующую скептическую мысль было огромно. Гёте и Ницше, Мериме и Ренан, Байрон и Эмерсон видели в нем своего духовного предка.

Наиболее благотворным было авторитетное воздействие Монтеня в вопросах педагогических. Здесь его полустоические заветы были восприняты и Коменским, и Руссо, и нашим Пироговым.

  • Вы здесь:  
  • Статьи по литературе image
  • Монтень, Мишель – краткая биография

Ещё по теме…

Мишель де Монтень, (1533–1592), (полное имя – Мишель Экем де Монтень) – французский писатель, мыслитель эпохи Возрождения, философ, автор книги «Опыты».

В молодости Мишель Монтень живо интересовался политической деятельностью, связывал с ней амбициозные надежды. Отец приобрел для него должность советника Бордоского парламента, в 80 ые гг. его дважды избирали мэром Бордо. Монтеню довелось жить в эпоху религиозных войн, и его позиция в это время тяготела к компромиссной, хотя он выступал на стороне католиков; в его ближайшем окружении было большое количество гугенотов. Впоследствии он придерживался мнения, что отдельные части католической доктрины не могут быть отброшены ввиду цельности церковного учения. Монтень пользовался репутацией образованного, ученого человека, многие государственные деятели, мыслители того времени были его добрыми знакомыми. Прекрасное знание древних авторов сочеталось в его интеллектуальном багаже с осведомленностью в области новых книг, идей, тенденций.

В 1565 г. Мишель Монтень стал семейным человеком; большое приданое супруги укрепило его материальное положение. Когда в 1568 г. умер отец, Мишель стал наследником родового имения. Он продал судейскую должность, вышел в отставку и с 1571 г. поселился там. 38 летний Монтень в 1572 г. приступает к работе над главным трудом в его творческой биографии – философско литературными «Опытами», в которых он излагал мысли по поводу исторических событий дней минувших и сегодняшних, делился наблюдениями за самыми разными людьми. На протяжении многих столетий эта книга будет одной из любимых читательской публикой, оценившей ее гуманистическую направленность, искренность, тонкий французский юмор и другие достоинства.

До этого у Мишеля уже был небольшая литературная практика, начавшаяся с выполненного по просьбе отца перевода латинского трактата. С 1572 г. он начинает писать эссе; первые из них представляют собой отклики о прочитанных книгах. Наибольший интерес Монтень проявлял к управлению государством, человеческому поведению, войнам, путешествиям. В 1580 г. в Бордо выходят первые две книги «Опытов», в которых общественным, литературным вопросам уделялось намного больше внимания, чем частным.

После этого события в литературной карьере Монтеня снова активизируется и его общественная деятельность: его второй раз избирают мэром Бордо. В этот период в их местность приезжал Генрих Наваррский. Наследник престола проявил благосклонность к Монтеню, но тот более не был озабочен реализацией политических амбиций, все помыслы были посвящены «Опытам», он старался проводить как можно больше времени в уединении. Написанные позднее дополнения к первым книгам и третья книга «Опытов» во многом носили автобиографический характер.

1588-й подарил Монтеню встречу с молоденькой девушкой, Мари де Гурне, которая была страстной поклонницей его идей, скрасила его одиночество и стала для него кем то вроде приемной дочери. После смерти кумира она опубликовала посмертное издание «Опытов», над которыми тот продолжал трудиться до последнего вздоха.

Мишель Монтень не мог похвастаться железным здоровьем; стариком он ощущал себя, еще не дожив до 60 летнего юбилея. Он старался противостоять многочисленным болячкам, ведя активный образ жизни, однако значительно улучшить состояние ему не удавалось. В 1590 г. Мишель Монтень ответил отказом на приглашение приехать от Генриха IV, а в 1592 г., 11 сентября, находясь в собственном замке, скончался.

Еще по теме:

Комментарии:

Писатель, философ и педагог Мишель де Монтень жил в эпоху, когда уже завершался Ренессанс и началась Реформация. Родился он в феврале 1533 года, в местности Дордонь (Франция). И жизнь, и труды мыслителя являются своего рода отражением этого «серединного» периода, межвременья. А некоторые взгляды этого удивительного человека приближают его к современной эпохе. Недаром историки философии спорят о том, не стоит ли вообще отнести к Новому времени такого оригинала, как Мишель де Монтень.

Биография

Изначально семья будущего философа была купеческой. Его отец, немец, даже не говорящий по-французски, звался Пьером Эйкемом. Мать же, Антуанетта де Лопез, была из семьи беженцев из испанской провинции Арагон – они покинули эти места во время преследований евреев. Но отец Мишеля сделал прекрасную карьеру, и даже стал мэром Бордо. Город этот сыграл впоследствии огромную роль в жизни философа. За выдающиеся заслуги перед Бордо Пьер Эйкем был введен во дворянство, и поскольку он владел землей Монтень и замком, к его фамилии была сделана соответствующая приставка. В замке родился и сам Мишель. Отец сумел дать сыну самое лучшее домашнее воспитание, которое только было возможно в то время. Он даже в семье говорил с Мишелем только по-латыни, чтобы мальчик не расслаблялся.

Карьера

Итак, будущий философ поступил в коллеж в Бордо, а затем сделался юристом. С молодых лет его впечатлительное воображение поражали зверства, на которые были способны люди ради религии. Может быть, поэтому во времена гугенотских войн во Франции он пытался посредничать между борющимися сторонами. По крайней мере его искренность дала свои плоды, и к его мнению прислушивались лидеры как католиков, так и протестантов. О нем тоже можно было сказать стихами: «А я стою один меж них…». Он также был известен как практикующий судья, пытающийся заключать мировые соглашения. Но в 1565 году он женился, и невеста принесла ему большое приданое. А еще через три года умер его отец, оставив сыну родовое имение. Теперь Мишель де Монтень имел достаточно денег, чтобы заниматься своими увлечениями и не работать. Так он и поступил, выгодно продав к тому же свою судейскую должность.

Философия

Выйдя в отставку в 38 лет, Мишель наконец-то отдался любимому делу. В имении он написал свою самую известную книгу – «Опыты». После публикации первых двух томов труда в 1580 году, философ отправился путешествовать и посетил несколько европейских стран – Италию, Германию, Швейцарию. Как и отца, его дважды избирали мэром Бордо. Город был доволен правлением Монтеня, хотя философ в это время находился вдали от Франции. Писал он также дневники и путевые заметки. Жил он скромно и умер в возрасте пятидесяти девяти лет, в 1592 году, прямо в церкви, во время службы в родном замке. Писал философ свои труды не только на французском и латыни, но и на итальянском и окситанском языках.

Работа всей жизни

Главный труд Монтеня представляет собой эссе. Собственно говоря, сам этот жанр появился благодаря философу. Ведь перевод слова «эссе» с французского и означает «опыт». Его книга не похожа на те, которые были популярны в эпоху Возрождения. Это не строгий научный или философский трактат. Она не имеет ни плана, ни структуры. Это размышления и впечатления о жизни, сборник цитат, кладезь живой речи. Можно сказать, что Мишель де Монтень просто искренне излагал свои мысли и наблюдения, как Бог на душу положит. Но этим заметкам суждено было пережить столетия.

«Опыты». Краткое содержание

Эссе Монтеня является чем-то средним между размышлениями и исповедью. В книге много личного, в чем он признается окружающим. В то же время анализируя себя, Мишель де Монтень пытается понять природу человеческого духа как такового. Он выставляет себя напоказ, чтобы постичь других. Монтень является своего рода скептиком, разочаровавшимся в человечестве и его идеях, а также в возможностях познания. Он пытается оправдать разумный эгоизм и стремление к счастью, опираясь на стоиков. В то же время философ критикует как современную ему католическую схоластику, так и скептицизм, подвергающий сомнению все добродетели.

Существуют ли настоящие идеалы?

Философы всего мира подчиняются авторитетам, — рассуждает Монтень. Они опираются на Фому Аквинского, Августина, Аристотеля и так далее. Но ведь эти авторитеты тоже могут ошибаться. То же можно сказать и о нашем собственном мнении. В чем-то оно верно, но не может служить авторитетом для других. Просто мы должны всегда понимать, что наше знание ограничено. Философ Мишель де Монтень замахнулся не только на авторитеты прошлого, но и на идеалы настоящего. Он критически рассматривает вопрос о добродетелях, альтруизме и моральных принципах вообще. Монтень полагает, что все это лозунги, которые используют власть имущие для манипулирования людьми. Человек должен жить свободно и достойно, как ему хочется, получать удовольствие. Тогда он будет любить других. Тогда он будет проявлять свое мужество, несовместимое со злобой, страхом и унижением.

Бог и философия

Монтень четко обозначил себя как агностика. «Я не могу ничего сказать о Боге, такого опыта у меня нет, — заявил он своим читателям. А если так, то в жизни прежде всего следует руководствоваться своим разумом. Те, кто говорят, что их мнение – самое лучшее, да еще и пытаются заставить других подчиняться себе, не заслуживают уважения. Потому лучше избегать фанатизма и уравнять в правах все религии. Философия должна подталкивать человека вести добрую жизнь и следовать хорошим обычаям, а не быть сводом мертвых и непонятных большинству правил. Тогда человек научится жить в реальности. К несчастьям следует относиться «философски», если не можешь изменить ситуацию. А чтобы меньше страдать, нужно прийти к такому состоянию духа, когда удовольствие чувствуется сильнее, а боль – слабее. Всякое государство надо уважать не потому, что оно идеально, а потому, что любая смена власти неизбежно приведет к еще большим проблемам».

Монтень посвятил также много размышлений воспитанию нового поколения. В этой области он следовал всем идеалам эпохи Возрождения. Человек должен быть не узким специалистом, а разносторонней личностью, и уж ни в коем случае не фанатиком. В этом был совершенно непоколебим Мишель де Монтень. Педагогика, с его точки зрения, – это искусство развивать в ребенке сильную волю и твердый характер, позволяющий стойко переносить превратности судьбы и получать максимум удовольствия. Идеи Монтеня не только понравились современникам, а вдохновили последующие поколения. Такие мыслители и писатели, как Паскаль, Декарт, Вольтер, Руссо, Боссюэ, Пушкин и Толстой, используют его идеи, спорят с ним или же соглашаются. До сих пор рассуждения Монтеня не теряют популярности.

ИнтерВести // Статья

Мишель де Монтень: Гасконец, опередивший время

  • Таня Мэр
  • /
  • 19 марта 2020
image
Фото:

Наверное, не ошибусь, если скажу, что слово «гасконец» у большинства из нас ассоциируется с Д’Артаньяном – воспевая бравого мушкетера, Дюма сделал знаменитой и его родину Гасконь.

Но вовсе не Д’Артаньян, а другой гасконец – Мишель де Монтень – оказал влияние на величайшие умы человечества. Им восхищались Шекспир и Пушкин, Мольер и Толстой, им зачитывались Паскаль, Декарт, Ларошфуко, Монтескьё (тоже, кстати, гасконец)… список можно продолжать бесконечно…

Монтень настолько опередил свое время, что сложно поверить, что он родился почти 5 веков назад… Поиск золотой середины и умеренности во всем, достижение счастья как естественная цель человеческой жизни – то, к чему так или иначе возвращался Монтень в своей единственной, но гениальной книге «Опыты». Во французском варианте произведение носит название Les Essais (произносится «эссе»), и именно оно дало имя целому жанру в литературе – эссе.

Очень консервативный в своих политических убеждениях, Монтень опередил свое время почти на полтысячелетия в своих педагогических взглядах. Например: «Игры детей – вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста», «Я наблюдал только такое действие розги – она или притупляет, или озлобляет». Поистине новаторские идеи для того времени! Именно поэтому педагогическую теорию гасконца изучают будущие психологи и педагоги всего мира, включая Россию.

А французы изучают Монтеня в школе! Все, а не только будущие психологи и учителя. И не только главы о педагогике.

Art de vivre?..

По мнению Мишеля Монтеня, человек существует для того, чтобы быть счастливым. Возможно, поэтому впитавшие эту идею французы больше, чем многие другие, умеют ценить саму жизнь, получать удовольствие от простых вещей, сохранять душевное равновесие и не стремиться к эфемерному «успеху», лишающему жизнь ежедневных радостей и гармонии. Может быть, именно идеи Монтеня и сформировали то самое Art de vivre (Искусство жить), которым славятся французы, атмосфера которого так привлекает туристов? Лично я не помню, чтобы нам в школе хотя бы раз говорили о личном счастье и его составляющих. Нас ориентировали на служение идеям, гонку за достижениями и успехом, а не на искусство выстроить счастливую жизнь… Монтень же считал главным достижением «умение выработать состояние духа, при котором счастье чувствуется сильнее, а несчастье – слабее».

А еще Монтень в «Опытах» совершенно не скрывает бытовой характер своих размышлений, не пытается показаться кем-то, кем не является, он судит скромно, спокойно, полностью отдавая себе отчет в собственном несовершенстве и не пытаясь придать хоть сколько бы то ни было значимости своей личности. (И это, кстати, на фоне того, что прежде чем приступить к написанию «Опытов», он был мэром Бордо и советником в самых разных важных инстанциях!)

Конечно, «Опыты» Монтеня растащили на цитаты, которых при желании можно насчитать около 500. Например, здесь или здесь. Делитесь в комментариях своими любимыми.

А если вы окажетесь на Юго-Западе Франции, обязательно включите в свою программу посещение Tour de Montaigne (Башни Монтеня). Она расположена примерно в 60 км от Бордо. Именно здесь, в этой башне, Мишель де Монтень написал свои «Опыты». Рядом с башней есть замок Монтеня, но он был неоднократно перестроен после смерти философа, а вот башня сохранила первозданный вид. Экскурсовод так интересно рассказывает, что хочется слушать его снова и снова!

Если хотите узнать подробности о том, как добраться до Башни Монтеня и что еще можно посетить неподалеку, не стесняйтесь написать автору канала «Французский багет» Тане Мэр по электронному адресу, указанному в описании канала.

Теги:

Автор

image

Таня Мэр

Читайте также в рубрике «ИнтерВести»

image

Родители сослали ребенка на необитаемый остров за плохое поведение

  • 14 июля
image

В Южной Корее в Minecraft смогут играть только взрослые

  • 12 июля
image

В Южной Африке открылась первая в мире школа, напечатанная на 3D-принтере

  • 9 июля

Другие статьи автора

image

Французские школьники никогда не знают, с кем будут в одном классе в новом учебном году

image

Нельзя допустить беспредела министерских функционеров!

image

Почему мусульмане учатся в католических школах Франции

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий