Чаглар эртугрул биография личная жизнь

Эртугрул – кто это такой?

Эртогрул (Эртугрул) – выдающая личность турецкой истории. Это отец первого турецкого султана Османа. Благодаря своему уму он стал правителем небольшого территориального образования Османский бейлик с центром в городе Селют. Власть, которую Эртогрул получил при жизни, позволила его сыну продвинуться еще дальше и в итоге стать султаном большой империи.

Генеалогическое дерево османской династии турков вызывает интерес у историков. Доказан тот факт, что Осман был первым турецким правителем. Известно, что известно – Эртугрул был его отцом. Но вот кто был дед Османа и отец Эртогрула, не совсем ясно. Большое количество исторических текстов указывает как на деда Османа – на Сулейман-шаха. Но некоторые исследователи считают, что им был Гюндюз Альп.

Позднее османские историки пришли к выводу, что родившийся от Гюндюза Альпа мальчик был бы другим по характеру и образу мышления. На основании этого факта дедом Османа был признан Сулейман-шах.

В любом случае история Османской династии начинается с того, что тюрки были вынуждены уходить от монголов, которые теснили их. Тюрки продвигались к границам в Византии, чтобы найти себе место для жизни. Небольшой отряд воинов во главе с предводителем оказался в Малой Азии. По легенде отец Эртогрула утонул в Персии во время перехода реки, когда тюрки отступали под натиском монголов. В связи с этим Эртогрул собирался вернуться туда.

Во время путешествия в Персию он решил отдохнуть со своим войском на верхушке холма. На прилегающей равнине две армии сошлись в борьбе. Эртогрул наблюдал за битвой, а потом посовещался со своим отрядом. Он принял решение помочь той армии, которая казалась слабее и утрачивала позиции. Благодаря его вмешательству атака была отбита. Как оказалось, Эртогрул вместе со своими соратниками помог сельджукскому султану, который боролся с монголо-татарской армией.

В благодарность за помощь султан выделил ему земли, отвоеванные у Византии – две горы для летней кочевки и равнину для зимнего проживания. На этой территории Эртогрул образовал удж – пограничную область. Одной из его задач было постоянно отражение нападений византийских войск, которые стремились вернуть обратно утраченные территории.

Эртогрул стал союзником сельджукского султана. Во всех походах его воины играли важную роль в военных операциях сельджуков. Вскоре храбрые тюрские воины превратились в авангард армии. Благодаря их силе, выносливости и навыкам, владения Эртогрула постоянно увеличивались. К ним добавлялись завоеванные у Византии территории и щедро подаренные султаном участки в качестве благодарности за удачные походы. Область, которая подчинялась Эртогрулу, процветала и увеличивалась. В итоге она получила название Османский бейлик. Ее центром был город Селют.

Это было время, когда противоречия в Византии способствовали завоеваниям их земель. Население окраин страны было недовольно политикой центра. В результате земли на границе Византии постепенно завоевывал Эртогрул. Политика завоевания земель привела к тому, что в сельджукском султанате могли возникать междуусобные войны.

Подчиненные султану правители отдельных областей стремились увеличить свои земли за счет соседей. Османский бейлик не участвовал в таких войнах, потому что находился на границе с Византией.

Завоевательная политика Эртогрула была направлена на территорию Византии, а с соседями по сельджукскому султанату он не воевал. Это создало ему и его воинам образ борцов за веру, за ислам и способствовало популярности в султанате. За свои моральные качества и ум Эртогрул получил прозвище «Гази» – защитник веры.

Сельджукский султанат постепенно приходил в упадок. А Османский бейлик под предводительством храброго воина и мудрого правителя постепенно расцвел и усиливался. История говорит о том, что Эртогрул прожил долгую жизнь. Он умер в возрасте 90 лет.

После его смерти султан передал управление Османским бейликом Осману, сыну Эртогрула. Осман получил письмо от султана, саблю и одежду. Новый правитель продолжил дело Эртогрула, он завоевывал новые земли у Византии и расширял свой бейлик. Вскорости монгольская армия напала на султанат. В битве с ними погиб сам султан и его наследник-сын.

В сельджукском султанате не было в тот момент лучшего претендента, чем Осман, на пост правителя. После гибели главы государства, в городе Конье собрались визири и другие выдающиеся политические деятели государства.

Они решали, кто сможет возглавить страну в такой тяжелый момент. Практически единогласно было принято решение передать управление в руки Османа. Так сын Эртогрула стал первый турецким султаном. Он возглавил государство, которым до него управлял сельджукский султан. Осман взял себе титул Падишаха, перенес столицу в город Эскишехир и занялся развитием и укреплением главного города империи. Перед ним открылись перспективы, которых он не имел, управляя Османским бейликом.

Содержание

На рубеже XI-XII веков сведений о племенах тюрков, вторгнувшихся из глубин Азии в Анатолию (Малая Азия), не много. Большинство источников это Византийские летописи, в меньшей степени Персидские письменные источники.

Доподлинно известно о битве при Манцикерте, произошедшей в 1071 году между византийской армией и тюркскими племена. Победа в ней позволила тюркам – сельджукам распространить своё влияние на этот регион Малой Азии.

«Особенно ненадежны в рядах византийского войска были составлявшие в нём легкую конницу узы и печенеги, которые при столкновении с турками тотчас же почувствовали с последними племенное родство. … В пылу завязавшейся битвы один из византийских военачальников распустил слух о поражении императорского войска, которое, будучи охвачено паникой, обратилось в бегство»

А. А. Васильев, А. Г. Грушевой «История Византийской империи: Время до Крестовых походов (до 1081 г.)»

Последующее ослабление Византии способствовало возникновению Конийского султаната, просуществовавшего до середины XIII века. Пришедшие со Средней Азии монгольские орды стремительно обрушились на сельджуков. Решающее сражение возле Кёсе-даге (1243 г.) было проиграно, сделав конийского султана вассалом Орды.

Между сыновьями последнего независимого султана Кей-Хосрова II произошли распри за право наследования. Объединив вокруг себя тюркские и монгольские родоплеменные группировки они боролись за власть и территорию. Так, некогда единое государство в Малой Азии, распалось на конгломерат конкурирующих за власть бейликов.

Что из себя представлял один из бейликов

Название этих образований происходит от слова бей, так как во главе стояли вожди носившие титулы созвучные с этим словом, например великий бей (улу-бей), бей, мелик, а также эмир и султан. Можно провести аналогии с отдельными княжествами Древней Руси, однако есть характерная особенность, основанная на племенном принципе организации бейлика.

По этой причине название бейлика связано не с местом его расположения, как например Рязанское, Смоленское, Московское княжество, а с именем основания династии, такие как Османогуллары, Дилмачогуллары, Саруханогуллары (оггулар с турецкого — сыновья). Более подробно об этом можно узнать в книге советского востоковеда-тюрколога Владимира Гордлевского «Государство Сельджукидов Малой Азии».

История обретения власти Эртугрулом

Во многом история обретения власти над бейликом Эртугрулом состоит из легенд и сказаний записанных значительно позже его жизни. Первое, письменное упоминание о нем, дошедшее до наших дней – «Хроника дома Османов» начата уже в Османской Империи в 1476 году (через 200 лет после его смерти).

Единственным же вещественным доказательством того, что он был как историческое лицо, а не как вымысел средневековых авторов, являются две монеты находящиеся в музее Топкапы. По одной из монет стало известно имя его отца, деда Османа – Гюндюз Альп.

image

Большая часть легенд и сказаний сводится к тому, что Эртугрул не был именитым человеком и происходил из воинов племени кайлы. Племя пришло в Анатолию из Средней Азии, спасаясь от набегов монголов. Благодаря личному мужеству, воинской смекалке и таланту полководца он возглавил небольшой самостоятельный отряд, численностью до 400 шатров.

Однажды он и возглавляемый им отряд оказался на месте сражения, между двух противоборствующих отрядов. Кем были воины, сражавшиеся друг с другом, он не знал.

Приняв благородное решение он со своим отрядом вступил в бой за сторону, которая терпела поражение, заступившись за слабых. Благодаря чему победа досталась воинам султана Алаэдина Кей-Кубаба, бившимися с монголами.

В благодарность за этот поступок султан назначил ему удел — удж. Эртугрул присягнул на верность султану и дал обет защищать территорию от Византийской Империи, которая не прекращала попыток восстановить утраченные территории.

Первоначальный размер удела неизвестен, находился он недалеко от Эскищехира и включал город Сёгют с прилегающими окрестностями, который позже станет первой столицей Османского султаната. Подробно об этом можно прочитать в книге доктора исторических наук и российского востоковеда Юрия Петросяна «Османская империя».

image
Эртугрул в сериале «Возрождение: Эртугрул» / © boomtr.com

Укрепления власти и расширение территории бейлика Эртугрулом

Будучи исповедником ислама Эртугрул взял за основу своей доктрины борьбу с неверными. В то время как вожди прочих бейликов Малой Азии сражались друг с другом в стремлении увеличить свои территории, Эртугрул (а затем и его сын Осман) со своими воинами позиционировали себя как борцы за истинную веру.

Руководствуясь библейским Пятикнижием Моисея, которое вошло в основы ислама, он провел аналогию с Книгой Исход, призывая сплотить усилия воинствующих племен для овладения «землями обетования», наподобие древних евреев, которые получили в удел земли нечестивых народов, населявших до них Палестину.

Эта религиозная составляющая позволила собрать дополнительные силы религиозно настроенных воинов, которые наряду с «солдатами удачи», желающими добычи, стали совершать набеги на богатые земли, населенные византийскими христианами под предводительством Эртугрула.

Миниатюра, изображающая Эртугрула Гази

Во исполнении своих обязательств перед султаном Алаэдином Кей-Кубаба, его отряды захватили город Афьонкарахисар, переданный султану после его взятия. Информация об этом содержится в летописях византийских источников и у Сирийского летописца Ибн Назифа.

Основным же направлением расширения своей власти и влияния он видел земли Византийской Империи. Чему и научал своего сына Османа, будущего наследника и основателя Османского бейлика, ставшего позднее султанатом, именем которого была названа Османская Империя.

Умер Эртугрул в поздней старости, дожив, по некоторым источникам, до 93 лет. Его сын Осман I Гази стал основателем Османской династии и Империи, которая обрушила Византию и просуществовала более 600 лет, передав эстафету государственности Турции.

Гробница Эртугрула Гази, фотография конца XIX века

История жизни Эртугрула очень напоминает историю «американской мечты» из глянца. Неизвестный парень, из глухой провинции, оказавшийся в нужном месте и нужное время сорвал джек–пот и стал прародителем династии величайших завоевателей и монархов Востока. Однако из песни (в нашем случае истории) слово не выкинешь.

Закончить хотелось бы цитатой исследователя истории Востока Колина Имбера:

«Понятно, что ни одна из теорий истоков Османской империи, старая или современная, не является бесспорной…»

Источники:

  1. А. А. Васильев, А. Г. Грушевой — История Византийской империи: Время до Крестовых походов (до 1081 г.).
  2. Гордлевского В. А. «Государство Сельджукидов Малой Азии — М., 1960.
  3. Петросян Ю. А. Османская империя. — М.: изд. Наука, 1993.
  4. Библия. Книга Исход
  5. «Хроника дома Османов» 1476 г.

6 Май 2017 88808

Часть 1

Осман ибн Эртугрул – основатель османского государства, который вернул мусульманам их потерянное вместе с падением Багдада и аббасидского халифата под натиском монгольских завоевателей мусульманское государство.

Многие мусульманские правители, полководцы, командиры и другие предводители смогли подняться на высокую ступень славы, но лишь единицы смогли сохранить и передать это величие своим наследникам. И только некоторые из числа этих единиц сумели превратить это величие в наследство для своих потомков, которое будет передаваться на протяжении нескольких столетий. Одной из таких редких исторических личностей, несомненно, является Осман ибн Эртугрул ибн Сулейманшах Ат-Туркмани, более известный как Осман Первый. Его род восходит к туркменским кочевникам. («Хуласат аль-асар фи а’ян аль-хади ‘ашар», 1/8)

Осман ибн Эртугрул родился 9 мая 1258 года (четвертого числа месяца Джумада аль-авваль 656 года по хиджре). Это был именно тот год, в котором Багдад пал от рук монголов. По предопределению Всевышнего Аллаха, именно в тот день, когда был убит последний аббасидский халиф, родился мальчик, который в дальнейшем восстановит великий мусульманский халифат. Местом рождения Османа Первого считается город Сёгют.

Основной же причиной появления племени Османа на этих землях и получения им власти над ними было то, что сельджуки под натиском монгольского правителя Чингисхана были вынуждены переселиться к границам Византийской империи. Вместе со всеми сельджуками на эти земли вместе со своими соплеменниками переселился и Эртугрул ибн Сулейманшах, который был очень храбрым воином и дальновидным предводителем для своего племени. Вместе с Эртугрулом на эти земли пришло еще 340 человек из числа его соплеменников. Эртугрул преданно служил сельджукскому государству и его правителю султану Алауддину Кей-Кубаду ибн Кей-Хосров ибн Клыч Араслану.

Восхищённый храбростью и отвагой Эртугрула, Султан Алауддин приблизил его к себе, а затем назначил наместником всех земель, которые тот завоёвывал. («Самт ан-нуджум аль-‘авали фи анбаи аль-аваили ва ат-тавали», 2/312)

В некоторых турецких легендах также передаётся, что Эртугрул возвращался в Персию после того как его отец утонул при переходе реки, во время отступления перед монголами. По пути домой он, въехав со своими воинами на вершину горы, остановился на отдых. В это время Эртугрул увидел на равнине, как две неизвестные ему армии встретились и вступили в ожесточённое сражение.

Посоветовавшись со своими людьми, он решил прийти на помощь той из них, которая показалась ему слабее и проигрывала сражение. Вместе со своими всадниками он устремился на помощь армии, которая проигрывала сражение, стремительно напал на тех, кто уже начал брать верх, и обеспечил победу их противникам.

Этот успех, как оказалось, был одержан над ордой монголов, а своей победой Эртугрулу был обязан сам султан Алауддин Кей-Кубад II. В награду за это султан дал Эртугрулу горы Туманидж и Эрмени для их летней кочёвки, а равнину Сёгюта — для зимней.

Эти земли совсем недавно были завоеваны сельджуками у византийцев, и Кей-Кубад образовал из них пограничный удж. Став правителем этих пограничных территорий, Эртугрул дал обязательство отражать нападения Византии, стремящейся вернуть ранее принадлежавшие ей земли.

Во всех дальнейших военных походах в византийском направлении султан Кей-Кубад всегда делал ставку на Эртугрула и его отважных воинов. В результате этого путём непрерывных завоеваний Эртугрулу несколько раз удалось увеличить свой удж за счёт пограничных областей Византии. После каждого удачного похода султан наделял Эртугрула новыми землями и одаривал ценными подарками.

Вскоре войско Эртугрула стали называть авангардом сельджукской армии, потому что оно всегда находилось на передовой во всех походах султана. Таким образом, Эртугрул провел всю свою жизнь в походах и сражениях, возвышая религию всевышнего Аллаха, за что и получил прозвище «Гази».

С 1230 года Эртугрул от имени сельджукского султана правил на территории, получившей позже название Османский бейлик, с центром в городе Сёгют, который был отвоёван у Византии. За время правления Эртугрула империя сельджуков постепенно распадалась, а Османский бейлик только усиливался. Турецкие легенды гласят, что жил родоначальник Османов долго и умер старцем в возрасте 90 лет в 1281 году.

После смерти Эртугрула султан Алауддин отправил его сыну Осману жалованную одежду и саблю вместе с письмом, которым назначил его правителем вместо его отца Эртугрула. («Самт ан-нуджум аль-‘авали фи анбаи аль-аваили ва ат-тавали», 2/312)

Осман ибн Эртугрул стал полноправным преемником и продолжателем дела своего отца. Он с достоинством возглавил своё племя и бейлик, продолжил завоевания отца; вскоре, уже в 1289 году (688 году по хиджре) ему удалось взять город Кару. После этой победы султан Алауддин пожаловал Осману почётный титул бега, назначил правителем всех земель, которые тот завоевал, разрешил чеканить деньги со своим именем и упоминать своё имя в пятничной молитве («хутбе»). Таким образом, Осман, став полноправным правителем этих земель, с воодушевлением продолжил задуманное дело и вскоре завоевал город Енишехир и другие близлежащие города.

Вскоре после этого Осману по воле судьбы удалось стать полноправным правителем и всего сельджукского государства, которым правил Алауддин Кей-Кубад. Приблизительно в 1300 году (699 году по хиджре) монголы внезапно напали на Конию (столицу сельджукского государства), и случилось так, что в этой войне погиб сам Алауддин и его сын Гыясуддин.

На то время в сельджукском государстве не было другого человека, который смог бы сменить Алауддина и стать его достойным преемником, кроме Османа ибн Эртугрула. Поэтому его и выбрали новым Султаном. После того как Осман получил полную власть над всеми территориями, которыми до него правил Алауддин Кей-Кубад, перед ним открылись огромные возможности. Он взял себе титул Падишаха династии Османов, сделал столицей своего государства город Эскишехир и сразу же взялся за его укрепление.

Также имеется предание, что после смерти сельджукского султана Алауддина Кей-Кубада ввиду отсутствия у него наследника в Конии собрались визири, государственные деятели и другие видные люди сельджукского государства. На этом собрании вынесли практически единогласное решение, что на место султана не подходит никто иной, кроме Османа ибн Эртугрула. Это решение донесли до Османа, и он охотно согласился взять на себя обязанности султана.

Смотрите также:

Правление Османа Ибн Эртугрул и расширение государства

Автор:  Мухаммад Султанов Комментарии для сайта Cackle 1 год назад 1 ответ:

О, этим актером я в прошлом году интересовалась. Потому как смотрела турецкий сериал «Госпожа Фазилет и две ее дочери», где он сыграл главную роль Ягыза Эгемена. Сам сериал так себе, хотя есть очень волнительные моменты. И большинство из них было связано с его главным героем, так долго и взаимно влюбленным в девушку по имени Хазан. А сколько поклонниц у него образовалось! Как все восхищались актером, называли его красавчиком и самым лучшим. И хоть актер этот не в моем вкусе и красавчиком его не считаю, также как и хорошим актером, но кое-что о нем узнала. То, что ему уже за тридцать, что он снялся в более десятка турецких картин, что он модель и рост у него почти метр девяносто. Что по знаку зодиака он скорпион и до сих пор не женат. Кстати, может женился уже. А в прошлом году только ленивый не говорил о том, что у него роман с актрисой, сыгравшей Хазан.

Эртогрул
أرطغرل
Удж-бей Сёгюта
? — 1281
Предшественник Гюндюз Альп
Преемник Осман I
Рождение неизвестно
Смерть 1281/82
Место погребения
  • Tomb of Ertuğrul Gazi[d]
Отец Гюндюз Альп [1] в некоторых генеалогиях ошибочно указан Сулейман-шах
Мать Хайме-хатун
Супруга Халиме-хатун
Дети сыновья: Савджы-бей, Осман I, Гюндюз-бей
Отношение к религии ислам
image Медиафайлы на Викискладе

Эртогрул (أرطغرل, тур. Ertuğrul; ум. 1281/82) — тюркский (представитель огузского племени кайи) правитель, отец основателя Османской династии Османа I. Правил в середине XIII века на территории, получившей название Османский бейлик, с центром в городе Сёгют.

Происхождение

На данный момент считается доказанным, что отцом Эртогрула был Гюндюз Альп, благодаря найденной монете с надписью «Осман б. Эртогрул б. Гюндюз Альп»[1].

В османской историографии с самого начала не было единого мнения о том, кто является отцом Эртогрула. Все свидетельства указывают на то, что Эртогрул был отцом Османа, но традиционная генеалогия, называющая Сулейман-шаха дедом Османа, не опирается на факты. Имя Сулейман-шаха, детали его жизни и смерти впервые появилось в «Истории» Шукруллы[2] (около 1460), в работах Оруча (около 1467), Ашик Паша-оглу[3] и аль-Баятли[4] (после 1480 года). Все эти рассказы отличаются друг от друга в деталях, но все приписывают Сулейман-шаху то, что он привёл своих последователей в Анатолию с Востока, и все содержат ту же историю о том, как он решил вернуться в Туркестан, но утонул, пытаясь пересечь Евфрат, предоставив своему сыну Эртогрулу вернуться в Анатолию[5].

Параллельно развивалась альтернативная генеалогия, называвшая дедом Османа не Сулейман-шаха, а Гюндюз Альпа. Фигуры Гюндюза Альпа и Гёк Альпа, возникли в первой четверти XV века в работах Ахмеди (1334—1413) и Языджизаде Али[6] в качестве компаньонов отца Османа Эртогрула. Эти же фигуры появились снова в стихах Энвери (ум. в XVI веке), но они больше не были просто компаньонами Эртогрула: Гюндюз Альп и Гёк Альп стали братьями; Гюндюз Альп также стал отцом Эртогрула. «История Османской империи», которую «нишанджи» (от персидского слова nishan — знак, письмо князя — тайный секретарь турецкого султана, руководитель канцелярии, хранитель печати) Мехмеда II, Караманлы Мехмед-паша[4], завершил около 1480 года, вносит дополнительные изменения. В его версии Гёк Альп был отцом Гюндюз Альпа, сыном которого был Эртогрул[7].

Именно Нешри [8] (1450—1520) сделал решающий выбор между этими двумя версиями османского происхождения. В черновик рукописи своей «Истории» он включил оба варианта, но добавил, что «широко известно», что Сулейман-шах был отцом Эртогрула и дедом Османа. Он пришёл к выводу, что Эртогрул, который произошел от Гёк Альпа и Гюндюза Альпа, должен был быть другим человеком, и опустил эту генеалогию из более поздних версий своей работы. После Нешри Сулейман-шах официально стал считаться дедом Османа[9].

Биография

image Приблизительные границы Латинской и раздробленной Византийской империй (Никеи, Трапезунда и Эпира) после Четвёртого крестового похода, около 1204 image Примерные границы уджа к моменту смерти Эртогрула

Биография Эртогрула легендарна. Он не упоминается ни в одном современном ему источнике. Из османских источников самый ранний дошедший до нас — Хроника дома Османов (Тева-рих-и аль-и Осман) Ашик Паша-оглу, начатая в 1476 году (через два века после смерти Эртогрула). Первым известным османским летописцем был Яхши Факых (ум. после 1413). Им составлена хроника Османской истории от Османа I (1299—1324 годы) до Баязида I (1389—1402 годы), которая называлась «Описания подвигов дома Османов до Йылдырым-хана». Оригинала этой хроники не обнаружено. Считается, что хроника Яхши Факыха почти дословно вошла в труды позднейших турецких летописцев[10]. Единственным вещественным доказательством существования Эртогрула как исторического лица являются две монеты с надписями «Осман б. Эртогрул б. Гюндюз Альп» и «Осман б. Эртогрул», которые хранятся в коллекциях музея Топкапы[1].

Орудж-бек писал: «Отец Османа, как говорят, был очень низкого происхождения: простой солдат по имени Эртогрул»[11].

Турецкая историческая традиция гласит, что Алаэддин Кей-Кубад пожаловал Эртогрулу удж (окраинная область султаната) в удел[12]. Все османские источники пересказывают эту легенду в различных вариантах. Согласно одному из них, часть племени кайы откочевала в Анатолию из Средней Азии, где предводители кайы некоторое время находились на службе у правителей Хорезма. Небольшое подразделение кайы (400—500 шатров) во главе с Эртогрулом, спасаясь от набегов монголов, направилось во владения сельджукского султана Алаэддина Кей-Кубада и обратилось к нему за покровительством[13]. Согласно другому, откочевав в Малую Азию, Эртогрул со своим отрядом воинов оказался на поле боя двух неизвестных ему отрядов воинов. Посоветовавшись со своими людьми, он по-рыцарски принял сторону проигрывавших, тем самым изменив соотношение сил и обеспечив им победу. Это были войска султана Алаэддина Кей-Кубада, сражавшиеся с отрядом монголов. Земельный надел был наградой Эртогрулу от султана. При этом Эртогрул дал обязательство отражать нападения Византии, стремящейся вернуть эти ранее принадлежащие ей земли[14]. Нешри указывает, что это могла быть битва при Эрзинджане 1230 года, где туркменские племена помогли Алаэддину одержать победу над Хорезмшахом Джелаладдином, возможно также, что в 1231/32 году отряд Эртогрула захватил для Алаэддина Афьонкарахисар[15]. О походах Алаэддина есть информация в византийских источниках и у ибн Назифа (Сирия)[16].

Точно не известно, каков по размеру был этот удж. Известно только, что эти земли располагались недалеко от Эскишехира[17]. Можно считать, что удж включал в себя окрестности города Сёгют и пастбища в горах Доманич. Они стали основой бейлика, который сейчас называется Османский или Османогуллары[15]. Удж Эртогрула граничил с византийскими землями (Никейской империей), что давало возможность совершать набеги для обогащения на земли христиан. Эта возможность привлекала в отряды Эртогрула искателей добычи. Когда во второй половине XIII века правители других анатолийских бейликов, стремясь увеличить свои земли, воевали между собой, воины Эртогрула (а затем и Османа) выглядели борцами за веру.

image Анатолийские бейлики около 1300 года

Кроме того, население окраин Византийской империи было недовольно налоговой политикой Константинополя, что облегчало захват земель. Точный размер и границы земель, находившихся под контролем Эртогрула к моменту его смерти, неизвестны[17].

Усилению кайа и расширению территории бейлика способствовала борьба Конийского султаната с монголами. Алаэддин платил им дань с 1236 года, а в 1243 году в битве при Кёсе-даге новый султан, Кей-Хосров II, потерпел сокрушительное поражение. Кайа тоже были вынуждены согласиться платить дань монголам[15].

Дата смерти Эртогрула указывается различными источниками как 1281/82 или 1288/89 год. Обе даты легендарны, но в последнее время официально признана первая[7]. Также легенды гласят, что Эртогрул скончался в возрасте 80—90 лет[7]. Нешри указывает, что Эртогрул прожил 93 года[15].

После смерти Эртогрула власть перешла к его сыну, Осману I, основателю Османской династии и первому монарху Османского государства[18].

Генеалогия Эртогрула согласно различным источникам
  • «Сельчукнаме » Языджизаде Али[6]:
Гёкальп
Эртугрул Тюндар (Дюндар)
Осман
  • «Дюстурнаме» Энвери[2]:
Газан
Мир Сулейман Альп
Шехмелик
Гюндюзальп Гёкальп
Эртугрул
Осман
  • Behcetü’t Tevârîh Шюкруллы [2]:
Огуз
Гёкальп
Кызыл Буга
Кая Альп
Сулейманшах
Эртугрул
Осман
  • Câm-ı Cem-Âyîn Хасана бин Махмуд эль-Баяти[4]:
Кая Альп
Сулейманшах
Эртугрул
Савджы-бей Осман Гюндюз-бей
  • Согласно Караманлы Мехмеда-паши[4]:
Огуз-хан
Кайык Альп
Саркук Альп
Гёк Альп
Гюндюз Альп
Эртугрул
Осман
  • «История Ашикпашазаде » Ашикпашазаде Дервиш Ахмеда[3]:
Огуз
Кайык Альп
Гёкальп
Басук
Кая Альп
Сулейманшах
Эртугрул
Сару-Яты (Савджы) Осман Гюндюз Альп
Бай-Ходжа Айдогду
  • «История османов » Нешри [8]:
Сулейманшах
Сункур-Текин Эртугрул Гюндогду Тюндар (Дюндар)
Сару-Яты Осман Гюндюз

Память

image Памятник Эртогрулу-газы, Ашхабад, Туркменистан

  • В честь Эртогрула был назван фрегат флота Османской империи[19].
  • В честь Эртогрула была названа мечеть в Ашхабаде[20].

Образ в искусстве

В кино

  • «Возрождение: Эртугрул» (2014—2019) — Эртогрул является главными героем этого турецкого телесериала, роль исполнил Энгин Алтан Дюзьятан.

Примечания

  1. 1 2 3 Başar, 1995; Kozan; Imber, 1987; İnalcık,Ansiklopedisi, 2007.
  2. 1 2 3 İnalcık, Belleten, 2007, p. 487.
  3. 1 2 İnalcık, Belleten, 2007, p. 489.
  4. 1 2 3 4 İnalcık, Belleten, 2007, p. 488.
  5. Başar, 1995; İnalcık,Ansiklopedisi, 2007.
  6. 1 2 İnalcık, Belleten, 2007, p. 486.
  7. 1 2 3 Başar, 1995.
  8. 1 2 İnalcık, Belleten, 2007, p. 490.
  9. Başar, 1995; Kozan; Imber, 1987.
  10. Þahin, 2013; Süreyya.
  11. Орудж-бек Баят, 2007, с. 66.
  12. İnalcık,Ansiklopedisi, 2007; Финкель, с. 17; Петросян, 1993, с. 15.
  13. İnalcık,Ansiklopedisi, 2007; Петросян, 1993, с. 15.
  14. İnalcık,Ansiklopedisi, 2007; Кинросс, 2017; Бальфур, 2017, глава 1.
  15. 1 2 3 4 İnalcık,Ansiklopedisi, 2007.
  16. İnalcık,Ansiklopedisi, 2007; İnalcık, Belleten, 2007, p. 480.
  17. 1 2 Петросян, 1993, с. 15.
  18. Imber, 1987; İnalcık,Ansiklopedisi, 2007, с. 17; Финкель.
  19. Bal, 2004, p. 407.
  20. Андрушкевич, 2017, с. 266.

Литература

  • Россия и Европа глазами Орудж-бека Баята — Дон Жуана Персидского / Пер. Эфендиева О., Фарзалиева А.. — СПб.: СПбГУ, 2007.
  • Андрушкевич Ю., Ливеровская Е., Слука И. 1000 лучших путешествий, которые могут изменить вашу жизнь. — М.: Литрес, 2017. — ISBN 5040357605, 9785040357604.
  • Бальфур Дж. П. Османская империя. Шесть столетий от возвышения до упадка. XIV–XX вв. — М.: Литрес, 2017. — 420 с. — ISBN 5040661541, 9785040661541.
  • Кинросс Б. П. Расцвет и упадок Османской империи. На родине Сулеймана Великолепного. — Литрес, 2017.
  • Петросян Ю. А. Османская империя. — М.: Наука, 1993. — 185 с.
  • Финкель К. История Османской империи: Видение Османа. — М.: АСТ.
  • Bal I. Turkish Foreign Policy in Post Cold War Era. — Albany: Universal-Publishers, 2004. — 464 p. — ISBN 1-58112-423-6.
  • Başar F. Ertuğrul Gazi : Islamansiklopedisi. — 1995. — Vol. 11. — P. 314—315. (тур.)
  • Imber C. The Ottoman Dynastic Myth : Turcica. — 1987. — № XIX. — С. 7—27.
  • İnalcık H. Osmanlı Beyliği’nin Kurucusu Osman Beg : Belleten. — 2007. — № 08. — С. 479—537.
  • İnalcık H. Osman I : Islamansiklopedisi. — 2007. — Vol. 33. — P. 443—453. (тур.)
  • Kozan A. Ertuğrul Gazi’nin Babası Süleyman Şah mı? Gündüz Alp mi?. Архивировано 20 июля 2017 года.
  • Lowry H. W. The Nature of the Early Ottoman State. — Albany: SUNY Press, 2003.
  • Þahin, Haþim. Yahşi Fakih : Islamansiklopedisi. — 2013. — Vol. 43. — P. 180—182. (тур.)
  • Süreyya, Mehmed. Sicill-i Osmani. — Vol. 5. — P. 1667. (тур.)

Ссылки

  • Список османских историографов (неопр.). Дата обращения: 5 мая 2017. Архивировано 5 мая 2017 года.
  • Osman Gâzî’nin Bastırdığı Sikkeler ve Ona Atfedilen Yeni Bir Sikke Hakkında (тур.) . Дата обращения: 3 мая 2017. Архивировано 2017-0710.
  • Diriliş: Ertuğrul (тур.) . Дата обращения: 10 июня 2017.
image image Османы
Предки династии Османов
  • Гюндуз-альп
  • Эртогрул
беи (эмиры) Османского бейлика

image Эта страница в последний раз была отредактирована 7 июля 2021 в 09:53.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий