Джакомо Пуччини, опера «Тоска»: краткое содержание

Пуччини Джакомо

  • image
Подробности
Категория: Музыканты
Опубликовано: 16.12.2017 23:49
Автор: Роман
Просмотров: 999

image

Пуччини Джакомо Родился: 22 декабря 1858 Умер: 29 ноября 1924 (65 лет)

Джакомо Антонио Доменико Микеле Секондо Мариа Пуччини — итальянский оперный композитор, один из ярких представителей направления «веризм» в музыке. Некоторые исследователи полагают, что он крупнейший после Верди итальянский оперный композитор.

Пуччини родился в городе Лукка, в музыкальной семье, одним из семи детей. Династия музыкантов в семье Пуччини была основана в Лукке прапрадедушкой Джакомо (1712—1781) и его тёзкой. После смерти отца, Микеле Пуччини (1813—1864), пятилетнего Пуччини отправили на учение к его дяде Фортунато Маджи, который считал его плохим, недисциплинированным учеником и, как пишет современный биограф композитора, награждал его болезненным пинком по голени за каждую фальшивую ноту, после чего у Пуччини всю жизнь рефлекторно возникала боль в ноге от фальшивых нот. Впоследствии Пуччини получил место церковного органиста и хормейстера. Оперным композитором ему захотелось стать, когда он впервые услышал представление оперы Джузеппе Верди «Аида» в Пизе.

« Бог дотронулся до меня мизинцем и сказал: «Пиши для театра и только для театра». »

В течение четырёх лет Пуччини занимался в Миланской консерватории. В 1882 году участвовал в конкурсе одноактных опер. Не получившая первый приз, его опера «Виллисы» была поставлена в 1884 году в театре Dal Verme. Опера эта привлекла внимание Джулио Рикорди, главы влиятельного издательского дома, специализирующегося на издании партитур. Рикорди заказал Пуччини новую оперу. Ею стал «Эдгар».

Третья его опера, «Манон Леско», законченная в 1893 году, имела огромный успех. Несмотря на явное влияние Рихарда Вагнера, талант Пуччини проявился в этой опере в почти полном своем блеске. Эта же опера знаменует собой начало работы Пуччини с либреттистами Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза.

Следующая опера Пуччини, «Богема» (написанная по мотивам романа Анри Мюрже), принесла Пуччини мировую славу. Одновременно оперу с тем же названием и по тому же роману писал Руджеро Леонкавалло, вследствие чего между двумя композиторами возник конфликт, и они перестали общаться.

За «Богемой» последовала «Тоска», премьера которой состоялась на рубеже веков, в 1900 году. Под давлением со стороны примадонны Ла Скала Даркле, исполнявшей главную роль в этой опере, и настаивающей на наличии у главной героини арии, которую можно было бы исполнить в концерте, Пуччини дополнил второй акт оперы, написав знаменитую сегодня «Vissi d’arte». Также он позволил Даркле, блондинке, не надевать парик (в тексте либретто Тоска — брюнетка).

17 февраля 1904 года в Миланском театре «Ла Скала» Джакомо Пуччини представил свою новую оперу «Мадам Баттерфляй» (Чио-чио-сан) («Madama Butterfly», по мотивам пьесы Дэвида Беласко). Несмотря на участие выдающихся певцов Розины Сторкио, Джованни Дзенателло, Джузеппе де Лука, спектакль провалился. Маэстро чувствовал себя раздавленным. Друзья уговорили Пуччини переработать своё произведение, а на главную партию пригласить Соломею Крушельницкую. 29 мая на сцене театра «Гранде» в Брешиа состоялась премьера обновлённой «Мадам Баттерфляй», на этот раз — триумфальная. Публика семь раз вызывала актёров и композитора на сцену.

После этого новые оперы стали появляться реже. В 1903 году Пуччини, заядлый автомобилист, попал в аварию. В 1909 году разразился скандал, связанный с тем, что страдающая припадками ревности жена композитора Эльвира обвинила домработницу Дорию Манфреди в любовной связи с Пуччини, после чего домработница покончила с собой. (Была ли связь на самом деле — неизвестно). Родственники Манфреди предъявили иск, и Пуччини заплатил назначенную судом сумму. В 1912 году умер издатель Пуччини, Джулио Рикорди, сыгравший огромную роль в продвижении композитора к известности.

Тем не менее, в 1910 году Пуччини закончил оперу «Девушка с Запада», о которой впоследствии говорил как о самом сильном своем опусе. Попытка написать оперетту (очевидно, из-за неимоверной в то время популярности жанра, в котором тогда главенствовали Франц Легар и Имре Кальман) окончилась неудачей. В 1917 году Пуччини закончил переработку своей оперетты в оперу («Ласточка»).

В 1918 году состоялась премьера оперы «Триптих». Эта вещь состоит из трёх одноактных опер (в парижском стиле, известном как гранд-гиньоль: ужасы, сентиментальная трагедия и фарс). Последняя, фарсовая, часть, под названием «Джанни Скикки», получила известность и иногда исполняется в один вечер с оперой Масканьи «Сельская честь», либо с оперой Леонкавалло «Паяцы».

В конце 1923 года Пуччини, бывший большим любителем тосканских сигар и сигарет, начал жаловаться на хронические боли в горле. У него был диагностирован рак гортани, и доктора порекомендовали ему новое экспериментальное лечение, радиотерапию, которое предлагали в Брюсселе. Ни сам Пуччини, ни его жена не были в курсе остроты болезни, эта информация была передана только их сыну.

Пуччини скончался в Брюсселе 29 ноября 1924 года. Причиной смерти послужили осложнения, вызванные операцией, — неконтролируемое кровотечение вызвало инфаркт миокарда на следующий день после операции. Последний акт его последней оперы («Турандот») остался незавершенным. Есть несколько версий концовки, чаще всего исполняется версия, написанная Франко Альфано. На премьере этой оперы дирижёр, близкий друг композитора Артуро Тосканини остановил оркестр на том месте, где начиналась часть, написанная Альфано. Положив палочку, дирижёр обернулся к публике и сказал: «Здесь смерть прервала работу над оперой, которую маэстро не успел завершить».

Незадолго до смерти Пуччини заметил в одном из своих писем, что «опера закончилась как жанр, поскольку люди потеряли вкус к мелодии и готовы терпеть музыкальные композиции, не содержащие ничего мелодического».

Стиль

Необыкновенно одарённый мелодически, Пуччини твердо следовал своему убеждению, что музыка и действие в опере должны быть неразрывны. По этой причине, в частности, в операх Пуччини нет увертюр. Известны так называемые «пуччинивские октавы» — излюбленный и хорошо узнаваемый приём оркестровки, когда мелодию ведут в разных регистрах разные инструменты (или в пределах одной оркестровой группы). Гармонический язык композитора также очень интересен, есть типичные для композитора ходы, например, разрешение доминанты в субдоминанту вместо тоники, параллельные квинты и т. п. Влияние музыки импрессионистов слышится в ярких тембральных решениях и постоянной игре оркестровыми красками. В «Тоске» мастерски применяются акустические эффекты, создающие иллюзию многомерного пространства. Особенно прекрасна мелодика Пуччини. Благодаря богатству мелодий, оперы Пуччини, наряду с операми Верди и Моцарта, являются наиболее часто исполняемыми операми в мире.

Последователи

Мелодическое влияние Пуччини было огромно. Пуччиниистами назвал его последователей известный музыкальный критик Иван Соллертинский, отметив, что «самым ярым» представителем этого движения стал Имре Кальман. К «пуччиниистам» также принадлежали Франц Легар и Исаак Дунаевский. В произведениях Дмитрия Шостаковича иногда слышно влияние стиля Пуччини. В основном это касается схожего чувства кантилены и колористических приёмов оркестровки.

Отклики и мнения некоторых современников Пуччини

В 1912 году один очень известный итальянский критик, в связи с постановкой одной из опер Пуччини, написал в своей статье следующее: «Это просто позор, что мир думает, будто итальянская музыка — это, в основном, произведения этого старомодного мелодиста, в то время как в Италии есть такие композиторы-интеллектуалы, как Ильдебрандо Пиццетти».

Другой критик, Карло Берсезио, так описал свои впечатления от премьеры «Богемы» (в «La gazetta»): «„Богема“ не оставит никакого следа в истории оперного театра. Автору этой оперы следует считать своё произведение ошибкой».

Издатель Рикорди, узнав о сомнениях, терзавших композитора во время первых репетиций «Богемы», написал ему: «Если этой оперой вы не попали в точку, маэстро, я сменю профессию и начну торговать салями».

Либреттист Иллика писал Пуччини: «Работать с вами, Джакомо, — это как жить в аду. Сам Иов не вынес бы таких мучений».

В 2006 году опера «старомодного мелодиста» «Богема» отметила своё стодесятилетие. Во второй половине двадцатого века она заняла место в пятерке самых часто исполняемых в мире опер и с тех пор из этой пятерки уже не выходила.

В честь Пуччини назван кратер на Меркурии.

Политика

В отличие от Верди, Пуччини не участвовал в политической жизни страны. Его биограф писал, что в течение всей жизни. Другой биограф считает, что если бы Пуччини имел собственную политическую философию, то он скорее всего был бы монархистом

Во время первой мировой войны отсутствие интереса Пуччини к злободневым вопросам сослужило ему плохую службу. Его долгая дружба с Тосканини была прервана почти на десятилетие после замечания Пуччини летом 1914 года о том, что Италия выиграла бы от немецкой организованности. Пуччини продолжал работать на оперой La rondine, заказанной ему австрийским театром в 1913 году, и после того, как Италия и Австро-Венгрия стали врагами в 1914 (контракт, правда в конце концов был расторгнут). Пуччини не участвовал в общественной деятельности во время войны, но частным образом помогал людям и семьям, пострадавшим от войны

В 1919 году Пуччини получил заказ написать музыку на оду Фаусто Сальватори в честь побед Италии в первой мировой войне. Премьера этого произведения, Inno a Roma («Гимн Риму»), должна была состояться 21 апреля 1919 года, во время празднования годовщины основания Рима. Как бы то ни было, премьера была отложена до 1 июня 1919 и была исполнена на открытии соревнований по лёгкой атлетике. Хотя Гимн Риму не был написан для фашистов, он широко использовался во время уличных парадов и общественных церемоний, проводимых итальянскими фашистами.

В последний год жизни у Пуччини было несколько контактов с Бенито Муссолини и другими членами фашистской партии Италии, и Пуччини даже стал её почётным членом. С другой стороны, сведения о том, был ли Пуччини реально членом фашистской партии, противоречивы. Итальянский сенат по традиции включал нескольких членов, назначенных в свете их вклада в культуру страны. Пуччини надеялся заслужить эту честь (так, как ранее заслужил её Верди) и задействовал имеющиеся у него связи с этой целью. Хотя почётные сенаторы обладали правом голоса, нет свидетельств о том, что Пуччини искал это назначение для того, чтобы использовать право голоса. Пуччини мечтал основать национальный театр в родном Виареджо и, разумеется, для этого проекта ему требовалась поддержка правительства. Пуччини встречался с Муссолини дважды, в ноябре и декабре 1923 года. Хотя театр так и не был основан, Пуччини получил титул сенатора (senatore a vita) за несколько месяцев до смерти.

В то время, когда Пуччини встречался с Муссолини, тот находился на посту премьер-министра около года, но его партия ещё не получила полный контроль над парламентом. Муссолини объявил о прекращении представительского стиля правления и начале фашистской диктатуры в своей речи, обращённой к палате депутатов, 3 января 1925 года, уже после смерти композитора

Оперы

«Виллисы» (итал. Le Villi), 1884. Премьера одноактной оперы состоялась 31 мая 1884 года в театре Verme, Милан. По одноименному рассказу Альфонсо Карра о русалках-вилиях.

«Эдгар» (итал. Edgar), 1889. Премьера оперы в 4 актах состоялась 21 апреля 1889 года в театре Ла Скала, Милан. На основе пьесы «La Coupe et les lèvres» Альфреда де Мюссе

«Манон Леско» (итал. Manon Lescaut), 1893. Премьера оперы состоялась 1 февраля 1893 года в театре Regio, Турин. По одноименному роману аббата Прево «Богема» (итал. La bohème), 1896. Премьера оперы состоялась 1 февраля 1896 года в театре Regio, Турин. По книге Анри Мюрже «Scènes de la vie de Bohème» «То́ска» (итал. Tosca), 1900. Премьера оперы состоялась 14 января 1900 года в театре «Костанци», Рим. По пьесе Викторьена Сарду «La Tosca»

«Мадам Баттерфляй» (итал. Madama Butterfly). Премьера оперы в 2 актах состоялась 17 февраля 1904 года в театре Ла Скала, Милан. По одноименной пьесе Дэвида Беласко. В России опера шла также под названием «Чио-Чио-сан»

«Девушка с Запада» (итал. La fanciulla del West), 1910. Премьера оперы состоялась 10 декабря 1910 года в театре Metropolitan Opera, Нью-Йорк. По пьесе Д. Беласко «The Girl of the Golden West».

«Ласточка» (итал. La rondine), 1917. Премьера оперы состоялась 27 марта 1917 года в театре Opéra, Монте Карло.

Триптих: «Плащ», «Сестра Анджелика», «Джанни Скикки» (итал. Il Trittico: Il Tabarro, Suor Angelica, Gianni Schicchi), 1918. Премьера оперы состоялась 14 декабря 1918 года в театре Metropolitan Opera, Нью-Йорк.

«Турандот» (итал. Turandot). Премьера оперы состоялась 25 марта 1926 года в театре Ла Скала, Милан. По одноименной пьесе К. Гоцци. Осталась незаконченной в связи со смертью композитора, завершена Ф. Альфано в 1926 году.

Изучение наследия Пуччини

В 1996 году в Лукке был основан «Centro Studi Giacomo Puccini» (центр изучения Джакомо Пуччини), охватывающий широкий круг подходов к изучению творчества Пуччини. В США American Center for Puccini Studies специализируется на необычных исполнениях работ композитора и открывает публике неоценённые ранее или неизвестные отрывки работ Пуччини. Этот центр был основан в 2004 году певцом и дирижёром Гарри Дунстаном.

  • Назад
  • Вперёд

Добавить комментарий

     
   
  (Романтизм — Начало 20 века)    
 

Джакомо Пуччини родился 22 декабря 1858 года в городе Лукка на севере Италии, в семье, насчитывавшей пять поколений музыкантов. Его отец умер, когда Джакомо было всего пять лет, и он был отправлен на учебу к своему дяде Фортунато Маджи, который считал его плохим и недисциплинированным учеником. К четырнадцати годам он получил место органиста в церкви. Композитором, и непременно оперным, Пуччини решил стать, после того как впервые побывал на «Аиде» Верди. Осенью 1880 года он отправился в Милан, где сдав вступительные экзамены, был принят в консерваторию.

Во время учебы в 1882 году Пуччини принимает участие в конкурсе одноактной оперы. Хотя он не занял первое место, его опера под названием «Виллисы», была поставлена в 1884 году. Она привлекла внимание Джулио Рикорди, руководителя влиятельного музыкального издания «G. Ricordi & Со», заказавшего Пуччини вторую оперу, которой стала поставленная в 1889 году «Эдгар». Опера провалилась. Пуччини винил во всем либреттиста Фонтана, и заявил, что отныне он будет самостоятельно писать либретто к своим операм. Он постоянно искал подходящие для своей музыки сюжеты. Почти случайно последние два либреттиста, Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза, собрались вместе для завершения работы над оперой «Манон Леско», которая имела огромный успех. Они работали с Пуччини над созданием трех последующих опер: «Богема», «Тоска» и «Мадам Баттерфляй».

«Богема» принесла Пуччини мировую известность. Премьера оперы состоялась 1 февраля 1896 года в Турине. Сегодня вместе с «Тоской» она является одной из самых популярных опер в мире. «Тоска», премьера которой состоялась в 1900 году, была первым проявлением Пуччини-вериста, который изобразил в ней многие аспекты реальной жизни, включая насилие. В течение года после написания «Тоска» была поставлена в крупнейших театрах мира и заняла особое место в истории оперы.

Пуччини одним из первых в опере обратился к японскому сюжету. «Мадам Баттерфляй», написанная по мотивам пьесы Давида Беласко, первоначально была принята публикой враждебно, но после некоторой доработки, стала одной из самых успешных опер в списке композитора. После 1904 года, новые сочинения стали появляться редко. Пуччини попал в автомобильную аварию в 1903 году. В 1906 году умер его либреттист Джузеппе Джакоза, а в 1909 году, произошел скандал, в ходе которого горничная, обвиненная в связи с Джакомо его женой Эльвирой, покончила с собой. В 1912 году, со смертью Джулио Рикорди, редактора и издателя Пуччини, закончился наиболее продуктивный период в карьере композитора.

В 1910 Пуччини заканчивает работу над оперой «Девушка с Запада», которую он сам считал лучшим своим опусом. Следующей работой будет лишь «Ласточка», переработанная из неудавшейся оперетты. Премьера состоялась 27 марта 1917 года в Монте-Карло. В 1918 году в Нью-Йорке проходит премьера оперы под названием «Триптих». Произведение представляет собой три одночастные оперы: ужасающий эпизод «Плащ», сентиментальную трагедию «Сестра Анжелика», и комедию «Джанни Скикки». Последняя работа Пуччини, опера «Турандот» осталась незаконченной по причине смерти композитора.

Джакомо Пуччини умер 29 ноября 1924 года от осложнений после операции на горле. В Рим известие о его смерти пришло во время исполнения Богемы. Опера была остановлена, и оркестр заиграл похоронный марш Шопена. Джакомо Пуччини был похоронен в Милане, а затем его останки были перезахоронены в часовне на вилле Пуччини в Торо дель Лаго.

Популярные композиции
Тоска. Клавир с вокальной партией
Классика / Опера
Богема. Вся опера. Клавир с вокальной партией
Классика / Опера
Мадам Баттерфляй. Клавир с вокальной партией
Классика / Опера
Девушка с Запада. Клавир
Классика
Богема. Вся опера. Клавир
Классика / Опера
Тоска. Vissi d’arte, for piano solo
Классика / Транскрипция
Манон Леско. Donna non vidi mai
Классика / Ария
Gianni Schicchi. Era uguale la voce
Классика / Опера
Богема. Trilogy from First Act. Arrangement for piano solo
Классика / Транскрипция

Показать все ноты

 
     
0:00 00:00

Главная Коллекция «Otherreferats» Музыка Анализ оперы Джакомо Пуччини «Турандот»

Анализ биографии Джакомо Пуччини. Исследование основных музыкальных тем оперы и тождественных сюжетных линий. Характеристика ключевых действующих лиц произведения. «Турандот» как одна из наиболее колористически богатых итальянских оперных партитур.

Рубрика Музыка
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.07.2014
Размер файла 82,3В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д. PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах. Рекомендуем скачать работу.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: навигация, поиск

Джакомо Пуччини Giacomo Puccini
Основная информация
Полное имя

Джакомо Антонио Доменико Микеле Секондо Мариа Пуччини

Дата рождения

22 декабря 1858

Место рождения

Лукка, Италия

Дата смерти

29 ноября 1924

Страна

Бельгия

Профессии

Композитор

Жанры

опера

Джа́комо Анто́нио Доме́нико Мике́ле Секо́ндо Мари́а Пуччи́ни (итал. Giacomo Antonio Domenico Michele Secondo Maria Puccini; 22 декабря 1858, Лукка — 29 ноября 1924 Брюссель) — итальянский оперный композитор, признаваемый лучшим из так называемых «веристов».

Биография

Пуччини родился в городе Лукка, в музыкальной семье. После смерти отца Микеле Пуччини (1813—1864), пятилетнего Пуччини отправили на учение к его дяде Фортунато Маджи, который считал его плохим, недисциплинированным учеником и, как пишет современный биограф композитора, награждал его болезненным пинком по голени за каждую фальшивую ноту, после чего у Пуччини всю жизнь рефлекторно возникала боль в ноге от фальшивых нот[1]. Впоследствии Пуччини получил место церковного органиста и хормейстера. Оперным композитором ему захотелось стать, когда он впервые услышал представление оперы Джузеппе Верди «Аида» в Пизе.

Бог дотронулся до меня мизинцем и сказал: «Пиши для театра и только для театра».

В течение четырех лет Пуччини занимался в Миланской консерватории. В 1882 году участвовал в конкурсе одноактных опер. Не получившая первый приз, его опера «Виллисы» поставлена была в 1884 году в Teatro dal Verme. Опера эта привлекла внимание Джулио Рикорди, главу влиятельного издательского дома, специализирующегося на издании партитур. Рикорди заказал Пуччини новую оперу. Ею стал «Эдгар».

Третья его опера, «Манон Леско», законченная в 1893 году, имела огромный успех. Несмотря на явное влияние Рихарда Вагнера, талант Пуччини проявился в этой опере в почти полном своем блеске. Эта же опера знаменует собой начало работы Пуччини с либреттистами Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза.

Следующая опера Пуччини, «Богема» (написанная по мотивам романа Анри Мюрже), принесла Пуччини мировую славу. Одновременно оперу с тем же названием и по тому же роману писал Руджеро Леонкавалло, вследствие чего между двумя композиторами возник конфликт, и они перестали общаться.

За «Богемой» последовала «Тоска», премьера которой состоялась на рубеже веков, в 1900 году. Под давлением со стороны примадонны Ла Скала Дарклэ, исполнявшей главную роль в этой опере и настаивающей на наличии у главной героини арии, которую можно было бы исполнить в концерте, Пуччини дополнил второй акт оперы, написав знаменитую сегодня «Vissi d’arte». Также, он позволил Дарклэ, блондинке, не надевать парик (в тексте либретто Тоска — брюнетка).

17 февраля 1904 года в Миланском театре «Ла Скала» Джакомо Пуччини представил свою новую оперу «Мадам Баттерфляй» (Чио-чио-сан) («Madama Butterfly», по мотивам пьесы Давида Беласко). Несмотря на участие выдающихся певцов Розины Сторкио, Джованни Дзенателло, Джузеппе де Лука, спектакль провалился. Маэстро чувствовал себя раздавленным. Друзья уговорили Пуччини переработать своё произведение, а на главную партию пригласить Соломею Крушельницкую. 29 мая на сцене театра «Гранде» в Брешии состоялась премьера обновлённой «Мадам Баттерфляй», на этот раз — триумфальная. Публика семь раз вызывала актёров и композитора на сцену.

После этого новые оперы стали появляться реже. В 1903 году Пуччини, заядлый автомобилист, попал в аварию. В 1909 году разразился скандал, связанный с тем, что страдающая припадками ревности жена композитора Эльвира обвинила домработницу Дорию Манфреди в любовной связи с Пуччини, после чего домработница покончила с собой. (Была ли связь на самом деле — неизвестно). Родственники Манфреди предъявили иск, и Пуччини заплатил назначенную судом сумму. В 1912 году умер издатель Пуччини, Джулио Рикорди, сыгравший огромную роль в продвижении композитора к известности.

Тем не менее, в 1910 году, Пуччини заканчивает оперу «Девушка с Запада», о которой впоследствии говорит, как о самом сильном своем опусе. Попытка написать оперетту (очевидно из-за неимоверной в то время популярности жанра, в котором тогда главенствовали Франц Легар и Имре Кальман) окончилась неудачей. В 1917 году Пуччини заканчивает переработку своей оперетты в оперу («Ласточка»).

В 1918 году состоялась премьера оперы «Триптих». Эта вещь состоит из трех одноактных опер (в парижском стиле, известном как гранд-гиньоль: ужасы, сентиментальная трагедия, и фарс. Последняя, фарсовая, часть, под названием «Джанни Скикки», получила известность и иногда исполняется в один вечер с оперой Масканьи «Сельская Честь», либо с оперой Леонкавалло «Паяцы».

Умер Пуччини в 1924 году из-за последствий операции горла, в брюссельской клинике. Последний акт его последней оперы («Турандот») остался незавершенным. Есть несколько версий концовки, чаще всего исполняется версия, написанная Франко Альфано. На премьере этой оперы дирижер, близкий друг композитора, Артуро Тосканини остановил оркестр на том месте, где начиналась часть, написанная Альфано. Положив палочку, дирижер обернулся к публике и сказал, «Здесь смерть прервала работу над оперой, которую маэстро не успел завершить».

Стиль

Не склонный к музыкальному новаторству, Пуччини просто использовал нравящиеся ему приемы, изобретенные предшественниками и современниками (в частности, Верди, Вагнером, и веристами). Необыкновенно одаренный мелодически, он твердо следовал своему убеждению, что музыка и действие в опере должны быть неразрывны. По этой причине, в частности, в операх Пуччини нет увертюр. Благодаря богатству мелодий, оперы Пуччини, наряду с операми Верди и Вагнера, являются наиболее часто исполняемыми операми в мире. Редкий оперный театр сегодня осмеливается составить репертуар сезона, не включив в него хотя бы одно произведение этого композитора.

Последователи

Мелодическое влияние Пуччини было огромно. Пуччиниистами назвал его последователей известный музыкальный критик Иван Соллертинский, отметив, что «самым ярым» представителем этого движения стал Имре Кальман. К «пуччиниистам» также принадлежали Франц Легар и Исаак Дунаевский.

Отклики и мнения некоторых современников Пуччини

В 1912 году один очень известный итальянский критик, в связи с постановкой одной из опер Пуччини, написал в своей статье следующее. «Это просто позор, что мир думает, будто итальянская музыка — это, в основном, произведения этого старомодного мелодиста, в то время как в Италии есть такие композиторы-интеллектуалы, как Ильдебрандо Пицетти».

Другой критик, Карло Берсезио, так описал свои впечатления от премьеры «Богемы» (в «La gazetta») — «Богема не оставит никакого следа в истории оперного театра. Автору этой оперы следует считать свое произведение ошибкой».

Издатель Рикорди, узнав о сомнениях, терзавших композитора во время первых репетиций «Богемы», написал ему — «Если этой оперой вы не попали в точку, маэстро, я сменю профессию и начну торговать салями».

Либреттист Иллика писал Пуччини, «Работать с вами, Джакомо — это как жить в аду. Сам Иов не вынес бы таких мучений».

В 2006 году опера «старомодного мелодиста» «Богема» отметила свое столетие. Во второй половине двадцатого века она заняла место в пятерке самых часто исполняемых в мире опер и с тех пор из этой пятерки уже не выходила.

В честь Пуччини назван кратер на Меркурии.

Цитата, которую постарались забыть

Незадолго до смерти Пуччини замечает в одном из своих писем, что «опера закончилась как жанр, поскольку люди потеряли вкус к мелодии и готовы терпеть музыкальные композиции, не содержащие ничего мелодического».

Оперы [2]

  • «Виллисы» (итал. Le Villi), 1884. Премьера оперы из 1 акта состоялась 31 мая 1884 года в театре Verme, Милан. По одноименному рассказу Альфонсо Карра о русалках-вилиях.
  • «Эдгар» (итал. Edgar), 1889. Премьера оперы в 4-актах состоялась 21 апреля 1889 года в театре Ла Скала, Милан. На основе пьесы «La Coupe et les lèvres» Альфреда де Мюссе
  • «Манон Леско» (итал. Manon Lescaut), 1893. Премьера оперы состоялась 1 февраля 1893 года в театре Regio, Турин. По одноименному роману аббата Прево
  • «Богема» (итал. La bohème), 1896. Премьера оперы состоялась 1 февраля 1896 годав театре Regio, Турин. По книге Анри Мюрже «Scènes de la vie de Bohème»
  • «То́ска» (итал. Tósca), 1900. Премьера оперы состоялась 14 января 1900 года в театре Costanzi, Рим. По пьесе Викторьена Сарду «La Tosca»
  • «Мадам Баттерфляй» (итал. Madama Butterfly), Премьера оперы в 2-актах состоялась 17 февраля 1904 года в театре Ла Скала, Милан. По одноименной пьесе Дэвида Беласко. В России опера шла также под названием «Чио-Чио-сан»
  • «Девушка с Запада» (итал. La fanciulla del West), 1910. Премьера оперы состоялась 10 декабря 1910 года в театре Metropolitan Opera, Нью-Йорк. По пьесе Д. Беласко «The Girl of the Golden West».
  • «Ласточка» (итал. La rondine), 1917. Премьера оперы состоялась 27 марта 1917 года в театре Opéra, Монте Карло.
  • Триптих: «Плащ», «Сестра Анджелика», «Джанни Скикки» (итал. Il Trittico: Il Tabarro, Suor Angelica, Gianni Schicchi), 1918. Премьера оперы состоялась 14 декабря 1918 года в театре Metropolitan Opera, Нью-Йорк.
  • «Турандот» (итал. Turandot). Премьера оперы состоялась 25 марта 1926 года в театре Ла Скала, Милан. По одноименной пьесе К. Гоцци. Осталась незаконченной в связи со смертью композитора, завершена Ф. Альфано в 1926 году.

Примечания

  1. Julian Budden. Puccini: His Life and Works — Oxford University Press US, 2002. — P. 5. (англ.)
  2. Carner, Mosco: Puccini: A Critical Biography (2nd ed.) Duckworth, 1974.

Ссылки

  • [ http://classic-online.ru/archive/?composer_id=194 оперы Джакомо Пуччини онлайн]
  • Джакомо Пуччини: Ноты произведений на International Music Score Library Project

О знаменитости

Доп. информация по биографии Джакомо Пуччини

—> image

22 декабря 1858 — 29 ноября 1924

итальянский оперный композитор

Будущий композитор, Джакомо Пуччини, родился вВ небольшом итальянском городе Лукка. Мальчик принадлежал кВ семье потомственных композиторов, отец Джакомо преподавал вВ Музыкальном Институте, аВ мать также была родом изВ музыкальной семьи. ВоВ многом судьба Пуччини предопределилась еще вВ возрасте пяти лет, когда умер его отец, руководитель капеллы церкви бенедиктинского ордена, аВ должность завещали мальчику наВ будущее. Джакомо начал работать как певчий вВ церкви, аВ позже как органист при бенедиктинстком ордене.

Ключевым моментов вВ судьбе Пуччини можно считать впечатление отВ просмотра оперы Верди В«АидаВ», вВ 1876 году вВ Пизе. Именно она оставила неизгладимое впечатление иВ укрепила желание Джакомо стать оперным композитором.

ВВ 1880 году Пуччини приехал вВ Милан, где поступил наВ учебу вВ Миланскую консерваторию. Вступительные испытания неВ составили труда для блестящего таланта Джакомо, однако студенческие годы нельзя назвать безоблачными — студенту приходилось ютиться вВ холодной комнате иВ экономить деньги для посещения театров. Однако увлечение музыкой неВ покидало Пуччини несмотря наВ все трудности, иВ вВ студенческие годы онВ написал немало произведений.

Композитор получал положительные отзывы вВ прессе заВ свои симфонические произведения, однако сам Пуччини видел свое призвание вВ написании музыки для театра, его музыка требовала живого сценического действия. Первыми двумя операми являются В«ВилиссыВ» иВ В«ЭдгарВ», ноВ ниВ одна изВ них неВ принесла известности автору.

Настоящий успех пришел кВ Пуччини сВ оперой В«БогемаВ», заВ ней последовала В«ТоскаВ», премьера которой состоялась вВ Риме вВ 1900В году.

Следующим поворотным моментом для Пуччини стало знакомство вВ творчеством американского драматурга Беласке. Композитор, впечатлившись лондонским спектаклем, тутВ же решил попробовать восточную тему вВ своих произведениях. Так появляется образ Чио-Чиосан или мадам Баттерфляй, что означает мотылек. Для того чтобы придать характерный японский колорит, Пуччини экспериментировал соВ звучанием, использовал японские национальные напевы. Первая премьера оперы оказалась для композитора настоящим провалом, иВ только после переработки спектакль получил небывалый успех.

Начиная сВ 

20-х

годов творческая активность Пуччини резко упала, что было вызвано угнетающей атмосферой войны. Композитор задумал создать масштабное произведение — оперный триптих, первой частью которого была опера В«ПлащВ», второй — В«Сестра АнджеликаВ» иВ третьей — В«Джанни СкиккиВ». НиВ одно изВ произведений неВ походило наВ другое, вВ них была заложена идея контраста. Трилогия получила положительные отзывы иВ стала одним изВ шедевров композитора.

Свою последнюю оперу, Турандот», Пуччини так иВ неВ удалось закончить, композитор скончался отВ рака горла вВ возрасте 66В лет.

Комментарии

Истории

Не отказывать же классику. Джакомо Пуччини

Пуччини: Я – памятник себе!

Как стать известным. Джакомо Пуччини

Воля маэстро – закон! Джакомо Пуччини

Елизавета Фролова

Пианистка

Владимир Стуков

композитор и вокалист группы HELLO

Джери Холливелл

британская певица

Саманта Фокс

английская певица и фотомодель

Вячеслав Згура

российский певец

Булат Окуджава

советский поэт, композитор, сценарист и прозаик

Эдвард Григ

норвежский композитор

Франц Шуберт

австрийский композитор

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий