Франческо Растрелли краткая биография

07.04.2016 12:25 815 Еженедельник «Аргументы и Факты» № 14. Аргументы и факты — Петербург 06/04/2016 Сюжет Проект «Мегаполис» image Бартоломео Растрелли. Commons.wikimedia.org image Статья по теме Как создавался Центральный район Петербурга

Первые самостоятельные проекты Франческо Растрелли осуществил в Курляндии по заказу герцога Бирона. Дворцы в Руентале и Митаве — самые ранние творения великого зодчего. Именно Бирон оказал протекцию начинающему архитектору: по рекомендации герцога в 1738 году Растрелли становится обер-архитектором императрицы Анны Иоанновны с жалованьем 1200 рублей, а затем и Елизаветы Петровны, которая тоже любила пышные интерьеры, поэтому обратилась к услугам непревзойдённого мастера барокко.

С этого времени начался период расцвета творчества великого русского архитектора итальянского происхождения. Он занялся постройкой летнего деревянного дворца для императрицы. Растрелли, кроме всего прочего, показал себя как выдающийся инженер, умеющий строить на болотистых грунтах Северной столицы. Ему была поручена перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе, Большого дворца в Петергофе, он принимал участие в завершении строительства Аничкова дворца. По чертежам Растрелли построен Андреевский собор в Киеве.

Поселившись на Невском проспекте, примерно там, где сейчас дом № 48, в 1758 году зодчий занялся возведением Гостиного Двора. Венцом его творений стали Зимний дворец и Смольный монастырь, величайшие произведения в истории архитектуры, и спустя годы производящие впечатление «ликующей мощи и величия».

В 1764 году Растрелли вместе с семьёй покинул Петербург.

С приходом к власти Екатерины, которая покровительствовала другим архитекторам, его эпоха в России закончилась. Да и барокко выходило из моды. Он отправился в Курляндию, где предположительно и скончался в 1771 году. Место захоронения Бартоломео Франческо Растрелли неизвестно.

Смотрите также:

  • Главный по Петергофу. Как складывался творческий путь Николая Бенуа →
  • «Полудержавный властелин». Как Меншиков хотел стать тестем Петра II →
  • Наследие Эдуарда Гау. Как выглядел Гатчинский дворец? →

Архитектор царя. Пять известнейших зданий Доменико Трезини Музейный гений. Как архитектор баварского короля проектировал Новый Эрмитаж От театра до обсерватории. Пять проектов архитектора Александра Брюллова Триумфальный зодчий. 10 лучших сооружений архитектора Василия Стасова Гармония, эпоха, влюбленность. Как Николай Карамзин изменил русский язык

March 18th, 2018, 04:49 pm

Графика Растрелли

Предлагаю читателям нашего журнала познакомиться со статьей Андрея Чекмарева, опубликованной в Журнала Архитектурное наследие — https://arch-heritage.livejournal.com/1745677.html — в декабре 2013 года. Предложение автора » Думаю, с чем бы сюда вернуться. Фотопутешественников стало по десятку на мегабайт, так что отчетами о поезках все уже давно объелись. Предлагаю тем, кто интересуется архитектурой немного больше, новую затею. А давайте выкладывать сюда архитектурную графику — проекты, планы, обмеры. Этого материала по русской архитектуре явно в сети не хватает. Графика много публиковалась, но не у всех есть именно эти книги или, лучше сказать, есть одни, но нет других. Неплохо было бы собирать такую вот интернет-коллекцию красивых чертежей. В замысле любая архитектура всегда лучше осуществленной, она фантазийней и дороже. А потом все, как обычно. упирается в бюджет. Имеет смысл составить визуальный ряд архитектурной графики, куда вошли бы не только те здания, которые построены, но и те замыслы, которые остались на бумаге. Что-то здесь уже нередко выкладывалось на эту тему, но фрагментами или довеском к фотографиям памятников или рассказу об их истории. Я же предлагаю ввести в сообщество особый жанр постов — подборку архитектурной графики по какой-либо теме. Можно по автору, можно по зданию или комплексу. Или еще как. Естественно, их растащат в сотнях перепостов, и это хорошо. Пусть интернет заполняется качественным и востребованным контентом, а то по части подобных материалов пока не фонтан. Начнем с Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771). Главная фигура русского барокко, придворный зодчий двух императриц, Анны Иоанновны и особенно Елизаветы, для которой построил все ее роскошные дворцы. Чертежи Растрелли сегодня хранятся в разных собраниях, многое опубликовано. Из русских коллекций самые крупные в музее истории Санкт-Петербурга и Эрмитаже. Из зарубежных — в Народной библиотеке в Варшаве и венской Альбертине. Сканы разного качества из литературы о творчестве Растрелли и музейных каталогов. Графика раннего периода 1730-х. Дворец курляндского герцога Бирона в Рундале, заложен в 1736, достраивался и доделывался после возвращения герцога из ссылки в 1762 году. Башню с проездом во нутренний двор так и не построили.

План всего дворцово-паркового ансамбля в Рундале Второй дворец Бирона (а по статусу даже первый) с 1738 года строился в столице Курляндии Митаве, нынешней Елгаве. Дворцу не повезло, его со всей пышностью так и не отделали, а то, что было, неоднократно горело в пожарах. Сейчас там сидит сельхозакадемия. Дальше чертежи деревянного Летнего дворца Елизаветы, который был построен в 1741-1744 годах и разобран по приказу Павла I, чтобы освободить место для его Михайловского замка (в котором император ии был убит). Московский дворец Елизаветы, тоже деревянный, в Перове, которое принадлежало тогда фавориту императрицы Алексею Разумовскому. Дворец тоже давно не существует. Еще один московский императорский дворец, в селе Покровском. Сохранился, зхотя до неузнаваемости перестроен под богадельню, находится на улице Гастелло. Среднерогатский дворец Елизаветы, на окраине Петербурга, построен в 1751-1754 годах. Снесен недавно. в 1971 году. Один из ранних вариантов перестройки и расширения Большого Петергофского дворца, 1746 год. Дальше проектные чертежи перестройки Екатерининского дворца в Царском Селе. 1749-1756 годы. И последняя по времени из елизаветинских резиденций — Зимний дворец в Петербурге, 1753-1762 годы Дальше растреллиевские интерьеры, в основном для Зимнего и Екатерининского дворцов. Вообще интерьеров Растрелли осталось немного, да и из тех большинство реставрационные новоделы после военных разрушений. В Зимнем почти все было переделано уже при Екатерине в классицизме, а потом сгорело в большом пожаре 1837 года и частично воссоздано Стасовым как, например, Иорданская лестница.
Печи Растрелли как самостоятельные архитектурные формы, не то церковные колокольни, не то парковые павильоны. Триумфальная ниша для трона Елизаветы.
Павильон Эрмитаж в Царском Селе. 1748 год. Великолепно сохранился и недавно отреставрирован. Павильон Грот тоже для Царского Села. 1749-1761 годы. Сохранился, но частично утратил отделку Охотничий павильон Монбижу в Царском Селе. 1754 год, перестройка первоначального здания С.И. Чевакинского. Потом Адам Менелас снова перестроил павильон, в результате чего он стал Арсеналом на окраине парка. Сейчас заброшен, но стоит. Первый вариант проекта. Второй окончательный вариант Катальная Горка в Царском Селе, построена в 1754 году. Разобрана за ветхостью в 1795-м. Православная церковь в Митаве (Елгаве), перестроена до неузнаваемости в конце 19 века Проект воссоздания шатра ротонды в Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой. Проект был реализован под руководством Карла Бланка. Разрушена во время войны, сейчас вовстанавливается уже во второй раз. Смольный Воскресенский Новодевичий монастырь  в Петербурге. Заложен в 1748 году. Ранний проект, где у собора угловые колокольни расставлены широко, и совершенно другая колокльня, чем та, которую в итоге решили строить. Этот проект повлиял на облик колокльни соборного комплекса в Костроме, построенной Воротиловым. А та, в свою очередь, повлияла на растпространение характерного типа колоколен с узнаваемым изогнутым завершением во всей Костромской губернии и соседних поволжских территориях. План к этому варианту проекта Боковой фасад утвержденного варианта проекта Смольного собора. Но при строительстве главы решили соединить вместе, что и было осуществлено. Разрез собора. Можно видеть, каким Растрелли задумывал интерьер. Его замысле так и не был осуществлен полностью. Елизавета умерла, а Екатерина не собиралась продолжать затратное строительство в соответствии с проектом. Интерьер сделали сильно скромнее и уже в другую эпоху, по проекту Стасова. Также не была построена и высоченная 140-метровая колокольня, верх которой прозрачно намекал на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. Среди проектов Растрелли есть и такой вот оригинальный чертеж церкви треугольной конфигурации. Проект близок аналогичным замыслам треугольных церквей (обычно их посвящали Св. Троице), распространенным в итальянском и немецком барокко. Для какого места предназначался именно этот чертеж, неизвестно. Он так и не был реализован. Полностью не был реализован и растреллиевский замысел Гостиного двора в Петербурге на Невском проспекте, 1757 года. Из-за экономии средств, Елизавета передала стройку приехавшему из Франции Ж.Б. Валлен-Деламоту, который сильно утростил проект Растрелли, отказавшись от всех пышных деталей барокко. На чертеже видно, какой Растрелли хотел видеть часовую башню над центральным входом в здание. Вот такой он был, италианской нации обер-архитектор Двора Ея Величества граф Растрелли… Включенные в подборку проекты Растрелли опубликованы в книгах: Денисов Ю, Петров А. Зодчий Растрелли. Материалы к изучению творчества. Л., 1963 Франческо бартоломео Растрелли.  Архитектурные проекты из собрания Государственнного музея истории Санкт-Петербурга. Каталог. Спб., 2000 Три века русской усадьбы. Живопись, графика, фотография. Изобразительная летопись 17 — начала 20 в. Альбом-каталог. М., 2004 Императрица Елизавета Петровна и Царское Село. Спб., 2010 Lancmanis Imants. Jelgavas pils. 2006 Большое спасибо автору статьи ))

Previous Entry | Next Entry

Графика Растрелли

Думаю, с чем бы сюда вернуться. Фотопутешественников стало по десятку на мегабайт, так что отчетами о поезках все уже давно объелись. Предлагаю тем, кто интересуется архитектурой немного больше, новую затею. А давайте выкладывать сюда архитектурную графику — проекты, планы, обмеры. Этого материала по русской архитектуре явно в сети не хватает. Графика много публиковалась, но не у всех есть именно эти книги или, лучше сказать, есть одни, но нет других. Неплохо было бы собирать такую вот интернет-коллекцию красивых чертежей. В замысле любая архитектура всегда лучше осуществленной, она фантазийней и дороже. А потом все, как обычно. упирается в бюджет. Имеет смысл составить визуальный ряд архитектурной графики, куда вошли бы не только те здания, которые построены, но и те замыслы, которые остались на бумаге. Что-то здесь уже нередко выкладывалось на эту тему, но фрагментами или довеском к фотографиям памятников или рассказу об их истории. Я же предлагаю ввести в сообщество особый жанр постов — подборку архитектурной графики по какой-либо теме. Можно по автору, можно по зданию или комплексу. Или еще как. Естественно, их растащат в сотнях перепостов, и это хорошо. Пусть интернет заполняется качественным и востребованным контентом, а то по части подобных материалов пока не фонтан. Начнем с Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771). Главная фигура русского барокко, придворный зодчий двух императриц, Анны Иоанновны и особенно Елизаветы, для которой построил все ее роскошные дворцы. Чертежи Растрелли сегодня хранятся в разных собраниях, многое опубликовано. Из русских коллекций самые крупные в музее истории Санкт-Петербурга и Эрмитаже. Из зарубежных — в Народной библиотеке в Варшаве и венской Альбертине. Сканы разного качества из литературы о творчестве Растрелли и музейных каталогов. Графика раннего периода 1730-х. Дворец курляндского герцога Бирона в Рундале, заложен в 1736, достраивался и доделывался после возвращения герцога из ссылки в 1762 году. Башню с проездом во нутренний двор так и не построили.

План всего дворцово-паркового ансамбля в Рундале Второй дворец Бирона (а по статусу даже первый) с 1738 года строился в столице Курляндии Митаве, нынешней Елгаве. Дворцу не повезло, его со всей пышностью так и не отделали, а то, что было, неоднократно горело в пожарах. Сейчас там сидит сельхозакадемия. Дальше чертежи деревянного Летнего дворца Елизаветы, который был построен в 1741-1744 годах и разобран по приказу Павла I, чтобы освободить место для его Михайловского замка (в котором император ии был убит). Московский дворец Елизаветы, тоже деревянный, в Перове, которое принадлежало тогда фавориту императрицы Алексею Разумовскому. Дворец тоже давно не существует. Еще один московский императорский дворец, в селе Покровском. Сохранился, зхотя до неузнаваемости перестроен под богадельню, находится на улице Гастелло. Среднерогатский дворец Елизаветы, на окраине Петербурга, построен в 1751-1754 годах. Снесен недавно. в 1971 году. Один из ранних вариантов перестройки и расширения Большого Петергофского дворца, 1746 год. Дальше проектные чертежи перестройки Екатерининского дворца в Царском Селе. 1749-1756 годы. И последняя по времени из елизаветинских резиденций — Зимний дворец в Петербурге, 1753-1762 годы Дальше растреллиевские интерьеры, в основном для Зимнего и Екатерининского дворцов. Вообще интерьеров Растрелли осталось немного, да и из тех большинство реставрационные новоделы после военных разрушений. В Зимнем почти все было переделано уже при Екатерине в классицизме, а потом сгорело в большом пожаре 1837 года и частично воссоздано Стасовым как, например, Иорданская лестница.
Печи Растрелли как самостоятельные архитектурные формы, не то церковные колокольни, не то парковые павильоны. Триумфальная ниша для трона Елизаветы.
Павильон Эрмитаж в Царском Селе. 1748 год. Великолепно сохранился и недавно отреставрирован. Павильон Грот тоже для Царского Села. 1749-1761 годы. Сохранился, но частично утратил отделку Охотничий павильон Монбижу в Царском Селе. 1754 год, перестройка первоначального здания С.И. Чевакинского. Потом Адам Менелас снова перестроил павильон, в результате чего он стал Арсеналом на окраине парка. Сейчас заброшен, но стоит. Первый вариант проекта. Второй окончательный вариант Катальная Горка в Царском Селе, построена в 1754 году. Разобрана за ветхостью в 1795-м. Православная церковь в Митаве (Елгаве), перестроена до неузнаваемости в конце 19 века Проект воссоздания шатра ротонды в Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой. Проект был реализован под руководством Карла Бланка. Разрушена во время войны, сейчас вовстанавливается уже во второй раз. Смольный Воскресенский Новодевичий монастырь  в Петербурге. Заложен в 1748 году. Ранний проект, где у собора угловые колокольни расставлены широко, и совершенно другая колокльня, чем та, которую в итоге решили строить. Этот проект повлиял на облик колокльни соборного комплекса в Костроме, построенной Воротиловым. А та, в свою очередь, повлияла на растпространение характерного типа колоколен с узнаваемым изогнутым завершением во всей Костромской губернии и соседних поволжских территориях. План к этому варианту проекта Боковой фасад утвержденного варианта проекта Смольного собора. Но при строительстве главы решили соединить вместе, что и было осуществлено. Разрез собора. Можно видеть, каким Растрелли задумывал интерьер. Его замысле так и не был осуществлен полностью. Елизавета умерла, а Екатерина не собиралась продолжать затратное строительство в соответствии с проектом. Интерьер сделали сильно скромнее и уже в другую эпоху, по проекту Стасова. Также не была построена и высоченная 140-метровая колокольня, верх которой прозрачно намекал на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. Среди проектов Растрелли есть и такой вот оригинальный чертеж церкви треугольной конфигурации. Проект близок аналогичным замыслам треугольных церквей (обычно их посвящали Св. Троице), распространенным в итальянском и немецком барокко. Для какого места предназначался именно этот чертеж, неизвестно. Он так и не был реализован. Полностью не был реализован и растреллиевский замысел Гостиного двора в Петербурге на Невском проспекте, 1757 года. Из-за экономии средств, Елизавета передала стройку приехавшему из Франции Ж.Б. Валлен-Деламоту, который сильно утростил проект Растрелли, отказавшись от всех пышных деталей барокко. На чертеже видно, какой Растрелли хотел видеть часовую башню над центральным входом в здание. Вот такой он был, италианской нации обер-архитектор Двора Ея Величества граф Растрелли… Включенные в подборку проекты Растрелли опубликованы в книгах: Денисов Ю, Петров А. Зодчий Растрелли. Материалы к изучению творчества. Л., 1963 Франческо бартоломео Растрелли.  Архитектурные проекты из собрания Государственнного музея истории Санкт-Петербурга. Каталог. Спб., 2000 Три века русской усадьбы. Живопись, графика, фотография. Изобразительная летопись 17 — начала 20 в. Альбом-каталог. М., 2004 Императрица Елизавета Петровна и Царское Село. Спб., 2010 Lancmanis Imants. Jelgavas pils. 2006

Profile

АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
Сайт Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ)

Links

  • КРАТКИЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО СООБЩЕСТВУ
  • Общество изучения русской усадьбы
  • Замки і храми України
  • Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ)
  • Храмы России
  • Народный каталог православной архитектуры
  • Архнадзор
  • Живой город: движение за сохранение наследия Санкт-Петербурга
  • SOS: Архитектурное наследие. Лента прессы.
  • Відлуння віків: український пам’яткоохоронний интернет-ресурс

Tags

  • «готический стиль»
  • av4
  • av_otus
  • Аалто
  • Абхазия
  • Авраам Мельников
  • Адамович
  • Адыгея
  • Александр Кузнецов
  • Александров
  • Алушта
  • Алёшин
  • Аплаксин
  • Арзамас
  • Армавир
  • Армения
  • Архангельск
  • Архангельская область
  • Астрахань
  • Ахтырка
  • Баженов
  • Баку
  • Барнаул
  • Башкирия
  • Бекетов
  • Белая Церковь
  • Белгородская область
  • Белз
  • Белозерск
  • Белоруссия
  • Бенуа
  • Бланк
  • Бове
  • Богородицк
  • Бойцов
  • Болхов
  • Бондаренко
  • Боровичи
  • Боровск
  • Бренна
  • Брестская область
  • Брюллов
  • Брянская область
  • Бурятия
  • Бучач
  • Быковский
  • Валаам
  • Валдай
  • Валлен-Деламот
  • Валькот
  • Варшава
  • Васильев
  • Вашков
  • Великий Устюг
  • Верея
  • Вернер
  • Верхотурье
  • Вильнюс
  • Винница
  • Винницкая область
  • Витберг
  • Витебск
  • Витебская область
  • Владимир
  • Владимир-Волынский
  • Владимирская область
  • Волгоградская область
  • Вологда
  • Вологодская область
  • Волоколамск
  • Волынская область
  • Волынь
  • Воронеж
  • Воронежская область
  • Воронихин
  • Выборг
  • Вытегра
  • Вышний Волочек
  • Вязники
  • Гагры
  • Галич
  • Гатчина
  • Гельрих
  • Гельфрейх
  • Глухов
  • Гомель
  • Гомельская область
  • Городец
  • Городецкий
  • Гороховец
  • Григорьев
  • Гримм
  • Гродненская область
  • Гродно
  • Грузия
  • Гусь-Хрустальный
  • Дагестан
  • Дальнее зарубежье
  • Дмитров
  • Днепродзержинск
  • Днепропетровская область
  • Донецкая область
  • Душкин
  • Евпатория
  • Егорьевск
  • Еготов
  • Екатеринбург
  • Елабуга
  • Елец
  • Енисейск
  • Жилярди
  • Житомир
  • Житомирская область
  • Жолква
  • Жолтовский
  • Закарпатская область
  • Зарайск
  • Зарудный
  • Захаров
  • Звенигород
  • Зеленко
  • Зеленогорск
  • Иван Кузнецов
  • Ивангород
  • Ивано-Франковская область
  • Иванов-Шиц
  • Иваново
  • Ивановская область
  • Ижевск
  • Изборск
  • Изяслав
  • Иркутск
  • Иркутская область
  • Казаков
  • Казань
  • Калининград
  • Калининградская область
  • Калуга
  • Калужская область
  • Калязин
  • Каменец-Подольский
  • Камерон
  • Каминский
  • Каргополь
  • Каргополье
  • Карелия
  • Карпаты
  • Касимов
  • Каунас
  • Кашин
  • Кваренги
  • Кекушев
  • Кемеровская область
  • Керчь
  • Киев
  • Киевская область
  • Кимры
  • Кингисепп
  • Кинешма
  • Кириллов
  • Киров
  • Кировоградская область
  • Кировская область
  • Кисловодск
  • Кишинев
  • Клейн
  • Клин
  • Ковров
  • Козелец
  • Коломна
  • Коми
  • Конаково
  • Константин Мельников
  • Корец
  • Кострома
  • Костромская область
  • Косяков
  • Краснов
  • Краснодар
  • Краснодарский край
  • Красноярск
  • Красноярский край
  • Кременец
  • Кричинский
  • Кронштадт
  • Крым
  • Курганская область
  • Курск
  • Лангбард
  • Латвия
  • Легран
  • Ленинградская область
  • Леонидов
  • Леонтий Бенуа
  • Летичев
  • Лидваль
  • Ликино-Дулёво
  • Линдгрен
  • Липецк
  • Липецкая область
  • Литва
  • Луганская область
  • Луцк
  • Львов
  • Львовская область
  • Любань
  • Майкоп
  • Малютин
  • Марий-Эл
  • Мартиролог
  • Марфельд
  • Менелас
  • Месмахер
  • Минск
  • Минская область
  • Могилев
  • Могилевская область
  • Можайск
  • Молдавия
  • Монферран
  • Мордовия
  • Моршанск
  • Москва
  • Московская область
  • Мукачево
  • Мурманская область
  • Муром
  • Мценск
  • Мышкин
  • Находка
  • Невьянск
  • Нерехта
  • Несвиж
  • Нижегородская область
  • Нижний Новгород
  • Николаевская область
  • Николай Бенуа
  • Николай Львов
  • Никонов
  • Новгород
  • Новгородская область
  • Новомосковск
  • Новосибирск
  • Новости
  • Новочеркасск
  • Ногинск
  • ОИРУ
  • Одесса
  • Одесская область
  • Омск
  • Омская область
  • Орловская область
  • Орёл
  • Осташков
  • Острог
  • Острогожск
  • Очаков
  • Павловск
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Пензенская область
  • Переславль-Залесский
  • Перетяткович
  • Пермский край
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Плес
  • Подольск
  • Покровский
  • Полоцк
  • Полтава
  • Полтавская область
  • Польша
  • Померанцев
  • Порт-Артур
  • Порхов
  • Прилуки
  • Приморский край
  • Приозерск
  • Псков
  • Псковская область
  • Путивль
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Растрелли
  • Ржепишевский
  • Рига
  • Ринальди
  • Ровенская область
  • Рогатин
  • Ропет
  • Росси
  • Ростов Великий
  • Ростов-на-Дону
  • Ростовская область
  • Руднев
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязанская область
  • Рязань
  • Сааринен
  • Самара
  • Самарканд
  • Самарская область
  • Санкт-Петербург
  • Саратов
  • Саратовская область
  • Сатанов
  • Свердловская область
  • Свияжск
  • Севастополь
  • Север
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сидоров
  • Симбирск
  • Слободской
  • Смоленск
  • Смоленская область
  • Солигалич
  • Соликамск
  • Соловьев
  • Сольвычегодск
  • Сонк
  • Сортавала
  • Сочи
  • Средняя Азия
  • Старая Ладога
  • Старая Русса
  • Старица
  • Старов
  • Староконстантинов
  • Старый Оскол
  • Стасов
  • Стенбек
  • Стрельна
  • Суздаль
  • Султанов
  • Сумская область
  • Сумы
  • Суслов
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Сюзор
  • Таганрог
  • Талдом
  • Таллин
  • Тамбов
  • Тамбовская область
  • Тампере
  • Татарстан
  • Ташкент
  • Тбилиси
  • Тверская область
  • Тверь
  • Тернополь
  • Тернопольская область
  • Тихвин
  • Тобольск
  • Тома де Томон
  • Томск
  • Томская область
  • Тон
  • Торжок
  • Торопец
  • Тотьма
  • Трезини
  • Трубчевск
  • Тула
  • Тульская область
  • Тульчин
  • Турку
  • Тутаев
  • Тюменская область
  • Тюмень
  • Углич
  • Удмуртия
  • Ужгород
  • Узбекистан
  • Украина
  • Ульберг
  • Ульяновск
  • Ульяновская область
  • Умань
  • Усолье
  • Устюжна
  • Уфа
  • Фельтен
  • Феодосия
  • Финляндия
  • Фомин
  • Фон Гоген
  • Хабаровск
  • Харьков
  • Харьковская область
  • Хвалынск
  • Хельсинки
  • Херсон
  • Херсонская область
  • Хмельник
  • Хмельницкая область
  • Хотин
  • Царское Село
  • Чапаевск
  • Чебоксары
  • Чевакинский
  • Челябинская область
  • Чердынь
  • Череповец
  • Черкасская область
  • Черкассы
  • Чернигов
  • Черниговская область
  • Черновицкая область
  • Черновцы
  • Чигирин
  • Чита
  • Читинская область
  • Чортков
  • Чугуев
  • Шауб
  • Шехтель
  • Шинкель
  • Шлиссельбург
  • Шретер
  • Штакеншнейдер
  • Шульман
  • Шухов
  • Шуя
  • Щуко
  • Щусев
  • Эрихсон
  • Эстония
  • Южная Осетия
  • Южно-Сахалинск
  • Юрьев-Польский
  • Ялта
  • Ярославль
  • Ярославская область
  • авангард
  • ампир
  • ар деко
  • архграфика
  • археология
  • архивные фотографии
  • архитекторы
  • архитектурные модели
  • барокко
  • башни
  • больницы
  • бумажная архитектура
  • вандализм
  • византийский стиль
  • визуализации
  • виллы
  • вокзалы
  • воссоздание
  • вотчинные храмы
  • города
  • готика
  • дачи
  • дворцы
  • деревянная архитектура
  • деревянные дома
  • деревянные храмы
  • деревянные часовни
  • деревянный модерн
  • дома
  • дома отдыха
  • доходные дома
  • древнерусская архитектура
  • замки
  • интерьеры
  • информация
  • исследования
  • кирхи
  • классицизм
  • конструктивизм
  • костелы
  • кремли
  • крепости
  • мавзолеи
  • маньеризм
  • мечети
  • модерн
  • монастыри
  • мосты
  • музеи
  • нарышкинский стиль
  • некролог
  • некрополи
  • необарокко
  • неоготика
  • неоклассицизм
  • неороманика
  • неорусский стиль
  • особняки
  • охрана памятников
  • павильоны
  • палаты
  • памятники
  • парки
  • погосты
  • под угрозой
  • пожары
  • проекты
  • промышленная архитектура
  • публикации
  • реконструкция
  • ренессанс
  • реставрация
  • рококо
  • романский стиль
  • романтизм
  • руины
  • русский стиль
  • северный модерн
  • синагоги
  • скульптуры
  • сносы
  • соборы
  • сталинская архитектура
  • станции
  • строгановский стиль
  • театры
  • телевидение
  • узорочье
  • украинское барокко
  • усадьбы
  • усыпальницы
  • утраты
  • храмы
  • часовни
  • эклектика
  • югендстиль

View my Tags page

Page Summary

  • : (no subject) [+1]
  • : (no subject) [+1]
  • : (no subject) [+1]
  • : (no subject) [+9]
  • : (no subject) [+1]
  • : (no subject) [+1]
  • : (no subject) [+7]
  • : (no subject) [+0]
  • : (no subject) [+1]
  • : (no subject) [+0]
  • : (no subject) [+0]
  • : (no subject) [+0]
  • : (no subject) [+0]
  • : Огромное спасибо! [+0]

Categories

View my Categories page Powered by LiveJournal.com Designed by Главной иконографической сенсацией декабря является переатрибуция знаменитого портрета архитектора Растрелли в изображение совершенно постороннего человека. Прежняя атрибуция: художник Лукас Конрад Пфанцельдт. Портрет Франческо Бартоломео Растрелли. 1732—1740-е гг. Эрмитаж (Не особо хотела писать об этом, но мне столько человек кинули это в личные сообщения, что  я решила как-то остановить этот поток, продемонстрировав свою осведомленность). Сообщил об этом исследователь Сергей Алексеев, доказавший, что моделью портрета послужил тоже архитектор, но другой — Фердинандо Фуга (1699 — 1782), спроектировавший великий барочный фасад базилики Санта Мария Маджоре. И автором потрета был совсем не скромный копиист Пфанцельт, а какая-то более серьезная фигура итальянского искусства — Джузеппе Бонито или Гаспаре Траверси. (via Андрей Чекмарев) Ключевых доводов два: а) на груди у персонажа папский орден Христа, которым Растрелли не обладал б) ранняя гравюра с изображением Фуги и подписанным именем, сделанная с данной картины. Таким образом, легким мановением руки Эрмитажное собрание лишилось портрета строителя своего главного здания. Любопытствующим рекомендую прослушать доклад целиком. Фрагмент с докладом (на вк, 13 минут). Однако для нас остается актуальным еще портрет Растрелли кисти Ротари (ГРМ), слава богу. Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой» Перейти к: навигация, поиск

Команда Художники МОУДОД ДШИ №17 для мини-энциклопедии «Создатели культуры XVIII века в рассказах участников олимпиады по МХК-2009»

Творчество Растрелли Франческо Бартоломео

Величайший зодчий

В 1700 году, в Париже, в семье известного архитектора и скульптора Бартоломео Карло Растрелли и испанской дворянки родился мальчик, которому было суждено стать величайшим зодчим XVIII века.

В 16 лет юный Франческо Бартоломео со своим отцом переезжает в Петербург по приглашению Петра I. В ту пору новая русская столица, с поразительной быстротой выраставшая на островах невской дельты, по размаху строительства превосходила все города Европы. Прошло более двух столетий, но Петербург и Растрелли вместе до сих пор.

Творческий путь будущего великого архитектора на российской земле начался под присмотром отца, но уже в 21 год он выполняет свою первую работу. Целеустремленность, увлеченность работой как в мастерской, так и на строительной площадке, общение с поистине великими архитекторами оттачивали талант Варфоломея Варфоломеевича (так называли его на русский лад) с каждым годом, с каждым новым проектом.

Талант, характер и монархи

image image Загородная резиденция императрицы. Екатериниский дворец

Растрелли был очень требователен к себе в работе и того же требовал от своих помощников. Особой жалости к людям у Растрелли, видимо, не было. Условия жизни и семейные обстоятельства подручных мало волновали обер архитектора. Единственный критерий – быстрота, четкость и качество исполнения порученного дела. С честолюбивым, эгоистичным и вспыльчивым обер архитектором, вероятно, было не так легко и просто работать.

Вот, например, перечень работ Растрелли за 1748 год:проект и чертежи убранства помещений Петергофского дворца, разработка проекта Смольного монастыря, строительство дворца в подмосковном селе Перово, проект сооружения Андреевского собора в Киеве, завершение строительства Аничкова дворца, проект убранства его покоев, мебели, проект иконостаса Преображенского собора в Петербурге, украшения для банкетных столов праздничных императорских обедов, строительство большого дворца для гофмаршала Шепелева.

Талантливый архитектор так же нужен двору, как опытный хороший ювелир или певец. Он состоял на службе у пяти русских монархов с 1736 по 1763 г. И хотя в признании и почестях не чувствовал недостатка, лишь Петр III оказался единственным из всех государей и императриц, кто удостоил наградой архитектора за его труды. Он пожаловал Растрелли званием генерал майора и орденом Св. Анны.

Творец русского барокко

image image Проект ансамбля Смольного монастыря

Царствование Елизаветы для Растрелли поначалу не предвещало ничего хорошего, но именно в годы ее правления он создает свои самые значительные и великолепные ансамбли.

Смольный монастырь

Таков например, ансамбль Смольного монастыря, где самой значительно частью является собор. Растрелли соединяет традиции древнерусской архитектуры и европейского барокко, он тяготеет к ясным и четким построениям и в Соборе Воскресения ему удается это сделать с величайшим мастерством. Несмотря на незавершенность строительства, Смольный монастырь не только по замыслу, но и по исполнению остается одним из самых значительных и цельных произведений Растрелли.

Петергоф

Работая над сооружением Смольного монастыря, Растрелли получает новое распоряжение императрицы Елизаветы Петровны – начать строительство Верхних палат в Петергофе. Франческо не просто построил верхние палаты, он полностью перестроил обветшалый дворец. Все основные работы по перестройке Большого Петергофского дворца архитектор завершил через три года, еще пять ушло на декоративное убранство интерьеров. 15 июня 1752 года Елизавета Петровна впервые устроила в обновленном Петергофском дворце прием. Присутствовавшие на нем придворные и приглашенные гости были в восторге от внешнего великолепия и внутреннего убранства дворца.

Екатерининский дворец

Но Петергофский дворец служил как бы подготовкой к гораздо более значительному и цельному произведению зодчего – Большому (Екатерининскому) дворцу Царского Села. Как обычно, взявшись не просто достроить, а заново перестроить загородную резиденцию императрицы Расстрели и здесь достигает полной гармонии европейской красоты и пышности и русской простоты и точности.

Екатерининский дворец Царского Села – одна из грандиознейших дворцовых композиции XVIII века. image image Зимний дворец – вершина русского барокко

Зимний дворец

Но пожалуй самым известнейшим памятником архитектуры, творением рук Растрелли является Зимний дворец. У дворца были предшественники: два деревянных и четыре каменных. Совершенно точно известно, что пятый Зимний дворец Растрелли строил вместе со своим отцом. Ни один европейский дворец того времени не может равняться с Зимним по внушительности и грандиозности. Он представлял собой целый город, не покидая которого можно было и молиться, и смотреть театральные представления, и принимать иностранных послов. Это величественное, роскошное здание символизировало славу и могущество империи.

Последняя благосклонность фортуны

Зимний дворец – вершина русского барокко середины XVIII века, его завершение и начало конца. Он же завершение века Растрелли. Став «немодны» он уходит в отпуск, затем подает в отставку, а после и совсем покидает Россию.

Категория:

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий