Гораций: краткая биография. Квинт Гораций Флакк — древнеримский поэт

Гораций – второй великий римский поэт после Вергилия, который ставил перед собой задачу создать образцовую литературу. Он считал, что поэзия является «гимнастикой языка». Гораций не любил лирику Катулла и стремился писать произведения, которые были бы похожи на высокосодержательные и моралистичные поэмы Вергилия.

У читателя вызывает интерес не только творчество великого римского поэта, но и его историческая эпоха, биография. Гораций Квинт сделал огромные заслуги для мировой литературы, хотя являлся выходцем из простой семьи. В своих стихах он формулировал собственную мудрость и дал целый ряд рекомендаций нравственно-этического плана, в основе которых лежала философия золотой середины.

Гораций: биография и жизненный путь

image

Великий римский поэт родился в 65 году до н. э. в Венузии. Его творчество приходится на первое десятилетие правления Октавиана Августа, который занял место Цезаря. Он родился в семье вольноотпущенника, который позаботился об образовании сына и после смерти оставил ему небольшое имение.

Жизнь поэта была напрямую связана с деятельностью Мецената. Когда в Риме был убит Цезарь, Квинт Гораций Флакк примкнул к сторонникам Брута. Именно Меценат помог ему утвердиться в жизни: подарил имение и ввел в круг Августа.

Гораций умер от внезапной болезни в 8 веке до н. э. Похоронен рядом со своим добродетелем Меценатом на окраине Эсквилина.

Особенности творчества

image

Квинт Гораций Флакк был многогранным поэтом, который создал образцы поэзии в разных лирических жанрах – одах и гимнах. Оба произведения по форме и настроению достаточно торжественны. Однако его оды, выпущенные в четырех книгах, не направлены на восхваление чьих-либо заслуг, а отражают жизненную мудрость поэта и его философию. Гораций дает в них советы, обращаясь к тому, кому посвящены оды.

Все творчество великого римского поэта можно разделить на несколько циклов по жанрам:

1. Эподы (стихотворения-двухстишия ямбического характера).

2. Сатиры (произведения обличительного характера). Написаны гекзаметром.

3. Оды (лирические стихотворения, посвященные какому-либо событию).

Гораций, биография которого представлена тремя периодами творчества, всю жизнь придерживался философии золотой середины, построенной на мудрости, рассудительности, красоте, добродетели и гармонии.

Жанр послания

Квинт Гораций Флакк, стихи которого по большей части посвящались отдельным лицам, весьма преуспел в этом литературном жанре. Он написал 23 послания, последнее из которых – «К пизонам» — стало вторым трудом по литературоведению после «Науки поэзии» Аристотеля, что свидетельствует о его значимости в контексте мировой литературы. Главное в эстетике Горация – разумность, соответствие природе, чтобы стиль и подобранные слова полностью соответствовали поднимаемой теме. Его поэзия сложна для понимания. Иоганн Вольфганг Гете когда-то писал, что образы в посланиях похожи на «маятник». Композиция лирических стихов сложна тем, что Гораций умело мог переходить от одного образа к другому, используя в тексте разные стихотворные размеры. Его стихи наполнены различными собственными именами, географическими названиями, а также он уделяет внимание деталям.

Тематические группы од Горация

Стихотворения-размышления являются воплощением мудрости. Квинт Гораций Флакк, творчество которого главным образом представлено четырьмя книгами од, пишет в данной тематической группе о кратковременности жизни и быстроте текущего времени. Для него стремление к почестям и богатству бессмысленны. В одах звучит тема любви, застолья, но в отличие от стихотворений Катулла, их тон счастливый и утешительный. Можно насчитать 7 женских имен, к которым Гораций пишет стихотворения-размышления. В одной из своих од (№30 «К Мельпомене») он поднимает проблему бессмертия поэта и входит в традицию, начиная еще с египетской поэзии, что бессмертие человека достигается в результате его труда, создания литературных произведений. Свою бесконечность Гораций видит в стихах.

Анализ оды № 30

Это произведение получило условное название «Памятник». Стихотворение настолько понравилось классикам русской литературы, что идею о бессмертии творчества поэта заимствовали Гаврила Державин («Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный»), Александр Пушкин («Я памятник себе воздвиг нерукотворный»), Валерий Брюсов («Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен»). Двое последних в качестве эпиграфа заимствовали строфы на латыни, которые произносил когда-то Гораций. Биография поэта, как известно, была далеко не завидной: с детства он не знал роскоши и собственными силами пытался остаться в памяти людей на долгие века.

Ода №30 называется «К Мельпомене» и завершает третью книгу од; Мельпомена в мифологии является музой трагедии. В произведении Гораций рассуждает о своих достижениях и в конце обращается с призывом увенчать себя лавровым венцом. На сегодняшний день наиболее успешными переводами оды №30 считаются стихотворения Ломоносова и Востокова.

Сатиры Горация

Перу великого римского поэта принадлежат несколько сборников сатир. Из этого стоит умозаключить, что он прославился не только как мастер од. Сатиры Горация напоминают философские рассуждения над смыслом жизни, именно в них он выражает философию золотой середины. Основным объектом высмеивания становятся ложные пути счастья, погони за мнимыми благами. Квинт Гораций Флакк, стихи которого носят сатирический характер, иронизирует над гуляками и пьяницами. Одна из его жизненных рекомендаций гласит, что не стоит становиться рабом вина и для утоления печали злоупотреблять этим напитком. Несмотря на то что объектом высмеивания в сатирах становятся человеческие страсти и пороки, в них он пишет и о личном: в сатире № 6, например, он рассказывает историю своей жизни. Гораций, имея низкое происхождение, живет, довольствуясь малым и не знает роскоши.

Мастер стихотворных размеров

Гораций иногда не скрывает в своих стихах свое происхождение и не стыдится, что является сыном отпущенного на волю раба. По подсчету литературоведа Михаила Гаспарова, поэт использовал в своей поэзии 12 видов древнегреческих строф, его гениальность заключается в мастерском знании и владении стихотворным искусством. В первой книге своих од он дал «парад» этих размеров, представил сапфическую, алкееву и другие строфы. Кроме од Гораций, годы жизни которого были весьма продуктивными, работал с эподами, которые очень схожи по форме с припевками. В них выражается политическое содержание и, как в ямбах, высмеиваются недостатки народа и людей (ярчайший пример – «К римскому народу»).

Рекомендации Горация с пояснениями

«Будь доволен тем, что в руках имеешь». Поэт подразумевал простую жизненную истину, которая гласит, что нужно жить и радоваться сегодняшним днем и не осуждать создателя за то, что не всякий человек знатен и богат. Все блага следует получать честным способом и довольствоваться малым.

«Пользы в деньгах нет, если ты их копишь, но не тратишь». Как много случаев знает история, когда человек всю жизнь стремился заработать капитал, отказывая себе во многом, а, заработав его, скоропостижно скончался. Гораций считает такую философию неправильной: нужно равномерно тратить заработанные деньги и жить полноценно, без ограничений.

«Печали жизни разгоняй вином, но знай меру». Гедонизм как направление в эстетике пропагандирует идею о наслаждении как о высшей цели человеческой жизни. Гораций разделял эту точку зрения наполовину: винопитие, безусловно, может утолить печали, но не стоит им злоупотреблять.

«Влюбляйся, но не страдай от любви». Гораций, биография которого пестрит семью женскими именами, вывел истину, благодаря которой мужчина может жить в ладу со своим сердцем. Он не отрицает любви, но выступает против страсти и страданий.

История римской литературы в именах

Самым известным римским комедиографом считается Тит Макций Плавт. Он написал около пятидесяти комедий, но до нас дошло всего 19. В общей сложности ему принадлежит свыше 20 тысяч стихотворных строк.

Тит Лукреций Кар и Гай Валерий Катулл являются ярчайшими представителями римской литературы периода республики. Первый является автором труда «О природе вещей», а второй прославился своими любовными стихотворениями.

Публий Вергилий Марон пробовал себя во многих литературных жанрах. Этот древнеримский поэт является автором героической поэмы «Энеида»

Публий Овидия Назона называют младшим современником Горация. Он является автором поэмы «Наука любви», написанной в ироническом духе, а также сборником песен «Аморэс».

Федр является выдающимся поэтом-баснописцем, который первый начал писать басни в стихотворной форме. Он прославился собственными произведениями и переводами Эзопа.

Изначально термин «проза» использовался римлянами для обозначения неритмизованной речи. Первые произведения в нестихотворной форме появились значительно позднее. Известным прозаиком принято считать Апулея – автора авантюрного романа «Золотой Осел», за ним по значимости стоит Петроний Арбитр, который написал «Сатирикон».

Краткая биография Квинта Горация Флакка

Квинт Гораций Флакк (лат. Quintus Horatius Flaccus), часто просто Гораций (8 декабря 65 до н. э., Венузия — 27 ноября 8 до н. э., Рим) — древнеримский поэт «золотого века» римской литературы. Его творчество приходится на эпоху гражданских войн конца республики и первые десятилетия нового режима Октавиана Августа.

Родился на юге Италии в семье вольноотпущенника. В 20 лет отправился в Афины, чтобы завершить свое образование.

В 22 года получил чин военного трибуна. После убийства Цезаря стал на сторону республиканцев.

В битве при Филиппа (42 ?. до н. э.), окончившейся неудачно для Республики, Гораций бежал с поля сражения. После объявления амнистии купил должность квесторского писца. Стихи Горация привлекли взимание Вергилия и Вария Руфа. Они представили молодого поэта ближайшему сподвижнику Августа Меценату, и в 38 г. до н. э. тот принял Горация в круг свои друзей.

В 33 г. до н. э. Гораций получил от Мецената небольшую усадьбу в Сабинских горах, благодаря которой ему больше не надо было печься о хлебе насущном. Обратившись к поэзии в пору разочарования после поражения при Филиппа, Гораций избрал в качестве образца двух остроумных и язвительных авторов: у грека Арилоа (ок. 675 — ок. 635 гг. до н. э.) он позаимствовал ямб, у италийца Луцилия (ок. 180—102 гг до н.э.) —сатиру.

Первая книга сатир Горация (сам он называл их беседы), состоявшая из десяти стихотворений, написанны гекзаметром вышла ок. 35 г до н.э. После победы Августа, ок. 30 г до н. э., Гораций собрал еще 8 сатир во второй книге, присоединив к ней 17 коротких ямбических произведений, названных эподы. После этого в творчестве Горация произошел решительный поворот. Он отыскал размеры, соответствующие своему ныне позитивному умонастроению, в эолийской лирической (т.е. предназначавшейся для исполнения под аккомпанемент) поэзии начала V в. до н. э., у Алкея и Сафо, у них же он черпал и вдоновение.

С 30 по 13 гг. до н. э. Гораций создал четыре книги лирически стихов -од. Первая книга содержит философские размышления в духе эпикурейства и отчасти стоицизма. Вторая посвящена вопросам поэзии. Особое место занимает письмо к Пизонам об искусстве поэзии, названное еще в древности «Наукой поэзии».

В следующие шесть лет Гораций перестал сочинять лирические (в античном смысле слова) стихотворения. Император Август поручает Горацию сочинение гимна в честь великих Столетних игр. Это принесло поэту широкую известность, и он опять вернулся к лирике.

В 8 г. до н. э. Меценат умер, а Гораций пережил его лишь на два месяца. Его похоронили на Эсквилине рядом с Меценатом.

Творчество Горация, замечательного мастера стиха, создателя поэзии ума, блистательной и гармоничной, — одна из вершин римской литературы, которую он обогатил новыми для нее размерами греческой лирики.

«Наука поэзии» послужила основой для «Поэтического искусства» Н. Буало (1674 г.). В России ода Горация «Памятник» была переведена М.В. Ломоносовым; ее переложили Г.Р. Державин, А.С Пушкин, В.Я. Брюсов. Стиотворение Пушкина «Кто из богов мне возвратил…» —вольный перевод 7-й оды из 2-й книги од Горация.

Читать биографию полностью…

Список: все стихи Горация

Пер. М. Дмитриева

______________

Из исследований на русском языке, посвященных «Науке поэзии», укажем два наиболее интересных и существенных:

1. И. В. Нетушил, Тема и план Горациевой Ars Poetica (В «Commentationes Nikitinianae». Сборник статей по классической философии в честь П. В. Никитина, Спб. 1901) и

2. В. Я. Каплинский, «Поэтика» Горация, Саратов, 1920.

Послание к Пизонам

Название «Наука поэзии» (De arte poetica) принадлежит не Горацию, а ритору Каинтилиану; это название удержалось за «Посланием к Пизонам», и потому мы и оставляем его в заглавии. Из древних авторов название «Послание» (Epistula) по отношению к этому произведению употребляет один только грамматик IV века н. з. Харизий.

…Кипарис написать… По указанию одного схолиаста — комментатора Горация, здесь имеется в виду анекдот о живописце, умевшем писать одни только кипарисы. Когда кто-то, спасшийся от кораблекрушения, заказал этому художнику, для приношения в храм Нептуну, картину с изображением бедствия, от которого он спасся, тот будто бы спросил, не написать ли тут же и кипарис.

Близко от школы Эмилия… Гладиаторская школа Луция Эмилия Лепида находилась неподалеку от цирка.

…Неслыхано было Цетегам. Цетеги, из которых Марка Корнелия Цетега (консула 204 года до н. э.) Цицерон («Брут», XV, 57) считает первым римским оратором, отличались приверженностью к старинным обычаям (ср. 2-е послание 2-й книги, ст. 117).

…Римлянин Плавту позволил или Цецилию… Из древних поэтов Гораций здесь выбирает тех, которых он больше всего презирал, а из современных — которыми больше всего восхищался — Вергилия и Вария. На плохую латынь Цецилия указывает, впрочем, и Цицерон в письмах к Аттику (VII, 3).

…Энний с Катоном… О словах, созданных Катоном (234-149), от которого до дошло сочинение «О сельском хозяйстве», мы не имеем данных; что же касается Энния (240-169), то известно, что он ввел в латинский язык много новых слов, частью чисто латинских, частью взятых из греческого. Он, между прочим, впервые ввел термин «поэт» (poeta).

Море ли, сжатое в пристань… Гораций имеет в виду «пристань Юлия» (portus Julius), которая была создана соединением Лукринского озера с Авернским и затем с морем. В 1538 году все это огромное сооружение погибло при извержении Monte Nuovo.

… болото бесплодное… — Помптинские болота.

…Река переменит свой бег… — Тибр, русло которого было расширено и углублено при Августе. Об упоминаемых здесь мелиоративных работах см. у Светония в биографии Августа {русский перевод Кончаловского, «Academia», 1934).

…В неравных стихах…, т. е. в «элегическом дистихе» — соединении гексаметра с пентаметром.

Архилох. См. Послание I, 19, ст. 23, где Гораций указывает, что первый ввел в латинскую поэзию «паросские» (т. е. Архилоховы) ямбы.

Сокки — особый вид обуви, которую носили актеры в комедиях. Здесь сокки и в следующем стихе котурн (обувь трагических актеров) сказано вместо «комедия» и «трагедия».

Ужин Фиеста. Гораций нарочно выбирает в пример трагедии один из самых кровожадных ее сюжетов. Ср. ниже ст. 186 и Оду I, 16.

Хремет — один из персонажей комедии Теренция «Самоистязатель». Гораций имеет в виду 4-ю сцену 5-го акта (русский перевод Артюшкова, «Academia», 1934).

Телеф и Пелей. Судьба Телефа, сына Геркулеса и нимфы Аугэ, раненного под Троей копьем Ахилла, служила обычным примером человеческого несчастья. Пелей — отец Ахилла, изгнанный из родной страны. Мифы о Телефе и Пелее не раз обрабатывались античными драматургами.

…Всадник, и пеший народ… Дмитриев делает такое примечание к этому стиху: «На латинском: equites et pedites», «конные и пешие», т. е. всадники и простой народ, два главные разделения римского народа. Этого комического выражения, взятого Горацием у Плавта, нельзя было передать по-русски. Если сказать: и конный и пеший, то пропало бы слово всадник, принятое уже в нашем языке как один из классов римского народа. Чтобы сколько-нибудь сохранить шутку, я решился сказать: «и всадник и пеший народ».

Циклический. Циклическими поэтами назывались писавшие поэмы на сюжет «круга» (цикла) мифов, связанных с Троянской войной. Кого из «циклических» поэтов цитирует Гораций в следующем стихе — неизвестно. Гораций противопоставляет широковещательным началам поэм скромное начало «Одиссеи» Гомера, ограничившего свою тему.

Мучило гору… — перевод греческой пословицы, приводимой Лукианом («О способе писать историю», 23).

Муза! скажи мне… Гораций двумя стихами переводит три начальных стиха «Одиссеи» Гомера.

Об Актифате, царе людоедов лестригонов, см. «Одиссея» (X, 100 слл.); о Сцилле и Харибде — там же (XII, 73 спп.); о циклопе Полифеме — там же (IX, 187 слл.).

Диомедов возврат — название поэмы Антимаха, современника Платона, о возвращении из-под Трои одного из глазных героев Троянской войны. Диомед был племянником Мелеагра, погибшего еще во времена Тезея, когда старейший из участников похода под Трою — Нестор — был еще юношей.

…С двух яиц, порождения Леды. Из одного яйца, снесенного Ледой после связи с Юпитером в образе лебедя, родились Кастор и Поллукс, из другого Клитемнестра и Елена, будущие жены Агамемнона и Менелая.

«Бейте в ладоши!» — обычное обращение к зрителям по окончании пьесы.

Очевидец, или так называемый «вестник», сообщавший о событиях, которые, согласно требованиям античной эстетики, не могли изображаться на сцене.

…Не должна кровь детей проливать пред народом Медея… Это соблюдает в своей «Медее» Еврипид, но не Сенека (см. ст. 975 и сл. в пятом акте его «Медеи», русский перевод С. М. Соловьева, «Academia», 1932). Это объясняется скорее всего тем, что трагедии Сенеки не предназначались для исполнения на сцене.

Гнусный Атрей. Имеется в виду миф об Атрее, убившем двух сыновей брата своего Фиеста и подавшем ему за столом их мясо. См. выше ст. 90.

Прокна. Миф о Прокне, жене фракийского царя Терея, рассказан в шестой книге «Метаморфоз» Овидия (ст. 440 слл.). У Софокла была не дошедшая до нас трагедия «Терей». О превращении Кадма в змея см. четвертую книгу «Метаморфоз» Овидия (ст. 563 слл.). На миф о Кадме была написана одна из несохранившихся трагедий Еврипида.

Пять актов — не греческое, а римское деление драмы. Греки делили трагедию на «пролог», «эпизоды» и «эпилог», причем это деление далеко не всегда совпадает с делением на пять актов.

…Чтоб боги в нее не вступались. Такое вмешательство бога — deus ex machina связано с развитием действия в «Филоктете» Софокла, но не оправдано во многих трагедиях Еврипида.

…Четвертый лишний всегда… Греческие трагики тщательно избегали введения в диалог своих драм четвертого «говорящего» актера, допуская его лишь как персонаж «без речей» или же давая ему говорить всего несколько слов, как например в «Хоэфорах» Эсхила, где такому «четвертому» — Пиладу уделено всего три стиха (900-902).

Хор есть замена мужского лица…, т. е. роль хора равносильна роли отдельного актера.

Флейта — tibia. Этот духовой инструмент скорее соответствовал по своему устройству современному кларнету или флажолету. Во время Горация эти «флейты» делались длинными, и колена их скреплялись металлом, что усиливало звук. Кроме того, древние флейты имели всего три или четыре отверстия (лада).

…Лира умножила звуки. На лире было первоначально всего четыре струны, а затем семь и десять.

…За козла состязался. Гораций ошибается: козел вовсе не был наградой победителя. Историю возникновения трагедии Гораций излагает ниже (ст. 275 слл.).

Сатиры. В ст. 221-250 Гораций говорит о «сатировской драме», образцом которой для нас является «Циклоп» Еврипида и новонайденная драма Софокла «Следопыты», переведенная Ф. Ф. Зелинским в его полном издании Софокла. Римские сатирические драмы, в которых греческие «сатиры» заменялись италийскими «фавнами», известны нам лишь по заглавиям.

Матрона. На некоторых празднествах, как например на празднествах в честь Великой Матери и Дианы, в священной пляске должны были участвовать и замужние женщины. Ср. Оды, II, 12, ст. 17-20 и III, 14, ст. 5.

будь я писатель сатир…, т. е. сатирических драм. «Сатиры» Горация по-латыни называются sermones — «речи», «беседы».

Речь Дева. См. выше ст. 114. — Пития — имя служанки в одной комедии Цецилия; Пития вытягивает деньги у своего хозяина Симона.

…Покупатель орехов лесных иль сухого гороху, т. е. бедный народ.

Изложение истории драмы у Горация очень скомкано и основано на недостоверном источнике.

Феспис в шестом веке до н. э. ввел первого актера, или «ответчика» хору, а не изобрел трагедию. Говоря, что Феспис «…возил на телегах… лицедеев своих, запачкавших лица дрожжами», Гораций опять впадает в ошибку, смешивая возникновение трагедии с возникновением комедии.

Эсхил. Гораций называет Эсхила изобретателем «личин» (масок), но некоторые приписывают это изобретение уже Феспису.

…В ней хор замолчал, и вредить перестала… В «новой» комедии, представителем которой был Менандр и которой подражали в Риме Плавт и Теренций, хор исчезает. Эта комедия не была злободневной, как комедия Аристофана, где на сцену выводились действительные и живые лица и которая служила орудием общественно-политической борьбы (см. статьи А. Пиотровского в его переводе Аристофана, «Academia», 1934). Закон, на который ссылается Гораций, был издан впервые в 440 году до н. э. и возобновлен в 417 г. Он запрещал выводить на сцене реальных лиц.

Гораций говорит о трагедиях на римские сюжеты — претекстах и национальных комедиях — тогатах, противополагавшихся паллиатам, написанным в подражание греческим, в которых актеры были одеты в греческую одежду — паллий. От этих римских претекст и тогат дошли до нас лишь скудные отрывки.

Языком, т. е. литературой.

Помнили» кровь. Пизоны вели свой род от римского царя Нумы Помпилия.

«Демокрит утверждал, что никто не может быть великим поэтом без некоторого неистовства или умоисступления: Neminem sine furore quemquam poelam magnum esse posse. Так приводит его мысль Цицерон (De divinat. L. I, с. 37)…» (M. Дмитриев).

Асс — монетная единица, делившаяся на 12 унций. Помимо этого обычного деления Гораций говорит и о делении асса на сто частей, т. е. о самом мелочном и запутанном.

…В кипарисе храниться достойных. «В подлиннике: linenda cedro et levi servanda cupresso, «натертые кедровым маслом и сохраненные в полированном кипарисе». — Древние натирали книги кедровым маслом и хранили их в кипарисных ковчегах для того, что эти дерева не подвержены скорой гнилости» (М. Дмитриев).

Херилом, т. е. никуда негодным поэтом. Гораций здесь имеет в виду Херила, прославлявшего подвиги Александра Македонского, говорившего, однако, что лучше быть Терситом Гомера, чем Ахиллом Херила.

Столбы — колонны, на которых вывешивались объявления книготорговцев. Ср. Сат. I, 4, ст. 71.

…С медом сардинским… Этот мед отличался горьким привкусом. Ср. Вергилий, «Буколики», эклога 7-я, ст. 4 (русский переводе. В. Шервинского, «Academia», 1933).

Всадничий капитал — в 400 000 сестерций (около 22 000 рублей).

…Мекия верному слуху… Спурий Мекий Тарпа был одним из четырех членов цензурного комитета, учрежденного Августом для рассмотрения драматических произведений.

Амфион. Ср. «Одиссея», XI, 262 сл. 4

Тиртей — элегический поэт VII века до н. э., по преданию воодушевлял спартанцев во время войны их с мессенцами. Из военных элегий Тиртея до нас дошли три.

…На пифийских играх… Пифийские игры — одно из греческих празднеств, справлявшихся около Дельф в честь Аполлона.

…Лишенных Дианой рассудка… «Это те помешанные, которых римляне называли lunatici, потому что припадки их сумасшествия усиливались и уменьшались с прибавлением или ущербом луны» (Дмитриев). Диана считалась богиней луны.

…Об Эмпедокле рассказ… Этот рассказ о сицилийском философе и поэте V века до н. э. Эмпедокле — несомненный вымысел.

…Место, где гром разразился! Место, куда ударила молния, считалось священным и окружалось оградою.

Международный клуб православных литераторов «Омилия»

Гораций – второй великий римский поэт после Вергилия, который ставил перед собой задачу создать образцовую литературу. Он считал, что поэзия является «гимнастикой языка». Гораций не любил лирику Катулла и стремился писать произведения, которые были бы похожи на высокосодержательные и моралистичные поэмы Вергилия.

У читателя вызывает интерес не только творчество великого римского поэта, но и его историческая эпоха, биография. Гораций Квинт сделал огромные заслуги для мировой литературы, хотя являлся выходцем из простой семьи. В своих стихах он формулировал собственную мудрость и дал целый ряд рекомендаций нравственно-этического плана, в основе которых лежала философия золотой середины.

Гораций: биография и жизненный путь

Великий римский поэт родился в 65 году до н. э. в Венузии. Его творчество приходится на первое десятилетие правления Октавиана Августа, который занял место Цезаря. Он родился в семье вольноотпущенника, который позаботился об образовании сына и после смерти оставил ему небольшое имение.

Жизнь поэта была напрямую связана с деятельностью Мецената. Когда в Риме был убит Цезарь, Квинт Гораций Флакк примкнул к сторонникам Брута. Именно Меценат помог ему утвердиться в жизни: подарил имение и ввел в круг Августа.

Гораций умер от внезапной болезни в 8 веке до н. э. Похоронен рядом со своим добродетелем Меценатом на окраине Эсквилина.

Особенности творчества

Квинт Гораций Флакк был многогранным поэтом, который создал образцы поэзии в разных лирических жанрах – одах и гимнах. Оба произведения по форме и настроению достаточно торжественны. Однако его оды, выпущенные в четырех книгах, не направлены на восхваление чьих-либо заслуг, а отражают жизненную мудрость поэта и его философию. Гораций дает в них советы, обращаясь к тому, кому посвящены оды.

Все творчество великого римского поэта можно разделить на несколько циклов по жанрам:

1. Эподы (стихотворения-двухстишия ямбического характера).

2. Сатиры (произведения обличительного характера). Написаны гекзаметром.

3. Оды (лирические стихотворения, посвященные какому-либо событию).

Гораций, биография которого представлена тремя периодами творчества, всю жизнь придерживался философии золотой середины, построенной на мудрости, рассудительности, красоте, добродетели и гармонии.

Жанр послания

Квинт Гораций Флакк, стихи которого по большей части посвящались отдельным лицам, весьма преуспел в этом литературном жанре. Он написал 23 послания, последнее из которых – «К пизонам» — стало вторым трудом по литературоведению после «Науки поэзии» Аристотеля, что свидетельствует о его значимости в контексте мировой литературы. Главное в эстетике Горация – разумность, соответствие природе, чтобы стиль и подобранные слова полностью соответствовали поднимаемой теме. Его поэзия сложна для понимания. Иоганн Вольфганг Гете когда-то писал, что образы в посланиях похожи на «маятник». Композиция лирических стихов сложна тем, что Гораций умело мог переходить от одного образа к другому, используя в тексте разные стихотворные размеры. Его стихи наполнены различными собственными именами, географическими названиями, а также он уделяет внимание деталям.

Тематические группы од Горация

Стихотворения-размышления являются воплощением мудрости. Квинт Гораций Флакк, творчество которого главным образом представлено четырьмя книгами од, пишет в данной тематической группе о кратковременности жизни и быстроте текущего времени. Для него стремление к почестям и богатству бессмысленны. В одах звучит тема любви, застолья, но в отличие от стихотворений Катулла, их тон счастливый и утешительный. Можно насчитать 7 женских имен, к которым Гораций пишет стихотворения-размышления. В одной из своих од (№30 «К Мельпомене») он поднимает проблему бессмертия поэта и входит в традицию, начиная еще с египетской поэзии, что бессмертие человека достигается в результате его труда, создания литературных произведений. Свою бесконечность Гораций видит в стихах.

Анализ оды № 30

Это произведение получило условное название «Памятник». Стихотворение настолько понравилось классикам русской литературы, что идею о бессмертии творчества поэта заимствовали Гаврила Державин («Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный»), Александр Пушкин («Я памятник себе воздвиг нерукотворный»), Валерий Брюсов («Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен»). Двое последних в качестве эпиграфа заимствовали строфы на латыни, которые произносил когда-то Гораций. Биография поэта, как известно, была далеко не завидной: с детства он не знал роскоши и собственными силами пытался остаться в памяти людей на долгие века.

Ода №30 называется «К Мельпомене» и завершает третью книгу од; Мельпомена в мифологии является музой трагедии. В произведении Гораций рассуждает о своих достижениях и в конце обращается с призывом увенчать себя лавровым венцом. На сегодняшний день наиболее успешными переводами оды №30 считаются стихотворения Ломоносова и Востокова.

Сатиры Горация

Перу великого римского поэта принадлежат несколько сборников сатир. Из этого стоит умозаключить, что он прославился не только как мастер од. Сатиры Горация напоминают философские рассуждения над смыслом жизни, именно в них он выражает философию золотой середины. Основным объектом высмеивания становятся ложные пути счастья, погони за мнимыми благами. Квинт Гораций Флакк, стихи которого носят сатирический характер, иронизирует над гуляками и пьяницами. Одна из его жизненных рекомендаций гласит, что не стоит становиться рабом вина и для утоления печали злоупотреблять этим напитком. Несмотря на то что объектом высмеивания в сатирах становятся человеческие страсти и пороки, в них он пишет и о личном: в сатире № 6, например, он рассказывает историю своей жизни. Гораций, имея низкое происхождение, живет, довольствуясь малым и не знает роскоши.

Мастер стихотворных размеров

Гораций иногда не скрывает в своих стихах свое происхождение и не стыдится, что является сыном отпущенного на волю раба. По подсчету литературоведа Михаила Гаспарова, поэт использовал в своей поэзии 12 видов древнегреческих строф, его гениальность заключается в мастерском знании и владении стихотворным искусством. В первой книге своих од он дал «парад» этих размеров, представил сапфическую, алкееву и другие строфы. Кроме од Гораций, годы жизни которого были весьма продуктивными, работал с эподами, которые очень схожи по форме с припевками. В них выражается политическое содержание и, как в ямбах, высмеиваются недостатки народа и людей (ярчайший пример – «К римскому народу»).

Рекомендации Горация с пояснениями

«Будь доволен тем, что в руках имеешь». Поэт подразумевал простую жизненную истину, которая гласит, что нужно жить и радоваться сегодняшним днем и не осуждать создателя за то, что не всякий человек знатен и богат. Все блага следует получать честным способом и довольствоваться малым.

«Пользы в деньгах нет, если ты их копишь, но не тратишь». Как много случаев знает история, когда человек всю жизнь стремился заработать капитал, отказывая себе во многом, а, заработав его, скоропостижно скончался. Гораций считает такую философию неправильной: нужно равномерно тратить заработанные деньги и жить полноценно, без ограничений.

«Печали жизни разгоняй вином, но знай меру». Гедонизм как направление в эстетике пропагандирует идею о наслаждении как о высшей цели человеческой жизни. Гораций разделял эту точку зрения наполовину: винопитие, безусловно, может утолить печали, но не стоит им злоупотреблять.

«Влюбляйся, но не страдай от любви». Гораций, биография которого пестрит семью женскими именами, вывел истину, благодаря которой мужчина может жить в ладу со своим сердцем. Он не отрицает любви, но выступает против страсти и страданий.

История римской литературы в именах

Самым известным римским комедиографом считается Тит Макций Плавт. Он написал около пятидесяти комедий, но до нас дошло всего 19. В общей сложности ему принадлежит свыше 20 тысяч стихотворных строк.

Тит Лукреций Кар и Гай Валерий Катулл являются ярчайшими представителями римской литературы периода республики. Первый является автором труда «О природе вещей», а второй прославился своими любовными стихотворениями.

Публий Вергилий Марон пробовал себя во многих литературных жанрах. Этот древнеримский поэт является автором героической поэмы «Энеида»

Публий Овидия Назона называют младшим современником Горация. Он является автором поэмы «Наука любви», написанной в ироническом духе, а также сборником песен «Аморэс».

Федр является выдающимся поэтом-баснописцем, который первый начал писать басни в стихотворной форме. Он прославился собственными произведениями и переводами Эзопа.

Изначально термин «проза» использовался римлянами для обозначения неритмизованной речи. Первые произведения в нестихотворной форме появились значительно позднее. Известным прозаиком принято считать Апулея – автора авантюрного романа «Золотой Осел», за ним по значимости стоит Петроний Арбитр, который написал «Сатирикон».

Квинт Гораций Флакк

Квинт Гораций Флакк родился 8 декабря 65 до н. э. в семье вольноотпущенника, владельца скромного имения в Венузии, римской военной колонии на юго-востоке Италии, на границе Лукании и Апулии. Его полное имя засвидетельствовано в его работах и в подписи к “Юбилейному Гимну”, который он написал по поручению императора Августа к столетним играм 17 до н. э Отец Горация был вольноотпущенником. Юридически дети вольноотпущенников приравнивались к свободнорожденным, но такое происхождение, тем не менее, рассматривалась как социальная неполноценность, которая окончательно сглаживалась только в следующем поколении. Этот фактор оказал определенное влияние на мировоззрение и творчество Горация.

со сделки от покупателя и продавца. “Бедный, честный крестьянин”, каким рисует отца Гораций, тем не менее посредством такого занятия сумел покрывать расходы, связанные с образованием сына. Гораций прошел через все ступени образования, обычного у римской знати своего времени: от первоначального обучения в школе Орбилия в Риме, где он изучал “Латинскую Одиссею” Ливия Андроника и Гомера до платоновской Академии в Афинах, где он занимался греческой литературой и философией. (Академия того времени служила своего рода университетом или высшей школой для молодой аристократии Рима; одним из “одноклассников” Горация был, например, сын Цицерона.) В Афинах Гораций так хорошо овладел греческим, что даже писал на нем стихи.

Литературные и философские занятия Горация в Афинах были прерваны гражданской войной, наступившей после убийства Цезаря в 44 Осенью этого года, приблизительно через полгода после убийства Цезаря, в Афины прибывает Брут. Посещая философские лекции, он вербует приверженцев республиканского строя для борьбы с преемниками Цезаря – Антонием и Октавианом. Как и Цицерон, Гораций становится сторонником дела республики и присоединяется к Бруту.

Гораций поступает в армию Брута и получает даже несколько неожиданную для сына вольноотпущенника должность военного трибуна (tribunus militum), то есть командира легиона; эту должность занимали в основном дети всадников и сенаторов, и она являлась первым шагом в карьере военного или магистрата. Этот факт позволяет предположить, что к этому времени Гораций (скорее всего, не без денег отца) обладал суммой в 400 000 сестерциев, то есть цензом, необходимым для зачисления в сословие всадников, какая сумма позже позволила ему вкупиться в коллегию писцов. В битве при Филиппах в ноябре 42 войско Брута и Кассия было рассеяно и обращено в бегство, после чего оба Брут и Кассий кончают самоубийством. После этого поражения Гораций пересматривает свою позицию и отказывается от какой-либо деятельности в этом направлении. Впоследствии Гораций неоднократно упоминает о своих ранних республиканских “иллюзиях” и авантюре, которая могла оказаться для него роковой.

В одной из Од он обращается к своему другу Помпею, который также принимал участие в сражении при Филиппах, где сообщает, что выжил только “бросив щит и бежав с поля боя” (что, между прочим, считалось первым признаком трусости). В Италию он возвращается, вероятно, в начале 41 Отца уже не было в живых; его родина, Венузия, попала в число городов, отданных ветеранам Цезаря, и наследственное имущество Горация оказывается конфискованным. После амнистии, объявленной в 40 сторонникам Брута, он приезжает в Рим и остается там.

Несмотря на собственные жалобы о бедности, которая заставляет его заняться поэзией, Гораций имеет достаточно средств, чтобы вкупиться в коллегию квесторских писцов (по ведомству государственных финансов). Римское общество относилось с предубеждением к оплачиваемому труду, но на некоторые квалифицированные профессии такое отношение не распространялось; пожизненные должности этой коллегии считались почетными. Гораций работает секретарем (scriba quaestorius), что обеспечивает ему возможность жить в Риме и заниматься литературой.

Видимо, к 39-38 относятся первые поэтические опыты Горация на латинском языке: гекзаметрические стихотворения, впоследствии ставшие первой книгой “Сатир”, и ямбические, впоследствии ставшие “Эподами”. Литературные поиски Горация перекликаются с классицистическим движением, которое возглавляют П. Вергилий Марон и Л. Варий Руф. Оба старших поэта становятся его друзьями. В 39-38 годах они представляют Горация Г. Цильнию Меценату, близкому другу и соратнику Октавиана. Меценат, после девятимесячных раздумий, приближает к себе поэта.

Попав в окружение Мецената и соответственно принцепса, Гораций сохраняет присущую ему осмотрительность, не пытается выделиться, во всем проявляет уравновешенность. К программе социальных и политических реформ, проводимых Августом, Гораций относится с должным вниманием, не опускаясь, однако, до уровня “придворного льстеца”. Горацием движет не сколько согласие с идеологией принципата, сколько чувство благодарности за долгожданный мир, восстановленный Августом в Италии, в которой почти сто лет происходили гражданские войны.

Светоний свидетельствует, что Октавиан Август предложил Горацию должность своего личного секретаря. Это предложение, в общем сулившее большие выгоды, Горация привлечь не могло и было им тактично отвергнуто. Гораций опасается в том числе того, что, приняв предложение, он лишится своей независимости, которой значительно дорожил. В 38 Гораций предположительно присутствует, вместе с Меценатом, при морском поражении Октавиана у мыса Палинур.

В этом же году Гораций в обществе Мецената, юриста Кокценя Нервы (прадеда императора Нервы), Фонтеня Капитона (уполномоченного и легата Антония в Азии), поэтов Вергилия, Вария, издателя “Энеиды” Плотия Тукки совершает путешествие в Брундизий; об этом путешествии идет речь в известной Сатире (I 5). Между 36 и 36 (наиболее вероятно зимой 36-35) выходит первый сборник стихотворений Горация, книга “Сатир”, посвященная Меценату. В своей поэзии Гораций всегда подчеркивает, что его отношения с Меценатом основаны на взаимном уважении и дружбе независимо от социального статуса; он стремится развеять представление о том, что их отношения имели характер отношений патрона-клиента. Гораций никогда не злоупотребляет дружбой Мецената и не пользуется его расположением в ущерб кому-либо. Гораций далек от того, чтобы требовать от своего покровителя большего; он даже не пользуется этой дружбой, чтобы вернуть отцовское имение, конфискованное Октавианом в пользу ветеранов после сражения при Филиппах.

Однако такое в известной мере зависимое состояние Горация не раз становится источником щекотливых положений, из которых он всегда выходит с совершенным тактом и достоинством. Далекий от честолюбивых стремлений, заботам и хлопотам городской жизни Гораций предпочитает тихую и спокойную жизнь в деревне. Сблизившись с Меценатом и его окружением, Гораций обзаводится сильными покровителями и безусловно получает от Мецената существенные подарки.

Предположительно в 33 Гораций приобретает свое прославленное имение в Сабинских горах, на реке Тибур, около теперешнего Тиволи). (По некоторым текстам Горация был сделан вывод, что имение ему было подарено Меценатом (напр. Carmina II 18: 11-14), но ни сам Гораций, ни Светоний об этом не упоминают. Подобные фрагменты вообще проблематично рассматривать как непосредственное свидетельство того, что вилла Горация была подарком; вдобавок, существуют свидетельства о значительном собственном достатке Горация к этому времени.) 2 сентября 31 до н. э. Гораций вместе с Меценатом присутствует при битве у мыса Акций. В 30 до н. э. выходит вторая книга “Сатир” и “Эподы”, сборник из 17 стихотворений, которые он писал одновременно с сатирами.

Название “Эподы” было дано сборнику грамматиками и указывает на форму двустиший, где короткий стих следует за длинным. Сам Гораций назвал эти стихотворения “ямбами”; образцом для них послужили ямбы греческого поэта первой половины VII в. до н. э. Архилоха. Примечательно, что Гораций с самого начала творческого пути берет за образец древнегреческую классику, а не поэзию александрийцев, в соответствии с тенденцией своего времени и окружения. Начиная с 30 года Гораций с перерывами пишет лирические стихотворения, первый сборник которых, книги Ι-III, выходит во второй половине 23 Лирические стихотворения вышли под названием “Песни” (“Carmina”), но еще в античности их стали называть одами. Это название сохранилось за ними до нашего времени.

В античности греческий термин “ода” не был связан с собственно торжественным пафосом и употреблялся в значении “песня”, как эквивалент латинского carmen. Между 23 и 20 годами Гораций старается держаться вдали от Рима, забрасывает “чистую поэзию” и возвращается к полуфилософской “прозаической Музе” своих “Сатир”. На этот раз уже не в полемической форме сатиры, а с преобладанием “мирного положительного” содержания; он пишет 1-ю книгу “Посланий”, в которую вошло двадцать стихотворений.

Послания выходят в 20 (или в начале 19). В промежутке с конца 20 до осени 19 выходит Послание Юлию Флору, впоследствии второе во втором сборнике “Посланий”. В 17 с беспрецедентной торжественностью справлялись “вековые игры”, празднество “обновления века”, которое должно было знаменовать конец периода гражданских войн и начало новой эры процветания Рима. Август поручил Горацию написать гимн для церемонии праздников.

Для поэта это явилось государственным признанием ведущего положения, которое он занял в римской литературе. Торжественный “Юбилейный гимн” был исполнен в храме Аполлона Палатинского хором из 27 юношей и 27 девушек 3 июня 17 до н. э. Можно сказать, что теперь, когда Гораций давно “охладел” к лирике, он стал популярным, признанным ее мастером. Август обращается к Горацию с новым поручением написать стихотворения, прославляющие воинскую доблесть своих пасынков Тиберия и Друза. По словам Светония, сочинения Горация император “ценил до такой степени, и считал что они останутся на века, что не только возложил на него сочинение “Юбилейного гимна”, но и прославление винделикской победы Тиберия и Друза… заставив к тем трем книгам “Од” после долгого перерыва добавить четвертую”.

Так, в 13 появилась 4-я книга од, в которую вошло пятнадцать стихотворений, написанных в дифирамбической манере древнегреческого поэта Пиндара. Империя окончательно стабилизировалась, и в одах уже не остается следа республиканской идеологии. Помимо прославления императора и его пасынков, внешней и внутренней политики Августа как носителя мира и благоденствия, сборник содержит вариации прежних лирических тем. К последнему десятилетию жизни Горация относится также вторая книга “Посланий”, посвященная вопросам литературы. Книга, состоящая из трех писем, создавалась между 19 и 10 годами.

Первое послание, обращенное к Августу (который выражал свое неудовольствие по поводу того, что до сих пор еще не попал в число адресатов) вышло предположительно в 12. Второе послание, обращенное к Юлию Флору, выходило раньше, между 20 и 19 годами; третье, обращенное к Пизонам, вышло предположительно в 10 (и выходило отдельно, возможно, еще в 18). Смерть Горация наступила от внезапной болезни, незадолго до его 57-летия, 27 ноября 8 г. Как указывает Светоний, умер Гораций “через пятьдесят девять дней после смерти Мецената, на пятьдесят седьмом году жизни, наследником назначив Августа, при свидетелях устно, так как мучимый приступом болезни был не в силах подписать таблички завещания.

Погребен и зарыт на окраине Эсквилина рядом с могилой Мецената”.

Вариант 2

Квинт Гораций Флакк родился 8 декабря 65 года до нашей эры в солнечной римской колонии Венузии, на юго-востоке Италии, в семье честного трудолюбивого вольноотпущенника. Его отец, понимая, что перспективы успешной жизни сына связаны только с Римом, покидает провинцию и переезжает в столицу империи. Работает комиссионером, обеспечивая будущее Горация.

Гораций успешно постигает основы образования вместе с римской знатью в школе Орбилия, в Платоновской Академии в Афинах, где изучив греческий, свободно пишет на нем стихи. Неожиданная цепь событий прерывает обучение. Убийство Цезаря и гражданская война меняют планы поэта.

Поддавшись на ораторское мастерство Брута, Гораций присоединяется к сторонникам республики, и даже получает высокий пост в армии, но после разгрома и паники в войсках разумно передумывает и возвращается в Рим.

Начало 41 года до нашей эры. Умер отец, наследное имение отдано ветеранам, благодаря остаткам накопленных денег, Гораций смог устроится в коллегию писцов, теперь есть стабильный источник доходов, жилье в Риме и занятия литературой. К этому периоду относится проба пера на латинском.

Гораций пишет гекзаметрические и ямбические стихи. Первые составят книгу “Сатир”, а вторые впоследствии будут “Эподами” .

Поиски стихотворной формы приводят его к движению классицистов. В 39-38 годах происходит значимое событие – встреча и знакомство с Меценатом. В своем дальнейшем творчестве Гораций настаивал, что их отношения были в первую очередь дружескими и человеческими, и только потом отношениями патрона и клиента.

Поэт никогда не хвастал знакомством с ближайшим кругом императора Октавиана Августа, до конца жизни оставаясь тактичным, честным и независимым.

Творческие изыскания поэта продолжаются лирическим стихами, выпущенными под названием “Песни” или оды, именно это название пришло к нам через путь столетий. А тем временем закончилась гражданская война, и император поручает Горацию написать гимн, для ознаменования долгожданного мира. Торжественный “Юбилейный гимн” стал знаковым в его творчестве, это было признание всей римской знати величины его таланта.

Последний период жизни Гораций много работает, пишет “Послания”, затрагивающее вопросы литературы, дорабатывает четвертую книгу од, постепенно удаляется от шумного Рима в исцеляющую тишину своего поместья. Умирает поэт внезапно, от болезни, 27 ноября 8 года, прожив 57 насыщенных лет. Похоронен на одном холме со своим патроном и другом Меценатом

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий