Гордость большой страны.Отец русской авиации.Ученый и конструктор Николай Егорович Жуковский.

О знаменитости

Доп. информация по биографии Павел Осипович Сухой

—> image

22 июля 1895 — 15 сентября 1975

советский авиаконструктор, доктор технических наук

Дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1965), лауреат Ленинской (1968), Сталинской (1943) и Государственной (1975) премий, лауреат премии №В 1 им. А.В Н.В Туполева (1975, посмертно).

Биография

П.В О.В Сухой родился 22 июля 1895 года в с. Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии (ныне г. Глубокое Витебской области, Белоруссия) в семье учителя народной школы. Закончил гомельскую гимназию (сейчас БелГУТ).

После окончания МВТУ (1925) работал в КБВ А.В Н.В ТуполеваВ — в ЦАГИ и на заводе №В 156 (инженер-конструктор, начальник бригады, заместитель главного конструктора). В этот период Сухим под общим руководством Туполева созданы истребители И-4, И-14, рекордные самолёты АНТ-25 (боевой вариант ДБ-1) и АНТ-37бис «Родина» (боевой вариант ДБ-2).

Принимал участие в конкурсной разработке самолёта «Иванов», закончившейся созданием боевого многоцелевого самолёта Су-2, применявшегося в первые годы Великой Отечественной войны.

В 1939?1940 главный конструктор на заводе в Харькове. В 1940—1949В — главный конструктор КБ, базировавшегося на ряде заводов в Подмосковье и Москве, одновременно директор этих заводов. В 1942—1943 под его руководством создан бронированный штурмовик Су-6. В 1949—1953В — снова заместитель главного конструктора в КБ Туполева. С 1953В — главный конструктор вновь воссозданного своего КБ, с 1956 генеральный конструктор.

В 1958—1974 годах депутат Верховного Совета СССР.

Жил и работал в Москве. Скончался 15 сентября 1975В года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награды

За выдающиеся работы в области авиационной науки и техники награждён золотой медалью имени академика А.В Н.В Туполева (1975). В 1957 году присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1965 награждён второй золотой медалью «Серп и Молот». Кавалер трёх орденов Ленина (1945, 1957, 1975), орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени (1938), Красной Звезды (1933) и «Знак Почёта» (1936).

Сталинская премия первой степени (1943В — за создание штурмовика Су-6), Ленинская премия (1968), Государственная премия СССР (1975В — посмертно).

Память

  • В 2004В году именем Павла Осиповича названа улица в Москве; его имя присвоено Гомельскому государственному техническому университету (ГГТУ).
  • В школе №В 1 города Глубокое, в 1985 году создан музей П.В О.В Сухого.
  • В 1977В году в Гомеле был открыт памятник П.В О.В Сухому.
  • В 1987 году именем П.В О.В Сухого названа одна из улиц Витебска.

Комментарии

Владимир Панфилович Яценко

советский авиаконструктор

Михаил Кузьмич Янгель

видный советский конструктор ракетно-космических комплексов

Эндрю Юр

британский экономист

Хуго Юнкерс

профессор, выдающийся немецкий инженер, изобретатель и авиаконструктор, основатель компании «Junkers &amp

Томас Эндрюс

ирландский бизнесмен и судостроитель, исполнительный директор судостроительной компании «Харланд энд Вольф» в Белфасте

Бернард Чарльз «Берни» Экклстоун

английский бизнесмен, в настоящее время президент FOM

Франц Якоб Шпет

германский конструктор музыкальных инструментов

Шпагин Георгий Семёнович

советский конструктор стрелкового оружия, Герой Социалистического Труда

Новости Вилейки | 11-06-2014

История рода известного советского авиаконструктора, уроженца Глубокого, Павла Сухого. Фото Евгения Телицы

Ее Край.бай рассказала руководитель музея П.О. Сухого в Глубоком Тереса Рабизо.

Место, откуда берет начало род Сухих – Вилейщина. Дед известного на весь мир авиаконструктора Павла Осиповича Сухого – Сухий Андрей Алексеевич – родом из деревни Пахомово Вилейского уезда Виленской губерни. Он был крепостным крестьянином у помещика Гицевича в поместье Вязынь. Андрей Сухий был грамотным, он окончил Черниговскую школу пчеловодства в 1837 году.

У него было двое сыновей: Николай и Осип. Осип Андреевич родился в Вязыни 23 декабря 1867 года.

Свидетельство о рождении Осипа Андреевича. Позже, в Глубоком, фамилия Сухий была записана как Сухой

В 1887 году Осип окончил Молодечненскую учительскую семинарию.

Молодечненская учительская семинария

Свидетельство об окончании семинарии

После окончания семинарии с 1887 по 1899 г. он работал учителем в народных училищах Виленской губернии. Однако первым местом его работы было Ганутское народное училище (1887-1889 гг.). В Гануте он встретил свою будущую жену Елизавету Яковлевну Гисич 1872 г.р., она из крестьян. Елизавета навсегда пленила молодого учителя своей красотой и хозяйственностью.

Родители Павла Сухого – Осип Андреевич и Елизавета Яковлевна

После окончания Молодечненской учительской семинарии в 1887 году Осип Андреевич Сухой с 1887 по 1899 год работает учителем в народных училищах Виленской губернии.

Собор Рождества пресвятой Богородицы в Глубоком (начало XX века). Слева здание бывшего народного училища

В Глубоком у Осипа Андреевича и Елизаветы Яковлевны родились трое детей: дочь Ксения 1892 г.р., дочь Олимпиада 1893 г.р. и сын Павел 1895 г.р. В Глубоком Осип Андреевич проживал с семьей с 1892 по 1896 год.

Павел Сухой родился в Глубоком 10 июля 1895 года

Свидетельство о рождении и крещении Павла Сухого из Метрической книги Глубокской православной церкви

В 1896 г. он работает учителем Новогрудского народного училища.

В 1899 году семья переезжает в Гомель, где проживает по Клубному переулку, д. №2.

Дом Осипа Андреевича в Гомеле

К тому времени родились еще две дочери: Елена и Александра.

Сестры Палва Сухого

Всех пятерых детей воспитывали на православных традициях, учили музыке. Большой популярностью в семье пользовался рукописный журнал «Молодая поросль», куда можно было записать сочинение, стихотворение, пожелание. У Осипа Андреевича была большая библиотека, но одной книгой особенно дорожили. Это был томик первых стихов Якуба Колоса с личной подписью автора: «Уважаемой Елизавете Яковлевне на память от автора» (из воспоминаний Вевеи Васильевны Фандеевой, племянницы П.О. Сухого).

В Гомеле Осип Андреевич заведовал школой для детей железнодорожников (позже – железнодорожное училище). За отличную работу он был награжден грамотой Героя Труда.

Аттестат Героя Труда выдан Осипу Сухому, школьному работнику, 1921 г.

Его сын Павел учился в гомельской гимназии с 1905 по 1914 год. Гимназию он окончил с серебряной медалью, проявив при этом особые успехи в математике и физике.

Гомельская гимназия, где учился Павел Сухой

Павел Сухой – гимназист

Аттестат об окончании Гомельской гимназии

Здание бывшей мужской гимназии сохранилось. Ныне здесь размещается Гомельский государственный технический университет, которому в 1995 году в связи со 100-летием со дня рождения П.О. Сухого присвоено его имя.

После окончания МВТУ в 1925 году Павел Сухой посвятил свою жизнь авиации.

МВТУ

Павел Сухой – студент МВТУ

Двоюродный брат Павла Осиповича и его племянник

У Павла Осиповича было три двоюродных братьев: Сергей Николаевич и Николай Николаевич и Андрея Николаевича.

Сергей Николаевич проживал до 1938 года в Москве и был репрессирован. С 1947 года и до смерти проживал в г. Молодечно. Николай Николаевич так же жил в Москве, работал инженером на станкостроительном заводе.

Известными в Беларуси людьми стали Андрей Николаевич Сухий и его племянник Николай Андреевич Сухий.

Семья Андрея Николаевича, который был другом Максима Горецкого.

Они вместе учились в Горецком земледельческом училище. Андрей Сухий создал в училище белорусский литературный кружок, члены которого распространяли газету «Наша ніва», белорусские календари. Свои произведения в газете «Наша ніва» Андрей Николаевич подписывал псевдонимом «Мікола Мокры».

Стихотворение Якуба Колоса в первой редакции «Нашым ворагам» печаталось впервые в Виленском издании «Гісторыі беларускай літаратуры» с пометкой «Са спісу агранома – каморніка з Вілейшчыны Андрэя Сухога». Этот вариант стихотворения Я. Колоса отличался от более позднего хрестоматийного, который известен под названием «Ворагам».

Сын Андрея Николаевича Николай Андреевич – известный в Беларуси государственный деятель, кандидат сельскохозяйственных наук, Герой Социалистического Труда. Живет в Минске.

Николай Андреевич Сухий

Евген

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Написать комментарий

СУХОЙ ПАВЕЛ ОСИПОВИЧ

Павел Осипович [10(22).7.1895, с. Глубокое, ныне Витебской области, — 15.9.1975, Москва], советский авиаконструктор, дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1965), доктор технических наук (1940), генеральный конструктор (1956). По окончании Московского высшего технического училища (1925) работал инженером-конструктором в Центральном аэрогидродинамическом институте им. Н. Е. Жуковского. С., под общим руководством А, Н. Туполева, разработаны истребители Н-4 (1926-27) и И-14 (1932-34). Конструктор самолётов РД (АНТ-25) и 'Родина' (АНТ-37). С. — участник конкурсной разработки проекта 'Иванов' (1937-39), закончившейся созданием боевого многоцелевого самолёта Су-2. С 1939 С. — главный конструктор опытного КБ. В 1942-43 создал бронированный штурмовикСу-6. С. — один из создателей реактивной и сверхзвуковой авиации. Им разработаны реактивные самолёты Су-9, Су-15 и другие с турбореактивными двигателями, сверхзвуковые истребители со стреловидным и треугольным крылом. На самолётах Т-431 и Т-405 конструкции С. установлены 2 мировых рекорда высоты (1959, 1962) и 2 мировых рекорда скорости полёта по замкнутому маршруту (1960, 1962). Депутат Верховного Совета СССР 5-8-го созывов. Две Государственные премии СССР, Ленинская премия. Награжден 3 орденами Ленина, 4 др. орденами, а также медалями.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Су-7Б

Павел Осипович Сухой относится к числу людей, которыми по праву гордится Беларусь. Боевые самолеты, созданные Сухим, надежно охраняли рубежи Советского Союза и сегодня стоят на вооружении многих стран мира.

Павел Сухой родился 10 июля 1895 года в селе Глубоком Витебской губернии. В 1900 году семья Сухих переехала в Гомель, где Осипу Андреевичу — отцу Павла, предложили заведовать школой для детей железнодорожников. В 1905 году будущий авиаконструктор поступил на учебу в мужскую классическую гимназию, которую окончил в 1914 году с серебряной медалью.

В 1910 году в Гомель на аэроплане прилетел знаменитый Сергей Уточкин. Среди наблюдавших за его полетом был Павлик Сухой. Он навсегда «заболел» авиацией и желанием самому строить самолеты. Юноша едет в Москву и поступает в училище. Там он слушает лекции Н.Е.Жуковского, занимается в его кружке воздухоплавания, строит планеры, модели самолетов. Он учится вместе с Андреем Туполевым, братьями Архангельскими, Владимиром Петляковым — известными впоследствии авиаконструкторами.

В 1916 году Павла призывают в армию и направляют в школу прапорщиков. Служить довелось в артиллерии. И он не раз наблюдает, какие возможности в сражениях имеет авиация. Особенно когда в дело вступали «Ильи Муромцы» — выдающиеся для того времени четырехмоторные машины, способные поднять до тонны бомб. По всему фронту гремела слава командира экипажа одного из первых принявших участие в боях «Муромцев» — поручика Авенира Костенчика – тоже белоруса, выходца из Гродненщины.

Павел Осипович Сухой

После Октябрьской революции 1917 года прапорщик Сухой возвращается в Москву. Однако занятия в училище еще не проводились, и Павел отправился в Гомель. Здесь он пробыл недолго, получил предложение работать учителем математики в Лунинце. В этом городке Сухой встретил свою будущую жену Софью Феликсовну Тенчинскую, учительницу французского языка. Когда в 1919 году войска Пилсудского подошли к Лунинцу, семья Сухих переехала в Гомель. Здесь они устроились на работу в школу, которой заведовал отец Павла Осиповича.

В 1920 году вышло постановление Совета Народных Комиссаров о возвращении студентов в высшие учебные заведения. Павел уехал в Москву продолжать учебу. Руководителем дипломной работы Павла Сухого «Одноместный истребитель» был А.Н.Туполев. После защиты он пригласил Павла Осиповича в свое конструкторское бюро. Впоследствии Павел Осипович Сухой всю свою жизнь посвятил созданию военных самолетов.

И-4

Первый самолет Сухого И-4 стал его первой самостоятельной удачей. Летчики-испытатели М.Громов, А.Юмашев, И.Козлов сделают заключение, что по скорости, потолку, скороподъемности самолет опережает многие зарубежные аналоги, а по маневренности ему нет равных. С 1928-го по 1933 год И-4 стоял на вооружении Красной Армии.

«Ишачок» (И-16)

Следующим делом молодого авиаконструктора будет одноместный истребитель И-14. При его создании Павел Осипович предложил множество новшеств: убирающееся шасси, закрывающуюся кабину летчика, гладкую обшивку фюзеляжа. Истребитель был рекомендован в серийное производство, но выпустили только 18 машин. Самолет Сухого требовал много листового алюминия, которого в стране не хватало. На поток был поставлен И-16 Поликарпова, знаменитый впоследствии «ястребок», или «ишачок», которого в Испании прозвали «чатос»«курносый».

ДБ-2

Сухой расстроен, но продолжает работать. Создает ДБ-1 — первый советский дальний бомбардировщик, затем ДБ-2, который без посадки мог преодолеть более семи тысяч километров. В тридцатые годы все грезили авиарекордами. Даже женщины. Нужна была машина для рекорда, которой стал ДБ-2. Летчицы потом назовут свой самолет «Родина», мужчины в шутку станут величать его «дамским». Самолет не требовал от экипажа никаких «силовых усилий», все манипуляции выполнялись простым нажатием кнопок. Совершив свой полет 24 и 25 сентября 1938 года, В.Гризодубова, М.Раскова И П.Осипенко пролетели без посадки (за 26 часов) 5947 километров и побили мировой рекорд. Павел Сухой был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В эти же годы Павел Сухой работал еще над одной задачей. Летчики, воевавшие в Испании, говорили, что «ястребок» уступает «мессершмитту», да и «юнкерсы», «хейнкели» превосходят наши бомбардировщики, особенно в скорости. Говорят, что самому Сталину пришла в голову идея создать многоцелевой самолет, который совместил бы в себе качества штурмовика, разведчика, ближнего бомбардировщика, истребителя сопровождения. Сталин сформулировал и такую задачу: «Самолет должен быть очень простым в изготовлении, чтобы можно было сделать столько экземпляров его, сколько у нас в стране людей с фамилией Иванов». В объявленном конкурсе победил Павел Осипович Сухой. Разработку проекта вели под шифром «Иванов».

Су-2

Первый «Иванов» поднялся в воздух в августе 1937 года и получил высокую оценку известного летчика-испытателя Михаила Громова. «Иванов» под названием ББ-1 («Ближний бомбардировщик — один») запускается в серийное производство на Харьковском авиационном заводе. Туда переезжает ставший главным конструктором Павел Сухой со своим конструкторским бюро и продолжает работать над машиной. Вскоре самолет Су-2 проходит государственные испытания. Его начинают выпускать сразу три завода. В Великую Отечественную войну воевало более 800 СУ-2. Это была очень интересная машина. Но об этом будет отдельный рассказ.

image

Сухой Павел Осипович

Павел Осипович Сухой родился в 1895 году в Белоруссии, которая тогда входила в состав Российской Империи. Отец Павла работал учителем начальных классов в сельской школе. Вся семья жила и интересовалась искусством, музыкой, литературой. Только Павел тянулся больше к техническим наукам. Двигатели внутреннего сгорания, летательные аппараты — все это очень интересовало мальчика. Павел с увлечением изучал всю попадавшуюся литературу по этой тематике. Читал он и научные статьи основоположника отечественной авиационной науки — Николая Егоровича Жуковского. Однажды возвращаясь с гимназии, Павел впервые увидел самолет. Во многом именно этот эпизод определил судьбу Павла Сухого как авиационного конструктора.

В 1915 году Павел поступил в Московское Императорское Техническое Училище. Здесь Сухой с огромным интересом слушал лекции Жуковского, ученого, чьи статьи он читал еще в детстве. Павел посещал и воздухоплавательный кружок, которым также руководил Николай Егорович. Но вскоре занятия пришлось оставить. Шла Первая Мировая война и Сухого призвали в армию. С января 17-го года он участвовал в боях на северо-западном фронте в должности младшего офицера пехотного полка. Позже его назначили помощником начальника пулеметной команды. На фронте Сухой заболел туберкулезом легких, который сильно подорвал его здоровье. Последствия перенесенной болезни давали о себе знать на протяжении всей жизни Павла Осиповича. В марте 18-го Сухой по состоянию здоровья уволился с военной службы. Вернувшись домой, он два года работал учителем математики в местной школе. Именно там Павел и познакомился со своей будущей женой Софьей.

В 1920 году Павел Сухой продолжил учебу в техническом училище. В 24-м, за год до его окончания, он уже работал в ЦАГИ. Одновременно Павел готовил свой дипломный проект на тему: «Одноместный истребитель с мотором 300 лс». Руководителем проекта был Андрей Туполев — авиаконструктор и один из основателей ЦАГИ. Защита прошла успешно, и Туполев пригласил молодого специалиста к себе на работу. Бригада, в которую попал Сухой, занималась цельнометаллическим истребителем АНТ-5.

Молодой инженер получил задание спроектировать для самолета подмоторную раму. Позже, когда машина пошла в серию, Сухого назначили техническим представителем ЦАГИ на авиазаводе. В мае 1932 Павла Сухого в очередной раз повысили по службе. Он стал руководителем объединенной конструкторской бригады истребителей и рекордных самолетов.

Первым заданием бригады Сухого стал скоростной истребитель. Машина получила обозначение И-14. Конструктор применил на самолете большое число технических новинок: убирающиеся шасси, тормозные колеса, закрытый фонарь кабины. Да и вообще, это был первый в СССР цельнометаллический истребитель моноплан. Использование новаторских решений станет характерной чертой в работе Павла Осиповича. Для Павла Сухого это была первая самостоятельная конструкторская работа. Самолет во многом получился удачным, но военных не устроили его штопорные характеристики. И-14 в большую серию не пошел.

Параллельно бригада Сухого занималась и рекордным самолетом. Это направление казалось для конструктора и его коллег куда более успешным. Летом 31-го начальник ВВС Яков Алкснис и конструктор Андрей Туполев вышли в правительство с предложением о создании самолета способного установить рекорд дальности. Руководство страны, крайне заинтересованного в престиже государства, проект утвердило. Согласно ему, дальность полета новой машины должна была составлять 12000 км.

Бригада Сухого начала работу и добилась, казалось бы, невозможного. Одномоторный самолет АНТ-25 получился очень удачным как в аэродинамическом, так и в весовом отношениях. Во многом эти характеристики и позволили совершить выдающиеся для того времени перелеты.

Еще вначале 36-го управление ВВС объявило конкурс на разработку многоцелевого самолета под шифром «Иванов». Эта машина должна была быть одновременно и разведчиком и штурмовиком и легким бомбардировщиком. Конкурс выиграл проект Сухого. После доводок и испытаний машину передали на серийный завод в Харьков. На это предприятие в 1939 году направили и коллектив Павла Сухого. К тому моменту его бригада получила статус самостоятельного конструкторского бюро. Годом позже произошло крупное событие в жизни КБ — был налажен выпуск самолетов Су-2. Такое обозначение получила машина, созданная в рамках проекта «Иванов».

Су-2, по большому счету, многоцелевым не стал. В основном на него возлагались задачи ближнего бомбардирования, хотя порой он применялся и в качестве разведчика и в качестве штурмовика. Среди других Су-2 отмечался повышенной живучестью. Однако, руководством страны была сделана ставка на массовый выпуск более современных на тот момент самолетов штурмовиков Ильюшина и пикирующих бомбардировщиков Петлякова. К середине войны Су-2 на фронтах уже практически не остался.

Весной 1940 года КБ Сухого перевели на завод в Подлипках — это было началом долгих скитаний. С начала войны КБ эвакуировали в Пермь. На каждом новом мести жизнь приходилось налаживать практически с нуля. Не смотря на это, Сухой упорно продолжал работы по созданию машин. К началу войны появился его новый самолет — штурмовик Су-6.

К середине 1943 года КБ Сухого вернулось в Москву. Коллективу определили место на северо-западе Москвы — в Тушино. Все силы Павел Осипович сосредоточил на работе. Его жизнь была подчинена строгому распорядку, он берег каждую минуту. Поддерживать такой напряженный график было непросто, но Павлу Осиповичу всегда и во всем помогала его супруга Софья.

После войны КБ Сухого разработало учебно-тренировочный вариант туполевского бомбардировщика Ту-2, который пошел в серию под обозначением УТБ. По целевому заказу артиллеристов также сконструировали и построили разведчик-корректировщик Су-12. Но это были работы небольшие, немасштабные. Сухой присматривался к техническим новинкам, исследовал возможность использования на самолете реактивного двигателя. Такой тип двигателя тогда был еще далек от совершенства, и конструктор спроектировал самолет с комбинированной силовой установкой. Эта установка была лишь прообразом будущих турбореактивных двигателей, но она позволила, не теряя времени, получить опыт, который так пригодится в будущем.

В 1945 году Сухой начал работу над истребителем с двумя турбореактивными двигателями. Он получил обозначение Су-9. Машина несколько напоминала реактивный Messerschmitt Me.262. Во время Второй Мировой войны немецкие ученые активно работали над реактивной тематикой и в этом вопросе продвинулись дальше всех. После войны немецкий опыт был изучен в Советском Союзе, где вскоре появились собственные образцы реактивной техники. И если на Су-9 стояли два трофейных двигателя, то на следующей машине Су-11 двигатели были уже отечественной разработки. Их создал Архип Михайлович Люлька.

28 мая 1947 года Су-11 впервые поднялся в воздух. Для авиации конца 40-х годов характерной чертой стало множество технических новинок. Реактивная техника была принципиально другой, иными были и режимы полета. Не случайно, что уже на Су-9 Сухой применил гидроусилители в системе управления, катапультное кресло, стартовые ускорители и тормозной парашют. В КБ начали проработку разных вариантов самолета. Но летом 48-го тему вообще закрыли. Советский Союз восстанавливался после войны, и большого числа новых разработок страна не могла себе позволить. В 1949 году ликвидировали и само конструкторское бюро Павла Сухого. Многие конструктора были разбросаны по другим КБ. Павел Осипович с частью сотрудников опять оказался у Андрея Туполева. Андрей Николаевич поручил Сухому курировать иркутский серийный выпуск самолета Ту-14.

В подчинении у Туполева Павел Осипович был сравнительно недолго. Спустя три года Сухой вновь обрел независимость. Этому в определенной степени поспособствовала политическая ситуация, которая складывалась в мире в начале 50-х. Набирала обороты холодная война, самолеты разведчики потенциального противника летали у границ Советского Союза. Требовался надежный перехватчик, способный пресечь полет как разведчика, так и бомбардировщика с атомным оружием на борту. И тут вспомнили, что машинами такого назначения занимался Сухой.

Новый и на этот раз великий взлет начался у коллектива Сухого в мае 53-го. В КБ возвратились многие, кто покинул его тремя годами ранее. Пришли и его ближайшие соратники. Среди них был Евгений Иванов. О нем стоит сказать особо — это был одаренный инженер, не лишенный, к тому же, пробивной жилки. На работу к Павлу Осиповичу шли с удовольствием.

Осенью 1953 года КБ Павла Сухого получило производственную базу на территории авиационного Ходынского поля. Павел Осипович вернулся к любимой своей тематике — фронтовые истребители и перехватчики. Оказалось, что три года простоя, связанных с разгоном КБ, не прошли для конструкторов впустую. Сухой был в курсе работ Микояна, Яковлева, Лавочкина. Он также знал западные достижения в авиации.

Конструкторское бюро еще только формировалось заново, а Павел Сухой предложил сразу два варианта своих проектов. Это были сверхзвуковые самолеты со стреловидным и треугольным крылом. Машины со стреловидным крылом имели в обозначении букву С, с треугольным — Т. У этих проектов были такие расчетные данные, что дух захватывало. Планировалось, что самолеты превысят скорость звука в два раза. При той слабой производственной базе, которая имелась в распоряжении Сухого, это выглядело довольно дерзко, тем более, что сроки постройки и передачи самолетов на испытания были поставлены очень жесткие. На коллектив работало и его страстное желание показать себя, показать, на что он способен.

7 сентября 55-го года самолет С-1 выкатили на взлетную полосу аэродрома в подмосковном Жуковском. Испытывал машину летчик Андрей Кочетков. Ему предстояло сделать так называемый подлет, то есть оторвать машину от земли и тут же сесть обратно на полосу. При отрыве машина резко оторвалась от полосы и пошла вверх. Для посадки длины полосы уже не хватало. В итоге, вместо запланированного подлета получился настоящий полет. За этот первый полет, хоть и не санкционированный, ругать не стали, более того, поблагодарили и премировали. Вскоре на С-1 была достигнута скорость более 2000 км/ч. Позже на базе этой машины сделали истребитель-бомбардировщик Су-7Б. Он стал родоначальником семейства самолетов, составивших на долгие годы основу истребительно-бомбардировочной авиации Советского Союза. Дальнейшим развитием этих машин стал Су-17 — первый в Советском Союзе самолет с поворотными консолями крыла. Такое крыло позволяло при большой стреловидности летать на высоких скоростях, а при малых — взлетать с небольшим разбегом. Укоротить взлет и посадку можно было и другими способами. Например, установить на самолет дополнительные подъемные двигатели или ракетные ускорители.

Работы над самолетами с треугольным и стреловидным крылом шли параллельно. Помимо С-1 создавался и перехватчик Т-3 — самолет с треугольным крылом. В мае 1956 года он впервые поднялся в воздух. Летом того же года обе машины показали на воздушном параде. Для Павла Сухого это был не просто показ. Здесь впервые на широкой публике прозвучало его имя.

В том же году главный конструктор Павел Сухой стал генеральным конструктором. Доработанный вариант перехватчика Т-3 приняли на вооружение под обозначением Су-9. Это был второй самолет в КБ Сухого с таким названием. Новый Су-9 не просто самолет, это уже чать комплекса перехвата. Помимо самой машины в него входили наземная станция наведения, управляемые ракеты класса «воздух-воздух» и собственная РЛС самолета. Суховцы стали пионерами в деле создания авиационных комплексов ПВО.

За Су-9 последовал более совершенный Су-11. Оба этих истребителя входили в систему ПВО страны. Они долгое время были самыми скоростными и высотными советскими боевыми самолетами.

Следующей машиной КБ Сухого стал двухдвигательный Су-15. По сравнению с предыдущими перехватчиками он оснащался более совершенной радиолокационной станцией и мог поражать цели как на больших так и на малых высотах. Эта машина была очень надежной. Ее любили как летчики, так и технический состав. Су-15  — самый массовый сверхзвуковой перехватчик Советского Союза. Он защищал воздушные рубежи нашей страны вплоть до начала 90-х годов.

В середине 60-х КБ Сухого вело множество проектов. К тому моменту Павлу Осиповичу шел восьмой десяток лет. Несмотря на столь почтенный возраст, Сухой по-прежнему целиком отдавал себя работе. Он всегда был в курсе всех разработок своего КБ. По-другому он и не мыслил себя.

Также в КБ занимались и фронтовыми бомбардировщиками. С 1963 года в разработке находился проект самолета Су-24. Концепция его применения предполагала, что полет к цели он будет выполнять почти у земли, чтобы не попадать в зону действия радаров противника. А условия низковысотного полета весьма жесткие. Для полетов на малых высотах установили автоматическую систему огибания рельефа местности. Это существенно облегчало работу экипажа. В Советском Союзе такую систему применили впервые именно конструктора Сухого.

Су-24 стал поступать в войска в середине 70-х. Эта грозная боевая машина до сих пор стоит на вооружении ВВС и авиации военно-морского флота России.

В конце 60-х в ОКБ Сухого шла работа над штурмовиком, который в дальнейшем получил обозначение Су-25. Любопытно, что создавался этот самолет практически подпольно. В КБ сформировалась творческая группа которая стала разрабатывать штурмовик в инициативном порядке. О проекте предпочитали не распространяться, о нем не знал даже Павел Осипович. Военные видели будущий штурмовик сверхзвуковым. Конструктора Сухого думали иначе, да и мировой опыт подсказывал, что для огневой поддержки с воздуха непосредственно над полем боя такая большая скорость не требуется. Лучше обеспечить самолету повышенную боевую живучесть, маневренность, хороший обзор из кабины и возможность выполнять задачи на предельно малых высотах.

Готовый проект представили в научно-технический комитет ВВС. Ответ был неутешительным: военным дозвуковой самолет штурмовик не нужен. Штурмовик Су-25 стал одним из лучших в мире. На его базе создано немало модификаций, в том числе самолет корабельного базирования.

В первой половине 70-х годов началась история фронтового истребителя Су-27.

В его концепции был заложен огромный потенциал на будущее. К сожалению, Павлу Осиповичу не удалось увидеть первый полет опытной машины. Не удалось ему увидеть и невероятный успех Су-27. Павла Осиповича Сухого не стало в 1975 году. К тому моменту опытную машину только собирались строить. После смерти Сухого во главе КБ стал несменный помощник Павла Осиповича —  Евгений Алексеевич Иванов. На этом посту он пробыл сравнительно недолго. Их сила была в совместной работе.

Основу Российских ВВС до сих пор составляют штурмовики Су-25, фронтовые бомбардировщики и разведчики Су-24, а Су-27 и огромное семейство боевых машин, созданные на его базе, вызывают восхищение у многих специалистов и любителей авиации по всему миру. Но главное — это коллектив, основанный Сухим. Коллектив, который и сегодня является ведущим в России, создавая передовые самолеты нового поколения.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий