Густав Климт — В действительности всё совершенно иначе, чем на самом деле. Антуан де Сент Экзюпери — LiveJournal

Содержание

Густав Климт

Gustav Klimt

  • Дата рождения: 14 июля 1862 г.; Baumgarten, Austria
  • Дата смерти: 6 февраля 1918 г.; Vienna, Austria
  • Национальность: австриец
  • Направление: Символизм, Ар Нуво
  • Школа/группа: Венский сецессион
  • Сфера: живопись
  • Оказал влияние: Эгон Шиле, Оскар Кокошка, Тео ван Дусбург, Фёдор Кричевский, Виктор Иванович Зарецкий, Alfio Giuffrida, Ар Нуво, Маргарет Макдональд Макинтош
  • Ученики: Фёдор Кричевский
  • Арт-институции: Universität für angewandte Kunst Wien (Kunstgewerbeschule), Vienna, Austria
  • Друзья и коллеги: Эгон Шиле, Коломан Мозер
  • Википедия: ru.wikipedia.org/wiki/Климт,_Густав
  • image

Густав Климт родился в 1862 году. Австрийский живописец, известный своими декоративными работами на эротические темы. Современники считали художника мятежником, отошедшим от академического искусства. Однако, Климт следовал только своим правилам. Так или иначе картины Густава Климта — шедевры! Отдельного внимания стоят полотна, в которых используется сусальное золото, добавившее некий шик в полотна художника. Мы собрали серию запоминающихся картин Климта.

1. Юдифь и голова Олоферна

image

Картина написана по библейскому мифу о прекрасной Юдифи, спасшей родной город от нашествия ассирийцев. Убившая их полководца, Юдифь стала символом борьбы иудеев с завоевателями. В полотне использовано большое количество золота, что фокусирует внимание на центральной персоне. Голова полководца Олоферна, которую держит Юдифь минимально выделена цветом, что-бы не отвлекать внимание зрителя. Как и на большинстве картин Климта, женская фигура обнажена и эротична — роковая женщина, с довольным выражением на лице. Картина находится в Галерее Бельведер в Вене.

2. Бетховенский фриз

Бетховенский фриз, 1901-1902

«Бетховенский фриз» был написан в 1901-1902 году и планировался как временная экспозиция, но так и остался в доме где был создан. Картина основана на переложении «9-й сифонии Бетховена» Рихардом Вагнером. Произведение Климта занимает 3 стены, суммарной длиной 34 метра. Картина показывает борьбу со страстями, с которыми сталкивается человек в течение своей жизни. За свою историю картина была вывезена из здания и продана дважды. В конце концов, произведение выкуплено Австрией, отреставрировано и возвращено в Дом Сецессиона в Вене.

3. Портрет Эмилии Флёге

Портрет Эмилии Флёге, 1902

Эмилия Флёге — австрийский модельер и возлюбленная Густава Климта. Климт известен своим интересом к женственности, а Эмилия была единственной женщиной во всем поддерживавшей художника. Она даже создавала платья на основе картин Климта. В 1902 году художник написал портрет Эмилии, на котором она изображена в полный рост и одета в платье синего, пурпурного, черного и золотого цветов. Картина, как и многие работы художника, оказалась радикальной для своего времени.

4. Три возраста женщины

Три возраста женщины, 1905

«Три возраста женщины» картина-аллегория, на которой мы видим три разных периода в жизни женщины от детского возраста до пожилого. Мать ласково держит на руках дочь, а рядом женщина в возрасте стоит опустив голову и закрыв лицо рукой. Все фигуры на картине обнажены. Эту работу можно посмотреть в Риме в Национальной галерее современного искусства.

5. Даная

Даная, 1907

В большинстве картин Климта эротичность играет ведущую роль, но в «Данае» эротизм выведен на новый уровень. Картина была завершена в 1907 году и изображает Данаю из греческой мифологии, которую отец запер в башне, что-бы оградить ее от внимания мужчин, т.к. боялся быть убитым собственным внуком. Зевс в виде золотого дождя проник к Данае. Этот момент мы и видим на картине.

6. Портрет Адели Блох-Бауэр I

Портрет Адели Блох-Бауэр I, 1907

«Портрет Адели Блох-Бауэр I» одна из самых известных и дорогих картин художника, находится в Новой галерее в Нью-Йорке. На картине написанной в 1907 году, окруженная золотом изображена светская дама Адель Блох-Бауэр. Работа была захвачена нацистами и оказалась в Австрийском музее. Впоследствии законная наследница художника через суд доказала свое право на обладание картиной.

7. Надежда II

Надежда II, 1907-1908

Беременность не часто изображалась в искусстве, однако в картине «Надежда II» изображена именно беременная женщина, одетая в яркое платье. Лицо обращено в низ, глаза женщины закрыты. Также мы видим череп и лица трех женщин обращенных к низу картины. Хотя картина называется «Надежда II», сюжет как раз не ее не внушает. Произведение можно увидеть в Нью-Йоркском музее современного искусства.

8. Поцелуй

Поцелуй, 1907-1908

Начатая в 1907 году картина является самой известной работой художника и венцом золотого периода художника, в котором он использовал сусальное золото в своих работах. На полотне изображена влюбленная пара: среди цветочного поля, мужчина склонился к женщине и целует ее в щеку. Одежда мужчины раскрашена контрастными геометрическими фигурами, платье женщины украшено цветами, которые подчеркивают ее женственность. Эту великолепную, символичную картину можно найти в Галерее Бельведер в Вене.

9. Дорога в парке замка Каммер

Дорога в парке замка Каммер, 1912

Густав Климт известен не только портретами, время от времени он рисовал и пейзажи. Многие годы он провел на курорте Аттерзе на севере Австрии. И множество его пейзажей вдохновлены природой этого места. Эта картина буквально зовет зрителя шагнуть внутрь и прогуляться по парку с большими деревьями, образующими аллею.

10. Девы

Девы, 1913

Картина находится в Национальной галерее в Праге. «Девы» полны символизма, как и многие работы художника. На первый взгляд вы видите на картине фигуру спящей женщины в окружении других, их одежды раскрашены яркими цветами. Каждая женщина представляет определенный жизненный этап. Картина затрагивает различные темы человеческой жизни, такие как любовь, сексуальность и возрождение, которые изображены в циклической форме. Настроение, эмоциональное состояние, словом, то, над чем трудились все символисты начала 20-го века, Климт передал в «Девах». Зритель втягивается в картину, задаваясь вопросом, о чем мечтает дева.

Эту картину называют австрийской Моной Лизой

В этой истории участвовали знаменитый художник Густав Климт, роковая женщина Адель Блох-Бауэр, ее племянница Мария Альтман, картина стоимостью 135 миллионов долларов, правительства США и Австрии.«Портрет Адели Блох-Бауэр I». Худ. Г. Климт, 1907. С сайта commons.wikimedia.org

Cамодовольная и элегантная Отец Адели, Мориц Бауэр, крупный банкир, председатель Ассоциации австрийских банкиров, долго искал достойных женихов для своих дочерей, и выбрал братьев Фердинанда и Густава Блох, занимавшихся сахарным производством и имевшим несколько предприятий, акции которых непрерывно росли. Адель Бауэр в 1899 году, будучи 18 лет от роду, вышла замуж за значительно более старшего по возрасту Фердинанда Блоха. До этого ее сестра Мария вышла замуж за брата Фердинанда — Густава. Обе семьи взяли фамилию Блох-Бауэр. Мария Альтман, племянница и наследница Адели Блох-Бауэр, описывала свою тетку так: «Постоянно страдающая головной болью, курящая, как паровоз, ужасно нежная и томная. Одухотворенное лицо, самодовольная и элегантная». Семья Фердинанда и Адели принадлежала к избранному слою крупной еврейской буржуазии того периода. В их салоне собирались живописцы, писатели и такие известные социал-демократы, как Карл Реннер и Юлиус Тандлер. В число художников, которых поддерживала семья Блох-Бауэр, входил и Густав Климт. Их дружба началась в 1899 году. Адель Блох-Бауэр четыре раза становилась моделью для картин и не подозревала, что помимо всемирной славы ее имя будет замешано и в скандале. Уже в 1901 году Климт написал «Юдифь I», для которой послужила моделью сама Адель Блох-Бауэр, хотя этот факт нигде не афишировался. Через восемь лет Климт написал «Юдифь II». Обе картины являются воплощениями роковой женщины Климта. Его Юдифь – не библейская героиня, а скорее, жительница Вены, его современница, о чем свидетельствует ее модное, возможно, дорогое шейное украшение. Картину «Юдифь II» часто в каталогах и журналах называют «Саломеей». Искусствоведы были уверены, что Климт имел в виду именно ее, роковую женщину. Друг художника Альфред Басс записал в своем дневнике: «Когда я увидел «Саломею» Густава – я понял, что все женщины, которых я знал до сих пор, были ненастоящими. Когда я увидел его «Поцелуй» – понял, что не любил никогда по-настоящему. Когда я увидел эскиз к «Юдифи» – осознал самое страшное, что и не жил я вовсе, а если и жил, то ненастоящей жизнью».

«Юдифь и голова Олоферна». С сайта commons.wikimedia.org

Месть ревнивого мужа Роман Густава и Адели был бурным и вся Вена обсуждала подробности их не очень-то тайных свиданий. Адель легко закрывала глаза на то, что она была далеко не единственной женщиной, с которой у Климта были отношения. Для нее казалось малозначимым даже то, что она была замужней дамой, и ей следовало бы соблюдать хоть минимальные правила приличия, но ради скоротечных мимолетных встреч с Климтом Адель забывала обо всем мире. Фердинанд Блох-Бауэр отчаянно хотел отомстить жене за пренебрежение их браком. И, после недолгих размышлений, его осенила довольно необычная идея. Зная, насколько быстротечны чувства Густава Климта ко всем женщинам, с которыми у него были отношения, Фердинанд понял, что и чувства к Адели очень скоро начнут угасать. Легенды о похождениях Климта и истории о том, насколько он искусный любовник и обольститель, уже много лет гуляли по Вене… да что там по Вене, по всей Европе. Поэтому, весь план Блох-Бауэра состоял в том, чтобы Адель, при каждой новой встрече с художником и каждым следующим наброском, сама видела, как постепенно остывают к ней чувства Климта, и переживала те же страдания, что пережил и сам Фердинанд. В следующие четыре года художник создал более ста набросков для картины, прежде чем в 1907 году смог представить на всеобщее обозрение свою «Золотую Адель», на которой модели было 26 лет. Идею картины художник придумал сразу, а сто набросков понадобилось, чтобы точно определить положение рук и головы. Фердинанд был доволен. Картина полностью отвечала его замыслу. Они с Аделью повесили ее в гостиной их венского дома. Отношения Климта и Адели плавно угасли. Через некоторое время после начала работы над картиной женщина заболела, и Климту приходилось делать затяжные перерывы в работе. Адель много курила, чаще всего проводя целый день не вставая с постели. Бог так и не дал им с Фердинандом наследников. Она пыталась родить три раза и каждый раз дети умирали. Всю свою нерастраченную материнскую любовь Адель перенесла на детей своей сестры, особо выделяя свою племянницу Марию Блох-Бауэр. Мария часто приходила посидеть с больной тетей, они обсуждали последние веяния моды и фасоны платьев для первого бала Марии. А также картины художника Климта, которых в доме Адели и Фердинанда набралось уже более десяти штук. Время шло, приближалась Первая Мировая война. «Золотой период» в жизни Климта кончился, уступив место удручающим картинам с изображением смерти и конца света. Густав очень тяжело переносил события, происходящие в мире. Война повлияла на него губительно. И в возрасте 52 лет, в 1918 году Климт внезапно умер от удара в своей мастерской, на руках у своей извечной спутницы Эмилии Флегэ. Адель пережила его на семь лет и умерла в 1925 году после менингита. Перед смертью она попросила Фердинанда завещать три картины, в том числе и «Портрет Адели Блох-Бауэр», венскому музею Бельведер. Фердинанд жил один, жизнь его становилась все тяжелее и тяжелее, поскольку Австрия вошла в состав Германии в 1938 году, и нацисты начали охоту на австрийских евреев. В этом же году Фердинанду удалось бежать в Швейцарию, бросив все свое имущество на попечение семьи брата.

Густав Климт. С сайта ceskatelevize.cz

В руках нацистов Когда племянница Адели Мария была подростком, ее связывала нежная дружба с Алоисом Кунстом из гимназии, что была неподалеку от той, где она училась. Она часто приглашала его в дом своей тети, и они вместе рассматривали картину. Но замуж Мария вышла за другого: Фредерик Альтман был оперным певцом, сыном крупного промышленника. Когда нацисты начали охоту на австрийских евреев, Фредерика схватили и отправили в гестапо. Немного позднее он оказался в концентрационном лагере в Дахау. Гестаповцы ворвались в дом Марии в Вене и забрали все драгоценности, виолончель Страдивари, а бриллиантовое колье Адели просто сунули в мешок (были очевидцы, что в этом колье несколько раз потом появлялась на людях жена Генриха Гиммлера). Мария ничего не жалела и сразу подписала все нужные бумаги, в которых отказывалась от всего движимого и недвижимого имущества, она готова была сделать все, только чтобы спасти мужа от смерти. Мария ждала, что со дня на день заберут и «Золотую Адель». Она почти не удивилась, когда за картиной, в сопровождении отряда гестаповцев, пришел ее школьный друг Алоис Кунст. Тот вместе с нацистами собирал коллекцию живописи, часть которой осела в тайниках и подвалах Третьего рейха. Адольф Гитлер, оказывается, положительно относился к творчеству Густава Климта, но в свою коллекцию он его картину не взял. Бережно хранимая Алоисом Кунстом, в идеальном состоянии она всплыла после окончания войны и поселилась в центральном музее Бельведер в Вене. А Алоис Кунст стал директором этого музея. Фердинанд Блох-Бауэр умер в ноябре 1945 года, в полном одиночестве. И никто из родственников не смог проводить его в последний путь. Марии с мужем повезло, потому что следователем в гестапо был знакомый Альтмана, с которым Фредерик занимался альпинизмом и однажды спас его, вытащив из пропасти. Они бежали по поддельным документам. Гестапо преследовало их. Мария вспоминала, как в самолете, который вылетал из Вены в Лондон и уже вырулил на взлетную полосу, вдруг выключились двигатели и вошли вооруженные гестаповцы с автоматами. Альтманы сидели, вцепившись в кресла, они думали, что это за ними. Но нет, вывели кого-то другого. Мария Альтман бережно хранила порванные чулки, в которых они с мужем перелезали через колючую проволоку, она считала их символом своей свободы. Супруги Альтман перебрались сначала в Англию, а потом в США. Через некоторое время Мария получила американское гражданство.

Борьба за картину Все было спокойно до тех пор, пока настырный журналист Хубертус Чернин не откопал завещание Фердинанда Блох-Бауэра, оставленное перед смертью в Швейцарии, которое отменяло все предыдущие его завещания. В нем Фердинанд завещал все свое имущество своим племянникам – детям брата Густава Блох-Бауэра. Капитал, по его мнению, должен был работать на семью. На тот момент в живых осталась одна Мария, да и той уже было за 80 лет. Но Хубертус понимал, что это его звездный час. Несмотря на свое графское происхождение, он был беден, но любил жить на широкую ногу. Он понимал, что американская миллионерша отвалит неплохую сумму за такую информацию. Так оно и произошло. Мария считала себя вечной должницей перед ним. Открытие, сделанное журналистом, вызвало широкий резонанс в СМИ, которые начали разоблачать послевоенное австрийское правительство. Власти разрешали собственникам конфискованных нацистами ценностей вывозить их из Австрии в обмен на передачу части коллекции государству. В результате правительство приняло новый закон о реституции, согласно которому жертвы войны могли претендовать на возвращение всей собственности, находящейся в государственных музеях. Таким образом Марии Альтман удалось вернуть пять знаменитых полотен Густава Климта, ранее принадлежавших ее дяде. Мария Альтман боролась за право собственности на картины почти восемь лет. Специальная комиссия, созданная Министерством культуры Австрии, постановила вернуть Альтман 16 рисунков Густава Климта и 19 предметов из коллекции фарфора. Вернуть портреты комиссия отказалась. Но после многолетнего судебного процесса Мария получила в рамках этого закона пять картин Густава Климта, принадлежавших её дяде и находившихся в австрийской галерее замка Бельведер, среди которых был также «Портрет Адели Блох-Бауэр». Австрия предприняла беспрецедентные в истории государства меры, чтобы картины остались в Австрии. Велись переговоры с банками о займе на покупку картин. Кроме того, правительство страны обратилось к населению с просьбой о помощи, намереваясь выпустить «облигации Климта». Общественность объявила подписку по сбору средств. Пожертвования стали поступать, и не только от австрийцев. Правительство Австрии почти собрало требуемую сумму. Поднятый вокруг картин ажиотаж взвинтил их рыночную стоимость, и Мария решила поднять цену до 300 млн. долларов. Картину пришлось отдать владелице. Проводить «Золотую Адель» пришли тысячи жителей Вены, люди съезжались со всей Австрии. Толпы выстроились вдоль улиц, по которым в бронированных автомобилях вывозили реликвии. Некоторые люди плакали. Шутка ли, портрет Адели был символом Австрии на протяжении почти 100 лет. Через некоторое время за 135 миллионов долларов Мария Альтман продала «Портрет Адели Блох-Бауэр» Рональду Лаудэру, владельцу парфюмерного концерна «Эсти Лаудэр». Он построил новый дом для «Золотой Адели», который назвали Музеем австрийского и немецкого искусства, и теперь картина находится там. Журналист Хубертус Чернин так и не смог воспользоваться полученными деньгами от Альтман, он умер через четыре месяца после вывоза картин Климта. Мария умерла в 2011 году в возрасте 94-х лет. История Альтман стала сюжетом для трёх документальных фильмов. «Adele’s Wish» режиссёра Терренса Тернера, мужа внучатой племянницы Альтман, был выпущен в 2008 году. В фильме использованы интервью с Альтман, её адвокатом и ведущими экспертами со всего мира. Лента «Кража Климта» была выпущена в 2007 году. Она показала интервью с Альтман и другими людьми, которые были тесно связаны с этой историей. Материалы о Марии включены в документальный фильм «Похищение Европы» о нацистском грабеже европейского искусства. В 2015 году вышел фильм «Женщина в золотом», посвященный Альтман. Её роль сыграла Хелен Миррен.

Подготовила Лина Лисицына, по материалам http://Izbrannoe.com, http://Elendor.com.ua, «Википедия» ( http://ru.wikipedia.org)

Автор — Alexandra-Victoria. Это цитата этого сообщения

Эрнст Климт (Ernst Klimt, 1864-1892, Austrian) младший брат известного художника Густава Климта.

Klimt Ernst портрет жены Helene Klimt В 1891 году женился на Хелен Флёге, сестре Эмилии Флёге, спутницы Густава. 28 июля 1892 года у четы родилась дочь Хелен Луиза, а 9 декабря этого же года в возрасте 28 лет Эрнст скоропостижно скончался. Эрнст Климт погребён на кладбище Баумгартнер. Могила с крестом, выполненным Густавом Климтом совместно с братом Георгом Климтом, существует и поныне. Tizian and Lavinia (1886) Ernst Klimt Baby. Бургтеатр, Вена, Австрия. Ernst Klimt (Austrian, 1864-1892) «Der Hanswurst auf der Jahrmarktbühne» 1892 Картину «Клоун на карнавале», Эрнст Климт не успел закончить. Спустя два года, его брат Густав Климт закончил её, дописав попутно портрет вдовы Элен, поднимающейся на сцену.

прекрасная Хелен Флёге  Ernst Klimt (Austrian, 1864-1892) «Der Hanswurst auf der Jahrmarktbühne» 1892 detal  В 1880 году три студента школы Искусств — Густав Климт, его младший брат Эрнст, и их друг художник Франц фон Матч создали художественную артель. Frank Masch (сидит) и Ernst Klimt (стоя), в костюме 1886 г. Густав Климт возраст 25 лет Благодаря своему высокому профессионализму они получали заказы на оформление театров. Один из заказов заключался в росписи самого ценного декоративного элемента — занавеса и сводов — изысканно и богато украшенного городского театра в Карлсбаде. На вручную разрисованном занавесе они изобразили сложную аллегорию, воспевающую поэтическое искусство. Эрнст Климт является автором темперной живописи на холсте, приклеенном на штукатурку над авансценой, которая дополняет сюжет, изображенный на занавесе.

Густав Климт, Эрнст Климт и Франц фон Мач «Аллегория поэтического искусства». 1886 год. Занавес в Городском театре Карловых Вар.

(фрагмент) Pan trostet Psyche

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

image

Густав Климт. Ферма в Верхней Австрии

1911 г. Галерея Бельведер, Вена

Имя Густава Климта стало одним из символов модерна, этот стиль проявил себя и в живописи, и в архитектуре, и в моде. Для него характерны декоративность, отсылки к искусству Древнего Востока, сложные флорально-геометрические орнаменты. Ну а в живописи, как мы видим, Климт успешно использовал наследие неоимпрессионистов: например, отдельные приемы точечной живописи — пуантилизма. Его «Ферма…» пронизана солнечным светом.

image

Густав Климт. Поцелуй

1907-1908 гг. Галерея Бельведер, Вена

Самое известное произведение австрийского живописца. На краю обрыва, который в данном случае является символом безрассудной страсти, стоят на коленях мужчина и женщина, он склоняется с поцелуем к ее лицу. Экзотические золотые, с пышным орнаментом одежды любовников воспринимаются как ореол, ограждающий их от всего мира.

image

Густав Климт. Портрет Сони Книпс

1898 г. Галерея Бельведер, Вена

Климт как портретист пользовался большой популярностью в среде австрийских нуворишей и высшего света. В портрете Сони Книпс, супруги богатого промышленника, соединяются черты разных стилей и направлений. Импрессионизм читается в движениях молодой женщины: она как будто собирается встать с кресла и уйти. Лицо модели написано предельно реалистично, а о линиях модерна напоминают изгибы растения за спиной Сони.

image

Густав Климт. Портрет Фрицы Ридлер

1906 г. Галерея Бельведер, Вена

Эта работа относится к золотому периоду творчества Климта (как и «Поцелуй»): его полотна тогда были наиболее яркими и декоративными, например, художник использовал для украшения сусальное золото. Особенность портретов 1900-х годов в том, что лицо и руки представлены достоверно, а платье, фон и предметы обстановки превращаются скорее в элементы орнамента.

image

Густав Климт. Тихий пруд

1899 г. Музей Леопольда, Вена

Интересна композиция картины: изображение словно срезано сверху, нам почти не видны деревья, растущие на берегу пруда, и раскинувшееся над ними небо. Но зато отражение и того и другого мы видим в слегка подернутой ряской гладкой поверхности пруда. Это усиливает ощущение тишины…

image

Густав Климт. Юдифь и голова Олоферна

1901 г. Галерея Бельведер, Вена

Сюжет Священного Писания о том, как иудейка по имени Юдифь соблазнила ассирийского полководца Олоферна и отрубила ему голову, тем самым буквально обезглавив вражеское войско, художник представляет по-своему. Его Юдифь не героиня древнего сказания, а вполне современная женщина. Ее лицо выражает почти чувственное удовольствие, а движение рук, придерживающих голову Олоферна, выглядит скорее ласковым. О Древнем Востоке напоминает только пышный золотой декор.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий