Ильф и Петров биография писателей

image

Покупка нового «форда», две недели в Голливуде, сценарий «12 стульев» по заказу трехкратного обладателя «Оскара» режиссера Льюиса Майлстоуна и другие увлекательные подробности путешествия в Америку советских писателей Ильфа и Петрова.

image Купленный в кредит в Нью-Йорке «форд», на котором писатели объехали всю Америку. Фотография Ильи Ильфа. Российский государственный архив литературы и искусства

Конверт Ильи Ильфа с борта «Нормандии» на пути в Нью-Йорк. 4 октября 1935 года Из семейного архива Ильи Ильфа

Первое письмо Ильи Ильфа с борта «Нормандии» на пути в Нью-Йорк. 4 октября 1935 года Из семейного архива Ильи Ильфа

Первое письмо Ильи Ильфа с борта «Нормандии» на пути в Нью-Йорк. 4 октября 1935 года Из семейного архива Ильи Ильфа

Первое письмо Ильи Ильфа с борта «Нормандии» на пути в Нью-Йорк. 4 октября 1935 года Из семейного архива Ильи Ильфа

Илья Ильф пишет на специальной бумаге с логотипом лайнера, которая в изобилии имелась в специальной комнате для написания и отправки писем. Путешествие в каюте первого класса «Нормандии» Ильф и Петров подробно описали в книге «Одноэтажная Америка».

«Вообще удобства здесь громадные, если к вибрации относиться спо­койно. Каюта у нас громадная (так как нам везет, то в Париже, когда мы меняли шипс-карты на билеты, нам дали каюту не туристскую, а первого класса. Они это делают потому, что сезон уже кончился, чтобы первый класс не пустовал безобразно), обшитая светлым дере­вом, потолок как в метро, роскошный, стоят две широкие деревянные кровати, шкафы, кресла, свой умывальник, душ, уборная. Вообще пароход громаден и очень красив. Но в области искусства здесь явно неблагополучно. Модерн вообще штука немножко противная, а на „Нормандии“ это еще усиливается золотом и бездарностью».

Илья Ильф на палубе «Нормандии». Снимок сделал радиоконструктор Александр Шорин на фотоаппарат Ильфа Из семейного архива Ильи Ильфа

«На „Нормандии“ едет группа наших инженеров с радиоконструктором Шориным. Все легли костьми, показались сегодня на минуту и снова укрылись в свои каюты. Один я хожу, безумный адмирал, нечувстви­тель­ный к морской болезни». Из письма жене 4 октября 1935 года

Открытка из Нью-Йорка. 9 октября 1935 года Из семейного архива Ильи Ильфа

Открытка из Нью-Йорка. 9 октября 1935 года Из семейного архива Ильи Ильфа

В Нью-Йорк Ильф и Петров приехали 7 октября 1935 года и провели там почти месяц. Они повидали множество людей — от Эрнеста Хемингуэя до Давида Бурлюка, побывали на большой выставке Ван Гога, на одном из первых пред­ставлений оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс», видели боксерский поединок в Медисон-сквер-гарден и темные уголки тюрьмы Синг-Синг.

«Дорогая дочка вчера послал Вам письмо. В здании на обороте я живу. Сегодня вечером буду Вам еще писать. Поцелуйте нашу милую Сашень­ку, Ваш Иля»

Илья Ильф у окна своего номера на 27-м этаже отеля «Шелтон» в Нью-Йорке. Снимок сделал Евгений Петров Российский государственный архив литературы и искусства

«Утром, проснувшись на своем двадцать седьмом этаже и выглянув в окно, мы увидели Нью-Йорк в прозрачном утреннем тумане». «Одноэтажная Америка»

Вид из окна номера на 27-м этаже отеля «Шелтон». Фотография Ильи Ильфа Российский государственный архив литературы и искусства

«Это была, что называется, мирная деревенская картинка. Несколько белых дымков подымались в небо, а к шпилю небольшой двадцати­этажной избушки был даже прикреплен идиллический цельнометал­лический петушок. Шестидесятиэтажные небоскребы, которые вчера вечером казались такими близкими, были отделены от нас по крайней мере десятком красных железных крыш и сотней высоких труб и слу­ховых окон, среди которых висело белье и бродили обыкновенные коты». «Одноэтажная Америка»

Соломон Абрамович Трон. Фотография Ильи Ильфа Российский государственный архив литературы и искусства

Соломон Трон (1872–1969) — инженер-электрик, часто бывал в Советском Союзе, работал на Днепрострое, Челябинске и в других местах. Вместе с женой Флоренс живой, энергичный, любопытный и очень общительный Соломон Трон сопровождал писателей в их поездке по Америке.

Конверт из Дирборна. 14 ноября 1935 года Из семейного архива Ильи Ильфа

Письмо из Дирборна. 14 ноября 1935 года Из семейного архива Ильи Ильфа

Письмо из Дирборна. 14 ноября 1935 года Из семейного архива Ильи Ильфа

Главными впечатлениями Ильфа и Петрова на пути из Нью-Йорка в Голли­вуд стали заводы Генри Форда в Дирборне, Чикаго и реклама, особенно световая.

«Это был мистер Генри Форд. У него замечательные глаза, искря­щиеся, похожие, как видно, на толстовские, мужицкие. Очень по­движ­ный человек. Он тоже сел. Все время двигал ногами. То упирал их в стол, то закладывал одну за другую, то снова ставил на пол. Говорили мы, что называется, „за жизнь“. Свидание продолжалось минут 15 или 20. Конечно, такой человек, как Форд, уже не думает только о заработках. Он говорил, что служит обществу и что жизнь вещь более широкая, чем автомобиль. В письме, жалко, трудно рассказать, дочка моя. В общем, я видел замечательного человека, который в громадной степени повлиял на жизнь людей. Он сам, надо думать, не очень доволен господством машин над человеком, потому что говорил о том, что хочет делать маленькие заводы, где люди будут и работать, и в то же время заниматься сельским хозяйством».

Конверт из отеля «Стивенс». Чикаго, 16 ноября 1935 года Из семейного архива Ильи Ильфа

Письмо из отеля «Стивенс». Чикаго, 16 ноября 1935 года Из семейного архива Ильи Ильфа

В дневнике Илья Ильф жаловался, что в Чикаго невозможно снимать:

«15 ноября Брильянтовый свет машин. Набережная и трущобы. В отеле „Стивенс“ три тысячи комнат. Покровительство одиноким путе­ше­ствующим женщинам, а рядом Гери. Все у них ясно, как в медном тазу. Это хорошо бы снять, но день ужасный, темный, ничего нельзя сделать, безобразие».

Открытка из Альбукерке. 25 ноября 1935 года Из семейного архива Ильи Ильфа

Открытка из Альбукерке. 25 ноября 1935 года Из семейного архива Ильи Ильфа

«Дорогой Марусик, если индеец имеет квартиру на третьем ярусе дома, то он перелезает по этим лестницам с крыши на крышу. Собаки тоже ходят по этим лестницам. До свиданья, дочка моя. Твой Иля».

Собаки, гуляющие по крышам индейских жилищ, появились затем и в «Одно­этажной Америке»:

«Собаки бежали по своим домам, не трогая нас, расторопно подымались по лестницам и исчезали в дверях».

Открытка из Навахо-Бридж. 28 ноября 1935 года Из семейного архива Ильи Ильфа

Открытка из Навахо-Бридж. 28 ноября 1935 года Из семейного архива Ильи Ильфа

Огромное впечатление на Ильфа произвела пустыня — он много снимал в Аризоне и отправил жене несколько открыток из Гранд-Каньона.

«Дорогой Марусик, утром уехал из Грэнд-Кеньона и целый день ехал по горной пустыне. Так хорошо в этой разноцветной пустыне, как нигде. Лучшего не видел еще никогда. Твой и Сашенькин Иля».

Перед Голливудом писатели на несколько дней заехали в Сан-Франциско («город туманов, очень легких и светлых») — посмотреть на строительство моста, на ворота, погулять по городу, сходить на американский футбол и отдохнуть от бесконечной дороги.

«Милая, нежная дочка, я уже очень заскучал. Ни тебя нет очень долго, ни нашего Пига маленького. Дети мои родные, мне кажется, что я никогда больше с вами не расстанусь. Без вас мне скучно. Вот ходят по улицам индусы, японцы, голландцы, кто угодно, и Ти­хий океан тут, и весь город на падающих склонах, на обрывах, а мне уже чересчур много, мне нужно вместе с тобой посмотреть, как наша де­воч­ка спит в кровати».

Сан-Франциско. Фотография Ильи Ильфа Российский государственный архив литературы и искусства

Сан-Франциско. Фотография Ильи Ильфа Российский государственный архив литературы и искусства

Описания этих фотографий попали в книгу «Одноэтажная Америка»:

«Непонятно, как и почему мы попали в „Тропикал Свиминг Пул“, то есть зимний бассейн. Мы постояли, не снимая пальто, в огромном, довольно старом деревянном помещении, где был тяжелый оранже­рейный воздух, торчали какие-то бамбуковые жерди и висели пор­тьеры, полюбовались на молоденькую парочку в купальных костюмах, деловито игравшую в пинг-понг, и на толстяка, который барахтался в большом ящике, наполненном водой…»

Конверт из Голливуда. 15 декабря 1935 года Из семейного архива Ильи Ильфа

Письмо из Голливуда. 15 декабря 1935 года Из семейного архива Ильи Ильфа

Письмо из Голливуда. 15 декабря 1935 года Из семейного архива Ильи Ильфа

9 декабря 1935 года Ильф и Петров прибыли в Голливуд. Две жаркие недели писатели ходили по киностудиям, встречались с актерами и режиссерами и вели светскую жизнь.

Евгений Петров (слева) и режиссер Льюис Майлстоун. Фотография Ильи Ильфа Российский государственный архив литературы и искусства

В Голливуде Ильф и Петров посмотрели фильм Майлстоуна «Сенсация» («Front Page», 1931), который был трижды номинирован на «Оскар». Майлстоун предложил писателям сделать сценарий по «12 стуль­ям». За написанный в течение пяти дней текст Ильф и Петров получили аванс в 600 долларов и выкупили «форд», который должны были вернуть перед отъездом в Москву.

Открытка из Голливуда. 16 декабря 1935 года Из семейного архива Ильи Ильфа

Открытка из Голливуда. 16 декабря 1935 года Из семейного архива Ильи Ильфа

Открытка из Форт-Стоктона. 30 декабря 1935 года Из семейного архива Ильи Ильфа

Открытка из Форт-Стоктона. 30 декабря 1935 года Из семейного архива Ильи Ильфа

23 декабря 1935 года писатели выехали из Голливуда и через южные штаты отправились обратно в Нью-Йорк.

«Дорогой Марусик, сегодня мы чуть отклонились от прямого пути на Сан-Антонио и поехали смотреть Карлсбадские пещеры в штате Нью-Мексико. Ну, это чудо. Расскажу тебе в письме. Обнимаю вас обоих, дети мои. Ваш Иля».

Реклама Карлсбадских пещер. Слева — «форд» Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Фотография Ильи Ильфа Российский государственный архив литературы и искусства

Справка об уплате пошлины за транспортировку «форда» Ильи Ильфа и Евгения Петрова из Америки в Москву. 20 января 1936 года Из семейного архива Ильи Ильфа

Открытка с борта «Маджестика». 27 января 1936 года Из семейного архива Ильи Ильфа

Открытка с борта «Маджестика». 27 января 1936 года Из семейного архива Ильи Ильфа

27 января 1936 года на лайнере «Маджестик» писатели покинули Соединенные Штаты Америки.

«Дорогой Марусик, завтра я буду в Шербурге и вечером в Париже. Приеду домой числа 2-го или 3-го. Целую вас, мои дети. Ваш Иля».

Подготовила Мария Котова Источник: arzamas.

1 сентября, 2016 Опубликовано в Исторические фотографии 116 лет назад в Одессе родился Иехил-Лейб Файнзильберг, более известный как Илья Ильф. Народную любовь писатель получил благодаря соавторству с Евгением Петровым, в котором был создан знаменитый роман “12 стульев” и его продолжение – “Золотой теленок”.

“РГ” нашла несколько любопытных фактов о создании романа “12 стульев”, о его авторах и дальнейшей судьбе.

Ильф и братья Катаевы

Изначально у романа было три автора. Идея произведения родилась в голове писателя и драматурга Валентина Катаева. Именно он свел для совместной работы своего брата Евгения, взявшего псевдоним Петров, и Илью Ильфа. Сам же Катаев к моменту начала работы отправился из Москвы под Батум. По возвращению с солнечного юга он обнаружил, что его соавторы прекрасно справляются вдвоем, и со спокойной душой оставил за ними право завершить роман и остаться его единственными официальными авторами.

Дочь двух отцов

Илья Ильф и Евгений Петров были уроженцами Одессы, однако познакомились только в Москве непосредственно перед началом работы над своим первым романом. Впоследствии дуэт сработался настолько, что даже дочь Ильфа Александра, занимающаяся популяризацией наследия писателей, называла себя дочерью “Ильфа и Петрова”.

Коробка пирожных

Друзья по писательскому цеху сделали ироничный подарок Ильфу и Петрову после выхода книги. Им стала коробка с шестью пирожными “наполеон” – это был намек на произведение Конан-Дойля “Шесть Наполеонов”, сюжет и отдельные эпизоды которого имеют существенное сходство с “12 стульями”.

13 австрийских стульев

В одной из многочисленных экранизаций произведения фамилия Ильфа не попала в титры. Создан фильм был в нацистской Германии в 1938 году, действие происходило в Австрии, Воробьянинов превратился в Феликса Рабе, Остап Бендер в Алоиса Хофбауэра, а стульев стало 13. А по причине происхождения Ильи Ильфа об именах писателей создатели фильма предпочли умолчать.

Вокруг света

Первым изданием “12 стульев” занималось издательство “Земля и фабрика”, которое на заре советской эпохи издавало популярный журнал “Вокруг света”, выходивший тогда в качестве приложения к “Всемирному следопыту”. Оно же работало над ежемесячным журналом “Тридцать дней”, на страницах которого и появилась первая версия романа.

Посвящение

“Посвящается Валентину Петровичу Катаеву” – такую надпись можно увидеть на первой странице любого издания “12 стульев”. Именно обязательность такого посвящения была главным условием, которое Катаев поставил перед дуэтом писателей, передавая им права на роман.

Работа в органах

До знакомства с Ильфом и начала работы над “12 стульями” Евгений Петров намеревался работать надзирателем в Бутырской тюрьме Москвы. Однако брат настоял на выборе другой карьеры. Тем не менее, опыт службы тогда еще Евгения Катаева в уголовном розыске Одессы оставил свой отпечаток на его дальнейшем творчестве.

Ирландский Остап

Идею грандиозного шахматного конгресса, придуманную Ильфом и Петровым, на полном серьезе пытался провернуть некий безработный Дерек Леман из Ирландии. Выдав себя за “знаменитого русского гроссмейстера”, авантюрист организовал сеанс одновременной игры с 50 соперниками. Но и здесь оказалось, что “все ходы записаны”: один из соперников выяснил, что никакого “гроссмейстера Царицына” не существует, когда мастер проигрывал четырнадцатую партию.

Культура Литература Общество История РГ-Дайджест

31 августа 2016Литература, История

Покупка нового «форда», две недели в Голливуде, сценарий «12 стульев» по заказу трехкратного обладателя «Оскара» режиссера Льюиса Майлстоуна и другие увлекательные подробности путешествия в Америку советских писателей Ильфа и Петрова

Купленный в кредит в Нью-Йорке «форд», на котором писатели объехали всю Америку. Фотография Ильи ИльфаРоссийский государственный архив литературы и искусства

​19 сентября 1935 года Илья Ильф и Евгений Петров в качестве корреспондентов газеты «Правда» отправились в четырехмесячное путешествие по Америке. На купленном в Нью-Йорке «форде» писатели пересекли всю страну, побывали на заводах Генри Форда и родине Марка Твена, в индейских деревнях Санта-Фе и Таоса, осмотрели строительство плотины Гувера (тогда — Боулдер-дам), проехали Разноцветную пустыню Аризоны, посетили строительство моста Золотые ворота в Сан-Франциско, провели две недели в Голливуде и через юж­ные штаты вер­ну­лись обратно в Нью-Йорк. Ильф записывал свои впечатления в дневнике, ежедневно отправлял жене Марии подробные длинные письма, короткие открытки, телеграммы и пачки фотографий. Вернувшись в Москву, писатели издали свои путевые заметки под названием «Одноэтажная Аме­рика». Пере­веденная на английский язык, книга имела большой успех в США, а затем и в других странах.

1 / 4 Конверт Ильи Ильфа с борта «Нормандии» на пути в Нью-Йорк. 4 октября 1935 года 2 / 4 Первое письмо Ильи Ильфа с борта «Нормандии» на пути в Нью-Йорк. 4 октября 1935 года 3 / 4 Первое письмо Ильи Ильфа с борта «Нормандии» на пути в Нью-Йорк. 4 октября 1935 года 4 / 4 Первое письмо Ильи Ильфа с борта «Нормандии» на пути в Нью-Йорк. 4 октября 1935 года

В Нью-Йорк писатели плыли на французском лайнере «Нормандия». Письма Ильфа написаны на специальной бумаге с логотипом лайнера, которая в изоби­лии имелась в специальной комнате для написания и отправки писем. Путе­шествие в каюте первого класса Ильф и Петров подробно описали в книге «Одноэтажная Америка». 

«Вообще удобства здесь громадные, если к вибрации относиться спо­койно. Каюта у нас громадная (так как нам везет, то в Париже, когда мы меняли шипс-карты на билеты, нам дали каюту не туристскую, а первого класса. Они это делают потому, что сезон уже кончился, чтобы первый класс не пустовал безобразно), обшитая светлым дере­вом, потолок как в метро, роскошный, стоят две широкие деревянные кровати, шкафы, кресла, свой умывальник, душ, уборная. Вообще пароход громаден и очень красив. Но в области искусства здесь явно неблагополучно. Модерн вообще штука немножко противная, а на „Нормандии“ это еще усиливается золотом и бездарностью».

Илья Ильф на палубе «Нормандии». Снимок сделал радиоконструктор Александр Шорин на фотоаппарат Ильфа Из семейного архива Ильи Ильфа

1 / 2 Открытка из Нью-Йорка. 9 октября 1935 года 2 / 2 Открытка из Нью-Йорка. 9 октября 1935 года

В Нью-Йорк Ильф и Петров приехали 7 октября 1935 года и провели там почти месяц. Они повидали множество людей — от Эрнеста Хемингуэя до Давида Бурлюка, побывали на большой выставке Ван Гога, на одном из первых пред­ставлений оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс», видели боксерский поединок в Медисон-сквер-гарден и темные уголки тюрьмы Синг-Синг.

«Дорогая дочка  Илья Ильф обращается к своей жене Марии., вчера послал Вам письмо. В здании на обороте я живу. Сегодня вечером буду Вам еще писать. Поцелуйте нашу милую Сашень­ку  Сашенька — Александра, дочь Ильи Ильфа и Марии.

,       Ваш Иля». 

Илья Ильф у окна своего номера на 27-м этаже отеля «Шелтон» в Нью-Йорке. Снимок сделал Евгений ПетровРоссийский государственный архив литературы и искусства
Вид из окна номера на 27-м этаже отеля «Шелтон». Фотография Ильи ИльфаРоссийский государственный архив литературы и искусства
Соломон Абрамович Трон. Фотография Ильи ИльфаРоссийский государственный архив литературы и искусства

Соломон Трон (1872–1969) — инженер-электрик, часто бывал в Советском Союзе, работал на Днепрострое, Челябинске и в других местах. Вместе с женой Флоренс живой, энергичный, любопытный и очень общительный Соломон Трон сопровождал писателей в их поездке по Америке.

1 / 3 Конверт из Дирборна. 14 ноября 1935 года 2 / 3 Письмо из Дирборна. 14 ноября 1935 года 3 / 3 Письмо из Дирборна. 14 ноября 1935 года

Главными впечатлениями Ильфа и Петрова на пути из Нью-Йорка в Голли­вуд стали заводы Генри Форда в Дирборне, Чикаго и реклама, особенно световая.

«Это был мистер Генри Форд. У него замечательные глаза, искря­щиеся, похожие, как видно, на толстовские, мужицкие. Очень по­движ­ный человек. Он тоже сел. Все время двигал ногами. То упирал их в стол, то закладывал одну за другую, то снова ставил на пол. Говорили мы, что называется, „за жизнь“. Свидание продолжалось минут 15 или 20. Конечно, такой человек, как Форд, уже не думает только о заработках. Он говорил, что служит обществу и что жизнь вещь более широкая, чем автомобиль. В письме, жалко, трудно рассказать, дочка моя.  В книге «Одноэтажная Америка» встрече с Генри Фордом посвящена отдельная глава. В общем, я видел замечательного человека, который в громадной степени повлиял на жизнь людей. Он сам, надо думать, не очень доволен господством машин над человеком, потому что говорил о том, что хочет делать маленькие заводы, где люди будут и работать, и в то же время заниматься сельским хозяйством».

1 / 2 Конверт из отеля «Стивенс». Чикаго, 16 ноября 1935 года 2 / 2 Письмо из отеля «Стивенс». Чикаго, 16 ноября 1935 года

В дневнике Илья Ильф жаловался, что в Чикаго невозможно снимать:

«15 ноября       <…> Брильянтовый свет машин. Набережная и трущобы. В отеле „Стивенс“ три тысячи комнат. Покровительство одиноким путе­ше­ствующим женщинам, а рядом Гери  В 30 милях от Чикаго, в городе Гэри, находится крупный металлургический завод U.S. Steel.. Все у них ясно, как в медном тазу.      Это хорошо бы снять, но день ужасный, темный, ничего нельзя сделать, безобразие». 

1 / 2 Открытка из Альбукерке. 25 ноября 1935 года 2 / 2 Открытка из Альбукерке. 25 ноября 1935 года

Собаки, гуляющие по крышам индейских жилищ, появились затем и в «Одно­этажной Америке»:

«Собаки бежали по своим домам, не трогая нас, расторопно подымались по лестницам и исчезали в дверях».

1 / 2 Открытка из Навахо-Бридж. 28 ноября 1935 года 2 / 2 Открытка из Навахо-Бридж. 28 ноября 1935 года

Огромное впечатление на Ильфа произвела пустыня — он много снимал в Аризоне и отправил жене несколько открыток из Гранд-Каньона. 

1 / 4 Разноцветная пустыня Аризоны. Фотография Ильи Ильфа 2 / 4 Конверт из Сан-Франциско. 5 декабря 1935 года

Марка на конверте срезана для коллекции марок Евгения Петрова.

3 / 4 Письмо из Сан-Франциско. 5 декабря 1935 года 4 / 4 Письмо из Сан-Франциско. 5 декабря 1935 года

Перед Голливудом писатели на несколько дней заехали в Сан-Франциско («город туманов, очень легких и светлых») — посмотреть на строительство моста Золотые ворота, погулять по городу, сходить на американский футбол и отдохнуть от бесконечной дороги.

«Милая, нежная дочка, я уже очень заскучал. Ни тебя нет очень долго, ни нашего Пига маленького  Прозвище дочери Ильфа Александры.. Дети мои родные, мне кажется, что я никогда больше с вами не расстанусь. Без вас мне скучно.      Вот ходят по улицам индусы, японцы, голландцы, кто угодно, и Ти­хий океан тут, и весь город на падающих склонах, на обрывах, а мне уже чересчур много, мне нужно вместе с тобой посмотреть, как наша де­воч­ка спит в кровати».

1 / 2 Сан-Франциско. Фотография Ильи Ильфа 2 / 2 Сан-Франциско. Фотография Ильи Ильфа

Описания этих фотографий попали в книгу «Одноэтажная Америка»: 

«Непонятно, как и почему мы попали в „Тропикал Свиминг Пул“, то есть зимний бассейн. Мы постояли, не снимая пальто, в огромном, довольно старом деревянном помещении, где был тяжелый оранже­рейный воздух, торчали

какие-то

бамбуковые жерди и висели пор­тьеры, полюбовались на молоденькую парочку в купальных костюмах, деловито игравшую в пинг-понг, и на толстяка, который барахтался в большом ящике, наполненном водой…»

1 / 3 Конверт из Голливуда. 15 декабря 1935 года 2 / 3 Письмо из Голливуда. 15 декабря 1935 года 3 / 3 Письмо из Голливуда. 15 декабря 1935 года

9 декабря 1935 года Ильф и Петров прибыли в Голливуд. Две жаркие недели писатели ходили по киностудиям, встречались с актерами и режиссерами и вели светскую жизнь.

Евгений Петров (слева) и режиссер Льюис Майлстоун. Фотография Ильи ИльфаРоссийский государственный архив литературы и искусства

В Голливуде Ильф и Петров посмотрели фильм Майлстоуна «Сенсация» («Front Page», 1931), который был трижды номинирован на «Оскар». Майлстоун предложил писателям сделать сценарий по «12 стуль­ям». За написанный в течение пяти дней текст Ильф и Петров получили аванс в 600 долларов и выкупили «форд», который должны были вернуть перед отъездом в Москву.

1 / 4 Открытка из Голливуда. 16 декабря 1935 года 2 / 4 Открытка из Голливуда. 16 декабря 1935 года 3 / 4 Открытка из Форт-Стоктона. 30 декабря 1935 года 4 / 4 Открытка из Форт-Стоктона. 30 декабря 1935 года

23 декабря 1935 года писатели выехали из Голливуда и через южные штаты отправились обратно в Нью-Йорк.

1 / 4 Реклама Карлсбадских пещер. Слева — «форд» Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Фотография Ильи Ильфа 2 / 4 Справка об уплате пошлины за транспортировку «форда» Ильи Ильфа и Евгения Петрова из Америки в Москву. 20 января 1936 года 3 / 4 Открытка с борта «Маджестика». 27 января 1936 года 4 / 4 Открытка с борта «Маджестика». 27 января 1936 года

27 января 1936 года на лайнере «Маджестик» писатели покинули Соединенные Штаты Америки.

читайте также Лайнеры ар-деко Грустные и веселые истории о роскошных лайнерах микрорубрики Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года Клип дня «Счастливые дни» Спайка Джонза и Weezer Кинохроника дня Американские солдаты наблюдают за ядерным взрывом в 1952 году Кот дня Альберт Швейцер (и его кот) Архив Искусство

Стэнли Кубрик: как начать смотреть его фильмы

Как молодой фотограф стал знаменитым режиссером и чем отличается его почерк

Могила на Новодевичьем кладбище

Во время путешествия на автомобиле по американским штатам у Ильфа открылся давний туберкулёз, диагностированный у него в начале 1920-х, вскоре приведший к его кончине в Москве 13 апреля 1937 года.

Семья

  • Старшие братья — французский художник-кубист и фотограф Сандро Фазини, также известный как Александр Фазини (настоящее имя — Срул Арьевич Файнзильберг, позднее — Саул Арнольдович Файнзильбер; 23 декабря 1892, Киев — 1942, концлагерь Освенцим, депортирован 22 июля 1942 из Парижа с женой); советский художник-график и фотограф Михаил (Мойше-Арн) Арьевич Файнзильберг, пользовавшийся псевдонимами МАФ и Ми-фа (30 декабря 1895, Одесса — 1942, Ташкент). Младший брат — Беньямин Арьевич Файнзильберг (10 января 1905, Одесса — 1988, Москва) — инженер-топограф.
  • Жена — Мария Николаевна Тарасенко (1904—1981).
    • Дочь — Александра Ильинична Ильф (1935—2013).

«Записные книжки»

«Записные книжки» Ильф вёл с 1925 года до самой смерти. Туда включались дневники поездок по СССР и другим странам, наброски будущих очерков и фельетонов, удачные фразы. Подготовительные записи вычёркивались, если они переносились в новые сочинения. Постепенно «Записные книжки» превратились в особое художественное сочинение, напоминающее исповедь. Там есть зарисовки, напоминающие стихотворения в прозе, критические и пародийные отзывы о советской жизни. В книге есть и символическое определение СССР, для которого автор использовал заглавие книги Пришвина «В краю непуганых птиц»: «Край непуганых идиотов», а рядом слова: «Самое время пугнуть». По мнению Петрова, книга получилась «поэтичная и грустная». Издать «Записные книжки» в СССР удалось лишь со значительными сокращениями, но многие мысли быстро стали крылатыми.

Литература

  • Москва и москвичи в фотографиях Ильи Ильфа / Составление и текст А. Ильф. — М.: Ломоносовъ, 2011. — 200 с., ил., 1500 экз.,

Ильф Илья и Петров Евгений

(-)

ИЛЬФ Илья (настоящее имя – Илья Арнольдович Файзильберг) (1897 – 1937);

Петров Евгений (настоящее имя – Евгений Петрович Катаев) (1903 – 1942) – писатели-сатирики, авторы романов, рассказов, фельетонов и очерков, написанных совместно.

Ильф родился 3 октября (15 н. с.) в Одессе в семье банковского служащего. В 1913, окончив техническую школу, начал трудовую деятельность, часто меняя место работы: чертежное бюро, телефонная станция, авиационный завод. Работал статистиком, редактором юмористического журнала” Синдетикон”, в котором публиковал свои стихи под женским псевдонимом, бухгалтером. В 1923 становится профессиональным литератором. Переехав в Москву, постоянно работал в газете” Гудок”, но печатает свои очерки и фельетоны в разных изданиях. Уже в обработке рабкоровских писем сказывалась склонность Ильфа к сатире. Результатом командировки в Среднюю Азию явилась серия очерков” Москва – Азия” (1925).Я Петров родился 30 ноября (13 декабря н. с.) в Одессе в семье учителя истории. Окончив в 1920 классическую гимназию, стал работать корреспондентом Украинского телеграфного агентства, затем инспектором уголовного розыска. В 1923 переехал в Москву, где продолжил образование и занялся журналистикой. Работал в газетах и юмористических журналах, выпустил несколько книжек юмористических рассказов. Фельетоны Петрова печатались и в” Гудке”.

В 1925 происходит знакомство будущих соавторов, но только через год начинается их совместная деятельность, так как Петров должен был отслужить в армии. Первой значительной совместной работой Ильфа и Петрова был роман” Двенадцать стульев”, публиковавшийся в 1928 в журнале” 30 дней”, который сразу завоевал признание читателя, но критикой был встречен холодно. Книгу молодых писателей поддержал В. Маяковский.

В 1920-е появляется ряд фельетонов и повестей, написанных совместно, в” Правде” и” Литературной газете”.

В 1931 публикуется второй роман Ильфа и Петрова -” Золотой теленок”, тепло встреченный критикой, получивший восторженные отзывы М. Горького, А. Зощенко, А. Барбюса.

В 1935 писатели совершили путешествие в США, позже написав книгу” Одноэтажная Америка” (1936). Болезнь Ильфа (туберкулез лёгких), обострившаяся во время путешествия, окончилась его смертью, последовавшей 13 апреля 1937.

После смерти Ильфа Петров написал несколько киносценариев:” Воздушный извозчик” (1943),” Антон Иванович сердится” (1940), совместно с Г. Мунблитом -” Музыкальная история”.

С началом Отечественной войны Петров становится военным корреспондентом” Правды” и” Информбюро”, бывает на многих участках фронта. Результатом этих впечатлений стала книга” Фронтовой дневник”. 2 июля 1942 Е. Петров, возвращавшийся самолетом в Москву из осажденного Севастополя, погиб.

Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий