Как уживались в одном театре три звезды — Любовь Орлова, Вера Марецкая и Фаина Раневская

Previous Entry | Next Entry

Вера Марецкая (1906-1978)

image Верочка в юности Она добросовестно зубрила не очень понятные предметы, исправно посещала лекции. Но ей гораздо интереснее было наблюдать за манерой поведения педагогов, чем вникать в суть того, что они говорили. Марецкой нравилось додумывать чужую жизнь, сочинять биографии людей, которых она почти не знала. Выдержав в университете всего лишь год, Вера решила поступать едва ли не во все театры Москвы. Ее не приняли ни в Малый, ни в Камерный. Пойти в Художественный она не решилась сама. Успешно пройдя конкурс в Шаляпинскую студию, она, однако, не задержалась в ней и пришла поступать к Е.Б. Вахтангову, почти не надеясь на успех — претендентов было слишком много, а экзаменаторы казались очень строгими. В приемной комиссии был сам Евгений Багратионович и старшие студийцы. Сомнения комиссии окончательно развеял актер и режиссер Юрий Завадский, поручившийся за свою будущую ученицу, а позднее — верную спутницу и соратницу. «Знал я Веру Петровну в течение всей жизни в театре, с тех дней, когда еще нескладная и озорная хохотунья пришла на экзамен в Вахтанговскую школу и вызвала недоумение своим каким-то неистовым чтением стихов Верхарна и «Песни о Соколе» Горького», — рассказывал Юрий Александрович. image Вера Марецкая в немом фильме «Дом на Трубной» Юная студентка была наивна и восторженна, смешлива и задорна. Иногда за несдержанный смех ее даже удаляли с занятий. Однако в забавной, озорной девчонке уже тогда чувствовался характер прямой, жизнерадостный и энергичный. Большим горем, потрясшим всех студийцев, стала кончина Вахтангова, оставившего «в завещание» ученикам жизнеутверждающую, праздничную «Принцессу Турандот». Третья студия МХТ стала Театром имени Евг. Вахтангова, но Марецкая избрала другой путь, бросившись в неведомое и еще не очень надежное предприятие вместе с Юрием Завадским, задумавшим создать свою собственную студию. Все начиналось с нуля, создавалось своими руками, и Марецкая с азартом приняла эту непростую жизнь. Вскоре Завадский и Марецкая стали мужем и женой. Правда, соединение творческого союза с семейным они сознательно не подчеркивали и не афишировали. И свадьбы не праздновали, просто расписались в ЗАГСе по дороге в театр — ни цветов, ни шампанского, ни свадебных фотографий. А ведь Завадский в молодости был настоящим красавцем, и с Верой ни составили прекрасную пару. Марецкая в фильме «Член правительства» В последний предвоенный год, после возвращения театра Завадского в Москву, Марецкая блистательно сыграла обворожительную Мирандолину в «Трактирщице» К. Гольдони. Московская публика, соскучившаяся по любимой актрисе, встречала ее восторженными овациями.  Впрочем, театральная публика с интересом относилась и к проблемам личной жизни актрисы. Когда Марецкая в спектакле «Школа неплательщиков» выходила на авансцену и доверительно говорила: «Господа, совершенно не с кем жить!», зал разражался хохотом и овациями. Между тем, она вступила в новый брак — с актером Юрием (Георгием) Троицким, не слишком талантливым и популярным. Признавая первенство жены в вопросах творчества, он взял на себя много домашних обязанностей и уход за дочкой Машенькой, которая родилась у них с Верой перед войной… Казалось, жизнь наладилась. Но много бед было еще впереди. Когда началась война, Вера Петровна была на гастролях. Вернувшись в Москву, она узнала, что ее сестра Татьяна пропала. Обыскав больницы и морги, Марецкая рискнула запросить «органы» и узнала страшное — Таню арестовали как «социально неблагонадежный элемент». Татьяну ждали пересылочные тюрьмы, лагерь, работа на лесозаводе. «Меня спасла сестра — посылки, которые она умудрялась посылать в голодные годы, и письма, — рассказывала Татьяна Петровна. — И освободили досрочно по ходатайству сестры». Действительно, через два года Тане удалось выйти из лагеря, но вплоть до 1960-х годов ей было запрещено проживать в Москве. Марецкая в годы войны сыграла в фильме «Она защищает Родину» свою знаменитую роль партизанки Прасковьи Лукьяновой, женщины, потерявшей на войне мужа и ребенка, и вступившей в борьбу с захватчиками, горя решимостью отомстить за близких. Увы, в этой роли актриса трагически предрекла свою собственную беду. После просмотра фильма «Она защищает Родину» коллеги опускали глаза, и Вера Петровна подумала, что она плохо сыграла. На самом же деле друзья просто не решились сказать ей в день премьеры, что ее муж — Юрий Петрович Троицкий погиб на фронте. Все присутствовавшие в зале понимали, что актриса играла то, что уже произошло в ее жизни. Фильм широко шел по стране, его показывали на всех фронтах. Прасковья Лукьянова в исполнении Марецкой стала для миллионов людей народной героиней. Вероятно, во многом благодаря этому, Вере Петровне и удалось спасти сестру. Марецкой, как символу бескомпромиссной борьбы с врагом, позволялось чуть больше, чем простым смертным. Марецкая до конца осталась верной своему театру и человеку, вместе с которым создавала его. Завадский перестал быть для нее мужем, но остался другом, любимым режиссером, учителем, единомышленником. До мелкой женской мести Вера Петровна не опускалась. «Умна как бес, — говорил о ней Завадский. — Всегда знает, что делает, и почему, и зачем, и, главное, как». Его брак с Улановой распался сразу после войны; балерина, вернувшись из эвакуации в Москву и став солисткой Большого театра (до войны она танцевала в Ленинграде, в Кировском театре), ушла от Завадского к другому. Но и Вера Петровна свой первый распавшийся брак восстанавливать не стала и после гибели на фронте второго мужа повторно замуж уже не выходила. Она стала значительно меньше сниматься в кино, но была ведущей актрисой московского театра им. Моссовета, которым руководил Завадский. «Странная миссис Сэвидж» Судьба готовила для нее новые удары — ее зять, муж дочери Маши однажды решил свести счеты с жизнью и выбрал такой страшный путь как повешение. Трагедия вызвала у дочери настолько тяжелое нервное потрясение, что ее пришлось госпитализировать в специализированную клинику. Вера Петровна долго боролась со стрессом, вытягивая из болезни дочь, и упустила момент перелома в собственном здоровье. У нее стала развиваться тяжелая форма рака… Завадский, чтобы поддержать Веру Петровну, дал ей главную роль в спектакле «Странная миссис Сэвидж». Роль стала огромной творческой удачей Марецкой, но вызвала бурю ненависти со стороны другой примы, исполнявшей в театре эту же роль — Любови Орловой. Орлова устраивала скандалы, требуя снять Марецкую с роли, грозила Завадскому карами со стороны «верхов», расколола труппу на партии своих сторонников и противников… Даже когда болезнь сломила и ее, и они с Марецкой проходили курс лечения в одной и той же больнице, Орлова не смирилась и не отвечала на записки, которые Марецкая передавала в ее палату. Умерла Орлова в январе 1975 года. Марецкая нашла в себе силы пойти на панихиду и, стоя у гроба, тихо сказала: «И тут она первая»… Вера Марецкая и Элизабет Тейлор Завадский был рядом с бывшей женой в тяжелые дни болезни, с которой Марецкая боролась мужественно и стойко. «Так случилось, что состояние здоровья надолго оторвало ее от театра, лишило возможности жить с товарищами … общими интересами театра, — говорил Юрий Александрович. — Помногу раз она записывает на пленку, перечитывая, переосмысливая, стихи полюбившихся поэтов. На днях она сказала мне, что для нее «день без поэзии — это потерянное время». На пленках остались любимые стихи. В больничной палате с помощью портативного магнитофона Вера Петровна часами оттачивала каждую интонацию, а потом тайком от врачей ехала в радиостудию, выучив наизусть огромный текст. Это было совершенно не обязательно, но так она тренировала память, чтобы пусть изредка, но снова выходить на сцену. Вера Петровна, конечно, знала все о своей неизлечимой болезни. За первой операцией через несколько лет последовала вторая. Но Марецкая словно открещивалась от своего недуга. Не зря говорят, что сцена лечит. Там, в своей стихии, Вера Петровна опять была молода, красива и непредсказуема. Такой она осталась и на кинопленке, и на телеэкране — энергичной и задумчивой, веселой и мудрой, экстравагантной и обворожительной. Юрий Завадский и Вера Марецкая Завадский тоже вскоре оказался в одной больнице с Марецкой, но, в отличие от Орловой, постоянно обменивался с Верой Петровной приветами, записочками, шутливыми рисунками. Он ушел первым, скончавшись в 1977 году. А через год, в августе 1978 не стало и Веры Петровны Марецкой, актрисы, ставшей лицом своей эпохи… * В те далекие годы Барвиха была настоящей бедной деревенькой, а вовсе не элитным дачным местечком для миллионеров. Спасибо Елене Хорватовой Buy for 50 tokens Journal information Current price50 LJ Tokens Social capital Friends of Duration24 hours Minimal stake50 LJT View all available promo Первая Мировая война. Дневник Михаила Анисимова Как она начиналась… Часть1 На фото (справа) — мой дед, Анисимов Михаил Сидорович, 1882 года рождения. К моменту начала Первой Мировой войны, ему было 32 года. Жил он с женой и дочерью в Пермском крае. С первого дня военных событий в России, вел дневник, в котором отражал события тех…

Profile

Людмила

Latest Month

June 2021
S M T W T F S
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

View All Archives

Tags

View my Tags page

Page Summary

  • : (no subject) [+1]
  • : (no subject) [+1]
  • : Спокойной ночи и хорошего завтра! [+0]
  • : Спокойной ночи и хорошего завтра! [+0]
  • : (no subject) [+1]
  • : Спокойной ночи и хорошего завтра! [+0]
  • : Рекомендую почитать! [+0]
  • : Рекомендую почитать! [+0]

Дизайн журнала: — от

Categories

View my Categories page Powered by LiveJournal.com Автор: upload.wikimedia.org url: www» > Добавить Фото!

  • Автор: f13.ifotki.info url: www» >
Дата рождения:
00.00.1906
Дата смерти:
00.00.1978
Имя при рождении:
Вера Петровна Марецкая
Категории:
Актер, Народный артист СССР
Кладбище:
Указать кладбище

Вера Петровна Марецкая (1906—1978) — советская российская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1949). Герой Социалистического Труда (1976). Лауреат четырёх Сталинских премий (1942, 1946, 1949, 1951).

Биография

Родилась Вера Марецкая 18 (31) июля 1906 года в деревне Барвиха (ныне —Одинцовский район, Московская область).

Ни мать, ни отец будущей актрисы никакого отношения к миру искусства не имели и настояли, чтобы их дочь, окончив школу, поступила на философский факультет Московского университета. Но Вера уже определила свой путь в жизни и, в тайне от родителей, подала документы в театральную студию. И не в одну, а сразу в три. Приняли её в две из трех, выбрала Вера Марецкая школу-студию при театре имени Вахтангова, которую и окончила в 1924 году.

В 1924—1940 годах — актриса Театра-студии (затем — Театра) под руководством Юрия Завадского в Москве и Ростове-на-Дону в Театре драмы им. М. Горького (1936—1940). С 1940 года — ведущая актриса МАДТ имени Моссовета.

Будучи молодой девушкой, она так умела перевоплощаться на сцене, что ей давали возрастные хара́ктерные роли, с которыми она отлично справлялась. Никто из зрителей даже не мог подумать, что смешную старуху играет молодая девушка.

Марецкую любили в театре, любили зрители и коллеги, но настоящая слава к актрисе пришла только после съёмок в кино. Первой ролью в кинематографе для Марецкой была роль в фильме Я. А. Протазанова «Его призыв». Артистке было 19 лет. В этом же году Протазанов вновь пригласил Марецкую сняться в фильме-комедии «Закройщик из Торжка», где артистка сыграла простую девушку Катю, так полюбившуюся зрителям.

После такого удачного начала, Марецкой стали поступать самые различные предложения. Последовали съёмки в фильмах.

Интересные факты биографии

Марецкая дружила с Верой Балюной и отпускное время часто проводила в Риге и на Рижсклм взморье.

Марецкая также дружила с Екатериной Фурцевой, и даже была ее неофоциальным стилистом, а также они жили по соседству. Свою дружбу они не афишировали. Для Фурцевой героиня Марецкой из фильма «Член правительства» был кумиром, идеалом, к которому надо стремится.

Творчество

Театральные работы

  • 1940 — «Трактирщица» К. Гольдони — Мирандолина
  • 1942 — «Надежда Дурова» А. С. Кочеткова и К. А. Липскерова — Н. А. Дурова
  • 1950 — «Рассвет над Москвой» А. А. Сурова — Капитолина Андреевна Солнцева
  • 1975 — «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика — миссис Сэвидж

Фильмография

  1. 1925 — Закройщик из Торжка — Катя
  2. 1927 — Его призыв — Варя
  3. 1927 — Земля в плену — Проститутка
  4. 1928 — Дом на Трубной («Параша») — домработница Параша
  5. 1929 — Два-Бульди-Два — Секретарь ревкома
  6. 1929 — Живой труп («Законный брак») — проститутка
  7. 1935 — Любовь и ненависть — шахтерка Вера
  8. 1936 — Зори Парижа — матушка Пишо
  9. 1936 — Поколение победителей — Варвара Постникова
  10. 1939 — Член правительства — Александра Соколова
  11. 1941 — Дело Артамоновых — Наталья Артамонова
  12. 1942 — Котовский — доктор Ольга
  13. 1943 — Она защищает Родину — Прасковья Ивановна Лукьянова
  14. 1944 — Свадьба — Анна Мартыновна Змеюкина
  15. 1947 — Сельская учительница («Воспитание чувств») — Варвара Васильевна Мартынова
  16. 1949 — У них есть Родина — мать Саши
  17. 1955 — Мать — Пелагея Ниловна Власова
  18. 1956 — Полюшко-поле — Елизавета Ураганова
  19. 1962 — Среди добрых людей — Михайлина Ивановна Ясинь
  20. 1964 — Лёгкая жизнь — Василиса Сергеевна
  21. 1969 — Ночной звонок — Варвара Антоновна

Москва, Глинищевский переулок, 5/7. В этом доме Вера Петровна жила в 1968-1978

Семья. Личная жизнь

При всей видимости благополучия жизнь у Веры Петровны Марецкой была очень непростая. Её братья Дмитрий и Григорий (советские журналисты) были расстреляны в 30-е годы как последователи Бухарина, сестра Татьяна исключена из партии и несколько лет провела в тюрьме, затем получив поражение в правах (запрет на проживание в Москве).

Будучи совсем юной девушкой, в 1924 году Марецкая вышла замуж за Ю. А. Завадского, родила сына, но потом муж ушёл к Галине Улановой, оставив Марецкую с сыном на руках. В 1940 годуактриса вышла замуж за малоизвестного актёра Георгия Троицкого (погиб в 1943 на Великой Отечественной войне) и родила дочь Машу, которая в дальнейшем вышла замуж за молодого учёного. Но что-то в их жизни пошло не так, и через несколько лет молодой человек покончил жизнь самоубийством. Дочь Марецкой была потрясена этим горем и попала в неврологическую клинику.

Вера Марецкая, для того чтобы отвлечься и не обращать внимания на постоянные головные боли, работает с утра до ночи. Но болезнь даёт о себе знать и, после обследования, ей ставится диагноз «опухоль головного мозга».

Последней ролью актрисы была роль в спектакле «Странная миссис Сэвидж». Потом последовала вторая операция, после которой Марецкая ненадолго вернулась на сцену, но работать в полную силу уже не могла.

17 августа 1978 года Вера Петровна Марецкая умерла. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Звания и награды

  • Сталинская премия второй степени (1942) — за исполнение заглавной роли в спектакле «Надежда Дурова» А. С. Кочетковаи К. А. Липскерова.
  • Сталинская премия второй степени (1946) — за исполнение роли Прасковьи Ивановны Лукьяновой в фильме «Она защищает Родину» (1943).
  • Сталинская премия первой степени (1948) — за роль Варвары Васильевны Мартыновой в фильме «Сельская учительница»(1947).
  • Сталинская премия второй степени (1951) — за исполнение роли Капитолины Андреевны Солнцевой в спектакле «Рассвет над Москвой» А. А. Сурова.
  • орден «Знак Почета» (1940).
  • три ордена Трудового Красного Знамени (1944, 1947, 1960).
  • два ордена Ленина (1967, 1976).
  • медали
  • заслуженная артистка РСФСР (1935).
  • народная артистка РСФСР (1943).
  • народная артистка СССР (1949)
  • Герой Социалистического Труда (1976)

Источник: wikipedia.org

Нет привязок к месту

Связи

Имя Родство Дата рождения Дата смерти Описание
1 Юрий Завадский Муж, Коллега 12.07.1894 05.04.1977

25.03.1974 | Выходит фильм «Калина красная»

+ Подробнее X

17 августа 1978 года, 30 лет назад, в Москве скончалась актриса, которая, одна из немногих, была Героем Социалистического труда. Она осталась в памяти советских зрителей как «сельская учительница» — именно эта роль принесла Вере Петровне Марецкой всенародную славу. Но при этом актриса не задирала нос, всегда старалась держаться со всеми на равных, словом, называлась великой не только по игре.

…Вера родилась 31 июля 1906 года в деревне Барвиха под Москвой в семье предприимчивого, но небогатого коренного москвича Петра Марецкого. Ближе всех девочке была родная сестра Таня, но и родителей она очень любила. Отец, специалист, как бы сейчас сказали, по торговой части, заведовал буфетом во Введенском народном доме, но ему очень не нравился вид постоянно подвыпивших мужиков, а потому он перебрался в цирк Никитиных, где стал заведовать фруктовым буфетом. Само собой, одними из самых частых посетительниц цирка были Верочка и Танечка, вот только разрешали им посмотреть представление, если они вели себя хорошо. Для них самым страшным наказанием был запрет на посещение цирка…

Сократ и Аристотель прошли мимо…

Возможно, именно тогда Верочка и почувствовала горячую потребность постоянно находиться на публике, вызывать у людей восторг, радость, эмоциональный всплеск. Но когда она окончила школу, почему-то решила поступать в МГУ на философское отделение. Ее завораживало само слово: фи-ло-со-фия!

На деле же оказалось, что все эти рассуждения древних греков, римлян, средневековых французов, итальянцев, англичан — совершенно не укладываются в Вериной светлой голове. Она не могла понять, какое отношение эти мудрствования могут иметь к современной жизни. Ну какая, собственно, разница, как характеризовали свою эпоху Софокл и Платон, Плиний-старший и Аристотель. С ужасом Марецкая осознавала, что все, о чем вещает на лекции седой профессор, ей в одно ухо влетает, а в другое вылетает…

И она бросила МГУ, отправившись к знаменитому Вахтангову в его студию. Но и здесь ее не хотели брать, рассеянность, постоянные опоздания, легкомысленность и ненадежность — вот те четыре качества, которые могли завершить карьеру Веры Петровны практически сразу.

А Завадский не смог…

Но на симпатичную Верочку «положил глаз» известный тогда режиссер Юрий Александрович Завадский. Он был старше Марецкой на целых 12 лет и 20-летней Верочке казался почти что старым человеком. Но Завадский обладал необузданной энергией, он, как динамо-машина, мог завести весь коллектив. Он и стал практически главным учителем Марецкой, заставляя ее работать не то, что до седьмого пота — до полного изнеможения…

Впрочем, симпатичная девочка привлекла внимание режиссера не только красотой. Она свободно изъяснялась по-немецки и по-французски, была остроумна, при случае умела «ввернуть» интересную фразу (не прошли даром лекции по философии) и уже вскоре Юрий Александрович говорил своим коллегам о Марецкой: «Умна, как бес. Всегда знает, что делает и почему, и зачем, и главное как». Мог ли он устоять перед такой женщиной?

Они поженились, она родила ему сына. Но семейная жизнь не сложилась: Вера Петровна все время рвалась из дома в театр, не сумев создать уютное гнездышко. Позже Завадский столько раз предлагал Вере Петровне руку и сердце, умоляя восстановить этот союз. Но она была непреклонна: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Однако их теплые, дружеские отношения продолжались вплоть до смерти Юрия Александровича, а случилось это в далеком от середины 20-х годов 1977 году.

Марецкая дала ему значительно больше: каким бы талантливым и гениальным ни был режиссер, без вдохновенной, взрывной, завораживающей игры актеров он так и не сумеет реализоваться. А Вера Петровна умела на сцене все. Рассказывают, что когда она, играя роль проститутки Бетти Дорланж в «Школе неплательщиков» Вернейля, подходила к авансцене и произносила в зал: «Господа, совершенно не с кем жить», — зрители просто сгибались от смеха.

Именно тогда, в 20-е годы, сложился творческий дуэт Вера Марецкая — Ростислав Плятт. Их связывала не только сцена, но, как шептались в театре, еще и ложе. Но Плятт был женат на женщине старше его, актрисе театра, которая всегда ему грозилась: «Уйдёшь к Верке, я повешусь. Так и знай!». Он имел основания полагать, что это не пустые угрозы. Мучился сам и страшно мучил Веру. В конце концов, она вышла замуж за другого актера театра Завадского — Георгия Троицкого. Перед самой войной родила ему дочь Машу. Но в 1941 году Георгий ушел добровольцем на фронт и в 1943 году погиб где-то под Орлом.

Столичная штучка превратилась в батрачку

Я чуть-чуть забежал вперед. Перед войной у Марецкой была еще звездная роль в фильме «Член правительства», где она просто блестяще сыграла свою героиню Александру Соколову. Фильм Александра Зархи и Иосифа Хейфица на первый взгляд можно было считать пропагандистским, если бы не искренность и талант 33-летней Веры Марецкой. По фильму бывшая батрачка Александра Соколова заслуживает доверие односельчан, ее избирают председателем колхоза, а потом и депутатом Верховного Совета. Но мужа напрягает эта карьера жены, он уходит.

Как тонкой и столичной «штучке» Вере Марецкой удалось сыграть роль обыкновенной сельской труженицы Саши Соколовой — особый разговор. Актриса готовилась серьезно: она поселилась в крестьянской избе, городского платья не носила и после съемок ходила в одежде с плеча одной колхозницы. Более того, однажды Хейфиц застал ее на берегу Волги за стиркой белья, она лихо била вальком, стоя по колено в воде. Ей дали коня (так требовалось по фильму), и она скакала на нем, сидя на ватнике, заменившем седло. За время работы над фильмом лицо ее обветрилось и загорело, руки стали натруженными. Роль удалась!

Сегодня другие актрисы. Они старательно замазывают тональным каждый вскочивший прыщик, тщательно следят за тем, чтобы на коже рук, не говоря уже о лице, не появилось не морщинки. Впрочем, справедливости ради, я и не вижу, кого из них можно поставить на один уровень с Марецкой…

В годы войны Вера Петровна снялась в фильме «Она защищает Родину», я о нем рассказывал выше. Фильм буквально рвали на части на всех фронтах, он поднимал бойцов и командиров не хуже, чем боевой клич «Ура!». За роль Прасковьи Лукьяновой Марецкая получила вторую Сталинскую премию в 1946 году (первая была в 1942 году за театральную работу). А третьей государственной премией она награждена за роль Варвары Мартыновой в фильме «Сельская учительница», который вышел на экраны в 1947 году. Рассказывают, что после фильма выпускницы педагогических институтов уезжали на село куда более охотно…

Артистический треугольник

А вот с личной жизнью у Веры Петровны все так и не сложилось. Да, у нее имелось много поклонников, чуть меньше друзей, близкие люди (с дочерью и зятем они жили вместе), но у нее было чуть ли не болезненное ощущение того, что вся она принадлежит народу, что должна служить именно ему. Во время гастролей на юге, когда коллеги по театру загорали на солнышке, Марецкая также выходила на пляж и прямо в платье размещалась на лежаке. Когда у нее спросили, почему она загорает таким странным образом, актриса ответила: «Моя красота и тело принадлежат зрителям. Какой же смысл наводить красоту там, где они этого не увидят?»

После странной смерти зятя-ученого (он ушел из жизни добровольно), дочь Марецкой попала в клинику с тяжелым нервным расстройством. От всех этих переживаний и сама Вера Петровна почувствовала сильнейшие головные боли. Она старалась заглушить боль работой, но потом Завадскому и Плятту удалось совместными усилиями заставить Марецкую обратиться к врачу. Оказалось, что у великой актрисы рак мозга…

А далее были операции, бесплодные попытки Завадского спасти ее методом «театротерапии». Он ввел ее в спектакль «Странная миссис Сэвидж». Главную роль в нем сначала исполняла Фаина Раневская. К тому времени великую актрису тоже стало подводить здоровье, и Раневская отказалась от роли в пользу Любови Орловой. И практически тут же Завадский доверил роль тетушки Сэвидж Марецкой. Отношения между этой троицей великих актрис зашли в тупик…

Статья опубликована в выпуске 17.08.2008 Обновлено 22.07.2020

Биография великой советской актрисы тесно связана с Ростовом-на-Дону.

Вера Петровна Марецкая. Её имя для старшего поколения было культовым. Благодаря замечательным киноработам в фильмах «Член правительства», «Сельская учительница», «Она защищает Родину» стало незабвенным. Популярность актрисы не знала границ: народная артистка СССР, лауреат Государственных премий, Герой Социалистического труда. След от творчества остался в душе каждого, кто ее видел на киноэкране и сцене.
 
Ростовским почитателям повезло особо. Актриса работала в Ростовском драматическом театре четыре предвоенных сезона, которые публика, по сию пору, называет «золотым веком». Сама же Марецкая уверяла, что «Ростов — это моя театральная молодость, мои любимые роли в спектаклях «Трактирщица», «Укрощение строптивой», «Любовь Яровая» и других. Мы работали с большим вдохновением. И хотя в новом театре были свои проблемы, например скверная акустика, но все эти недостатки компенсировал теплый прием зрителей и местных актеров… И, наконец, в Ростове я родила дочку!».
 
Вообще, у Марецкой было трое детей. Первенец — сын Женя, рожден от замужества с Ю.А. Завадским. «Молодые» по дороге в театр зашли в загс и тихо (без цветов и шампанского) зарегистрировались. Церемония длилась несколько минут, но зато появилась запись: «Завадская Вера Петровна». Это была их тайна: о том, что актриса поменяла фамилию даже в театре никто не знал. Для миллионов поклонников она навсегда осталась Марецкой.
 
Через пять лет супруги разошлись. Сыну исполнилось четыре года, когда Завадский влюбился в молодую актрису, собрал чемодан и ушел. Все ждали ответного шага. Марецкую звали во многие столичные театры. Но ей, кажется, и в голову не пришло уйти из театра-студии, хозяином и властителем коим являлся бывший муж. В сущности, он так и остался единственным, «главным» мужчиной ее жизни. Но после их развода, когда Марецкая выходила на сцену в спектакле Л. Вернейля и Ж. Берра «Школа неплательщиков» в роли Бетти Дорланж и произносила: «Господа, совершенно не с кем жить» — зал взрывался хохотом.
 
Несмотря на семейный разлад, оба сохранили творческую верность друг другу. Называли друг друга ласково: она его Ю-А, он ее Ве-Пе. А их сын Евгений Юрьевич продолжил дело отца — работал в театре Моссовета режиссером.
 
В Ростове Марецкая вышла замуж второй раз за своего коллегу. Ее избранником стал актер театра Юрий Троицкий (он погиб на войне). У них родилась дочь Мария. Она киновед, проживает в Эстонии.
 
Третьим ребенком Веры Петровны стал ее племянник Шурик, которого она усыновила. Мало кто знает, что у Марецкой арестовали и расстреляли двух братьев — Митю и Гришу. Первый работал в «Правде», второй — в «Комсомолке». Никакие ходатайства сверхзнаменитой актрисы не помогли. Единственное, что ей позволили — не передать племянника в детский дом, а забрать себе. Не удалось Марецкой вытащить из тюрьмы и младшую сестру. Танечка вышла на свободу только через два года.
 
Много позже её коллега, выдающаяся актриса Фаина Раневская напишет в своей книге воспоминаний: «У Марецкой был свой сложный сюжет, происходивший в совершенно ином измерении ее жизни. В первом — дневном, парадном, освещенном софитами  происходили кремлевские банкеты и награждения-после участия в культовой картине «Член правительства». В другом — сумеречном, Марецкая, как и миллионы других своих современниц, отправляла посылки на Север»…
Не стоит думать, что признание и невзгоды повлияли на характер Веры Петровны. Для своих коллег и друзей она оставалась веселой и жизнерадостной женщиной, какой они ее знали.
 
Марецкая обожала слушать неприличные анекдоты, а иной раз и сама с большой охотой их рассказывала. Не чуралась она и амурных приключений. Известно, что ее связывали многолетние отношения с Ростиславом Пляттом. Но её коллега был женат, и супруга регулярно грозила ему: «Уйдешь к Верке, я повешусь. Так и знай!» И Ростислав Янович не смог уйти, видимо, чувствовал, что это не пустая угроза. Так что, роман их был потаенным. Они его не афишировали, но тщательно скрывали.
 
В наш город Марецкая приехала в 1936 году с частью московской труппы, которую командировали в Ростов для освоения нового уникального здания театра имени М. Горького. И считалась уже популярной киноактрисой, так как за её плечами было участие в восьми художественных кинофильмах. Названия их, сегодня помнят только историки кино, но в 20-30-х они были широко известны.
 
Ростов сыграл большую роль в судьбе замечательной актрисы. Отсюда ездила на съемки кинофильма «Член правительства», сделавшего её популярной на всю страну. Здесь
Вера Петровна попробовала себя как режиссер. Об этом факте, вообще, мало кто знает.
Сначала, в 1936 году, помогла Завадскому на ростовской сцене воссоздать спектакль театра-студии «Волки и овцы» А.Н. Островского и сыграла в нём одну из главных ролей.
 
Вторично заняться режиссурой в 1939 году её заставили обстоятельства. Марецкая сорвала голос и охрипла (последствия работы на огромной сцене). Сделала на связках три операции. Сидеть без дела не могла, ну и стала сопостановщиком у режиссера театра М. Чистякова. Худруком постановки был Ю.А. Завадский. И появился спектакль «Павел Греков» Б. Войтехова и Л. Ленча.
 
Актриса обладала отменным чувством юмора и её называли «маршалом в профессии и генералом по розыгрышам». Как-то у Веры Петровны спросили: «Где ты сейчас?» (Имея в виду, работаешь). Актриса ответила: «На члене!» (имея в виду съемки кинофильма «Член правительства»).
 
В былые времена неотъемлемой частью, театральной жизни была политучеба. Обкомы, горкомы, райкомы твердо полагали, что без знаний ленинских работ невозможно ни Гамлета не сыграть, ни Джульетту. Так что, раз в неделю проводились занятия, а в конце года — строгий экзамен. Народных артистов экзаменовали отдельно от прочих. И вот, однажды, на такой экзамен впархивает Марецкая. Ей достается вопрос: «Антиреволюционная сущность троцкизма». Актриса начинает: «Троцкизм это…». И в ужасе заламывает руки: «Ах, это кошмар какой-то, это ужас какой-то, этот троцкизм! Это так страшно! Не заставляйте меня об этом говорить, я не хочу, не хочу!» Не дожидаясь истерики, её отпускают с миром. До следующего года.
 
В 1939 году «московский десант», так называли часть труппы, приехавшей из столицы, покинула ростовский драматический театр. Марецкая же уехала последней, летом 1940 года. И город на Дону не забывала. Использовала любую возможность посетить его и поработать с ростовскими коллегами. В 1946 году с труппой театра имени М. Горького сыграла Мирандолину в спектакле «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони. В 1957 году вместе с Р. Пляттом сыграли два спектакля «Катрин Лефевр» В. Сарду и Э. Моро. В 1974 и 1975 годах с театром Моссовета Марецкая побывала в Ростове на гастролях.
 
Актриса часто повторяла: «Театр мой дом. Мой банк. Вся моя жизнь». И это был не пафос, а констатация. Потому что театр и на самом деле, в самом прямом смысле был ее домом до самой кончины.
 
Наталия ПЕРМИНОВА. 

Авторизация

или войдите через одну из социальных сетей:

image Яндекс image ВКонтакте image Facebook Зарегистрироваться image image Странная миссис Сэвидж (1975г., тв-версия спектакля, реж. Леонид Варпаховский) главный герой / миссис Сэвидж Золото, золото — сердце народное! (1972г., тв-версия спектакля, реж. Евгений Завадский) Ночной звонок (1969г., телевизионный, реж. Валериан Квачадзе) / Варвара image Легкая жизнь (1964г., реж. Вениамин Дорман) / Василиса Муромцева Среди добрых людей (1962г., реж. Евгений Брюнчугин, Анатолий Буковский) / Михайлина Полюшко-поле (1956г., реж. Вера Строева) главная роль / Лизавета Ураганова / председатель колхоза Мать (1955г., реж. Марк Донской) / Ниловна У них есть Родина (1949г., реж. Александр Файнциммер, Владимир Легошин) / мать Саши image Сельская учительница (1947г., реж. Марк Донской) главная роль / Варвара Васильевна Мартынова image Свадьба (1944г., реж. Исидор Анненский) / Змеюкина / акушерка Она защищает Родину (1943г., реж. Фридрих Эрмлер) главная роль / Прасковья Лукьянова Котовский (1942г., реж. Александр Файнциммер) / Ольга Дело Артамоновых (1941г., реж. Григорий Рошаль) / Наталья Член правительства (1939г., реж. Александр Зархи, Иосиф Хейфиц) главная роль / Александра Соколова Поколение победителей (1936г., реж. Вера Строева) / Варька Зори Парижа (1936г., реж. Григорий Рошаль) / матушка Пишо Любовь и ненависть (1935г., реж. Альберт Гендельштейн) / Вера Четыре визита Самуэля Вульфа (1934г., реж. Александр Столпер) / Ольга Два-бульди-два (1929г., реж. Лев Кулешов, Нина Агаджанова) / секретарь ревкома Сто двадцать тысяч в год (1929г., реж. Гирш Черняк) / Доленко Живой труп (1929г., реж. Федор Оцеп) / дамочка Дом на Трубной (1928г., реж. Борис Барнет) / Параша Земля в плену (1927г., реж. Федор Оцеп) / проститутка Закройщик из Торжка (1925г., реж. Яков Протазанов) / Катя Его призыв (23 января) (1925г., реж. Яков Протазанов) / Варя

  • 1962 Бунт женщин (Театр им. Моссовета)
  • 1976г. — Герой социалистического труда.
  • Кинофестиваль 6 июля 2006 г.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий