Какой знаменитый художник рисовал портреты Екатерины II и других русских царей?

Цитата сообщения Булгакова_Татьяна

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

РУССКАЯ ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ

Русский художник Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822)

Часть 1

image

Портрет Агафьи Дмитриевны (Агаши) Левицкой, дочери художника

image

Портрет неизвестного из семьи Салтыковых

Портрет Марии Алексеевны Дьяковой

Портрет неизвестного

Портрет Анны Давиа Бернуцци

Портрет Александра Васильевича Храповицкого

Портрет Анны Степановны Протасовой, бывшей камер-фрейлины Екатерины II

Портрет Николая Александровича Львова

Портрет Марии Алексеевны Львовой

Портрет графа Артемия Ивановича Воронцова

Портрет графини Прасковьи Федоровны Воронцовой, рожденной Квашниной-Самариной, жены графа А.И. Воронцова

Портрет баснописца Ивана Ивановича Дмитриева

Портрет Е.А. Воронцовой

Портрет вице-канцлера князя Александра Михайловича Голицына

Портрет княжны Прасковьи Николаевны Репниной, впоследствии жены князя

Ф.Н. Голицына

Портрет архитектора Александра Филипповича Кокоринова

Портрет неизвестной с розой

Портрет неизвестного в артиллерийском костюме

Портрет Губаревой

Портрет Кречетникова

Портрет Т.В. Рознатовской

Портрет Александра Васильевича Суворова

Портрет Екатерины Андреевны Бакуниной

Портрет Александра Андреевича Безбородко

Портрет неизвестной в голубом

Портрет Ивана Логгиновича Голенищева-Кутузова

Портрет Екатерины Романовны Дашковой

Портрет генерал-аншефа Я.А. Брюса

Портрет И.А. Васильевой

Портрет священника (Г.К. Левицкого)      Левицкий Дмитрий Григорьевич (около 1735—1822), художник.

Родился в Киеве в семье священника. Отец, известный гравёр, выполнял заказы для типографии Киево-Печерской лавры. Вероятно, первые художественные навыки Левицкий приобрёл под руководством отца.

В 1758 г. он уехал из Киева, учился и работал в Москве и Петербурге. В 1762 г. в качестве помощника А. П. Антропова выполнял заказы Императорского двора. С 1762 г. выступал уже как самостоятельный мастер-живописец. К этому периоду относятся несколько заказных работ, выполненных Левицким для вновь построенных московских церквей. Ни одно из этих произведений не дошло до нашего времени.

В 1769 г. написан портрет архитектора и директора Академии художеств А. Ф. Кокоринова, за который автор был удостоен звания академика. Затем художник исполняет портреты Н. А. Сеземова (1770 г.), Г. И. Козлова, (1796 г.) графа А. Н. Строганова (80-е гг.) и др. К высшим достижениям живописи XVIII в. принадлежит серия из семи портретов «Смолянки» (изображения воспитанниц Смольного института, 1772—1776 гг.).

Одновременно с первыми портретами смолянок Левицкий пишет портреты П. А. Демидова (1773 г.) и Д. Дидро (1773—1774 гг.). К этому же времени относится и самый ранний из трёх портретов Н. А. Львова (наиболее известный написан в 1789 г.).

Своеобразны и значительны женские портреты Левицкого. Среди них два портрета М. А. Львовой, урождённой Давыдовой (1778 и 1781 гг.), портреты княжны П. Н. Репниной (1781 г.), Урсулы Мнишек, Анны Давиа-Бернуцци (оба 1782 г.) и др. Тогда же созданы портреты М. Ф. Полторацкого (1780 г.), А. В. Храповицкого (1781 г.), А. Д. Ланского (1782 г.) и др.

В 1783 г. по заказу канцлера А. А. Безбородко художник исполнил большой парадный портрет императрицы Екатерины II. В конце 80-х гг. и позднее Левицкий пишет портреты А. И. Воронцова, П. Ф. Воронцовой и их дочерей, а также портреты великих княжон — дочерей Павла I (тогда наследника престола).

Портреты девочек Воронцовых принадлежат к лучшему, что было сделано Левицким в последний период творчества. К 90-м гг. относятся портрет мужа и жены Митрофановых и портрет Н. И. Новикова (известен лишь по копиям, оригинал не сохранился).

К началу XIX в. болезнь глаз вынудила Левицкого оставить занятия живописью.

Умер 16 апреля 1822 г. в Петербурге.   http://citaty.su/kratkaya-biografiya-levickogo

Найдено 5 определений Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

—> Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822) – выдающийся русский живописец. В ранних работах заметно влияние барокко, с 1780-х гг. классицизма. Портреты Екатерины II («Екатерина II – законодательница»), П.А. Демидова, Д. Дидро, М.А. Дьяковой, Н.И. Новикова, воспитанниц Смольного института.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

—> ЛЕВИЦКИЙ Дмитрий Григорьевич (1735—1822) — живописец-портретист, способствовал утверждению портрета как полноправного жанра изобразительного искусства. Торжественность его портретов сочетается с жизненностью образов, красочным богатством (серия портретов воспитанниц Смольного института, портреты М. А. Дьякова, Екатерины-законодательницы). В поздний период находился под влиянием классицизма.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

—> Левицкий Дмитрий Григорьевич

Левицкий, Дмитрий Григорьевич — выдающийся русский портретист, академик (1735 — 1822). Учился в Академии Художеств. С 1779 г. преподавал в портретном классе Академии Художеств и оказал влияние на развитие П.И. Соколова , В. Боровиковского и Г. Угрюмова . Его талант высоко ценили современники; он пользовался уважением Екатерины II , Павла I , Александра I и постоянно был завален заказами. Временем наибольшей его славы была Екатерининская эпоха, дух которой как нельзя лучше выражали его красивые, нередко парадные и всегда схожие портреты. Кисть Левицкого необыкновенно сочна, нежна и тщательна, колотит жив и приятен, постановка фигур и подбор аксессуаров живописны; особенно искусно воспроизводил он кружева, шелк, бархат и другие ткани. Из его произведений, рассеянных по императорским дворцам, музеям и аристократическим домам, более других известны: портрет Екатерины II, во весь рост, в виде законодательницы, приносящей свой покой в жертву для общего покоя, шесть портретов воспитанниц 1-го выпуска Смольного института (в большом петергофском дворце), портреты Александра I в детстве, играющего с великим князем Константином Павловичем (в гатчинском дворце), великой княжны Александры Павловны (в Романовской галерее Зимнего дворца), отца художника (в московском публичном музее), купца Сезамова (там же), архитектора А.Ф. Кокоринова (в музее Академии Художеств), графа П.А. Зубова (там же). В музее Александра III : «»Женский портрет»», портреты Екатерины II (в трех экземплярах), Н.И. Новикова , графа Санти , Монахтиной, графини А.С. Протасовой, М.О. Полторацкого. В Третьяковской галерее портреты: И.И. Дмитриева , Г.Р. Державина , А.Н. Оленина (?), князя А.М. Голицына , М.Н. Кречетникова , Анны Давиа, Бакунина , Бакуниной. — См. С.П. Дягилев «»Русская живопись в XVIII веке»» (т. I, Левицкий, СПб., 1903).

Источник: Биографический словарь. 2008

—>ЛЕВИЦКИЙ Дмитрий Григорьевич (наст. фамилия — Носов)

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

—>Левицкий, Дмитрий Григорьевич

— советник Академии Художеств, знаменитый портретист; род. в 1735 или 1737 г., вероятно, в Киеве, ум. в 1822 г., неизвестно — в Петербурге или в Киеве; неизвестно и место его погребения. Сын священника-гравера Григ. Кирил. Левицкого, по прежней фамилии Носа. Сведений, где учился Левицкий, нет; можно только предполагать, что он посещал по крайней мере первые классы в Киевской духовной академии: отец его пользовался, как гравер, вниманием высшего духовного начальства в Киеве, был заведующим лаврской топографиею; за ним долго числился приход, так сказать, родовой в фамилии Носов. Первоначальные наставления в искусстве Д. Левицкий получил, конечно, от отца, а затем занимался у Алексея Антропова, который в 1753—1756 гг. жил в Киеве и расписывал Андреевский собор. В 1761 г., или несколько ранее, Левицкий прибыл в Петербург; здесь, не поступая в число учеников академии, он посещал классы профессоров Лагрене и Валерьяни; наибольшее значение для Левицкого имел последний, знаток перспективы и весьма дельный преподаватель. Его влияние, вероятно, отразилось до известной степени в присущем всем работам Левицкого уменье выбрать пункт для натуры и в верном расчете места, занимаемого фигурою в пространстве. Но всего более успехами своими Левицкий был обязан, конечно, своим высоким художественным дарованиям и неутомимому своему трудолюбию. Не зная подробностей о первых годах пребывания Левицкого в Петербурге, не имея и работ его, исполненных ранее 1769 г., можно однако с уверенностью утверждать, что Левицкий много и упорно работал; только этим и можно объяснить ту зрелость таланта и то совершенство техники, какие обнаружил он в наиболее ранних своих произведениях, каковы: портрет Кокоринова, два портрета Г. Н. Теплова и портрет А. Г. Теплова, писанные в 1769 г., и портрет гр. А. С. Строганова, писанный, быть может, еще несколько ранее. Портреты Строганова, Кокоринова, Г. Н. Теплова, Ушакова, купца Сеземова и доктора Виргера были на первой, устроенной Академиею Художеств, выставке в 1770 г. На выставке, не отличавшейся многочисленностью картин, было собрано все лучшее, что могла дать тогда Академия: тут были работы еще следующих художников: Бота, Бельского, Грота, Делабарта, Козлова, Лосенки и Левицкого, но наибольшее впечатление производили работы последнего. Он уже с 29 июля 1769 г. имел звание «назначенного»; 30 июля 1770 г. он единогласно был избран в академики. С 1771 г. Левицкий начал преподавание в Академии Художеств; из учеников его известны: Мельников, Новиков, Шибаев и Щукин. 17 октября 1776 г. Левицкий получил звание советника Академии Художеств, а 25 января 1780 г. был назначен присутствовать в Совете Академии. В 1788 г., ссылаясь на ослабление зрения и болезнь, Левицкий испросил себе отставку и был уволен с половинною пенсиею в 200 p. в год. Совершив поездку на родину, в Киев, Левицкий возвратился в Петербург и исполнил многочисленные работы для Двора и отдельных частных лиц. В 1807 г. Левицкий, как «художник, способствовавший некогда славе Академии», вновь приглашен был в члены Совета Академии и занимал это место, с жалованьем в 600 р. в год, до самой своей кончины.

Левицкий писал исключительно портреты; неизвестно ни одной его работы другого содержания. Число портретов, исполненных им, превышает сто; не менее пятнадцати из работ его в настоящее время неизвестно, где находятся, и может быть погибли; относительно пяти-шести портретов, почитаемых за работы Левицкого (императора Павла, Державина, Давыдовой, гр. Сиверса и еще одного или двух неизвестных лиц), вполне возможно сомнение, Левицким ли они писаны; с другой стороны, несомненно ему принадлежат, хотя по описям значатся как портреты Боровиковского, двенадцать портретов кавалеров ордена Св. Владимира, что может быть доказано не только особенностями работы, но и документами, относящимися к уплате за них. Приблизительно 60 портретов подписаны Левицким и из их числа не менее 30 выполнены в период от 1770 до 1785 г.; последняя датированная работа Левицкого — портрет Адр. Грибовского — помечен 1818 г.

Левицкого называют иногда «певцом екатерининского века» — и это совершенно справедливо, — не в том смысле, что он писал портреты важнейших деятелей, а тем паче сановников этого царствования: такое мнение было бы не верно, потому что немало исполнил Лeвицкий портретов и купцов и вообще вовсе не знатных лиц; «певцом века» Левицкий может быть назван потому, что он дал целую галерею высоко замечательных изображений людей своего времени. Он в высокой степени обладал особенно драгоценным для портретиста качеством — даром подмечать индивидуальные черты изображаемых лиц и переносить эти черты на полотно. Оттого все его портреты, сохраняя общие черты, присущие, очевидно, времени, в то же время удивительно жизненны и индивидуальны; не остается никакого сомнения, что в работе живописца нет ничего заученного, трафаретного; ясно, что он схватил тончайшие отличительные черты каждого изображаемого лица. Из отдельных работ Левицкого надо упомянуть прежде всего портреты императрицы Екатерины II; он исполнил их шесть; в числе их три больше натуральной величины, именно в Романовской Галерее Зимнего Дворца, в Музее Императора Александра III и в Императорской Публичной библиотеке; последний, по-видимому, предназначался первоначально для Ассигнационного Банка, как можно заключать по имеющимся в бумагах банка указаниям; это один из красивейших портретов вообще и едва ли не лучшее изображение императрицы в 80-х годах XVIII в. Наследник, в. кн. Павел Петрович, не благоволил к Левицкому и приписываемый ему портрет государя — сомнительно принадлежит ли кисти Левицкого; зато великих князей Александра и Константина Павловичей и великих княжон Левицкий писал не раз. Из деятелей Екатерининского царствования изображены Левицким: кн. Г. Г. Орлов и его супруга, гр. П. А. Румянцев, адмирал Грейг, А. П. Мельгунов, кн. Н. В. Репнин, кн. А. М. Голицын, И. И. Шувалов, Г. Н. Теплов, А. В. Храповицкий, А. Д. Ланской, И. И. Дмитриев, Н. И. Новиков, Львовы, Пр. Акинф. Демидов, купцы: Билибины и Сеземов и др. В 1773 г., во время пребывания в Петербурге Дидро, Левицкий написал его портрет; Дидро, остававшийся всегда недовольным своими портретами, портрет работы Левицкого завещал своей дочери, — из чего можно заключить, что этим портретом он был доволен, во всяком случае, более, чем каким-либо другим. В 1773—1776 гг. Левицкий выполнил знаменитую великолепную серию портретов первых воспитанниц, выпускаемых из Смольного монастыря; на этих превосходных картинах изображены: Е. И. Нелидова, кн. Хованская и Хрущова (вместе), Ржевская и кн. Давыдова (вместе), Алымова, Левшина, Борщова и Молчанова. Портрет самого Левицкого исполнен Боровиковским в 1795 г. и Яковлевым в 1812 г.

В. Горленко, «Русская живопись в XVIII в.». Тут же и список произведений Левицкого и многочисленные с них снимки. — «Русский Архив», 1802 г., кн. III. — Андреев, «Живопись и живописцы», стр. 483. — «Русские портреты XVIII и XIX ст.» (изд. вел. кн. Николая Михайловича), вып. IV, № 105.

{Половцов}

Левицкий, Дмитрий Григорьевич

— лучший из портретистов времен императрицы Екатерины II. Сын малоросса-священника, род. 1735 или 1736 г., умер в 1822 г., по всей вероятности, в Киеве. Начальные познания в рисовании получил от своего отца, занимавшегося гравированием картинок к духовным книгам, отдельных религиозных эстампов и академических тезисов, а потом учился в СПб. у Антропова и в новоучрежденной акд. худож., где его наставниками в живописи были Дж. Валериани и Лагрене. Уже в 1762 г. пользовался некоторой известностью. В 1769 г., за портреты адъюнкт-профессора Г. Козлова и его жены, признан назначенным в академики, а на следующий затем год, за портрет А. Ф. Кокоринова, возведен в академики. С 1779 г. был преподавателем в портретном классе акд. худ. и, в этом качестве, имел влияние на развитие многих русских живописцев, между прочим П. И. Соколова, В. Боровиковского и Г. Угрюмова. В 1780 г. стал заседать в академическом совете. В 1788 г., по расстроенному здоровью, вышел в отставку, но в 1807 г. снова занял место в совете. Огромный талант Л. высоко ценили его современники, как ценят и до сей поры любители искусства; он пользовался уважением Екатерины II, Павла I, Александра I, их приближенных и всего образованного общества, и постоянно был завален заказами; временем наибольшей его славы была Екатерининская эпоха, дух которой как нельзя лучше выражали его красивые, нередко парадные и всегда схожие портреты. Кисть Л. необыкновенно сочна, нежна и тщательна, колорит жив и приятен, постановка фигур и подбор аксессуаров в его портретах живописны, особенно искусно воспроизводил он кружева, шелк, бархат и другие ткани. Из его произведений, рассеянных по имп. дворцам, музеям и аристократическим домам, более других известны: портрет Екатерины II, во весь рост, в виде законодательницы, приносящей свой покой в жертву для общего покоя (в Имп. публичной библиотеке, в СПб.), шесть портретов воспитанниц 1-го выпуска Смольного института (в большом петергофск. дворце), портреты Александра I в детстве, играющего с вел. кн. Константином Павловичем (в гатчинск. дворце), вел. княжны Александры Павловны (в Романовск. галерее Зимн. дворца), отца художника (в моск. публичн. муз.), купца Сезамова (там же), архитектора А. Ф. Кокоринова (в муз. акд. худ.), А. П. Протасовой (там же) и гр. П. А. Зубова (там же). Третьяковская галерея в Москве владеет 24-мя произведениями Л.

А. С—в.

{Брокгауз}

Левицкий, Дмитрий Григорьевич

совет. Имп. ак. худ., знаменитый портретист; р. 1735 г., † 1823 г.

{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Показать еще…

В EJWiki есть статьи о других людях с фамилией Цедербаум.

Регулярная статья
Участник: Karkaix
4.08.2013

Владимир Осипович Левицкий

Владимир Осипович (Иосифович) Левицкий / настоящая фамилия Цедербаум (28 февраля 1883 году, Петербург — 22 февраля 1938 года, Уфа) — публицист, переводчик, участник революционного движения: младший брат Ю. О. Мартова

Биография

1898—1899 г.г. — участник всероссийского революционного гимназического движения.

1899 год — арестован в Петербурге. После освобождения учился в Петербургском университете.

В начале 1901 года арестован и выслан из Петербурга в Двинск (за организацию студенческой демонстрации и издание листков о студенческой организации «Союз справедливых»)

На исходе 1901 года переведен под надзор полиции в Кременчуг.

1902 год — выслан в Полтаву: в группе поднадзорных жил на квартире у Вл. Короленко, который на лето с семьей выехал в Крым: в этом же году переведен в Харьков (участвовал в партийной работе, прерываемой отсидками в местной тюрьме). После освобождения уехал в Екатеринослав и снова — арест.

1903 год — освобожден по болезни под надзор полиции: нелегально перешел границу и направился в Женеву, где находился Ю. Мартов, и после 2-го съезда РСДРП оформилось меньшевистское течение. Встреча с Мартовым определила его судьбу: он окончательно принял позицию меньшевиков. В большевистских кругах его прозвали «Мартеком».

1905—1907 г.г. — участник революции в Петербурге: 1906 год — делегат 4-го (объеденительного) съезда РСДРП и член ЦК. К Октябрьской революции относился негативною не принял. Любое соглашении е с большевиками считал гибельным с точки зрения интересов пролетариата.

Советская власть своего оппонента без внимания не оставила — подвергала неоднократным арестам и суровым приговорам. Левицкий умер в тюрьме, как настоящий революционер — во время очередного следствия.

↑Вернуться к предыдущему разделу

Библиография

I. Источник информации — РНБ| Генеральный алфавитный каталог книг на русском языке (1725—1998)

  1. …Август Бебель. Его жизнь и деятельность. 1840—1913. С портр. А. Бебеля, СПб. типогр. «Виктория», 1913. — 79 с. Во втором издан. загл. «Рабочий вождь Август Бебель». То же 1914.[1]
  2. Борьба европейских рабочих за свободу коалиции / М., тип. Я. Г. Сазонова, 1917. — 47 с.[2]
  3. …Исторический очерк развития Российской социал-демократической рабочей партии / М., «Новая Россия», 1917. — 31 с.[3]
  4. …История рабочего представительства в Англии / Гемфри А. У.; перев. с англ., [и предисл.] с примеч. и прил. В Левицкого / М. —Л., Л. Д. Френкель, Воен. тип. Шт. Р. —К. К. А. в Л., 1924. — 128 с.[4]
  5. …Женщинам рабочего класса про кооперацию / М., тип. «Культура» А. К. Миесеровой, 1918. — 30 стр.[5]
  6. История Конвента / Жорес, Жан. Сокр. перев. В. Левицкого. — 2-е изд. М. —Пг., [1923].[6]
  7. …За четверть века. Революционные воспоминания 1892—1917. — М. —Л., Гос. издат, 1926. Т. 1. ч. 1. Революционная подготовка. 1892—1901. Предисл. Н. Мещерякова, 1926. — 168 с.; Т. 1. ч. 2. 1901—1903. Предисл. П. Лепешинского, 1927. VIII, 220 c.[7]
  8. …Капиталистический строй, классовая борьба и политические партии / М., [Отд. Изд-ва Моск. сов. раб. и с. д. ], 1918. — 76 с.[8]
  9. …Томас Мор / М., Гос. издат, [1925], 110 с.[9]
  10. …Общегражданская и рабочая кооперация. (О тенденциях развития кооперативного движения) / М., «Кооперация», 1919. — 92 с.[10]
  11. …Партия «Народная воля». Возникновение, Борьба. Гибель. Предисл. П. Лепешинского / М.-Л., Госуд. изд-во. 1-я Образц. типогр. в Москве, 1928. — 211 с. — 3000 экз.[11]
  12. …Чего хотят социал-демократы? / М., Московск. организация РСДРП, 1917. — 17 с.[12]
  13. Месть молодого Ме или Чудо вторичного цветения слив: Роман из китайской жизни / Перев. с нем. В. О. Цедербаум. — Москва : изд-во «Федерация»: артель писателей «Круг», [1929]. — 292 с. Доб. тит. л.: «Die rache des jungen Meh oder. Das wunder der zweiten pflaumenblute» … — В переплете-папке. — Папка: I.R. [И. Рерберг]. — Предисл.: В. Ц.[13]
  14. Научно-популярная библиотека по истории революционного движения в очерках, воспоминаниях и биографиях. — Москва : изд-во Всесоюзного о-ва политкаторжан и сс.-поселенцев, 1929—1930. — № 8: Виктор Обнорский основатель «Северного союза русских рабочих» . — 1929. — 150 с.[14]

I I. Источник информации — электронный каталог РНБ

  1. … Речи, произнесенные в палате депутатов / Жюль Гэд ; Пер. с фр. С. и В. Цедербаум; Под ред. и с предисловием Л. Мартова. — Санкт-Петербург : ред. журн. «Образование», 1908. — XVI, 288 с.
  2. Вокруг света / О. М. Ланнелонг, проф. Париж. мед. фак., член. Акад. наук ; Пер. с фр. В. О. Левицкого и С. П. Пиотух-Кублицкой ; Под ред. [и с предисл.] В. В. Битнера ; С рис. Н. Каразина, Терона, Дегрефа и др., фот. и карт. — Санкт-Петербург : «Вестн. Знания» (В.В. Битнера), 1912. — 288 с. — Беспл. прил. к «Неделе» «Вестника знания».
  3. … Средняя Европа / К. Каутский ; Пер. [с нем.] В. Цедербаума и Б. Волосова ; С предисл. А. Н. Потресова. — Москва : Дело, 1916. — X, 75 с. На обл.: Карл Каутский.
  4. …Палатка и другие рассказы / Лайэм О’Флагерти ; Пер. с англ. В. О. Цедербаум. — Москва: изд-во Недра, 1928. — 178 с. Доб. тит. лист: «Liam O’Flaherty. The tent». — Обложка: Р. Х.
  5. …Роберт Оуэн / Дж. Д. Г. Колл ; Пер. с англ. С. О. и В. О. Цедербаум. — Москва; Ленинград: Гос. соц.-экон. изд-во, 1931. — 200 с. На обл.: Дж. Д. Г. Коол. — Предисловие: В. Волгин. — Библиография: «Главные произведения Роберта Оуэна» (на стр. 197-й). «Литература для изучения Оуэна и оуэнизма» (стр. 198—199).
  6. Негритянский рай: Роман / Карл Ван Фехтен; Пер. с англ. В. О. Цедербаум. — [Харьков]: Пролетарий, [1927]. — Положение негров в Соединен. Штатах Север. Америки, быт Гарлема — негритянского квартала Нью-Йорка.

↑Вернуться к предыдущему разделу

Сноски

↑Вернуться к предыдущему разделу

Ссылки

↑Вернуться к предыдущему разделу

Последние изменения на 23:52 13 января 2014

Петр МАСЛЮЖЕНКО (Украина) 15.03.2020

Необычайным обаянием обладает полотно художника «Портрет неизвестной с розой» (1788)

Славы при жизни Левицкий зачерпнул с лихвой, однако потом был болен, немощен и забыт, даже неизвестно, где именно он похоронен в 1822 г. на старом Смоленском кладбище.

Биографы сообщают, что жизненный путь Левицкого начался в небольшом украинском селении на Полтавщине в старинном роду, ведущим начало от иерея Василия Носа. Отец будущего художника Григорий Кириллович, образованный и одарённый человек, 13 лет осваивал в Польше гравёрное дело, стал крупнейшим графиком. Вернулся с новой фамилией – Левицкий, поселился в Киеве, свой церковный приход сдавал по найму другим священникам. Был сильно связан с Киевской духовной академией и Киево-Печерской типографией. Свои художественные дарования и навыки Дмитрий получил, как мы понимаем, от отца.

В Киеве Д. Левицкий познакомился с известным питерским художником А.П. Антроповым, который расписывал Андреевскую церковь в 1752–1755 гг. А уже с 1758 г. молодой живописец стал в столице Российской Империи учеником этого знаменитого мастера, даже жил в его семье почти шесть лет и в качестве помощника в 1762 г. работал над росписями Триумфальных ворот по случаю коронации Екатерины II. Через два года уже самостоятельно реставрировал эти же ворота, а в 1767 г. совместно с В. Васильевским создал два иконостаса и 73 образа для Екатерининской и Кироиоановской церквей, стал высокооплачиваемым.

Искусствоведы считают, что стиль Левицкого сильно отличался от стиля его наставника, что «его манера самостоятельна и более созвучна западноевропейской своей непринужденностью, гаммой полутонов, лессировкой, смягчающей интенсивность цвета, и характерной световоздушной средой».

Действительно, это была эпоха расцвета, и наши «первые кисти», такие как Левицкий и Рокотов, усвоили лучшие образцы западной живописи и во многом предвосхитили русские вершины, которые будут явлены в конце XIX в. В работах Левицкого усматривают красочную пестроту в эстетике и одновременно здоровье, прямоту духа, что отмечено, как скажет Бенуа, «отличающимся моментом колоссального в искусстве значения – жизненностью».

Мастерство Левицкого оформилось, как считают, в течение десятилетних штудий у академистов – итальянца Д. Валериани и француза Ж–Л. Лагрене, и в 1770 году, вместе с золотой академической медалью, званием академика живописи и первым местом на академической выставке среди знаменитостей к нему пришла слава – за портрет архитектора А. Ф. Кокоринова.

Самые ранние из известных нам полотен Д. Левицкого написаны в 35 лет. Это портреты Умского (1770), откупщика Сеземова (1770), одно из первых изображений разночинца А. М. Голицина (1772).

Портрет Н.А. Сеземова кисти Дмитрия Левицкого

Вообще, расцветом творчества Левицкого считают именно 1770-е и начало 1780-х годов. Созданные мастером портреты «интимного», камерного свойства отмечены «глубиной и разносторонностью психологических характеристик, им присуща большая сдержанность художественных средств. В 1770-х годах Левицкий стал преподавателем портретного класса Академии художеств». Классицизм, пришедший на смену барокко, нашел отражение и в работах Левцкого. Повлияли на мастера и идеи просветительства, господствовавшие в России конца XVIII столетия, но тем не менее рационализм просветительских идеалов не стал близок художнику, чувствовавшему мир в целом и внутренний мир своих моделей весьма тонко и эмоционально.

В 1773 – 1777 гг. Левицкий написал для императрицы Екатерины II семь портретов, а точнее, аллегорических картин воспитанниц Смольного института благородных девиц. За внешней манерностью образов изысканных, театрально костюмированных девушек, танцующих, музицирующих, разыгрывающих пасторали, как усматривают ценители живописи, художник сумел разглядеть настроение и в некоторой степени даже характер каждой из них. Этот цикл портретов смолянок отличают богатство цветового построения, благородство оттенков жёлтого, зелёного, розового.

Вместе с тем Левицкий порой позволял себе относиться к портретируемым с известной долей юмора.

Екатерину Великую мастер изображал неоднократно, и все портреты превосходны. Мы приведем здесь два: в красном державном камзоле (1782) в год празднования двадцатилетия вступления императрицы на престол и в женском платье с орденом Андрея Первозванного (1794).

Портреты Екатерины Великой кисти Левицкого

Приведем «Станс к Дмитрию Григорьевичу Левицкому», который сочинил в 1783 г. Ипполит Богданович в связи с завершением работы живописца над портретом Екатерины II – «законодательницы»:

Левицкий! начертав российско божество, Которым седьм морей покоятся в отраде, Твоею кистью ты явил в Петровом граде Бессмертных красоту и смертных торжество. Желая подражать парнасских сестр союзу, Воззвал бы я, как ты, себе на помощь музу Российско божество пером изобразить; Но Аполлон его ревнует сам хвалить.

Второй период славы Левицкого относят как раз к 1778–1783 гг., когда художник отдавал предпочтение бюстам, где плотная живопись покрывалась лессировками, дававшими поверхности эмалевый оттенок. «Зеленоватые тени, тонкая лепка кружев, игра света на лицах, шелковых платьях и лентах, коварные или благодушные улыбки, белые точки на кончиках носов, выпуклые рачьи глаза с твердыми большими веками, “стрелки”, образуемые бровями и линией носа, плотно запудренные волосы» – типичные признаки портретов Левицкого. К этому периоду относят, в частности, портрет М.А. Дьяковой-Львовой (1778), шедевр русского протрета, и картину «Священник» (1779) – утверждают, что это портрет отца, в коем угадывают даже нечто рембрандтовское.

Портрет М.А. Дьяковой кисти Д.Г. Левицкого

Левицкий стал искать новые подходы, написал в 1785 г. портрет своей дочери Агаши в свадебном северном народном уборе – похоже, накануне бракосочетания девушки. Некоторые, возможно не без резона, полагают, что портрет получился салонным, далеким от жизненной правды, фактически неудачным. Но это как еще посмотреть! Обратим, кстати, внимание, что «рукава рубашки у девушки обшиты тонким заморским кружевом, сарафан и душегрея сшиты из дорогой шелковой ткани. Левицкий тщательно и виртуозно передает материальную красоту, фактуру предметов». В портрете дочери отец «демонстрирует свое мастерство живописца эпохи классицизма и как участник державинского кружка воспевает простоту и естественность народных русских обычаев».

Портрет Агаши Левицкой

Портрет великого Суворова (1786) автор создавал, по некоторым сведениям, по памяти, пользуясь слухами и впечатлениями видевших генералиссимуса людей. От позирования Александр Васильевич отказался, сославшись на занятость. С портрета на зрителя смотрит немолодой человек в традиционном парике, камзоле, перевязанном орденской лентой. На груди полководца – лишь один орден из огромного количества наград разных странах мира. В правом углу холста чуть заметна шпага – единственный атрибут, выдающий военную «специальность» персонажа. Глаза Суворова необыкновенно притягательны, а в целом образ психологичен.

Портрет Александра Васильевича Суворова

Одной из загадок биографии Д. Левицкого остается творческое молчание в последние двадцать пять лет жизни, в течение которых он создал не более десяти картин (впрочем, превосходных). Некоторые биографы усматривают причину в болезни глаз, которая к глубокой старости привела живописца к слепоте. Иные считают, что Левицкий почувствовал ложность своего положения, фальшь и лицемерие, которые его повсеместно окружали. Полагают, что мастера покинуло счастье созидания, творчества, а остались чувства неудовлетворенности и пустоты.

Искусствовед Стасов утверждал, что талант художников того времени был «испорчен и искажён, он весь израсходован только на ложь притворство и выдумку главной сущности и на парад и блеск подробностей».

Виртуозное мастерство, владение цветом, рисунком, тоном не могли заменить главное в искусстве – правду. И надлом, кризис в душе и творчестве художника нарастали. Нестерпимыми стали часы заказной работы, все больше тянуло художника к одиночеству, чтению и печальным размышлениям.

Заказчики стали забывать прославленного живописца. И за два-три года художник впал в нищету, ушел по состоянию здоровья (как предлог) из Академии, и хотя почти два десятилетия отдал воспитанию молодых мастеров, удостоился ничтожной годовой пенсии размером 200 рублей.

Современники свидетельствовали: слепой старик Левицкий часами простаивал на коленях в церкви Академии художеств.

Скончался мастер в весьма преклонном возрасте, восьмидесяти семи лет, почти забытый.

Заглавная иллюстрация. Дмитрий Левицкий – фрагмент автопортрета

КУЛЬТУРА 5 : 64 Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору

Читайте также

Отставка Авакова: почему и что дальше?

Как разрушали СССР: убийственная «перестройка»

Как Варшава полонизирует Украину

Украина поддержала кубинский майдан

Берлинский провал Зеленского

Авакова отставили

Конституционный суд признал дискриминационный мовный закон… соответствующим Конституции

16 июля – день в нашей истории

Украинская диаспора в США указывает Зеленскому, как вести себя в Белом доме

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735 — 1822) — выдающийся русский живописец, мастер парадного и камерного портрета.

Родился на Украине в семье весьма образованного священника Григория Кирилловича Левицкого, большого любителя искусств, довольно известного в Малороссии гравера и живописца. Под руководством отца будущий художник начал постигать живописную науку. Обучался в Киевской Духовной академии.

В юном возрасте Левицкий попал в ученики к Антропову, который в начале 1750-х годов расписывал Андреевский собор. По окончанию работ (1758 г.) Антропов взял талантливого юношу в Петербург и продолжил его художественное образование в своей мастерской. В северной столице Левицкий брал также частные уроки у Лангре и ученого-перспективиста Валериани.

В 1762 году принимает участие в оформлении московских торжеств по случаю коронации Екатерины. Здесь он упоминается в качестве подмастерья не только у Антропова, но и мастеров Канцелярии от строения И. Я. Вишнякова и И. И. Бельского.

Московский период творчества Левицкого малоизвестен. В документах упоминается, что художник принимал участие в написании икон для двух московских церквей: Кира и Иоанна на Солянке и Великомученицы Екатерины на Большой Ордынке.

В 1769 году, расставшись со своим учителем, Левицкий окончательно поселяется в Петербурге.

В начале 1770-х годов художник входит в пору расцвета своего таланта. На ежегодной академической выставке 1770 года демонстрировавшиеся картины Левицкого имели большой успех. За портрет архитектора А. Ф. Кокоринова (1769 г., ГРМ) ему было присуждено звание академика. Живописец приобретает всеобщее признание.

С этого момента он начинает получать многочисленные заказы от Академии, представителей императорской фамилии, дворянской элиты Петербурга. Всеобщее признание получили, относящиеся к этому периоду, серии портретов смолянок (воспитанниц Смольного института для благородных девиц) и портретов опекунов Московского Воспитательного дома для сирот.

Широчайший творческий диапазон Левицкого позволил ему со всей полнотой отразить в своем искусстве идеалы своего времени. Он свободно владел всеми средствами художественного выражения от насыщенной пластики и повышенной «цветности» барокко до строгой, почти аскетичной рассудочности классицизма. «Акцентируя определенные тенденции в творчестве Д. Г. Левицкого, не следует забывать, — пишет А. П. Валицкая, — что его художественный метод подвижен, богат и не исчерпывается ни одним из стилистических направлений века… В целом творческий путь Д. Г. Левицкого представляет несомненное движение к реализму» (Валицкая А.П., Дмитрий Григорьевич Левицкий 1735 -1822 / Л.: Художник РСФСР, 1985).

Важнейшей частью творческой биографии мастера является его педагогическая деятельность. С 1771 по 1780 год Левицкий возглавлял портретный класс Академии художеств. Среди его учеников были С. С. Щукин, П. С. Дрождин, Л. С. Миропольский. Е. Д. Камеженков.

Слава Левицкого начала угасать во второй половине 1810-х годов. Его смерть 7 апреля 1822 года в художественной среде прошла незамеченной. К сожалению, расположение его могилы на Смоленском кладбище в Петербурге утеряно.

В начале двадцатого столетия художник был заново открыт деятелями «Мира искусства». Высочайшую оценку творчество Левицкого получило у А. Н. Бенуа в его Истории русской живописи XIX века: «Среди современных Левицкому иностранных живописцев Антон Графф и Гейнсборо только и могут поспорить с ним…»

Детские образы в творчестве Левицкого

Портрет неизвестного пожилого человека с мальчиком, не датировано

Портрет великого князя Александра Павловича в детстве, 1787

Портрет Фавста Петровича Макеровского в маскарадном костюме, 1789

Портрет Прасковьи Артемьевны Воронцовой в детстве, Около 1790

Портрет великой княжны Елены Павловны в детстве, 1791

Портрет Анны Артемьевны Воронцовой в детстве, Конец 1780-х

Портрет великой княжны Александры Павловны в детском возрасте, 1791

Известные картины и портреты Левицкого

Портрет П. А. Демидова, 1773

Портрет Екатерины II в виде законодательницы, начало 1780-х

Портрет М. А. Дьяковой, 1778

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий