Краткая биография Фета и интересные факты творчества Афанасия Афанасьевича для детей

image

Эту фамилию знают многие. Но каким был на самом деле Афанасий Афанасьевич Фет — его биография, может быть, поможет пролить на это свет.

Судьба его была непростой, но он занял достойное место в классической русской литературе. В статье будет подробный рассказ об основных моментах его жизни.

Оглавление:

Краткая биография А. Фета

imageАфанасий Афанасьевич Фет родился в семье отставного ротмистра Шеншина и Шарлотты Фет. Они сочетались по лютеранскому обряду, который в России не признавался.

Годы жизни и смерти поэта (1820 — 1892) включают немало событий.

Первый поэтический сборник вышел в 1840 году. Основным направлением поэзии Афанасия Афанасьевича было лирическое осмысление красоты и природы.

В 1837 году поехал в Москву, в Пансион Погодина. В следующем, 1838 году поступил в Московский университет, который окончил в 1844 году. На следующий год поступил на военную службу.

В 1850 и 1856 годах вышли второй и третий сборники произведений поэта.

1860 г. — был куплен хутор Степановка, который располагался в Мценском уезде. С этого времени жил безвыездно, занимаясь хозяйством. В 1877 хутор был продан и Афанасий Афанасьевич купил дом в Москве.

1884 год — ему была присуждена премия А. С. Пушкина.

Его воспоминания были опубликованы в 1890 г.

Поэт умер 21 ноября 1892 года (по старому стилю).

Кратко о самом главном из биографии А. Фета

Поступив в университет на юридическую специальность, Афанасий вскоре перевёлся на филологическое отделение.

В студенческие годы много писал стихи. Однажды он показал тетрадь Погодину, тот передал её Гоголю.

Классик сказал, что Фет — несомненное дарование. Такая высокая оценка поддержала растущий талант молодого человека.

В 1844 Афанасий Афанасьевич поступил служить в Кирасирский полк, который находился в Херсонской губернии. 1860 год покупает хутор Степановку и уезжает туда на много лет.

В 1873 ему восстанавливают дворянство и возвращают право на фамилию Шеншин. После 1883 года выходят четыре последних сборника произведений поэта.

Когда и где родился А. Фет

Поэт родился в Орловской губернии в 1820 году. Место его рождения — село Новосёлки, которое находится в Мценском уезде. Дата рождения по новому стилю приходится на 5 декабря (23 ноября по старому стилю).

Родители А. Фета

Мать его была урождённой Шарлоттой-Елизаветой Беккер. Она в 1820 году уехала из Германии.

Поэт был усыновлён. Его приёмным отцом был дворянин Шеншин.

Впоследствии в документах о рождении была обнаружена ошибка, которая не дала возможности Афанасию Афанасьевичу сохранить дворянское звание. Это произошло, как он прожил четырнадцать лет.

В результате вскрывшегося подлога, его лишили не только фамилии, но и наследства, а также гражданства. Всю свою жизнь Афанасий Афанасьевич посвятил тому, чтобы очистить своё честное имя.

Настоящая фамилия А. Фета

Отставной ротмистр, дворянин Афанасий Шеншин был приёмным отцом поэта и постарался передать ему не только свою фамилию, но и дворянство.

Однако, из-за ошибки, которая была сделана в документах в записях о его рождении, спустя четырнадцать лет сын был лишён и фамилии Шеншин, и дворянства.

Интересно заметить, что в момент рождения младенца, мать его не была замужем за Шеншиным официально. Прежний брак в это время ещё расторгнут не был. Фамилия мужа Шарлотты-Елизаветы Беккер была Фёт.

Считается, что при записи младенца под фамилией Шеншин, священнику была дана взятка, чтобы он не поставил в документе настоящую фамилию матери.

Сделано это было для того, чтобы скрыть, что фактически младенец являлся незаконнорожденным.

Когда в 1873 году поэт получил не только дворянство, но и фамилию, то написал жене и попросил, чтобы фамилия “Фет” больше в семье не произносилась.

Детство Афанасия Афанасьевича Фета

Отец поэта не был богатым. Возможно, поэтому, его детство окрашено преимущественно в строгие, сумрачные тона.

Мать имела робкий характер и проявляла полную покорность по отношению к мужу.

В домашних делах практически не участвовала, занималась, в основном, воспитанием сына. Кроме Афанасия у них были и другие дети.

В детстве Афанасия большую роль играл окружавший его крестьянский уклад жизни, под влиянием которого формировалась его личность.

Для его образования родители нанимали учителей. В это время Фет познакомился с творчеством Пушкина, полюбил его сказки.

В 1834 году юношу отправили в Пансион Крюммер в Верро для получения образования.

Периодизация творчества

Первые стихи поэт написал ещё в юности. Напечатаны были в 1840 году в первом сборнике под названием “Лирический пантеон”. С этого момента он печатает свои стихи постоянно.

Писал лирические стихи, любил и бесконечно восторгался природой и красотой. При этом не выбирал тем практического рода. За всю жизнь не было продано даже тысячи его книг.

В первом сборнике преобладали баллады, и сильно чувствовалось подражание Байрону.

Когда вышла вторая книга его стихотворений — она содержала уже шедевры его лирики. Издание поэт готовил, временами приезжая в Москву.

Третий сборник — это своего рода результат творческой дружбы Фета и Тургенева.

В 1863 году выходит новое издание стихотворений. К этому времени Фет превращается в крепкого и хозяйственного помещика. Он публикует произведения, написанные именно с такой позиции (“Вольнонаёмный труд” и другие).

Впоследствии поэт на какое-то время отходит от литературной жизни.

Основной темой последних сборников были время и память о событиях, которые были пережиты в молодости.

Где учился А. Фет

Окончил частный пансион Кюммера, который находился в городе Верро (теперь он находится в Эстонии). В следующем году начал обучение в Московском университете на философском факультете.

В течение всего этого времени не бросал своё увлечение литературой. 1844 стал годом окончания университета.

Личная жизнь А. Фета

Поэт пережил страстную, но трагическую и краткую любовь к Марии Лазич. Чувство было взаимным, однако судьба не дала им соединиться.

В это время Фет жил бедно, а за девушкой почти не давали приданого Если бы они поженились, впереди была бы бедная и неустроенная жизнь. Они не решились на это.

Мария рано умерла. На её платье упала непогасшая спичка, и оно загорелось. Фет всю жизнь винил себя в её смерти.

Поэт всю жизнь помнил Марию и посвятил ей ряд стихотворений и поэму “Талисман”. Вот некоторые из них: “Старые письма”, “Ты отстрадала, я ещё страдаю”, “Нет, я не изменил. До старости глубокой…”.

Афанасий Афанасьевич Фет женился на Марии Боткиной в 1857 году. Она имела хорошее состояние и была старше его. Имеется информация, что брак оказался счастливым. Уже через год он вышел в отставку.

К сожалению, Афанасий Афанасьевич так и не смог в это время добиться возвращения утраченного ранее дворянского титула. После этого купил участок земли и запланировал посвятить себя ведению хозяйства.

Как умер А. Фет

В 1873 году Афанасий Афанасьевич сумел исполнить своё давнее желание — ему восстановили дворянское звание. При этом ему возвратили фамилию его приёмного отца — Шеншин.

В свои последние годы поэт активно занимался благотворительностью.

С 1883 по 1891 годы он печатался в сборниках “Вечерние огни”. В стихах в это время главными его предметами являются любовь и природа.

Афанасий Афанасьевич Фет ушёл из жизни 21 ноября 1892 года. Произошло этого в его собственном доме в Москве на Плющихе. Причиной смерти стал сильный сердечный приступ.

У исследователей имеется предположение о том, что незадолго до своей кончины Афанасий Фет предпринял попытку самоубийства.

Где похоронен А. Фет

Поэт скончался в Москве, в собственном доме. Похоронен в родовом селе, на родине, на исходе девятнадцатого века.

Где находится могила Фета

Его могила находится в родовом селе Шеншино, полученном им в наследство от отца, Афанасия Шеншина, в Орловском крае.

Интересные факты о жизни и творчестве Фета

Фет в течение долгих лет стремился вернуть себе дворянское звание. Это одна из причин того, что он пошёл служить в чине унтер-офицера.

В 1853 году местом его службы становится гвардейский полк.

Во время прохождения службы Афанасий не прекращал писать стихи. В 1850 году выходит второй сборник произведений. Третий вышел в 1856 году.

С 1862 по 1871 годы продолжает публиковать свои творческие произведения. В частности, в них вошли циклы “Из деревни”, “Записки о вольнонаёмном труде”.

В сборники включены очерки, рассказы и новеллы. Здесь Афанасий проявил себя не только, как поэт, но и в качестве писателя.

Одной из характерных особенностей творчества Фета является разграничение жанров. Он считает, что предметом поэзии является романтическое направление, а для прозы — реалистическое.

В течение всей своей жизни Фет увлекался переводческой деятельностью. В частности, его перу принадлежат переводы “Фауста” (первая и вторая части), а также некоторых произведений Артура Шопенгауэра. Фет планировал перевести “Критику чистого разума” Иммануила Канта, но впоследствии отказался от этого.

Знаете ли Вы, что: его авторству принадлежит известный палиндром — фраза, которая не меняется, если её прочесть наоборот: “А роза упала на лапу Азора”.

При выпуске первого сборника стихов в 1840 году в фамилии автора была допущена опечатка: вместо Фёт написали Фет.

Афанасий Фет — книги, которые стоит прочитать

Основная часть его произведений — это сборники стихов лирической направленности.

Некоторые современники критиковали их за несколько отвлечённый и личный характер.

Лучшие стихи поэта приобрели широкую известность. Вот список из нескольких: “Я пришёл к тебе с приветом”, “На заре ты её не буди”, “Чудная картина” и многие другие.

Кратко говоря, стоит прочитать всё биографическое, поэтическое и литературное наследие Фета.

Заключение

Поэту досталась непростая жизнь. При этом он всю жизнь был предан поэзии и красоте. Хотя за его жизнь не было продано и тысячи его книг, всё им написанное, учитывая периодизацию его творчества, заняло прочное место в классической русской поэзии.

Рубрики Это интересно (10)

История рождения. Афанасий Афанасьевич Фет родился в ноябре или декабре 1820 года в с. Новоселки Орловской губернии. История его рождения не совсем обычна. Отец его, Афанасий Неофитович Шеншин, ротмистр в отставке, принадлежал к старому дворянскому роду и был богатым помещиком. Находясь на лечении в Германии, он женился на Шарлотте Фет, которую увез в Россию от живого мужа и дочери. Через два месяца у Шарлотты родился мальчик, названный Афанасием и получивший фамилию Шеншин.

Четырнадцать лет спустя, духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до венчания родителей и Афанасий был лишен права носить фамилию отца и дворянского титула и стал немецким подданным. Это событие сильно впечатлительную душу ребенка, и Фет почти всю свою жизнь переживал двусмысленность своего положения. Особое положение в семье повлияло на дальнейшую судьбу Афанасия Фета — он должен был выслужить себе дворянские права, которых его лишила церковь. Между университетом и армией. Хотя семья Шеншиных особой культурой не отличалась, Фет получил хорошее образование.

С 1835 по 1837 годы он учился в немецком протестантском пансионе в Верро (теперь Выру, Эстония). Здесь он с увлечением изучает классическую филологию и тайком начинает писать стихи. Фет овладел здесь латинский язык, что помогло ему позже переводить древнеримских поэтов. После Верро Фет продолжал образование в пансионе профессора Погодина для подготовки в Московский университет, куда он был зачислен в 1838 году на отделение словесности философского факультета. В университетские годы Фет особенно сдружился с будущим известным критиком и поэтом Аполлоном Григорьевым.

Вместе они обсуждали поэтические пробы пера, которые вошли в первый поэтический сборник — «Лирический пантеон» (1840): «Пускай в свет Свои мечты, Я предаюсь надежде сладкой, Что может быть на них украдкой Блеснет улыбка красоты, Иль раб мучительных страстей, Читая скромный создания, Разделит Тайные страданья С душой взволнованной моей » Это были подражательные стихи, причем образцами для подражания стала поэзия Пушкина и Венедиктова, которому, как вспоминал Фет, он увлеченно «выл».

В течение двух-трех лет после выхода в свет «Лирический пантеон» Фет публикует на страницах журналов, в частности «Москвитянина» и «Отечественных записок», подборки стихов, но ожидаемого богатства они не приносят. С надеждой вернуть себе дворянство молодой поэт покидает Москву и поступил на военную службу в кирасирский полк, расквартировался в Херсонской губернии. Впоследствии в своих мемуарах Фет записывает: «Долго будет продолжаться это заключение — не знаю, и через мгновение по столовой ложке лезут разные гоголевские Вии в глаза, и еще нужно улыбаться … Я могу свою жизнь сравнить с грязной лужей». Но в 1858 году А. Фет вынужден был выйти в отставку.

Дворянских прав он так и не получил — в то время дворянство давало только чин полковника, а он был штаб — ротмистром. Это делало этого дальнейшую военную карьеру бесполезной. Конечно, военная служба не прошла для Фета даром: это были годы рассвета его поэтической деятельности. В 1850 году в Москве вышли «Стихотворения» А. Фета, встреченные читателями с восторгом. В Петербурге он познакомился с Некрасовым, Панаевым, Дружининым, Гончаровым, Языковым. Позднее он подружился со Львом Толстым. Эта дружба была долга и нужна для обоих.

В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагическую любовь, которая повлияла на все его творчество. Это была любовь к дочери бедного помещика Марии Лазич, поклоннице его поэзии, девушке весьма талантливой и образованной. Она тоже полюбила его, но они оба были бедны, и А. Фет по этой причине не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой. Вскоре Мария Лазич погибла при загадочных обстоятельствах.

В 1877 году Афанасий Афанасьевич купил в Курской губернии деревню Воробьевку, где и провел остаток своей жизни, лишь на зиму уезжая в Москву. Эти годы в отличие от лет, прожитых в Степановке, характерны его возвращением к литературе. Начиная с 1883 года, он издал ряд сборников лирических стихов, объединенных общим названием — «Вечерние огни» (выпуск первый — 1883 год; выпуск второй — 1885 год; Выпуск третий — 1888 год; выпуск четвертый — 1891 год). В своих стихах поэт отказывается от всякой отвлеченности, поскольку душевные состояния трудно поддаются анализу, а еще труднее передать словами едва уловимые движения души.

Творчество А. А. Фета. Стихи А. Фета — это чистая поэзия, в том контексте, что там нет ни капельки прозы. Фет ограничивал свою поэзию тремя темами: любовь, природа, искусство. Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей. Нет, он писал о самом простом — о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Даже о своей загубленной любви он пишет светло и спокойно, хотя его чувство глубоко и свежо, как в первые минуты. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.

Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, образен, музыкален. «Это не просто поэт, а скорее поэт — музыкант …» — говорил о нем Чайковский. На стихи Фета было написано множество романсов, которые быстро завоевали широкую популярность.

Фет — певец русской природы. Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и без края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом пишет он в своих стихах. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замерзшая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью, скрытой от невнимательного глаза:

Превосходно передает Фет и «благоухающую свежесть чувств», навеянных природой, ее красотой, прелестью. Его стихи проникнуты светлым, радостным настроением, счастьем любви. Поэт необычайно тонко раскрывает разнообразные оттенки человеческих переживаний. Он умеет уловить и облечь в яркие, живые образы даже мимолетные душевные движения, которые трудно обозначить и передать словами:

Обычно А. Фет в своих стихах останавливается на одной фигуре, на одном повороте чувств, и в то же время его поэзию никак нельзя назвать однообразной, наоборот, — она поражает разнообразием и множеством тем. Особая прелесть его стихов помимо содержания — именно в характере настроений поэзии. Муза Фета легка, воздушная, в ней будто нет ничего земного, хотя говорит она нам именно о земном. В его поэзии почти нет действия, каждый его стих — это целый род впечатлений, мыслей, радостей и печалей.

Любовная лирика поэта. Таким же прекрасным для Фета было и чувство любви, которой посвящено немало произведений поэта. Любовь для него — это защита, тихая гавань «от вечного плеска и шума жизни». Любовная лирика Фета отличается богатством оттенков, нежностью, теплом, идущим изнутри души. «Мед душистый любовной радости и волшебных снов» Фет изобразил в своих произведениях словам чрезвычайной свежести и прозрачности. Пронизана то светлой печалью, то легкой радостью, его любовная лирика до сих пор согревает сердца читателей, «золотом вечным горит в пении».

Во всех произведениях А. Фет безукоризненно верен в описаниях или чувств, то природы их мелким рискам, оттенкам, настроениям. Именно благодаря этому поэт и создал изумительные произведения, вот уже столько лет поражающие нас филигранной психологической точностью. К их числу принадлежат такие поэтические шедевры, как «Шепот, робкое дыхание …», «Я пришел к тебе с приветом …», «На заре ты ее не буди …», «Заря прощается с землей .. . ».

Поэзия Фета — поэзия намеков, догадок, умолчаний, его стихи в большинстве своем не имеют сюжета, — это лирические миниатюры, назначение которых не столько передать читателю мысли и чувства, сколько «летучее» настроение поэта. Он был далек от душевных бурь и тревог. Поэт писал:

Фет был глубоко убежден, что красота — это реальный важный элемент построения мира, который предоставляет ему гармоничную взвешенность и целостность. Поэтому он искал и находил красоту во всем: в опавших листьях, в розе, что удивительно улыбнулась «в день быстролетный сентября», в красках «неба родного». Поэт отличал «ум ума» и «ум сердца». Он считал, что только «умом сердца» может проникнуть сквозь внешнюю оболочку прекрасную суть бытия. В сердечно — умную лирику Фета нет доступа ничему ужасному, безобразном, дисгармоничного.

В 1892 году поэт умер от приступа астмы, не дожив двух дней до 72 лет. Перед этим он пытался покончить жизнь самоубийством. Похоронен он в селе Клейменово — родовом имении Шеншиных, в 25 верстах от Орла.

Стихи представителей русской школы «чистого искусства» более понятны читателю, поскольку их стихи не обременены большим количеством символических образов. Интересной особенностью русских поэтов является то, что они не только воспевали природу, но и относились к ней как к чему-то выдающемуся, удивительного, что может стать смыслом жизни. Именно в природе, любви к женщине или мужчине человек должен находить вдохновение к жизни, труду, творчеству, любви к родине. По моему мнению, русские поэты школы «чистого искусства» воспевали в стихах природу через свое особое отношение к ней, а французские поэты просто считали, что в веках достойно сохранить только стихи о вечном, нечто возвышенное, не обыденное. Именно поэтому в стихах французов царила природа.

Поэтому мне больше импонирует лирика поэтов Фета и Ф.Тютчева, которая через всю непохожесть завораживает своей красотой, тонким чувством «души природы» и стремлением отразить ее во всех своих проявлениях.

Афанасий Афанасьевич Фет родился в 1820 году. Загадочные обстоятельства его рождения составляли наиболее драматические переживания самого поэта и предмет специального изучения многих исследователей его творчества. Согласно разысканиям биографов, А.А. Фет был сыном амт-асессора Иоганна Петера Карла Вильгельма Фета, жившего в Дармштадте, и его жены Шарлотты. Но родился будущий поэт в России, в имении Афанасия Неофитовича Шеншина, русского офицера, который увез мать А. Фета из ее родного города и, добившись ее развода с первым мужем, женился на ней. До 14 лет Фет считался сыном А.Н. Шеншина и носил его фамилию. Открывшаяся истина лишила мальчика и права именоваться русским дворянином Шеншиным, и русского гражданства, и надежд на будущее.

Всю свою жизнь Афанасий Фет подчинил В«идее-страстиВ» – вернуть фамилию Шеншин и именоваться русским дворянином. В борьбе с жизненными обстоятельствами молодой человек проявил незаурядное мужество, терпение, упорство. Правда, сам Фет был не склонен признавать только роль личной воли в человеческой судьбе. В своих воспоминаниях он утверждал: В«<…> Какова бы ни была личная воля человека, – она бессильна выступить за круг, указанный ПровидениемВ». И далее еще более подчеркивал эту зависимость человеческих стремлений от высшей воли: В«Мысль о подчиненности нашей воли другой высшей до того мне дорога, что я не знаю духовного наслаждения превыше созерцания ее на жизненном потокеВ». Но как бы то ни было, сам А.А. Фет действительно проявил незаурядные волю и терпение, добиваясь поставленной цели.

Служба в армии и получение офицерского чина были единственным путем к возвращению утраченных дворянского звания и гражданства, и Фет, окончив Московский университет и отказавшись от более близкой ему по духовным склонностям жизни в Москве, начинает службу в провинции. Несомненной жертвой на алтарь цели был и отказ Фета от женитьбы на Марии Лазич, дочери бедного херсонского помещика. В«У нее ничего, и у меня ничегоВ», – писал он Я. Полонскому, объясняя свое решение. Вскоре, в 1851 г., Мария Лазич трагически погибает.В 

Но офицерские чины, которые Фет получает за добросовестную службу, приносят не только удовлетворение, а и горькое разочарование. По высочайшему указу императора, дворянского звания с 1849 г. не давал только что полученный Фетом чин корнета, а с 1852 г. – присвоенный ему чин майора. Фет выходит в отставку в 1853 г., так и не добившись дворянского звания.

И все же Фет на склоне жизни возвращает фамилию Шеншин, становится камергером. Удалось этой цели достигнуть не благодаря воинской службе, а той известности, которую обретает его поэзия, правда, в кругах достаточно узких, хотя и влиятельных (например, учеником Фета считал себя великий князь Константин Константинович Романов, вошедший в русскую поэзию под псевдонимом К.Р.). Уже после смерти Фета, хорошо знавший его известный критик Н. Страхов писал С.А. Толстой: В«Он был сильный человек, всю жизнь боролся и достиг всего, чего хотел: завоевал себе имя, богатство, литературную знаменитость и место в высшем свете, даже при дворе. Все это он ценил и всем этим наслаждался, но я уверен, что всего дороже на свете ему были его стихи и что он знал: их прелесть несомненна, самые вершины поэзииВ».В 

Несомненная сила воли понадобилась Фету не только на жизненных перепутьях, но и в его творческой судьбе. Литературная судьба Фета тоже не была безоблачной: ценителей фетовской поэзии было немного, хотя среди них были столь авторитетные судьи, как В.Г. Белинский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Н.Н. Страхов, Ф.М. Достоевский, Вл. Соловьев. Широкого же признания у демократической критики или рядовых читателей Фет не получил. Поэту гораздо чаще приходилось слышать голоса критиков скорее насмешливые и недоброжелательные, чем восхищенные.В 

Недоброжелательство современной Фету критики объяснялось разными мотивами. Одна из причин коренилась в демонстративном непризнании Фетом гражданской тематики как предмета поэзии, что в эпоху господства Музы Некрасова, В«печальной спутницы печальных бедняковВ», и подражавших Некрасову В«скорбныхВ» поэтов воспринималось как вызов настроениям радикально настроенного общества, жаждущего видеть в поэзии трибуну для обсуждения социальных и политических проблем.В 

В предисловии к третьему выпуску В«Вечерних огнейВ» Фет так объяснял неприятие В«скорбныхВ» поэтов и их поэзии, описывающей социальные язвы: В«<…> Никто не предположит, чтобы, в отличие от всех людей, мы одни не чувствовали, с одной стороны – неизбежной тягости будничной жизни, а с другой – тех периодических веяний нелепостей, которые действительно способны исполнить всякого практического деятеля гражданской скорбью. Но эта скорбь никак не могла вдохновить нас. Напротив, эти-то жизненные тяготы и заставляли нас в течение 50 лет по временам отворачиваться от них и пробивать будничный лед, чтобы хотя на мгновение вздохнуть чистым и свободным воздухом поэзииВ». И далее Фет дает свое понимание поэзии как В«единственного убежища от всяких житейских скорбей, в том числе и гражданскихВ». По мысли Фета, В«поэзия, или вообще художественное творчество, есть чистое восприятие не предмета, а только одностороннего его идеала. <…> Художнику, – полагает он в статье, посвященной стихотворениям Ф. Тютчева, – дорога только одна сторона предметов – их красотаВ».

Несомненно, это было выстраданное убеждение. Фет тяжело переживал В«безобразие всего хода нашей жизниВ», как утверждал Н.Н. Страхов после встречи с поэтом. Но мысль о В«безобразии всего хода нашей жизниВ» не нашла последовательного поэтического воплощения. Определяя жизнь земную как В«базар крикливый БогаВ», как В«тюрьмуВ» (В«Окна в решетках, и сумрачны лицаВ», 1882), В«голубую тюрьмуВ» (В«Н.Я. ДанилевскомуВ»), поэт не видит свою задачу в том, чтобы выносить ей приговор или подробно описывать В«житейские скорбиВ». Признавая неидеальность социального устройства, Фет предметом своего творчества сделал красоту земного бытия: прелесть природы и поэзию человеческих чувств.

1880-е гг. – один из самых интенсивных, плодотворных периодов творчества А.А. Фета. В 1883 г. выходит его поэтический сборник В«Вечерние огниВ», собравший лучшие его произведения, через каждые два-три года выходят еще три выпуска сборника. Фет работает над своими мемуарами, и в 1890 г. публикует два толстых тома В«Моих воспоминанийВ». Третий том – В«Ранние годы моей жизниВ» выходит уже после смерти поэта в 1893 г. Фет много переводит. Среди наиболее значительных его переводов – основной труд немецкого философа А. Шопенгауэра В«Мир как воля и представлениеВ», стихотворный перевод всех сочинений Горация (труд, начатый еще в юношеские годы). Менее высоко исследователи оценивают переводы других римских авторов, сделанные Фетом, но нельзя не поразиться целеустремленностью и увлеченностью русского поэта. Он переводит комедии Плавта, В«СатирыВ» Ювенала, лирические произведения Катулла, В«Скорбные элегииВ» и В«МетаморфозыВ» Овидия, эпиграммы Марциала. Перед смертью Фет работает над пятым выпуском В«Вечерних огнейВ».

В 1892 г. поэт умер.

В 

в–єВ Читайте также другие статьи о творчестве А.А. Фета:

в–єВ Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Афанасий Афанасьевич Фет – русский поэт-лирик и переводчик немецкого происхождения. Родился Фет 23 ноября 1820 года в селе Новосёлки в Орловской губернии, а умер 21 ноября 1892 года в Москве. Современников всегда поражала литературная лирика писателя, успешно сочетающаяся с предприимчивостью успешного помещика.

 Биография

 Родился поэт в семье орловского помещика Афанасия Шеншина и Шарлотты-Елизаветы Беккер, покинувшей родную Германию. Получал знания юный литератор в немецком частном пансионате Крюммера, где впервые проявилась его любовь к поэзии и филологии. Дальнейшим образованием Фета занимался уже Московский университет.

 В 1845 году, когда Афанасий закончил обучение в университете, его ждала военная служба. Спустя 12 месяцев трудолюбивый лирик получил свое первое военное звание. В 1853 году по долгу службы прибыл в Санкт-Петербурге, после перевода в местный гвардейский полк. Уже через год  молодой человек служил в Балтийском порту, воспоминания об этом периоде легли в основу дальнейших мемуаров “Мои воспоминания”. В отставку Фет вышел в 1858 году, поселившись после окончания военной службы в Москве. Но и про северную столицу он не забывал – частенько наведывал в Петербург, ища вдохновения и встречаясь с друзьями юношеской поры.

 В 1857 году Афанасий Афанасьевич сделал предложение Марии Боткиной, являющейся родной сестрой известного литературного критика. В дальнейшем Фет приобрел имение в Мценской уезде, где они вдвоем с женой занимались развитием сельского хозяйства: выращивали зерновые культуры, содержали небольшую конную ферму, держали крупный рогатый скот, разводили пчел и птиц. Прибыль, полученная с семейного хозяйства, являлась основным источником дохода семьи.

 В 1867 году Фета избрали на должность мирового судьи. Судейская практика литератора продлилась 11 лет и завершилась в 1878 году.

 Умер поэт от сердечного приступа, по непроверенной информации перед этим он пытался свести счёты с жизнь, совершив неудачную попутку самоубийства. Похоронен лирик в селе Клейменово в семейном имении.

 Творческий путь

 Произведения Фета печатали в газетах и журналах еще во время его учебы в университете. Первая полноценная работа юного лирика вышла в свет в 1840 году – это был сборник стихов “Лирический пантеон”, написанный в соавторстве с университетским приятелем Аполлоном Григорьевым. В 1842 году выходят публикации в журналах “Отечественные записки” и “Москвитянин”.

 Во время службы, Афанасий Афанасьевич не забывает и о творческой составляющей своей жизни. Второй сборник появляется в 1850 году, а в 1856 – уже готов третий. Данные работы получают положительные рецензии критиков и опытных журналистов. Немного позже Фет познакомится с редакцией “Современника” и даже заведет приятельские отношения с местными литераторами. Хорошие отзывы о произведениях позволяют поэту получить признание и у простого населения.

С 1862 года по 1871 выпускаются новеллы, рассказы и очерки, в том числе цикл произведений “Из деревни”,  “Записки о вольнонаемном труде” и двухтомное собрание стихотворений. Фет четко разделяет литературную деятельность, считая поэзию инструментом для выражения романтических чувств, а прозу – отражением реального положения вещей.

 Позже в свет выходят выпуски “Вечерних огней”. В 90-ых годах появляется книга “Мои воспоминания”, описывающая весь жизненный путь Фета, а после смерти публикуют вторую книгу с мемуарами – “Ранние годы моей жизни”.

 Кроме создания собственных произведений, Фет всю свою жизнь занимался переводами зарубежной литературы. Именно ему принадлежит перевод “Фауста”, вышедшего из под пера Гёте. Также поэт переводил Шопенгауэра и хотел взяться за произведения Канта.

Фет – краткая биография

Афанасий Афанасьевич Фет родился в 1820 г. в Орловской губернии. Он был сыном помещика Шеншина и немки, фамилия которой по-немецки писалась Foeth. Их брак, состоявшийся за границей, в России был недействителен. Таким образом, Фет официально был незаконнорожденным и до самого своего совершеннолетия оставался иностранным подданным. Это открытие, которое он сделал, когда уехал из дому учиться, было для него жестоким испытанием, и он потратил всю жизнь на то, чтобы получить права дворянина и имя своего отца. В конце концов он этого добился в 1876 г., когда получил «по высочайшему повелению» право носить фамилию Шеншин. Однако в литературе он до самой смерти сохранял свое прежнее имя.

Афанасий Афанасьевич Фет. Иллюстрированная биография

Фет учился в частном учебном заведении в Лифляндии, а потом в Москве, где некоторое время был пансионером у Погодина, который чуть не уморил его голодом. Поступив в Московский университет, он оказался однокурсником Аполлона Григорьева, в доме которого жил, платя за постой. В 1840 г. он опубликовал за собственный счет книгу очень незрелых стихов, где ничего не предвещало будущего крупного поэта. Но уже в 1842 г. Фет напечатал в Москвитянине несколько стихотворений, которые и поныне считаются самыми лучшими.

По окончании университета, он поступил на военную службу и пятнадцать лет служил в разных кавалерийских полках, твердо решив добиться офицерского звания, которое давало дворянство. Но, к его несчастью, за время его службы в армии необходимое для дворянства звание дважды было повышено, и только в 1856 г., став капитаном гвардии, он смог наконец выйти в отставку как хотел – русским дворянином. После короткой поездки за границу он женился (без всяких сантиментов, очень выгодно) и приобрел небольшое именье, задумав составить состояние.

Тем временем стихи сделали ему имя, и в конце пятидесятых годов он был выдающейся фигурой в литературном мире. Он подружился с Тургеневым и Толстым, которые ценили его здравый смысл и не осуждали за крайнюю скрытность. Именно от Фета мы знаем подробности знаменитой ссоры между двумя великими романистами. Впоследствии именно Фет их помирил. Но тут молодое поколение антиэстетических радикалов, раздраженное явно не гражданственным направлением его поэзии и его махрово реакционными пристрастиями, открыло против него систематическую кампанию. В конце концов им удалось свистом и улюлюканьем заставить его замолчать; напечатав в 1863 г. третье издание своих стихов, Фет на двадцать лет исчез из литературы.

Он жил у себя в имении, активно и успешно занимаясь увеличением своего состояния и в качестве мирового судьи ведя упорную борьбу против крестьян за интересы собственного класса. Он снискал славу крайнего консерватора и приобрел новое, еще лучшее имение в Курской губернии. Главными радостями в его последующей жизни было возвращение ему родового имени, звание камергера, пожалованное Александром III и лестное внимание великого князя Константина. В своих отношениях с царской семьей Фет был подхалимом и лизоблюдом.

Хотя он и перестал печатать стихи после 1863 г., но никогда не переставал их писать, и его поэтический гений созрел за время мнимого молчания. Наконец в 1883 г. он снова явился перед публикой и с этого времени стал публиковать маленькие томики под общим названием Вечерние огни. Он никогда не был плодовит как поэт и посвящал свое свободное время широким затеям более механического свойства: написал три тома мемуаров, переводил своих любимых римских поэтов и своего любимого философа Шопенгауэра.

Под сильным влиянием Шопенгауэра Фет стал убежденным атеистом и антихристианином. И когда на семьдесят втором году жизни его страдания от астмы стали невыносимыми, он, естественно, задумался о самоубийстве. Родные делали все, чтобы он не исполнил своего намерения, и следили за ним очень пристально. Но Фет проявил незаурядное упорство. Однажды, оставшись на мгновение один, он завладел тупым ножом, но прежде чем ему удалось им воспользоваться, он умер от разрыва сердца (1892).

О его стихах читайте в статьях Поэзия Фета, Лирика Фета, Творчество Фета – кратко, Фет – поэт чистого искусства, Человек и природа в лирике Фета, Фет как символист, Афанасий Фет, стихи о смерти – анализ.

  • Вы здесь:  
  • Статьи по литературе image
  • Фет – краткая биография

Ещё по теме…

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий