Краткая биография генделя. Георг Фридрих Гендель:биография, интересные факты, творчество

Портрет Ге́ндель Георг Фридрих (нем. Georg Friedrich Händel, англ. George Frideric Handel) (23 февраля 1685, Галле — 14 апреля 1759, Лондон) — немецкий композитор и органист. Около полувека работал в Лондоне. Мастер монументальной оратории, главным образом на библейские сюжеты (ок. 30), в т. ч. «Саул», «Израиль в Египте» (обе 1739), «Мессия» (1742), «Самсон» (1743), «Иуда Маккавей» (1747). Более 40 опер, органные концерты, кончерто гроссо для оркестра, инструментальные сонаты, сюиты. Редактировать

Биография

Гендель в раннем возрасте обнаружил большие музыкальные способности и поначалу занимался музыкой втайне от отца, придворного цирюльника-хирурга, который хотел видеть своего сына юристом. Лишь около 1694 года Гендель был отдан в обучение Ф. В. Цахову (1663-1712) — органисту церкви св. Марии в Галле. В возрасте 17 лет Гендель был назначен органистом кальвинистского собора, однако он увлекся написанием своей первой оперы «Альмира», за которой спустя полтора месяца последовала еще одна опера — «Нерон». В 1705 году Гендель выехал в Италию, где провел около четырех лет. Работал во Флоренции, Риме, Неаполе, Венеции; во всех этих городах ставились его оперы-сериа, а в Риме — также оратории (в том числе «Воскресение»). Итальянский период жизни Генделя был отмечен также созданием многочисленных светских кантат (преимущественно для солирующего голоса с цифрованным басом); в них Гендель оттачивал свое мастерство вокального письма на итальянские тексты. В Риме Гендель написал несколько произведений для церкви на латинские слова. В начале 1710 года Гендель выехал из Италии в Ганновер, чтобы занять должность придворного капельмейстера. Вскоре он получил отпуск и отправился в Лондон, где в начале 1711 года была поставлена его опера «Ринальдо», восторженно принятая публикой. Вернувшись в Портрет работы Мерсье Ганновер, Гендель проработал немногим больше года и осенью 1712 года вновь выехал в Лондон, где оставался до лета 1716 года. За этот период он написал четыре оперы, ряд произведений для церкви и для исполнения при королевском дворе; был удостоен королевской пенсии. Летом 1716 года Гендель в свите английского короля Георга I еще раз посетил Ганновер (возможно, именно тогда были написаны его «Страсти по Брокесу» на немецкое либретто) и в конце того же года возвратился в Лондон. По-видимому, в 1717 году Гендель написал «Музыку на воде» — 3 оркестровые сюиты, предназначенные для исполнения во время парада королевского флота на Темзе. В 1717-1718 годах Гендель состоял на службе графа Карнарвонского (впоследствии герцога Чандосского), руководил музыкальным исполнением в его замке Кэннонс (близ Лондона). В эти годы он сочинил 11 англиканских духовных гимнов-антемов (известны как «Чандос-антемы») и два сценических произведения в популярном английском жанре маски, «Ацис и Галатея» и «Эсфирь» («Аман и Мардохей»). Обе маски Генделя рассчитаны на возможности скромного исполнительского ансамбля, которым располагал кэннонский двор. В 1718-1719 годах группа близких к королевскому двору аристократов, стремясь укрепить позиции итальянской оперы в Лондоне, основала новое оперное предприятие — Королевскую академию музыки (Royal Academy of Music). Гендель, назначенный музыкальным руководителем академии, отправился в Дрезден, чтобы набрать певцов для оперы, которая открылась в апреле 1720 года. Годы с 1720-го по 1727-й были кульминационными в деятельности Генделя как оперного композитора. За «Радамистом» (второй оперой, написанной специально для Королевской академии) последовали «Оттон», «Юлий Цезарь», «Роделинда», «Тамерлан», «Адмет» и другие произведения, принадлежащие к вершинам жанра оперы-сериа. Репертуар Королевской академии включал также оперы Джованни Бонончини (1670-1747), которого считали соперником Генделя, и других видных композиторов; в спектаклях участвовали многие выдающиеся певцы, в том числе сопрано Франческа Куццони (1696-1778) и кастрат Сенезино (ум. 1759). Однако дела нового оперного предприятия шли с переменным успехом, а сенсационный успех пародийной «простонародной» «Оперы нищего» (1728) на либретто Джона Гея (1685-1732) с музыкальным оформлением Иоганна Кристофа Пепуша (1667-1752) прямо способствовал его краху. Годом раньше Гендель получил английское подданство и сочинил четыре антема по случаю коронации Георга II (еще раньше, в 1723 году, он был удостоен звания композитора Королевской капеллы). В 1729 году Гендель стал соучредителем новых сезонов итальянской оперы, на этот раз в лондонском Королевском театре (King's Theatre) (в том же году он выехал для набора певцов в Италию и Германию). Это оперное предприятие просуществовало около восьми лет, в течение которых успехи чередовались с неудачами. В 1732 году новая редакция «Эсфири» (в форме оратории) была исполнена в Лондоне дважды, вначале под управлением самого Генделя, а затем силами конкурирующей труппы. Гендель готовил это произведение к постановке в Королевском театре, однако епископ Лондона запретил переносить библейский сюжет на театральные подмостки. В 1733 году Гендель был приглашен в Оксфорд на фестиваль своей музыки; специально для исполнения в оксфордском Шелдоновском театре (Sheldonian Theatre) он написал ораторию «Аталия». Между тем, в Лондоне была учреждена новая труппа, Дворянская опера (Opera of the Nobility), составившая серьезную конкуренцию генделевским сезонам. Недавний любимый певец Генделя Сенезино стал ее ведущим солистом. Борьба Дворянской оперы и генделевского предприятия за симпатии лондонской публики проходила драматично и завершилась банкротством обеих трупп (1737). Тем не менее в середине 1730-х годах Гендель создал такие замечательные оперы, как «Роланд», «Ариодант» и «Альчина» (две последние — с развернутыми балетными сценами). «Мессия» Годы с 1737-го по 1741-й в биографии Генделя были отмечены колебаниями между итальянской оперой-сериа и формами, опирающимися на английские тексты, прежде всего ораторией. К окончательному выбору между этими двумя жанрами его подтолкнули провал оперы «Дейдамия» в Лондоне (1741) и восторженный прием оратории «Мессия» в Дублине (1742). Бюст Премьеры большинства последующих ораторий Генделя происходили в новом лондонском театре Ковент-Гарденв дни Великого поста или незадолго до него. Большая часть сюжетов взята из Ветхого завета [«Самсон» (1743), «Иосиф и его братья» (1744), «Валтасар» (1745), «Иуда Маккавей» (1747), «Иисус Навин» (1748), «Соломон» (1749) и другие]; его оратории на темы из античной мифологии [«Семела» (1744), «Геркулес» (1745)] и христианской агиографии[«Феодора» (1750)] не имели особого успеха у публики. Как правило, в перерывах между частями ораторий Гендель исполнял собственные концерты для органа с оркестром или дирижировал произведениями в жанре кончерто гроссо (особенно примечательны 12 Concerti grossi для струнного оркестра соч. 6, опубликованные в 1740). В течение последних десяти лет жизни Гендель регулярно исполнял «Мессию», обычно силами 16 певцов и около 40 инструменталистов; все эти исполнения были благотворительными (в пользу Воспитательного дома в Лондоне). В 1749 году он сочинил сюиту «Музыка для королевского фейерверка» для исполнения в Грин-парке в честь Аахенского Скульптурная стела мира. В 1751 году Гендель потерял зрение, что не помешало ему год спустя создать ораторию «Иевфай». Последняя оратория Генделя, «Триумф Времени и Правды» (1757), скомпонована преимущественно из более раннего материала. Вообще говоря, Гендель часто прибегал к заимствованиям из своих ранних произведений, а также из музыки других авторов, которую он умело адаптировал к собственному стилю. Смерть Генделя была воспринята англичанами как потеря крупнейшего национального композитора. Он был похоронен в Вестминстерском аббатстве. До «баховского возрождения» начала 19 века репутация Генделя как самого значительного из композиторов первой половины 18 века оставалась незыблемой. В. А. Моцартосуществил новые редакции «Ациса и Галатеи» (1788), «Мессии» (1789), оратории «Празднество Александра» (1790) и Оды ко дню св. Цецилии (1790). Л. ван Бетховенсчитал Генделя величайшим композитором всех времен. Конечно, эта оценка преувеличена; тем не менее нельзя отрицать, что монументальные оратории Генделя, и прежде всего «Мессия», принадлежат к самым впечатляющим памятникам музыки барокко. Большая сюита g-moll. Пассакалья Большая сюита g-moll. Сарабанда Te Deum Автор: Редактировать

Произведения

Оперы

  • Альмира (Превратности царской судьбы, или Альмира, королева Кастильская). Либретто – Фридрих Кристиан Фёйсткинг, по одноименному роману Джулио Панчиери. Премьера в 1705 году.
  • Нерон (Любовь, приобретенная кровью и злодейством). Либретто – Фридрих Кристиан Фёйсткинг. Премьера в 1705 году.
  • Флориндо (Счастливый Флориндо). Либретто – Генрих Хинш. Премьера в 1708 году.
  • Дафна (Преображенная Дафна). Либретто – Генрих Хинш. Премьера в 1708 году.
  • Родриго. По произведению Франческо Сильвани. Премьера в 1707 году.
  • Агриппина. Либретто – Винченцо Гримани. Премьера в 1709 году.
  • Ринальдо. Либретто – Джакомо Росси/Аарон Хилл, по произведению Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим». Премьера в 1711 году.
  • Верный пастух. Либретто – Джакомо Росси по пасторали Джованни Баттиста Гварини. Премьера в 1712 году.
  • Тезей. Либретто – Никола Франческо Хайм. Премьера в 1713 году.
  • Сулла. Либретто – Джакомо Росси, по произведению Плутарха «Сравнительные жизнеописания». Премьера в 1713 году.
  • Амадис. Либретто – Дж. Росси, по произведению Антуана де ля Мотт «Amadis de Grèce». Премьера в 1715 году.
  • Радамист. Либретто – Никола Хайм, по Доменико Лалли «Любовь тирана, или Зенобия». Премьера в 1720 году.
  • Муций Сцевола. Либретто – Паоло Антонио Ролли. Премьера в 1721 году.
  • Флоридант. Либретто – Паоло Антонио Ролли. Премьера в 1721 году.
  • Оттон, король Германский. Либретто – Николо Хайм, по пьесе «Теофане» С. Б. Паллавичино. Премьера в 1723 году.
  • Флавий. Либретто – Николо Хайм, по пьесе «Сид» Корнеля и либретто С. Гиги. Премьера в 1723 году.
  • Юлий Цезарь. Либретто – Никола Хайм. Премьера в 1724 году.
  • Тамерлан. Либретто – Никола Хайм. Премьера в 1724 году.
  • Роделинда. Либретто – Никола Хайм. Премьера в 1725 году.
  • Сципион. Либретто – П. Ролли по пьесе «Сципион в Испании» А. Дзено. Премьера в 1726 году.
  • Александр. Либретто – П. Ролли, по пьесе «Великолепие Александра» О. Мауроса. Премьера в 1726 году.
  • Адмет (Адмет, царь Фессалийский). Либретто – Николо Хайм или Ролли по итальянскому либретто «Antigona delusa du Alceste» А. Аурели. Премьера в 1727 году.
  • Ричард Первый (Ричард Первый, Король Английский). Премьера в 1727 году.
  • Сирой (Сирой, царь Персидский). Либретто – Никола Хайм. Премьера в 1728 году.
  • Птоломей (Птоломей, Царь Египетский). Либретто – Никола Хайм. Премьера в 1728 году.
  • Лотарь. По пьесе «Аделаида» Сальви. Премьера в 1729 году.
  • Партенопа. Либретто – Сильвио Стампилия. Премьера в 1730 году.
  • Пор (Пор, царь Индийский). По пьесе Метастазио «Александр в Индии». Премьера в 1731 году.
  • Аэций. Премьера в 1732 году.
  • Фернандо (Фернандо, король Кастильский). Либретто – Норрис, по пьесе «Альфонс Первый». Премьера в 1732 году.
  • Роланд. Либретто – Г. Браччиоли, по трагедии «Неистовый Роланд» Ариосто. Премьера в 1733 году.
  • Ариадна на Крите. Либретто – Пьетро Париати по пьесе «Ариадна и Тезей». Премьера в 1734 году.
  • Орест. Премьера в 1734 году.
  • Ариодант. Либретто – А. Сальви, по пьесе «Неистовый Роланд» Ариосто. Премьера в 1735 году.
  • Альцина. Либретто – А. Марки по пьесе «Неистовый Роланд» Ариосто. Премьера в 1735 году.
  • Аталанта. Либретто – Б. Валериани по пьесе «Охота в Этолии». Премьера в 1736 году.
  • Арминий. Либретто – Антонио Сальви. Премьера в 1737 году.
  • Юстин. По одноименной пьесе Николо Берегани. Премьера в 1737 году.
  • Береника. Либретто – Антонио Сальви. Премьера в 1737 году.
  • Александр Север. Либретто – А. Дзено. Премьера в 1738 году.
  • Фарамунд. По одноименному произведению А. Дзено. Премьера в 1738 году.
  • Ксеркс. Либретто – Н. Минато. Премьера в 1738 году.
  • Юпитер в Аргосе. Либретто – Антонио Мария Люччини. Премьера в 1739 году.
  • Гименей. Премьера в 1740 году.
  • Деидамия. Либретто – П. Ролли. Премьера в 1741 году.

Редактировать

Дополнительная литература

  • Роллан Р. Гендель // Р. Роллан. Музыкально-историческое наследие, вып. 2, перевод с французского. М., 1987.
  • Deutsch O. E. Handel, a Documentary Biography. London — New York, 1955.

Смотри также

Барокко Бах Иоганн Себастьян Классицизм Статья находится в рубриках

В 

В 

Гендель Георг Фридрих Биография Генделя Георга Фридриха – молодые годы. Георг Фридрих Гендель родился в Галле 23 февраля 1685 года. Начальное образование он получил в средней школе. Помимо основного образования юный Гендель получил базовые основы музыкального образования. Поворотным моментом биографии Генделя является его случайная встреча с Иоганном Адольфом, который поразился замечательной импровизации, сыгранной Генделем, и уговорил его отца дать ему музыкальное образование. Так Гендель стал учиться у известного органиста и композитора Фридриха Цахау. За три года обучения он научился свободно играть на скрипке, гобое, клавесине и получил основы композиции. В феврале 1697 года скончался отец Генделя. Георг, следуя воле покойного, окончил гимназию, а через пять лет поступил на юридический факультет университета в Галле. Вскоре после поступления в университет он был назначен органистом в городской реформатский собор, где стажировался в течение года. Гендель преподавал пение в гимназии, давал частные уроки и занимался созданием музыки для исполнения в городских церквях. Весной 1703 года Гендель покинул Галле и направился в Гамбург, где устроился в оперный театр вторым скрипачом. Вскоре он становится первым скрипачом. Этот на первый взгляд несущественный факт биографии Генделя становится определяющим. Именно тогда молодой композитор выбрал основой своей музыкальной деятельности оперный театр. Главным событием биографии Генделя за время жизни в Гамбурге можно считать премьеру его оперы «Альмира» в 1705 года. Опера сразу получила популярность и была сыграна около двадцати раз. В том же году была поставлена вторая опера Генделя, которая выдержала всего три представления. Неожиданно для всех Гендель решает покинуть Гамбург и отправляется в Италию. В 1706 – 1707 годах он проживает во Флоренции, затем переезжает в Рим. В 1708 году Гендель с успехом ставит свою первую итальянскую оперу «Родриго». Выступая на публичных музыкальных состязаниях, Гендель также получает признание своего композиторского мастерства, побеждая лучших музыкантов Рима. Затем Гендель едет в Неаполь, где живет около года. Главным сочинением Генделя за период пребывания в Неаполе считается опера «Агриппина». После ее написания Гендель отправляется в Венецию, где ставит оперу и вновь обращает на себя внимание публики, получая новую порцию успеха. Вскоре Гендель уезжает из Италии в Германию в Ганновер и поступает на службу придворным капельмейстером к ганноверскому курфюрсту, но остается там недолго. Получив официальный отпуск, в конце 1710 года Гендель отправился в Лондон. Там он пишет оперу «Ринальдо», с которой сразу же с успехом входит в театральный мир Лондона. Значительным фактом биографии Генделя стал его дебют в жанре церемониально-торжественной музыки, который в то время имел большую популярность в Англии. В 1713 году Гендель написал монументальный «Те деум» и «Оду ко дню рождения королевы». Сама королева Анна была довольна сочинением композитора разрешила исполнить «Те деум» на торжественном собрании в честь подписания Утрехтского мира в соборе Святого Павла. Именно это повлияло на решение Генделя делать композиторскую карьеру в Англии. До 1720 года Гендель служил в капелле герцога Чандоса, суперинтендантом королевской армии. Гендель, при его огромной трудоспособности, в те годы сочинил немного — две маски и антемы, однако эти произведения, наряду с «Те деумом» были решающими этапами его творчества. Одно из них впоследствии стало английской оперой, другое — «Эсфирь» — первой английской ораторией. В 1720 году началась новая веха биографии Генделя. Он становится свободным предпринимателем и акционером. В новом театрально-коммерческом предприятии Гендель ставит оперы, лично набирает певцов и оркестрантов. В течение долгого времени широкая публика не признавала Генделя, отдавая предпочтение итальянской опере. В 1723 году Гендель ставит «Отгона», который стал самой популярной оперой в Англии того времени, затем следуют премьеры Флавио», «Юлия Цезаря» и «Тамерлана». Пользуясь приемами итальянских популярных композиторов, Гендель добивается успеха со своими новыми постановками. Однако со временем вкусы английской публики изменились, и итальянская опера вышла из моды. Публика перестала ходить на оперы Генделя. Это было трудным периодом в жизни композитора. Несмотря ни на что, он продолжал сочинять. В течение нескольких лет он терпел поражение с каждым новым своим творением. В итоге это привело к полному разорению композитора. Последствия были тяжелыми и для здоровья Генделя – его разбил паралич. Благодаря друзьям, которые оплатили его поездку на оздоровительный курорт, Гендель оправился от болезни. Тогда же наступил непродолжительный период возвращения к нему успеха – в 1738 году он ставит оперу «Фарамондо», которую тепло принимает публика, затем пастиччо «Алессандро Северо»и «Ксеркс». Генделю удается наладить свое материальное положение и расплатиться с частью долгов. Однако в следующем году его снова ждал холодный прием английской публики, хотя в то время он пишет особенно выразительные и живописные произведения, сочиняет одну из лучших своих ораторий — «Жизнерадостный, задумчивый и умеренный». Биография Генделя Георга Фридриха – зрелые годы. В начале 1740-х годов Гендель расстается с оперой, поставив своего последнее произведение в этом жанре — «Деидамия». Гендель начинает сочинять оратории, основываясь главным образом на библейских сюжетах. Он пишет свою знаменитую ораторию «Мессия». Не дожидаясь премьеры «Мессии» в Англии, он внезапно уезжает в Дублин, где дает концерты, а затем ставит «Мессию». Ораторию приняли тепло, и он повторил ее. После Гендель возвратился в Лондон. В 1743 году состоялось первое исполнение его героической оратории «Самсон», которая принадлежит к числу лучших драматических произведений первой половины XVIII века. В 1744 году он ставит «Семелу», «Иосифа», в 1745 году — «Геркулеса» и «Валтасара». Однако концерты Генделя не имеют успеха, и он снова оказывается на грани разорения, его физические силы истощаются. В 1751 году у Генделя начинает развиваться слепота. Ему проводят безуспешную операцию глаз, но в 1753 году наступает полная слепота. Композитор умер 14 апреля 1759 года.

Дата рождения: 23 февраля 1685 года. Дата смерти: 14 апреля 1759 года. Место рождения: Римская Империя. Гендель Георг Фридрих – композитор, которого считают и английским, и немецким. Также Фридрих Гендель известен своими операми. Фридрих появился на свет в 1685 году. Его отец, Георг, был цирюльником, а мать, Доротея-дочерью священника. Родители много времени уделяли своему религиозному образованию и приучали к этому детей. Отец решил, что его сын должен быть юристом и не хотел замечать, что мальчик изо всех сил тянется к музыке и имеет к ней большие способности. Уже с четырех лет он стал играть на клавесине, который нашел на чердаке. Тяга к музыке была столь сильна, что молодой музыкант сам научился игре на музыкальном инструменте ночами, когда его никто не мог видеть. Когда мальчику было семь лет, он с отцом отправился к родственникам. Там мальчика, играющего на органе, заметил влиятельный герцог и дал совет его отцу развивать всеми силами эти способности. У отца хватило решимости прислушаться к этому совету, и мальчик начал занятия с композитором-органистом. Ф. Цахау преподавал ему игру на нескольких музыкальных инструментах и теоретические дисциплины. Также композитор научил молодого музыканта ориентироваться в стилях и придавать своим идеям задуманную музыкальную форму. Все это влияние прослеживалось в дальнейшей творческой деятельности Фридриха. После окончания обучения музыкант предпринял поездку в Берлин, где впервые выступил при дворе знатного вельможи. Вундеркинд одиннадцати лет был по достоинству оценен и приглашен для службы к курфюрсту Бранденбургскому. После этого подросток два года обучался в гимназии и в это же время познакомился с Г. Телеманом, ставшим его другом. Позже молодой человек стал изучать юриспруденцию в местном университете, кроме этого он обучался богословию. После завершения учебы молодой юрист принял решение перебраться в Гамбург. Основанием для переезда стал факт, что именно в этом городе находился единственный немецкий театр оперы. Здесь Фридрих стал сочинять, ориентируясь на руководителя оркестра театра, и одновременно работая скрипачом и клавесинистом. Уже через несколько лет были готовы две первые оперы композитора. Они были поставлены в театре Гамбурга, который был близок к финансовому краху. Никаких оснований к развитию немецкой оперы не было, и композитор решил принять приглашение Д.Медичи и уехать в Италию. Там его приняли не очень тепло, отчасти из-за войны за испанское наследство, отчасти из-за сухости немецкого стиля в музыке. Тем не менее композитор очень быстро освоил характерный для итальянцев стиль и вскоре представил «Родриго», оперу, которая понравилась итальянцам. Вскоре о нем говорила вся Италия. Тем не менее композитор вернулся в Германию, стал там капельмейстером и получил благословление у матери на переезд в Лондон. В Англии в то время композиторов, писавших оперы не было вообще. Может быть, именно поэтому Гендель сразу был принят королевой Анной и пришелся ей ко двору. Тем не менее, публикой оперное творчество было принято довольно прохладно. Тем не менее, композитор не отчаялся, а начал искать способ стать популярным. Он создал ряд музыкальных произведений для английского двора, тем самым показав свою лояльность. Это было оценено – Анна одарила его пенсией до конца жизни. После смерти королевы композитор смог без труда завоевать сердце нового короля – Георга, так как тот был мягким человеком и любил музыку. Композитор занял пост директора Королевской академии музыки. Именно с этого момента наступил его расцвет как оперного музыканта. Правда, продлился он недолго из-за приезда итальянца Д. Бонончини, который составил нешуточную конкуренцию и пользовался любовью публики. Тем не менее, Гендель продолжал писать оперы, а затем сконцентрировался на ораториях. После ухудшения зрения он решился на операцию, которую ему провел именитый врач, в итоге оказавшийся шарлатаном. Через год композитор ослеп, а вскоре умер. Это случилось в 1759 году, в скором времени после исполнения «Мессии», где он дирижировал. Достижения Георга Генделя: • Автор сорока опер и более тридцати ораторий • Популяризировал оперу в Англии и в Германии • Автор знаменитых музыкальных произведений, которые исполняются по сей день Даты из биографии Георга Генделя: • 1685 г. появился на свет • 1692 г. переезд в Вейсенфельс • 1694 г. начало занятий с Ф. Цахау • 1696 г. поездка в Берлин • 1697 г. смерть отца • 1698 г. начало обучения в гимназии • 1701 г. начал периодически играть на органе в местном соборе • 1702 г. стал студентом университета Галле • 1703 г. переезд в Гамбург • 1705 г. создал две первых оперы • 1706 г. отъезд в Италию • 1711 г. премьера оперы в Англии • 1712 г. переезд в Англию • 1726 г. стал британским подданным • 1752 г. операция на глазах • 1759 г. скончался

  • < Назад
  • Вперёд >

Каранькова Ю.Н.

1. Жизненный и творческий путь Г. Ф. Генделя.

Г. Ф. Гендель (1685 — 1759) – немецкий композитор барокко. Родился в Галле близ Лейпцига, первую половину своей жизни прожил в Германии, а вторую половину – с 1716 г. – в Англии. Гендель умер в Лондоне и похоронен в Вестминстерском аббатстве (усыпальница английских королей, государственных деятелей, знаменитых людей: Ньютона, Дарвина, Диккенса). В Англии Генделя считают английским национальным композитором.

В раннем возрасте Гендель обнаруживает большие музыкальные способности. Уже в 7-летнем возрасте Гендель покоряет своей игрой на органе герцога Саксонского. Однако музыкальные увлечения ребёнка наталкиваются на противодействие отца, мечтавшего о юридической карьере сына. Поэтому Гендель поступает в университет на юридический факультет и параллельно служит органистом в церкви.

В 18-летнем возрасте Гендель переезжает в Гамбург, город, имеющий первый в Германии оперный театр, соревнующийся с театрами Франции и Италии. Именно опера влекла к себе Генделя. В Гамбурге появилась первая оратория Генделя «Страсти по Евангелию от Иоанна», первые оперы – «Альмира», «Нерон».

В 1705 г. Гендель направляется в Италию, пребывание в которой имело огромное значение для формирования генделевского стиля. В Италии окончательно определилось творческое направление композитора, его приверженность итальянской опере-seria. Оперы Генделя получают восторженное признание у итальянцев («Родриго», «Агриппина»). Гендель пишет также и оратории, светские кантаты, в которых оттачивает своё вокальное мастерство на итальянские тексты.

В 1710 г. композитор едет в Лондон, где с 1716 г. обосновывается окончательно. В Лондоне он отдаёт много времени изучению хорового искусства Англии. В результате появляются 12 антемов – английских псалмов для хора, солистов и оркестра на библейские тексты. В 1717 г. Гендель пишет «Музыку на воде» — 3 оркестровых сюиты для исполнения во время парада королевского флота на Темзе.

В 1720 г. в Лондоне был открыт оперный театр «Королевская академия музыки» (с 1732 г. – «Ковент-Гарден»), музыкальным руководителем которого становится Гендель. Период с 1720 по 1727 гг. является кульминационным в деятельности Генделя как оперного композитора. Гендель создавал по несколько опер в год. Тем не менее, итальянская опера всё более и более стала испытывать кризисные явления. Английское общество стало испытывать острую потребность в национальном искусстве. И хотя лондонские оперы Генделя были распространены по всей Европе как шедевры, падение престижа итальянской оперы отражается и на его творчестве. В 1728 г. «Королевскую академию музыки» пришлось закрыть. Однако Гендель, не отчаиваясь, едет в Италию, набирает новую труппу и открывает сезон Второй оперной Академии. Появляются новые оперы: «Роланд», «Ариодант», «Альчина» и др., в которых Гендель обновляет трактовку оперы-seria – вводит балет, усиливает роль хора, делает музыкальный язык более простым и выразительным. Однако борьба за оперный театр кончается поражением – Вторая оперная Академия закрывается в 1737 г. Композитор тяжело переносит крах Академии, заболевает (депрессия, паралич) и почти 8 месяцев не работает.

После провала оперы «Дейдалия» (1741) Гендель отказывается от сочинения опер и сосредотачивает внимание на оратории. В период с 1738 по 1740 гг. были написаны его библейские оратории: «Саул», «Израиль в Египте», «Самсон», «Мессия» и др. Оратория «Мессия» после премьеры в Дублине встретила резкую критику духовенства.

На закате жизни Гендель добивается прочной славы. Среди произведений, написанных в последние годы, выделяется «Музыка для фейерверка», предназначенная для исполнения на открытом воздухе. В 1750 г. Гендель берётся за сочинение новой оратории «Иевфай». Но здесь его сражает несчастье – он слепнет. Слепой, он заканчивает ораторию. В 1759 г. Гендель умирает.

2. Характеристика творческого стиля Генделя.

Огромное значение имеет духовная тематика – образы Ветхого и Нового заветов (оратории «Самсон», «Мессия», «Иуда Маккавей»). В них Генделя привлекал эпический размах и героический характер многих образов (библейские образы в героическом, гражданском аспекте).

Музыка Генделя передаёт не психологически тонкие нюансы, а большие чувства, которые композитор воплощает с такой силой и мощью, что заставляет вспомнить творения Шекспира (Генделя, как и Бетховена, нередко называют «Шекспиром масс»). Отсюда – основные черты его стиля:

монументальность, широта (обращение к крупным формам – опере, кантате, оратории)

оптимистическое, жизнеутверждающее начало

общечеловеческий уровень творчества.

Свыше 30 лет своей жизни Гендель посвятил опере (свыше 40 опер). Но только в ораториальном жанре Гендель создал подлинно великие произведения (32 оратории). Сюжеты для ораторий Гендель черпал из различных источников: исторических, античных, библейских. Наибольшую популярность получили его библейские оратории: «Саул», «Израиль в Египте», «Самсон», «Мессия», «Иуда Маккавей». Свои оратории Гендель предназначал для театра и исполнения в декорациях. Желая подчеркнуть светский характер своих ораторий, он стал исполнять их на концертной эстраде, создав тем самым новую традицию исполнения библейских ораторий. В ораториях внимание Генделя приковано не к индивидуальной судьбе героя, как в опере, не к его лирическим переживаниям, а к жизни целого народа. В отличие от оперы-seria, с её опорой на сольное пение, стержнем оратории оказался хор как форма передачи мыслей и чувств народа. Формой сольного пения в оратории, как и в опере, является ария. Гендель вводит новую разновидность сольного пения — арию с хором.

Список сочинений Генделя

Свыше 40 опер: «Альмира», «Агриппина», «Ринальдо», «Юлий Цезарь», «Роланд», «Ксеркс», «Родриго» и др.

32 оратории: «Саул», «Израиль в Египте», «Самсон», «Мессия», «Иуда Маккавей», «Иевфай» и др.

Около 100 итальянских кантат (светских)

Английские и итальянские песни

Церковная музыка: антемы, псалмы, «Те Deum» (хвалебный гимн)

Сочинения для оркестра: 19 concerto grosso, сюиты: «Музыка на воде», «Музыка фейерверка».

21 концерт для органа с оркестром (Гендель – создатель этого жанра)

3 сборника клавирных сюит, трио-сонаты, пьесы для клавира.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://academicon.ru/

Дата добавления: 17.12.2012

image

image image  image
1. George Frideric Haendel. 6 Concerti Grossi, op 3. (Mp3)
Скачать альбом (zip; 52 Mb)
2. George Frideric Haendel. Organ Concertos, op. 4. (Mp3)
Скачать альбом (zip; 120 Mb)
3. George Frideric Haendel. Water Music, Music for the Royal Fireworks. (Mp3)
Скачать альбом (zip; 140 Mb)
image image
4. George Frideric Haendel. 12 Concerti Grossi, op. 6. (Mp3)
Скачать альбом (zip; 107 Mb)
5. George Frideric Haendel. Messiah. (Mp3) (2 CD) (Performed by Vienna Boys Choir)
Скачать 1CD (zip; 69 Mb)
Скачать 2CD (zip; 41,4 Mb)
image image  
Скачать 1CD (zip; 266 Mb)
Скачать 2CD (zip; 306 Mb)
Скачать 3CD (zip; 347 Mb)
Скачать 4CD (zip; 266 Mb)
Скачать 5CD (zip; 306 Mb)
Скачать 6CD (zip; 347 Mb)

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий