Краткая биография Майи Плисецкой самое главное

20 ноября исполняется 95 лет со дня рождения гениальной российской балерины, хореографа, балетмейстера, киноактрисы Майи Плисецкой. О великой балерине очень многое говорят ее фотографии: с них смотрит сильная и стильная, яркая и в чем-то даже дерзкая женщина, которая полна внутренней интеллигентности и благородства – настоящая королева сцены.

Майя Плисецкая – это женщина-эпоха, в ее биографии отразилась история нашей страны. Все знаковые события сплелись в ее судьбе: репрессированные родители, отрочество где-то между домом тетки и хореографическим училищем, сценический дебют в эвакуации, стремительный взлет к званию примы-балерины Большого театра, мировая слава и кабальная зависимость от Министерства культуры СССР. А потом – работа в самых блестящих театрах мира. Она профессионально танцевала до 65 лет, да и в 70 выходила на сцену с грацией юной девушки.

Шпицберген, Москва и первое увлечение танцами

Будущая звезда сцены родилась 20 ноября 1925 года в Москве, в семье советского хозяйственного деятеля, дипломата Михаила Плисецкого и актрисы немого кино Рахили Мессерер. Отец в молодости руководил производством первых советских фильмов, тогда и познакомился с юной красавицей Рахиль, выпускницей ВГИКа. До замужества она успела сняться в шести фильмах, а потом целиком посвятила себя семье и отправилась вслед за мужем на остров Шпицберген. Там с 1932 по 1936 год он работал руководителем советской угольной концессии и одновременно был генеральным консулом СССР на этом норвежском острове. Сама же Майя Плисецкая на Шпицбергене училась в школе, каталась на лыжах, занималась в театральном кружке и даже впервые выступила на сцене в самодеятельной постановке оперы Даргомыжского «Русалка».

image

Актриса, балерина Майя Михайловна Плисецкая в роли Бетси на съемочной площадке фильма «Анна Каренина» режиссера Александра Григорьевича Зархи по одноименному роману Льва Николаевича Толстого. Фото: Валентин Мастюков/ТАСС

В своих воспоминаниях балерина писала, что на этом северном острове она однажды чуть не погибла: зашла на лыжах слишком далеко, не рассчитала сил, присела отдохнуть «только на минуточку» и впала в дрему. Девочка замерзла бы, но ее нашла умница-овчарка по кличке Як. «Она раскопала меня из снежного сугроба и поволокла за шиворот к людям. Так я родилась во второй раз», – рассказывала балерина.

В июне 1934-го, когда Плисецкие вернулись в Москву на время отпуска отца, Майя поступила в балетную школу. Это было так естественно: все родственники со стороны матери были так или иначе связаны с балетом, да и сама Майя уже успела проявить склонность к танцам. Ее определили в класс заслуженной артистки РСФСР, балетмейстера и педагога Евгении Долинской. Девочка училась танцевать с упоением. И ей было еще невдомек, что совсем скоро от благополучного мира ее детства не останется и следа.

Дочь «врага народа»

Майя Плисецкая была старшей из трех детей, после нее в семье родились еще два сына – Александр в 1931 году и Азарий 1937 года рождения. Когда Майе Плисецкой было 11 лет – за два месяца до появления на свет младшего из ее братьев – произошла трагедия, разрушившая и разметавшая эту дружную семью: 30 апреля 1937 года по обвинению в шпионаже был арестован отец семейства Михаил Плисецкий. А 8 января 1938 года он был расстрелян.

image

Народная артистка СССР Майя Михайловна Плисецкая (справа) и Народный артист РСФСР Николай Борисович Фадеечев в балете «Прелюдии и фуги» на музыку Иоганна Себастьяна Баха на сцене Большого театра СССР. Фото: Александр Коньков/ТАСС

О матери же великая балерина вспоминала так: «Характер у мамы был мягкий и твердый, добрый и упрямый. Когда в тридцать восьмом году ее арестовали и требовали подписать, что муж шпион, изменник, диверсант, преступник, участник заговора против Сталина, – она наотрез отказалась. Случай по тем временам героический. Ей дали 8 лет тюрьмы».

Вместе с матерью в тюрьму отправился младший из братьев Майи Плисецкой, которому тогда не было и года. А ее саму и брата Александра спасло от детского дома то, что их разобрали в семьи сестра и брат матери, артисты балета Суламифь и Асаф Мессереры.

С этого времени Майя Плисецкая целиком ушла в занятия балетом. К слову, два ее брата, когда подросли, тоже связали себя с балетом и стали артистами, хореографами и балетмейстерами.

Майя Плисецкая училась в хореографическом училище, когда началась война. Все это время ее родственники, прославленные артисты балета, бились за то, чтобы мать Майи была оправдана и возвращена в Москву. В результате их многочисленных хлопот и прошений из Акмолинского лагеря жен изменников Родины, куда Рахиль Мессерер попала вместе с грудным ребенком, ее перевели в конце лета 1939 года на вольное поселение в Чимкент. Там она в статусе ссыльной работала учителем танцев в одном из клубов. Вернуться в Москву Рахиль Мессерер удалось в 1941 году, за два месяца до начала Великой Отечественной войны.

Прима-балерина Большого театра Союза ССР Майя Михайловна Плисецкая (Кармен) и советский артист балета Николай Борисович Фадеечев (Хозе) в одноактном балете «Кармен-сюита» в постановке кубинского балетмейстера Альберто Алонсо по мотивам новеллы французского писателя Проспера Мериме «Кармен» на сцене Государственного академического Большого театра Союза ССР. Фото: Александр Коньков/ТАСС

Сценический дебют в эвакуации и встреча со сценой Большого театра

Когда началась война, Майя вместе с матерью и братьями отправилась в эвакуацию в Свердловск, поэтому занятия в училище пришлось прервать. Хотя на профессиональную сцену она впервые вышла именно там, в эвакуации, исполнив партию «Умирающего лебедя» в постановке своей тети, первоклассного балетмейстера Суламифи Мессерер.

Именно там, на сцене свердловского клуба юная балерина впервые продемонстрировала ту потрясающую лебединую пластику и грацию, которая позже прославила ее на весь мир.

В 1942 году 16-летняя Майя Плисецкая вернулась из эвакуации в Москву, чтобы продолжить учебу – одна, поскольку мама с братьями еще какое-то время оставались в Свердловске. А в 1943 году она с отличием окончила хореографическое училище и была принята в кордебалет Большого театра.

На главной сцене страны в то время царили такие звезды балета, как Семенова, Лепешинская, Мессерер, Головкина. Чтобы не ограничиваться кордебалетом и не терять форму, Майя стала танцевать сольные партии на концертах в Домах культуры. Так вся Москва увидела ее «Умирающего лебедя» и была покорена. Когда через некоторое время по всей стране началась кампания по выдвижению молодых талантов, молодая балерина стала получать роли одну за другой, постепенно наращивая мастерство и раскрывая свой талант.

Кадр из художественного фильма «Балерина». В главной роли солисты балета Майя Плисецкая и Николай Фадеечев. Фото: ТАСС

Невыездная звезда: почему Плисецкую не выпускали за рубеж

Свою первую главную партию – роль Маши в «Щелкунчике» – она исполнила в 1944 году. Еще через год ей дали партию феи Осени в «Золушке». Позднее в ее репертуаре появились другие ведущие партии.

В 1947 году она впервые танцевала в Большом театре Одетту и Одилию в «Лебедином озере». Впоследствии этот балет станет главным в ее жизни. Она станцевала его более 800 раз на лучших сценах мира. И по ее собственному утверждению, каждый раз она танцевала его иначе, по-новому. Последний раз «Умирающего лебедя» балерина танцевала в 75 лет – это настоящий рекорд для Книги Гиннесса. Но это будет потом.

А пока Майя Плисецкая к концу 40-х стала ведущей балериной среди молодых солисток. Она танцевала главные партии в «Бахчисарайском фонтане», балетах «Раймонда», «Жизель», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Конек-Горбунок» а также во всех трех постановках балета «Спартак». В 1960-х годах в репертуар Майи Плисецкой вошли балеты «Ромео и Джульетта» и «Легенда о любви».

Но все это перечисление звездных ролей только выгладит как шествие к вершинам славы. На деле же Майя Плисецкая была «невыездной». Ну еще бы: репрессированный отец, мать – бывшая ссыльная; плюс пятый пункт в паспорте и родственники за границей. На зарубежные гастроли ездила Уланова и другие звезды балета, а она – лучшая из лучших – оставалась на родине. В какой-то момент она собрала остатки труппы и настояла на том, чтобы в Москве был показан внеочередной спектакль «Лебединое озеро». Был аншлаг, о выступлении звезды узнали за рубежом. А ведь по официальной версии, озвученной чиновниками, Майя Плисецкая не поехала на гастроли из-за болезни. Так весь мир узнал, что ведущую балерину страны держат в стране, как крепостную, не выпуская за рубеж.

Был большой скандал. В своей книге Плисецкая написала об этих событиях так: «Про других не знаю. А про себя скажу. Не хочу быть рабыней. Не хочу, чтобы неведомые мне люди мою судьбу решали. Не таить, что думаю – хочу. Голову гнуть не хочу и не буду. Не для этого родилась».

Солистка Большого театра Союза ССР Майя Плисецкая в роли Одетты в балете Петра Чайковского «Лебединое озеро». Фото: Александра Конькова /ТАСС

Как Родион Щедрин освободил жену из заточения в стране

В 1958 году 33-летняя Майя Плисецкая стала женой композитора Родиона Щедрина. За два года до этого она уже побывала замужем, но брак с юным солистом балета Марисом Лиепой, который был моложе нее самой на 11 лет, продержался всего три месяца, после пара распалась.

С Щедриным балерина уже была знакома, они несколько раз виделись у общих друзей, но после того, как молодой композитор побывал на ее репетиции, он был покорен, восхищен, и события стали развиваться стремительно. В тот же вечер они гуляли по городу, и начали встречаться. А летом, когда труппа вновь уехала на зарубежные гастроли, Майя Плисецкая тайком отправилась в Карелию, где в Доме отдыха под Сортавалой ее ждал Щедрин.

Они жили посреди леса, много гуляли, кормя комаров, мерзли в неотапливаемом коттедже и, в конце концов, сели в машину Щедрина и сбежали в Сочи – отогреваться. Они были влюблены друг в друга, и оба – в музыку и балет. Отпуск пролетел, как самый фантастический и «беспризорный» в их жизни.

А осенью они поженились. И всю жизнь до самого преклонного возраста жили душа в душу. Детей у пары не было, поскольку Майя Плисецкая хотела всецело посвятить себя балету. Семья Щедрина и Плисецкой соединила двух талантливейших творцов и стала одной из немногих, в которой оба супруга являлись обладателями почетного звания Народный артист СССР.

Именно Щедрин вызволил свою жену из заточения в стране. Знаменитый композитор, известный человек – он записался на прием к заместителю председателя КГБ. И после этого визита Майю Плисецкую постепенно стали выпускать на гастроли за рубеж. Правда, сам Щедрин оставался заложником в Москве. Это было гарантией того, что его знаменитая жена вернется в Союз. Вместе их не выпускали за границу еще очень долго.

Балет Родиона Щедрина «Дама с собачкой» на сцене Государственного академического Большого театра Союза ССР. Майя Плисецкая в роли Анны Сергеевны и Борис Ефимов в роли Гурова. Фото А.Конькова и П.Максимова /ТАСС

И это еще не все: гений Родиона Щедрина, его любовь и самопожертвование помогли балерине прожить невероятно долгую сценическую жизнь. Специально для своей жены композитор написал несколько балетов, которые прославили ее. Вот что рассказывала сама балерина: «Щедрин – профессионал самой высокой пробы, может сделать отменно и оперу, и что угодно. А балеты написал просто-таки мне в помощь. В вызволение от надвигающегося возраста: новый репертуар обязательно выводит на следующую ступень искусства».

Балет с суфлером: как великий Морис Бежар помог балерине вырваться за пределы классики

Майя Плисецкая всегда стремилась расширить свои рамки в балете. Классического репертуара ей было мало, она искала возможности вырваться за пределы классики. В1967 году знаменитый кубинский балетмейстер Альберто Алонсо специально для нее поставил на сцене Большого театра «Кармен-сюиту». Роль Кармен, исполненная балериной, стала сенсацией в мире балета и навсегда вошла в историю мировой хореографии.

Неоднократно Майя Плисецкая работала и с выдающимся французским балетмейстером Морисом Бежаром. В 1975 году она танцевала в его балете «Болеро» на музыку Мориса Равеля. В этот момент ей было уже 50 лет! Вот что рассказывала сама балерина об этой работе:

«Училось «Болеро» трудно. Все движения новы для моего тела. Бежар всерьез изучал восточные танцы – индийские, таиландские, персидские, – и что-то из их лексики вошло в его хореографический словарь. Плюс дьявольская выдумка. Асимметрия. Отсутствие квадратности. Полиритмия. У Равеля на три, у Бежара – на четыре. Даже натренированные на Бежаре танцоры сбивались. А мне – после «Лебединых» и «Спящих» – каково?».

В результате она хотела отказаться: боялась забыть последовательность эпизодов, каждый из которых имел условное название : «Кошка», «Краб», «Венгерка», «Живот», «Солнце» и так далее. Но Бежар сказал: «Я встану в проходе, в конце зала, в белом свитере. Меня подсветят карманным фонариком. Я буду вам подсказывать».

Плисецкая писала позже: «Меня иногда спрашивают, какой спектакль в моей жизни был самым необычным. Вот этот и был. «Болеро» в Брюсселе с сокрытым от публики суфлером в дальнем проходе, подсвеченным пучком света снизу. С суфлером, облаченным в белый свитер. С суфлером, которым был Бежар».

Брат балерины хореограф Азарий Плисецкий писал: «Бежар боготворил Майю. Он был готов простить ей все, даже вольную интерпретацию своей хореографии, сочиненных им движений, чего не позволял больше никому». Для Майи Плисецкой Бежар создал в 70-е годы балеты «Айседора» и «Леда», а также несколько сольных концертных номеров для ее выступлений.

В 1983 году Плисецкая получила предложение стать руководителем Римского театра оперы и балета, а после этого возглавила Испанский национальный балет.

Советская артистка балета, Герой Социалистического Труда, Народная артистка СССР Майя Плисецкая во время выступления на фестивале «Красная площадь приглашает». Фото: Малышев Николай/ТАСС

В январе 1990 года она танцевала свой последний балет на сцене Большого театра – «Даму с собачкой». После этого из-за разногласий с руководством театра она ушла из него. Но продолжала сотрудничество со многими выдающимися хореографами мира, Майя Плисецкая сотрудничала с Рудольфом Нуриевым, Роланом Пети и Михаилом Барышниковым.

Помимо балета, Плисецкая снялась в 12 художественных фильмах, а также во множестве документальных кинолент для отечественного и зарубежного телевидения. Также она написала две книги и возглавила множество конкурсных балетных проектов. На ее счету множество наград и медалей, титулов и званий – отечественных и зарубежных.

Свои последние десять лет великая балерина вместе с мужем жила в Германии. Майя Плисецкая скончалась на 90-м году жизни, прожив длинную, невероятно насыщенную жизнь, оставив яркий след в истории балета. Однако ее могилы не найти ни в Германии, ни в России. Ее нет нигде! Звезда балета завещала развеять свой прах над Россией, смешав его с прахом мужа. Так что ей еще предстоит посмертное возвращение на родину.

Балерина и хореограф Майя Плисецкая, удостоенная знака отличия офицера ордена Почетного легиона, на церемонии награждения в посольстве Франции. Фото: Александра Мудрац/ТАСС

Майя Плисецкая

“Два дня у Майи было суровое лицо, боль мучила. И вдруг напоследок мягко улыбнулась.

Я спросил ее: “Ты меня узнаешь?”

Так описывает последние дни великой артистки Майи Плисецкой самый близкий ей человек Родион Щедрин, с которым она прожила вместе 57 лет.

2 мая 2015 года в Мюнхене на 90-м году жизни балерина скончалась от обширного инфаркта миокарда.

“В апреле мы были в России. Сначала в Петербурге, в Мариинке, на моем премьерном “Левше”. Майя на банкете вместе со всеми сидела до 5 утра, была веселой. Все говорила, как бы дотянуть этот год — до юбилея.

Потом приехали в Москву, всякие там дела были. В том числе по грядущему юбилею. Вернулись в Мюнхен. Сходили накануне на футбол, она очень любила бывать на стадионе. И вдруг схватило сердце”.

Во всем мире признан уникальный стиль танца Плисецкой, ее гибкость, пластичность и изящное движение рук. Она создала свою неповторимую манеру балета, чем снискала мировую славу.

Из книги Майи Плисецкой:

“Плисецкий стиль”, могу сказать, пошел по миру. Со сцены, с экрана телевизора нет-нет да и увижу свое преломленное отражение – поникшие кисти, лебединые локти, вскинутая голова, брошенный назад корпус, оптимальность фиксированных поз. Я радуюсь этому. Я грущу”.

Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве. Мать — Рахиль Мессерер была актрисой немого кино. Тетя и дядя – виртуозными танцовщиками и талантливыми педагогами. Они танцевали в Большом театре.

Отец — Михаил Плисецкий — директор треста “Арктикуголь”, затем генеральный консул СССР на Шпицбергене (обширный полярный архипелаг, расположенный в Северном Ледовитом океане. Самая северная часть Норвегии).

Майя Плисецкая с родителями

Это не спасло семью Майи от сталинских репрессий. Отца обвинили в шпионаже и расстреляли в 1938 году. Мать тогда же арестовали прямо во время представления “Спящей красавицы” в Большом театре.

Вместе с новорожденным сыном Азарием отправили в лагерь для “жен изменников родины” в Казахстан (в 1941 году ей смягчили приговор и позволили вернуться в Москву).

Из книги Майи Плисецкой:

“Характер у мамы был мягкий и твердый, добрый и упрямый. Когда в тридцать восьмом году ее арестовали и требовали подписать, что муж шпион, изменник, диверсант, преступник, участник заговора против Сталина и прочее, и прочее, – она наотрез отказалась. Случай по тем временам героический. Ей дали восемь лет тюрьмы”.

Майю взяла на воспитание Суламифь Мессерер. На острове Шпицберген маленькая Майя вышла на сцену. Свою первую роль она сыграла в опере “Русалка”. С того момента девочка не могла усидеть на месте и стала грезить сценой и выступлениями на публике.

В семье было решено по возвращении в Москву отдать непоседу в хореографическое училище. Как позже рассказала Майя Михайловна, тетка требовала, чтобы девочка была ей благодарна и нередко унижала ее.

В Майе проявилась яркая индивидуальность балерины — необыкновенная выразительность и страстность. Первое значимое выступление в Большом театре у Майи Плисецкой прошло накануне войны на сцене филиала Государственного Академического Большого театра.

Ступенька за ступенькой поднималась Плисецкая к своим главным партиям. В балете “Спящая красавица” была феей Сирени, феей Виолант и Авророй.

В “Дон Кихоте” перетанцевала все женские партии, а блистательно исполненная роль Китри признана открытием в исполнительском искусстве.

Постепенно Плисецкая завоевала мировую славу, став самой яркой звездой советского балета. Министр культуры Екатерина Фурцева обвиняла балерину в чрезмерной сексуальности, но запретить выступать ей не смогла.

Майя Плисецкая ненавидела советскую власть как личного врага. За расстрел отца и страдания матери, за собственные бесконечные унижения. Ее осыпали почестями и наградами, но одновременно мешали танцевать то, что она хотела, и там, где она хотела. Балерине настойчиво намекали, что она должна вступить в партию.

Из книги Майи Плисецкой:

“Намекали. Сделала вид, что полная дура, не понимаю, о чем речь. Знала — костьми лягу, но никаких партий! Все ведали, что я не очень подчиняюсь. Таких либо уничтожали, либо махали рукой. Я была нужна. На меня махнули”.

В 1956 году труппа театра отправилась впервые в зарубежные гастроли в Англию, но Майя Плисецкая не получила разрешение на выезд из страны. Ее пытались обвинить в шпионаже и в течении последующих пяти лет балерина была невыездной.

Из книги Майи Плисецкой:

“Ничегошеньки не поменялось в нашей жизни. Та же рабская зависимость от внезапных прихотей Властей. О страна абсурдов! О мать-Россия!”.

Звезду Большого окружало множество мужчин. У Плисецкой были романы, два закончились замужеством.

Ее первый муж – Марис Лиепа, тоже был солистом театра и танцовщиком. Они поженились в 1956 году, но через три месяца развелись.

Майя Плисецкая и Родион Щедрин

Со своим вторым супругом композитором Родионом Щедриным Майя познакомилась в гостях у Лили Брик (хозяйка одного из самых известных в XX веке литературно-художественного салона. Автор мемуаров, адресат произведений Владимира Маяковского, сыгравшая большую роль в жизни поэта).

“Когда я впервые увидела его – в гостях у Лилии Брик, – ему было 22 года. Он был красив и неординарен! Он замечательно играл в тот вечер: и свои вещи, и Шопена.

Играл так, как я никогда в жизни не слышала. Знаете, в искусстве маленькая капелька порой решает всё. Вот он на капельку оказался вдохновеннее, выше других музыкантов. А ещё он был естественно элегантен. Джентльмен от природы”,

– поделилась балерина в интервью.

Плисецкая была на семь лет старше Щедрина. Только через три года после знакомства они начали встречаться и провели отпуск в Карелии. А осенью 1958 года поженились.

Из книги Майи Плисецкой:

“А он и не хотел жениться! Тот период у меня был вообще ужасный – объявили английской шпионкой, меня не выпускали за границу, по городу за мной постоянно ездила машина с людьми из КГБ. И когда Родион оставался у меня ночевать, мы слышали, как эти люди грелись под окном”.

Детей у пары не было.

Из книги Майи Плисецкой:

“Если бы у нас был даже один ребёнок, у нас была бы другая жизнь. Мы бы заботились только о нём, думали только о нём, жили бы только ради него.

А я тогда к такой жертвенности не была готова. Рождение ребёнка – это минимум один пропущенный год карьеры. Я была не уверена в том, что, испортив фигуру и пропустив год, смогла бы вернуться на сцену. Риск был огромен.

И я не рискнула! Не знаю, как относился к этому Родион, – он мне ничего не говорил. Но мне казалось, что он переживал. Мне кажется, он хотел бы сына, возможно, продолжателя его традиций. Но балет перевесил!”.

Гастроли Большого театра в Америке. Майя Плисецкая знакомится с газетными рецензиями. 1962 год

Во время гастролей, которые часто могли растянуться на несколько месяцев, Щедрин и Плисецкая постоянно писали друг другу письма и созванивались. Когда Майя Михайловна в первый раз уехала с труппой Большого театра в Америку на 73 дня, Родион Константинович повесил над телефоном табличку из семидесяти трех чисел.

Каждый день, поговорив с женой, он вычеркивал одну цифру. Об этом Плисецкой рассказывала их домработница Катя. Нежные чувства пара пронесла через всю свою жизнь. Родион Щедрин дарил к каждому юбилею своей жены музыку. Специально для нее он создал балеты “Конек-Горбунок”, “Анна Каренина”, “Чайка”, “Дама с собачкой”.

С начала 90-х годов и до последних дней жизни прима с мужем жили в Мюнхене. Свой дом они так и не купили. Майя была против.

Из книги Майи Плисецкой:

“Мы снимаем квартиру. Это, как в старину говорили, меблированные комнаты. Нас это устраивает. Есть женщина, которая в нашем доме моет лестницу, заодно один раз в неделю убирает у нас.

Продукты покупаем сами. Я не нахожу радости в том, чтобы шиковать. Я нахожу в этом заботы. Если иметь дом, его же надо убирать, содержать. Караул! А так, как в гостинице, мне удобно. Я знала известных людей, которые всю жизнь так жили. Например, Набоков”.

В 1994 году Майя выпустила автобиографическую книгу “Я, Майя Плисецкая”. Следующая книга вышла в 2007 году в виде мемуаров “Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах”. Еще через три года она издала книгу “Читая жизнь свою…”.

А жизнь балерины была насыщенной, сложной и интересной.

Майя Михайловна любила питательные кремы. Она густо намазывала их на лицо, а затем садилась на кухне и раскладывала пасьянсы. Часто подобные посиделки продолжались до глубокой ночи. Артистка всю жизнь страдала бессонницей. Уснуть ей помогало только снотворное.

Балерину связывали дружеские отношения с Робертом Кеннеди. Они познакомились во время второго американского тура Плисецкой. Политик не скрывал своей симпатии к балерине и часто поздравлял ее с днем рождения, который был у них в один день.

Самым первым презентом от него стал золотой браслет с двумя инкрустированными брелками. На одном был изображен Скорпион ― общий знак зодиака Плисецкой и Кеннеди, на другом ― Святой Архангел Михаил.

Из книги Майи Плисецкой:

 “Беру трубку в тесной кабинке возле бара. Это опять Роберт Кеннеди. Долго и горячо что-то мне объясняет. Ничего не понимаю. Здравомыслящему западному человеку невозможно уразуметь, что я совершенно ничего не понимаю по-английски. Ни единого слова.

Включаю свою пластинку: Thank you… Also… Best wishes… Подумает наверняка, что я совсем дурочка. С таким репертуаром слов и не пококетничаешь.

Со мною Роберт Кеннеди был романтичен, возвышен, благороден и совершенно чист. Никаких притязаний, никакой фривольности. И я ему оснований на то ни разу не дала”.

Перед каждым классом и выступлением Майя Михайловна заливала в пятки балетных туфель теплую воду, чтобы ступни крепче сидели. А выходя на сцену, больше всего боялась забыть оглядеть себя в зеркале, ведь если глаза и губы плохо накрашены, то зрители увидят “бесцветную моль”, а не балерину.

“Диет не надо, надо меньше жрать”,

― знаменитое выражение Плисецкой, которая даже в преклонном возрасте отличалась роскошной фигурой. Самым любимым продуктом балерины была селедка, которую она нежно величала “селедой”.

Плисецкая умела готовить, но делала это редко. Предпочитала небольшие кафе и ресторанчики. В Мюнхене ее знали в двух десятках таких заведений. Майе очень нравилось, когда хозяева приветствовали ее: “Здравствуйте, фрау Щедрин!”. Она любила пиво. Под него заказывала что-то простое, но вкусное.

Из книги Майи Плисецкой:

“За прожитую жизнь я вынесла простую философию. Простую, как кружка воды, как глоток воздуха. Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. На очень хороших и очень плохих. И только так”.

Самые яркие документальные фильмы о Майе Михайловне: “Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая” и “Майя Плисецкая”.

Ее творчеству посвящены ленты “Майя” режиссера Сакагуши для японского ТВ и “Майя Плисецкая”, режиссер Делюш, для французов.

Если глаза и губы плохо накрашенные, то зрители увидят “бесцветную моль”, а не балерину

В ленте “Майя Плисецкая assoluta” он показал балерину в танце и там неизменно были “лебединые” движения рук, которые прославили Майю на весь мир.

“Майя Плисецкая стоила мне крови. Она – женщина властная, знает себе цену. Ведет себя как королева. Передачу с ней готовили три дня. Надо было ездить в отель, чтобы она ко мне привыкала”,

– поделился известный радиоведущий Сева Новгородцев.

gazeta.ua

03/05/2015 – 09:26

Автор: Елена КАЗЫМОВА

Майя Плисецкая умерла в возрасте 89 лет – биография великой балерины, Родион Щедрин, семья и дети Плисецкой. Знаменитая диета легенды русского балета.

Майя Михайловна родилась 20 ноября 1925 года в Москве, в семье известного хоздеятеля Михаила Плисецкого и его жены, актрисы немого кино Рахили Мессерер. Известно, сто в 1932-1936 годах жила на архипелаге Шпицберген, где ее отец работал руководителем «Артикугля», после чего был назначен на должность генконсула СССР. В ночь на 1 мая 1938 года отца Майи Плисецкой арестовали и в этом же году расстреляли (однако, во время хрущевской оттепели он был реабилитирован). Мать Майи, Рахиль Мессерер арестовали через год после мужа и вместе с младшим братом балерины посадили в Бутырскую тюрьму в Москве. Позже ее выслали в Казахстан, а Акмолинский лагерь для жен изменников.

Майю и двух ее братьев не отдали в детский дом – их взяла к себе тетя по линии матери, Суламифь Мессерер. Мать Плисецкой смогла вернуться в Москву всего за несколько месяцев до начала Великой Отечественной Войны. В сентябре 1941 семья уехала в эвакуацию в Свердловск, где находилась год. именно там Плисецкая первый раз сыграла в «Умирающем лебеде», хотя больших возможностей для занятия балетом в Свердловске не было. В 1943 году она окончила Московское хореографическое училище и сразу же была принята в труппу Большого театра, где находилась в статусе прима-балерины. В 1944 году Майе досталась главная роль Маши в спектакле «Щелкунчик», в 1945 она исполнила партию в качестве феи Осени в «Золушке» Прокофьева.

1947 год – первый раз танцевала Одетту и Одилию в «Лебедином озере» постановки Чайковского, а в 1948 году состоялся ее дебют в «Бахчисарайском фонтане», Майя исполнила роль Заремы. Плисецкая принимала участие в таких постановках, как»Жизель» (Адольф Шарль Адан), «Дон Кихот» (Людвиг Минкус), «Конек Горбунок» (Родион Щедрин), «Спящая красавица» (Чайковский), «Раймонд» (Александр Глазунов). Кроме того, она участвовала в трех постановках балета «Спартак» Арама Хачатуряна (1958 и 1971 – партия Эгины, 1962 – Фригии). В 1961 году в репертар Майи Михайловны вошел балет «Ромео и Джульетта», поставленный Сергеем Прокофьевым. А в 1965 году Плисецкая сыграла первую роль в балете «Легенда о любви» (Ариф Меликов). В 1960 году Майя Плисецкая заменила в Большом театре в качестве первой балерины ушедшую Галину Уланову. Она выражала желание танцевать не только классические постановки, но и современные балетные спектакли.

1967 год, 20 апреля – на сцене Большого первая постановка «Кармен-сюиты» (Бизе – Щедрин), поставленная специально для Плисецкой. Балет имел ошеломительный успех, стал одни из мировых в балетном искусстве и даже экранизирован в 1969 и 1978 годах.

В 1972 году Плисецкая танцует Анну Каренину в одноименной постановке своего супруга, Родиона Щедрина. Кроме того, в «Анне Карениной» она первый раз пробует себя в качестве хореографа. В 1980 Плисецкая самостоятельно поставила на сцене Большого театра балет Родиона Щедрина «Чайка». В 1983 году Майя Михайловна получила очень заманчивое предложение стать худруком балета Римской оперы. Она проработала на тех подмостках всего полтора года, но успела поставить «Айседору», обновила «Федру» и поставила «Раймонду» для открытой сцены (1984 год).

1987 – 1990 года, Плисецкая большую часть времени работала в Испании, где была руководителем балетной труппы «Театро лирико насиональ». Ею были поставлены и возобновлены «Тщетная предосторожность» (Петр Гертель, балетмейстер Александр Горский), «Кармен-сюита». Плисецкая некоторое время весьма тесно сотрудничала с Монсеррат Кабалье. По ее инициативе она принимала самое активное участие в постановке балета-оперы «Виллиса» (Джакомо Пуччини), впервые спектакль показали во время фестиваля искусстве в Переладе (Каталония, Испания).

В 1988 году великая балерина танцевала в поставленном специально для нее балете «Мария Стюарт» (Эмилио де Диего). Свою последнюю партию исполнила в 1990 году – «Даму с собачкой». В этом же году она ушла из Большого ввиду сильных разногласий с руководством.

Однако, ее карьера на этом не закончилась. Она продолжает тесно сотрудничать со многими мировыми хореографами, в числе которых «Марсельский балет» от Ролана Пети и «Балет ХХ века» от Мориса Бежара. В 1992 Плисецкая исполнила главную партии. В «Безумной из Шайо» на сцене «Эспас Пьер Карден». В 1994 году на сцене Александровского театра в Санкт-Петербурге Майя Плисецкая стала членом жюри в Первом Международном балетном конкурсе «Майя». Она сама формировала состав конкурса.

В 1995 году Майя Михайловна стала почетным президентом труппы «Имперский русский балет».

Плисецкая была автором нескольких автобиографических книг, в числе которых вышедшая в 1994 «Я, Майя Плисецкая», «Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах» (2007), а также «Читая жизнь свою» (2010). «Я, Майя Плисецкая» была переведена на 11 мировых языков и выдержала несколько переизданий. Ее творчеству посвятила книгу Наталья Рославлева в одноименной книге.

Жизнь Плисецкой оборвалась 2 мая 2015 года в Мюнхене, куда они с мужем Родионом Щедриным уехали в 1991 году. Официальной причиной смерти объявлен сердечный приступ.

Майя Плисецкая – личная жизнь, Родион Щедрин, семья и дети. В своих собственный мемуарах Плисецкая упоминала об отношениях с Эсфендьяром Кашани и Вячеславом Голубиным. В 1956 году она в течение трех месяцев была женой Мариса Лиепы, но скоропалительный брак также быстро распался. В 1958 вышла замуж за Родиона Щедрина, с ним она прожила до самой свей смерти. Они были не только любящими супругами, но и коллегами. Щедрин поставил многочисленное количество постановок, где главные партии исполнила Майя Плисецкая. Детей у пары не было. В самом начале их брака Плисецкая забеременела от Щедрина, но сделала аборт.

Майя Плисецкая – знаменитая диета. Как такой ее действительно не было, Плисецкая придерживалась основ правильного питания. Однажды на вопрос журналистов о своем великолепном внешнем облике и секретом красоты Плисецкая ответила: «Сижу на жравши!».

Подпишитесь, пожалуйста, на наш канала в Яндекс Дзен и получайте подборку наших лучших эксклюзивных публикаций

ПЛИСЕЦКАЯ МАЙЯ МИХАЙЛОВНА

(род. в 1925 г.)

image

Одна из самых знаменитых балерин Большого театра XX в. Народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии. Руководила балетом Римской оперы и Национальным театром в Мадриде. Почетный президент труппы Имперский русский балет.

Слово «вопреки» стало для Майи Плисецкой едва ли не главным в ее длинной, яркой, до жестокости трудной, но прекрасной жизни. В день прошедшего в 2000 году юбилея Президент России В. Путин вручил ей орден «За заслуги перед Отечеством» II степени. А еще балерину наградили орденом Почетного легиона, и Президент Франции Ф. Миттеран лично прикрепил награду к ее костюму. Однажды в Кремле высокопоставленный российский чиновник недоуменно протянул: «Я думал, что орден Почетного легиона дают только участникам движения Сопротивления». – «А я всю жизнь и сопротивлялась», – рассмеялась балерина.

Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве в семье потомственных интеллигентов. Ее мать – черноволосая, тихая Рахиль Мессерер, актриса немого кино, была дочерью известного зубного врача, имевшего свой кабинет на Сретенке. Отец Майи был родом из Гомеля. На заре советской власти он «записался в коммунисты», искренне поверив в эту идею. Юный Миша Плисецкий, как многие выходцы из черты оседлости, получил высшее образование и добился солидного положения в обществе. В 1932 году он был назначен начальником угольных рудников на Шпицбергене.

Из своего детства Майе запомнилось многое: неповторимо красивое северное лето с его бледными цветами; первая в жизни роль Русалочки в опере Даргомыжского («Я с шиком сыграла свою крошечную роль»); но больше всего – «чистый, белый, хрустальный, светящийся снег». Этот снег однажды чуть было не стал причиной ее гибели. Возвращаясь домой, она решила передохнуть и села на лыжи. «Снег стал превращать меня в андерсеновскую деву. Начала засыпать, впала в сладкую дрему. Моя спасительница – умница-овчарка Як раскопала меня из снежного сугроба и поволокла за шиворот к людям. Так я родилась во второй раз…»

В 1934 году семья после длительных зимовок на Шпицбергене приехала в отпуск в Москву, и Майю, уже проявившую склонность и любовь к танцам, определили в балетную школу в класс к Е. И. Долинской.

Училась она с упоением. Ей было 11 лет, когда отца, занимавшего высокий пост, исключили из партии, уволили с работы. Рано утром 1 мая 1937 года в дом ввалились чекисты и увезли Плисецкого с собой. Рахиль, беременная третьим ребенком, кричала, цепляясь за мужа, плакал маленький Саша, а Майя плохо соображала, что происходит.

Отца расстреляли через год после ареста, а мать в это время уже была в Бутырской тюрьме. Ее взяли прямо в Большом театре, куда она пришла вместе с Майей посмотреть свою сестру Суламифь Мессерер, танцующую «Спящую красавицу». Майя так увлеклась происходящим, что не заметила, когда исчезла мама. После спектакля, поискав ее и не найдя, девочка понесла букет цветов домой к тете. Там ей попытались объяснить, что мама с недавно родившимся братиком срочно уехала к отцу… Тетка оставила Майю жить у себя, а Сашу взял в дом брат матери – Асаф.

Лишь весной 1941 года благодаря ходатайствам орденоносцев Асафа и Суламифи Мессерер мать с братишкой освободили. Она вернулась в Москву, но тут грянула война, и семья была вынуждена эвакуироваться в Свердловск. Целый год Майе было не до балета, еще немного, и с профессией она могла бы попрощаться. Тогда Плисецкая решила вернуться в столицу и продолжать занятия. Поехала без согласия матери и без пропуска и все боялась, что в город ее не пустят. Но ей удалось прошмыгнуть мимо патруля.

Окончив хореографическое училище в 1943 году, 17-летняя Майя Плисецкая была принята на работу в Большой театр. Основная масса артистов Большого находилась в эвакуации, поэтому в труппу взяли всех выпускников.

На «главной сцене страны» в то время царили Семенова, Лепешинская, Мессерер, Головкина. Чтобы не терять форму, Майя стала танцевать сольные партии в Домах культуры, а потом в стране началась кампания «по выдвижению молодежи», и ей выпала честь представлять молодое поколение балета. Она танцевала мазурку в «Шопениане». Успех был оглушительным. За ним последовал следующий – «Раймонда». Плисецкая стала ведущей балериной среди молодых солисток. И наконец – «Лебединое озеро». Впоследствии этот балет станет главным в ее жизни. А станцевала она его более 800 раз на протяжении 30 лет, объехав весь мир.

«Жалею, что никогда не вела счет, сколько раз я станцевала “Умирающего лебедя”. Но если вы напишете “50 тыс.” – не ошибетесь, – говорила Майя журналистам. – В этом маленьком балете, который Фокин поставил для Павловой, я каждый раз танцевала иначе. Я вообще импровизатор по натуре. На меня жаловались балетмейстеры: на Плисецкую невозможно ставить, она все равно сделает по-своему. Фокинского “Лебедя” мне интересно танцевать всегда». Последний раз «Умирающего лебедя» балерина танцевала в 75 лет – это настоящий рекорд для Книги рекордов Гиннесса.

Но это будет потом, а пока же, в 1953 году, Плисецкая стала «невыездной»: ставка в Большом была сделана на Уланову. Да, зал взрывался аплодисментами, когда Майя выходила на сцену. Но у нее был репрессированный отец, бывшая ссыльная мать, родственники за границей и «пятый пункт» в паспорте. Да, всех заморских гостей вели на «Лебединое» с Плисецкой, но из страны ее никуда не выпускали, и не то что о мировой славе – даже о возможности быть признанной коллегами за рубежом и речи быть не могло.

Труппа ехала на гастроли за границу, Майя оставалась. «Почему?» – спрашивала она. «В следующий раз непременно!» – обещали ей. Театр попытался вступиться, было написано коллективное письмо в защиту балерины Плисецкой, на которой держится весь репертуар. Его подписали Уланова, Лавровский, Файер. Поступок по тем временам был, прямо сказать, геройский, но… все напрасно. Глава КГБ генерал Серов Майю невзлюбил, за каждым ее шагом следили. Знакомые стали ее сторониться – кому хочется быть рядом с опальной балериной?

Однажды театр отправился в Лондон, Плисецкая, как всегда, осталась. Англичанам объяснили, что она заболела. Сидеть без дела было нестерпимо, и Майя решила продемонстрировать, как «болеют» советские артисты. Собрав оставшуюся труппу, она предложила показать «Лебединое» в Москве. Дирекция (а ее первые лица в это время наслаждались красотами британской столицы) согласилась. Известие облетело Москву со скоростью звука: «Пойдет “Лебединое” с невыпущенной Плисецкой». Министр культуры СССР Фурцева советовала отказаться от этой затеи, но Майя настояла на своем. Театр был забит до отказа…

Следующий спектакль строго запретили, но он все же состоялся: приехал премьер-министр Японии. Через день снова спектакль: еще один высокий гость изъявил желание посмотреть русский балет.

Здесь можно возразить – подумаешь, за границу не выпускали. Танцевать-то разрешали, на приемы приглашали, титулами жаловали… Чего еще надо? В своей книге Плисецкая написала: «Про других не знаю. А про себя скажу. Не хочу быть рабыней. Не хочу, чтобы неведомые мне люди мою судьбу решали… Не таить, что думаю, – хочу… Голову гнуть не хочу и не буду. Не для этого родилась…»

С Родионом Щедриным Майя встречалась неоднократно. Они познакомились в гостях у Лили Брик, потом обменивались случайными фразами, но в марте 1958 года после премьеры «Спартака», где Плисецкая танцевала Эгину, он позвонил ей и напросился прийти на репетицию. В то время композитор работал над «Коньком-Горбунком» для Большого театра. Эффектная Майя произвела на него впечатление, и, не откладывая дело в долгий ящик, он тем же вечером пригласил ее на прогулку по Москве…

Летом театр опять уехал без Плисецкой в Париж, а она отправилась в Карелию, где под Сортавалой в Доме отдыха композиторов ее ждал Щедрин. Они жили в лесу, в неотапливаемом коттедже. Зверски кусали комары, и умываться приходилось из деревенского рукомойника. Потом на новой машине Родиона они отправились в Сочи. Покупали еду в придорожных селах, спали в машине и много говорили о музыке, танце, будущих постановках.

Вернувшись домой, Плисецкая поняла, что беременна. Она была в самом зените славы (знать бы тогда, что зенит этот затянется на два десятилетия – случай в балете беспрецедентный). Несмотря на горячие протесты Щедрина, Майя решила не рожать. Самый романтичный, страстный и трагичный период в их отношениях закончился тем, что 2 октября 1958 года Родион и Майя зарегистрировали свой брак.

Свадебным подарком от мамы стала выхлопотанная отдельная двухкомнатная крохотная квартира на Кутузовском проспекте. Этот год стал переломным в судьбе Плисецкой. Ее известность благодаря опале достигла своего апогея. Любовь удивительного человека укрепила веру в собственные силы. Вдобавок с политической сцены ушел Серов…

«Щедрин всегда был в тени прожекторов моего шумного успеха, но, на мою радость, ни разу не страдал от этого. Иначе не прожили бы мы безоблачно столь долгие годы вместе. Щедрин – профессионал самой высокой пробы, может сделать отменно и оперу, и что угодно. А балеты написал просто-таки мне в помощь. В вызволение от надвигающегося возраста: новый репертуар обязательно выводит на следующую ступень искусства…» На титульных листах четырех балетов Родиона стоит имя жены. Майе он посвятил «Конька-Горбунка», «Анну Каренину», «Чайку», «Даму с собачкой». Его гений, любовь и самопожертвование помогают ей до сих пор быть в форме, не терять веру в собственные силы.

Именно муж и вызволил Плисецкую из гастрольного застоя. Он записался на прием к заместителю председателя КГБ, и после этой встречи дело сдвинулось: в 33 года Майя первый раз в жизни улетела с театром на гастроли в США, а Щедрин остался заложником в Москве. Успех был ошеломляющий. Америка приняла и полюбила русский балет и Майю Плисецкую – одну из лучших балерин мира.

Ее героини необычайно щедро одарены природой. Их жизнь – духовный подвиг. Они всегда отстаивали право оставаться собой, не примиряясь с обстоятельствами, не страшась смерти. Это Майя отлично чувствует, потому и сама поступает так, как это свойственно ее героиням. В те годы, когда балерины на своих юбилеях сидят в ложах, она ставит балеты и сама танцует специально созданные для нее сольные номера.

20 ноября 2000 года на сцене Большого театра прошел большой гала-концерт в честь 75-летия Плисецкой. «Большой был, есть и будет всегда самым любимым, а его сцена – самой лучшей в мире», – всегда говорила она. В концерте приняли участие артисты из Италии, Франции, Германии, Швеции, Испании, Польши, США, Кубы. Сама легендарная танцовщица выступила трижды: кроме «Умирающего лебедя» зрители увидели премьеру поставленного специально для нее Морисом Бежаром трехминутного мини-балета «Аве Майя» на музыку Баха-Гуно и фрагмент из балета «Айседора» на музыку Шуберта, также поставленного для нее в свое время Бежаром.

Сейчас Майя живет в Мюнхене. В 1990 году ей пришлось покинуть стены Большого, которому было отдано 50 лет жизни, но театры всего мира с радостью распахнули двери перед российской балериной.

О ней можно говорить бесконечно. Независимо от возраста и от стремительно летящего времени искусство Плисецкой всегда останется молодостью, полетом и символом XX в. И время не властно над Майей. Как некогда сказал о ней американский хореограф Роберт Джофри: «В Советском Союзе много сокровищ. Майя Плисецкая – одно из величайших». А как известно, сокровища – вне времени.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий