Краткая биография Маршака для детей – интересное о писателе Самуиле Яковлевиче

imageСамуил Маршак родился 22 октября (3 ноября) 1887 года в Воронеже, в еврейской семье, отец его, Яков Миронович (1855—1924), работал мастером на мыловаренном заводе. Мать — Евгения Борисовна Гительсон — была домохозяйкой. Фамилия «Маршак» является сокращением, (ивр. מהרש»ק‎) означающим «Наш учитель рабби Аарон Шмуэль Кайдановер» и принадлежит потомкам этого известного раввина и талмудиста (1624—1676).

Раннее детство и школьные годы Самуил провёл в городке Острогожске под Воронежем. Учился в 1898—1906 годах в Острогожской, 3-й Петербургской и Ялтинской гимназиях. В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта, и считал его вундеркиндом.

Одна из поэтических тетрадей Маршака попала в руки В. В. Стасова, известного русского критика и искусствоведа, который принял горячее участие в судьбе юноши. С помощью Стасова Самуил переезжает в Петербург и учится в одной из лучших гимназий. Целые дни проводит он в публичной библиотеке, где работал Стасов.

В 1904 году в доме Стасова Маршак познакомился с Максимом Горьким, который отнёсся к нему с большим интересом и пригласил его на свою дачу в Ялте, где Маршак жил в 1904—1906 годах. Печататься начал в 1907 году, опубликовав сборник «Сиониды», посвященный еврейской тематике; одно из стихотворений было написано на смерть Теодора Герцля. Тогда же он перевёл несколько стихотворений Хаима Бялика с идиша и иврита.

Когда семья Горького вынуждена была покинуть Крым из-за репрессий царского правительства после революции 1905, Маршак вернулся в Петербург, куда к тому времени перебрался его отец, работавший на заводе за Невской заставой.

В 1911 году Самуил Маршак вместе со своим другом, поэтом Яковом Годиным, и группой еврейской молодежи совершил длительное путешествие по Ближнему Востоку: из Одессы они отплыли на корабле, направляясь в страны Восточного Средиземноморья — Турцию, Грецию, Сирию и Палестину. Маршак поехал туда корреспондентом петербургской «Всеобщей газеты» и «Синего журнала». Лирические стихотворения, навеянные этой поездкой, принадлежат к числу наиболее удачных в творчестве молодого Маршака («Мы жили лагерем в палатке…» и другие).

В этой поездке Маршак познакомился со своей будущей женой, Софьей Михайловной Мильвидской (1889—1953), и вскоре по возвращении они поженились. В конце сентября 1912 года молодожены отправились в Англию. Там Маршак учился сначала в политехникуме, затем в Лондонском университете (1912—1914). Во время каникул он много путешествовал пешком по Англии, слушал английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводами английских баллад, впоследствии прославившими его.

В 1914 году Маршак вернулся на родину, работал в провинции, публиковал свои переводы в журналах «Северные записки» и «Русская мысль». В военные годы занимался помощью детям беженцев.

В 1915 году вместе с семьей жил в Финляндии в природном санатории док. Любека.

В 1920 году, живя в Екатеринодаре, Маршак организует там комплекс культурных учреждений для детей, в частности создает один из первых в России детских театров и пишет для него пьесы. В 1923 году он выпускает свои первые стихотворные детские книги («Дом, который построил Джек», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке»). Является основателем и первым заведующим кафедрой английского языка Кубанского политехнического института (ныне Кубанский государственный технологический университет).

В 1922 году Маршак переезжает в Петроград, вместе с учёным-фольклористом Ольгой Капицей руководил студией детских писателей в Институте дошкольного образования Наркомпроса, организовал (1923) детский журнал «Воробей» (в 1924—1925 годах — «Новый Робинзон»), где в числе прочих печатались такие мастера литературы, как Б. С. Житков, В. В. Бианки, Е. Л. Шварц. На протяжении нескольких лет Маршак также руководил Ленинградской редакцией Детгиза, Ленгосиздата, издательства «Молодая гвардия». Имел отношение к журналу «Чиж». Вёл «Литературный кружок» (при ленинградском Дворце пионеров). В 1934 году на Первом съезде советских писателей С. Я. Маршак сделал доклад о детской литературе и был избран членом правления СП СССР. В 1939—1947 годах он был депутатом Московского городского Совета депутатов трудящихся.

В 1937 году созданное Маршаком детское издательство в Ленинграде было разгромлено, лучшие его воспитанники репрессированы — А. И. Введенский, Н. М. Олейников, Н. А. Заболоцкий, Т. Г. Габбе, (позже Хармс) и др., многие уволены. В 1938 году Маршак переселился в Москву.

В годы Великой Отечественной войны писатель активно работал в жанре сатиры, публикуя стихи в «Правде» и создавая плакаты в содружестве с Кукрыниксами.

Маршак передавал крупные суммы денег для созданных в Литве интернатов и детского сада для еврейских детей-сирот, родители которых погибли во время Холокоста. В конце 1945 и в начале 1946 года, когда началась тайная переправка этих детей через Кёнигсберг в Польшу, а оттуда — в Палестину, Маршак прислал для этих целей большую сумму денег.

В 1960 году Маршак публикует автобиографическую повесть «В начале жизни», в 1961 году — «Воспитание словом» (сборник статей и заметок о поэтическом мастерстве).

Практически во всё время своей литературной деятельности (более 50 лет) Маршак продолжает писать и стихотворные фельетоны, и серьёзную, «взрослую» лирику. В 1962 году у него вышел сборник «Избранная лирика»; ему принадлежит также отдельно избранный цикл «Лирические эпиграммы».

Кроме того, Маршак — автор ставших классическими переводов сонетов Вильяма Шекспира, песен и баллад Роберта Бёрнса, стихов Уильяма Блейка, У. Вордсворта, Дж. Китса, Р. Киплинга, Э. Лира, А. А. Милна, Дж. Остин, а также произведений украинских, белорусских, литовских, армянских и других поэтов. Переводил также стихи Мао Цзэдуна.

Книги Маршака переведены на многие языки мира. За переводы из Роберта Бёрнса Маршак был удостоен звания почётного гражданина Шотландии.

Маршак несколько раз заступался за Бродского и Солженицына. Первому он требовал «поскорее достать переводов текстов на Ленфильме», за вторым заступался перед Твардовским, требуя опубликовать его произведения в журнале Новый Мир. Он всегда заступался за опальных писателей того времени. Его последним литературным секретарём был Владимир Познер

Самуил Яковлевич Маршак скончался 4 июля 1964 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Ознакомиться с творчеством Самуила Маршака

3 ноября — день рождения выдающегося советского детского писателя Самуила Яковлевича Маршака, на стихах которого выросло не одно поколение. Но мало кто знает, что помимо того, что он был известным детским поэтом, переводчиком, он стоял у истоков создания «Детгиза» и занимался развитием детской литературы на протяжении всей своей жизни, понимая её важность в становлении ребёнка как личности.

Творчество Маршака — убедительный пример передачи широким массам читателей богатства поэтической культуры. Его наследие сыграли большую роль в воспитании многих поколений.

В нашей статье, помимо того, что расскажем о С.Я. Маршаке и его творчестве, остановимся на его выступлении на 1-м Всесоюзном съезде писателей о советской детской литературе, чтобы современные читатели могли сравнить глубину идей того времени с потребительскими идеями на примере выступления К.А. Райкина (о чём пишут СМИ) и ему подобных.

В русской словесности XX века Самуил Яковлевич Маршак (1887 — 1964) — явление особенное. О его творчестве написаны книги, исследования, диссертации, сотни статей. Среди писавших о Маршаке — Анна Ахматова и Корней Чуковский, Борис Шкловский и Валентин Катаев, Вера Смирнова и Бенедикт Сарнов, Валентин Берестов и Василий Субботин… Список этот, разумеется, можно продолжить. Суть в другом: поэт Маршак до сих пор по-настоящему литературоведами не изучен, а во многом — неведом не только читателям, но и литераторам.

В конце XIX века в Воронеже в еврейской семье талантливого заводского мастера 3 ноября по новому стилю родился мальчик. Известным всему миру он стал благодаря своему отцу, который считал правильным поддерживать детей в их увлечениях и мечтаниях. Звали мальчика Самуил Яковлевич Маршак.

Его первым учителем был архивист и историк искусства Владимир Стасов, к которому в своих ранних письмах Маршак обращался «Дорогой дедушка».

К 20-ти годам Маршак начал публиковаться. В это же время ему довелось путешествовать на восток, после чего в 1912 году он поступил в университет Лондона. Английским языком Маршак владел превосходно, так что в свободное от учёбы время увлёкся переводами.

Молодому поэту покровительствовали Максим Горький и Фёдор Шаляпин, а сам он с юных лет помогал детям: участвовал в организации помощи малолетним сиротам и беженцам — жертвам Первой мировой войны, в 1917 организовал и возглавил «Детский городок» — комплекс детских учреждений (библиотека, школа и творческие мастерские), куда вошёл и один из первых советских театров юного зрителя.

С именем Маршака связан расцвет детской литературы в 20-30-х годах.

В 20-х годах Маршак создал первые стихотворные книжки для самых маленьких, в 30-х — сатирические произведения для детей, пьесы и пр. Литературно-педагогическая деятельность Маршака получила теоретическое осмысление в его докладе «О большой литературе для маленьких» (http://s-marshak.ru/works/prose/prose06.htm) на 1-м Всесоюзном съезде советских писателей (1934), многочисленных выступлениях и статьях. Искусство детской поэзии М. рассматривал не как прикладную отрасль «большой» литературы, а в одном ряду с ней. Произведения Маршака для детей были отмечены Государственной премией СССР (1946,1951), Ленинской премией (1963).

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА С.Я.МАРШАКА

Своими учителями он по праву считал лучших представителей национальной культуры — Пушкина, Жуковского, Некрасова, Фета, Тютчева. А его любимцами были В. Блейк и В. Шекспир.

Творчество Маршака питали разные источники, но главный, без которого оно бы иссякло — фольклор разных стран и народов.

В поэзии для детей и в его переводных произведениях, в сатирической надписи и в сказке для театра, в философской лирике и в статьях о детской литературе — везде слышится то мелодия народной речи, то знакомый с детства сказочный сюжет, то мудрое рассуждение подстать народной педагогике. Фольклором пронизано всё творчество поэта, начиная от идейного содержания и кончая стилистической инструментовкой произведений.

image

В поэтическом творчестве С.Я.Маршака отражены принципы таких жанров устного народного творчества, как прибаутки, дразнилки, считалки, потешки, скороговорки. «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Багаж» и «Веселые чижи» (в соавторстве с Д.Хармсом), «Мороженое», «Цирк», «Вчера и сегодня», «Пожар», «Дом, который построил Джек», «Петрушка-иностранец» — это только немногое из написанного в 20-е годы.

Стихотворения цикла «Детки в клетке» — лаконичные, юмористические, игровые. Они невелики по объёму: две, четыре, редко восемь строк. В них даются конкретные, чёткие черты облика или повадок животных. В своих стихах, адресованных детям, Маршак развивает их чувства и разум.

Тема счастливого детства в творчестве Маршака — магистральная, потому что она объединяет основные проблемы: проблемы ребёнка в коллективе, отношений детей и взрослых, природы и нравственности и др. Проходит эта тема через все работы С.Маршака в детской литературе. Маленькие дети у Маршака любознательны и активны, дружелюбны и раскованы. Они увлечённо играют («Мяч», «Усатый-полосатый»), охотно участвуют в делах старших («Разноцветная книга», «Праздник леса», «Круглый год»), готовятся к большой жизни, осваивая мир («Хороший день», «Карусель», «Про гиппопотама», «Великан», «Дети нашего двора»).

Образ движения, роста — характерный для Маршака образ в стихотворениях на тему счастливого детства. Умение видеть перспективу жизни совсем ещё маленького ребёнка, проследить связь детства, отрочества, юности со зрелостью — отличительная черта стихотворений Маршака, посвящённых теме счастливого детства. С именем С.Маршака в детской литературе связано утверждение активной позиции лирического героя — ребёнка.

Кто не знаком с удивительной сказкой «Двенадцать месяцев»? Кому родители не читали в детстве «Кошкин дом»? Или «Багаж» для школьного возраста, на финальных словах которого «Однако за время пути собака могла подрасти» улыбаются и взрослые, и дети? А ещё «Умные вещи», «Рассеянный с улицы Бассейной», «Сказка об умном мышонке» и другие. Наверняка, многие из Вас, уважаемые читатели, вспомнили эти чудесные стихи. А как не любить его стихи — загадки?

ЗАГАДКИ МАРШАКА

Именно загадки Маршака привлекают ребятишек, и те с удовольствием читают их и пытаются разгадать, что же зашифровано в этих строках, о чем идет речь, кто является героем загадок-стихотворений.

Загадки Маршака, которых существует бесчисленное количество, поражают своей неповторимостью, неким замысловатым сюжетом и оригинальностью написания о, казалось бы, совершенно простых и понятных вещах. Но этим-то они и интересны детям.

Несмотря на то что они не очень длинные, смотрятся загадки как самые настоящие литературные произведения, только маленькие. Загадки Маршака для детей — это не обычные вопросы-метафоры. Они представляют собой целые стишки, которые очень просто запомнить. Малыши всегда с удовольствием их читают сами или же слушают, как им читают родители. Нельзя не обратить внимание на тот факт, что авторские загадки Маршака именно маленькие читатели отгадывают намного быстрее, чем их мамы и папы, бабушки и дедушки. Тематика этих загадок самая разная. В них говорится о доме и природе, о человеке и обуви, об игрушках и деревьях, об электричестве и инструментах, о календаре и времени, о спорте и музыкальных инструментах. Продолжать можно ещё очень долго. Но уже стало понятно, что отгадками являются все те предметы, которые всё время окружают нас в повседневной жизни. Правда, есть и такие загадки Маршака, ответы на которые не так легко получить, они довольно нестандартны.

Стиль Самуила Маршака как бы подражает тому, что обычно используют в народных загадках. Только в последних речь идёт, как правило, о человеке, природе, природных явлениях… Загадки Маршака включают самые обычные вещи, которые человек может использовать в быту: очки, молоток, зеркало, входная дверь, мяч, часы, спички, тапочки, велосипед… Автор старался описать их как можно проще, но чтобы малышам было интересно.

Загадки Самуила Яковлевича Маршака с ответами могут предоставить только маленький намёк, используя который, малыш, для того чтобы отыскать правильный ответ, подключает всю свою фантазию, логическое мышление, весь словарный запас, которым он владеет, и все свои небольшие (для взрослого, но значительные для ребёнка) знания.

Одной из задач, которую ставит общество перед современной системой образования, является воспитание культурной личности, формирование у нее не только материальных, но и духовных потребностей. Эта задача стала актуальной в связи с пересмотром системы ценностей в современном обществе. Формирование культурных потребностей у нового поколения осуществляется путем ознакомления с лучшими образцами, с художественными ценностями, накопленными человеческой цивилизацией на протяжении всего ее существования. Кроме этого, детей необходимо знакомить с историей культуры.

РЕЧЬ МАРШАКА НА СЪЕЗДЕ ПИСАТЕЛЕЙ «О БОЛЬШОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ»

В советской литературе вплоть до конца 80-х годов ХХ в. I Всесоюзный съезд советских писателей оценивался исключительно положительно. Так, Ершов Л.Ф. считал, что этот съезд продемонстрировал идейное содружество художников слова:

Первый Всесоюзный съезд писателей проходил с 17 августа по 1 сентября 1934 года. За это время прошли 26 заседаний, на которых были заслушаны и обсуждены доклады А.М. Горького о советской литературе, С.Я Маршака о детской литературе, К. Радека о современной мировой литературе и задачах пролетарского искусства, В.Я. Кирпотина, Н.Ф. Погодина, В.М. Киршона о советской драматургии, Н.И. Бухарина о поэзии, поэтике и задачах поэтического творчества в СССР, В.П. Ставского о литературной молодежи страны, К.Я. Горбунова о работе издательств с начинающими писателями, П.Ф. Юдина об уставе союза советских писателей. Было проанализировано состояние литературы в национальных республиках.

Разнообразным был жанровый состав участников писательского форума: прозаиков насчитывалось около 33%, поэтов — 19,2%, драматургов — 4,7%, литературных критиков — 12,7%, очеркистов — 2%, журналистов — 1,8%, детских писателей — 1,3% и т.д.

Творческим методом советской литературы и советского искусства был объявлен «социалистический реализм».

Содокладчик М.Горького — Самуил Маршак рассказал делегатам о наказах от детей и напомнил, что для юных читателей нужно писать самые разные книги: научные, документальные, художественные.

Как видно, писателями в те годы перед собой была поставлена цель — подготовка всесторонне развитого человека посредством многообразия детской литературы, при этом писатели не отрывали себя, как некоторая современная творческая интеллигенция (сопоставьте данное выступление с выступлением К.Райкина), от общества, от конкретного человека.

К сожалению, в последние годы многие частенько возмущаются книжной продукцией, которая предназначена для детей. В том числе, продукция эта продаётся в сетевых магазинах. В принципе, сейчас идёт не воспитание, а, в определённой степени, развращение детей, с самого юного возраста. Например, злые считалочки, которые воспитывают неуважение к старшим, к родителям. И многое другое. Вот это самое страшное, потому, что история мировой цивилизации показала, что та страна, где дети не уважают своих родителей, бабушек и дедушек, не уважают своих предков, — такая страна рушится. В истории цивилизации это бывало неоднократно. Детей надо воспитывать, и поэтому на вопрос: «Детская книга — воспитание или развлечение?», ответ должен быть однозначным, как это решали в Советском Союзе — первично: воспитание. Безусловно, должна быть и развлекательная литература, но при этом книги должны быть добрыми, а не злыми. Книга в первую очередь определяет воспитание ребёнка.

Тематическое видео:  Самуил Маршак. Гении и злодеи.

Длительность записи: 26 минут

  • [xfvalue_opisanie1]
  • [xfvalue_opisanie2]
  • [xfvalue_opisanie3]

Имя: Самуил Яковлевич Маршак

Дата и место рождения: октябрь 1887, Воронеж, Российская империя

Дата и место смерти: июль 1964 (76 лет), Москва, СССР

Род деятельности: поэт, переводчик с многих языков, драматург, один из лучших детских поэтов

На книжках Маршака выросло уже не одно ребячье поколение с момента выхода в 1923 году его первого сборника стихов. И спустя почти век произведения Самуила Яковлевича востребованы читателями.

Из глубинки в столицу

Еврейский мальчик Самуил провел детство и юные годы под Воронежем. Любовь к русской поэзии нашла отражение в поэтических тетрадях, одна из которых попалась критику Стасову. С его помощью Маршак стал обучаться в одной из гимназий Петербурга.

Зарубежные университеты

В 1911 году Маршак путешествует по Ближнему Востоку, а затем поступает в Лондонский университет. Возвратившись в Россию, Самуил Яковлевич работал в периодике. Революция сначала вызвала у него восторг, затем он бежал на юг и работал в антибольшевистской прессе.

Ленинград

Первые детские стихи Маршак напечатал в одном из советских журналов. Талант поэта вывел его в первый ряд авторов, работающих для подрастающего поколения. Вместе с единомышленниками он организует издание детских журналов, пишет книги. В Ленинграде собралось целое созвездие авторов. Однако в период репрессий многие были арестованы, а Маршак перебрался в Москву.

Война и послевоенный период

Громкое имя позволило Самуилу Яковлевичу избежать ареста. В период войны он сочинял сатирические произведения, работал со знаменитыми Кукрыниксами. Замечательные книжки Маршака есть, наверное, в каждой советской семье, они переводятся на многие иностранные языки.

Время оттепели

После смерти И.В. Сталина, как и многие литераторы, выступал за большую свободу творчества, помогал Солженицыну и Бродскому. Умер замечательный детский поэт в 1964 году, оставив бессмертное литературное наследие.

Добавить в избранное

Самуил Яковлевич Маршак – известный  поэт и драматург. Его знают как автора детских сказок, стихов, но также и как автора более серьезных, «взрослых» произведений.

Родился писатель 22 октября 1887 года в Воронеже. Фамилия «Маршак» переводится как «наш учитель».

В 1911 году писатель становится корреспондентом  и отправляется в путешествие. В это время Маршак написал свои самые лучшие и проникновенные стихи, а также встречает девушку Софью, свою будущую супругу.

Молодые люди поженились и уехали в Англию. Здесь Самуил Яковлевич начинает учиться в Лондонском университете, переводить с английского языка известные произведения Шекспира, Киплинга и других авторов.  Переводы Маршака стали очень известными и популярными.

Затем писатель вернулся в Россию. Здесь он продолжает писать произведения для детей, а также организовывает несколько детских театров.

Стихи и сказки Маршака знают все. Однако, немногие знают, что он также создал много серьезной литературы. Он получил множество наград в обрасти литературы.

Смерть настигла писателя 4 июля 1964 года.

Самуила Яковлевича любят и помнят по сей день. Его именем называют улицы, в его честь устанавливают  мемориальные доски. Самуил Маршак жив в сердцах людей.

Маршак Самуил Яковлевич подробная биография

Самуил Яковлевич Маршак — наш поэт, театрал, язык, литературный критик, сценарист. Появился на свет 22.11. 1887 году в г. Воронеже, в семье самоучки, одаренного химика Якова Мироновича Маршака. Отец часто менял работу, поэтому они то и дело переезжали на новое место. В Острогожске Самуил получал знания  в  гимназии. Поэтический дар открылся у Маршака задолго до того, как он начал писать. Этим он обязан был Владимиру Ивановичу Теплых, своему гимназическому учителю.

Маршак имел возможность там общаться с знаменитыми и начинающими профессорами и студентами, композиторами, художниками и писателями. Владимир Стасов занимался духовным образованием будущего писателя.  Он  же  впервые  познакомил его с русским фольклором. В 1904 году Маршак познакомился с  Алексеем Максимовичем Горьким. Они встретились случайно и судьбоносно в загородном доме у Стасова, в деревне Сторожиловка. Скоро, после этой встречи Маршак уезжает жить на Ялту. Его туда пригласил Горький, узнав, что Маршак часто болеет в Петербурге. Горький присылает ему письмо, в котором сообщает, что Маршак принят в гимназию Ялты. Теперь Маршак живет в семье Алексея Горького, у его мамы Екатерины  Пешковой. Надвигалась революция. Пешковы уехали за границу. Маршак остался один. Он был вынужден снимать комнату, давать уроки.

В этот период он увлекся  Ибсеном,  Гауптманом,  Метерлинком,  Эдгаром  По,  Бодлером, Верленом, Оскаром Уайльдом,  поэтами-символистами. Но одиночество продолжалось недолго. Зимой 1906 года, чтобы избежать ареста, ему пришлось вернуться в Петербург. Умер Стасов. Так начался литературный путь С. Маршака.

Он публиковался с 1907 года в литературных журналах, в «Сатириконе» и мн.др.. В 1912 году Самуил вместе с женой, Софьей Михайловной, переехал учиться за границу. Он поступил в Английский университет на филолога. Маршак сблизился с лондонской литературой через вузовскую библиотеку. Здесь же он открыл для себя фольклор для детей. Именно в Англии Маршак начал воссоздавать на родном языке английские стихи, песенки и прибаутки.     

Первое время маленькая семья Маршака жила очень бедно. Он публиковал свои переводы английских авторов Вордсворта  и  Блейка печатались в Петербурге в 1915-1917 годах в журнале «Северные записки» и «Русская  мысль».  Литературой для детей Маршак начал заниматься в Воронеже. Туда он приехал из Англии в начале 1915 года, шла первая мировая война. Он приехал призываться в армию, но из-за плохого зрения его не взяли. В Воронеже основной его работой стала помощь детям беженцев- евреев. Там и зародились его первые книжки для детей.

В лето 1917 семья Маршака переехала в Краснодар. Маршак писал в местной газете, а после  заведовал  кружками в детских  домах и колониях. В 1920 году Маршак с писательской братией и композиторами организовал театр – «Детский городок».  При нем была школа, садик, библиотека, столярная и слесарная  мастерские и различные кружки. Пьесы для спектаклей писал сам Маршак и поэт  Е. И. Васильева-Дмитриева. «Детский городок» просуществовал два года (1920 – 1922). Затем был создан Ленинградский театр юного зрителя, тоже просуществовавший два года – (1922 – 1924). Потом редакция журнала «Новый Робинзон» (1924-1925), детский  и  юношеский  отдел  Ленгосиздата,  а  потом «Молодой гвардии» и, наконец, ленинградская редакция Детгиза (1924-1937). Широкие возможности открылись перед Маршаком и сотрудниками редакции «Нового Робинзона», когда они начали работать в издательстве.

Маршак не знал, что Алексей Максимович Горький, пристально наблюдает за его творчеством из-за границы. И вот в 1927 году Горький присылает ему хвалебное  письмо из Сорренто. С тех пор Горький опять взял под крыло Маршака. Он помогал ему издавать детские книги. В 1933 году Маршак остался без наставника —  умер Горький. В 1937 году редакция издательства распалась. Маршак переехал в Москву. Редакция очень много отнимала у него времени. Но все же Маршак не переставал заниматься собственной литературой. В 1962 году он выпустил первую свою книгу  -«Избранная лирика».

Поэт покинул этот мир 4 июля 1964 года в Москве.

Подробная биография

Самуил Яковлевич Маршак (1887 г.-1964 г.) был русским (советским) писателем , философом , переводчиком , критиком и детским поэтом. Среди его русских переводов – сонеты Уильяма Шекспира, стихи Уильяма Блейка и Роберта Бернса, а также рассказы Редьярда Киплинга. Максим Горький провозгласил Маршака «основоположником детской литературы»

Ранние года

Родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеж в еврейской семье . Его отец работал на мыловаренном заводе , а мать занималась воспитанием шестерых детей . В раннем детстве Самуил получил хорошее домашнее образование, а затем учился в гимназии г. Острогожска (пригород Воронежа).Самуил начал писать стихи еще в раннем детстве.

В 1902 году семья Маршака переехала в Санкт-Петербург. Большую роль в его дальнейшем творчестве сыграл филантроп и ученый Дэвид Гюнцбург, который проявил интерес к юному дарованию и представил его влиятельному критику Владимиру Стасову. Стасов был настолько впечатлен литературным талантом, что представил его Максиму Горькому и Федору Шаляпину.

В 1904 году Самуилу был поставлен диагноз туберкулез, и он больше не смог жить в холодном климате Санкт-Петербурга. Максим Горький организовал проживание Самуила с семьей в черноморском курортном городке Ялта (1904-1907), а Федор Шаляпин в свою очередь оплатил ему обучение и терапию.

Молодой поэт, философ и переводчик

В 1904 году он опубликовал свои первые работы в журнале «Еврейская жизнь», а в середине и конце 1900-х годов Маршак увлекается идеей сионизма. В 1907 году Маршак возвращается в Санкт-Петербург и публикует свои многочисленные работы в популярном журнале «Сатирикон». Из-за политической нестабильности Самуил не может поступить в университет и зарабатывает себе на жизнь, давая уроки письма статей для газет и журналов.В 1912 году Маршак переезжает в Англию и изучает философию в Лондонском университете. По его словам «Он влюбился в Английскую культуру и поэзию». На последнем курсе он опубликовал свои переводы стихов Уильяма Блейка, Роберта Бернса и Уильема  Вордсворта в России. Маршак также перевел Шекспира, Байрона и Киплинга. Незадолго до Первой Мировой войны, в 1914 году, он возвращается в Россию и посвящает себя переводам.

Детская поэзия.

В 1914 году Самуил и его жена работали с детьми еврейских беженцев в Воронеже. «Смерть маленькой дочери Маршака (в 1915г.) направила его к детской литературе».В 1917 году он переезжает в Краснодар , чтобы возглавить театр для детей, и именно там он и группа энтузиастов организовывают «Детский Городок», в который входит театр, библиотека и студии. Для этого театра Самуил становится соавтором пьес, которые впоследствии стали книгой «Театр для детей».

От написания детских художественных произведений он переходит к написанию стихов для детей. С 1922 года он работает в издательстве «Радуга», где публикует: «Багаж» , «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Вот такой рассеянный», «Синяя птица». Все это становится очень популярным.

Поздние годы

В 1937 году Маршак переезжает в Москву, где работает над детскими книгами и переводами. Во время Второй Мировой войны он опубликовывает сатиры против нацистов. После войны Самуил продолжает издавать детские книги, в том числе: «Разноцветная книга» и «Круглый год» выпущенные в 1948 году , а также  «Тихая сказка» выпущенная в 1956 году.

В минувшие года своей жизни он написал «афористические» стихи, которые назвал лиричискими эпиграммами. Они были опубликованы в его последней книге «Избранные слова» в 196 году. Он опубликовал три пьесы-сказки: «12 месяцев» вышедшая в свет в 1943 году , «Горя бояться – счастье не видать» (1962г.) ,  «Умные вещи» (1964г.),также перевел произведения Джанни Родари и Эдварда Лира. Многие из его переводов настолько укоренились в русской культуре, что часто шутили, что Маршак был не столько переводчиком, сколько соавтором.

Смерть Сталина в 1953 году спасла Маршака от неизбежной смерти в период «борьбы с космополитизмом».Его имя часто упоминалось в документах ликвидированного еврейского антинацистского комитета.

Самуил Маршак четыре раза был удостоен Сталинских премий в разные годы , двух орденов Ленина и других орденов и медалей.

2 класс, Краткая для детей

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Сергей Павлович Королев

    В январе 1907 года (12.01.1907) в Житомире в семье Королёвых родился сын Сергей Павлович Королёв. Родители мальчика работали учителями. Ему исполнилось три года, когда его родители оформили развод

  • Михаил Богданович Барклай де Толли

    Михаил Богданович Барклай де Толли выдающийся российский полководец, шотландского происхождения родился в поселке Памушис, неподалёку от Литвы. Точной даты рождения Михаила Богдановича не установлено, известна только предположительная дата,

  • Александр Грин

    Безусловный романтик, блестящий прозаик, Александр Степанович Грин (Александр Гриневский) прожил бурную, богатую событиями жизнь.

  • Даниель Дефо

    Даниэль родился в 1661 году в районе Лондона Криплгейт. Семья будущего романиста была не из бедных – отец занимался торговлей мясом.

  • Маяковский Владимир Владимирович

    Родился Владимир Владимирович в Грузии, в небогатой семье. В Юношеском возрасте переехал в матерью в Москву где и стал строить свою карьеру писателя.

Вы находитесь здесь: Главная в†’ Родная речь в†’ Стихи для детей в†’ Поэты

Самуил Яковлевич Маршак (1887—1964) — поэт, драматург, переводчик, литературный критик. Он родился в Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя. Отец поддерживал в детях стремление к знаниям, интерес к миру, к людям. Раннее детство и школьные годы Самуил провел в городке Острогожске под Воронежем. В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта. Одна из поэтических тетрадей Маршака попала в руки В. Стасова, известного русского критика и искусствоведа, который принял горячее участие в судьбе юноши. С помощью Стасова он переехал в Петербург, поступил учиться в одну из лучших гимназий. Целые дни он проводил в публичной библиотеке, где работал Стасов. В 1904 в доме Стасова Маршак познакомился с М. Горьким, который отнесся к нему с большим интересом. Горький пригласил его на свою дачу на Черном море, где Маршак лечился, учился, много читал, встречался с интересными людьми. Когда семья Горького вынуждена была покинуть Крым из-за репрессий царского правительства после революции 1905 года, Маршак вернулся в Петербург. Туда же к тому времени перебрался его отец. Началась трудовая молодость: хождение по урокам, сотрудничество в журналах и альманахах. Через несколько лет для завершения образования Маршак уехал учиться в Англию, сначала в политехникуме, затем в Лондонском университете. Во время каникул много путешествовал пешком по Англии, слушал английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводами английских баллад, которые впоследствии прославили его. В 1914 г. Маршак вернулся на родину, работал в провинции, публиковал свои переводы в журналах «Северные записки» и «Русская мысль». В военные годы занимался помощью детям беженцев. С начала 1920-х участвовал в организации детских домов в Краснодаре, создал детский театр, в котором началось его творчество как детского писателя. В 1923, вернувшись в Петроград, он написал свои первые оригинальные сказки в стихах — «Сказка о глупом мышонке», «Пожар», «Почта», перевёл с английского детские народные песенки — «Дом, который построил Джек» и т. д. Кроме того, он возглавил один из первых советских детских журналов — «Новый Робинзон», вокруг которого собрались талантливые детские писатели. Маршак был первым сотрудником М. Горького, создавшего Издательство детской литературы (Детгиз). В годы Отечественной войны активно Маршак сотрудничал в газетах, высмеивая врага в пародиях, эпиграммах, политических памфлетах. В послевоенные годы вышли книги его стихов «Почта военная», «Быль-небылица», поэтическая энциклопедия «Веселое путешествие от А до Я». Маршак много занимался переводами сонетов Шекспира и песен Р. Бёрнса, переводил стихотворения Дж. Китса, Р. Киплинга, У. Водсворта и др. За переводы из Роберта Бёрнса Маршак был удостоен звания почётного гражданина Шотландии. Среди драматургических сочинений Маршака особой популярностью пользуются пьесы-сказки «Двенадцать месяцев», «Умные вещи», «Кошкин дом». Книги Маршака переведены на многие языки мира. Он лауреат Ленинской (1963) и четырёх Сталинских премий.

Детские поэты || Стихи для детей

Рекомендуем также:

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий