Краткая биография Прокофьева для детей, творчество композитора Сергея Сергеевича

Александр Андреевич Прокофьев родился 19 ноября (2 декабря) 1900 года в с. Кобона Петербургской губернии в семье ладожского крестьянина-рыбака. Отец, вернувшись с действительной военной службы в унтер-офицерском звании, работал на лесопильном заводе и рыбачил.

В сельскую школу Прокофьев поступил в 1907, там же пристрастился к чтению, к школьным годам относятся и первые стихотворные опыты Прокофьева. В 1913 «по большому конкурсу» Прокофьев поступил в Петроградскую учительскую семинарию, окончить которую ему не удалось (ушел из 4-го класса) по семейным обстоятельствам: отец был призван в армию, и Прокофьев, как старший в семье, стал полноправным хозяином.

В 1918 Прокофьев и его отец вступают в волостной комитет сочувствующих большевикам. Через год Прокофьев по партийной мобилизации уходит на фронт воевать против армии генерала Юденича, которая стояла под Петроградом, попадает в плен, откуда ему удалось бежать.

В 1920 Прокофьев окончил Учительский институт Красной Армии, стал политработником. С 1921 по 1922 работает военным цензором. С 1922 по 1930 — сотрудник полномочного представительства ВЧК-ОГПУ в Ленинградском военном округе; январь-апрель 1930 — секретарь редакции газеты «Крестьянская правда по радио» в Ленинградском радиоцентре; апреле-октябре 1930 — секретарь управления Государственным народным домом; декабрь 1939 — март 1940 — корреспондент газеты «Героический поход» 9-й армии. В годы Великой Отечественной войны (июль 1941 — авг. 1945) — военный корреспондент Политуправления Ленинградского, Волховского и Заполярного фронтов. В 1945-48 и 1955-65 — первый секретарь правления Ленинградской писательской организации.

В юношеских стихах Прокофьев (1916) (не публиковавшихся при жизни поэта) звучит мотив противопоставления города («мрачного и скучного») деревне, которая, по словам автора, готового слиться с крестьянской землей. Первая публикация Прокофьева состоялась 13 июля 1919 в местной газете «Новоладожская коммуна» — стихи «На могиле героя», в которых уже чувствуется поэтический почерк будущего Прокофьева: взаимодействие разных лексических пластов — высокого и просторечного; яркость красок, запахов, неожиданность метафор. С этого времени Прокофьев — постоянный автор «Новоладожской коммуны», где впоследствии будут печататься Д. Бедный, И. Садофьев, В. Князев, Я. Бердников, Н. Клюев и др.

С 1922 Прокофьев живет в Петрограде. В 1923 году Прокофьев «нашел Пролеткульт», где в литературной студии, руководимой А.П. Крайским, стал овладевать поэтической техникой. С 1923 по 1927 Прокофьев почти не публикует своих стихов, сам он так говорил об этом периоде: «У меня отсутствовала вовсе поэтическая культура. Я считал, что стихи можно писать залпом, авось что-нибудь и выйдет. У меня не было чутья ни к слову, ни к ритму, ни к теме, ни к образу. Слова умирали в моих стихах, как говорится, на ходу» («О себе»). Между тем это было время активного творческого становления Прокофьева. В стихах тех лет явно ощутимо влияние таких несхожих поэтов, как А. Блок и С. Есенин, Д. Бедный и В. Маяковский. По-своему обобщая их опыт, Прокофьев приходит к своеобразному синтезу тем и мотивов, которые связаны в читательском сознании с этими именами. Ранний Прокофьев ищет поэтические средства прежде всего для воплощения образа своего героя — вчерашнего красноармейца, матроса, крестьянского парня, покидающего родные места. При этом поэт рисует трудность перехода от деревенской жизни к городской.

Особой вехой в творческой биографии поэта стал 1927, когда в «Комсомольской правде» были опубликованы «Песни о Ладоге» (4 из 6 написанных). «Песни о Ладоге», как отмечал впоследствии Прокофьев, стали для него началом «радостной творческой работы». Поэт наконец нашел то, что искал, — тему родной ладожской деревни.

Принятие революции, уверенность в правоте дела, отстаиваемого с оружием на фронтах Гражданской войны и послереволюционной действительности у Прокофьев были безоговорочными, яростными и на редкость беспощадными («Октябрь», 1930; «Два разговора с С.П. Быковым», 1930 и др.). В стихах Прокофьева начала 1930-х отсутствует рефлексия, полутона.

С начала 1930-х поэзия Прокофьева развивается в основном в двух жанровых направлениях — лирике и балладе (границы которых в поэзии тех лет, впрочем, весьма условны). Лирика Прокофьева, как правило, развивала темы родного Приладожья, поэт смело осваивает фольклорные традиции. Особое место Прокофьев уделяет зачину стихотворения: пейзажно-психологическая зарисовка чаще всего разрывается прямой речью. Лексика Прокофьева наполнена самыми разнообразными слоями живого языка («Шли над морем буревестники», 1930; «Ой, какая звонкая погода…», 1930; «Одиночество», 1932; «Здесь тишина. Возьми ее и трогай…», 1933 и др.). Прокофьев в лирике стремится к моментальности, своего рода кинематографичности. Сюжет, даже в балладе, играет второстепенную роль: все внимание автора направлено на смену психологических рядов — «кадров» («Смерть пулеметчика Евлампия Бачурина», 1931; «Бой под Белорецком», 1931; «Измена Енборисова и Каюкова», 1931).

Сборник стихов «Дорога через мост» (1933), «Прямые стихи» (1936) и другие, включая обобщающую книгу «Стихотворения» (1938), показывают эпическую сторону художественного дарования Прокофьева (как это часто наблюдается с поэтами, вышедшими «от земли», начиная с Н. Клюева и Есенина до П. Васильева и Твардовского). Однако эпос Прокофьев в отличие от старших современников и ровесников более интуитивен.

В 1930-е Прокофьев приходит к песенному творчеству. И хотя элементы лирической песни, частушки сопутствовали всей его поэзии, с середины 1930-х поэт усиленно обращается к этому жанру в «чистом виде» («Плясовая», 1934; «Песенка Тони», 1934; «Походная песня геологов», 1934; «Коль жить да любить — все печали растают», 1937, и др.). В 1937 выходит сборник Прокофьева «Песни». К творчеству Прокофьева обращались композиторы В. Соловьев-Седой, Д. Прицкер, Ю. Левитан, Э. Денисов, Г. Свиридов, С. Прокофьев. Одно из «программных» стихотворений Прокофьева 1930-х «Товарищ» (1930), положенное на музыку О. Ивановым, стало популярной песней.

Выход сборника «В защиту влюбленных» (1939) ознаменовал своего рода итог достигнутого Прокофьевым в предвоенное десятилетие. К этому времени стихи Прокофьева стали строже, классичнее.

1939-1945 ознаменовали новый этап в творчестве поэта. В период советско-финляндской войны Прокофьев создает несколько десятков песен, частушек, лирических стихотворений, стихотворных фельетонов, подписей к сатирическим рисункам. В годы Великой Отечественной войны вышли сборник Прокофьева «За Родину» (1941), «Огонь» (1942), «Таран» (1942), «Атака» (1943), «Гармонь» (1943), «Фронтовые стихи» (1943) и др., проникнутые верой в победу и ненавистью к врагу; в них Прокофьев обращается к национальной преемственности, неразрывности отечественной истории: «гром Бородино», «свет немеркнущей Полтавы», «Измаила гром» — «Песня» (1942).

Послевоенная действительность, впрочем, без намека на трагические противоречия нашла свое отражение в сборнике Прокофьева «Заречье» (1955, 1957), «Лирика» (1956), «Признания» (1957). Итальянские впечатления (после поездки группы советских писателей в эту страну) легли в основу цикла «Яблоня над морем» (1958). Во второй половине 1950-х выходят книжки Прокофьева для детей: «Днем весенним» (1956), «Шел кот-скороход» (1956), «Синички-невелички» (1958), «Галя-Галинка» (1966). Детские стихи Прокофьева отличают простота композиции, мягкие интонации, юмор и виртуозное использование фольклорных мотивов: «Кот Макар» (1938), «Сказка о том, как котенок стал котом» (1938), «Сказочка для маленьких про комара-комарика» (1939), «Загадки-шутки» (1962), «Еще про жука» (1965).

Новым взлетом таланта Прокофьева стала книга «Приглашение к путешествию» (1960) (Ленинская премия — 1961).

В стихах последнего десятилетия, вошедших в сборниках «Радуга» (1966), «Пристрастия» (1967), «Гроздья» (1967), «Величальная песня России» (1971) и «Звенья» (1972), вышедших после смерти поэта, вновь появляются образы юности. В цикле стих. «Годы» (1966) А. Прокофьев снова возвращается к своему ритму конца 1920-х – начала 1930-х. Не забывал Прокофьев и тех, кто был когда-то рядом с ним. Так, в стихотворении «Песня» (1969) Прокофьев обращается к П. Васильеву, погибшему в 1937: «Ты потом пошел на Беломорье, / Вешним днем пошел, / После Егорья. / Беломорье — ветер гулевой! / Не один там распростился с головой». Незадолго перед смертью Прокофьев пишет стихотворение, ставшее одним из самых совершенных по своей трагической сущности в его творчестве: «А ведь было — / Завивались в кольца волосы мои» (1970).

Большое значение Прокофьев как общественный деятель и поэт придавал взаимообщениям русской литературы с литературами других народов. Прокофьев переводил произведения поэтов Украины и Белоруссии: Тараса Шевченко, Ивана Франко, Леси Украинки, Павла Тычины, Максима Рыльского, Владимира Сосюры, Андрея Малышко, Янки Купалы, Якуба Коласа, Максима Танка, Петруся Бровки.

Александр Андреевич Прокофьев умер 18 сентября 1971 года в Ленинграде.

Биография

Произведения

image

Одним из ярчайших композиторов XX века считается Прокофьев Сергей Сергеевич, биография которого повествует о невероятной работоспособности и ярком таланте.

Ведь он активно проявил себя как талантливый:

  • музыкант;
  • композитор;
  • писатель;
  • дирижёр;
  • пианист.

Прокофьев известен новатором, создавшим свой оригинальный стиль использования средств выразительности.

Сергея Сергеевича характеризуют:

  • самобытность инструментовки;
  • необычное музыкальное мышление;
  • экстравагантность, творческая фантазия;
  • изобретательность, оригинальность;
  • высокое композиционное мастерство.

Своим творчеством композитор оказал огромное влияние на многих музыкантов — как отечественных, так и зарубежных. Он называется в ряду наиболее часто исполняемых музыкантов XX века.

Оглавление:

Краткая биография Прокофьева

Годы жизни: 11(23).04.1891 – 05.03.1953.

Место рождения: имение Сонцовка.

Место кончины – г. Москва.

image

Первые произведения созданы в 9 лет.

1904-1917 – обучение в консерватории Санкт-Петербурга.

1918-1932 – гастроли по всему миру.

1923 – первая женитьба, рождение 2 сыновей.

С 1933 – работа преподавателем в Московской консерватории.

В военные годы – деятельность в эвакуации, второй брак заключён в 1948 году.

Детство и начальный этап образования

Село Сонцовка является колыбелью талантливого композитора. Именно здесь в 1891 году, 11 (23) апреля Серёжа Прокофьев явился на свет.

Отец его (купеческого происхождения) Сергей Алексеевич работал в селе агрономом. Мария Григорьевна, талантливая пианистка, с детства воспитывала в сыне любовь к музыкальной стране. Дарование мальчика зарождалось на произведениях великих Бетховена, Шопена.

Обучение в начальной школе Сергей получил на дому. Математике сына обучал отец, языкам – мать. Но музыка его увлекала особо. В пятилетнем возрасте он уже испробовал себя в роли композитора. Свет увидела пьеса-миниатюра «Индийский галоп».

Обучение в Петербургской консерватории

В 1903 году началась учеба Прокофьева в консерватории города Петербурга.

Окончил её молодой юноша, приобретя специальности:

  • композитора – 1909 г.;
  • пианиста – 1914 г.;
  • органиста – 1917 г.

В годы обучения появились на свет оперы «Игрок», «Магдалена».

Гастроли С. С. Прокофьева по всему миру

Творчество композитора совершенствовалось в противоречивой атмосфере в сфере искусства. Возникали новые течения, спорные темы. Сергей Сергеевич проявлял самостоятельность, независимость, не плыл «по общему течению». Дореволюционные его произведения отличались разножанровостью.

Первое выступление в период 1908 года уже известного музыканта состоялось в Петербурге. Впоследствии концертная деятельность велась регулярно.

Начиная с 1918 года, начались его многочисленные гастроли в разных странах:

  • США;
  • Франции;
  • Японии;
  • Англии.

В продолжение 15 лет длились зарубежные гастроли. Временами Sergei Prokofiev жил на постоянной основе в Германии, во Франции.

В период постоянных гастролей Прокофьев посещал с концертами и города СССР. Возвращение на родину с поселением в Москве произошло в 1932 году.

Особенности творчества композитора в военное время

С 1933 года начался период преподавательской деятельности в Московской консерватории. В сложное время ВОВ его активное творчество продолжается.

Именно на этом этапе творчества свет увидели балет «Золушка», опера «Война и мир», были озвучены киноленты. Кантата «Здравица» была посвящена Иосифу Сталину. Она пользовалась популярностью на юбилеях.

В 30-е годы творил Прокофьев и для детей. Особенно известными стали сказка для чтеца с оркестром «Петя и волк», детские произведения для фортепиано и многочисленные песни.

Однако создание отдельных произведений было прервано войной и завершено уже после неё. Среди них, например, балет «Золушка». В период войны Прокофьев находился в эвакуации. Творческая деятельность до возвращения в Москву продолжалась повсеместно. Во многих произведениях звучала тема войны.

Последние годы жизни и смерть музыканта

По рекомендациям врачей в 1946 году музыкант переехал в посёлок Николина Гора (на дачу). Последние годы и дни были омрачены критикой «за формализм» и осуждающими высказываниями Хренникова и других композиторов. После этих событий Прокофьев жил «затворником», однако творил всё так же активно.

Прокофьев удостоен, в числе других, таких наград и званий:

Умер великий Прокофьев в 1953 году, 5 марта в городе Москве в результате гипертонического криза, не оставляя работы даже в последние часы. Захоронен был на территории Новодевичьего кладбища.

Личная жизнь Сергея Алексеевича

Впервые женился Сергей Сергеевич на Лине Кодиной. Брак с певицей испанского происхождения был зарегистрирован в 1923 году. Двое сыновей (Святослав, Олег) появились в этом браке. Семья в полном составе переехала в Москву к 1936 году.

А в 1938 году музыкант встретился с Мирой Мендельсон, юной студенткой из института литературы. Общение не ограничивалось рамками творческого сотрудничества уже в 1941 году. Она стала его женой официально в 1948 году.

Брак же с Линой был признан недействительным, так как был заключён за границей. Хотя впоследствии было много споров по данному вопросу.

Самые известные произведения пианиста

Каждый отрезок жизни композитора был отмечен новыми произведениями. Мировая музыкальная сокровищница пополнилась благодаря Прокофьеву С. С. более чем 130 опусами.

Наиболее известные оперы и балеты:

Он написал прекрасные концерты для фортепиано и скрипки с оркестром, драмы, оратории. Весь мир был впечатлён его Седьмой симфонией. Также выдающимися являются многие пьесы, сонаты, большое количество симфоний для фортепиано.

Интересные факты о Прокофьеве

Прокофьев С. С. написал книгу «Детство» о себе. По свидетельствам описывающих портрет музыканта очевидцев, он любил демонстрировать эпатажность, использовать броские цвета и неожиданные сочетания в одежде.

Кроме музыкального дара, он обладал и писательским (литературным) талантом. Его дневники – своеобразная автобиография, искренняя и объективная. Кроме любви к музыке и литературе, большой интерес испытывал он к шахматам.

Шахматы

Эта игра была для Прокофьева не просто хобби. Он относился к занятию очень серьёзно и был сильным шахматистом. Найдены даже записи шахматных партий на оборотной стороне партитур.

Он был горд партией, сыгранной вничью с немецким чемпионом мира по шахматам Э. Ласкером. Также игры состоялись с Д. Ойстрахом, М. Ботвинником, Р. Капабланкой и другими. Шахматы композитор называл музыкой мысли.

Год Прокофьева в России

2016 год в нашей стране по предложению В. В. Путина носил имя Прокофьева в связи с празднованием его 125-летия. Всё музыкальное содружество отмечал это событие.

Торжественное открытие мероприятия состоялось в Мариинском театре. Завершился же год концертом «Прокофьев – ГАЛА ».

В программе юбилейного года были предусмотрены:

  • ВДНХ-выставка;
  • экспозиции в различных музеях;
  • фестивали работ студентов;
  • научно-практический музыкальный Форум и другие.

Мероприятия в течение года были представлены ярко и нестандартно. Они помогли современникам (с акцентом на молодёжную аудиторию) открыть красоту и притягательность творений великого музыканта.

Сотрудничество с Эйзенштейном

С. С. Прокофьев участвовал в создании гениальных произведений киноискусства совместно с Эйзенштейном. Это доказала премьера кинокартины «Александр Невский». С. Эйзенштейн отмечал кристаллическую чистоту и лаконичный стиль музыки Прокофьева С.

После этого сотрудничество продолжилось над кинокартиной «Иван Грозный», однако работа была подвергнута строгой цензуре со стороны Сталина. Работа же над фильмом «Любовь поэта» закончилась из-за смерти Эйзенштейна. Творчество Прокофьева в кино обогатило возможности звукозрительного контрапункта экрана.

Мировая классика признаёт Сергея Сергеевича Прокофьева русским музыкальным новатором, проводником национальных традиций. В честь великого новатора музыки открыты памятники, музеи, названы улицы, музыкальные учебные заведения и даже кратер на Меркурии.

Рубрики Это интересно

Прокофьев Александр Андреевич родился в 1900 году в семье крестьянина — рыбака и землепашца. Окончил сельскую школу и с 1913 по 1917 годы учился в Петербургской учительской семинарии. В 1919 году стал членом РКП(б) и вступил в Красную Армию и находился в ней до 1930 года. Печататься начал с 1927 года.

Александр Прокофьев настойчиво искал пути лирического воспроизведения характера русского человека новой эпохи. Этому способствовало соединение в его собственном жизненном опыте традиционно-крестьянского и пролетарско-революционного начал. Сила уже ранних стихов Прокофьева заключалась в том, что они всегда создавались на конкретном материале жизни, на основе трепетно живого восприятия мира. «Я считаю,— заявлял он,— что любому автору необходимо найти своего героя. Лично я нашел его в лице трудового крестьянского парня и провел его почти по всем страницам книг». Но этот прокофьевскип «крестьянский парень», его жизнь и мировоззрение несли на себе печать новой эпохи. Он выступал как преобразователь мира не только в деревне, но и в городе.

В 1931 г. Александр Прокофьев издал свои первые книги стихов «Полдень» и «Улица Красных зорь», в которых основное место заняли жители ладожской деревни и герои гражданской войны. Он вошел в советскую литературу как поэт новой, революционной России, как поэт Октябрьской революции, ее идей и героев.

В 30-х Прокофьев выпускает сборники лирических стихов и песен: «Победа» (1932), «Дорога через мост» (1933), «Временник» (1934), «Прямые стихи» (1936), «В защиту влюбленных» (1939). Творчество Прокофьева завоевало общее признание. Наряду с творчеством А. Твардовского, Я. Смелякова, Б. Ручьева и других писателей поэзия Александра Прокофьева углубляла связи искусства с жизнью, поэта с миллионными массами тружеников и истолинии, развития советской поэзии. Правда, в первых книгах порой сказывалось чрезмерное увлечение Прокофьева диалектизмами и некоторыми фольклорными приемами.

Во время советско-финляндской войны (1939—1940) и Великой Отечественной войны (1941—1945) Александр Прокофьев — военный журналист, член писательской группы при политуправлении Ленинградского фронта. Прокофьев активно работает в армейской печати, выступает перед бойцами Ленинградского, Волховского и Северного фронтов. Пишет агитстихи, стихотворные фельетоны, песни, частушки. Заметным явлением советской поэзии военных лет стала поэма «Россия» (1944; Сталинская премия, 1946) — рассказ о братьях Шумовых, добровольно приехавших из Сибири на защиту Ленинграда и составивших расчет тяжелого миномета.

В 1945—1948 и 1955—1965 г.г. Александр Прокофьев был ответственным секретарём Ленинградского отделения СП РСФСР. В первые послевоенные годы Прокофьев опубликовал цикл стихов о мире, о радости оживающей земли («Нынче удались цветы повсюду…», «Ты по сердцу мне, русская природа», «Пополам с тобою, дорогая…» и др.). Новый этап в творчестве Прокофьева начинается с книги «Заречье» (1955); в 1960 вышел сборник «Приглашение к путешествию», отличающийся широтой замысла и содержания, ясностью и глубиной формы. Впечатления от многочисленных поездок по стране и за рубеж нашли отражение в книгах «Яблоня над морем» (1958), «Стихи с дороги» (1963), «Под солнцем и под ливнями» (1964) и др. Отличительные черты поэзии Прокофьева — близость к народному слову, фольклору, яркая образность и эмоциональность, склонность к шутке, иронии, верность «рядовому» герою. Многокрасочная, звенящая и гремящая поэзия Прокофьева с годами становится более сдержанной. От «веселого косноязычья» первых стихов («Тырли-бутырли, дуй тебя горой») поэт пришел к более строгой и лаконичной манере письма.

На стихи Прокофьева были написаны песни, среди которых наиболее известные — «Товарищ» (музыка О. Иванова, первая его песня), ставшая неофициальным гимном молодёжи, и «Тайга золотая» (музыка В. Пушкова) из одноимённого кинофильма.

Умер Александр Прокофьев в 1971 году, похоронен на Богословском кладбище в Ленинграде.

Ознакомиться с творчеством Александра Прокофьева

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) — русский и советский композитор, довольно рано нашедший свое призвание. Он вырос в небедной семье, оба его родителя имели хорошее образование. Мать, знакомая с основами музыкальной теории и исполнения, часто музицировала дома. Это быстро привлекло внимание маленького Сергея, он подсаживался к матери и тоже стучал по клавишам. Его мать, Мария Григорьевна, научила тем основам, что были известны ей самой. Результатом стала небольшая пьеса для фортепиано «Индийский галоп», которую мальчик написал в в пять лет.

Способности Прокофьева по истине можно назвать выдающимися, за ним закрепилось звание вундеркинда. В 1900 году, за пару месяцев до 9-летия, Сергей с матерью отправились в Москву, где будущий композитор впервые услышал оперы «Князь Игорь» и «Фауст». Услышанное так впечатлило его, что он твердо решил и сам написать подобное произведение. Менее чем через полгода родилась опера «Великан».

Если до этого момента начинания Сергея поддерживала его мама, например, первую пьесу «Индийский галоп» запечатлела нотной записью именно она, то теперь способностей и знаний Марии Григорьевны стало не хватать. Он пользовался теми знаниями, что ему дала мать, но чувствовал, что ему недостаточно этого.

Через 2 года, в 1902 году, Сергей Прокофьев в возрасте 10 лет выступал со своими произведениями перед Сергеем Ивановичем Танеевым, композитором-современником, который сразу отметил необычные способности мальчика и лично попросил Рейнгольда Морицевича Глиэра (автора гимна Санкт-Петербурга) заниматься с юным дарованием. Два последующих лета Глиэр приезжал в поместье семьи Прокофьев, расположенное в деревне Солнцевка Екатеринославской губернии.

В 1903 году Сергей Сергеевич переезжает в Санкт-Петербург, чтобы поступить в консерваторию, с чем с легкостью справляется. Он проходит обучение у самых лучших учителей своего времени (Римский-Корсаков, Лядова, Витол и другие). В Петербургской консерватории он получает три специальности: 1909 — композитор, 1914 — пианист, 1917 — органист.

Именно в годы учебы композитор знакомится с Игорем Стравинским, с которым всю жизнь будет соперничать. Оба молодых человека признавали способности другого, но смириться с победой второго не могли, поэтому сверяли свои произведения всю жизнь.

В период учебы в консерватории появляются две оперы, вошедшие в список классики русской музыки, — «Игрок» и «Маддалена».

В 1918 году, по окончании музыкального образования, Сергей Сергеевич отправляется заграницу, он уезжает в Нью-Йорк, где и находится до 1936 года. В этот период он встречает свою первую жену — Лину Кодину. Через 4 года после знакомства, в 1923 году молодые устраивают свадьбу, в этих отношениях у композитора появляется два сына.

Заграничный период творчества очень плодотворный для Прокофьева. Он пишет оперы, балеты, симфонии и целые концерты для фортепиано, ездит с гастролями по Америке и Европе, везде его ждут и встречают радушно. Однако за это время у него истек срок действия советского паспорта, поэтому Сергею Сергеевичу пришлось вести переписку с СССР, чтобы получить возможность вернуться на родину с женой и детьми. Наконец, в 1929 году он получает паспорта советского образца. Но не торопится обосноваться в России. Лишь в 1936 году он окончательно переезжает в Москву, где и проводит всю жизнь.

До 1938 года у Лины и Сергея Прокофьевых были паспорта двух видов — зарубежные и советские, это позволяло композитору некоторое время, даже после возвращения домой, гастролировать в Европе и Америке.

В Москве композитор преподает в консерватории. В 1938 году он знакомится со второй женой, но начинает с ней жить лишь через 10 лет.

От гипертонического криса композитор умирает в 1953 году.

  • Биографии
  • Прокофьев

Будущий композитор родился в селе Сонцовка Екатеринославской губернии. Любовь к музыке привила ему мать. Она была пианисткой, и дома постоянно звучала музыка Шопена и Баха.

Будучи маленьким мальчиком, он сочинил свою первую пьесу для фортепиано. Все произведение, написанные в раннем возрасте, мать сохранила для потомков.

К 10 годам в арсенале мальчика было уже несколько произведений. Было понятно, что растет маленький гений. Для развития музыкальных навыков в учителя ему нанимают известного композитора Рейнгольда Глиэра.

Поступив в консерваторию по классу «композитор». Обучение давалось ему легко, только отношения с преподавателями не складывались. И как он вспоминал, композитор из него был чудовищный. Именно поэтому Прокофьев вновь поступает в учебное заведение, но уже по классу «фортепиано». Здесь он показал себя как мастер, окончил консерваторию с красным дипломом и присужденной премией Антона Рубинштейна.

В это же время Прокофьев пишет для Центрального детского театра пьесу «Петя и волк». Своим произведением он хотел донести до маленьких зрителей значимость музыки, а также знакомство с музыкальными инструментами.

В это время страна переживала не лучшие времена. В России произошла революция. Прокофьев принимает решение ухать из страны, так как будущее представлялось плачевным. Сначала он уезжает в Японию, а там ждет разрешения на въезд в США. Там он начинает давать концерты, причем исполняет, только свои произведения.

В Америке он пробыл до тридцатых годов, а потом вновь вернулся на родину. Но вернулся не один. Будучи на гастролях в Испании он знакомится со своей будущей женой – Каролина Кодина. В браке у них родилось два сына. В Москве Прокофьев стал преподавать в консерватории. Во время Великой Отечественной войны им была написана опера «Повесть о настоящем человеке», но на очередном собрании композиторов данное произведение подверглось критике со стороны. Но критики тогда подвергались все, и для Прокофьева главным было только признание зрителей.

Во время войны композитор отправил своих близких в эвакуации. К ним он больше не возвратился. В это время он знакомится с Марией-Цецилией Мендельсон. Она была моложе композитора на двадцать четыре года. Только спустя несколько лет спустя он смог оформить развод с первой супругой и жениться на возлюбленной.

Начиная с сороковых годов, Прокофьев практически не покидает свою дачу. Здоровье его пошатнулось. Но работу или увлечение, он не бросил, продолжал писать одновременно несколько произведений. Умер композитор 5 марта 1953 года, от гипертонического криза. Но кончина великого композитора прошла для страны незаметной. Именно в это день умер и Иосиф Сталин. И стране надо было думать о будущем и настоящем.

После себя Прокофьев оставил огромное музыкальное наследие, по которому будущие композиторы уже сейчас изучают музыку в учебных заведениях.

5  Класс

Биография Прокофьева о главном

О многогранности С.С.Прокофьева можно говорить до бесконечности. Всех его заслуг и премий просто не счесть. Это был великий композитор России, уважаемый дирижер и пианист, великолепный артист РСФСР, получивший звание народного. Помимо этого он был шестикратным лауреатом премии им. Сталина и, единожды – Ленинской премии. Именно он был одним из самых известных на всю страну и на весь мир музыкантов 20-ого века.

Родился С.С. 11 апреля 1891 года. Огромное влечение к музыке у Сергея досталось от матери, так как и сама она была великой пианисткой того времени и часто играла любимому сыну многочисленные произведения Бетховена и Шопена.

Сергей начал увлекаться музыкой, будучи совсем младенцем и уже в пятилетнем возрасте написал первое для фортепиано произведение, в последствии получившее название «Индийский галоп». В 1902 свежие и совершенно новые произведения юного, начинающего композитора услышал сам Танеев, который был поражен способностями ребенка и попросил Глиэра дать Прокофьеву уроки музыки, включающие в себя теорию композиции.

В 1903 году Сергей становится студентом одной из консерваторий Петербурга, а в 1914 году он уже оканчивает ее в звании композитора. В 1917 году он получает еще одно образование – органист. За это время им были созданы такие замечательные оперы, как «Игрок» и «Маддалена».

С 1918 года композитор начинает свои многочисленные гастроли по всему миру. Он побывал в Японии, Париже, США и Лондоне. В 1927 году на свет появляется еще одна великолепная опера под названием «Огненный ангел», а уже в 1932 году в Лондоне записывает 3-ий концерт.

С 1949 года Сергей практически все время находится на собственной даче, где не перестает творить настоящие шедевры.

Великого композитора Прокофьева не стало 5 марта 1953 года, а причиной тому становится гипертонический криз, настигший великого композитора в коммунальной квартире города Москва.

5 класс для детей

Интересные факты и даты из жизни

Другие: ← Афанасий Фет↑ БиографииВасилий Андреевич Жуковский →

image

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий