Краткая биография Серафима Саровского

Перейти к навигации Перейти к поиску

Святой Серафим Саровский
image
Преподобный
Родился 19 (30) июля 1759, Курск
Умер 2 (14) января 1833, Саровский монастырь
Почитается в РПЦ МП РГКЦ
Канонизирован(-а) 1903 Святейшим Синодом РПЦ по инициативе Николая II
Главный храм Саровский монастырь
Праздник 2 и 11 января
Атрибуты Чётки, полотняная одежда, рукавицы, лапти, сума с Евангелием за спиной
image

Церковное почитание[править]

Серафи́м, Саро́вский и всея России чудотворец (в миру — Прохор Исидорович Машнин; в некоторых источниках — Мошнин; 19 июля 1759 — 2 января 1833) — русский святой, преподобный; по инициативе Императора Николая II канонизованный Российской Церковью в 1903 году.

Биография[править]

Серафим родился в Курске в купеческой семье Исидора и Агафьи, рано потерял отца. В отрочестве упал с колокольни, но остался невредим. В 1776 совершил паломничество в Киев, где старец Досифей благословил его спасаться в Сарове. В 1778 г. стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре в Тамбовской губернии. Все хозяйственные обязанности в монастыре Серафим выполнял как бы служа Богу. Любимым подвигом Серафима стала Иисусова молитва в окрестном лесу. В 1786 принял монашество и был посвящен в иеродьяконы, в 1793 рукоположен в иеромонахи.

Серафим кормит медведя. Фрагмент литографии Путь в Саров, 1903

Он постоянно носил одну и ту же одежду: полотняной балахон, кожаные рукавицы и бахилы, поверх которых надевал лапти. Спереди у него висел крест, которым его благословила мать, отпуская из дому, а в сумке за плечами было Евангелие. В юродивом подражании древним святым старец носил и вериги на обеих плечах: спереди к ним были привешены кресты в 20 фунтов (8,2 кг), сзади — в 8 (4,1 кг). Кроме этого, он надевал на себя железный пояс. В 1794, притесняемый официальными церковными властями, стал отшельником в глухом тамбовском лесу. Поначалу к нему за советом и благословением приходили миряне, но затем прошел слух, что Серафим отказался принимать, уйдя в безмолвие. Некоторые крестьяне боялись быть в сообщении со святым подвижником, опасаясь слежки и наказания. Одним из его подвигов было еженедельное перечитывание Евангелия Спаса-на-Крови (Крестных страданий Спасителя) и полного круга православной лествицы. Около келлии Серафим развел огород и устроил пчельник. Ограниченный в питании и вынужденный сам себе добывать пропитание, преподобный держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу воздерживался от пищи. Мебелью кельи служили пни, мешки с песком и каменьями и дубовый гроб. Известен случай, как преподобный из рук кормил медведя хлебом. Однажды, по наущению завистливых монахов, на него в лесу напали разбойники и в великой злобе проломили обухом топора голову. В 1810 возвратился в монастырь, но ушел в затвор до 1825. Покровительствовал Дивеевской женской обители. В 1831 сподобился видения Царицы Небесной в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев. Был посещаем знатными особами, в том числе Императором Александром I; всех приходящих к нему в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!».

Перед смертью Серафима видели «стоящим в воздухе». Скончался в Саровском монастыре.

Есть свидетельства о том, что узникам ГУЛАГа — старцам Сампсону (Сиверсу) и Серафиму Соловецкому (Поздееву) — незадолго до ареста открывался Серафим Саровский, читая свою любимую им же составленную чудотворную молитву «Всемилостивая Владычице».

Подвиги[править]

  • Затвор
  • Молчание
  • Чтение
  • Рукоделие
  • Терпение (в том числе и укусов комаров)
  • Столпничество (молитва на камне)

Изречения[править]

  • Страсти истребляются страданием и скорбью, или произвольными, или посылаемыми Промыслом.
  • Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя.

Почитание и канонизация[править]

Основной источник исторических сведений о старце Серафиме — жизнеописание старца Серафима, составленное саровским иеромонахом Сергием. Последний с 1818 собирал и записывал свидетельства о двух саровских подвижниках: Серафиме и схимонахе Марке. В 1839 в Троицко-Сергиевой Лавре, при содействии митрополита Филарета (Дроздова), вышло «Краткое начертание жизни» схимонаха Марка; книга включала «Духовные наставления отца Серафима». «Сказание о жизни и подвигах» отца Серафима (без «Духовных наставлений») было опубликовано в 1841.

Многие из ныне известных поучений старца Серафима почерпнуты из записок купца Николая Александровича Мотовилова, якобы найденных С. А. Нилусом и изданных им в 1903[1].

Народное почитание «батюшки Серафима» началось задолго до его канонизации, при его жизни. Подготовка к официальной канонизации вызвала политический скандал и должна рассматриваться в контексте стремления Николая II преодолеть некое «средостение» (по выражению генерала А. А. Мосолова), якобы разъединявшее Царя с народом, который «его искренне любит»[2].

Первый документ, указывающий на идею официальной канонизации, датирован 27 января 1883 — годом коронации Александра III: начальник московских женских гимназий Викторов в письме, адресованном К. П. Победоносцеву, предложил «ознаменовать начало царствования, перед священным коронованием Государя Императора, открытием мощей благочестивого, всей Россией чтимого угодника, которого молитвы и при жизни его были действенны, тем более теперь они будут благопоспешны для великого Государя, когда Серафим предстоит перед престолом Всевышнего в лике серафимовском»[3]. Обер-прокурор Святейшего Синода, судя по всему, отнёсся к предложению неодобрительно.

По свидетельству графа С. Ю.  Витте, канонизации потребовал лично Николай II, видимо, по настоянию супруги — весной 1902 (согласно официальной версии, 19 июля 1902 [4])[5].

Сам Победоносцев винил архимандрита Серафима (Чичагова), тогда настоятеля Спасо-Евфимиевского монастыря в том, что именно он подал Императору «первую мысль о сем предмете»[6]. Того же мнения был и генерал А. А. Киреев[7], замечавший, что Обер-прокурор полагал архимандрита Серафима (Чичагова) «великим пролазом и плутом»: тот «как-то пролез к Государю, а затем Государь уж распорядился самовольно. <…> Положим Сер[афим] действительно святой, но едва ли такое „распоряжение“ соответствует не только верно понятому чувству религиозности, но и канонам (даже русским)».

11 января 1903 комиссия под председательством митрополита Московского Владимира (Богоявленского), включавшая и архимандрита Серафима (Чичагова), произвела освидетельствование останков Серафима Машнина. Результаты освидетельствования излагались в секретном всеподданнейшем докладе, которые, однако, вскоре стали широко известны читающей публике. Поскольку существовали ожидания «нетленности» мощей, каковой обнаружено не было, митрополиту Антонию пришлось выступить с заявлением «Новом Времени» и в Прибавлениях к Церковным Ведомостям[8], где он констатировал факт сохранности «остова» Саровского старца и выразил мнение, что наличие нетленных мощей не обязательно для прославления.

Своим Деянием от 29 января 1903 Святейший Синод извещал: «Святейший Синод, в полном убеждении в истинности и достоверности чудес, по молитвам старца Серафима совершающихся, воздав хвалу дивному во святых Своих Господу Богу, присно благодеющему твердой в праотеческом Православии Российской Державе, и ныне, во дни благословенного царствования Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича, как древле, благоволившему явить прославлением сего благочестия подвижника новое и великое знамение Своих благодеяний к православному народу русскому, подносил Его Императорскому Величеству всеподданнейший доклад, в котором изложил следующее свое решение: 1) благоговейного старца Серафима, почивающего в Саровской пустыни, признать в лике святых, благодатию Божиею прославленных, а всечестные останки его — святыми мощами и положить оные в особо уготованную усердием Его Императорского Величества гробницу для поклонения и чествования от притекающих к нему с молитвою, 2) службу преподобному отцу Серафиму составить особую, а до времени составления таковой, после дня прославления памяти его, отправлять ему службу общую преподобным, память же его праздновать как в день преставления его, 2 января, так и в день открытия святых его мощей, и 3) объявить о сем во всенародное известие от Святейшего Синода.»[4][9].

Император Николай II и члены императорской фамилии переносят мощи прп. Серафима Саровского (Саровская пустынь, 1903 год)

Примечательно, что в Настольной книге для священно-церковно-служителей издания 1913 авторы сочли необходимым первый пункт Деяния снабдить пространным комментарием, разъясняющим позицию Российской Церкви по вопросу о нетленности мощей: «Некоторые утверждают, будто мощи святых всегда и непременно суть совершенно нетленные, то есть совершенно целые, нисколько неразрушенные и неповрежденные тела. Но понимание слова „мощи“ непременно в смысле целого тела, а не частей его и преимущественно костей, — неправильно, и вводит в разногласие с греческой церковию, так как у греков вовсе не проповедуется учения, что мощи означают целое тело, и мощи наибольшей части святых в Греции и на Вотоке (равно как и на Западе) суть кости <…>»[10].

Летом 1903 состоялись «Саровские торжества» при огромном стечении народа и с участием Царя и других членов Императорской фамилии.

Император Николай II и Императрицы Мария Фёдоровна и Александра Фёдоровна во время Саровских торжеств. 19 июля 1903 г. Фото.

Избранные молитвы[править]

14.01.2014 16:57 19180
Серафим кормит медведя. Фрагмент литографии «Путь в Саров», 1903 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Постриг и затворничество

19 марта 1785 года послушник Прохор был пострижен в рясофор с именем Серафим, что означает «пламенный». В 1787 был рукоположен в иеродиакона, а в 1793 году — в иеромонаха. С этого времени он практически всё время посвящал богослужению и молитве.

От непрестанных молитв в келье и стояния на службах в церкви у него распухли ноги, на них открылись раны, что лишило его возможности служить. И он просил у настоятеля Пахомия благословения удалиться не в больницу, а в лесную келью.

Статья по теме Таинственный святой. Смиренный Серафим Саровский вёл себя как власть имущий

В пустынной келье о. Серафим жил в трудах, с чтением, молитвой и постом. Сначала он брал в монастыре по воскресеньям хлеб и часть его уделял животным и птицам. Летом выращивал на устроенных рядом с кельей грядках картофель, свёклу, лук и собирал и варил траву — снить.

Совсем перестав брать хлеб из обители, он жил так более двух лет. В сентябре 1804 года на него напали, требуя денег. О. Серафим, несмотря на болезни, был силён, при нём был топор, но он не стал обороняться, решив претерпеть. Его избили и изувечили так, что он на всю жизнь остался согбенным. Но святой простил преступников и просил не преследовать их.

О. Серафиму дважды предлагали стать настоятелем, но он отказался и остался жить в лесной пустынке, приняв молчальничество. Ночью он по примеру древних столпников молился на большом камне в глухом лесу, а чтобы так же тайно усиленно молиться днём, у него был камень и в келье. Этот молитвенный подвиг он нёс тысячу суток — почти три года. От таких трудов он совсем занемог, и весной 1810 года, после 15 лет пустынножительства, вернулся в обитель и получил благословение настоятеля затвориться в прежней своей монастырской келье.

В 1815 году о. Серафим прекратил затворничество и почти 17 лет был доступен тысячам людей, приходивших к нему за утешением, наставлением и исцелением. Сохранились рассказы его современников об этих беседах и совершавшейся чудесной помощи. Помощь болящие получали и искупавшись в обустроенном батюшкой источнике.

Исполняя обещание, данное настоятелю Пахомию, о. Сарафим заботился и о Дивеевской сестрической общине. Скончался он в 1833 году в возрасте 78 лет во время коленопреклонённой молитвы и был погребён на указанном им заранее месте.

У о. Серафима был увлекательный дар слова и счастливая память, большая физическая сила, мужественное сложение, высокий рост (около 2 аршин и 8 вершков), полное, приятное белое лицо, прямой и острый нос, светло-голубые выразительные и проницательные глаза, густые брови и светло-русые с рыжиной волосы и борода. Серафим Саровский с житием (икона, н. XX века). Фото: Commons.wikimedia.org

Обретение мощей преподобного о. Серафима

Исцеления и чудесные случаи помощи обратившихся к Преподобному продолжали происходить в течении 70 лет; свидетельства о них направляли в особую комиссию, были произведены разыскания, и мощи святого были обретены. В августе 1903 года в Сарове при огромном (более 100 000 человек) стечении народа и при участии царской семьи мощи Серафима Саровского в раке торжественно поместили под сень в Успенском соборе монастыря.

Преподобный Серафим предсказывал, что будет лежать не в Сарове, а в Дивееве. До революции это казалось совершенно невозможным: разве саровские монахи отдадут свою святыню? Но это сбылось. В «пятилетку безбожия» большевики разогнали монастырь, изъяли мощи и увезли, и след их был потерян.

Статья по теме Физики и клирики. На земле Серафима Саровского православие возродили учёные

В ноябре 1990 года мощи батюшки Серафима были вновь обретены в Санкт-Петербурге, а в июле 1991 года торжественно перенесены в возрождавшийся Дивеевский Свято-Троицкий женский монастырь. Вернуть их в Саров было невозможно: здесь теперь расположен закрытый город и Ядерный центр, а в 1991 году не было даже храма. Ныне тысячи паломников приходят в Дивеево поклониться батюшке Серафиму.

Торжества в честь 111-летия прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского состоятся 1 августа 2014 года.

Феномен почитания преподобного Серафима

За годы отшельничества и затворничества Серафим Саровский преодолел все ступени человеческого совершенствования, демонстрируя при этом образец целомудрия, бдения, поста, непрестанной молитвы, кротости, смирения, послушания, совершенного незлобия. Ещё при жизни в обитель Серафима Саровского стекались люди со всей России, чтобы услышать его наставления относительно духовной жизни и получить совет.

Всю жизнь Серафим Саровский стремился подтвердить истину, что никто из нас не спасается в одиночку. На Западе среди покинувшей Россию интеллигенции он стал любимым святым.

В Греции его иконы можно увидеть в каждом храме. Монастыри наполнены молодыми монахами и монахинями, которые носят его имя. Многие верующие на Западе видят в нём своего покровителя и заступника. Его состраданием, сердечной теплотой и общением с самыми разными людьми при жизни восхищаются многие современные христиане.

Следующий материал

Также вам может быть интересно

  • В Смоленском Поозерье состоится торжество в честь Серафима Саровского
  • Храм в честь Серафима Саровского построят в Нижнем Новгороде
  • В день памяти Серафима Саровского в его честь освятили храм в Белгороде

14 января 1833 года в Саровском монастыре скончался один из самых почитаемых русских святых – преподобный Серафим Саровский (в миру – Прохор Мошнин). Основатель и покровитель Дивеевской женской обители был прославлен в лике святых в 1903 году, по инициативе царя Николая II. Серафим Саровский известен своими предсказаниями, он улавливал гулы грядущих перемен, был настоящим народным героем. “РГ” собрала” несколько чудес, связанных с именем старца.

1. Известно, что около трех с половиной лет преподобный отец Серафим питался только одной травой снытью, которая росла вокруг его кельи. Тысячу дней и тысячу ночей он провел в подвиге столпничества на каменном валуне. Рассказывают, что старца в его уединении посещали только птицы и дикие звери. Приходившие к нему за духовным советом видели большого медведя, которого отец Серафим кормил хлебом из рук.

2. В житие Серафима Саровского сказано, что однажды на него напали разбойники. Узнав, что к монаху часто приходят богатые посетители, лихие люди решили его ограбить. Во время молитвы в лесу они избили отца Серафима и обухом топора проломили ему голову. Саровский не сопротивлялся, хотя мог это сделать – тогда он был молодым и сильным. Никаких богатств разбойники не нашли. Отец Серафим чудом выжил, но после этого случая навсегда остался сгорбленным. Разбойников поймали, но по настоянию Саровского, их не наказали.

3. Письменными свидетельствами чудотворений и молитвенных подвигов отца Серафима обладали Саровская и Диеевская обители, где хранилось множество рукописей. Чудеса были самого разного рода. Например, протоиерей Василий Садовский вспоминал, как побывал вместе с архимандритом в дальней пустынке (ските), где находился Саровский. Увидев гостей, он обрадовался и сказал, что их нужно обязательно угостить. “Взяв меня за руку, отвел батюшка Серафим в угол пустынки своей. Неизвестно откуда и когда тут вдруг вырос из полу куст малины, и батюшка сказал, показывая на три крупные, спелые и прекрасные ягоды: “Сорви-ка их, батюшка, и угости наших гостей!” Растерявшийся от этого чуда, я с трепетом снял чудные ягоды и подал батюшке, а он стал потчевать ими, говоря: “Кушайте, кушайте, чем убогий Серафим рад угостить вас!” И, положив каждому из нас по ягоде, прибавил: “Это сама Царица Небесная вас потчует, батюшки!”. Дело было в сентябре, ягоды, по признанию протоиерея, оказались необыкновенной сладости, аромата и вкуса.

4. Многие чудеса связаны с источником отца Серафима в Саровской обители. В 1903 году на него принесли хромую девушку, которая нигде не могла найти помощи от тяжелого недуга – на протяжении 18 лет он не давал ей подняться с постели. После того, как родные три раза окунули ее в источник, больная нога окрепла, девушка выздоровела.

Также известны случаи, когда люди прозревали, обретали слух и голос, помолившись и умывшись из святого источника.

5. После крестного ход, впереди которого несли чудотворную икону Умиления Божьей Матери (перед ней во время молитвы скончался преподобный Серафим) и большой образ святого, мать приложила к святому лику глухонемую девочку. Выйдя из церкви, малышка воскликнула: “Мам!”. Окружающие люди заволновались, со всех сторон посыпались деньги – девочку заставили держать подол, в который складывались двугривенные, полтинники и рубли.

6. Факты исцелений в Сарове тщательно записывались, их подтверждали дежурные офицеры и свидетели из народа. Вот несколько выдержек из монастырских записей:

У источника преподобного Серафима исцелилась от тяжкой болезни 19-летняя дочь солдатки Ветлужского уезда Костромской губернии Параскевы Ершовой Матрена. У нее были сведены конечности, руки сжаты. После купания больная встала, конечности расправились, и она стала ходить.

Получила исцеление крестьянка Сарапульского уезда Вятской губернии Евфимия Ивановна Смольникова, шесть лет разбитая параличом. Выкупавшись, она почувствовала себя совершенно здоровой.

В часовне над могилой преподобного Серафима исцелилась от слепоты заболевшая пять лет тому назад крестьянка села Коровенки Богородицкого уезда Тульской губернии Елена Никитична Куломзина, 25 лет.

И таких примеров – не одна книга.

7. Женщина, раздавленная свалившимися на нее горестями (она потеряла на войне мужа, с родственниками случились несчастья) решила повеситься. Она взяла веревку и пошла в подмосковный лес. Спустя некоторое время несчастная почувствовала усталость и присела на пенек. Около нее оказался старичок в холщовом балахоне. Глядя строго и, вместе с тем, внимательно, он спросил: “Что ты надумала?”. Женщина не ответила – поняла, что старичок все знает. Он сказал ей: “Пойдем”, и она пошла. Очнулась лишь около дома, рядом никого не было. Впервые за долгое время страшного состояния подавленности женщина заплакала, ей стало легче. В храме она нашла образ преподобного Серафима Саровского, в котором узнала своего спасителя.

Общество Религия РГ-ДайджестСерафим Саровский чудотворец. Много величавых подвижников вышли из русского народа; что они на своем веку сделали, представляет собой изумительно разнообразную сокровищницу нравственного богатства русского племени.

Преподобный Серафим Саровский чудотворец — один из самых почитаемых на Руси святых. Житие Серафима Саровского чудотворца рассказывает о том, как уже в детстве с ним начали происходить необъяснимые наукой вещи, а став монахом, преподобный Серафим начал являть их сам  

— в первую очередь невероятными подвигами, которые совершал: например, три года молился на камне и почти не вкушал при этом пищи.

Или кормил диких животных, которые стекались к нему со всего леса и становились рядом с ними кроткими.

  Но еще преподобный Серафим — это один из тех святых, который оставил после себя не только предание о собственной подвижнической жизни, но и поучения (если не сказать — целое учение): о благодати.  

Серафим Саровский чудотворец учил:

христианство — это не свод этических правил, где важно просто быть хорошим человеком, а более высокая цель — стяжав благодать Духа Святого, изменить саму природу человека. И следом — и человек освятится, и мир вокруг него преобразится самым чудесным образом!   

Преподобный Серафим Саровский жил в XVIII–XIX веках. Он родился в 1754 году, а скончался в 1833 году.

Он прожил 78 лет, и за это время страна, в которой он жил — Российская Империя — пережила шесть императоров и сильно изменилась: став из крупного государства настоящей Империей.

 

Серафим Саровский чудотворец: краткая биография

Биографии святых в Церкви принято называть «житиями». Житие преподобного Серафима достаточно емкое, потому что старец вел очень простой образ жизни и иночества искал еще с юности.

Поэтому краткое житие святого Серафима можно изложить всего в нескольких фразах:

  • родился в 1833 году;
  • в 22 года покинул дом и стал иноком,
  • десять лет спустя был пострижен в монахи,
  • всю монашескую жизнь провел в лесах близ Саровской обители или в затворе в самом монастыре
  • и в 78 лет скончался.

«Радость моя»это постоянное теплое обращение старца ко всем точно слышится и теперь от его могилы; точно стоит, навсегда оставшись неизгладимым, это драгоценное слово в воздухе мест, освященных присутствием его святой души. Эти мысли о чрезвычайности жизненного подвига старца Серафима   Серафим Саровский чудотворец известен своими предсказаниями, он улавливал ветры грядущих перемен, был настоящим народным героем Серафим саровский чудотворец. Обзор основных чудес

1. Известно, что около трех с половиной лет преподобный отец Серафим питался только одной травой снытью, которая росла вокруг его кельи. Тысячу дней и тысячу ночей он провел в подвиге столпничества на каменном валуне. Рассказывают, что старца в его уединении посещали только птицы и дикие звери.

Приходившие к нему за духовным советом видели большого медведя, которого отец Серафим кормил хлебом из рук.

Популярные статьи:  Обзор. Кто такой индийский гуру Саи Баба

2. В житие Серафима Саровского сказано, что однажды на него напали разбойники. Узнав, что к монаху часто приходят богатые посетители, лихие люди решили его ограбить. Во время молитвы в лесу они избили отца Серафима и обухом топора проломили ему голову. Саровский не сопротивлялся, хотя мог это сделать — тогда он был молодым и сильным. Никаких богатств разбойники не нашли. Отец Серафим чудом выжил, но после этого случая навсегда остался сгорбленным. Разбойников поймали, но по настоянию Саровского, их не наказали.

3. Письменными свидетельствами чудотворений и молитвенных подвигов отца Серафима обладали Саровская и Диеевская обители, где хранилось множество рукописей. Чудеса были самого разного рода. Например, протоиерей Василий Садовский вспоминал, как побывал вместе с архимандритом в дальней пустынке (ските), где находился Саровский.

Увидев гостей, он обрадовался и сказал, что их нужно обязательно угостить.

«Взяв меня за руку, отвел батюшка Серафим в угол пустынки своей.

Неизвестно откуда и когда тут вдруг вырос из полу куст малины, и батюшка сказал, показывая на три крупные, спелые и прекрасные ягоды:

«Сорви-ка их, батюшка, и угости наших гостей!«

Растерявшийся от этого чуда, я с трепетом снял чудные ягоды и подал батюшке, а он стал потчевать ими, говоря:

«Кушайте, кушайте, чем убогий Серафим рад угостить вас!»

И, положив каждому из нас по ягоде, прибавил:

«Это сама Царица Небесная вас потчует, батюшки!». Дело было в сентябре, ягоды, по признанию протоиерея, оказались необыкновенной сладости, аромата и вкуса.

4. Многие чудеса связаны с источником отца Серафима в Саровской обители. В 1903 году на него принесли хромую девушку, которая нигде не могла найти помощи от тяжелого недуга — на протяжении 18 лет он не давал ей подняться с постели.

После того, как родные три раза окунули ее в источник, больная нога окрепла, девушка выздоровела.

Популярные статьи:  Випассана медитация. Обзор техники великого буддистского монаха

Также известны случаи, когда люди прозревали, обретали слух и голос, помолившись и умывшись из святого источника.

5. После крестного ход, впереди которого несли чудотворную икону Умиления Божьей Матери (перед ней во время молитвы скончался преподобный Серафим) и большой образ святого, мать приложила к святому лику глухонемую девочку.

Выйдя из церкви, малышка воскликнула:

«Мам!».

Окружающие люди заволновались, со всех сторон посыпались деньги — девочку заставили держать подол, в который складывались двугривенные, полтинники и рубли.

6. Факты исцелений в Сарове тщательно записывались, их подтверждали дежурные офицеры и свидетели из народа. Вот несколько выдержек из монастырских записей:

У источника преподобного Серафима исцелилась от тяжкой болезни 19-летняя дочь солдатки Ветлужского уезда Костромской губернии Параскевы Ершовой Матрена. У нее были сведены конечности, руки сжаты. После купания больная встала, конечности расправились, и она стала ходить.

Получила исцеление крестьянка Сарапульского уезда Вятской губернии Евфимия Ивановна Смольникова, шесть лет разбитая параличом. Выкупавшись, она почувствовала себя совершенно здоровой.

В часовне над могилой преподобного Серафима исцелилась от слепоты заболевшая пять лет тому назад крестьянка села Коровенки Богородицкого уезда Тульской губернии Елена Никитична Куломзина, 25 лет.

И таких примеров — не одна книга.

7. Женщина, раздавленная свалившимися на нее горестями (она потеряла на войне мужа, с родственниками случились несчастья) решила повеситься. Она взяла веревку и пошла в подмосковный лес.

Спустя некоторое время несчастная почувствовала усталость и присела на пенек.

Около нее оказался старичок в холщовом балахоне.

Глядя строго и, вместе с тем, внимательно, он спросил:

«Что ты надумала?».

Женщина не ответила — поняла, что старичок все знает.

Он сказал ей:

«Пойдем», и она пошла.

Очнулась лишь около дома, рядом никого не было.

Впервые за долгое время страшного состояния подавленности женщина заплакала, ей стало легче. В храме она нашла образ преподобного Серафима Саровского, в котором узнала своего спасителя.

Популярные статьи:  Адмирал Колчак. Имя Окутано Романтическим Флером Благородства

Мощи Серафима Саровского: где находятся?

Мощи преподобного Серафима Саровского сейчас хранятся в Серафимо-Дивеевском монастыре. Там им можно поклониться. Дивеевский монастырь находитя в Нижегородской области. Из Москвы, например, можно добраться поездом до Нижнего Новгорода и далее на автобусе до Дивеево. 

Видео Серафим Саровский чудотворец

Главная image

Подписаться на новости блога

Янтар Полісся image https://yantar.ua//blog/istoriya-serafima-sarovskogo.html Количество просмотров: 5741 28-07-2017–>

В православной христианской традиции есть много святых блаженных исповедников, к которым люди прибегают во всякой нужде, болезни, отчаянии. Эти подвижники утешают душу, укрепляют в вере, даруют поддержку, радость, умиротворение, помогают принять решение и выбрать верный жизненный путь. Об одном из таких праведников и поведает Вам наша статья.

imageЧтимый монах (в миру – Прохор Исидорович Мошнин) родился в 1754 г. в г. Курске Белгородской губернии. Отец подвижника был купцом и брал подряды на строительство различных зданий, даже приступил к возведению прекрасного городского храма. Однако ранняя смерть не позволила мужчине закончить это благое дело – его продолжили вдова Агафья и сын. Именно тогда с мальчиком произошло первое чудо.

Как-то мать, надзиравшая за постройкой собора, поднялась на колокольню, взяв с собой и ребёнка. Внезапно малыш оступился и упал с огромной высоты. Взрослые сразу же бросились к нему – и каково же было удивление всех присутствующих, когда выяснилось, что на теле отрока нет ни царапины!

С тех пор Прохор начал интересоваться Святым Писанием. Рано постигнув грамоту, он тщательно изучал Евангелие, апостольские письма, жития мучеников и подвижников, много молился и размышлял о Господе. В 17 лет юноша решил стать иноком и отправился в паломничество из Курска в Киев, чтобы поклониться Печерским угодникам. Там его благословила старица Досифея, указав место для пострига – Саровскую пустынь (Тамбовская губерния).

image

Праведник совершал подвиги аскетизма, пустынножительства, столпничества, проведя на огромном валуне тысячу дней и ночей, сухоядения, затвора и молчальничества. Он с честью выдерживал посланные Спасителем испытания, доблестно противостоял дьявольскому искушению. Преподобный носил одну и ту же рясу зимой и летом, сам добывал себе еду (согласно летописям, в течение трёх лет он питался лишь снытью), мало спал, почти всегда пребывая в молитве.image

Даже когда на уединённую келью Серафима напали грабители, он не стал сражаться с ними, терпеливо перенеся издевательства и побои. После этого израненный подвижник едва смог добраться до монастыря, где находилась остальная братия. Но через некоторое время он увидел во сне Небесную Царицу, сопровождаемую апостолами Иоанном и Петром – и мгновенно излечился ото всех травм.

Благодаря этому монах приобрёл высокую духовную чистоту, получив от Творца дары прозорливости и чудотворения. Мудрый старец мог исцелять душу и тело, ласково вразумлял всех, кто приходил к нему за советом, заботился о Дивеевской женской обители, созданной по его инициативе.Его посещали не только простые миряне и другие иноки, но и знатные люди, среди которых был и царь Александр I. А за год до смерти к преподобному вновь явилась Дева Мария и долго с ним беседовала, а затем сказала: «Скоро будешь с нами, любимче Мой».

image

Святой Серафим Саровский умер в 1833 г., в возрасте 78 лет. Его душа отлетела во время молитвы, когда праведник преклонил колени перед личной иконой Богородицы «Умиление».image

К подвижнику стремятся не только православные, но и католики, и протестанты, а также жители ближнего и дальнего зарубежья. Известно множество случаев, когда благодать святого спасала людей от опасностей и угроз, избавляла от порочных страстей, развеивала заблуждения, даровала личное счастье и душевную гармонию. Вот неполный перечень проблем, которые способен разрешить праведник:

  • ещё при жизни добрый старец лечил людей молитвой и освящённой водой, набранной из бьющего у обители ключа. Такими же свойствами обладает и его образ, особенно благотворно воздействуя на заболевания ног и внутренних органов;
  • молитва Серафиму Саровскому позволяет взять себя в руки в моменты гнева, тоски, отчаяния, смирить гордыню и тщеславие, забыть о табачной, алкогольной и наркотической зависимости, победить даже самое сильное искушение;
  • праведник помогает найти внутреннее равновесие, преодолеть тревогу, апатию, депрессию, неврозы, кризисы веры. Обратившись к нему, люди чувствуют спокойствие и тихое счастье, с лёгкостью справляются с различными неурядицами и находят выход из затруднительных ситуаций;
  • к подвижнику часто взывают молодые девушки и юноши, прося о том, чтобы создать крепкую семью. А тем, кто уже вступил в брак, он дарует взаимопонимание, верность и нежность, предупреждает измены, конфликты, ссоры;
  • кроме того, молитва Серафиму Саровскому о помощи позволит Вам укрепить своё благосостояние, обрести материальный достаток и достичь карьерных высот. Однако помните, что полученные средства необходимо тратить не только на себя, но и на других, жертвуя церкви, приютам, детским домам.

Сохранились свидетельства о том, как благодать праведника влияла на жизни людей. В частности, после молитвы и причащения у святых мощей супружеские пары, долго страдавшие от бесплодия, зачинали наследника, исцелялись дети с пороками сердца и другими недугами, многие христиане находили смысл жизни и укреплялись в вере.

image

Икона из янтаря Святой мученик Серафим Саровский

Жизненный путь Серафима Саровского – образец для всех христиан. Преодолевая трудности, лишения и препятствия, он неустанно закалял себя, обретая необычайное духовное совершенство.

В честь подвижника возведено много соборов по всему миру. Так, великолепной достопримечательностью курортной зоны Киева Пуща-Водица является храм Серафима Саровского, построенный в 1910 г. Одноимённая церковь есть и в северо-восточном округе столицы. Могила блаженного находится в Свято-Троицкой Серафимо-Дивеевской обители, а его чудотворные реликвии (частицы останков, одежд, камня, на котором святой совершал стояние) хранятся в Патриаршем, Новоспасском, Сретенском, Донском и других монастырях.

Память преподобного поминается дважды в году – 15 января (по старому стилю – 2 января), когда он преставился, и 1 августа (19 июля), когда были обретены нетленные мощи праведника. В эти дни в посвящённых ему храмах проводится торжественное богослужение и молебен с водосвятием. Многие паломники специально приезжают издали, чтобы поучаствовать в торжественном крестном ходу с чтением особого правила, в котором более ста раз повторяется молитва «Богородице Дево, радуйся!..».

Безграничная доброта, готовность прийти на помощь, милосердие и тихая радость запечатлелись и на лике подвижника. Именно поэтому икона «Серафим Саровский» столь уникальна. Мастер написал её с прижизненного портрета, сохранив все нюансы внешности мудрого старца. Из-за этого реликвия выглядит выразительной, прекрасной и одухотворённой. К ней можно обращаться и с покаянными, и с благодарственными, и с просительными молитвами – святой прислушается ко всем искренним словам! Подобный образ станет лучшим оберегом от зла, несчастий, грехов, вражеских козней и стихийных бедствий.

А купить икону Вы можете в нашем интернет-магазине «Янтарь Полесья». Все представленные здесь православные реликвии изготовляются вручную из тщательно отобранных солнечных самоцветов, дополненных искристой каменной крошкой – а значит, красочная и долговечная святыня станет украшением любого собрания реликвий!

Молитва первая

О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отъиде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да укрепит державу нашу, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века. Аминь.

Молитва вторая

О преподобне отче Серафиме! Вознеси о нас, рабех Божиих (имена), благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков.

Молитва третья

О великий угодниче Божий, преподобне и Богоносне отче наш Серафиме! призри от горния славы на нас смиренных и немощных, обремененных грехми многими, твоея помощи и утешения просящих. Приникни к нам благосердием твоим и помози нам заповеди Господни непорочно сохранити, веру православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити, во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойны быти твоего о нас молитвеннаго к Богу предстательства. Ей, святче Божий, услыши нас молящихся тебе с верою и любовию и не презри нас, требующих твоего заступления: ныне и в час кончины нашея помози нам, и заступи нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских, да не обладает нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею наследовати блаженство обители райския. На тя бо упование наше ныне возлагаем, отче благосердый: буди нам воистинну ко спасению путевождь и приведи нас к невечернему Свету жизни вечныя Богоприятным предстательством твоим у Престола Пресвятыя Троицы, да славим и поем со всеми святыми достопокланяемое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

https://yantar.ua/themes/new/images/logo_text.png

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий