Кузьма Петров-Водкин и одна француженка на всю жизнь — Никогда ни о чем не жалейте вдогонку… — LiveJournal

imageЭтого художника, мне кажется, невозможно не любить. Он сияет как жар-птица на фоне сырого сумрачного неба. Он чудесен, его картины дышат жизненной силой. Даже мадонна, написанная по традиционным канонам у него – психологический портрет молодой женщины. Его первыми учителями были хвалынские иконописцы – и сферическая перспектива стала визитной карточкой художника.imageРодиной Петрова-Водкина был небольшой городок на берегу Волги, где он родился в семье нищего сапожника. Там он провел юность, живя в суровых условиях, напоминающих те, что описал Максим Горький в Моих университетах. Но его талант преодолел его провинциальное окружение, и решимость стать художником привела его сначала в художественные классы в Самаре, а затем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1897–1904), где он учился у Серова. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (родился 24 октября 1878 г., Хвалынск, Саратовская область, русская Империя — умер 15 февраля 1939, Ленинград. Его первой крупной работой была «Мечта» (1910), которая вызвала оживленную дискуссию среди современных художников. Главным чемпионом его творчества был Александр Бенуа, а самым жестким критиком — Илья Репин. Другими известными произведениями того периода были « Играющие мальчики » ( 1911 ) и, прежде всего, «Купание  красного коня» ( 1912 ), его самое известное творение и в определенном смысле торговая марка художника, в котором сцена погружена в мифическую атмосферу. Петров-Водкин сначала преподавал в частной школе Е. Званцева, а после революции, к которой он с энтузиазмом присоединился, в Академии художеств, она реорганизовалася благодаря его вкладу в художественные мастерские Свободного государства. С 1924 года он некоторое время жил во Франции со своей семьей. В 1925 году вместе с Львом Бруни, Фаворским, Кузнецовым и Сарджаном он основал «Общество четырех искусств» и с 1925 по 1928 год участвовал в выставках объединения. Компания, подвергшаяся жестоким атакам со стороны других групп, оставалась в живых до конца 1920-х годов. С одобрения советского правительства Петров-Водкин много путешествовал по СССР, выполняя многочисленные дидактические рисунки. Эти изменения, безусловно, связаны с удушающей атмосферой, определяемой сталинской политикой с 1930 года и до Великих чисток 1937-39 годов. Петров-Водкин умер от туберкулеза в феврале 1939 года. Стиль Петрова-Водкина формировался под широким влиянием от Алексея Венецианова, Александра Иванова и Михаила Врубеля до Фердинанда Ходлера, Мориса Дени, Поля Гогена, Пуви де Шаванна, Генри Матисса, вплоть до Масаччо, Пьеро делла Франческа и Джованни Беллини. Некоторые из его работ были обвинены в эротике и кощунстве. Картины этого великого художника напоминают русские иконы в их основных разработках, резкие формы и насыщенные цвета содержат символические значения.

Маленький пыльный городок назывался Хвалынск и был расположен где-то между Саратовом и Самарой. Именно там появился на свет мальчик Кузьма. Его отец, Сергей Федорович, был известным в округе сапожником: все женихи, собираясь идти свататься, заказывали у него «сапоги с форсом», то есть со звонким скрипом, — в таких сапогах они появлялись в доме приглянувшейся девушки, и ее родители не могли отказать бравому кавалеру. Рассказывали, что, несмотря на фамилию Водкин, сапожник, к удивлению горожан, был непьющим, — в отличие от своего отца, Петра, который был известным пьяницей, от него и «говорящая» фамилия пошла. Сергей Федорович однажды решил «подправить» неблагозвучную фамилию и добавил к ней вторую часть: Петров. И маленького Кузьму наставлял: «Помни, ты в первую очередь Петров, а потом уже — Водкин».

   Петров-Водкин является одним из замечательных и своеобразных художников русской земли.    Вся его жизнь прошла в творческих поисках. Мыслитель, философ, беззаветно любящий свой народ и родину, он создает глубокое и сильное искусство.    К. С. Петров-Водкин «Детская голова», 1921 г.    В 1878 году в небольшом городке Хвалынске, раскинувшемся на берегу Волги, в семье бедного сапожника родился будущий художник. С ранних лет его занимала и волновала красота природы. Однако от его глаз не укрылась и тяжелая жизнь родного народа. Мальчик увлекался литературой, музыкой и изобразительным искусством. Ночной сторож Кондратьич с его лубочными картинками, Филипп Парфенович с его иконами, с которых смотрели чистые и светлые лики святых, рисовальщик вывесок Толкачев, показывающий мальчику репродукции известных русских художников, – вот первые «учителя» К. С. Петрова-Водкина. Стоя на берегу великой реки, юноша часами любовался природой, а мысль его летела далеко-далеко. Как добраться до великих мастеров живописи, как попасть в город?    К. С. Петров-Водкин «Купание красного коня», 1912 г.    Случай решает судьбу сына сапожника. В 1895 году в Хвалынск приехал архитектор Р. Мельцер. Он сразу же оценил художественные способности юноши и помог ему уехать в Петербург. Через некоторое время Петров-Водкин переезжает в Москву и семь лет изучает живопись в Московском училище живописи и ваяния. В 1923 году осуществляется его давняя мечта – он едет за границу, где знакомится с величайшими творениями европейских художников. Средств на жизнь у него было мало, но он не унывает. На велосипеде, предоставленном ему одной германской фирмой, рекламировать продукцию которой «наглядным» образом он согласился, Петров-Водкин проделывает весь путь от Москвы до Мюнхена.    К. С. Петров-Водкин «На боевых позициях» («На линии огня»), 1916 г.    Петров-Водкин проходит серьезную школу. Он побывал в Турции, Греции, Франции, Африке. Изучал творчество художников периода Возрождения, а также все появлявшиеся в то время новые художественные течения. После четырех лет странствий художник возвращается на родину и привозит с собой более 200 этюдов, тысячи рисунков и десятки картин.    Он обосновывается в Петербурге на Каменном острове. Петрова-Водкина, обогатившего свои знания и опыт, в это время привлекают религиозные сюжеты и стенопись в традициях русской религиозной живописи. Одновременно с этим он стремится придать своим работам высокий художественный смысл, найти современный стиль.    К. С. Петров-Водкин «1918 год в Петрограде», 1920 г.    В 1911 году Петров-Водкин создает знаменитую картину «Купающиеся мальчики». Он мастерски передает свои непосредственные впечатления, насыщая картину ритмикой и движением. Эта картина была первой, в которую художник вводит образ юноши, мальчика, впоследствии так часто встречающийся в его творчестве. Несмотря на острые нападки критики, вызванные необычным ярким колоритом, Петров-Водкин в одной из бесед как-то сказал (это было в 1936 году): «И, несмотря ни на что, они и по сей день кричат и дерутся».    В 1912 году Петров-Водкин рисует «Купание красного коня». В этой картине чувствуется влияние древнерусских икон, однако художник сумел придать ей современное звучание. Огненного коня на переднем плане зритель воспринимает не только как динамичный и яркий образ, но и как мечту о красоте, как символ силы и благородства. Интересна судьба этой замечательной картины. В 1914 году она была послана на выставку в Швецию, где Петров-Водкин получил за нее почетный диплом и медаль. Потом наступили бурные политические события.    К. С. Петров-Водкин «Смерть комиссара», 1928 г. Первая мировая война, Октябрьская революция. Картина затерялась. И лишь в 1950 году она была возвращена жене художника, а в 1961 году включена в сокровищницу Третьяковской галереи.    Одна из излюбленных тем Петрова-Водкина – это женщина-мать. И мы видим его мадонн, взятых из жизни, видим женщин бескрайней русской земли. Их чуткость и удивительную душевность художник раскрывает с помощью своего своеобразного стиля, в котором все яснее проступает монументальность, чувствуются традиции древней русской живописи.    К. С. Петров-Водкин «Утренний натюрморт», 1918 г.    В годы первой мировой войны К. С. Петров-Водкин создает несколько замечательных полотен, среди них «На боевых позициях». В те времена эта картина вызвала настоящий политический скандал, потому что в ней говорилось о простых солдатах, отдающих свою жизнь за родину без всякого пафоса и напыщенного героизма. Изображенный на переднем плане юноша-офицер не имеет ничего общего с парадным и фальшивым образом плакатного героя.    К. С. Петров-Водкин «Портрет Анны Андреевны Ахматовой», 1922 г.    Грянула революция. Над улицами и площадями Петрограда пронесся ее грозный и могучий грохот. Петров-Водкин принимает близко к сердцу реформы Академии художеств, участвует в создании новой системы в художественном образовании молодежи. В первые годы революции он много работает – рисует плакаты, иллюстрирует книги. Тогда же появилась серия его натюрмортов («Селедка», «Утренний натюрморт», «Натюрморт с самоваром» и др.). После революции творческие силы Петрова-Водкина проявились во всю свою силу и полноту. Будь-то портреты («Анна Ахматова», «Автопортрет», «Девушка в красной косынке», «Девушка в сарафане») или полотна, на которых запечатлены эпизоды Гражданской войны («После боя», «Смерть комиссара», «Петроград 1918 г.», «1919 год», «Тревога»), или картины будней, – все эти произведения насыщены яркими образами и идеями, в них раскрывается трагедия смерти и торжество жизни, единство людей.    Петров-Водкин скоропостижно скончался 15 февраля 1939 года. Велико художественное наследие, оставленное художником. Оно выдержало испытание временем и по-прежнему ценно для народа, для которого жил и работал Петров-Водкин.

  • ← К разделу

Previous Entry | Next Entry

Кузьма Петров-Водкин и одна француженка на всю жизнь

Кузьма Петров-Водкин — художник удивительной судьбы, преисполненной невероятными поворотами и зигзагами, считается культовой фигурой в истории российской живописи начала прошлого века. И кто бы мог подумать, что рожденный в бедной семье сапожника провинциального городка своим незаурядным талантом и неуемным трудолюбием достигнет таких высот, о которых другим и не мечталось. Да и к тому же испытает невероятную любовь к француженке, ставшей для него путеводной звездой и камертоном, к которому он внимательно прислушивался всю свою жизнь. Глубже узнавая биографические сведения о жизни этого талантливого художника, все больше и больше проникаешься к нему симпатией. Художник был довольно интересной и многогранной личностью, а его пресловутый авантюризм, решимость и дар пророчества еще при жизни стали легендарными. Автопортрет. Кузьма Петров-Водкин Так уж сложилось, что к 27 годам ранимый и романтичный Кузьма, страстно жаждущий любви, был совершенно одиноким. Он сам объяснял это странностями своего характера: очень быстро и сильно привязываться к людям, но так же неожиданно и скоро уходить от них. Всю жизнь художника в корне изменила поездка во Францию, куда он прибыл весной 1906 года после окончания художественного училища. Наконец-то сбылась заветная мечта начинающего живописца. Он всей душой стремился к истокам, дабы постичь многовековой опыт западной живописи и найти свой собственный стиль. Однако жизнь во французской столице скоро наскучила неуемному Кузьме-Сергеевичу: «Неизвестно почему — настроение в большинстве случаев неважное. Париж совершенно не забавляет — ни своей огромностью, ни движением». Такой душевный настрой стал наталкивать художника на мысль, досрочно вернуться на родину. Так оно может быть и произошло бы если бы не одно «но». Летом, того же года живописец решил съехать из шумной столицы и поселился в недорогом пансионе под Парижем. Местность была изумительной, а сам дом был увит цветущими розовыми кустами, которые росли повсюду. Хозяйка пансиона Жозефина Йованович поселила молодого человека из России в уютной светлой комнате с окнами на чудесный сад. И тот буквально оттаял и душой, и сердцем, получая необыкновенное удовольствие от теплой домашней обстановки, доброжелательного отношения хозяев и обитателей пансиона. Но особо грело душу художника знакомство с одной из дочерей хозяйки — Марой. Именно эта девушка, мечтающая стать профессиональной певицей, в корне изменила дальнейшую жизнь русского художника. Портрет жены художника. (1906 год). Кузьма не на шутку увлекся ею, и однажды, со свойственным ему даром пророка заявил: «Мне видится, вы станете моей женой». Огорошенной таким заявлением, француженке оставалось лишь поинтересоваться, хорошо ли месье подумал? Оказалось, что месье и вовсе не думал… На него просто снизошло озарение. Кузьма тут же уговорил ее позировать для портрета, а во время одного из сеансов сделал девушке предложение стать его женой. И уже в конце осени 1906 года молодые люди, расписавшись в местной мэрии, отпраздновали в узком кругу близких и друзей гражданскую свадьбу и переехали жить в Париж. Чета Петровых-Водкиных. «Ты первая заполнила одиночество моей жизни… Я был для других как пророк, всегда сильный и радостный, для которого не существовало страдания, но сам я замерзал… Я нашел на Земле женщину… На нашем небосклоне взошло солнце, мы заключены один в другом. Наши сердца открыты друг для друга. Теперь мы перенесем все, что пошлет нам жизнь, так как нас двое и нам нечего страшиться на Земле ни за себя, ни за нашу любовь», — так писал Кузьма Сергеевич Маре из Северной Африки, куда через год после свадьбы отправился в путешествие. Да уж, что и говорить, мог Кузьма не только мастерски орудовать кистью и красками, но и очень красноречиво выражаться пером. Кузьма Петров-Водкин с женой Марией Федоровной. В 1910 году чета Петровых-Водкиных переехала на родину художника, в Хвалынск, где, согласно православным законам хотела обвенчаться. Но, так как Мара была католичкой, а Кузьма — православным, священник отказал молодым в совершении венчального обряда. Но Кузьму Сергеевича отказ священника не остановил, он все же уговорил батюшку обвенчать его с любимой женщиной, пообещав создать большую роспись в церкви. В итоге обряд венчания был совершен в Крестовоздвиженской церкви 28 августа. Обещанную роспись — «Распятие Христово» Кузьма Сергеевич, конечно же, выполнил. И с тех пор число «28» художник стал считать своим счастливым числом. Портрет жены художника. Маре, которую в России нарекли Марией Федоровной, досталась непростая, но счастливая доля — быть любимой женщиной художника, Музой, моделью, верной женой. Для этого ей пришлось пожертвовать родиной, карьерой певицы, привычным образом жизни и наряду с этим навсегда подчинить свою жизнь служению таланту своего супруга. Однако женщина была безмерно счастлива своей роли жены, так как была нежно любима и сама любила. К тому же, невзирая на огромную разницу в ментальном воспитании, она всегда очень тонко чувствовала и живопись своего мужа, и его проблемы. Она часто была своеобразным камертоном, к которому Кузьма Сергеевич очень внимательно и доверительно прислушивался. Когда же супругам приходилось ненадолго разлучаться, художник очень сильно тосковал и часто писал домой письма, полные нежности и любви: «Думаю о тебе и о своей работе — это все, что у меня есть. Хочу передать тебе немного моей веселости, а когда я печален, мне хочется быть подле тебя, подле твоего сердца и сидеть там тихо-тихо, чтобы забыть все мои печальные думы… Я рад, что у меня есть моя Мара, мой маленький товарищ, моя гордая и честная жена, которая с полной доверчивостью входит в мою необычную и тяжелую жизнь. Знай, что ты занимаешь первое место в моих мыслях и желаниях… Я нашел свою Эвридику!» Мать с младенцем. Единственное, что омрачало их счастье, так это то, что за шестнадцать лет их супружеской жизни Мария Федоровна не могла родить ребенка, о котором очень мечтал художник. Он, словно заклиная судьбу и вымаливая у небес наследника, неустанно рисовал мадонн с младенцами на руках. И, как говорится в таких случаях, Бог услышал его молитвы. Омрачало лишь одно — долгожданная беременность 37-летней супруги проходила под большим риском и для ее здоровья, и для жизни еще не рожденного малыша. Но к счастью, все обошлось, и Мария Федоровна родила Петрову-Водкину прекрасную дочь Елену. Дочь художника. Портрет дочери художника. (1935 год). Но, как оказалось, не все было так безоблачно в счастливом семействе. В то время, когда Мария Федоровна была на сносях, в их доме поселилась ее близкая подруга Натюня — пианистка Наталья Кальвайц, которая внесла в жизнь Петровых-Водкиных «веселую, полную романтизма, ребячески беззаботную… атмосферу». И все было бы ничего, если бы через пять месяцев после появления на свет маленькой Лены, Натюня также не родила художнику дочку — Марию. Такой неожиданный поворот событий очень потряс и без того изможденную беременностью и родами супругу художника, Марию Федоровну, которая очень переживала по этому поводу. К счастью, вскоре Наталья Кальвайц с ребенком уехала к родителям в Польшу, и их следы затерялись. Семья Петровых-Водкиных. Петровы-Водкины, несмотря на перенесенные житейские тяготы и измену, сумели сохранить свои теплые чувства друг к другу и прожили вместе 32 года. Последние десять лет супружеской жизни были сложными для семьи, так как в 1928-м у Петрова-Водкина открылся туберкулез. Врачи строго-настрого запретили художнику писать маслом. И даже после такого приговора, невзирая на тяжелую болезнь, Петров-Водкин постоянно строил далеко идущие планы, многим из которых так и не суждено было сбыться. Скончался живописец в 1939 году и похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. А спустя годы после смерти художника, Мария Федоровна передала в дар его родному городу Хвалынску фотоархив, письма, документы, личные вещи, графические и живописные работы (всего около 90 экспонатов). И на склоне своих лет женщина написала мемуары «Мой великий русский муж», в которых тепло и душевно рассказала о совместной жизни с гениальным художником. Мария Федоровна. И размышляя о брачном союзе Кузьмы Сергеевича и Марии Федоровны, основой которого были истинная любовь, преданность и родство душ, невольно хочется сказать, какое счастье, что у гениального художника была такая чуткая, восприимчивая и всепонимающая жена. источник Buy for 50 tokens Journal information Current price50 LJ Tokens Social capital Friends of2 500+ Duration24 hours Minimal stake50 LJT View all available promo Стивен Хокинг: Прошлое — это вероятность 1. Прошлое — это вероятность По словам Хокинга, одно из следствий теории квантовой механики заключается в том, что события, произошедшие в прошлом, не происходили каким-то определённым образом. Вместо этого они произошли всеми возможными способами. Это связано с вероятностным…

Profile

Ирина

Latest Month

July 2021
S M T W T F S
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

View All Archives

Links

  • Дизайн ЖЖ — от Harmful_viki

Tags

View my Tags page

Page Summary

  • : (no subject) [+0]
  • : (no subject) [+0]
  • : (no subject) [+0]
  • : (no subject) [+0]
  • : (no subject) [+0]

Categories

View my Categories page Powered by LiveJournal.com

Раз искусство не забава и не развлечение, а способ ясновидения, способ высшей беседы с природой, то в нём должна быть змеиная мудрость ремесла, прежде всего, должна быть борьба до последних возможностей – за выразительность и ясность образа…Кузьма Петров-Водкин image Автопортрет художника. Волгоградский музей изобразительных искусств image Автопортрет, 1897 год image Автопортрет, 1903 год. Холст, масло. Хвалынский художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина image Портрет А.П. Петровой-Водкиной, матери художника, 1909 год image Портрет жены, 1906 год. Таллин, музей Кадриорг Подробнее о жене художника писала здесь image Портрет М.Ф. Петровой-Водкиной, жены художника, 1907 год Автопортрет, 1907 год image Портрет А.П. Петровой-Водкиной, матери художника, 1909 год image Портрет Марии Фёдоровны Петровой-Водкиной, 1910 год Набросок портрета жены Портрет жены художника, 1912 год Портрет М.Ф. Петровой-Водкиной, жены художника, 1912 год Портрет Марии Федоровны Петровой-Водкиной, 1913 год Портрет жены и автопортрет, 1913 год Портрет жены художника, 1915 год Автопортрет, 1918 год Автопортрет 1918 года стал этапным и одним из самых знаменитых полотен художника этого жанра. По мнению людей, лично хорошо знавших Кузьму Сергеевича, он достоверно передавал его облик. Но значение работы не исчерпывалось только внешним сходством. В нём одновременно отмечались зрелость большого таланта и стремление к открытию нового. Созданный образ помог глубже понять чувства и переживания художника-мыслителя перед выбором, поставленным эпохой, его сложный, противоречивый характер. В это время Петров-Водкин был избран профессором Академии художеств, что наложило на него повышенную ответственность за выполнение задач в искусстве в переломную историческую эпоху, поставленных новым революционным временем. Критики называли портрет идеальным образом идеального портретиста Революции: это …благородный образ никогда не улыбающегося художника-подвижника, художника-мученика, жертвующего собой, наступающего на горло собственной песне, но требующего жертвы и от других… За его головой просматриваются очертания креста – неверие, доведённое до уровня новой религиозности Позже искусствовед Владимир Леняшин резюмировал: От Автопортрета начинается тот тернистый путь, по которому, дав присягу чудную четвёртому сословью, двинулись пылкие трибуны революции и те, кто, по стране родной прошёл стороной, как проходит косой дождь. Это был путь к «Октябрю» С.М. Эйзенштейна и «Посвящению Октябрю» Д.Д. Шостаковича, «Дням Турбиных» М. А. Булгакова и «Чевенгуру» А.П. Платонова, к малютинскому Портрету Н. Гибнера с его ласково-твёрдым прищуром и могучему Горняку П.А. Осолодкова, Краснофлотцам Б.Н. Ермолаева и Девушке в футболке А.Н. Самохвалова, весенне-революционным Формулам П.Н. Филонова и драматизму позднего К.С. Малевича Автопортрет, 1921 год Автопортрет, 1921 год Портрет жены художника, 1921 год Портрет жены художника, 1922 год Портрет дочери художника, 1923 год Отцовство, по словам художника, вознесло его на небеса. Елена была поздним и долгожданным ребенком, она появилась на свет после 16 лет брака. Кузьма Сергеевич был буквально одержим этой проблемой. Когда прямая медицинская помощь не помогла, он стал заклинать небеса своим искусством. Его многочисленные мадонны и кормящие работницы – не что иное, как послания Космосу. Роды были тяжелейшими. Больная и плохо переносившая беременность Мара подписала бумагу о том, что в случае критического выбора она настойчиво требует спасать жизнь ребенка, а не её собственную. Три месяца после родов она провела в больнице, ещё долго не вставала с постели, и всё это время Петров-Водкин ухаживал за ребенком, кормил, купал, отдавая всю настоянную на ожидании крепкую родительскую любовь и энергию. Он бросил преподавательскую деятельность, чтоб увезти девочку в деревню. Портрет Н.Л. Кальвац, 1922 год. Кузьма Петров-Водкин Автопортрет, 1923 год Портрет жены художника Портрет Марии Фёдоровны Петровой-Водкиной, 1925 год. Бумага, тушь, кисть. ГРМ Ленушка в кровати, 1926 год Портрет дочери (Ленушка), 1926 год. Дерево, масло. Собрание И.Д. Афанасьева. Ныне в собрании KGallery. Санкт-Петербург Автопортреты 1926 и 1929 годов Ленушка с медвежонком (Дочь художника), 1926 год Портрет дочери на фоне натюрморта 1929 год Портрет дочери, 1933 год Семейный портрет (Автопортрет с женой и дочерью) 1933 год Последний, прощальный портрет жены, написанный маслом, 1934 год Портрет дочери художника, 1935 год Портрет жены художника, карандашный рисунок, 1936 год Портрет дочери с глобусом, 1936 год Несколько портретов художника других авторов Портрет К.С. Петрова-Водкина Григорий ВЕРЕЙСКИЙ Портрет К.С. Петрова-Водкина Юрий ЛУБЖЕВ Памятник Кузьме Петрову-Водкину в Хвалынске, установленный 27 августа 2016 года. Скульптор Андрей Щербаков Скончался художник от туберкулёза лёгких в Ленинграде в феврале 1939 года.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий