Литературному музею Ойунского 50 лет, или Прикоснемся к живой истории отцов-основателей

Найдено 1 определение —> ОЙУНСКИЙ, Платон Алексеевич наст. фам.: Слепцов) (1893-1939) Якут. писатель, лингвист, фольклорист, полит. деятель. Род. в 3-м Жехсогонском наслеге Таттинского улуса Якутии. Ок. городское 4-классное уч-ще и УС в Якутске. С марта 1917 чл. якут. организации РСДРП. Чл. Особой комиссии ЦИК Советов Сибири по установлению сов. власти в Якутии. В мае 1919 арестован белыми, в заключении 15 дней. В 1920 работал в Якут. губревкоме зав. отделом сов. управления; в дек. 1920 снят с работы по обвинению в превышении власти (за распоряжение о реквизиции теплой одежды у кулаков и меры по ликвидации восстания в Амгинском р-не); обвинение вскоре снято. Предс. губревкома Якутии (1921-22), предс. ЦИК ЯкутАССР (1923-26). Нарком просвещения и здравоохранения (1928-29), предс. Якутиздата (1929-31). Выдающийся деятель нац. культуры, основоположник якут. сов. лит-ры. Предс. Якут. иссл. общ-ва «Саха-Кескиле»; одновременно возглавлял cекцию искусства общ-ва. Рук. работой Хатанго-Анабаро-Оленекского этногр. отряда, организованного в 1927 Якут. комиссией АН СССР совм. с общ-вом «Саха-Кескиле». В 1931-35 сотр. НИИЭНКНВ. Первый якут — канд. наук (дисс. «Якут. яз. и пути его развития», 1937). Внес большой вклад в усовершенствование якут. письма, создание норм якут. орфографии, пунктуации, в разработку терминологии. Делегат 1-го съезда сов. писателей (1934), предс. правления СП Якутии (1935-38) и чл. правления СП СССР. Первый дир. НИИ языка и культуры при СНК ЯкутАССР, созданного в 1935. Арестован 3 февр. 1938 по распоряжению зам. наркома НКВД М. П. Фриновского в Иркутске, этапирован в Москву. Факт ареста долго держался в секрете, уже после ареста в якут. прессе публ. фотографии О. На следствии в Лефортово инкриминировалось членство в КРО «Саха-Омук», подг. вооруж. восстания против сов. власти и террор. деятельность против рук. ВКП(б) и прав-ва к моменту нападения Японии на СССР (ст. 58-1, 2, 6, 7 УК РСФСР). 31 янв. 1939 этапирован в Якутию, где на время стал гл. подследственным формировавшегося «Центр. дела», охватившего практически всю парт. элиту ЯкутАССР. Во время следствия был уже тяжело болен туберкулезом. Неоднократно признавал себя виновным и затем отказывался от показаний, запутывая следствие; объявил голодовку. Скончался в тюрьме 31 окт. 1939. Реабилитирован в 1955. Соч.: Якутский букварь с книжкой для детского чтения. М., 1923 (совм. с С. А. Новгородовым, Н. Е. Афанасьевым); К вопросу реорганизации культурно-просветительного общества «Саха-Омук» // Автономная Якутия. 1925. № 23; Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание. 1927; Якутская молодежь до и после Октября // Автономная Якутия. 1930. № 89; Русско-якутский термино-орфографический словарь. 1935 (совм. с С. П. Харитоновым и Г. С. Тарским). Лит.: Всесоюзный Тюркологический съезд, 1926. С. 384; Данилин А. Г. Этнографическая работа в Якутской АССР // Этнография. 1927. № 1. С. 187-188; Осведомительный бюллетень [КЭИ АН СССР]. 1929. 15 марта. № 5/6 (66/67). С. 40; КЛЭ. Т. 5. Стлб. 406-407; Эртюкова С. Я. К биографии П. А. Ойунского // Якутский архив. Вып. 3. Якутск, 1966. С. 227-234; Коркина Е., Сыромятников Г. Развитие якутской филологии // СТ. 1977. № 6. С. 114; Свинобоев Л. М. Последние дни: (О П. А. Ойунском) // Диалог. 1989. № 15/16. С. 54-61; Федосеева И. Е. Документы рассказывают // Полярная звезда. 1989. № 4. С. 126-128, 131-135; Николаев И., Ушницкий И. Центральное дело: Хроника сталинских репрессий в Якутии. Якутск, 1990. С. 78-118; Прилож. С. 59; Антонов Е. П. Не будем упрощать историю: (К вопросу о полит. кредо П. Ойунского и М. Аммосова) // Якутия. 1992. 11 сент.; Николаев И., Ушницкий И. Жертвам стреляют в спину // Советы Якутии. 1993. 5, 6 авг.; Тобуроков Н. Н. Кто он, Платон Ойунский? // Якутия. 1993. 17, 20, 21, 28 авг.; Алексеев, 1996. С. 72-79; Антонов, 1998; Иванова, 1998. С. 82-85, 196-200, 254-255; Forsyth J. A History of the Peoples of Syberia: Russia´s North Asian Colony 1581-1990. Cambridge, 1992. Р. 259, 319-320, 381, 411.

Источник: Люди и судьбы. Биобиблиографический словарь востоковедов — жертв политического террора в советский период (1917-1991)

image

Имя Платон Ойунский
Оригинал имени Былатыан Ойуунускай
Имя при рождении Платон Алексеевич Слепцов
Дата рождения 10.11.1893
Место рождения
Дата смерти 31.10.1939
Место смерти Якутск
Род деятельности писатель, поэт, переводчик, драматург, филолог, общественный деятель
Язык произведений якутский, русский

Плато́н Алексе́евич Ойу́нский (Слепцов; 10 ноября 1893, 3-й Жехсогонский наслег, Таттинский улус, Якутия — 31 октября 1939) — якутский советский писатель, учёный-филолог и общественный деятель, основоположник якутской советской литературы.

Биография

В 1914 году он по­ступил в Якутскую учительскую семинарию, которую окончил в 1917 году.

Член КПСС с 1918 года. В 1921 году председатель Губревкома Якутии, в 1922 председатель Совнаркома, в 1923 председатель Центрального Исполнительного Комитета Якутской АССР. В 1928—31 годах — нарком просвещения и здравоохранения Якутии. В 1935 году по его инициативе был создан НИИ языка и культуры при СНК Якутской АССР, где он был первым директором. В этом же году защитил в Институте национальностей (Москва) диссертацию на степень кандидата лингвистических наук. Член правления Союза писателей СССР в (1934—38) гг. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва.

Первое стихотворение опубликовал в 1917 году. В 1919 году написал ставшее широко известным в то время в Якутии стихотворение «Син биир буолбаат?» (Не всё ли равно?). Его рассказы, повести, драмы вошли в золотой фонд литературы народа саха. В качестве этнографа собрал и подготовил к изданию якутские эпосы олонхо «Дьулуруйар Ньургун Боотур» (Нюргун Бо́тур Стремительный) и «Туналыйбыт ньуурдаах Туйаарыма Куо» (Прекрасная Туйа́рыма Куо). Обосновал использование силлабо-тонического стиха в якутском языке. Переводил на якутский язык классику русской и мировой литературы.

Был репрессирован: 3 февраля 1938 года арестован, а 31 октября 1939 года умер в тюрьме. Полностью реабилитирован 15 октября 1955 года.

Память об Ойунском

  • Якутский академический драматический театр им. П.А. Ойунского
  • Литературный музей им. П.А. Ойунского
  • Улица Ойунского в Якутске.
  • Улица Ойунского и памятник в г.Мирный (Якутия).
  • В 1966 году учреждена Государственная премия им. П.А.Ойунского, присуждаемая за лучшие произведения литературы, искусства и архитектуры.

Библиография

На русск. языке:

  • Якутская сказка, ее сюжет и содержание. Сб. трудов научно-исследовательского об-ва «Саха-Кэскилэ», Якутск, 1927, № 1 (4);
  • О якутском стихосложении, «Бюллетень Наркомпроса ЯАССР», Якутск, 1929, № 6—8;
  • Сборник стихотворений, Якгиз, 1925;
  • Большевик, Пьеса, Якгиз, 1927;
  • Сборник революционных стихотворений, Якгиз, 1927;
  • Материалы о происхождении якутов, журн. «Чолбон», Якутск, 1928, № 4;
  • Дни и годы. О революционном движении в Якутии, журн. «Чолбон», № 4—7, 1928;
  • Туйарыма-Куо, Поэтическая драма, 1930;
  • О шаманизме и религии, Якгиз, 1930;
  • Великий Кудангса, Якгиз, 1930;
  • Нюргун-Ботур, сказка-олонхо, 1930—1931.
  • Стихотворения, Советский писатель (Ленинградское отд.), 1978, стр. 414, 25000 экз., Дата релиза книги: 10 Февраля 2009

Другие популярные авторы

Комментарии

НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ

image

Вадим Панов — серия книг «Анклавы»

Роман «Чума» Альбера Камю

Цикл сказок «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса

Все

КНИГИ

Велесова книга

Ночной Дозор (роман)

Туманность Андромеды (роман)

Все —> Опубликовано 03.11.2013 — 15:21 —

Платон Ойунский — Слепцов Платон Алексеевич (10.11.1893 –31.10.39)- основоположник якутской советской литературы, поэт, прозаик, драматург, ученый-филолог, видный общественный и государственный деятель.

Скачать:

Вложение Размер
chas_obshcheniya_p.a._oyunskiy.doc 49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация Республика Саха (Якутия)

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

г. Нерюнгри

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ № 24

Час общения для 9 класса:

«Платон Алексеевич Ойунский – якутский писатель и общественный деятель»

                                         Выполнила:

                                         Равдугина О.А., учитель русского языка и   литературы

                                      г. Нерюнгри 2013

Цели: углубить знания обучающихся об Ойунском П.А.,

воспитывать чувство уважения  к земляку и чувство гордости за него,

развивать интерес к изучению жизни и творчества П.А. Ойунского (Слепцова).

Оборудование: проектор, интерактивная доска.

Ход занятия:

I. Орг. момент.

Приветствие обучающихся.

II. Сообщение учителя.

— Ребята, сегодня мы поговорим с вами об одном из самых известных, великих якутян – Ойунском П.А.

У каждого народа, он велик или мал, есть свои выдающиеся личности, которыми гордится вся нация, вся республика.

Таким человеком весь якутский народ считает Платона Алексеевича Ойунского (Слепцова).

Трудно назвать главное, чем был славен этот человек. Его талант поистине

многогранен – он один из основоположников якутской литературы, поэт,

прозаик,

переводчик, ученый-филолог, видный общественный и государственный

деятель.

Всю свою короткую жизнь Платон Ойунский посвятил борьбе –

за независимость и свободу якутского народа, за его процветание.

III. Выступления обучающихся:

1-й ученик: Чтение стихотворения П.А. Ойунского «Прощай». [2]

2-й ученик: Родился  Платон Алексеевич 10 ноября 1893 года в 3-м

 Жехсогонском наслеге Ботурусского района (ныне Таттинского улуса)

Якутской области, в крестьянской многодетной семье. Настоящая

фамилия – Слепцов, Ойунский – это его писательский псевдоним. Жила семья очень бедно, часто оставаясь без куска хлеба, питаясь одной рыбой. Тяжелая жизнь подорвала здоровье родителей, шестеро братьев и сестер Платона умерли от голода.

В детстве он часто убегал к своему соседу Пантелеймону Слепцову, большому знатоку олонхо, затейнику и песеннику. Часами сидел маленький Платон у мудрого

деда и слушал его импровизации. К 8 – 9 годам он и сам начал сказывать олонхо и петь песни своим сверстникам. Чуть позже мальчика стали охотно приглашать к себе домой взрослые, хозяева юрт. Все находили, что у него хороший голос и

незаурядный дар слова. Из-за крайней бедности родителей учиться он начал только в 14 лет. За один год прошел курс двух классов и уже тогда показал свои

 прекрасные способности к обучению. В 1911 году блестяще окончил

 Черкехскую школу. После окончания её переехал в Якутск, где учился в

 учительской семинарии.

3-й  ученик: Начало революционной и литературной деятельности относится к марту 1917 г., когда П,А. Ойунский вместе с М.К. Аммосовым  организовал Союз

 чернорабочих-якутов. В 1917 – 1918 гг. учился в Томском учительском

 институте. С 1918 по 1922 г. участвовал в борьбе за установление советской власти в Якутии. В 1922 г. – председатель СНК ЯАССР, затем председатель ЯЦИК. Член ЦИК СССР II и III созывов, делегат X съезда РКП (б), XI Всероссийского,

 II Всесоюзного съездов Советов и I Всесоюзного съезда советских писателей, где был избран членом правления Союза писателей СССР.

На I Всеякутской конференции советских писателей (1934 г.) избран

председателем правления Якутского отделения Союза писателей СССР.

В 1935 г. в Институте национальностей при ЦИК СССР защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата лингвистических наук и стал директором

 созданного по его инициативе Научно-исследовательского института языка и культуры при СНК Якутской АССР. В декабре 1937 г. избран депутатом Верховного Совета Союза ССР, в начале 1938 г. был необоснованно арестован и 31 октября 1939 г. умер в якутской тюрьме. Реабилитирован в декабре 1955 г.

4-й ученик: В период гражданской войны песни Ойунского распевались в

Якутии бойцами за советскую власть. Прекрасными образцами якутской

революционной поэзии являются его стихи: «Да укрепится победа», «Власть

советам», «Железный конь», «Китайскому народу», «Заветы орла»,

«Интернационал» (перевод). Они призывают к борьбе против тойонов-феодалов за социалистическое строительство, проникнуты верой в победу пролетарской

революции. Многие песни поэта стали народными. В восстановительный период в творчестве Ойунского преобладают лирические мотивы. В первом крупном

произведении писателя — поэме «Красный шаман»  — сказалось влияние поэзии русских символистов и мистики якутского эпоса. Сюжет заимствован из народной

мифологии. В поэме шаман показан борцом за интересы трудящихся и пророком революции.

Пьеса «Большевик» [1927] является наиболее выдержанной в идеологическом отношении пьесой в якутской послереволюционной литературе и знаменует начало пролетарской литературы в Советской Якутии.

В повести «Великий Кудангса» (1929—1930, журнал «Чолбон») феодал Кудангса представлен «отцом нации», заботящимся о благосостоянии своего народа: он спасает народ от холода и болезней. Ни на классовый гнет ни на классовую борьбу нет и

намекав. Из произведений Платона Алексеевича следует выделить

оригинальные сказки — «олонхо» — в стихах, отличающиеся научным

содержанием и мастерством.

Ойунский П.А. высоко поднял культуру якутского стиха — создал

 рифмованный, музыкальный, метрико-силлабический стих.

Особое культурно-политическое значение имеет деятельность Ойунского как председателя Комитета якутской письменности и теоретика по якутскому

литературному языку. Он также известен как собиратель и исследователь

якутского фольклора, историк якутов и их религии — шаманизма.

IV. Викторина.

  1. В каком году родился П.А. Ойунский?
  2. Назовите улус, в котором родился Платон Алексеевич Ойунский?
  3. В какой семье жил Платон?
  4. Кто в детстве привил любовь к олонхо Платону?
  5. Во сколько лет Платон поступил в школу?
  6. За сколько лет окончил начальную школу?
  7. В каком году П.А. Ойунский переехал в Якутск?
  8. В каком институте он учился?
  9. В каком году был арестован?
  10.  В каком году П.А. Ойунский был реабилитирован?
  11. Есть ли в нашем городе улица, названная в честь П.А. Ойунского?
  1. Заключительное слово.    

М.Е. Николаев на праздновании 100-летия Платона Ойунского в ЮНЕСКО, в г. Париже. (1993 г.) произнес  такие слова:

«…Мы с оптимизмом смотрим в будущее, уверены в своем завтрашнем дне. Мы исходим из своих реальных возможностей и совершаем реальные дела, которые

содержательной, богатой крупными общественными событиями жизни,

в бурной политической борьбе за свои идеалы на его долю выпала немало

 радостей и огорчений. Но он твердо верил, что будущее — за его народом». [1]

И мы не можем не согласиться с его словами. Память о Платоне Алексеевиче  вечно живет в мыслях и делах народов всего мира.

А якутский народ

 Мою песню споет

 Среди ясного дня

 Вспоминая меня…

Литература.

1. Николаев М.Е. Возвращенные имена./М.Е. Николаев; Предисл. В.Н.

 Иванова.- Якутск, Бичик, 2003.-344 с.: ил.

2. Ойунский П.А. Стихотворения.- Л: Советский писатель. Ленинградское

отделение,1978.-417 с. — (Библиотека поэта).

3. http://sakha.gov.ru/node/1141

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Д. И. Менделеев — учёный и общественный деятель

Урок-панорама (в рамках изучения темы « Периодический закон и периодическая система химических элементов», 9 класс). Материал даёт возможность показать, что Д. И. Менделеев — один из самых значительны…

Час общения для 9 класса: «Платон Алексеевич Ойунский – якутский писатель и общественный деятель»

Платон Ойунский — Слепцов Платон Алексеевич (10.11.1893 –31.10.39)- основоположник якутской советской литературы, поэт, прозаик, драматург, ученый-филолог, видный общественный и государственный деятел…

Республиканский научно-краеведческий конкурс учащихся «Моя родина-Минии нютаг», посвященный 90-летию краеведа и публициста, государственного и общественного деятеля Д.Д.Дагбаева Номинация №3 «Исследования о малой родине» «Обоо Баян-Мандал: вчера, сегод

Традиционные семейно-родовые обряды относятся к числу важнейших тем, изучаемых этнографической наукой. Они связаны с разными сторонами жизни этнического сообщества и является неотъемлемой частью его к…

Сценарий и презентация музыкальной гостиной, посвященной 75-летию певца, композитора, общественного деятеля, борца за мир Джона Леннона

Внеклассное мероприятие для 8-11 классов «Музыкальная гостиная, посвященная 75-летию певца, композитора, общественного деятеля, борца за мир Джона Леннона» проводится на двух языках русском и английск…

Милий Алексеевич Балакирев — русский композитор, пианист, дирижер, музыкально-общественный деятель.

Центральная тема творчества Балакирева – тема народа. Народные образы, картины русской жизни, природы проходят через большинство его сочинений. Для Балакирева характерен также интерес к теме Вос…

Тезисы к выступлению на V республиканских педагогических чтениях имени татарского просветителя, педагога и общественного деятеля Мухлисы Буби

21 апреля в МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа № 71 с углублённым изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г.Казани прошли V республиканские педагогические чтения …

Внеклассное мероприятие «Жизнь и творчества писателя, заслуженного учителя и общественного деятеля Ожева Аскарбия Рамазановича»

Внеклассное мероприятие для учащихся 7-11 классов  на родном (адыгейском) языке о жизни и творчестве бывшего   учителя МБОУ «СОШ №9»          а. …

  • Мне нравится

  Книги памяти Библиографический словарь репрессированных востоковедов Ойунский Платон Алексеевич (наст. фам.: Слепцов) (1893-1939) Якут. писатель, лингвист, фольклорист, полит. деятель. Род. в 3-м Жехсогонском наслеге Таттинского улуса Якутии. Ок. городское 4-классное уч-ще и УС в Якутске. С марта 1917 чл. якут. организации РСДРП. Чл. Особой комиссии ЦИК Советов Сибири по установлению сов. власти в Якутии. В мае 1919 арестован белыми, в заключении 15 дней. В 1920 работал в Якут. губревкоме зав. отделом сов. управления; в дек. 1920 снят с работы по обвинению в превышении власти (за распоряжение о реквизиции теплой одежды у кулаков и меры по ликвидации восстания в Амгинском р-не); обвинение вскоре снято. Предс. губревкома Якутии (1921-22), предс. ЦИК ЯкутАССР (1923-26). Нарком просвещения и здравоохранения (1928-29), предс. Якутиздата (1929-31). Выдающийся деятель нац. культуры, основоположник якут. сов. лит-ры. Предс. Якут. иссл. общ-ва «Саха-Кескиле»; одновременно возглавлял cекцию искусства общ-ва. Рук. работой Хатанго-Анабаро-Оленекского этногр. отряда, организованного в 1927 Якут. комиссией АН СССР совм. с общ-вом «Саха-Кескиле». В 1931-35 сотр. НИИЭНКНВ. Первый якут — канд. наук (дисс. «Якут. яз. и пути его развития», 1937). Внес большой вклад в усовершенствование якут. письма, создание норм якут. орфографии, пунктуации, в разработку терминологии. Делегат 1-го съезда сов. писателей (1934), предс. правления СП Якутии (1935-38) и чл. правления СП СССР. Первый дир. НИИ языка и культуры при СНК ЯкутАССР, созданного в 1935. Арестован 3 февр. 1938 по распоряжению зам. наркома НКВД М. П. Фриновского в Иркутске, этапирован в Москву. Факт ареста долго держался в секрете, уже после ареста в якут. прессе публ. фотографии О. На следствии в Лефортово инкриминировалось членство в КРО «Саха-Омук», подг. вооруж. восстания против сов. власти и террор. деятельность против рук. ВКП(б) и прав-ва к моменту нападения Японии на СССР (ст. 58-1, 2, 6, 7 УК РСФСР). 31 янв. 1939 этапирован в Якутию, где на время стал гл. подследственным формировавшегося «Центр. дела», охватившего практически всю парт. элиту ЯкутАССР. Во время следствия был уже тяжело болен туберкулезом. Неоднократно признавал себя виновным и затем отказывался от показаний, запутывая следствие; объявил голодовку. Скончался в тюрьме 31 окт. 1939. Реабилитирован в 1955. Соч.: Якутский букварь с книжкой для детского чтения. М., 1923 (совм. с С. А. Новгородовым, Н. Е. Афанасьевым); К вопросу реорганизации культурно-просветительного общества «Саха-Омук» // Автономная Якутия. 1925. № 23; Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание. 1927; Якутская молодежь до и после Октября // Автономная Якутия. 1930. № 89; Русско-якутский термино-орфографический словарь. 1935 (совм. с С. П. Харитоновым и Г. С. Тарским). Лит.: Всесоюзный Тюркологический съезд, 1926. С. 384; Данилин А. Г. Этнографическая работа в Якутской АССР // Этнография. 1927. № 1. С. 187-188; Осведомительный бюллетень [КЭИ АН СССР]. 1929. 15 марта. № 5/6 (66/67). С. 40; КЛЭ. Т. 5. Стлб. 406-407; Эртюкова С. Я. К биографии П. А. Ойунского // Якутский архив. Вып. 3. Якутск, 1966. С. 227-234; Коркина Е., Сыромятников Г. Развитие якутской филологии // СТ. 1977. № 6. С. 114; Свинобоев Л. М. Последние дни: (О П. А. Ойунском) // Диалог. 1989. № 15/16. С. 54-61; Федосеева И. Е. Документы рассказывают // Полярная звезда. 1989. № 4. С. 126-128, 131-135; Николаев И., Ушницкий И. Центральное дело: Хроника сталинских репрессий в Якутии. Якутск, 1990. С. 78-118; Прилож. С. 59; Антонов Е. П. Не будем упрощать историю: (К вопросу о полит. кредо П. Ойунского и М. Аммосова) // Якутия. 1992. 11 сент.; Николаев И., Ушницкий И. Жертвам стреляют в спину // Советы Якутии. 1993. 5, 6 авг.; Тобуроков Н. Н. Кто он, Платон Ойунский? // Якутия. 1993. 17, 20, 21, 28 авг.; Алексеев, 1996. С. 72-79; Антонов, 1998; Иванова, 1998. С. 82-85, 196-200, 254-255; Forsyth J. A History of the Peoples of Syberia: Russia's North Asian Colony 1581-1990. Cambridge, 1992. Р. 259, 319-320, 381, 411. Учтен(а) в «Библиографический словарь репрессированных востоковедов» Добавьте фотографии, воспоминания или документы. Сохраним память вместе!

Появилась информация о тайном перезахоронении останков писателя.

13.02.2021 Мария Павлова

Сегодня в День якутского языка хотелось бы вспомнить основоположника якутского литературного языка, якутского советского писателя и поэта, филолога и общественного деятеля Платона Алексеевича СЛЕПЦОВА-ОЙУНСКОГО. В конце тридцатых годов видный революционер попал в водоворот всем известных репрессий. Умер в тюрьме. Место его захоронения остается неразгаданной тайной по сей день. Большинство источников предполагают, что он был похоронен где-то на еврейском кладбище.

Недавно в журнале «Чолбон» была опубликована статья о предполагаемом перезахоронении останков писателя. Мы перевели эту статью для читателей «Удивительной Якутии» на русский язык и дополнили компетентным комментарием. Так правда ли, что могила Платона Алексеевича все это время находилась на его родине?

Рассказ Павла Алексеевича Шеломова.

«Командиром отряда был Субурусский, секретарем – Платон Алексеевич Ойунский. Он вел пропагандистскую деятельность среди солдат отряда. Прошло несколько лет. Тогда в отряде был доктор, который лечил раненных. В 1924 году Ойунский уехал в город, а часть осталась в Бестяхе.

Появились слухи об автономии, а вскоре автономию утвердили. Некоторые бойцы из военной части приехали в Якутск. Я в городе работал коневодом. А потом начались репрессии. Ойунского арестовали. Сначала увезли в Москву, потом он находился в Якутске. В ноябре 1939 года среди солдат частей особого назначения распространились слухи, что Ойунского не стало. Мы, солдаты ЧОН связывались с Ойунским чрез доктора нашей части. Он лечил Ойунского и рассказывал, что состояние его здоровья ухудшается. Мы знали, что долго он не протянет.

Тело Ойунского похоронили на еврейском кладбище. Когда стемнело, мы откопали его тело. Его закопали на юго-западном углу, в пяти шагах от забора, рядом с могилой с надгробным строением «амбар». Мы вытащили тело, а гроб закопали обратно.

В северной стороне нынешней улицы Лермонтова в лесу была одинокая юрта. Три дня тело находилось там. Мы мастерили гроб и ящик. В ящик положили документы. Подготовили пять лошадей, двое больших саней и три маленьких. В одни большие сани погрузили гроб с телом Ойунского, в другие большие сани – ящик. Рано утром на рассвете повезли его на родину.

Река только начала замерзать. С большими предосторожностями перебрались на тот берег. К вечеру добрались до его родных мест. Там, в восточной части от его родной юрты, на опушке леса похоронили его. Там была еще одна могила, говорили, что его старшего брата. После похорон, на ночь глядя поехали обратно».

Год назад, летом, когда я работал в государственном музее имени П.А. Ойунского пенсионер из Мегино-Кангаласского района, 1947 года рождения Юрий Данилович Матвеев-Лэбийэ Уола оставил мне эту рукопись. Я взялся ее отредактировать и обещал опубликовать в журнале «Чолбон».

Эти сведения нужно проверить. А вдруг, благодаря этим записанным воспоминаниям, мы найдем останки Платона Алексеевича Ойунского? – пишет лауреат премии имени П.А. Ойунского Урсун.

По его мнению, широкая огласка среди общественности, могла бы способствовать проведению расследования данных, рассказанных бойцом отряда ЧОН Шеломовым. Статья с призывом была опубликована в журнале «Чолбон» в ноябре 2020 года. Сведения могут быть достоверными, — сделал вывод автор, кроме тех, что Платон Алексеевич был простым писарем в отряде Субурусского.

Мы обратились за комментариями к директору Черкехского историко-мемориального музея «Якутская политическая ссылка» Николаю Ефимовичу ПОПОВУ.

— Наверное, всех жителей Якутии волнует тайна захоронения великого сына нашего народа Платона Алексеевича Слепцова-Ойунского, — написал нам в ответ Николай Ефимович. — Родная дочь П.А. Ойунского Сардана Платоновна при личной беседе на этот вопрос ответила так:

«Я тщательно исследовала всю жизнь отца и скрупулезно изучала его дело. Когда изменились наша страна, законы, появилась возможность увидеть многие ранее засекреченные документы. Но я точно знаю, что мне показали не все! Теперь надо активно поработать в московских и центральных архивах. Также я очень надеялась на руководство республики в лице Климента Кирилловича Корякина, что останки моего отца наконец-то будут найдены». После продолжительной паузы вздохнула: «Видимо, считают, что пока поиски проводить не надо».

Далее Сардана Платоновна сказала, что проверили все предполагаемые места, на которые указывали разные источники, но могилу так и не нашли. Поэтому она не исключала возможность, что тело ее отца было перезахоронено.

Это предположение дочери перекликается с мнением народного целителя Гурия Ивановича Турантаева. По инициативе бывшего главы Таттинского улуса Михаила Александровича Протодьяконова мы встречались с Гурием Ивановичем по этому вопросу.

Он рассказал нам следующее:

«Мне было 12 лет. Однажды мой отец зашел домой сильно разгневанным и взяв поднос из под самовара протянул его мне вместе с молотком и шилом, попросив выбить на нем слова «Здесь покоится П.А. Ойунский». Это было неожиданное задание для меня, но я его выполнил. В спешке даже букву пропустил, за что отец меня едва не наказал. Пришлось добить пропущенную букву на подносе. А став старше, я узнал причину гнева отца».

Оказалось, что отец Гурия Ивановича услышав, что Платона Алексеевича похоронили на еврейском кладбище, уточнил у могильщика точное место и увидев, обычную груду земли без единого указателя, столба, дощечки с именем или хотя бы номером, решил обозначить это место своими силами. Иван установил на могиле столб с дощечкой, на которой написал: «П.А. Ойунский».

Придя на кладбище через несколько дней, он обнаружил, что столб с именем великого сына якутского народа исчез. Тогда Иван поставил над могилой просто столб. На следующий день, увидев, что не стало даже столба, очень огорчился и разгневался.

Гурий Иванович напутствовал нас:

«Обязательно найдите останки Платона Алексевича. Мой отец закопал тот поднос с именем в надмогильной земле. Надеюсь, что он не истлел».

Михаил Александрович разговаривал с Гурием Ивановичем более четырех часов.

Сразу после этой встречи я подробно изложил все услышанное в письме тогдашнему президенту республики Егору Афанасьевичу Борисову, передав просьбу народного целителя.

Оказалось, после этого Егор Афанасьевич лично встречался с Гурием Ивановичем по данному вопросу. После той встречи была создана специальная поисковая комиссия во главе с заместителем председателя Правительства РС(Я) Алексеем Прокопьевичем Дьячковским. Но отыскать место захоронения снова не удалось.

Многие не воспринимают всерьез версию о том, что тело Платона Алексеевича было тайно перевезено и похоронено на его родине. Но мое личное мнение, что дыма без огня не бывает. Возможно стоит организовать поиски вокруг озера Дэдбэрийбит, на его родных алаасах.

Признаться, за всю жизнь я никогда не слышал о том, что его останки были перевезены. Но вместе с тем мы знаем, что в те суровые времена волна репрессий коснулась многих семей нынешнего Таттинского района во время которой силой штыков, тюрем и замков были закрыты не только глаза и уши, но и повязаны руки и ноги всех, кто мог что-то слышать и видеть в те далекие смутные времена.

Приведу пример. В 2003 году научный сотрудник нашего музея Изабелла Яковлевна Жерготова узнала от ветерана Афанасия Васильевича Захаркина о том, что в 1947 году в алаасе Саппыйа тайно был проведен Ысыах «Песня памяти», посвященный Платону Алексеевичу Ойуунскому.

Алаас Саппыйа – знаковое место, где Платон Алексеевич, будучи кандидатом в депутаты первого съезда народных депутатов СССР, встречался с земляками и произнес одну из своих пламенных речей. Как рассказал ветеран, тогда в той местности во время Ысыаха были установлены девять коновязей – сэргэ и новая трибуна. Собрались те, кто знал Платона Алексеевича, был сотворен обряд алгыса для реабилитации светлого имени П.А. Ойунского и имя его было помянуто добрыми словами, теплыми воспоминаниями. Тогда Афанасию Васильевичу было 14 лет. Про этот ысыах до 2003-го года никто не обмолвился даже словом. Народ сохранил это событие в глубочайшей тайне.

В рамках реабилитации светлого имени Платона Алексеевича Ойунского мы просили восстановить на этом месте построенные сэргэ, трибуну, чтобы увековечить Ысыах памяти, проведенный земляками на родине поэта. Если бы не рассказ ветерана, мы бы даже не знали об этом историческом событии. Заметьте, что он рассказал о нем, только когда полностью изменились наша страна и законы. Поэтому не исключено, что со временем появится информация и о подлинном месте захоронения великого сына якутского народа.

В завершение хотелось бы выразить свои пожелания о том, что опубликованную в «Чолбоне» информацию обязательно следовало бы проверить, не откладывая в долгий ящик, надо возобновить поисковую работу.

Я говорил об этом со своим директором Николаем Дмитриевичем Бугаевым. Он ответил: «Когда возобновит работу комиссия, занимающаяся делами репрессированных якутян, мы обязательно рассмотрим этот вопрос. Я состою в этой комиссии. И думаю, что с участием Черкехского музея мы будем работать в этом направлении».

Отрадно, что новое поколение якутян планирует заниматься этим вопросом и не забывает о несправедливо прерванной судьбе великого сына якутского народа – Платона Алексеевича Слепцова-Ойунского.

Могила Платона Ойунского может находиться в Таатте. Появилась информация о тайном перезахоронении останков писателя

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий