Михаил Барышников биография

Барышников не просто явил миру чудеса физики человеческого тела, вывел американский балет на абсолютно новый качественный уровень, поднял интерес широкой публики к искусству балета в принципе и дал новое дыхание танцу модерн. Он стал самым узнаваемым танцовщиком в мире, самым успешным русским в Америке, пошатнул правдивость поговорки «Где родился, там и пригодился» и на своем примере доказал, что «американская мечта» иногда сбывается. А еще в Барышникова просто невозможно не влюбиться – с первого взгляда, бесповоротно. В то, как он зависает в прыжке, перемещается по сцене, репетирует, говорит, смотрит, курит. Это та степень мужского и человеческого обаяния, которая сквозь годы и расстояния пробивает экраны телевизоров и прочих электронных устройств. Михаил Барышников безусловен и безупречен. Хочется рассказать что-то новое, но понимаешь, что это где-то было сказано до тебя. Вдвойне непросто писать о современниках – больше шансов оказаться бестактным и необъективным. Но кто не рискует, тот не выигрывает. Поэтому я надеюсь, что каждый из вас откроет в этой истории, что-то интересное, доселе неизвестное. И пусть о ней не судят строго те, кто в ней упомянут.

 

До «НЕВОЗВРАЩЕНЦА»

image

Сколько выдающихся умов, голов, рук и ног покинуло Россию за 70 лет ее советской истории? Они плыли кораблями в Константинополь, просили политического убежища, переходили границы. Они бежали открыто и тайно. Одни покидали страну добровольно, других высылали, если те вдруг не вписались в систему. Их побеги обрастали легендами – игрой в переодевание, прыжками через ограждения… У каждого была причина уйти и невозможность остаться. Какая причина была у молодого Михаила Барышникова – любимца советской публики, солиста Кировского театра, победителя первого Международного конкурса артистов балета в 1969 году? Именно ему Майя Плисецкая, будучи в жюри Конкурса, поставила 13 баллов из 12 возможных. В Союзе у Барышников было все необходимое для счастья советского человека – квартира в центре Ленинграда, невеста красавица-балерина, собака, пикники в Комарово, пианино и даже автомобиль «Волга» (миллениалам не понять, но по тем временам «Волга» — это было круто).

Ни диссидент, ни политический активист, ни дебошир. Образцово-показательный советский артист балета, исполнявший все ведущие партии театрального репертуара. В 1973 году Барышникову присвоили звание Заслуженного артиста РСФСР и позволили провести в Кировском театре собственный творческий вечер. 25-летний танцовщик к удивлению многих отказался от классических вариаций и пригласил двух молодых хореографов – Май Мурдмаа и Георгия Алексидзе – создать постановки специально для своего концерта. Одноактные балеты «Блудный сын», «Дафнис и Хлоя» и «Дивертисмент» стали безусловным вызовом советскому академизму и вершиной творчества Барышникова на его первой Родине. Пройдет меньше года, и он навсегда попрощается с Союзом, с Ленинградом и Кировским театром – не вернется с гастролей в Канаде. В одном из англоязычных интервью, когда Барышников рассказывал о своем педагоге Александре Пушкине, он сказал прекрасную фразу, о том что Пушкин помимо танца научил его “to be a man of your own mind”. Видимо, этому же он научил и Нуреева. В Советском Союзе можно быть гениальным, талантливым, выдающимся, но никак ни a man of your own mind – ни в жизни, ни в работе. Михаил Барышников бежал на Запад в поисках творческой свободы, для того чтобы танцевать у Баланчина и Пети, за новыми формами, возможностями, за поиском нового себя. Мне кажется, он нашел, то, что искал.

 

БАРЫШНИКОВ и БРОДСКИЙ 

image

Странно, что они не были знакомы в Ленинграде… Ходили по одним улицам, возможно бывали в одних и тех же квартирах, смотрели на разлив Невы, бросали гальку в холодную гладь Финского залива… Бродский уехал из страны в 1972-ом – его, величайшего поэта, попросту вынудили, лишили советского гражданства. Незадолго до этого в 1969 он напишет следующие строки:

То ли пулю в висок, словно в место ошибки перстом,

то ли дернуть отсюдова по морю новым Христом.

Да и как не смешать с пьяных глаз, обалдев от мороза,

паровоз с кораблем — все равно не сгоришь от стыда:

как и челн на воде, не оставит на рельсах следа

колесо паровоза.

Строчки оказались для него пророческими. Барышников «дернет отсюдова» через два года после Бродского. В эмиграции они подружатся – два русских американца, гений танца и гений слова. Бродский писал о Барышникове: «Человек потрясающего ума и интуиции. Человек, который — помимо всего прочего! — знает стихов на память гораздо больше, чем я. Это очень странно, но как мы встретились с Мишей я, ей-богу, не могу вспомнить. Но одно могу сказать: он на меня произвел — и производит — колоссальное впечатление. Причем вовсе не своими качествами танцовщика, тем более, что в этой области я специалистом ни в коем роде не являюсь. А прежде всего — своим совершенно невероятным природным интеллектом».

Иосиф Бродский посвятил Барышникову несколько стихотворений, среди которых известное каждому «Классический балет есть замок красоты», и чуть менее известное, но, возможно, более сильное «Раньше мы поливали газон из лейки…» Михаил Барышников снимал Бродского на свою фотокамеру, иногда мне кажется, что он сумел поймать в объектив душу поэта. В середине 1980-х годов Барышников и Бродский открыли в Нью-Йорке вместе с Романом Капланом ресторан «Русский Самовар» — теперь уже легендарное место на карте Нью-Йорка, где частенько бывали Растропович, Вишневская, Довлатов, Окуджава, а также Лайза Минелли, Жерар Депардье и многие другие. Бродского не стало в 1996 году – ровно 22 года назад, в ночь с 27 на 28 января. 27 января он позвонил своему другу и поздравил его с Днем Рождения. Барышников был одним из последних людей, с кем разговаривал великий поэт.

В 2015 году вышел моно-спектакль Бродский/Барышников, в котором звучат стихи Нобелевского лауреата Иосифа Бродского в исполнении его друга Михаила Барышникова.

Именно этот спектакль Барышников играет на свой юбилей в Торонто – в городе, где он когда-то обрел Свободу.

 

От «ПОВОРОТНОГО ПУНКТА» до «СЕКСА В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ»

В кино Барышников так же прекрасен и органичен, как и в балете. Его актерский талант заметили еще в Советском Союзе. В 1971 году Сергей Юрский пригласил молодого танцовщика на роль Педро Ромеро в телеспектакль «Фиеста» по роману Эрнеста Хэмингуэя. Продолжение последовало в Голливуде – первая роль и сразу номинация на Оскар. Фильм назывался «Поворотный пункт» — об артистах американского балета. Очень хороший фильм – красивый, жизненный, немного наивный, без пошлости, с прекрасным актерским составом. Барышников играл русского танцовщика, звезду и любимца публики, его герой под гитару пел песни Высоцкого. Возможно, он и не играл эту роль, а просто проживал отрезок своей реальной жизни на камеру. В американском кино Барышников преимущественно появлялся в русских образах, но это были несколько другие роли, не те, на которые могли рассчитывать наши актеры в Голливуде, где их максимальным приделом являлся злодей из «Бондианы». В каждом из героев есть глубина, индивидуальность, и каждый раз они словно говорят словами самого Барышникова. Так в «Деле Фирмы» его герой Петр Грушенко за рюмкой «Старки» заявляет Джину Хэкмену – «Да, я русский, но не советский». А в культовой сцене из кинофильма «Белые ночи», перед тем самым танцем под «Кони привередливые…» Николай Родченко произносит монолог – и ты понимаешь, что это сам Барышников говорит, о том, как он слушал Высоцкого на полную громкость и танцевал Баланчина и Пети, пока мы об этом в тайне мечтали. А его Александр Петровский из «Секса в Большом Городе»… Впрочем, эту роль сам Михаил Барышников не очень любит. Зато ее любят миллионы женщин во всем мире.

 

ДРУГИЕ ТАНЦЫ

В чем секрет успеха? Почему одни словно поцелованы фортуной, а другие теряют себя на жизненном пути. Творческая жизнь балетного танцовщика блистательна, но коротка. К сожалению, не все умеют приспособиться к новой реальности, к тому этапу, который приходит после того, как закроется занавес за последним «Дон Кихотом» или «Лебединым». В 1989 году Барышников уходит из ABT, которым руководил 10 лет, уходит он и из классического балета, сосредоточившись на танце модерн и драматическом театре. В 1990-м году он вместе с другим американским хореографом Марком Моррисом основал труппу White Oak Dance Project – проект «Белый дуб» получил свое название от заповедника во Флориде, который принадлежал меценату и главному инвестору труппы Говарду Гилману. Труппа под руководством Барышникова просуществовала 12 лет.

И за это время американский танец модерн получил свое второе рождение. Модернисты всегда были популярны в Америке, но это было абсолютно отдельное направление в танцевальном искусстве, которое развивалось параллельно классике, практически с ней не пересекаясь. Михаил Барышников – танцовщик, воспитанный в классических традициях, исполнивший практически весь лучший репертуар современных хореографов. Специально для него ставили Джером Роббинс, Фредерик Аштон и Ролан Пети. Он словно наложил модернистские формы на свой колоссальный опыт, и, опираясь на классическую основу, современный танец зазвучал абсолютно по-новому. Особое признание получили хореографические моно-спектакли Unspoken Territory Даны Ритц, где Барышников танцует без музыки, Heart Beat, где он исполняет танец под звук биения собственного сердца и балетный спектакль Achilles Heels Ричарда Мова по мотивам Троянского эпоса.

Театральные драматические спектакли с участием Барышникова так же всегда становились знаковым событием – он сыграл на Бродвее, превращался в насекомое из повести Кафки и в Нобелевского лауреата Бунина в спектакле «В Париже», играл в постановке «Человек в футляре» по произведению Антона Павловича Чехова и воплотил на сцене образ Вацлава Нижинского.

 

ЦЕНТР ИСКУССТВ МИХАИЛА БАРЫШНИКОВА

В 2005 году в деятельности Михаила Барышникова произошел новый поворот – он основал в Нью-Йорке собственный Центр Искусств – три этажа уникального творческого пространства в историческом здании в округе Манхэттен. Это и площадка, и репетиционная база, и креативная лаборатория. Благодаря Центру Барышникова у молодых артистов и независимых трупп появилась возможность репетировать и показывать свои спектакли и постановки широкой публике. Причем деятельность центра не ограничивается танцем, а объединяет множества направлений – музыка, драматический театр, литература… За 12 лет успешной работы Центра искусств сквозь него прошли такие яркие имена, как Кристофер Уилдон, Бенджамин Мильпье, Уильям Форсайт, Гвидон Кремер; состоялись американские гастроли Мастерской Петра Фоменко и Латвийского Национального хора.

И здесь Михаил Барышников в очередной раз явил новые грани своего таланта – как успешный руководитель, продюсер, импресарио… и коллекционер.

За годы жизни на западе он собрал поистине впечатляющую коллекцию живописи, включающую работы Жана Кокто, Натальи Гончаровой, Ильи Репина, театральные эскизы Александра Бенуа… В 2013 году коллекция выставлялась в ГМИИ им. Пушкина. Сам Михаил Барышников на открытие выставки, естественно, не приехал.

 

БАРЫШНИКОВ в РЕКЛАМЕ

Мир моды просто не мог пройти мимо человека с такой харизмой, пластикой и улыбкой. Михаил Барышников одинаково хорош и в сшитом на заказ смокинге, и потертых джинсах и футболке. Он одинаково хорош на записях, демонстрирующих его сосредоточенность и полную эмоциональную отдачу во время классического урока, и на фотографиях с закрытой вечеринки в легендарной Студии 54. Его с великой радостью снимали культовые фотографы современности – Роберт Уитман, Ричард Аведон, Энни Лейбовиц…

В 2004 году он стал лицом швейцарского часового бренда Movado, а в 2010 году вместе с Энни Лейбовиц участвовал в рекламной кампании Louis Vuitton, пополнив ряды послов Дома, среди которых – Мик Джаггер, семейство Коппола и Михаил Горбачев.

В 2015 Барышников вновь заставил о себе заговорить поколение модных и прогрессивных – снялся в рекламном фильме знаменитой марки Rag & Bone вместе с хип-хоп танцовщиком-виртуозом Лилом Баком.

Говорить о Барышникове можно бесконечно, равно как и смотреть на него. Но все, что мы ни напишем, будет слишком мало в соотношении с его личностью – соизмеримо могли говорить разве что Бродский… и Довлатов.

Поэтому мы закончим здесь и пожелаем Михаилу Барышникову в его юбилей – от нашего журнала, от лица всех балетных и всех русских – огромного счастья, долгих лет жизни, и все так же продолжать радовать и удивлять мир разными гранями его удивительного таланта. Нет, даже не таланта, а гения.

Текст Екатерина Борновицкая

Фото Энни Лейбовиц, М. Сэлиджер

Видео Rag & Bone

Рубрики Назад

Рейтинг

(0)
(0)
(0)

Родился Михаил 27 января 1948 года в Риге. Туда после войны для дальнейшего прохождения службы был направлен его отец, офицер и ярый сталинист Николай Барышников – человек жесткий, строгий и авторитарный. Искусство его не впечатляло, да и не интересовало вовсе, общего языка с сыном они не находили. Мать, Александра Васильевна, которую Михаил очень любил, напротив, была женщиной мягкой и впечатлительной. Занимаясь его воспитанием, она много времени уделяла походам в латвийскую драму и оперетту, научила слушать и любить музыку. С её подачи Барышников начал занимался в балетной студии.

Мише было всего 12-ть, когда семью постигла неожиданная и страшная трагедия, причина которой так и осталась неизвестной – Александра Васильевна, отправив сына к бабушке, покончила с собой. Лишь спустя год он узнал, что это было самоубийство. Не найдя контакта с отцом, который вскоре завел новую семью, Михаил полностью погрузился в танец, в нем нашел спасение и утешение.

Решение о поступлении в Рижское хореографическое училище было принято самостоятельно. Случай свел в одном классе два юных дарования – Барышникова и Александра Годунова. Оба в то время были маленького роста, изрядно беспокоились об этом и вместе придумывали способы, как подрасти: спали на полу, литрами пили томатный сок. Кстати невысокий рост чуть было не стоил Барышникову балетной карьеры, ведь самые миниатюрные балерины на пуантах были для него велики. Преподаватели говорили: для сольных партий нужно подрасти. И волею природы или собственного упорства он дотянулся, дозанимался, добрал те несколько сантиметров, которые решили его судьбу. Рост артиста — 167 см.

Сцена была для него фетишем, целью, смыслом. На ней он расцветал и, кажется, только там становился самим собой, превращаясь из скромного, слегка отчужденного юноши в магнит для зрительских глаз. Учителя отмечали, что на Барышникова хочется смотреть и смотреть, среди прочих танцоров его выделяло буквально все: позы, движения, эмоции, лицо, точеная фигура, гордая осанка. Как яркий цветок на унылом поле, он не мог остаться незамеченным.

Юный танцор ни на минуту не давал себе поблажек, не уставал делать гимнастику на растяжку дома, бегать, заниматься акробатикой и делать сложнейшие упражнения на занятиях в училище. Садясь в позу йоги, просил однокурсников становиться на свои согнутые колени. После таких упражнений ноги нещадно болели.

В 14 лет Миша Барышников танцует свою первую сольную партию. Это была «Тарантелла». В 15 лет его принимают в Вагановское училище в Ленинграде, где танцоров для Кировского театра готовит Александр Пушкин – прекрасный педагог, наставник Нуреева, который всего лишь тремя годами раньше окончил училище.

Барышников со своей феноменальной работоспособностью и харизматичной внешностью быстро занял видное место в труппе Кировского театра, дебютировал в «Дон Кихоте» и «Сильфиде», танцевал партии Нуреева (в оставленных им же костюмах) в «Жизели» и «Спящей красавице». Он стал первым исполнителем партии Гамлета в одноименном балете и Адама в «Сотворении мира», охотно участвовал в экспериментальных постановках. Его танец отличала блестящая техника, эмоциональность и артистизм. Вращения, прыжки и другие элементы он делал мощно и безукоризненно, что и принесло ему победу в 1966 году в Варне и в 1969 году в Москве на международных балетных конкурсах. Звезда Барышникова загорелась быстро и ярко. Он обладал просто уникальными профессиональными данными – идеальной координацией движений, необычайной силой, незаурядным артистическим даром, владел безупречной техникой исполнения и такими сложнейшими элементами, как прыжок с баллоном и элевацией – зрительские сердца были завоеваны окончательно и бесповоротно.

Вся жизнь Михаила Барышникова посвящена творческим амбициям. Именно они и заставили его во время гастролей в Канаде в 1974 году сделать сложный выбор между родиной и творчеством. Репертуар российского академического театра был для него настолько узок, так удушающе мал, что не мог удовлетворить жажду танцовщика познать творческую свободу. Он хотел постигать свободное движение в его абсолютной форме, непрерывно увлекаться танцем, вырваться из рутины и застоя.

Здесь, на Западе, он начал участвовать в новаторских постановках и работать с хореографами разных направлений.

Вскоре Барышников переезжает в США, где поступает в труппу «Америкен Балле Тиэтр» (American Ballet Theatre), становясь сначала ведущим танцовщиком, а затем и руководителем.

Он демонстрировал высочайший исполнительский уровень, вынуждал равняться на себя, расширил свой творческий репертуар от старинной хореографии до модерна и постмодерна. Специально для него создавались многие номера и балеты. «Другие танцы», «Опус 19», «Месяц в деревне», «Пиковая дама», «Гамлет: сопутствующие» — лишь некоторые громкие постановки, в которых он танцевал.

Руководство Американским балетным театром в какой–то момент истощило его физически и морально. В 1990 году он решил вместе с Марком Моррисом основать собственную труппу «Уайт оyк Данс Проджект», с которой в течение шести лет выпустил три великолепных хореографических программы с участием различных балетмейстеров. Снимался в кино, выступал на телевидении, участвовал в драматическом спектакле «Метаморфозы», организовал вместе с Бродским ресторан «Русский самовар» в Нью-Йорке.

Это один из немногих русских артистов, который оказал существенное влияние на формирование американского балетного искусства. Он состоялся в творчестве, бизнесе и личной жизни. Четверо детей и мировое творческое признание, похоже, Михаил Барышников – счастливый человек.

великие танцоры балет Америка

Другие новости

of your page —> Михаил Барышников (1948) – русско-американский танцор, хореограф, родился в Риге, Латвия. +

Обучение хореографии Барышникова проходило в Риге, затем он выступал с балетом Kirov Ballet с 1966 по 1974 год.

Будучи глубокоуважаемым, чрезвычайно популярным среди советского народа, он в 1974 году стал выступать с западными группами. Так с 1974 по 1978 Михаил танцевал в американском театре балета, а с 1978 по 1979 – в Нью-Йоркском городском балете. Он принимал участие в постановках «Лебединое Озеро», «Жизель», «От пробы к делу», «Медеа» . Они также был хореографом «Щелкунчика», «Дон Кихота».

Кроме того в своей биографии Михаил Барышников снялся в нескольких фильмах. Например, в лентах «Поворотный момент» (The Turning Point ,1977), благодаря которой американское общество узнало знаменитого танцора и хореографа, «Белые ночи» (White Nights, 1985). Также Барышников появлялся на телевидении в передаче «Барышников на Бродвее» (1980, Baryshnikov on Broadway), снялся в сериале «Секс и город» (2003-2004, Sex and the City).

Биография Барышникова известна как директора американского театра балета с 1980 по 1989. Также он принимал участие в нескольких современных танцевальных проектах, включая произведенные его собственной танцевальной организацией – «White Oak Dance Project» . В 2005 году он открыл Центр Искусств Барышникова в Нью-Йорке, – большое универсальное объединение для артистов различных направлений. Со своей привлекательностью, непостоянством, Барышников изменил отношение публики к балету, заинтересовал танцем, искусством как таковым.

Он не стремится танцевать лучше других, но он хочет танцевать лучше самого себя – в этом весь Михаил Барышников. Его назвали величайшим артистом балета прошлого века. Он один из избранных русских, который повлиял на судьбу мирового балета.

Артист балета Михаил Барышников

Барышников родился 27 января 1948 года в Риге. Семья переехала в Латвию, куда отца Михаила, советского офицера, направили проходить службу. Барышников-старший был человеком жестким, с крутым нравом. Отношения с женой и сыном у него были сложные. Мать Миши, напротив, старалась привить сыну любовь к искусству, ходила с ним в театр, в филармонию. Мальчик был очень привязан к матери. Когда ему было 10 лет, Барышников уже определил собственную биографию – мальчик заявил, что хочет заниматься в балетной школе и уже записался на экзамен.

Дальше была учеба в хореографическом училище Риги. Михаил Барышников мечтал солировать на сцене, но проблемой был его маленький рост. Как-то педагог Хелена Тангиева сказала ученику, что ему нужно дорасти. Каждый день Барышников выполнял сложнейшие упражнения, превозмогая боль в суставах, и подрос почти на 4 сантиметра. Сегодня рост танцора составляет 168 см.

В 12 лет мать отвезла Мишу к бабушке на Волгу, а сама вернулась в Ригу. Там она покончила с собой. Причина самоубийства так и осталась загадкой. Сын какое-то время прожил с отцом, но тот вскоре женился во второй раз, Мише в новой семье места не нашлось.

Михаил Барышников в молодости

Через несколько лет Барышников переехал в Ленинград, с того времени с отцом он не общался. В 1964 году Латвийская национальная опера была на гастролях в Ленинграде. В некоторых спектаклях был занят и Михаил Барышников. Один из артистов привел его в Ленинградское училище хореографии. Так он стал учеником знаменитой школы русского балета, а вскоре – солистом прославленной Мариинки.

Балет

В Мариинский театр Михаил Барышников поступил сразу после училища, в 1967 году. Он работал там на протяжении 7 лет. Барышников моментально стал знаменитым. Хореографы и артисты отмечали его уникальный талант, безупречное исполнение, идеальную координацию. Правда, внутри театра царил застой. Советские чиновники, курировавшие культуру, тормозили развитие. В Мариинский театр была заказана дорога новаторам хореографии. Барышников стремился танцевать в балетных постановках, которые были интересны ему, но таких спектаклей было только всего два – «Вестрис» и «Сотворение мира».

Михаил Барышников на репетиции

В 1973 году артисту позволили организовать творческий вечер и самостоятельно выбрать репертуар. Он пригласил современных хореографов для постановки балетных танцев в одном акте. На вечере он исполнил «Блудного сына», «Дивертисмент», «Дафниса и Хлою» – это была вершина его творчества в России.

Летом 1974 года Михаил Барышников не вернулся с гастролей по Канаде и стал «невозвращенцем».

Артист попросил политического убежища, хотя решение остаться на Западе далось ему сложно. Также Барышников получил приглашение присоединиться к труппе Американского театра балета, где стал премьером коллектива, а затем и руководителем. 27 июля того же года артист впервые выступил перед американскими зрителями в Нью-Йорке, это была партия в балете «Жизель» на сцене Метрополитен – оперы. Зрители кричали от восторга. С тех пор Михаил Барышников стал популярным танцовщиком Америки.

Он танцевал в классических и современных постановках, поставил собственную версию «Щелкунчика», работал со многими хореографами в разных направлениях. В 1978 году Барышников перешел в балетную труппу NYCB, а через десять лет вернулся в АБТ, с которого начинал путь в США, как солист и художественный руководитель. Ему удалось создать сильную труппу, поставить оригинальную версию «Золушки» и «Лебединого озера». Через год Михаил Барышников ушел из АБТ, потому что не хотел согласовывать творческие планы с дирекцией, а в 1990 году он совместно с хореографом Марком Моррисом во Флориде создал WODP – проект «Белый дуб».

Михаил Барышников на сцене

С уходом из АБТ Михаил Барышников ушел и из классического балета. Его следующим этапом стал модерн, который в Америке ценится так же, как классический балет. И здесь он превзошел себя, показав новый уровень мужского танца, наполнив его эстетикой и красотой. Многие его сольные балеты – это монологи-исповеди, в которых на первый план выходят темы скоротечности жизни, неизбежности смерти, размышления о творчестве.

Фильмы

В 1974-2002 годах Михаил Барышников снялся в шести художественных фильмах. За роль в картине «Поворотный момент», снятой в 1977 году, он был номинирован на «Оскар» за роль второго плана. Он также сыграл в картинах «Танцовщики», «Это танец!», «Кабинет доктора Рамиреса», «Динозавры». Зрителям запомнилась роль Михаила Барышникова в картине «Белые ночи», популярность получил фрагмент фильма, где артист танцует под песню Высоцкого «Кони привередливые».

Специально для танцора пять лет подряд создавались телевизионные программы, в которых он принимал участие.

В начале 2000-х Барышников снимался в телесериале «Секс в большом городе», исполнив роль художника Александра Петровского, возлюбленного Кэрри Брэдшоу, в последних сериях шестого сезона. Затем были роли в кинолентах «Джек Райан. Теория хаоса» и «Мой папа Барышников».

В 2002 году «Белый дуб» закрылся, и артист сосредоточился на создании собственной площадки. В 2005 году артист открыл «Арт-центр Михаила Барышникова» в Нью-Йорке. Центр выступает в роли креативной лаборатории, образовательного учреждения и площадки для экспериментальных постановок. Также арт-центр поддерживает в работе информационный официальный сайт и аккаунт в «Инстаграме», где выкладываются как промо-, так и атмосферные фото.

Личная жизнь

Первые месяцы в эмиграции давались Михаилу Барышникову сложно. В Советском Союзе осталась балерина Татьяна Кольцова, с которой он жил в гражданском браке. Барышников не знал английского языка, что также осложняло его пребывание за рубежом. Но вскоре жизнь наладилась.

Михаил Барышников и Джессика Лэнг

Весной 1976 года Михаил познакомился с актрисой Джессикой Лэнг, вскоре у них родилась дочь Александра. В их союзе страсти бушевали с самого начала, поэтому он был обречен. Журналисты поговаривали о частых изменах Джессики, а Джессика говорила, что Барышников сводил ее с ума, заставляя готовить русские блюда и принимать гостей среди ночи.

Во второй раз танцор и хореограф женился на балерине Лизе Райнхарт. В этом браке родились трое детей – сын Петр и дочери Анна и София.

Его жизнь в Америке не похожа на страдания эмигранта. Михаил Барышников лично знал Жаклин Кеннеди, принцессу Диану, дружил с Иосифом Бродским. Ему принадлежит популярный ресторан русской кухни «Самовар» в центре Нью-Йорка. У артиста есть завод по производству пуантов и одежды для балета, его именные духи продаются так же хорошо, как билеты на выступления.

Михаил Барышников и Лиза Райнхарт

Балет – не единственное творческое занятие Барышникова. Артист также увлекается фотографией, работы танцора размещались в музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Михаил Барышников сейчас

В октябре 2016 года появился скандальный слух, что артист ненавидит Россию. Позже выяснилось, что такими громкими заголовками журналисты обозначили давний статус Барышникова как «невозвращенца». Также осенью этого года танцор стал героем выставки фотографа Роберта Уилтмена «Михаил Барышников. Метафизика тела» в Центре фотографии братьев Люмьер.

Михаил Барышников

В августе 2017 года танцор попал в Топ-100 влиятельных русских этого столетия, названных «Forbes».

В 2017 году Барышников получил латвийское гражданство. Сейм Латвии единогласно проголосовал по этому вопросу.

Партии

  • 1969 – «Вестрис» Л. В. Якобсона
  • 1969 – «Ромео и Юлия» И. А. Чернышова, музыка Гектора Берлиоза
  • 1970 – «Гамлет» К. М. Сергеева, музыка Н. П. Червинского
  • 1971 – «Сотворение мира» Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василева, музыка А. П. Петрова
  • 1974 – «Дафнис и Хлоя» М. Мурдмаа, музыка Мориса Равеля
  • 1976 – «Гамлет: сопутствующие» Дж. Ноймайера, музыка А. Копленда
  • 1976 – «Па Дюка» А. Эйли, музыка Дюка Эллингтона
  • 1976 – «От пробы к делу» Туайлы Тарп, музыка Йозефа Гайдна
  • 1976 – «Другие танцы» Дж. Баланчина, Дж. Роббинса, музыка Ф. Шопена
  • 1979 – «Опус 19», Дж. Баланчина, Дж. Роббинса, музыка Сергея Сергеевича Прокофьева
  • 1978 – «Пиковая дама» Р. Пети, музыка Петра Ильича Чайковского
  • 1983 – «Маленький балет» Туайлы Тарп, музыка Александра Константиновича Глазунова
  • 1984 – «Сюита Синатры» Туайлы Тарп, музыка Ф. Синатры
  • 1985 – «Месяц в деревне» Ф. Аштона, музыка Петра Ильича Чайковского
  • 2015 – «Письмо человеку» Роберта Уилсона

Фильмография

  • 1968 — «Город и песня»
  • 1969 — «Сказ о холопе Никишке»
  • 1970 — «Молодой балет мира»
  • 1971 — «Фиеста»
  • 1977 — «Поворотный пункт»
  • 1977 — «Щелкунчик»
  • 1980 — «Кармен»
  • 1984 — «Дон Кихот»
  • 1985 — «Белые ночи»
  • 1987 — «Танцоры»
  • 1991 — «Кабинет доктора Рамиреса»
  • 1991 — «Дело фирмы»
  • 2004 — «Секс в большом городе (Сезон 6)»
  • 2011 — «Мой папа Барышников»
  • 2014 — «Джек Райан. Теория хаоса»

image Он скромен, известность нервирует его, что крайне редко бывает в артистической среде. О своем деле он говорит безжалостно: «Классический танец был у меня в крови. Все остальное просто в него легло». Есть фотография, где 14-летний Миша Барышников танцует свое первое соло. Это была «тарантелла», и даже на снимке ощущаешь дивную грацию, блаженство на лице мальчика, который уже познал, что танец — это страдание и счастье, и, не колеблясь, сделал выбор.

image

Михаилу Барышникову сегодня – 67. Да простят меня все выдающиеся артисты балета, среди которых есть очень мною уважаемые и любимые, — я считаю его лучшим, непревзойденным, гениальным танцовщиком. Балеты с его участием могу смотреть бесконечно, — это всегда не только технически безупречный танец, но и драматический спектакль, исполненный глубокого смысла (а иногда – озорства и юмора). Горько, что большая часть его жизни проходит вдали от нашего Отечества, но как знать, смог ли он бы достичь такого высочайшего уровня мастерства и полностью реализовать свои возможности, если бы не обрел творческую свободу? Образцовый советский человек, сын офицера Советской Армии, Михаил Барышников родился 27 января 1948 года в Риге, где его родители оказались по служебной надобности. Его отец, кадровый военный, был склонен к мрачному состоянию и совершенно непредсказуемым поступкам. Отношения с ним у мальчика были сложные. Мать была другой. Чувствительная и красивая, она водила Мишу на всевозможные театральные представления, и он очень ее любил. Когда Мишу в 12 лет приняли в школу театра, оперы и балета, она очень гордилась им. Но спустя год ее не стало. Лишь повзрослев, он узнал, что она покончила жизнь самоубийством. Официальная версия врачей была: «Внезапное помешательство». Только в зале он расцветал и становился самим собой. Балетная школа стала его убежищем и спасением. «Мне все время хотелось смотреть туда, где стоял Миша», — говорил один из учителей этой школы. — Лицо, позы выделяли его из толпы, словно яркий цветок на унылом поле». Он мечтал стать солистом, но мешал маленький рост. Его педагог Х. Тангиева сказала: нужно дорасти. И он каким-то чудом добрал, дотянул эти три-четыре сантиметра, решившие его будущее. Каждый день он самозабвенно делал тяжелейшие упражнения – опускался в позу йоги, а на каждое колено садилось по человеку. После такой нагрузки на суставы и связки боль была нестерпимая, заснуть было невозможно. Дома он занимался гимнастикой с уклоном на растяжки и акробатические элементы. Развивая дыхание, бегал в парке, и все принимали его за чемпиона. Он был красив и точен в любом движении.

image

Когда латвийский балет снимали для показа по телевидению, директор школы сказал: «У нас есть мальчик Миша Барышников. Обратите особое внимание на него — это будущий гений балета». Режиссер ответил: «Его невозможно не заметить. Если бы я мог, то вообще всю передачу посвятил бы только ему». В 1964 году Латвийская национальная опера гастролировала в Ленинграде. Барышников был занят в спектаклях вместе с другими учениками школы. Во время этих гастролей один из артистов Театра оперы и балета имени С.М. Кирова отвел Мишу в Ленинградское хореографическое училище, к педагогу А.И. Пушкину. Так Барышников стал учеником знаменитой русской балетной школы. Еще в предвыпускном классе хореографического училища, на Международном конкурсе артистов балета в Варне, он завоевал первую премию. На выпускном спектакле он блестяще исполнил па-де-де из балета «Дон Кихот», продемонстрировав свои великолепные возможности классического танцовщика, и был принят в балетную труппу Кировского театра, где сразу же стал солистом – настолько очевидным было его исключительное дарование. Вскоре он исполнял все ведущие классические партии. Не только уникальные профессиональные данные – высокий прыжок с баллоном (т.е. способностью танцовщика сохранять в воздухе позу и положение, принятые на земле, — танцовщик как бы замирает в воздухе), идеальная координация движений, музыкальность и чувство стиля, высочайшая классическая техника, – но и незаурядный артистический дар завоевывали зрительские сердца. Профессионалы и знатоки-любители поражались виртуозному мастерству исполнителя, сложным комбинациям, которых до него в русском балете не делал еще никто. Кроме новых балетных спектаклей, он выступил в совершенно неожиданном для себя амплуа — сыграл драматическую роль тореадора Педро Ромеро в телевизионном спектакле «Фиеста» по роману Э.Хемингуэя «И снова взойдет солнце». Телефильм был снят Сергеем Юрским, тогда уже знаменитым артистом ленинградского Большого Драматического театра, который только пробовал свои силы как режиссер. В телепостановке были заняты актеры БДТ: Н.Тенякова, В.Стржельчик, М.Данилов и др. И среди них, наравне с ними — молодой артист балета. Участие Барышникова в «Фиесте» стало не только удачей артиста, но счастливой находкой для всего спектакля.

Михаил Барышников в телеспектакле «Фиеста». 1971 год.

Но способности и жажда творчества Михаила Барышникова ограничивались рамками того, что мог предоставить ему репертуар Кировского театра, главный балетмейстер которого Константин Сергеев стремился сохранять традиции строгого академизма, не учитывая требований времени. Ролан Пети, один из лучших европейских хореографов двадцатого века, предлагал бесплатно поставить балет для Барышникова, но театр ответил отказом. Перемен в ближайшем будущем не предвиделось…. Никто не мог себе представить, что он сделает это… По профессиональной линии все идеально: безоговорочная золотая медаль на международном конкурсе артистов балета, положение премьера в Кировском театре, толпы девочек у театрального подъезда после спектакля, толстые тетрадки, куда с ночи записываются очереди за билетами «на Барышникова», звание заслуженного артиста РСФСР, квартира на Мойке… Но в 1974 году, во время гастролей советских артистов в Торонто, он вышел из театра и зашагал по улице. … Задуманный побег чуть не сорвали толпы фанатов у театрального подъезда, которые немедленно поплелись за кумиром. Он прибавил шаг. Они тоже прибавили. И тогда он побежал. Они побежали за ним. Вообразите эту мизансцену. Наконец, Барышников упал на заднее сиденье машины, поджидавшей в условленном месте. Больше он в СССР не вернулся, руководствуясь скорее творческими, нежели политическими побуждениями, — ради возможности работать с хореографами разных направлений, участвовать в новаторских начинаниях. Вспоминая то время, он говорит, что именно жажда реализовать себя толкнула его остаться на Западе. «Тебе уже 26, — сказал он себе, — время безжалостно».

image

Практически сразу он получил приглашение от знаменитой труппы Джорджа Баланчина «American Ballet Theatre». 27 июля 1974 года Барышников впервые появился перед американской публикой: он танцевал вместе с Натальей Макаровой, которая осталась на Западе в 1970 году, балет «Жизель». Труппа выступала в Нью-Йорке на сцене Метрополитен-опера. После окончания спектакля под восторженные аплодисменты и крики публики занавес поднимали 24 раза, и с тех пор успех и любовь зрителей сопровождают каждое выступление артиста. В Америке Барышников, недосягаемая звезда для своих питерских поклонников, в одночасье стал вдруг просто Мишей. Своим и досягаемым. И полюбили его там отчаянно все — от записных балетоманов до таксистов и домохозяек. Потому и называли не Майклом. MISHA. А в России его перестали упоминать. Был человек и — нет. Провал в памяти страны. С 1978 года он становится ведущим танцовщиком труппы «American Ballet Theatre», а с 1980г. – ее руководителем. Также руководит и труппой «New York City Ballet» (1978-79). Диапазон творческого репертуара — от старинной хореографии до новейших экспериментов в области американского танца «модерн» и «постмодерн»; многие балеты и номера создавались специально для него. Исполнял Барышников и партии классического репертуара – Джеймс («Сильфида»), Зигфрид («Лебединое озеро»), Петрушка («Петрушка»), Колен («Тщетная предосторожность»), Принц («Щелкунчик») в его собственной постановке и других. Для «American Ballet Theatre» он поставил спектакли «Щелкунчик», «Дон Кихот», «Золушка», «Лебединое озеро».

Л. Минкус. «Дон Кихот». Режиссер: Михаил Барышников. 1984.

Демонстрируя высокий уровень исполнительского мастерства и вынуждая равняться на него, Барышников оказал немалое влияние на американскую хореографию. Политика, которую он проводил как руководитель «American Ballet Theatre», имела целью, с одной стороны, совершенствование техники и стиля, постановку классических спектаклей, знакомых ему по России, с другой — обогащение репертуара труппы экспериментальными работами. В 1990 году Барышников основал собственную труппу «White Oak Dance Project », с которой в 1990–1996 годах выпустил три хореографических программы. И это еще не все! Михаил Барышников снялся в фильмах «Белые ночи», «Это танец!», «Танцовщики» («Танцоры»), «Динозавры», «Кабинет доктора Рамиреса». С 1982 по 1987 год он выступал в специально созданных для него телепрограммах «Барышников на Бродвее», «Барышников в Голливуде», «Барышников: танец и танцовщик».

Фрагмент фильма «Белые ночи» (1985).

Фрагменты фильма «Танцоры» (1987). В роли Жизель в сценах из одноименного балета — Алессандра Ферри.

Его жизнь в эмиграции вовсе не была похожа на мытарства страдающего скитальца. Он был знаком с Жаклин Кеннеди и принцессой Дианой, дружил с Иосифом Бродским. Барышникову принадлежат популярный русский ресторан «Самовар» в центре Нью-Йорка, специализированный завод по выпуску балетных одежды и обуви, популярная марка духов «Misha», которые раскупаются не хуже билетов на его спектакли. Он награжден престижной американской премией Центра искусств имени Джона Кеннеди!

image

Весной 1976 года он познакомился с молодой голливудской актрисой Джессикой Ланж. У них родилась дочь Александра, но союз, похоже, с самого начала был обречен, – артист нуждался не в красавице звезде, провоцирующей вокруг себя бурные страсти, а в спокойной и преданной ему женщине. И он ее нашел. Это была Лиз Рейнхардт – внучка знаменитого театрального режиссера Макса Рейнхардта и бывшая танцовщица труппы Мэрса Каннингема. За десять лет у них появилось на свет трое детей – Питер, Анна и Софья. В конце концов, Барышников решил расстаться с классическим балетом и заняться танцем модерн. Его привлекала возможность не создавать образы в спектаклях, а выступать с танцевальными монологами. В одном из номеров, «Биение сердца», музыку заменял стук собственного сердца исполнителя, к которому были прикреплены датчики, а усилитель передавал звук в зал. Сердце бьется – значит, жизнь и танец продолжаются. Побег, по сути, так и остался самым романтичным, безумным, широким, ослепительным жестом в его карьере. Все остальное было просчитано идеально. Ни одного ложного шага, безвкусной выходки, сомнительной затеи. От какого-либо театра в жизни он отказался наотрез, так же как до сих пор категорически отказывается приехать в Россию. К ней он подъехал максимум на расстояние Риги. На вопрос, почему бы, на самом деле, не съездить, отвечает цитатой из Бродского: «Воротишься на родину. Ну что ж… Гляди вокруг, кому еще ты нужен». У него вообще на многие случаи жизни готова цитата из Бродского. И это не просто памятник многолетней дружбе с поэтом. Скорее – все та же дисциплина мысли, речи, поступка. В жизни Барышников не очень общителен. И если вы хотите снискать его расположение, то должны приспособиться к его молчанию. Его настроение выдают лишь огромные глаза, но и они обычно спрятаны за дымкой защитных очков. Спокойное, благородное лицо с васильково-голубыми глазами и классическим, несколько выдающимся носом. Однако наиболее поразительна его осанка, некая безукоризненная элегантность, как бы плавно переходящая с крепкой спины к литым плечам, к мускулистой, красивой шее и голове, которая всегда высоко поднята. «Редко увидишь классического танцора со столь четко выраженной физической силой, как у Миши», — сказала одна журналистка.

image

Его осанка — это не поза. Она сформировалась не только в балетном зале. В отличие от большинства танцоров, Барышников по сей день активно занимается гимнастикой, реже — верховой ездой. В его большой кожаной сумке, с которой он путешествует по земному шару, кроме поношенного бежевого джемпера и джинсов, всегда лежат футболки, кеды для бега. На одной пресс-конференции в Нью-Йорке он был в ударе и с улыбкой спросил журналистов: дескать, знают ли они классических танцоров, которые могут свободно ходить на руках. Все начали переглядываться, а Миша встал на руки и принялся ходить из угла в угол, что вызвало неописуемое восхищение присутствующих. О его великодушии ходят легенды, но это правда. Он давал деньги на издательские проекты в России, оплачивал лечение друзей, делал благотворительные взносы. Он помогал умирающему Баланчину, приносил ему любимую еду — шашлыки. Помогал Юзу Алешковскому. Патрик Суэйзи мечтал когда-то танцевать с ним в шоу, но помешала травма колена. Добрые отношения сохранились у них до самой смерти Патрика. Барышников оплатил его похороны. На седьмом десятке Михаил Барышников по-прежнему деятелен и многогранен. Играет в кино и спектаклях Бродвея, занимается продюсированием. Несколько лет назад построил и возглавил Центр искусств («Baryshnikov Arts Center») общей площадью 14 000 квадратных футов, где молодые художники всех мастей могут представить свои экспериментальные работы и получить совет специалистов. В Центре три этажа и шесть залов, и цены на аренду минимальные, чтобы начинающие труппы и постановщики могли себе это позволить. Часто там выступают российские артисты, — например, Театр Фоменко. Ради запуска Центра Барышников продал одну из картин своей обширной коллекции — «Вид на Санкт-Петербург» Петра Верещагина. Картина ушла с молотка за 740 000 долларов. Серьезно занимается фотографией. Неоднократно устраивались выставки его фоторабот, в том числе и в Москве.

image

И именно ему принадлежит знаменитая фраза: «Я не стремлюсь танцевать лучше других, я хочу танцевать лучше самого себя».

Па-де-де из балета «Коппелия», балетные миниатюры «Видение розы», «Вестрис», па-де-де из балета «Дон Кихот».

Ж. Бизе «Кармен» (хореограф Ролан Пети).

[Интервью 2005 года] [Штрихи к портрету. Публикация 1998 года] [Балет «Жизель» А.Адана. М. Барышников и Н. Макарова (New York 1977)] Источники: www.belcanto.ru ; www.peoples.ru ; maxpark.com и др.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий