“Нижинский”, компания “Готье данс” и Штутгартский театр, хор. Марко Гекке (“Context. Диана Вишнева”)

Главная Коллекция “Otherreferats” Культура и искусство Вацлав Нижинский

Биография Вацлава Нижинского – российского танцовщика и хореографа польского происхождения, новатора танца. Драматический талант артиста, его экзотическая внешность. Хореографические постановки балетов “Весна священная”, “Послеполуденный отдых фавна”.

Рубрика Культура и искусство
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 17.03.2017
Размер файла 1,5В M

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д. PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах. Рекомендуем скачать работу.

Мир Свадьба Ромолы Пульски и Вацлава Нижинского, тогда бывшего любовником Дягилева, стала полной неожиданностью не только для труппы, но и для самих молодоженов. Увы, она почти стоила танцовщику карьеры.

20 сентября 1913 года модный аргентинский журнал Сaras y Caretas опубликовал в разделе светской хроники две фотографии под заголовком «Свадьба танцовщика Нижинского». На первой жених и невеста ждут, пока их брак зарегистрируют в загсе № 13 Буэнос-Айреса. На второй пара выходит из храма Архангела Михаила после венчания.

Свадьба случилась в разгар первого латиноамериканского турне «Русского балета» и стала полной неожиданностью не только для труппы, но и для самих молодоженов.

argentina_01

Свадебные фотографии Нижинских в светской хронике журнала Caras y Caretas за 20 сентября 1913 года. Фото: Biblioteca Nacional de España
Нижинские после венчания в храме Архангела Михаила в Буэнос-Айресе 10 сентября 1913 года. Фото: Archivo General De La Nación Argentina

К началу XX века для разбогатевших на мясе и зерне аргентинских аристократов деньги перестали быть проблемой. Эти люди знали, что могут привезти к себе из Европы кого угодно: лучших архитекторов, скульпторов, инженеров, артистов. Латиноамериканцы предлагали гонорары, от которых невозможно было отказаться. Руководитель «Русского балета» Сергей Дягилев не стал исключением. Он подписал контракт и отпустил на гастроли в Аргентину и Бразилию главную звезду труппы — своего 24-летнего возлюбленного Вацлава Нижинского. Сам пересечь Атлантику импресарио не мог: он с детства панически боялся большой воды.

К тому моменту Дягилев и Нижинский были вместе уже пять лет. Ревнивый 41-летний руководитель «Русского балета» полностью контролировал жизнь молодого артиста, включая общение с семьей и все финансовые вопросы. Свободным Вацлав был только на сцене. Дягилев и подумать не мог, что начинающая 22-летняя венгерская балерина Ромола Пульски, с которой заключили контракт только потому, что многие танцовщицы в последний момент отказались плыть, представляет для него угрозу. Но влюбленная в Нижинского Пульски мечтала отбить его у Дягилева.

Контракт с Ромолой заключили только потому, что многие танцовщицы в последний момент отказались плыть.

Из Франции до Южной Америки плыли три недели. Танцовщик, который наслаждался своей неожиданной и давно забытой свободой, по утрам репетировал на палубе, потом читал, осматривал города, в которые заходил корабль, а при встрече с венгеркой максимум кивал головой или вежливо улыбался. Пульски не говорила ни по-польски, ни по-русски, а французский Вацлава был слишком плох, чтобы поддерживать беседу. Ромола почти смирилась с поражением, когда вдруг за несколько дней до прибытия в Аргентину Нижинский, используя пантомиму, сделал ей предложение.

С чем была связана такая внезапная перемена, не ясно. По словам Ромолы, позже Вацлав объяснил ей, что влюбился еще во время приготовлений к латиноамериканским гастролям, но не показывал этого.

Кольца купили по пути, в Рио-де-Жанейро. Вечером 6 сентября артисты заселились в один из самых дорогих и фешенебельных отелей Буэнос-Айреса — Majestic: Нижинский — в люкс, Пульски — двумя этажами выше в номер попроще. Организацию свадьбы взял на себя компаньон Дягилева, барон Дмитрий Гинцбург. Уладив бумажные дела, он отправил жениха с невестой исповедоваться. С Нижинским священник из-за языкового барьера так толком объясниться и не смог, а вот Пульски заставил пообещать, что она сделает все возможное, чтобы не позволить своему будущему мужу танцевать в «аморальном балете Шехерезада».

Отель Majestic, в котором жили артисты «Русского балета» в 1913 году. Фото: Archivo General De La Nación Argentina

Вацлава и Ромолу расписали 10 сентября. Во время праздничного завтрака выяснилось, что вечером Пульски собирается венчаться в бледно-голубом платье. Прима-балерина Тамара Карсавина убедила присутствующих, что это очень плохая примета, и невесту срочно потащили по всем портным и магазинам женской одежды Буэнос-Айреса. Подходящее бледно-кремовое платье, туфли и фату удалось найти, но шопинг затянулся, и в старинный храм Архангела Михаила, что на улице Бартоломе Митре, Ромола приехала с опозданием.

Нижинский выглядел очень серьезным. Церемония шла на латыни и испанском. Невеста смотрела на позолоченные крылья ангелов, изображенных на алтаре, и очень переживала, что не поймет, когда нужно сказать «да». К счастью, в самый ответственный момент священник перешел на французский. После венчания молодожены и гости поехали на генеральную репетицию в театр «Колон».

Ужинали Нижинские молча вдвоем в номере Ромолы. Вацлав доел, улыбнулся, поцеловал жене руку и ушел к себе. Балерина переехала в пятикомнатный люкс супруга лишь несколько дней спустя.

Невеста очень переживала, что не поймет, когда нужно сказать «да». Храм Архангела Михаила в Буэнос-Айресе. Фото: Archivo General De La Nación Argentina Фотография Вацлава Нижинского из программы театра «Колон» 1913 года. Фото: La Biblioteca del Teatro Colón Вацлав Нижинский. Фото: Archivo General De La Nación Argentina

Театр «Колон» в Буэнос-Айресе. Фото: Archivo General De La Nación Argentina

Аргентинская публика влюбилась в русских с первого взгляда. Газеты захлебывались восторженными рецензиями. В свободные вечера Нижинские гуляли в парках района Палермо и заезжали в зоопарк взглянуть на экзотических животных и птиц, которые очень нравились Вацлаву. Сразу после свадьбы танцовщик отправил Дягилеву длинное письмо, в котором рассказал о переменах в своей жизни и пообещал остаться другом импресарио и служить «Русскому балету». На Рождество молодожены собирались в Санкт-Петербург, но за два дня до отъезда в Россию пришла телеграмма на французском: «Ваши услуги „Русскому балету“ больше не требуются. Не возвращайтесь к нам. Сергей Дягилев».

Когда началась Первая мировая война, семья была в Будапеште. Власти Австро-Венгрии объявили супругов, которые были поданными Российской империи, военнопленными и два года не разрешали покинуть страну. Лишь в 1916-м танцовщику с семьей удалось уехать в США.

В Буэнос-Айрес Вацлав Нижинский вернулся в сентябре 1917 года, во время недолгого перемирия с Дягилевым. Он снова танцевал на сцене театра «Колон», планировал поставить балет про индийскую принцессу по либретто аргентинского поэта Рикардо Гуиральдеса и закончил гастроли в Уругвае. В Монтевидео, по приглашению Красного Креста, он танцевал смерть Петрушки.

Это было последнее выступление великого Нижинского на публике. В 1919 году у него диагностировали шизофрению, и следующие 30 лет артист провел в клиниках для душевнобольных. Ромола была с Вацлавом до смерти — 8 апреля 1950 года.

Фотография Вацлава Нижинского, которую он подарил журналистам аргентинской газеты La Mañana во время гастролей 1917 года. Фото: Biblioteca del Teatro Colón

Новое и лучшее

Больше материалов

Про что еще стоит танцевать, как не про собственно танец? Почти весь современный театр мужественно посвятил себя трудному делу авторефлексии: какой хороший спектакль ни возьми, каждый раз это исследование собственных границ спектакулярного и попытка ответить на вопрос, а что такое вообще театр сегодня? Современный танец не отстает: уже более шестидесяти хореографических работ, посвященных Вацлаву Нижинскому, было поставлено (не говоря о (пост)драматических — спектакль Роберта Уилсона «Письмо человеку» например), а совсем недавно появился еще один — немецкий хореограф Марко Гекке в 2016 году выпустил балет под простым говорящим названием «Нижинский». На закате 2017-го балет приезжает в Москву и Санкт-Петербург в рамках фестиваля CONTEXT. Diana Vishneva.

Марко Гекке

Марко Гекке 45 лет, он родился в Германии и окончил балетную академию в Мюнхене. В 2000 году поставил первую свою хореографическую работу, и, если посмотреть на список его спектаклей в «Википедии», можно понять, что человек этот замечательно трудолюбив: лист насчитывает почти шестьдесят работ разного объема. За один только 2016 год Гекке поставил «Петрушку» на музыку Стравинского в цюрихском балете, еще три спектакля на музыку Малера, Баклея и Симон и полуторачасовой балет «Нижинский».

Балет «Нижинский» from Buro247 on Vimeo.

Это в буквальном смысле хореографическая биография. Если вынести за скобки абстрактный пролог на двенадцать минут, весь спектакль построен на биографических деталях (более или менее общеизвестных) из жизни Вацлава Нижинского. Поэтому чтобы «понять» балет (хотя это не так уж и необходимо, учитывая экспрессионистскую хореографию Гекке), следует знать основные факты из жизни Нижинского. Он родился в 1889 году в Киеве в католической семье польских танцовщиков, которые самого Вацлава и его младшую сестру Брониславу с самых ранних лет готовили к танцам. Нижинский впервые появился на сцене в пять лет: антрепризно станцевал гопак в Одесском театре. После развода с Томашом Нижинским мать Элеонора перевозит детей в Петербург, где Вацлава без проблем берут в Петербургскую балетную школу. Еще не выпустившись оттуда, в 1905 году он танцует партию фавна в экзаменационном балете Михаила Фокина «Ацис и Галатея» — за эту работу Нижинский получает неожиданно позитивные отклики в рецензиях. Затем следуют пять лет работы в Мариинском театре, откуда Нижинского увольняют «за непристойность». Исполняя партию в спектакле «Жизель», он по собственному желанию надевает костюм, сделанный по эскизу Александра Бенуа и представляющий собой реконструкцию немецкого наряда XIV века. Самой «провокационной» деталью в нем оказалось обтягивающее трико — в те времена танцовщикам мужского пола было принято появляться на сцене в просторных шароварах. В 1909 году Нижинского приглашает участвовать в «Русских сезонах» Сергей Дягилев.

Дягилев, как и некоторые другие близкие люди Нижинского, имеет свое место в спектакле Гекке. Хореограф довольно тщательно и последовательно транспонирует биографию танцовщика на хореографическое полотно, оборачивая ключевые факты в свой особенный пластический язык. В одной из сцен Дягилев — в шубе с меховым воротником и нарисованной правой половиной уса — по-куриному клюет Нижинского в плечо, а другой персонаж Нижинского в золотой обуви рисует ногами круги на полу, как бы повторяя те круги и бесконечные глаза, которые безостановочно рисовал сам Вацлав в преклонном возрасте, испытывая проблемы с ментальным здоровьем и уже находясь в санатории.

Кадр из балета «Нижинский»

Марко Гекке называют одним из ключевых хореографов современности. Выбор героя для этого балета и так не вызывает вопросов, но становится еще более понятным, учитывая большое количество точек пересечения, которые есть между Нижинским и самим Гекке. Главной отличительной характеристикой типа его хореографии является минимализм. Это касается не только пластического языка, но и сценического решения спектаклей Гекке: аккуратно залитая светом сцена, ближе к задней стенке погружающаяся в темноту, тотальное отсутствие декораций — если только не на телах танцоров, — предельная аскетичность костюмов, из-за которой каждый внешний элемент на них «говорит» с еще большей силой, — все это свойственно для более или менее всех спектаклей Гекке, в том числе и для «Нижинского». Здесь этот максимальный минимализм уплотняется еще и музыкой, на которую спектакль поставлен: использованы работы Фредерика Шопена и Клода Дебюсси.

Минимализм, как ни странно, Гекке с Нижинским объединяет. Несмотря на представление о том периоде в истории русского балета как шикарном по выразительности зрелище на фоне богатейшего декора конкретно Нижинский свою хореографию буквально лепил из ничего, «работал одними глазами», как он сам говорил. Этот саморазвертывающийся внутренний экспрессионизм есть и в балете Гекке — дело в том, что в «Нижинском» большая часть хореографического текста буквально пишется руками. Значительное количество времени исполнители или стоят на месте, или делают простейшие позиции ногами, одновременно верхняя часть туловища — и в особенности руки и кисти — производят какое-то фантастическое количество различных движений на единицу времени. Временами это движения нервические, почти истерические — всегда понятно, почему они именно такие: это либо имеет отношение к биографии Вацлава Нижинского, либо к очень специальному пластическому языку Гекке, языку экспрессивному, зачастую не несущему никаких вербальных сообщений, а передающих чистый образ. Временами это движения, наоборот, очень понятные, почти примитивные, как, например, в одной из сцен, где два перформера со стрекозиными крыльями за спинами в быстром темпе машут руками по бокам так, как обычно машут люди, имитируя летающую птицу или насекомое. Судя по всему, это единственная за весь спектакль отсылка к знаменитым прыжкам и элевации Нижинского, которые, как можно предположить, хореографу справедливо показалось слишком простым демонстрировать буквально.

Очевидно большое место эротизма и даже сексуализации в работе Нижинского. Гекке, при всей возможности развить это направление в 2016 году, оставляет его едва приоткрытым. Конечно, само по себе присутствие перформеров с обнаженным торсом (это касается только мужчин) дает спектаклю некоторое эротическое напряжение. Кроме того, примерно в середине происходящего есть откровенно гомосексуальная сцена, когда два танцора, помимо всего прочего, соприкасаются высунутыми языками. Тут, как говорится, можно только похвалить дирекцию фестиваля за смелость. В пластическую и музыкальную ткань спектакля временами вплетается тихий, но твердый голос из-за сцены или живая речь перформера за микрофоном, который в начале после пролога в быстром темпе нашептывает вводные к биографии Нижинского, а в конце произносит единственную фразу: «1950» — год, в который Нижинский умер; на этих словах исполнитель роли Вацлава на просцениуме наклоняет вперед верхнюю половину туловища — то ли кланяется, то ли тает.

Билеты на балет «Нижинский» в рамках фестиваля CONTEXT. Diana Vishneva можно приобрести здесь.

  • Название: Нижинский
  • Автор: Вацлав Нижинский
  • Издательство: Вагриус
  • Жанр: Биографии и Мемуары / на русском языке
  • Год: 2000
  • Город: Москва
  • Язык: Русский
  • ISBN: 5-264-00041-7
  • Рейтинг книги: 5 / 5
  • Избранное: Добавить книгу в избранное
  • Ваша оценка:

Нижинский: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Нижинский»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Вацлав Нижинский (1889–1950) — выдающийся русский танцовщик и хореограф, внесший заметный вклад в искусство балета нашего столетия. Лишь немногим более десяти лет он радовал своим ярчайшим талантом тысячи поклонников — сначала на сцене Мариинского театра, затем в составе труппы Сергея Дягилева. Но этого времени оказалось достаточно, чтобы его имя стало сопровождаться непременными эпитетами `великий, гениальный, неповторимый`, чтобы созданные им образы в балетах Стравинского, Дебюсси, Адана вошли в классику мировой хореографии, чтобы ему стремились подражать десятки лучших танцовщиков мира. Слава его была огромна, переполненные залы рукоплескали ему на всех континентах… Но судьба Нижинского стала подтверждением горькой истины: гений и безумие идут рука об руку. Тяжелое психическое заболевание заставило великого танцовщика навсегда покинуть сцену. Именно тогда начал он писать свои тетради, которые сам озаглавил `Жизнь` и `Смерть`, объединив общим названием `Чувство`, – сумбурные, хаотичные записи, имевшие мало отношения к его прошлой, блестящей жизни. В них — мысли о мире и человеке, о Боге и душе, о суетном и вечном, об искусстве — не как о ремесле, но как о способе миропознания… Рукопись Нижинского впервые издается на русском языке в полном объеме и в соответствии с авторским оригиналом.

Уважаемые правообладатели! Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи. В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю. Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас. !!! Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Источник: https://salik.biz image

Вацлав Нижинский, возможно, величайший гений балета всех времён, имел более чем сомнительное счастье скончаться дважды. Для мира искусства Нижинский умер после поступления в психиатрическую клинику, где в странных, но по-своему счастливых грёзах ему суждено было провести без малого двадцать лет.

Второй раз, в апреле 1950 года, он умер понастоящему, в ясном сознании, но очень несчастным. Нижинского так долго считали умершим, что известие о его реальной кончине явилось потрясением для тех, кто видел на сцене этого великого мастера и бережно, как редкую жемчужину, хранил в себе воспоминание о шедеврах его утончённейшего искусства.

– Salik.biz

За все эти годы написано о Нижинском было немало: тем более удивительным представляется тот факт, что многие тайны его жизни и творчества так и остались неразгаданными. И попрежнему нам почти ничего не известно о мистическом аспекте этого выдающегося таланта.

В своей книге «Театральная улица» Тамара Карсавина вспоминает о том, как, наблюдая за репетициями в одном из залов Императорского театрального училища Варшавы, она обратила внимание на странного мальчика, который с противоестественной лёгкостью взмывал намного выше своих товарищей. Поражённая балерина подошла к преподавателю, Николаю Легату, и спросила, как зовут необычного ученика. «Нижинский, — ответил тот. — Этот чертёнок никогда не попадает в такт: опускаться не успевает!»

Разумеется, способность некоторых танцоров дольше обычного зависать в воздухе замечалась и прежде. «Он так и остался бы парить в вышине, если бы не опасался унизить тем самым других учеников», — писал о своём знаменитом сыне Огастесе Вестрис-отец. «Она могла бы пройти по воздуху над кукурузным полем, не смяв ни стебелька», — говорили о великой Марии Тальони. Так же и Нижинский — если оставить в стороне восторженный тон — определённо обладал совершенно объективной способностью подниматься вверх на очень большую высоту и некоторое время почти неподвижно застывать в высшей точке своего полёта. Вопрос, интересующий нас в первую очередь, можно сформулировать так: что такое есть этот дар — рудиментарная форма левитации (феномена, известного каждому, кто более или менее интересуется парапсихологией) или всего лишь иллюзия?

Обратимся к свидетельству Сайрела У.Бомона. «Нижинский обладал фантастическим даром полёта, позволявшим ему приземляться и подскакивать вновь с живостью теннисного мячика, — пишет он в своих воспоминаниях. — Тот невероятный прыжок, которым он — эльф в «The Spectre de la Rose» — влетал на сцену из розового сада через эркер и опускался подле юной девушки, спавшей в кресле, навсегда останется в памяти очевидцев. Вспышка розоватого света — и вот он уже описывает грациозные параболы: совсем как кузнечик, перелетающий с одной травинки на другую. Ни напряжения на лице, ни каких-либо признаков волнения, ни даже обычных глухих ударов стопы об пол: он действительно превращался в невесомый лепесток розы, подхваченный ночным ветерком и влетающий в открытое окно.

В «Сильфидах» он покидал сцену ещё более необычным прыжком. Самым поразительным тут было отсутствие даже намёка на физическое усилие атлета: казалось, танцор просто решил полетать — он внезапно взмывал в воздух и исчезал за кулисами».

Бомонт вспоминает, что, «даже поднимая Павлову одной рукой, Нижинский почти отрывался от пола: казалось, ещё мгновение — и он воспарит к потолку». Сама Павлова, признаёт автор, той же способностью к парению не обладала. А значит, вопрос об «иллюзии» можно считать закрытым. Ясно и другое: талант «зависания», похоже, может быть выработан в ходе специальных тренировок. Впрочем, послушаем Дягилева, он предлагает нам свой ключик к разгадке:

«Уверен, что со времён Вестриса мир не видывал столь энергичного танцора. Этот молодой человек легко выпрыгивает на три фута. По мощи стальных сухожилий и упругости мышц, которыми одарила его природа, Нижинского можно сравнить разве что с огромной кошкой. Настоящий лев балетного мира, он способен двумя прыжками пересечь сцену по диагонали».

Но всё это пока что касается лишь высоты подъёма. О гораздо более загадочной способности — противоестественно долго оставаться в воздухе и опускаться намного медленнее, чем позволяет нам делать это закон всемирного тяготения — большинство авторов предпочитают не распространяться. Вот что пишет, однако, в своих воспоминаниях Николай Легат:

«Резким напряжением мышц бёдер уже в воздухе он легко увеличивал высоту даже средних прыжков. Перед полётом он делал очень короткий вдох, в воздухе задерживал дыхание и резко выдыхал в момент приземления». Опросив специалистов, я выяснил, что этому методу следуют многие. Обнаружилась и другая любопытная деталь: туловище во время полета — при максимальном напряжении мышц ног — должно быть совершенно расслабленным. Мощность лёгких, как мне объяснили, не имеет ко всему этому ни малейшего отношения: всё дело в контроле над мышцами, в том числе и мышцами дыхательного аппарата.

Контроль над дыханием играет очень важную роль в мистических ритуалах индусов. Считается, что такого рода упражнениями можно довести вес тела чуть ли не до нуля. Судя по всему, некоторым танцорам, даже не посвящённым в тонкости эзотерических наук, удаётся приобрести необходимые навыки бессознательно. Сами они объяснить происходящего с ними не могут. Я долго беседовал на эту тему со вдовой Нижинского, Ромолой, чьей дружбой очень дорожу. Сама в прошлом прекрасная балерина, она знает о своём муже всё, что только можно знать. Вот что она мне рассказала:

«Я часто спрашивала Вацлава, как удаётся ему подолгу оставаться в полёте. Он же никак не мог понять, почему это меня удивляет: подпрыгиваю, дескать, задерживаю дыхание — и лечу! При этом он утверждал, что чувствует в воздухе как бы постороннюю физическую поддержку. Она-то и позволяла ему регулировать скорость спуска: да, это так — он по своему усмотрению мог опускаться медленнее или быстрее.

Конечно, мышцы бёдер у него были феноменальные, да и объём лёгких тоже — во всяком случае, в товарищеских «матчах» он с лёгкостью побивал Карузо и Эриха Шмедеса. Но дело не в этом. Танец для Нижинского был религией. Он верил, что сценическое искусство — его миссия и что дар свой он получил свыше, дабы посредством танца внести в мир новые идеи.

Перед выступлением никому не позволялось входить к нему в раздевалку. Никому не разрешалось говорить с ним после того, как он оттуда выходил. Нижинский не отвечал на вопросы. Даже с близкими людьми он вёл себя так, будто всех видит впервые в жизни.

Однажды я в неописуемом восторге воскликнула: «Как жаль, что ты не можешь видеть себя со стороны!» Он удивился и ответил совершенно серьёзно: «Но я как раз и вижу себя со стороны! Я отделяюсь от тела и наблюдаю за собой. Я руковожу своим танцем извне».

Меня очень заинтересовало это откровение. Похоже, речь тут идёт о состоянии, близком к трансовому. Налицо странная личностная диссоциация: не она ли, кстати, явилась причиной последовавшего затем психического коллапса? Более того, Нижинский, как выясняется, упражнялся и в «психических» играх.

«В Сен-Морице у нас была гувернантка, которая много времени провела в Индии, — вспоминает Ромола. — Эта женщина рассказала нам о хатха-йоге, и муж всем этим очень заинтересовался. Он проштудировал огромное количество соответствующей литературы и вступил в переписку на эту тему с Метерлинком.

Однажды в годовщину смерти моего отца он попытался поэкспериментировать с планшеткой. Под его пальцами она тут же активно побежала от буквы к букве и от имени духов ответила на многие наши вопросы. Так мы узнали, например, что война закончится 29 июня 1919 года, что Венгрия станет «королевством без короля» и что премьер Тиша будет убит.

Мы отнеслись к этому не слишком серьёзно, но развлечения ради продолжали свои опыты. Кто-то посоветовал мужу попрактиковаться в автоматическом письме — знаете, когда рука с карандашом пишет бессознательно. Его успех превзошёл все ожидания.

Cпециально для меня Вацлав поставил спектакль, предложив, подобно йогу, «отделиться от тела», выйти из физической оболочки и «всей душой раствориться в танце». Мне это удалось — во всяком случае, я танцевала в состоянии глубокого транса на протяжении нескольких часов.

Придя в сознание, очнувшись от поздравлений, я почувствовала себя очень сконфуженной, потому что ничего не помнила: мне казалось, что все надо мной смеются. Мы продолжали экспериментировать ещё несколько месяцев, но потом выяснилось, что «мистический» танец иссушает душу, отбирает огромное количество жизненной силы.

Что касается последовавшего затем психического расстройства, то не думаю, что оккультные упражнения могли стать тому причиной. Просто по наследству ему достался разум, нарушить деликатное равновесие которого было очень легко. Его постоянно требовалось защищать, оберегать от любых потрясений.

Начало войны застало нас в Венгрии. Если б вы знали, скольких усилий стоило мне уберечь его от интернирования. Именно это время сыграло роковую роль в развитии его болезни. Муж справился бы с недугом, если бы не жестокость людей, его окружавших. Они не понимали его, считали безумцем и в конце концов донесли на него властям. Когда за Нижинским явились военные, он испытал от ареста столь сильное потрясение, что на какое-то время действительно лишился рассудка».

И всё же разгадку легендарных «полётов» Нижинского следует, повидимому, искать у индусов. В числе практикуемых ими упражнений есть и такие, посредством которых человек может индуцировать в себе нечто, способное, судя по всему, противодействовать силе всемирного тяготения. Говорят, в том, кому удаётся разбудить чакру Анахата — вместилище праны, расположенное в области сердца, — просыпается способность в буквальном смысле слова «ходить по воздуху».

Именно этим и занимаются в свободное время последователи тибетского учения lung-gom-pa, прославившиеся способностью совершать очень длинные пешие переходы в фантастически короткие сроки. Француженка Александра Дэвид-Нил, известный специалист в области антропологии, утверждает, что собственными глазами видела на Севере Тибета такую «группу туристов». «Человек не бежал, а безо всяких усилий отрывался от земли, передвигаясь вперёд прыжками, — пишет она. — Казалось, тело его приобрело упругость лёгкого мячика: оно стремительно отскакивало от земли в тот самый момент, когда нога его касалась поверхности. Гигантские шаги свои он отмеривал с монотонностью маятника».

Говорят, для того, чтобы стать lung-gom-pa, необходимо три года и три месяца в полной темноте и строжайшей изоляции проделывать какие-то диковинные упражнения. После этой весьма суровой подготовки тело человека становится необыкновенно лёгким, он почти теряет вес: местные жители утверждают, что lung-gom-pa может сесть на стебелёк ячменя, не согнув его под собой, или стать на кучу зерна, не потревожив ни зёрнышка. Может быть, Мария Тальони и её последователи прошли тренировку на Тибете?

Впрочем, шутки в сторону: психическое состояние танцующего Нижинского и странная деятельность lung-gom-pa — явления явно родственные. Дэвид-Нил утверждает, что во время своих загадочных путешествий тибетские ходоки пребывают в состоянии глубокого транса. Каждый из них занимается мысленно своеобразным песнопением, монотонно проговаривая мистическую формулу-заклинание, с которой процесс вдоха-выдоха входит в своеобразный ритм. Шаги lung-gom-pa синхронизированы — как с дыханием, так и с беззвучно произносимой мантрой.

Ходок не в силах ни говорить, ни оглядываться по сторонам. Он фиксирует взгляд на каком-то отдалённом объекте — чаще всего, звезде, — и ничто больше не способно завладеть его вниманием.

Очевидцы утверждают, что по прошествии некоторого времени ноги lung-gom-pa перестают касаться земли, и он начинает с невероятной скоростью плыть по воздуху. Говорят, некоторые из них даже обвязываются цепями — в противном случае, они могут взлететь и не вернуться! Что ж, таким мастерам восточного «балета» позавидовал бы и Нижинский!

Тот факт, что дыхательные процессы каким-то загадочным образом связаны с весом тела, нашёл себе убедительное доказательство в необычайных экспериментах покойного доктора Хиворда Каррингтона.

Суть опыта такова. Четверо испытуемых поднимают в воздух пятого, сидящего на стуле, причём действуют всего лишь пальцами. Вначале все они резко и одновременно наклоняются вперёд, делая ряд вдохов и выдохов. В унисон с ними вдыхает и выдыхает сидящий на стуле.

На счёт «пять» все участники задерживают дыхание. Четверо быстро поддевают пальцами пятого под руки и колени и тот оказывается в воздухе. Человек, сидящий на стуле, судя по всему, резко теряет в весе!

Каррингтон провёл эксперимент, расположив испытуемых на обширной чаше механических весов.

«При первом подъёме, — пишет он, — стрелка упала к отметке 660 фунтов, в то время как замеренный заранее общий вес участников составил 712 фунтов. 52 фунта, таким образом, «испарились» бесследно! При второй попытке потери составили 52 фунта, при третьей, четвертой и пятой — по 60. Любопытно, что если испытуемый находился в воздухе достаточно долго, стрелка весов начинала медленно подниматься и в конце концов достигала цифры 712».

Каррингтон, представивший подробный отчёт о своём открытии в книге «История психической науки», не сумел самостоятельно объяснить происходящее. О том, пытался ли кто-либо продолжить его эксперименты, мне ничего не известно.

Ясно одно: вновь мы имеем дело с феноменом, к тайне Нижинского имеющим самое непосредственное отношение.

Из книги: «Меж двух миров». Автор: Фодор Нандор

Записал: image

SALIK

Санкт-Петербург info +50 +1

Я не автоматический, тематический информационный агрегатор! Материалы Salik.biz содержат мнение исключительно их авторов и не отражают позицию редакции. Первоисточник статьи указан в самом начале. Письмо

Поделиться в социальных сетях:

12.04.2019 569

image   Подписывайтесь на нашу страничку в Twetter:   Подписаться

Высший разум рекомендует image Тайны горы Светелка image Тайны Хопра image Тайны Замри-горы image Тайны Урочища Х image Тайны истории Тайны озера Паравани

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий