О чем молчал Вячеслав Тихонов: «Комплекс навязанного артиста» и невысказанная боль знаменитого актера

8 февраля 2018 г. исполнилось 90 лет со дня рождения великого и по-настоящему культового советского актера театра и кино Вячеслава Васильевича Тихонова. Он был одной из самых ярких и харизматичных звезд советского кинематографа. В сознании миллионов граждан нашей страны он навсегда останется в образе знаменитого разведчика Штирлица из телесериала «Семнадцать мгновений весны». При этом самому актеру была гораздо ближе роль князя Андрея Болконского, которую он сыграл в фильме «Война и мир» Сергея Бондарчука. Вячеслав Васильевич Тихонов родился 8 февраля 1928 года в небольшом подмосковном городе Павловский Посад в простой рабочей семье. Его отец работал механиком на ткацкой фабрике, а мать трудилась воспитателем в детском саду. Семья Тихоновых жила в двухэтажном деревянном доме вместе с дедом и бабушкой. Во время учебы в школе будущий актер больше всего любил следующие предметы: математику, физику и историю. Не самый очевидный набор предметов для будущего артиста театра и кино. Правда, кино Вячеслав Тихонов действительно любил с детства, как и многих советских мальчишек тех лет, его особенно вдохновляли героические картины. Его любимыми киногероями были Александр Невский и Чапаев. Уже в те годы в тайне от родителей он все-таки мечтал об актерской карьере, а вот родители видели его в будущем инженером или агрономом. К моменту начала Великой Отечественной войны Вячеславу Тихонову было 13 лет, в этом возрасте он идет в ремесленное училище, где учится на токаря. После завершения обучения он попал на военный завод, где работал по полученной специальности. Так Тихонову удалось внести свою посильную лепту в победу в Великой Отечественной войне. В 1944 году он поступает на нулевой курс Автомеханического института, однако уже через год после завершения войны, решается бросить институт, сделав шаг навстречу своей мечте, он пробует поступить во ВГИК. Стоит отметить, что из семьи его стремление поступить в театральный вуз поддерживала тогда лишь бабушка. image На вступительном экзамене во ВГИК по актерскому мастерству Вячеслав Тихонов провалился. Недолгих репетиций юного мечтателя, время на которые он находил между рабочими сменами на заводе, не хватало для того чтобы поступить в один из самых главных театральных вузов страны. Но здесь судьба улыбнулась Вячеславу во все 32 зуба, один из педагогов – Борис Бибиков проникся симпатией к расстроенному своим непоступлением абитуриенту, после продолжительного разговора он принял решение о приеме Тихонова на свой курс. Это решение Бибикова теперь можно смело назвать судьбоносным для кинематографа и развития отечественной актерской школы. Позднее, уже став известным и любимым зрителями, актер вспоминал, что воспитывался в рабочей среде, в том числе и улицей. Поэтому еще в юности сделал себе на руку татуировку – наколол свое имя – Слава. Позднее он расценивал ее как талисман и своеобразное пророчество – слава на самом деле пришла к Вячеславу, оставаясь с ним до самых последних дней жизни. Как и татуировка, которую ему не удавалось вывести. Поэтому на съемках он старался тщательнее скрывать ее. Впоследствии Вячеслав Тихонов со смехом вспоминал: «Так и сыграл двух князей с наколкой». Уже во время учебы в вузе состоялся дебют Тихонова на киноэкране. Он сыграл роль Володи Осьмухина в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия», премьера картины состоялась осенью 1948 года. На съемках этого фильма актер познакомился со своей первой женой – актрисой Ноной Мордюковой, на которой женился еще во время учебы. Их брак продлился 13 лет. В 1950 году Тихонов с отличием оканчивает ВГИК, мастерскую Бибикова и Пыжовой, устроившись работать в театр-студию киноактера, в том же году 28 февраля у него родился сын Владимир, также будущий киноактер. image В отличие от большинства актеров, сыгравших в «Молодой гвардии», Тихонов почти 10 лет не получал интересных ролей в кино, режиссеров привлекала главным образом лишь его эффектная внешность. В эти годы Вячеслав Тихонов оттачивал свое мастерство на театральной сцене. В 1957 году он перешел на работу в ЦКДЮФ имени М. Горького. В том же году на телеэкраны страны вышел фильм «Дело было в Пенькове», где Тихонов сыграл тракториста Матвея Морозова, данная роль принесла актеру первое зрительское признание. В 1958 году вышел еще один фильм с его участием «Ч. П. – Чрезвычайное происшествие», в нем актер сыграл Виктора Райского матроса из Одессы, бесшабашного и веселого парня, который стал настоящим героем в схватке с захватившими танкер чанкайшистами. После двух этих фильмов в Вячеслава Тихонова окончательно поверили режиссеры, и на него буквально свалилось большое количество ролей в самых разноплановых фильмах: «Майские звезды» (1959), «Жажда» (1959), «Мичман Панин» (1960), «Две жизни», «На семи ветрах» (1962), «Оптимистическая трагедия» (1963). Стоит отметить, что в фильме «Жажда» Тихонову впервые пришлось примерить на себя германскую форму, он сыграл разведчика, заброшенного в немецкий тыл в годы войны. Тогда же в 1960-е годы Тихонов снялся в одном из самых главных фильмов в своей карьере. Это была блестящая работа Сергея Бондарчука, один из самых дорогих и масштабных фильмов в истории советского кино – экранизация романа Льва Толстого «Война и мир». Вячеслав Тихонов сыграл в нем князя Андрея Болконского, данная роль потребовала от него полной самоотдачи, он как и многие участники съемок работал на площадке с неимоверным напряжением сил. Создание фильма заняло у Бондарчука около 6 лет (1961-1967). Его фильм вошел в историю кино не только великолепной актерской игрой, но и масштабными батальными сценами, а также новаторской техникой панорамной съемки полей сражений. Картина получила главный приз Московского международного кинофестиваля (1965 год), а также американскую премию «Оскар», как лучший фильм на иностранном языке (1969 год). Стоит отметить, что за красивым и статным артистом с благородной внешностью уже в начале карьеры закрепилось амплуа интеллигентов, аристократов и военных. Во многом этому поспособствовала и роль Андрея Болконского в картине «Война и мир». При этом Тихонов мог и не сняться в этом фильме, так вышло, что Сергей Бондарчук не видел его в роли Болконского, в то время как сам Вячеслав мечтал об этой роли. Об этом он узнал, встретившись с режиссером в коридоре «Мосфильма». Мечте актера помогла осуществиться министр культуры СССР Екатерина Фурцева, которая ему благоволила. Она пригласила Бондарчука на просмотр картины «Оптимистическая трагедия», в которой сыграл Тихонов, и смогла переубедить режиссера, в итоге он был утвержден на роль князя Болконского, вложив самого себя в будущий успех картины и заслужив подлинное народное признание. В 1967 году актер женился второй раз, его женой стала Тамара Иванова, с которой он познакомился во время озвучивания главной роли во французском фильме «Мужчина и женщина». Татьяна, окончившая филологический факультет МГУ по специальности преподавателя французского языка, работала в ВО «Совэкспортфильм». Он женился на ней во время съемок в картине «Доживем до понедельника», в которой сыграл учителя Мельникова. Честный, порядочный и скромный учитель истории покорил зрительскую аудиторию. Покорил он и сердце Татьяны, с которой прожил в счастливом браке 42 года, в этом браке в 1969 году у него родилась дочь Анна, которая после окончания ВГИКа стала актрисой и продюсером. Настоящим звездным часом кинокарьеры Вячеслава Тихонова стала роль разведчика Исаева-Штирлица в 12-серийном художественном телефильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Эта роль стала самой известной в его карьере. Разведчик, работающий в самом центре фашистской Германии весной 1945 года, обрел невиданную популярность в народе. 1973 год, в котором состоялась премьера фильма, стал самым триумфальным в его актерской карьере. Образ Штирлица накрепко привязался к нему на всю оставшуюся жизнь, хотя сам Тихонов этот образ с собой не ассоциировал. Фильм был далек от супергероизма и пафоса, часто характерного для фильмов про разведчиков, именно в этом и был его главный успех. Зрители верили в то, что происходило на киноэкране, сопереживали происходящему, именно по этой причине во время показа сериала по телевидению улицы советских городов буквально пустели. После «Семнадцати мгновений весны» Вячеславу Тихонову вручили несколько престижных наград, в том числе звание Народного артиста СССР. За «Мгновениями» последовала целая россыпь фильмов, к примеру «Карусель», «Они сражались за Родину», «Белый Бим, Черное Ухо». Работа Вячеслава Тихонова в последней картине была удостоена Ленинской премии, а сам фильм также стал классикой отечественного кинематографа. Благодаря своему таланту Вячеслав Тихонов играл большой диапазон ролей: от офицеров КГБ до князей, от разведчиков до учителей и писателей, но вот в комедиях он не снимался. Единственным комедийным фильмом с его участием была картина «По улицам комод водили». Конец 1980-х – начало 1990-х годов оказались непростым периодом для Вячеслава Тихонова. Он не воспринял Перестройку, идеалы, в которые он верил, были растоптаны. Знаковых ролей в этот период у него не было. По словам очевидцев, актер не захотел принимать новое время, а также отказался вести актерскую мастерскую во ВГИКе. Он мало снимался, к примеру, отметился во второстепенной, но запоминающейся роли в картине «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова, снялся в фильме «Берлинский экспресс» и телесериале «Зал ожидания». При этом настоящего удовольствия от съемок он уже не получал, кардинальная смена духовных ценностей в обществе, которая произошла в нашей стране, вызывала у актера очень сильный внутренний дискомфорт. В последние годы жизни он практически не снимался в кино. Но две его работы были по-прежнему очень запоминающимися – это роль в фильме «Сочинение ко Дню Победы» (1998 год) режиссера Сергея Урсуляка и роль Бога в картине «Андерсен. Жизнь без Любви» (2006 год) Эльдара Рязанова. Картина Рязанова стала последним его появлением на киноэкране. Великий советский и российский актер скончался 4 декабря 2009 года на 82-м году жизни. 8 декабря его отпевали в Храме Христа Спасителя, а затем в Доме кино состоялась гражданская панихида, в тот же день он был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В 2013 году на могиле актера появился прекрасный монумент работы Алексея Благовестнова. В памятнике скульптору удалось передать многогранность таланта, которым обладал Вячеслав Васильевич Тихонов. В юбилейный для артиста год в его родном городе Павловском Посаде запланировано проведение ряда мероприятий, центральным из них станет открытие дома-музея Вячеслава Тихонова, сообщает телеканал «МИР 24». Музей, посвященный Народному артисту СССР, разместится в деревянном здании на улице Володарского, где ранее жил актер. В музейную экспозицию войдут мебель, личные вещи артиста, фотографии в кинообразах, сценические костюмы, афиши. Предполагается, что первых посетителе музей примет уже ко Дню российского кино, 27 августа 2018 года. Рядом с домом-музеем городские власти собираются разбить сквер, а также обустроить пешеходную зону. Со временем в сквере может появиться и памятник знаменитому актеру. Жители и гости Москвы смогут насладиться картинами с участием Вячеслава Тихонова. Кинотеатры столицы специально к 90-летию со дня рождения актера подготовили к показу лучшие фильмы с его участием. «Прирожденная харизма и аристократичность сделали Вячеслава Тихонова кумиром нескольких поколений зрителей нашей страны», – отметила в интервью ТАСС Светлана Максимченко генеральный директор старейшей кинопрокатной организации «Московское кино». В ретроспективе фильмов с участием Народного артиста СССР зрители увидят самые знаменитые его роли. А 11 февраля состоится неофициальная премьера китайского художественного фильма с участием Вячеслава Тихонова «Красный лебедь» (1995). Этот фильм ранее никогда не демонстрировался в России. По материалам из открытых источников.

Автор:

Ctrl Enter Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter 09.02.2018 | Культура 1888

Биография

Вячеслав Васильевич Тихонов появился на свет недалеко от Москвы в городке Павловский посад 8 февраля 1928 года. Семья жила в двухэтажном деревянном доме вместе с бабушкой и дедушкой. Отец Василий Романович по профессии был механиком, но трудился рабочим на ткацкой фабрике. Мать Валентина Вячеславовна работала в детском саду воспитательницей.

В 1941 году началась Великая Отечественная Война, в это время Вячеславу едва исполнилось 13 лет. Его родная школа превратилась в военный госпиталь, а сам он поступил в ремесленное училище на специализацию «токарь». После обучения парень начал работать на заводе по специальности, выполняя военные заказы и тем самым внося свою посильную лепту в Великую Победу.

Юные годы будущего актера были омрачены залпами взрывов и звуком выстрелов, но это не смогло убить детскую мечту стать актером. Тихонова с детства восхищали экранные киногерои: Чапаев в исполнении Бориса Бабочкина, Николай Черкасов в роли Александра Невского и другие. В 1944 году Тихонов был зачислен на подготовительный курс Автомеханического института, но уже в 1945 году преподаватель ВГИКа Борис Бибиков принял юношу к себе в ученики.

Фильмы

Спустя три года с момента поступления во ВГИК состоялся телевизионный дебют молодого актера. Его премьерной ролью была роль Володи Осьмухина в кинофильме режиссера Сергея Герасимова «Молодая гвардия». После получения диплома в 1950 году Вячеславу было предложено сыграть в кинофильме «Мирные дни» режиссера Владимира Брауна. С выходом на экраны этой картины приглашения на съемки стали поступать значительно чаще.

Вячеслав Тихонов в фильме “Дело было в Пенькове”

В том же году состоялся и театральный дебют Вячеслава Тихонова. Подмостки Театра-студии киноактера были первыми театральными подмостками, на которые ступила нога будущей звезды. Театральная карьера актера длилась семь лет, по истечении которых он был принят на постоянную работу в Киностудию имени Максима Горького. Именно это повлияло на решение Тихонова окончательно оставить театр и сконцентрировать все свои силы на кинематографических работах.

С конца 60-х Вячеслав Тихонов появляется на экранах в образах настоящих русских интеллигентов. Первым таким образом можно назвать роль учителя истории в лирическом фильме «Доживем до понедельника». Главные роли в этой пронзительной картине, ставшей культовой, исполнили Тихонов и Ирина Печерникова. Фильм дал отличный старт молодым артистам Ольге Остроумовой, Игорю Старыгину и Ольге Жизневой.

Вячеслав Тихонов в фильме «Доживем до понедельника»

Ряд «аристократичных» образов Тихонова продолжил князь Андрей Болконский в картине «Война и мир». Князем актер стал с легкой руки тогдашнего министра культуры Екатерины Фурцевой, которая очень тепло относилась к Вячеславу Васильевичу. Но по его словам эта роль за четыре года съемок буквально опустошила его, потому что пришлось входить в образ человека, во многом непонятного артисту.

Еще один благородный персонаж Вячеслава Тихонова – писатель, герой пронзительной ленты «Белый Бим, Черное Ухо».

Вячеслав Тихонов в фильме «Белый Бим, Черное Ухо»

Следующие годы были по-настоящему «звездными» в карьере актера. За это время с его участием вышли такие легендарные картины, как «Карусель», «Семнадцать мгновений весны» и «Они сражались за Родину». Вячеслав Тихонов играл огромный диапазон ролей: от князей до разведчиков, от школьного учителя до офицера КГБ.

В телевизионной комедии Михаила Швейцера «Карусель», снятой по произведениям Антона Чехова, режиссером было собрано созвездие советских артистов. Кроме Тихонова тут снялись Жанна Болотова, Владимир Басов, Евгений Леонов и Леонид Куравлев.

Еще раз встретиться с блистательной Жанной Болотовой Вячеславу Тихонову повезло в экранизированном спектакле «Размазня», в основе которого тоже было произведение А. П. Чехова.

Вячеслав Тихонов в фильме «Семнадцать мгновений весны»

Но настоящая, оглушительная и громкая слава обрушилась на Тихонова после выхода 12-серийной ленты Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», где Вячеслав Васильевич появился в образе разведчика Исаева-Штирлица. Премьера ленты состоялась в августе 1973 года. Это был самый триумфальный год в биографии Тихонова. Гонорар за роль по нынешним меркам оказался довольно скромным: всего 5500 советских рублей.

Забегая наперед, скажем, что сам Вячеслав Тихонов не очень радовался своему успеху в этой ленте, ведь для многих теперь он был «Штирлицем», и никем иным. А выпуск весной 2009 года цветной версии фильма 81-летний артист воспринял резко негативно, ведь Лиознова изначально задумала снимать ленту черно-белой.

Лента принесла славу всем участникам съемочного процесса: зрители боготворили Леонида Броневого, Олега Табакова, Евгения Евстигнеева, Екатерину Градову и Василия Ланового.

Вячеслав Тихонов в фильме «По улицам комод водили»

Но творческий путь артиста, несмотря на успехи и триумфы, был отнюдь не усеян розами: яркие внешние данные, которые, казалось бы, в актерской сфере деятельности должны были стать огромным плюсом, у Тихонова перешли в разряд минусов. Строгая идеологическая машина СССР считала его внешность слишком «нерусской», слишком «аристократической». Поэтому актеру снова и снова приходилось доказывать, что Вячеслав Тихонов – блестящий профессионал, «характерный» актер и самый что ни на есть русский по национальности.

В 1978 году в копилке актера появилась единственная комедийная роль – роль собственника комода в фильме Марка Генина «По улицам комод водили».

В конце семидесятых Вячеслав Тихонов становится телевизионным голосом генсека в документальной трилогии «Малая земля» по воспоминаниям Л.И. Брежнева. Желание слышать эти мемуары именно в исполнении Тихонова исходило от самого Леонида Ильича. С 1989 по 2009 год Вячеслав Васильевич был художественным главой ТПС «Актер кино».

Любовь Полищук и Вячеслав Тихонов в фильме «Любовь с привилегиями»

Финал 80-х был отмечен выходом на экраны драматической 2-серийной ленты «Любовь с привилегиями», в которой Вячеслав Тихонов и Любовь Полищук блестяще передали дух эпохи перестройки. Тихонов перевоплотился в высокопоставленного пенсионера Кожемякина, который на отдыхе в закрытом санатории познакомился с молодой красивой женщиной, ставшей его супругой. Драма происходит, когда Ирина (Любовь Полищук) узнает о роли мужа в страшной судьбе своего репрессированного и впоследствии расстрелянного отца.

Время перестройки обернулось для Тихонова непосильной ношей. Крах идеалов, которые определяли течение всей его жизни, и смена идеологии оказались слишком тяжелой психологической нагрузкой для актера. В этот период у него нет таких ярких ролей, какие были раньше. И это не свидетельство того, что его перестали ценить, как артиста. Скорее, отсутствие значимых ролей в ту эпоху говорит о том, что Вячеслав Тихонов сам перестал ценить кинематограф как часть идеологии.

Вячеслав Тихонов в фильме «Утомленные солнцем»

По словам Сергея Соловьева, артист не смог принять новое время, он даже отказался вести актерскую мастерскую в знаменитом ВГИКе. В эти годы Вячеслав Тихонов снимался не так уж много и преимущественно во второстепенных ролях. Он появился в драме Никиты Михалкова «Утомленные солнцем», в сериале Дмирия Астрахана «Зал ожидания», в картине «Берлинский экспресс». Но прежнего удовлетворения от работы на съемочной площадке, по словам биографа Наталии Корнеевой, он больше не получал, перемены в обществе вызывали у артиста сильнейший дискомфорт. Он отказывался от многих предлагаемых ролей, не желая играть проворовавшихся шулеров, коррупционеров-депутатов и спившихся генералов.

Только в 1998 году в карьере Тихонова случилась роль, которая пришлась ему по сердцу. В фильме-гротеске «Сочинение ко Дню победы», снятом режиссером Сергеем Урсуляком, Вячеслав Тихонов, Олег Ефремов и Михаил Ульянов играют ветеранов-фронтовиков, которых не устраивает действительность современной «новой России», и они улетают, куда глаза глядят, на самолете. Вячеслав Тихонов этой ролью выразил свое отношение к текущему положению вещей и общественному строю.

Вячеслав Тихонов в фильме «Бесы»

Еще один яркий образ – роль Тихона в фильме по роману Ф. Достоевского «Бесы». Последним выходом актера на телевизионные экраны стал фильм Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви», в котором Вячеслав Тихонов сыграл Бога.

Вячеслав Тихонов был яркой личностью, высочайшим профессионалом и просто замечательным человеком. Он – Народный артист СССР, Герой социалистического труда, лауреат нескольких премий государственного значения, награжденный множеством орденов – в обычной жизни был простым, без звездных замашек человеком. Тихонову посвящен документальный фильм его близкого друга, кинорежиссера Станислава Ростоцкого «Профессия – киноактер». На ролях Вячеслава Васильевича выросло целое поколение, а его киногерои восхищают зрителей и сегодня.

В последние годы великий актер жил на своей даче на Николиной горе, избегая шумного общества. Журналисты прозвали его «великим отшельником» из-за нежелания общаться с прессой и «невыездного» способа жизни. Лучшие друзья актера давно ушли из жизни, и Вячеслав Тихонов в одиночестве коротал время у телевизора, пересматривая свои работы в кино и погружаясь в прошлое.

Личная жизнь

Вячеслав Тихонов не любил излишнего внимания к своей личной жизни и всегда старался держать эту сторону биографии в тени, подальше от посторонних глаз. Тем не менее, коллеги и биографы поведали журналистам о нескольких женщинах, сыгравших в жизни Вячеслава Тихонова ключевую роль. Его романы стали достоянием гласности, ведь звезде невозможно скрыть их от миллионов поклонников.

По некоторым сведениям, первой любовью великого артиста была Юлия Российская, с которой Тихонов познакомился в школьные годы. Поговаривают, что их близкие отношения длились три года, а дружеские – всю жизнь.

Вячеслав Тихонов и Нонна Мордюкова

Но женился Вячеслав Тихонов не на Юлии, а на знаменитой Нонне Мордюковой, с которой познакомился во ВГИКе, а потом и снялся в «Молодой гвардии». Брак был зарегистрирован еще в студенческие годы. Нонна Мордюкова была женой артиста тринадцать лет и родила ему первенца Володю. Владимир Тихонов скончался в возрасте 40 лет: виной этому оказалось пагубное пристрастие к наркотикам и алкоголю.

Расставание с Нонной Мордюковой было целиком в духе Вячеслава Тихонова – интеллигентным и без лишних скандалов. Пара рассталась, по одним сведениям, из-за измены Мордюковой, по другим – влюбился сам Тихонов. Объектом его любви оказалась красавица-актриса из Риги Дзидра Ритенбергс. Их роман, поговаривают, длился четыре года, но Дзидра предпочла Вячеславу его коллегу Евгения Урбанского, за которого и вышла замуж.

Вячеслав Тихонов cо второй женой Тамарой

Второй женой артиста стала переводчица Тамара Ивановна, которую он повстречал на озвучивании французского фильма «Мужчина и женщина», а во время работы над картиной «Доживем до понедельника» состоялось их бракосочетание. В этих отношениях Вячеслав Тихонов провел 42 года своей жизни. У супружеской пары родилась дочь Аня, которая после получения диплома ВГИКа стала актрисой и продюсером.

Вячеслав Тихонов с дочерью Анной и внуками

Анна Тихонова подарила отцу двоих внуков – двойняшек Вячеслава и Георгия.

Болезнь и смерть

Актер, который каждой своей ролью дарил людям частичку себя и своего сердца, умер в возрасте 81 года именно из-за неполадок с сердцем. В 2002 году Тихонов перенес инфаркт миокарда, в 2007 был госпитализирован в больницу из-за жалоб на сердечные боли.

В конце ноября 2009 года Вячеслав Васильевич был доставлен в Центральную клиническую больницу, где ему провели операцию на сердечных сосудах. Операция была сделана успешно, врачи отмечали тенденцию к улучшению состояния, но у актера неожиданно отказали почки, затем к искусственной вентиляции пришлось подключить легкие. 4 декабря 2009 года Вячеслав Васильевич Тихонов скончался. По мнению лечащего врача артиста, «свою роль сыграли и одиночество актера, и отсутствие должного ухода».

Прощание с Вячеславом Тихоновым

Похороны великого артиста состоялись 8 декабря 2009 года. Тихонова отпевали в храме Христа Спасителя. По некоторым сведениям, Вячеслав Васильевич завещал похоронить его в одной могиле с сыном Владимиром на Кунцевском кладбище, но тело предали земле на Новодевичьем кладбище, рядом с Олегом Янковским.

В самом конце мая 2013 года на могиле артиста установили величественный монумент работы скульптора Алексея Благовестнова.

Могила Вячеслава Тихонова

В 2018 году в честь 90-летия со дня рождения Вячеслава Тихонова в Павловском Посаде планируется открытие памятника актеру.

После смерти отца Анна Тихонова нашла в его загородном доме большую коробку с письмами, дневниками и непроявленными пленками. Находка легла в основу документального фильма «Разговор по душам», вышедшего на экраны в 2014 году. Продюсером ленты стала дочь артиста.

Интересные факты

  • Имя «Вячеслав Тихонов» присвоено научно-исследовательскому судну геофизической разведки.
  • В 1945 году Вячеслав Тихонов попытался поступить во ВГИК, но получил отказ, потому что комиссия сочла его внешность «нефотогеничной».
  • По опросу журнала «Советский экран» в 1966 году Вячеслав Тихонов был признан лучшим актером.
  • На съемки в ГДР Вячеславу Тихонову пришлось взять 100 белых рубашек, так как костюмера за границу в целях экономии бюджета не взяли, а стирать было некому.
  • Над ролью Штирлица Вячеслав Тихонов работал в столичном аэропорту «Внуково». Он утверждал, что в ночном зале ожидания ему лучше думается. По неподтвержденным данным, в одну из таких ночей у него родилось предложение вставить в картину эпизод встречи Исаева с женой.
  • Своей лучшей работой в кино артист называл роль Матвея в картине «Дело было в Пенькове».
  • Сергей Бондарчук видел в роли князя Болконского в «Войне и мире» Иннокентия Смоктуновского. После его отказа роль предложили Олегу Стриженову, но тот был занят в другом проекте и тоже отказался. Тогда Екатерина Фурцева предложила Бондарчуку кандидатуру Тихонова.
  • В юности на руке Вячеслава Тихонова появилась татуировка в виде слова «Слава», в течение всей последующей жизни он тщательно скрывал ее на съемках.
  • В одном из последних интервью с журналисткой Анной Велигжаниной Вячеслав Тихонов рассказал, что побывал у болгарской провидицы Ванги. По словам артиста, женщина ему предсказала события последних лет жизни, сказав, что Тихонов будет отшельником и «уйдет в декабре, где-то в 2000-х».
  • Вячеслав Тихонов был страстным футбольным болельщиком команды «Спартак». Кроме того он увлекался зимней рыбалкой. Любимым литературным произведением артиста был роман Л.Н. Толстого «Война и мир», а любимым фильмом – «Большая жизнь».

Фильмография

  • 1948 – «Молодая гвардия»
  • 1957 – «Дело было в Пенькове»
  • 1965 – «Герой нашего времени»
  • 1967 – «Война и мир»
  • 1968 – «Доживем до понедельника»
  • 1973 – «Семнадцать мгновений весны»
  • 1975 – «Они сражались за Родину»
  • 1977 – «Белый Бим Черное ухо»
  • 1978 – «По улицам комод водили»
  • 1984 – «ТАСС уполномочен заявить…»
  • 1989 – «Любовь с привилегиями»
  • 1994 – «Утомленные солнцем»2006 – «Андерсен. Жизнь без любви»

Источник: 24smi.org

Все вести раздела Похожие материалы Все вести раздела

Вячеслав Тихонов родился в самой обычной семье. Успехов добился собственными силами, никто его не продвигал, как бывает зачастую в современности. Сумел завоевать звания народного любимца, секс-символа эпохи, эталона мужской красоты и стал лауреатом множества премий.

Звезда советского и российского кинематографа всегда был кумиром для множества людей. Среди них большую часть составляли женщины и девушки. Но Вячеслав всегда отличался застенчивостью и стеснительностью. Старался избегать разговоров и расспросов, связанных с личной жизнью. Не любил рассказывать о женах и детях. За долгую и выдающуюся жизнь у артиста было лишь две жены. Первая жена Вячеслава Тихонова была известной актрисой, а вторая не имела никакого отношения к миру кино.

image

Впервые Вячеслав Тихонов сыграл в кино еще в двадцатилетнем возрасте, когда учился на третьем курсе ВГИКа. Эта роль стала для него не только первой, но и значимой – ведь она дала хороший старт для его будущей актерской карьеры. Но самое удивительно, что тогда началась и его семейная жизнь. Это также был для него первый опыт, к которому он не совсем был готов.

Девушкой и будущей женой Вячеслава Тихонова стала известная всем Нонна Мордюкова. Знакомы они были задолго до этого, ведь учились на одном курсе ВУЗа. Но почему-то ранее девушка не привлекала внимание артиста. Все изменилось после того, как их пригласили вместе сниматься в кинокартину под названием «Молодая гвардия».

Видимо совместная работа в кино позволила молодым людям по-новому взглянуть друг на друга. Тихонов сумел наконец-то заметить женскую красоту и обаяние Мордюковой. Она увидела в нем привлекательного и статного молодого человека. Завертелся роман, которой сперва перетек в отношения, а после подтолкнул возлюбленных пожениться.

Ребята были на тот момент не так популярны, как сейчас. Однако вокруг них и их отношений все равно ползали неприятные слухи. Один из них гласил о том, что Нонна вышла замуж за Вячеслава только для того, чтобы отбиться от настырных ухаживаний Сергея Герасимова. Но это так и не подтвердилось.

image

Но на сегодняшний день не имеет значения насколько все это было правдиво. Два влюбленных человека поженились, тем самым создали новую ячейку общества. А их искреннюю любовь чуть позже подтвердило появление на свет замечательного малыша, которого назвали статным именем – Владимир. Но не так все идеально было в семье, как казалось на первый взгляд.

Молодые люди поняли однажды, что обладают совершенно противоположными темпераментами. От того отношения их складывались не лучшим образом, во многих ситуациях они просто не могли найти взаимопонимание. Чуть позже оба стали понимать, что нет между ними сильных чувств любви. Мордюкова чуть позже признавалась, что Вячеслав был великолепным мужчиной и человеком, вот только он ее совершенно не любил. А ей было безумно скучно рядом с мужем, ведь он был серьезный и сдержанный.

image
Нонна Мордюкова и Владимир Тихонов

Неоднократно она признавалась, что они не могли нормально общаться даже в компании друзей и знакомых. Мордюкова считала, что Тихонову всегда было безумно неудобно и стыдно за нее. Ведь он был тихий и скромный, а она все делала от души – пела, смеялась, танцевала. Он аккуратно просил ее вести себя на людях более сдержанно. Но ей не позволяла натура. В такой атмосфере им удалось прожить в совместном браке долгие тринадцать лет, после этого они разбежались.

Некоторое источники утверждают, что разрыв произошел из-за измены Мордюковой. Говорят, что Тихонов застал ее с другим мужчиной и настоял на разводе. Возможно, в этом есть часть правды, ведь после развода бывшие супруги совершенно не общались. Им удалось поговорить только по телефону. Произошло это буквально перед смертью женщины. Они простили друг другу прежние обиды и выразили слова благодарности.

Удивительно, что вторая супруга артиста была о нем совсем другого мнения. Она считала его не только заботливым, душевным человеком и прекрасным семьянином, но и очень интересным собеседником.

Второй избранницей Тихонова стала Тамара Ивановна Тихонова. Встретил ее Вячеслав спустя долгих четыре года после развода. На тот момент женщина уже не первый год была влюблена в актера, правда знаком ей был только его образ с телеэкрана. Судьба свела их в процессе совместной работы в студии озвучивания. Тамара Ивановна не была актрисой, она по профессии являлась профессиональным переводчиком французского языка. А на площадке выступала помощником и консультантом кинокартины, которая называлась «Мужчина и женщина». Тихонов же исполнял свои профессиональные обязанности – дублировал главного героя.

image
Вячеслав Тихонов с женой Тамарой

На тот момент девушке было 22 года, и она практически с первого взгляда влюбилась в настоящего Тихонова. Следует отметить, что артисту на тот момент было уже сорок лет. Он тоже не оставил девушку без внимания, что она сразу же почувствовала и решила не терять шанс. В последствии завязались романтические отношения.

Но не сразу они стали встречаться. Сперва это была просто дружба, даже в большей мере отношения двух коллег. Тихонов однажды обратился к Тамаре за помощью. Ему тогда часто приходили письма из Франции. Он не знал французский язык, поэтому просил переводить новую знакомую. Она не могла отказать актеру, потому не раз ему помогала. На тот момент у девушки был не просто молодой человек, а будущий муж. Она состояла в отношениях с французом, за которого должна была вскоре выйти замуж и уехать с ним во Францию на Родину. Но Тихонов сумел за несколько встреч обаять девушку. Потому она резко и круто поменяла свою жизнь.

image

В перерыве между съемками кинопроекта «Доживем до понедельника», в котором на тот момент снимался Вячеслав, молодые люди сыграли свадьбу. Они не только расписались, но также организовали банкет. Туда были приглашены многие знакомые и родные люди пары. Чуть позже в браке родилась милая малышка, которую назвали Анюта. Именно в этом браке артист доказал, что может быть не только прекрасным мужем, но и отцом.

Стоит отметить, что Тамара Ивановна была очень ревнивой женой. Она ревновала своего супруга к каждой представительнице слабого пола. Старалась контролировать каждый его шаг и действие. По этой причине не особо была рада общению мужа с сыном от первого брака.

Дети Вячеслава

У Вячеслава Тихонова было двое детей: сын Владимир и дочь Анна. Отношения с детьми были неоднозначными. С дочкой от второго брака он общался намного чаще. А вот с сыном ему удавалось видеться намного реже. И по этой причине артист очень переживал.

image
Дочь Вячеслава Тихонова Анна

Сперва Владимир желал стать юристом. Но в какой-то момент решил пойти по стопам талантливых и знаменитых родителей и стал выдающимся актером. Он собрал в себе оба таланта родителей и преумножил его. Удивительно то, что уже в 19 лет он получил звание заслуженного артиста. При этом на его счету было не более 18-ти фильмов. По официальной версии он умер от сердечного приступа, но бывшая супруга (Наталья Варлей) призналась, что у Владимира была наркотическая зависимость.

Дочь актера также пошла по стопам отца, на ее счету более двадцати киноработ. Вышла замуж за Николая Вороновского и родила двух мальчишек близнецов, которых обожали ее родители.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий