О фашизме подлинном и мнимом. Отклик на статью протоиерея Андрея Кордочкина об Иване Ильине : Богослов.RU

image (публикуется в сокращении) Ровно 65 лет назад, 21 декабря 1954 года, за тысячи километров от Родины в швейцарском Цолликоне отошёл ко Господу русский философ и политический публицист Иван Ильин Мог ли предположить Иван Александрович, что уйдёт из земной жизни в… день рождения Иосифа Виссарионовича? Спустя без малого два года после того, как сам Сталин уже временно приляжет в ленинском мавзолее рядом с его «хозяином». Вопрос, конечно же, риторический, и связан он исключительно с тем, что все годы сталинского правления именно Иван Александрович Ильин был одним из самых непримиримых в отношении советской власти эмигрантских мыслителей, ни на минуту не усомнившимся в праведности белого дела. Левые всех мастей — от «красных патриотов» до леволиберальных западников — Ильина не любили и не любят. А потому вплоть до сегодняшнего дня пытаются «навешать» на него побольше всевозможных «нацистских собак». Мол, знаем мы вашего Ильина, «друга Гитлера». Хотя доподлинно известно, что уже в 1934-м, то есть год спустя после прихода к власти в Германии нацистов, находившийся там Иван Ильин был уволен с работы, а в дальнейшем преследовался гестапо и в 1938-м бежал в Швейцарию, где и пережил войну, в значительной степени благодаря финансовой помощи композитора Сергея Рахманинова. Русский православный гегельянец Вообще Ильин вполне мог сойти в Германии «за своего»: его мать, урождённая Каролина Луиза Швейкерт фон Штадион, была немкой-лютеранкой, принявшей Православие только после замужества. Сам Иван Александрович с юных лет увлекался немецкой классической философией, и диссертация, которую он защитил в период очередной русской смуты, в 1918 году, была посвящена Гегелю. В то время Ильина ещё очень сложно было назвать «русским консервативным мыслителем», хотя основы уже были заложены. Пожалуй, в России первой четверти XX века нельзя было найти столь по-немецки педантичного и въедливого «гегелеведа». А вместе с тем — специалиста по государству и праву, автора работ «Общее учение о праве и государстве» и «О сущности правосознания». Словом, классического академического учёного, который мог найти применение и в советской действительности, если бы покривил душой и из «правого гегельянца» стал бы «левым». Но ни в революционном 1917-м, ни в годы гражданской войны Ильин не скрывал своих взглядов. Так, 34-летний Иван Александрович сразу после октябрьского переворота в статье «Ушедшим победителям», посвящённой юнкерам, павшим в боях с большевиками в октябре — ноябре 1917-го, словно бравировал своим антибольшевизмом, бесстрашно эпатируя новые власти: Россия должна быть свободна от ига и будет свободна от него; от всякого ига; ибо русские предатели не лучше иноземцев и толпа не лучше тирана. Вы поняли это, и вы были правы. Вы, не колеблясь, поставили чувство собственного достоинства выше жизни; Родину — выше класса; право — выше силы; свободу — выше смерти. Вы сумели узнать врага народа, укрывшегося за личиною демократа, и врага России, принявшего облик революционера. Вами двигало чувство национальной чести и верное государственное понимание. Вас вдохновляла любовь к Родине. Знайте же: вы были глашатаями нового русского правосознания, и Россия пойдёт за вашим зовом. Дальше — больше: неоднократные аресты, нелицеприятное общение с «чрезвычайкой» и высылка из России на печально знаменитом «философском пароходе». Что интересно, ярым антисоветчиком на пароходе был только Иван Ильин. Для него эта высылка была спасением, большевики были готовы вовсе избавиться от непокорного философа, шестой арест в 1922 году должен был закончиться казнью. Идеолог РОВС и критик фашизма Оказавшись в Германии, Иван Ильин стал идеологом белой эмиграции. Помимо публицистической деятельности, наиболее ярко выразившейся в издании «Русского колокола», «журнала волевой идеи», первые номера которого очень высоко оценил генерал Врангель, он создал фундаментальный труд «О сопротивлении злу силой» (1925). Труд, в котором автор дотошно проанализировал, возможна ли, с христианской точки зрения, вооружённая борьба против откровенного зла. В отличие от «Трёх разговоров» Владимира Сергеевича Соловьёва, посвящённых той же теме, работа Ильина имеет куда более серьёзную аргументацию, а потому радикально развела автора с «христианскими гуманистами», зачастую перепевающими тезисы толстовского пацифизма. Был ли Ильин очарован крайне правыми политическими движениями 1920-х — начала 1930-х годов? Несомненно. И в итальянском фашизме, и в немецком национал-социализме он поначалу видел столь долгожданную христианскую контрреволюцию, но очень быстро осознал, что это — отражение большевизма. Позднее, уже после войны, Ильин напишет статью «О фашизме», где досконально разберёт, почему крайне правые идеологии превратились в антихристианские тоталитарные движения. Считая себя русским националистом, он отлично понимал, что националистическая гордыня не имеет ничего общего с той борьбой против коммунистической идеологии и за возрождение исторической России, которую он до конца своих дней считал святым делом: Фашизм совсем не должен был впадать в политическую «манию грандиозу», презирать другие расы и национальности, приступать к их завоеванию и искоренению. Чувство собственного достоинства совсем не есть высокомерная гордыня; патриотизм совсем не зовёт к завоеванию вселенной; освободить свой народ совсем не значит покорить или искоренить всех соседей. Поднять всех против своего народа — значит погубить его. В это же самое время Иван Ильин создал целый ряд серьёзных религиозно-философских сочинений. Как на русском, так и на немецком языке. Все эти работы проникнуты глубоким православным миропониманием, в них автор строго опирался на Священное Писание и святоотеческое учение, хотя и осмыслял их через призму собственного религиозного опыта и мировое философское наследие. Главными среди этих трудов стали «Аксиомы религиозного опыта», вышедшие в самом конце жизненного пути мыслителя в 1953 году. Русская мечта в «Наших задачах» Религиозно-философские идеи Ивана Ильина — отдельная и очень непростая тема. Но свои академические труды философ никогда не разделял с трудами публицистическими. Для него не было «православной эзотерики» для «посвящённых» и текстов для «простолюдинов», в которых он многое недоговаривал. Хотя, помимо философской «твёрдой пищи», было у него и «молоко». К последнему относится цикл статей «Наши задачи», более 200 текстов для чинов РОВС, где Ильин изложил собственное видение, какой должна стать Россия после освобождение от власти большевиков. В «Наших задачах» Иван Александрович изложил собственное понимание русской мечты о Великой России, прекрасно понимая, что её воплощению препятствуют не только коммунисты, но и «наши западные партнёры». Так, в одной из статей Ильин прямо предупреждал, что заражённый русофобией Запад желает расчленить нашу страну: Подготовляемое международною закулисою расчленение России не имеет за <собою> ни малейших оснований, никаких духовных или реально-политических соображений, кроме революционной демагогии, нелепого страха перед единой Россией и застарелой вражды к русской монархии и к Восточному Православию. Мы знаем, что западные народы не разумеют и не терпят русского своеобразия. Они испытывают единое русское государство, как плотину для их торгового, языкового и завоевательного распространения. Они собираются разделить всеединый российский «веник» на прутики, переломать эти прутики поодиночке и разжечь ими меркнущий огонь своей цивилизации. Им надо расчленить Россию, чтобы провести её через западное уравнение и развязание, и тем погубить её: план ненависти и властолюбия. Будучи убеждённым православным монархистом, Иван Ильин осознавал, что возродить монархическую форму правления сразу после падения советской власти не представляется возможным. А потому выступал за временную национальную диктатуру, разумеется, не тоталитарную, но основанную на русском правосознании и возрождении христианского миропонимания. Также он пророчески предвидел хаос 1990-х, который возможно преодолеть только путём уже упомянутой русской национальной диктатуры: Когда после падения большевиков мировая пропаганда бросит во всероссийский хаос лозунг «народы бывшей России, расчленяйтесь!», то откроются две возможности: или внутри России встанет русская национальная диктатура, которая возьмёт в свои крепкие руки «бразды правления», погасит этот гибельный лозунг и поведёт Россию к единству, пресекая все и всякие сепаратистские движения в стране; или же такая диктатура не сложится, и в стране начнётся непредставимый хаос передвижений, возвращений, отмщений, погромов, развала транспорта, безработицы, голода, холода и безвластия. В те годы, когда Иван Александрович это писал, Советский Союз находился на пике своего могущества. Но мыслитель не обольщался: до самого конца земной жизни он продолжал борьбу за белое дело. В одном из своих последних писем он скажет: «Моё единственное утешение вот в чём: если мои книги нужны России, то Господь убережёт их от гибели; а если они не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России». Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему Иоанну и сотвори ему вечную память! #Белое_движение #Иван_Ильин #философия #история_России #Белая_эмиграция #патриотизм #национализм #будущее_России

Иван Александрович Ильин (28 марта (9 апреля) 1883, МоскваВ — 21 декабря 1954, Цолликон)В — русский философ, писатель и публицист, сторонник Белого движения и последовательный критик коммунистической власти в России, идеолог Русского общевоинского союза (РОВС).

В эмиграции стал сторонником так называемых монархистов-«непредрешенцев», тяготел к интеллектуальной традиции славянофилов и до самой смерти оставался противником коммунизма и большевизма.

Взгляды Ильина сильно повлияли на мировоззрение других русских интеллектуалов консервативного направления XX века, в числе которых Александр Солженицын.

Детство и юность

Семья

Родился в дворянской семье Ильиных.

Отец Ивана ИльинаВ — Александр Иванович Ильин (1851—1921), крестник императора Александра II, губернский секретарь, присяжный поверенный Округа Московской судебной палаты, с 1885 годаВ — владелец имения «Большие Поляны» в Рязанской губернии; гласный Пронского уездного земского собрания.

Мать Ивана ИльинаВ — российская немка Каролина Луиза Швейкерт фон Штадион (1858—1942), лютеранка, дочь коллежского советника Юлиуса Швейкерт фон Штадион (1805—1876), приняла православие (в замужествеВ — Екатерина Юльевна Ильина) после венчания в 1880 году в церкви Рождества села Быково Бронницкого уезда Московской губернии.

Братья:

  • Алексей Александрович Ильин окончил 5-ю Московскую гимназию. В июле 1899 года был зачислен на юридический факультет Московского университета, а в январе 1900 года переведён на 2-й семестр историко-филологического факультета, но вскоре подал прошение о разрешении посещать занятия и на юридическом факультете. 5 мая 1903 года получил выпускное свидетельство историко-филологического факультета. Одновременно прослушал полный курс на юридическом факультете, сдав все необходимые зачёты и экзамены.
  • Александр Александрович Ильин вначале поступил на физико-математический факультет Московского университета, а по окончании 2-го семестра 29 июля 1902 года в прошении ректору изложил просьбу о переводе на 1-й курс юридического факультета. В мае 1907 года был удостоен диплома 2-й степени.
  • Игорь Александрович Ильин по окончании рязанской 1-й гимназии в августе 1910 года поступил на юридический факультет Московского университета, в 1914 году был удостоен диплома первой степени и вступил в Совет присяжных поверенных округа Московской судебной палаты. Дипломное сочинение на тему «Примирение с Римом в царствование Юстина I и церковная борьба в царствование Юстиниана (518—565)» получило оценку «весьма удовлетворительно». 1 июля 1933 года Игорь Ильин обратился в архив МГУ с просьбой о выдаче справки об окончании юридического факультета, необходимой для представления в Бюро юрисконсультов при Московской прокуратуре.

Дед Ивана Ильина по отцуВ — Иван Иванович Ильин (1799—1865), полковник, инженер-строитель, участвовал в строительстве Большого Кремлёвского дворца, потом был его комендантом.

Тётка Ивана Ильина по отцуВ — Екатерина Ивановна Жуковская (переводчица, псевдоним «Д. Торохов», 1841—1913)В — жена публициста Юлия Галактионовича Жуковского (1822—1907); двоюродная сестра Ивана Ильина их дочьВ — писательница Наталья Юльевна Жуковская-Лисенко (1874—1940).

Другая тётка по отцуВ — Любовь Ивановна Ильина (ок. 1845—1922)В — была замужем за известным петербургским педагогом Яковом Григорьевичем Гуревичем, основателем и директором Гимназии и реального училища Гуревича, а такжеВ — педагогического журнала «Русская школа»; их дети (двоюродные братья и сестра И.В А.В Ильина)В — профессор медицины и автор многократно переиздававшейся «Общей врачебной техники» Григорий Яковлевич Гуревич-Ильин, педагог, литератор и (после смерти отца) директор гимназии Гуревича Яков Яковлевич Гуревич и писательница Любовь Яковлевна Гуревич, с которой И.В А.В Ильина связывала многолетняя дружба и переписка. Правнук Я. Г. и Л.В И.В ГуревичейВ — литературовед Ираклий Луарсабович Андроников (1908—1990).

По материнской линии Иван Александрович Ильин : Мать — Каролина Луиза Швейкерт (1858-1942) происходила из старинного немецкого рода. Приняла православие после венчания в 1880 году в Здесь венчались родители И.А.Ильина. (Современное фото из коллекции о. Валентина Дронова, нынешнего настоятеля этого храма.)»>Христорождественской церкви села Быково Бронницкого уезда Московской губернии с Александром Ивановичем и стала (урожденная Каролина Луиза Швейкерт) Ильины. 1880-е гг. (Из архива И. Л. Андроникова)»>Екатериной Юльевной Ильиной. И только ласковое имя Лина, бывшее в ходу в семье, напоминало об ее лютеранском происхождении.Отец Екатерины Юльевны — надворный советник Юлиус Швейкерт фон Штадион (1805-1876), родился в Виттенберге на Эльбе (по другим сведениям — в Саксонии, в г. Гримме) в семье врача; медицинское образование получил в Лейпцигском университете, где в 1831 году защитил докторскую диссертацию по гомеопатии. В 1832 году переселился в Россию в качестве врача в имении Надеждино князя Куракина. Прожив в России 10 лет, он в 1842 году держал при Московском университете экзамен на лекаря 2-го отделения, после чего был назначен врачом при Московском воспитательном доме. В 1853 году защитил при Московском университете диссертацию на тему «Pneumonia infantum» и был удостоен доктора медицины, получил дополнительную должность врача при гимназии и занимал их до назначения своего врачом Юлиус Швейкерт. Во внутренней церкви Марии Магдалины его дочь Каролина Швейкерт приняла православие. (Современное фото из коллекции Ю.Т.Лисицы.)»>Императорского Вдовьего Дома Московского Опекунского Совета. В течение всей своей медицинской деятельности был горячим поборником и распространителем гомеопатического метода лечения.Мать Екатерины Юльевны — Катарина Швейкерт фон Штадион (урожденная Кюстер) (1824-1890) похоронена вместе со своим мужем на Введенском кладбище; на том же кладбище похоронена и теща Юлиуса Швейкерта, которую он привез с собой из Германии, — Бромериус (Bromerius), пра-прабабушка Ивана Александровича.У Юлиуса и Катарины Швейкертов было восемь красавиц-дочерей; кроме Екатерины удалось установить имена еще двух — Аделаиды и Альмы. Известно, что Аделаида стала женой украинца Левковича. По рассказам матери Ивана Александровича другие ее сестры вышли замуж за представительных мужей — одна за Густава Листа — представителя фирмы Мерседес-Бенс в России, другая — за Василия Ртищева, дочь которых Екатерина вышла замуж за Николая Алексеевича Лебедева — военврача I ранга, третья — за врача прибалта Михаила Келдыша*.Вскрывая историю большого рода и семьи Ильиных-Швейкертов большей частью по надгробным памятникам и семейным преданиям, особенно сильно убеждаешься в истинности пушкинских строк:                    Два чувства дивно близки нам –                    В них обретает сердце пищу –                    Любовь к родному пепелищу,                    Любовь к отеческим гробам.У самого же Ильина из этого чувства выросло глубочайшее учение «О семье». «Так, — писал он в «Пути духовного обновления», — из духа семьи и рода, из духовного и религиозного приятия своих родителей и предков — родится и утверждается в человеке чувство собственного духовного достоинства, эта первая основа внутренней свободы, духовного характера и здоровой гражданственности. … А это означает, что семья есть первооснова родины».Иван Александрович был (Из семейного архива Ираклия Андроникова)»>третьим сыном четы Ильиных; его старшие братья  Алексей (1880-1913) и Александр (1882-?), младшие Иулий (1889-1901) и Игорь (1892-1937).Маленького Иоанна крестили 22 апреля 1883 г. в где был крещен И.А.Ильин (Из коллекции Ю. Т. Лисицы)»>церкви Рождества Богородицы за Смоленскими воротами. Ильины в это время жили недалеко от нее — на углу Ружейного переулка и Плющихи в доме почетного гражданина города Москвы купца Байдакова. Родители будущего философа были образованными и религиозными людьми и стремились дать детям хорошее воспитание и образование. Иван окончил с золотой медалью 1-ю Московскую классическую гимназию, среди питомцев которой следует назвать Н. С. Тихонравова, Вл. С. Соловьева, П. Н. Милюкова, и в 1901 году, как и все его братья, пошел по стопам отца и поступил на юридический факультет Императорского Московского  университета. Здесь он получил фундаментальную подготовку по праву; здесь же у него сложился глубокий интерес к философии. Более других его заинтересовал курс «Энциклопедии права» (Архив И. А. Ильина.)»>П. И. Новгородцева «как своего рода понятное введение в философию идеализма». На втором курсе Ильин заболел бронхитом и уехал лечиться на 3 месяца к родителям в деревню Большие Поляны. Он взял с собой «Историю древней философии» Виндельбанда, курс Новгородцева и Платона, подлинники в переводе Карпова. По его словам, «к весне Платон был им изучен и полюблен». На экзамене по Истории философии права ему достался билет о Платоне, и его последующий блестящий ответ определил его дальнейшую философскую судьбу в школе выдающегося ученого-правоведа проф. П. И. Новгородцева. Университет он закончил с дипломом первой степени. В сентябре 1906 года на заседании юридического факультета по предложению кн. Е. Н. Трубецкого был оставлен в университете для приготовления к профессорскому званию.Т. е. — простой вывод — предки Ильина никогда не захоранивались на иудейских кладбищах ни где … нет такого места. Главная Коллекция «Revolution» Философия Философские идеи Ильина И.А.

Изучение философских взглядов выдающегося русского философа, ученого-правоведа, государственного общественного деятеля, мыслителя, оратора и публициста Ивана Александровича Ильина. Русское «неогельянство» И.А. Ильина. Политическая и религиозная философия.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 22.01.2013
Размер файла 42,8В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д. PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах. Рекомендуем скачать работу.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 ноября 2020; проверки требуют 18 правок. Перейти к навигации Перейти к поиску

Иван Александрович Ильин
image
Дата рождения 28 марта (9 апреля) 1883
Место рождения Москва, Российская империя
Дата смерти 21 декабря 1954(1954-12-21)[1] (71 год)
Место смерти Цолликон, Швейцария
Страна image Российская империя/республика (1883—1917) image РСФСР (1917—1922) image Германия (1922—1933) image Германия (1933—1938) image Швейцария (1938—1954)
Научная сфера философия, правоведение
Место работы Московский университет, МГУ, Русский научный институт
Альма-матер Московский университет (1906)
Учёная степень доктор философии (1918)
Ученики С. А. Ахманов
Известен как философ, юрист, писатель, публицист
Подпись image
image Цитаты в Викицитатнике
image Произведения в Викитеке
 Медиафайлы на Викискладе

Ива́н Алекса́ндрович Ильи́н (28 марта [9 апреля] 1883 год[2], Москва — 21 декабря 1954, Цолликон) — русский философ, писатель и публицист, сторонник Белого движения и последовательный критик коммунистической власти в России, идеолог Русского общевоинского союза (РОВС), убеждённый приверженец принципа непримиримости в борьбе с коммунизмом.

В эмиграции стал сторонником так называемых монархистов-«непредрешенцев», тяготел к интеллектуальной традиции славянофилов и до самой смерти оставался противником коммунизма и большевизма. С 1923 по 1934 год работал в берлинском Русском научном институте.

Взгляды Ильина сильно повлияли на мировоззрение других русских интеллектуалов консервативного направления XX века, в числе которых Александр Солженицын[3][4][5]. Ильина называют одним из любимых философов В. В. Путина[6].

Биография

Семья

Родители Ивана Александровича — Александр Иванович и Екатерина Юльевна

Родился в дворянской семье Ильиных.

Отец Ивана Ильина — Александр Иванович Ильин (1851—1921), крестник императора Александра II, губернский секретарь, присяжный поверенный Округа Московской судебной палаты, с 1885 года — владелец имения «Большие Поляны» в Рязанской губернии; гласный Пронского уездного земского собрания.

Мать Ивана Ильина — российская немка Каролина Луиза Швейкерт фон Штадион (1858—1942), лютеранка, дочь коллежского советника, врача Вдовьего дома в Москве, первопроходца гомеопатии в России[7] Юлиуса Швейкерт фон Штадион (1805—1876), приняла православие (в замужестве — Екатерина Юльевна Ильина) после венчания в 1880 году в церкви Рождества села Быково Бронницкого уезда Московской губернии.

Братья:

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий