Почему знаменитый режиссер обижался на фамилию Невмерович-Вральченко?

Василий Михайлович Немирович-Данченко отметил юбилей, 80 лет. Это удивительно трудолюбивый человек, вся жизнь которого связана с театром. Проработал 54 года в МХТ, занимался написанием музыки для театра и кино, был дирижером и пианистом. Это удивительно творческая многогранная личность, которой удалось реализовать свой потенциал.

image

Краткая биографическая справка

Василий Немирович-Данченко родился в 1940 году, поступил учиться в Московскую консерваторию, получив образование в которой был принят на должность концертмейстера в Художественный театр. Позднее стал работать главным режиссером. Родившись в театральной семье, нося фамилию великого деда, он просто не мог связать свою жизнь с чем-либо, помимо театра.

Позднее стал автором и исполнителем заглавной роли в спектакле «Семь жизней Вл. И. Немировича-Данченко» и «Твой образ милый и далекий». В 1990 году получил почетное звание «Заслуженный артист РСФСР», в 1998 году был награжден Орденом Дружбы. В 2006-м стал заслуженным деятелем искусств РФ. На его счету и роль в спектакле «Человек-подушка» 2007 года.

image

О знаменитом деде

Известно, что Владимир Иванович Немирович-Данченко был необщительным человеком, был в близких отношениях с Москвиным и Чеховым. Однако в общении придерживался правил вежливости, обращался к собеседникам даже близким по имени-отчеству.

Как выглядит жена Константина Соловьева, ради которой он ушел от детей и супруги Бросил детей, которым не платит алименты. Кем оказался жених Анастасии Макеевой Сделала «уколы красоты»: как изменилось лицо Божены Рынской после процедуры

Возможно, Василий Михайлович унаследовал эту черту великого деда, он всегда вежлив, а выглядит аристократично и благородно.

Спектакль «Семь жизней» посвящен знаменитому предку, в качестве источников были использованы письма и документы. А название было заимствовано в одном из писем к Книппер, в котором Владимир Иванович указал, что проживает пятую или шестую жизнь, и это без учета детства. Он был драматургом и писателем, бросил все, начав работать в собственном театре. Потом последовала революция и вынужденная поездка в Америку, где в жизни Немировича-Данченко наступила новая пора, связанная с Голливудом.

Затем он вернулся в Москву, занялся работой в музыкальном театре. Получается, что он действительно прожил 7 жизней. Интересно, что о том, сколько жизней прожил сам Василий Михайлович, он даже не задумывался.

О семье

Василий Михайлович получил свое имя в честь старшего брата Владимира Ивановича, знаменитый дед лично попросил об этом мать Василия Михайловича. Но как он это сделал, по сей день остается загадкой — писать из-за границы, где проживал Василий Иванович, было в те времена невозможно.

Он выступил против большевиков, из-за чего стал персоной нон-грата. До 95 лет великий человек жил вдали от родины, в Праге, где есть улица, названная в его честь. В день смерти Василия Ивановича Немировича-Данченко в городе повесили черные флаги. В России же это событие прошло так, словно его и не было. Лишь спустя много лет творческое наследие было по достоинству оценено, перу Василия Ивановича Немировича-Данченко принадлежит около 300 произведений, при этом достаточно интересных.

Ученые создали роботизированную перчатку с искусственным интеллектом Не меняется с годами. Как выглядит Илона Броневицкая в 60 лет (новые фото) Ее боятся использовать: в Европе неохотно используют вакцину от AstraZeneca

О традициях

Семья Немировичей следует давним традициям. Например, в то время, когда жил Владимир Иванович, регулярно проводились семейные ужины, приуроченные к окончанию спектаклей. Дамы должны были надевать вечерние наряды. Эта традиция соблюдалась и отцом Василия Михайловича.

Своего великого деда он помнит плохо — в момент смерти мальчику было всего 3 года. Но в памяти его отложились светлые воспоминания, когда они всей семьей смотрели фильмы. Что это были за картины, Василий Михайлович не запомнил, но образ лебедей запал в его душу. Он сидел на стремянке, рядом стояло угощение — пирожное или клюква в сахаре.

Отца он помнит лучше, часть историй про деда сохранилась именно в воспоминаниях отца. Михаил Владимирович отличался аристократическими манерами, умел со вкусом одеваться, несмотря на сложные времена. Он получил образование в консерватории, стал скрипачом. С отцом он часто ездил за границу, даже снимался в Голливуде. При этом свое имя предпочитал скрывать, используя скромный псевдоним Мишель Дантон.

Как поточить ножницы: неожиданные способы применения обычной алюминиевой фольги КамАЗ отмечает 45-летие с момента выпуска первого грузовика серии Снежная ограда: в Великобритании появилась ледяная стена (фото)

Михаил Владимирович неплохо говорил по-английски и по-французски, предпочитал жить в отелях, а не снимать квартиры. Все, что связано с уборкой и походом по магазинам, было для него утомительно. Василий Михайлович помнит его как безупречно вежливого человека — видимо, эта черта присуща всем членам семьи.

О знаменитой фамилии

Оказалось, что звучная и известная фамилия не всегда помогала Василию Михайловичу в жизни, довольно часто, напротив, мешала.

Длительное время Немировичи оставались в тени Станиславского. Бытовало даже мнение, что они пытались помешать знаменитому театральному режиссеру. По воспоминаниям Василия Михайловича, за границей даже была издана книга, в которой его деда вывели в очень негативном образе, что не соответствовало действительности.

Сам Немирович-Данченко, несмотря на то что о нем говорили мало, был великим театральным реформатором. Многие были искренне удивлены, почитав его письма, в которых обнаружили довольно смелые для тех времен идеи.

Vladimir Nemirovich-Danchenko

Дата рождения 23.12.1858 Дата смерти 25.04.1943 Профессия театральный деятель Страна Россия, СССР

Один из основателей МХАТа, выдающийся режиссер-новатор. В области музыкальной режиссуры работал в 20-30 гг. Организовал при Художественном театре музыкальную студию, впоследствии преобразованную (1926) в музыкальный театр (ныне Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко). В годы студийной работы Немирович-Данченко ставил экспериментальные спектакли по классическим операм (в т. ч. «Травиату» в 1934, по новому либретто поэтессы В. Инбер). Был пропагандистом современного оперного искусства. В 1934 под его управлением осуществлена московская премьера «Катерины Измайловой» Шостаковича, он поставил также ряд других сочинений советских композиторов (Хренникова, И. Дзержинского). Немирович-Данченко — автор либретто к опере «Алеко» Рахманинова.

Е. Цодоков

реклама

вам может быть интересно

Лиза Делла Каза (Каса) Певцы Наталия Владимировна Трулль Пианисты

Публикации

К 100-летию МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко 19.12.2019 в 13:05

Фото из «ВЭС»

В 1873 году предпринял путешествие на Кольский полуостров, во время которого наблюдал за бытом местного населения и собирал саамский фольклор. Материалы поездки были положены в основу книги «Страна холода» (1877).

В 1876 году Немирович-Данченко посетил Аджарию, где назревало восстание против турецкого ига. Был военным корреспондентом во время русско-турецкой войны 1877—1878 (принимал участие в боевых действиях и был награждён солдатскими Георгиевским крестом), русско-японской войны 1904—1905, на Первой Балканской войне (1912—1913).

Масон. С 1906 года являлся одним из основателей масонской ложи «Возрождение» находившейся под эгидой Великого Востока Франции. Секретарь ложи при получении патента.

В чине ротмистра (старшинство с 7.11.1914 г.) инородческих войск, в Первой мировой войне 1914—1918 гг., на русско-германском театре сражений, а также посещал Англию, Францию и Италию в ходе войны, по результатам поездки опубликовал несколько статей. После Февральской революции посетил, вместе с А. И. Гучковым, заседание Донского Войскового Круга, неоднократно высказывался в поддержку атамана А. М. Каледина. С 1921 года — в эмиграции: сначала в Германии, затем в Чехословакии. В Праге был завсегдатаем кафе «Slavia» и «Deriberka». В Праге же был издан роман Немировича-Данченко «Бедная Инес».

Творчество

Василий Немирович-Данченко, 1906 год.

С конца 1860-х годов начал печататься в «Отечественных записках», «Вестнике Европы» и других изданиях художественно-этнографические очерки, выходившие позднее отдельными изданиями («За Северным полярным кругом», «Беломорье и Соловки», «У океана», «Лапландия и лапландцы»). Отличался высокой плодовитостью. Автор многочисленных очерков и описаний многочисленных путешествий — «Страна холода» (1877), «По Германии и Голландии», «Очерки Испании» (1888), «Земля Марии Пречистой», «Кама и Урал» (1890) и многие другие.

В ходе русско-турецкой войны сотрудничал с газетой «Новое время», начиная с русско-японской был постоянным представителем газеты «Русское слово» в действующей армии.

Титульная страница журнала «Природа и люди» за 22 октября 1915 года со статьёй П. В. Быкова о В. И. Немировиче-Данченко. На фото: Писатель на позициях в Манчжурии в 1904 году.

Военные корреспонденции в переработанном виде составили книгу «Год войны 1877—1878. Дневник русского корреспондента» (т. 1-3, Санкт-Петербург, 1878—1879). Впечатления турецкой кампании дали материал для военных романов «Гроза» (1880), «Плевна и Шипка» (1881), «Вперёд» (1883). Автор бытовых рассказов и романов («Кулисы», 1886, и другие). Выпустил также сборник «Стихотворения» (1882), мемуарную книгу «На кладбищах» (1921).

В отличие от своего брата, Василий Немирович-Данченко не принял революции и в 1922 году эмигрировал, хотя в стихотворении «Грозы», написанном в 1901 году, он, призывая к обновлению страны, не боялся неизбежных гроз и громов. «Немирович-Данченко ненавидит деспотов, тиранов, утеснителей человечества, владык и слуг „царюющего зла“, в каких бы формах и личинах оно ни вторгалось силою, ни вкрадывалось обманом. Он ненавидел железнорукую автократию Александра III, ненавидит человеко-истребительный, безбожный большевизм», — писал в 1934 году о маститом литературном старце А. В. Амфитеатров.

За весь период творческой деятельности Василия Немировича-Данченко было опубликовано более 60-ти томов его произведений, а его кавказские очерки были отмечены даже Львом Толстым.

23 декабря 1858 родился известный режиссер и драматург Владимир Иванович Немирович-Данченко. Выходец из украино-армянской семьи, Владимир Иванович хотел создать принципиально новый театр, в котором каждый актер раскроет собственное «Я». И ему это удалось

 5 фактов о драматурге

 Писать пьесы и увлекаться театром Немирович-Данченко начал еще в школе. В 4 классе он написал свои первые пьесы и начал заниматься в театральном кружке.

 Владимир Иванович не имел профильного творческого образования. Драматург учился на физико-математическом и юридическом факультетах Московского университета.

Рассказы Владимира Ивановича не нашли отклика у критиков: их называли подражательством Чехову. Но пьесы, написанные драматургом, имели большой успех: их ставили в Малом и Александрийском театрах, а затем и на многих провинциальных сценах.

Вместе с Константином Станиславским в 1898 году основал Московский Художественный Театр (позже МХАТ). Оба театральных деятеля считали, что театр находится в упадке и нужно искать нечто новое. Так Станиславский и Немирович-Данченко стали инициаторами коренных изменений в театральном искусстве. К знаменитым совместным постановкам относятся чеховские «Чайка» (1898), «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1904) и горьковская пьеса «На дне» (1902). Как все новое, творчество драматургов находило множество критики: так Михаил Булгаков весьма иронически описывает двух режиссеров в своей книге «Театральный роман».

Владимир Немирович-Данченко (справа) и Константин Станиславский

Владимиру Ивановичу довелось поработать в Голливуде. Вместе с труппой МХТ Немирович-Данченко отправился на гастроли в Америку, где ему предложили контракт. Режиссер написал несколько сценариев, но ни один из них не был пущен в производство.

Умер великий драматург в 1943 году от сердечного приступа. Могила режиссера находится на Новодевичьем кладбище.

Владимир Иванович Немирович-Данченко, оказавшись в Новосибирске, пошел в тамошний театр оперы и балета посмотреть балет «Пламя Парижа»  – о французской революции. Во время спектакля сидевший рядом с ним старик с окладистой бородой толкнул Немировича-Данченко локтем и по-свойски спросил: «Слушай, что они все пляшут да пляшут, а петь-то когда начнут?» Не расположенный к фамильярности Владимир Иванович сухо ответил: «Это балет. В балете петь не принято». Но в следующую минуту на сцене вдруг запели Карманьолу: таков был замысел постановщика! Сосед заметил Немировичу-Данченко с некоторым пренебрежением: «А ты, дед, видать, тоже, как и я, первый раз в театре…»

Василий Немирович-Данченко
Василий Немирович-Данченко в 1912 году
Родившийся ( 1845-01-04 ) 4 января 1845 г. Тифлис
Умер 18 сентября 1936 г. (1936-09-18) (91 год) Прага

Василий Иванович Немирович-Данченко ( русский : Васи́лий Ива́нович Немиро́вич-Да́нченко , родился 23 декабря (4 января) 1845 г., Тифлис (ныне Тбилиси , Грузия ), Российская империя — умер 18 сентября 1936 г., Прага , Чехословакия ), русский писатель , публицист. , журналист , мемуарист , брат известного театрального режиссера Владимира Немировича-Данченко . Василий Немирович-Данченко, самый плодовитый писатель Российской империи конца XIX — начала XX века, опубликовал более 250 книг; он был широко популярен среди широкой читающей публики, но не имел особого успеха у основных критиков.

биография

Ранние годы

Василий Немирович-Данченко родился в Тифлисе, в семье офицера русской армии, базировавшегося на Кавказе . Воспоминания о раннем детстве легли в основу многих его более поздних книг, в частности, посвященных Кавказским войнам ( роман «Забытая крепость» , 1895, Плен Гаврюшки , 1917). Стихи начал писать еще будучи студентом 1-го московского кадетского корпуса (1854–1863). В 1860-х годах он стал членом петербургского литературного кружка Софьи Мей ( жены поэта Льва Мея ). Именно в модном журнале, который она редактировала, Немирович-Данченко опубликовал свои первые стихи в 1865 году.

В начале 1870 года Немировича-Данченко выслали в Архангельск (некоторые биографы предполагали, что это произошло из-за хищения, но точная причина осталась невыясненной). Оттуда он написал письмо Алексею Некрасову , жалуясь на перенесенную несправедливость. Последний проявил интерес к молодому поэту и опубликовал пять его стихов в журнале « Отечественные записки» (№ 11, 1871, подпись Д.) под названием « Песни павших» . Репутация журнала была такова, что Немировичем-Данченко и его документальной прозой проявили интерес несколько «толстых» журналов. Его сборники очерков ( За полярным кругом , 1876; Из океана: Очерки , 1874; Соловки: Воспоминания о путешествии с прихожанами , 1874), полные оригинальных этнографических материалов, написанных в увлекательной, живой манере, стали очень популярными и впоследствии стали популярными. переиздан в виде сборников. «Кто автор этих статей о Соловецком монастыре в Вестнике Европы ? Они превосходны,» спрашивает Иван Тургенев в Стасюлевич , редактор главного журнала.

Карьера

Немирович-Данченко опубликовал большинство своих романов, рассказов и детских книг в 1870-х годах. Последовала более новая серия документальных фильмов ( «Скованные странники» , 1877), но на этот раз критика была более прохладной. Николай Михайловский , отдавая должное автору за «некоторый талант» и «свободное владение стилем», критиковал его за то, что он слишком броский и «показной в привлечении внимания». Именно этот аспект прозы Немировича-Данченко сделал ее очень популярной среди читателей и непопулярной среди рецензентов. Получив репутацию «туристического писателя» и «этнографического корреспондента», он провел годы, путешествуя по России и за рубежом. Собранный этнографический материал широко использовался в его позднейшей художественной литературе (романы « Контрабандисты» , 1892, «Великий старик» , 1898 и др.).

С началом русско-турецкой войны (1877–1878) впервые в истории России корреспонденты газет были приняты в боевую армию. Немирович-Данченко ездил на Балканы в качестве корреспондента Нового Времени (The New Times). Его отчеты были опубликованы под псевдонимом «Шесть» и позже вошли в первую часть сборника « Один год войны»

. Он принимал участие во всех ключевых боевых действиях и был награжден Георгиевским крестом , обычно предназначенным для героических солдат. Его цикл военных романов: Гроза (Гроза, 1879), Плевна и Шипка (Плевна и Шипка, 1881), Вперед! (Вперед !, 1883), а также многочисленные повести и рассказы были основаны на его опыте корреспондента.

Общей чертой романов Немировича-Данченко была их «перенаселенность»; в них было огромное количество персонажей, по большей части расплывчатых и неразвитых. Однако в чем он был исключительно хорош, так это в изображении женщин типа «сестры милосердия», которые находили свое призвание в жизни в евангельском самопожертвовании. Некоторые критики утверждали, что большинство книг Немировича-Данченко того времени вряд ли были романами в обычном смысле этого слова: огромные по размеру (в среднем по 700 страниц каждая), они, по сути, были просто длинными последовательностями сцен, связанных между собой не одной цепочкой. сюжетная линия, но главные герои появляются то тут, то там.

Книга военных мемуаров « Скобелев: как я его вспомнил» (Скобелев. Личные воспоминания и впечатления, 1882), в которой главный герой — легендарный генерал русской армии и герой турецкой войны Михаил Скобелев , а также множество бесценных документальных фильмов и первых фильмов. Исторический материал, написанный в увлекательной манере, стал широко популярен — для разнообразия и среди критиков. Именно генерал Скобелев послужил прообразом еще одного известного романа Немировича-Данченко — « Семья богатырей».

В 1882 году Немирович-Данченко опубликовал свой первый сборник стихов. В 1880–90-е годы вышло несколько его романов и рассказов (в журналах « Русская мысль» , « Север» , « Наблюдатель» и многих других), главной темой которых был «мир финансового капитала». Эти книги были посвящены банковским кризисам, финансовым махинациям, биржевым спекуляциям, отмыванию денег, темным сторонам массовых инвестиций в железнодорожный бум и темному миру концессий и акционерных компаний ( The Lights on Moors , 1903; Slastyonov’s Millions , 1893). ; Бриллианты Трамп!, 1894, Биржевые цари , 1886). Эти чрезвычайно динамичные и полные действия, эти романы были пропитаны убийствами и самоубийствами, имели буйные и нелепые финалы и вызывали насмешки со стороны серьезных критиков, считая их полностью фарсом. Еще больше этот недостаток проявился в романтической прозе Немировича-Данченко (« Два дневника» , 1901, «Признание женщины» , 1889, « На разных дорогах» , 1894), где тема супружеской неверности является общим лейтмотивом. Некоторые романы Немировича-Данченко о «бедах маленького человека» ( «Пир волков» ) снискали расположение левой прессы; «Русская Мысль» поддерживала автора, «полного глубокой любви к человеку» и несущего «веру в вечный свет Божий, наполняющий человеческие души».

Одной из самых успешных книг Немировича-Данченко был роман « Майор Бобков и его сироты» о человеке высочайших нравственных норм, который всю свою жизнь посвящает воспитанию детей-сирот, отказываясь от всего ради их счастья. Опять-таки, это задело струны души тех критиков, которые в остальном относились к автору скептически. «Русское Богатство» писало о «оригинальной и красивой сюжетной линии повести», а аким Волынский, известный своими суровыми суждениями, сочувственно писал об этой панике «скромному, самоотверженному человеку, эгоистично трудящемуся для счастья других людей. . »

Когда в начале 1904 года разразилась русско-японская война , Немирович-Данченко отправился в Маньчжурию в качестве военного корреспондента « Новое слово» . Он прибыл в Порт-Артур вместе с партией боеприпасов незадолго до начала осады Порт-Артура . Находясь в крепости, в первый год своей миссии он опубликовал там 350 отчетов, имевших «поразительный успех». Немирович-Данченко снова служил корреспондентом в Первую мировую войну . Его популярность среди читателей никогда не ослабевала; Незадолго до эмиграции в 1921 году рецензент Вестника литературы охарактеризовал его как «одного из лучших наших стилистов» и «мастера поэзии в прозе», чьи «книги неизменно являются одними из самых востребованных в библиотеках».

Немирович-Данченко был одним из самых плодовитых писателей в истории русской литературы, опубликовав за свою жизнь более 250 книг. Дмитрий Григорович писал о нем: «… Каким бы прекрасным романистом был Василий Иванович, если бы он вместо сорока томов написал, скажем, шесть. Это человек необычайного таланта».

В 1921 году Василий Немирович-Данченко эмигрировал в Германию, затем переехал в Чехословакию, где умер в Праге в 1936 году.

Английские переводы

  • Личные воспоминания генерала Скобелева , Аллен, Лондон, 1884 г. из Archive.org
  • С дипломом и вихрем , Монсель, Лондон, 1915 г. из Archive.org
  • Крестьянские сказки России , Макбрайд, Нью-Йорк, 1918. из Archive.org

Рекомендации

внешняя ссылка

image Викискладе есть медиафайлы по теме Василия Немировича-Данченко .
  • Работы Василия Немировича-Данченко в Project Gutenberg
  • Работы Василия Немировича-Данченко или о нем в Internet Archive
  • Работы Василия Немировича-Данченко в LibriVox (аудиокниги в

    свободном

    доступе) image

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий