Поль Сезанн краткая биография

19 января исполняется 180 лет со дня рождения Поля Сезанна — художника, представителя постимпрессионизма и автора более 800 картин, который нещадно расправлялся со своими работами, то и дело сжигая, разрывая и даже выбрасывая их из окна.image image Автопортрет, 1875 год. Фото: wikipedia.org

Тайком расписывал стены в имении отца

Влечение к живописи у Сезанна проявилось еще в раннем возрасте. Его отец — владелец банка, любовь сына к рисованию всерьез не воспринимал, пророча ему будущее банкира. По иронии судьбы именно отец, с которым впоследствии у Поля часто возникали разногласия, ссоры и недопонимание по поводу его увлечения живописью, подарил ему первый набор красок.

Кстати сказать, позже отец, пусть ненадолго, все-таки добился того, чтобы Сезанн-младший занялся бухгалтерией. Но, свободолюбивая натура художника трудно поддавалась муштровке, поэтому, сидя за бухгалтерской книгой, он расписывал ее поля рисунками и нелепыми стишками. А порой и надолго исчезал из конторы, убегая в «Убежище ветров», где расписывал стены зала.

Использовал ботинки в качестве подушки

читайте также—> —> Художник Василий Нестеренко привез из Сирии картину на репинский сюжет

Сезанн за работой очень трепетно относился к внешним факторам: его отвлекали посторонние звуки, а погода непременно должна была быть «светло-серой». Зато в быту был непритязателен. Во время прогулок он не раз засыпал на скамье неподалеку от Люксембургского сада. А так как он опасался, что бродяги могут стянуть с него ботинки во время сна, он использовал их в качестве подушки.

Между тем, такая его предусмотрительность по отношению к вещам никоим образом не распространялась на бережливое использование средств. Амбруаз Воллар, утверждал, что у Сезанна была привычка потратить все деньги, которые водились у него в кармане, прежде, чем он ляжет спать. Однажды он сказал Золя, который назвал его транжирой: «Черт возьми, ты что же хочешь, чтобы, если я умру сегодня ночью, мои родители получили наследство?».

Подписывал работы как «ученик Писсарро»

Несмотря на то, что Писсарро оказал большое влияние на творчество Сезанна, помог ему освоить новые техники и переосмыслить способ восприятия пейзажа, он не смог увлечь его идеями импрессионизма. Сезанн, переняв от Писсарро лучшее, решил развивать в живописи личное «я». Тем не менее, Поль с благодарностью относился к урокам мэтра и до конца жизни подписывал работы, прибавляя к своему имени «ученик Писсарро».

Писсарро был одним из немногих, твердо уверенных в успехе и таланте Сезанна. Вплоть до 55 лет единственным покупателем картин Поля был коллекционер Ива Танга. Лишь, когда в 1894 году он умер, и работы Сезанна стали распродаваться на аукционах, творчество художника оценил Амбруаз Воллар, который организовал первую персональную выставку из 150 его работ.

Его картины называли «пистолетная живопись»

Сезанн не был «поклонником» своих современников, художников-постимпрессионистов. Однажды Ван Гог, продемонстрировав ему картины, услышал: «Откровенно говоря, это живопись сумасшедшего».

Примечательно, что манеру живописи самого Сезанна многие критики называли «пистолетной». Считалось, что художник создает свои работы, стреляя в белое полотно из пистолета, который до отказа заряжен различными красками.

Писал под проливным дождем и умер за работой

читайте также—> —> В Доме Гоголя открылась выставка «Отцы и дети»

Сезанн отдавался своей деятельности без остатка, и, желая довести картину до идеала, часто жертвовал не только силами и душевным спокойствием, но и здоровьем.

Одной из причин его смерти стала страстная увлеченность работой. Во время написания этюда, его застала гроза, но изменившиеся погодные условия не смутили художника, который продолжал творить под проливным дождем около двух часов. Возвращаясь с пленэра, он потерял сознание. Неизвестно сколько времени Поль провел в забытье, домой его доставила проезжавшая мимо повозка, которая подобрала его у дороги.

На следующий день, несмотря на болезненное состояние, он отправился в сад, чтобы дописать этюд, но во время работы упал в обморок. Через несколько дней Поля Сезанна не стало. Художник во всем — он умер за работой.

Культура Арт Живопись

О художнике Поле Сезанне современники писали как о человеке мрачном и нелюдимом. Но в этой грубоватой оболочке жила душа, жаждавшая открыть тайны мира, и для Сезанна на многие годы стал основным вопрос: есть ли в природных объектах нечто неизменное, общее?

Поль Сезанн. Картины художника

Поль Сезанн. Гора Сент-Виктуар

1882-1885 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Поль Сезанн отталкивается от импрессионизма, но стремится запечатлеть не мимолетное, а вечное. Отсюда его «геометричные» мазки и поиск правильных форм в природе.

Поль Сезанн. Гора Сент-Виктуар и черный замок

1904—1906 гг. Художественный музей Филадельфии

Как и его предшественники импрессионисты, Сезанн рисовал один и тот же объект по много раз. Но добивался он не достоверного отображения изменений, а выделения неких общих, неизменных основ. Отсюда особенности его техники: художник разлагает живописное пространство на цветные плоскости и объемы, хорошо видные на полотне. Впоследствии этот прием будут развивать кубисты и доведут его до логического завершения!

Поль Сезанн. Деревья в парке

1886-1887 гг. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

В картине очень ярок контраст между двумя мирами, между двумя ощущениями: тенистая сырость парка, на краю которого как бы стоим мы с вами, — и ярко освещенный дворик перед зданием на втором плане, бархат зеленой листвы — и тяжесть нагретых солнцем каменных стен. От первого плана, от деревьев и песчаных дорожек наш взгляд следует к постройкам и переходит на склоны холма за ними… А дальше — линия холмов почти сливается с небосклоном в сиянии яркого летнего дня.

Поль Сезанн. Убийство

Ок. 1870 г. Галерея искусств Уокера, Ливерпуль

В ранних работах Сезанна, таких как эта, многим видится влияние старых мастеров: Веронезе, Тинторетто, из более поздних — Делакруа. Бурная эмоциональность, мрачные сюжеты, сложная прихотливая композиция — именно таков был творческий поиск художника в 1860-х — 1870-х годах. Что касается картины «Убийство», сложно судить, была ли это иллюстрация к какому-либо художественному произведению или самостоятельный сюжет. Полотно производит сильное впечатление даже без привязки к литературной основе.

Поль Сезанн. Три груши

1878-1879 гг. Национальная галерея искусства, Вашингтон

Творчество Сезанна, не получившего никакого систематического художественного образования и творившего в основном «по наитию», ныне очень интересует даже самых серьезных искусствоведов: ведь Поль Сезанн относился к тем немногим художникам, которые пытались в своем творчестве соединить новаторский подход к живописи и безоговорочное уважение к классическим приемам творчества, сложившимся много веков назад. Именно это сочетание — свободы, индивидуальности и определенных канонов — так привлекает в его произведениях.

Поль Сезанн. Натюрморт, ваза с цветами

1902-1903 гг. Национальная галерея искусства, Вашингтон

Сезанн восставал против «оголтелого экспериментаторства» в живописи, называя яркие картины своих современников-постимпрессионистов аппликациями. Художник был уверен, что возможность создать иллюзию объема, представить на полотне мир, подобный реальному, — одно из важнейших завоеваний искусства. Но в то же время он считал, что можно, как в этой картине, сознательно пожертвовать некоторыми законами перспективы и построения композиции ради новой общей гармонии.

Поль Сезанн. Дом доктора Гаше

Ок. 1873 г. Музей д’Орсе, Париж

Поль-Фердинанд Гаше — очень интересный персонаж. Будучи профессиональным врачом, он лечил Ван Гога (сохранились два варианта портрета доктора работы нидерландского живописца), был лично знаком со многими знаменитыми художниками того времени и сам на любительском уровне занимался живописью. Поэтому нет ничего удивительного в том, что дом Поля Гаше в Овер-сюр-Уаз был хорошо известен всей французской богеме.

Поль Сезанн. Вид на Овер

Ок. 1874 г. Художественный институт Чикаго

Не правда ли, по сравнению со многими другими ранними работами Сезанна это очень светлое и теплое произведение? Вид с горы на маленький городок живо вызывает в памяти иллюстрации к сказкам, где действие происходит где-то «в некотором государстве». Цветущие растения на первом плане, черепичные красные крыши, легкие облака на небе и уходящие за горизонт поля — все это создает ощущение умиротворения, радости и покоя, заставляет вглядываться в небольшую картину снова и снова.

Поль Сезанн. Ландшафт близ Парижа

Ок. 1876 г. Национальная галерея искусства, Вашингтон

В этом произведении художник пока еще не проявляет результатов своего творческого поиска в области математической основы мироздания: прямоугольные мазки, деревья и скалы кристаллической формы появятся чуть позже. Пока он пробует себя скорее в рамках бытовавшего тогда импрессионизма, создавая на полотне точное отображение теплого дня с рассеянным солнечным светом. И ему это удается!

Поль Сезанн. Портрет отца художника Луи-Августа Сезанна за чтением

1866 г. Национальная галерея искусства, Вашингтон

Отношения с отцом у художника были сложными. Луи-Август Сезанн, начинавший с работы в шляпной мастерской, благодаря своей оборотистости смог заработать состояние и стать банкиром. Сына он считал не то чтобы совсем неудачником, но не видел в художественном ремесле особой чести. И в «Портрете отца художника» отразилась неоднозначность отношений. На первый взгляд — просто благообразный господин, читающий газету. Но в выражении лица просматривается что-то глумливое.

Поль Сезанн. Горы во французском Провансе

1878-1880 гг. Национальный музей Уэльса

Здесь уже проявляется стремление художника вывести на первый план геометричность окружающего мира. Уже в наше время высказывалась версия, что впечатлительный и нелюдимый Поль Сезанн страдал чем-то наподобие аутического расстройства, и поиск закономерностей в природе был для него попыткой упорядочить окружающее, что для людей с такими особенностями очень важно. Впрочем, это не более чем предположение.

Поль Сезанн. Мост Майнси

Ок. 1879 г. Музей д’Орсе, Париж

Вся жизнь Поля Сезанна — это непрерывный поиск особой гармонии и логики природы. По его мнению, и человек, и деревья, и животные подчинены этой особой логике, и, проникнув в суть вещей, мы найдем там основные формы мироздания: цилиндр, сферу, круг… Художник стремится отбросить все мелкое, сиюминутное и оставить только неизменное и вечное. Композицию своих полотен он просчитывает по много часов, от натурщиков требует абсолютной неподвижности, а главным достоинством своих работ считает логику, лаконизм и строгий порядок. Если это портрет— Сезанн выводит на первый план основательность и достоинство. Если пейзаж — «конструктивизм» и гармоничность. Сезанн оказал влияние на все искусство XX века!

сезанн поль

энциклопедический словарь

Сеза́нн Поль (Cézanne) (1839-1906), французский живописец. Один из основоположников постимпрессионизма. В натюрмортах, пейзажах, портретах стремился выявить с помощью градаций чистого цвета, устойчивых композиционных построений неизменные качества предметного мира, его пластическое богатство, логику структуры, величие природы и органическое единство её форм («Берега Марны», 1888; «Персики и груши», 1888-90).

* * *

СЕЗАНН Поль — СЕЗА́НН (Cezanne) Поль (1839-1906), французский живописец. Представитель постимпрессионизма (см. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ) . В натюрмортах, пейзажах, портретах стремился выявить с помощью градаций чистого цвета, устойчивых композиционных построений неизменные качества предметного мира, его пластическое богатство, логику структуры, величие природы и органическое единство ее форм («Берега Марны», 1888; «Персики и груши», 1888-90).

* * *

СЕЗА́НН (Cezanne) Поль (19 января 1839, Экс-ан-Прованс — 22 октября 1906, там же), французский живописец.

Юность. Годы учения

Учился в коллеже в Эксе вместе с Э. Золя (см. ЗОЛЯ Эмиль), с которым впоследствии долго был дружен. После завершения учебы в 1858 работал в конторе своего отца — провинциального финансиста, одновременно посещал Муниципальную школу рисования. В 1861 Сезанн впервые отправляется в Париж, проваливается на вступительных экзаменах в Школу изящных искусств. После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвращается в Париж, посещает т. н. академию Сюиса (1862-65), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуру. Внимательно следит за художественной жизнью, посещает знаменитое кафе Гербуа, в котором часто собираются художники. Среди кумиров современности — Э. Делакруа (см. ДЕЛАКРУА Эжен) и Г. Курбе (см. КУРБЕ Гюстав). Копировал картины старых мастеров в Лувре, преимущественно Веронезе (см. ВЕРОНЕЗЕ Паоло), Тинторетто (см. ТИНТОРЕТТО Якопо), Караваджо (см. КАРАВАДЖО Микеланджело), Креспи (см. КРЕСПИ Джузеппе Мария) . Специального художественного образования Сезанн не получил и был самоучкой, так как не желал подчиняться догмам академического искусства.

Сезанн, Мане и импрессионисты

Через Золя знакомится с художниками Э. Мане (см. МАНЕ Эдуар), а также К. Писсарро (см. ПИССАРРО Камиль), К. Моне (см. МОНЕ Клод), О. Ренуаром (см. РЕНУАР Огюст) и др., будущими представителями импрессионизма (см. ИМПРЕССИОНИЗМ). Участвовал в выставках импрессионистов 1874 и 1877, однако не разделял их установки на фиксацию мимолетных состояний природы. Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал («Завтрак на траве», 1869-70, частное собрание, Париж; «Новая Олимпия», Музей д»Орсе, Париж), Сезанн хотел следовать традициям старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра (см. ЭНГР Жан Огюст Доминик) он даже подписал два декоративных панно «Весна» и «Осень» (1859-62, Пти Пале, Париж).

Ранний период (1860-гг.)

Творчество этого периода имеет ярко выраженный романтический характер: сцены насилия («Убийство», 1867-70, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрморты типа «суета сует» («Натюрморт с черепом и подсвечником», 1865-67, частное собрание, Швейцария), эротические видения («Оргия», 1864-68, частное собрание, Париж). Произведения Сезанна трудно датировать, так как он редко выставлялся и не ставил сам дат на холсте. В числе значительных работ раннего периода — «Портрет отца» (1867 (?), частное собрание), довольно большого размера (198 · 118 см). Видимо, этот портрет должен был доказать отцу, что художник окончательно утвердился в выборе своей профессии. В «Девушке у пианино» (ок. 1869, Эрмитаж) изображены сестра и мать художника, пустующее кресло должно напоминать об отце. В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ в. (другое название картины — «Увертюра к Тангейзеру»). На рубеже 1860-70 гг. начинается тема «купальщиц» и «купальщиков», которая станет важной в последующие десятилетия.

Творчество 1870-х гг.

В начале 1870-х гг. Сезанн сближается с Мари-Гортензией Фике, вскоре рождается сын Поль (это будущие модели художника). Семья живет в Понтуазе и Овере близ реки Уазы, где складывается, помимо Аржантея, еще одна «малая столица импрессионизма»; тут работают Писсарро и Гийомен. Под влиянием Писсарро художник начинает писать этюды на пленэре (см. ПЛЕНЭР) , овладевает техникой мелкого мазка. Наиболее импрессионистическая картина этого периода — «Дом повешенного» (1873, Музей д»Орсе, Париж). Уроки Писсарро были важны и потому, что он уделял большое внимание пространственной организованности пейзажа. Сезанн желал конструировать мир, передавать его устойчивые, непреходящие черты; его не интересовали динамика окружающей среды и изменчивость цвета в атмосфере. Свой творческий принцип, выработанный им во 2-й половине 1870-х гг., он назвал «воплощением», реализацией.

Пространственные планы мало интересуют Сезанна, он стягивает все изображение в единое живописное поле, так что отдельные перспективные зоны как бы наплывают друг на друга, сливаются. Порой он использует приемы обратной и сферической перспективы. Абсолютно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны. Увлекаясь все более акварельной живописью, он переносит отдельные ее приемы и в технику масляной живописи, пишет на белых, специально негрунтованных холстах, красочный слой становится у него все более облегченным, как бы светящимся изнутри. Краски Сезанна — это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, голубого и охристого) и, естественно, белого. Лепка форм становится лаконичнее, конструктивно обобщеннее.

Автопортреты и натюрморты

В 1870-е гг. начинается серия автопортретов. От «Автопортрета в фуражке» (ок. 1874, Эрмитаж) с его некоторой «диковатостью» и «японизацией» изображения глаз он переходит к созданию обобщенных образов («Автопортрет», ок. 1880, частное собрание, Винтертур). В натюрморте «Ваза с фруктами» (1878, частное собрание, Париж) зритель видит вазу как бы в профиль и одновременно несколько сверху. Совмещение разных точек зрения на объект при его изображении — излюбленный прием Сезанна.

В отличие от импрессионистов, любивших изображать прогулки и пикники на природе, у Сезанна никогда в ландшафтах не видно людей; его многочисленные пейзажи, исполненные в Понтуазе, пустынны; более того, в желто-охристых кристаллах домов словно не подразумевается жизнь; это некие саркофаги духа среди пышной южной растительности. Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила. Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией. Частым мотивом его пейзажей становится с 1880-х гг. гора Сент Виктуар, видная из окон и с террасы его мастерской в пригороде Экса, где художник жил до конца жизни, получив прозвище «отшельник из Экса».

Поздний период

На рубеже 1880-90 гг. Сезанн все больше увлекается т. н. фигурными жанрами. Композиция «Пьеро и Арлекин» (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику «марди гра» — последнему дню карнавала перед постом. Пять вариантов композиции «Игроки в карты» (1890-92, возможно, 1890-96) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея. В середине 1890-гг. Сезанн начинает работать над портретами («Портрет А. Воллара», 1899, Пти Пале, Париж; «Портрет Г. Жеффруа», 1895, Музей д»Орсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. Многие холсты позднего Сезанна остались незаконченными, в т. ч. и его итоговая композиция «Большие купальщицы» (1898-1905, Музей искусств, Филадельфия), призванная завершить большой цикл и ритмически строго выверенная. Сезанн писал свои обнаженные натуры по воображению, фигуры его часто деформированы, экспрессивны, поставлены в надуманные позы и группы.

Слава приходит к Сезанну в конце жизни. В Экс начинается паломничество художников, коллекционеров и критиков. Воздействие его искусства сказалось на творчестве П. Гогена (см. ГОГЕН Поль) и художников группы «Наби» (см. НАБИ), фовистов (см. ФОВИЗМ) и кубистов (см. КУБИЗМ), русских «сезаннистов» из «Бубнового валета» (см. БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ) . Сезанна рассматривали порой как «художника для художников» и представителя «чистой живописи», иногда же, напротив, как создателя своего рода философской концепции мира и искусства.

энциклопедия кольера

СЕЗАНН Поль (Cezanne, Paul)

(1839-1906), выдающийся французский живописец-постимпрессионист; его смелые эксперименты с формой и цветом оказали огромное влияние на развитие искусства 20 в. Сезанн родился в городке Экс-ан-Прованс 19 января 1839. В 1863 он приехал в Париж вместе с Эмилем Золя, своим школьным другом. В Париже Сезанн готовился к поступлению в Школу изящных искусств, однако не прошел по конкурсу. Его ранние работы драматичны по сюжету и имеют несколько причудливый рисунок; они выполнены под влиянием Гюстава Курбе и Оноре Домье. Вскоре через Камиля Писсарро он познакомился с более молодыми художниками круга Эдуарда Мане и заинтересовался новыми методами пленэрной пейзажной живописи. Два лета, 1872 и 1873, Сезанн провел в Овер-сюр-Уаз вместе с Писсарро, из живописного метода которого перенял более яркую палитру и более упорядоченное наложение мазков. На первой выставке импрессионистов в 1874 художник представил картину Дом повешенного (1873, Париж, музей Д’Орсе). Он избрал для своей работы обычный пейзажный мотив, но в его трактовке явно вышел за рамки увлечения импрессионистов исследованием еле уловимых изменений воздушной среды. Здесь автора прежде всего интересовали точность рисунка и передача трехмерной структуры предметов и пространства.

ПОЛЬ СЕЗАНН. ГОРА СЕНТ-ВИКТУАР

ПОЛЬ СЕЗАНН. ИГРОКИ В КАРТЫ

До конца 1870-х годов Сезанн писал виды Иль-де-Франса, продолжая работать в близком импрессионизму стиле, а также изучал живопись старых мастеров в Лувре. Он пытался сочетать яркую палитру импрессионистов с жесткой структурностью объемного рисунка. Художник считал, что нужно вернуться к классицизму через природу, т.е. дополнить академический способ построения композиции наблюдением цветовых закономерностей, познание которых осуществляется при работе с натуры. После третьей выставки импрессионистов в 1877, на которой Сезанн выставил 17 картин, он вышел из группы и в 1879 уехал в Экс, где прожил до конца своих дней. В стремлении «осознать свои ощущения» от наблюдений над натурой Сезанн продолжал с огромной тщательностью и осторожностью создавать на поверхности холста иллюзию глубины пространства, передавая каждое его изменение на плоскости и в перспективе при помощи тончайших градаций цвета. Беглый взгляд импрессиониста Сезанн заменил сосредоточенным созерцанием. Для этого ровный дневной свет и мягкий климат Прованса подходили гораздо лучше, чем изменчивая погода Северной Франции. Возможно, лучшие произведения Сезанна — величественные пейзажи с изображением горы Сен-Виктуар близ Экса, в которых он стремился найти новый синтез цвета, формы и пространства. В своем творчестве художник отдавал предпочтение натюрмортам и пейзажам, однако он создал и несколько великолепных портретов и монументальных многофигурных композиций, например, картины с изображением купальщиков и купальщиц. К концу жизни Сезанн был почти забыт парижским обществом. В 1904 в Осеннем Салоне прошла его ретроспективная выставка, а затем в 1907 — более полная посмертная экспозиция его работ. Эти две выставки открыли произведения Сезанна новому поколению художников. Изучение созданного им аналитического метода организации пространства и построения живописной формы внесло большой вклад в формирование художественной концепции кубизма. Умер Сезанн в Эксе 22 октября 1906.

ЛИТЕРАТУРА

Перрюшо А. Жизнь Сезанна. М., 1991 Тайландье И. Сезанн [[Альбом]]. М., 1995

полезные сервисы

Составить слова из букв «сезанн поль»

Поль Сезанн

Paul Cézanne

  • Дата рождения: 19 января 1839 г.; Aix-en-Provence, France
  • Дата смерти: 22 октября 1906 г.; Aix-en-Provence, France
  • Национальность: француз
  • Направление: Постимпрессионизм
  • Сфера: живопись
  • Испытал влияние: Гюстав Курбе, Эль Греко, Шарль-Франсуа Добиньи, Николя Пуссен, Пьер Огюст Ренуар, Эжен Делакруа, Жан Батист Симеон Шарден
  • Оказал влияние: Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Джексон Поллок, Фернан Леже, Хаим Сутин, Пит Мондриан, Френсис Бэкон, Ман Рэй, Vilhelm Lundstrom, Поль Гоген, Василий Кандинский, Роман Юлианович Сельский, Адальберт Михайлович Эрдели, Михаил Кикоин, Джорджо Моранди, Юзеф Панкевич, Роберт Рафаилович Фальк, Harry Phelan Gibb, Marjorie Acker Phillips, Томас Гарт Бентон, Beauford Delaney, William Balthazar Rose
  • Друзья и коллеги: Поль Гоген
  • Википедия: ru.wikipedia.org/wiki/Сезанн,_Поль

Previous Entry | Next Entry

Поль Сезанн

Поль Сезанн родился 19 января 1839 года Первый период творчества художника (1860-1872) называется барочным, или романтическим. К этому периоду относятся работы «В комнатах», «Девушка у пианино». Сезанн учился в Школе Изящных Искусств Экс-ан-Прованса, а затем побывал в Париже, где познакомился с художниками-импрессионистами Писсарро, Ренуаром, Моне и Сислеем. Наступил второй период в творчестве Сезанна – импрессионистский. Участие в нескольких импрессионистских выставках оказалось для Сезанна неудачным, и Сезанн стал искать свою собственную манеру живописи. В этом ему помог Камиль Писарро, который оказался неплохим педагогом. К этому периоду относится натюрморт «Букет цветов в голубой вазе». Вершиной мастерства художника стали картины, написанные им в 1879-1888 годов, в так называемый конструктивный период. Это «Пьеро и Арлекин», «Фрукты». В ранних работах Сезанна, имеющих характер экспрессивных, фантасмагорических сцен (“Оргия”, 1864-1868), заметно воздействие на него живописи старых мастеров (П.Веронезе, Тинторетто), а также Э.Делакруа и О.Домье. Весна (ранний период) Завтрак на траве Рано сблизившись с К.Писсарро, Э.Мане, К.Моне, Сезанн в 1874 и 1877 участвовал в выставках импрессионистов , но уже в этот период складывается его собственная живописная система. Принципиально расходясь с этого времени с методом импрессионизма, Сезанн интересовался не динамикой световоздушной среды и изменчивостью цвета в атмосфере, а устойчивыми закономерностями цветовых сочетаний и форм, материальностью предметного и природного миров (“Дом повешенного в Овере”, 1872-1873, Музей Орсе, Париж). Упорно  постигая эти законы, Сезанн подолгу разрабатывал один и тот же мотив в поисках структурной конструктивности природных форм (многочисленные изображения горы Сент-Виктуар, в том числе в Институте Кортолда, Лондон, 1887; в Эрмитаже, Санкт-Петербург, около 1900; и в других собраниях). Оперируя преимущественно градациями трех основных цветов (зеленого, голубого и желтого), то тонкими и прозрачными, то резко контрастными, нанесенными плотными корпусными мазками, он обозначал с их помощью пространственные планы и степень освещенности. Материальная весомость красочной фактуры гармонично сочетается в произведениях Сезанна со смелым лаконичным рисунком, конструктивно четкой, пластически обобщенной лепкой формы и ясной уравновешенностью композиции (автопортрет, 1879-1885, “Пьеро и Арлекин”, 1888, “Персики и груши”, 1888-1890, — все в ГМИИ, Москва). В пейзажах с их широким, панорамным охватом наполненного светом ландшафта Сезанн достигает величественной эпичности (“Берега Марны”, 1888, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). В натюрмортах, подчеркивая структуру предмета, как бы утяжеляя его с помощью красочной фактуры и использования чистого цвета, художник выявляет материальную вещественность и строгую пластичность предметного мира (“Горшок с геранью и фрукты”, 1890-1894, Метрополитен-музей; “Натюрморт с драпировкой”, 1898-1899, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Натюрморт с драпировкой Творчество Сезанна, одного из главных мастеров постимпрессионизма , стремившегося к созданию своего рода классического искусства, лишенного всего преходящего и мимолетного, к раскрытию неизменного величия и гармоничной уравновешенности природы, органического единства ее форм, оказало громадное влияние как на многих художников ХХ века, так и на целые направления изобразительного искусства, разрабатывавшие, как правило, отдельные стороны сезанновского наследия (кубизм, лучизм, так называемая симультанная живопись и др.). Следующий период принято называть синтетическим (1888-1899). Он создает знаменитые сюжетные, портретные и пейзажные полотна («Купальщики», «Дама в голубом») и натюрморты («Натюрморт с драпировкой»). Купальщики Дама в голубом С 1900 года Сезанн пишет спонтанные картины, то есть без заранее придуманной композиции. В это же время к нему приходит признание, он выставляет свои картины на Всемирной выставке в Париже. Поль Сезанн скончался 22 октября 1906 года в родном городе Экс-ан-Провансе, после продолжительной болезни. Знал бы Сезанн, каким баснословным эквивалентом оценят потомки его талант. Натюрморт «Занавес, кувшин и блюдо с фруктами» (1893—1894) находится на шестом месте в списке 500 самых дорогих произведений искусства, проданных за последние 20 лет. Стоимость этой картины в момент последней продажи в 1999 году составила 60,5 миллиона долларов США! А при жизни сам мастер считал большой удачей, если продавал свои холсты по 40 франков (20 франков в месяц в конце XIX века стоила комната в Париже, а за 10 франков в месяц художник мог обеспечить себя красками и холстами). Самые известные картины Поля Сезанна La Montagne St Victoire The house of the hanged man View of Estaque Chestnut Trees and Farm Le Pion du Roi Apples and Oranges Le Lac d’Annecy Landscape Still Life with Apples The Rocks in the Park Mont Saint Victoire Still Life with Tablecloth Apple and Pears Bank of the Oise Blue Vase Card Players Pommes et Biscuit La Vase Paille Nature morte avec pommes Fruit Still life with fruit basket Green Apples Still life with onions Dr. Gachet’s house Mountains in Provence A Pyramid of Skulls Still life with fruit basket Boy in red waistcoat Kettle Glass and Plate Bibemus Quarry Avenue at Chantilly The House of Jas de Bouff  http://www.art.com/products/p11785408-sa-i1422440/paul-cezanne-the-house-at-jas-de-bouffan-1882-1885.htm?sorig=cat&sorigid=27532&dimvals=5000083-27532-207102&ui=23da815089e44f4e8ed83683e4c07d7e Dans la Vallee de l’Oise Fruit and a Jug on a Table The Dream of the Poet Pines and Rocks Галерея Поля Сезанна http://www.canvasreplicas.com/CezanneGallery.htm по теме

Profile

irenol_5_5
СТИХИ.РУ

Latest Month

Март 2021
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

View All Archives

Метки

View my Tags page

Категории

View my Categories page Разработано LiveJournal.com

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий