Революция цвета: о творчестве Анри Матисса и его роли для России

image

Говорят, что весь мир – это холст, на котором все мы пишем. А революционеры – это те, кто всегда пишет широкими мазками, не обращая никакого внимания на тех, кто стремится их ограничить.

Читайте также:

 

Художник-революционер использует новые цветовые сочетания, новые стили, но не теряет уважения к основам, и в конечном итоге привносит новое звучание во все сферы искусства. Именно таким художником был Анри Матисс: не просто живописцем, но человеком, щедро плеснувшим краски на весь мир искусства. Матисс был новатором, полным идей, но и активно переосмыслявшим прошлое. Его идеи до сих пор находят отражение в работах новых и новых творцов. Можно сказать, что многим он открыл дверь в мир искусства.

Анри Матисс распахнул свою копилку с идеями и показал их миру на рубеже двух столетий, в момент расцвета модерна. Эра модернизма стремилась к любованию объектом, к приравниванию их к искусству, в отличие от прошлого, когда художник превращал объект в искусство при помощи своего таланта. Художники стали искать новые подходы, пробовать новые стили изображения. Матисс же занял собственную позицию, став, по сути, предтечей «Модерновой революции». Он возглавил команду художников, таких, как Брак, Дерен и другие, объединенных схожими взглядами на искусство, и явил миру фовизм.

Фовизм стал одним из первых модерновых течений.

Фовисты воспринимали объект как чистую форму, отбрасывая любые намеки на контур. Они отказались от смешивания цветов и писали чистыми фабричными красками. Это новшество буквально взорвало мир искусства. Такой подход оказался шокирующим для публики, привыкшей считать, что картины пишутся годами и содержат множество мелких деталей.

Все это были идеи Матисса: он считал, что цвет ценен и органичен сам по себе. Однажды он заявил: «Когда я пишу зеленым, я не пишу траву, а когда пишу синим, я не пишу небо», подразумевая, что цвет может располагаться где угодно.

В 1908 году Матисс открыл школу искусств в Париже. Своих студентов он учил рисовать «невинно» — так, как рисуют маленькие дети. Рисовать «невинно» означало передавать первое впечатление от одного взгляда на объект. То и впрямь было революционно, поскольку Матисс нашел путь к чистейшему искусству.

Несмотря на все свое новаторство, Анри Матисс всегда с глубоким уважением относился к традициям живописи, и использовал в творчестве многие наработки мастеров, творивших до него. Он брал «старые» стили и приемы и попросту вписывал их в свой собственный мир. Он использовал живописные приемы Сезанна, Мане и других, но всегда делал это по-своему. Великие находки других он заставлял работать на себя, локомотивом тянуть его идеи вперед.

В то же время, манера Матисса наносить краску на холст оказала огромное влияние на других художников. Особенного внимания заслуживал его мазок. Именно он, этот мазок, перевернул представление о живописи. Он постоянно варьировал густоту нанесения, бумага тут и там просвечивала через краску, и цвет на картине будто «дышал». Такое нанесение стало шагом вперед, и не только для самого Матисса, но и для многих молодых художников. Этот подход для многих стал будто глотком свежего воздуха, и многие с восторгом подхватили его.

Идеи Матисса, взращенные на простоте и самобытности, питают искусство и сегодня.

Две его наиболее сильные работы («Окно» и «Розовый мраморный стол»), изображающие предметы интерьера, были написаны в дни войны. Художники в то время были полны эмоций, которые выплескивали на холсты, в то время как Матисс просто писал, что видел, не обращая никакого внимания на то, что творилось за окном. Он будто отключил себя, свое восприятие, свое искусство от общества. Именно это и есть ключевой принцип модернизма: не выражать эмоций, быть отрешенным и воспевать объект в пределах листа.

image

Кроме прочего, Матисс неустанно изобретал новые формы искусства. Самым известным его изобретением стал декупаж, при помощи которого создана картина «Голубая обнаженная». Процесс создания он называл «рисованием ножницами». В этой работе его умение работать с геометрическими формами и упрощать вышло на новый уровень

Матисс повлиял на многих мастеров, в особенности это касается кубистов, и в частности Пикассо. Нынешнее современное искусство базируется на простоте, открытой Матиссом. В наше же время все, что называется современным искусством, несет на себе влияние Матисса, даже когда художник об этом и не помышлял.

А на вас оказал влияние Анри Матисс?

Искусствоведы отмечают, что именно исламское искусство было основным источником вдохновения для французского художника Анри Матисса, лидера течения фовистов и яркого представителя проявления ориентализма в европейском искусстве. Длительное увлечение Матисса Востоком серьёзно повлияло на творчество художника, которого считают одним из отцов современного искусства. В частности, любовь к арабеске – элементу дизайна раннего исламского искусства, основанного на переплетающихся, плавных линиях, – заставила художника серьёзно задуматься о перспективе и пространстве в своей живописи.

Арабеска в исламском искусстве означает хрупкость земной жизни, которая может завершиться в любой момент. «Положительные» формы арабески создают «отрицательные» формы промежутков между ними. Эти свободные пространства и символизируют полную зависимость человека от воли Создателя и постоянную, но в то же время невидимую реальность божественного повеления. Подобная интерпретация арабески впечатлила Матисса и отразилась в его творчестве. О своей вере в высшую силу он сказал: «Когда я работаю, я чувствую, что мне кто-то очень помогает… Это как если бы я наблюдал за фокусником, уловки которого я не вижу».

В 1910 году в Мюнхене он посетил выставку исламского искусства. Принято считать, что именно после этого события в биографии художника, он всерьёз увлёкся Востоком. Затем он объехал всю Испанию в поисках «мавританского следа» в культуре этой страны.

8 самых дорогих картин художников-мусульман.

Анри Матисс

Кроме того, на художника произвели глубокое впечатление выставленные в Париже африканские скульптуры. А через некоторое время и сам Анри Матисс отправляется в Северную Африку: в 1906 году он впервые едет в Марокко, по его собственному признанию, чтобы «увидеть своими глазами пустыню». В 1912 году последовали ещё две поездки в эту страну.

В Марокко Матисс открыл для себя безбрежное богатство цветов мусульманского искусства на текстильных базарах и на улочках городов, которые он посетил. И, как известно, Анри Матисс как художник знаменит именно своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму.

Исламская миниатюра на уроках иранского художника в Бангкоке.

“Вид из окна. Танжер”

Во время своего длительного пребывания в Марокко (он жил в Танжере) Матисс был очарован природой и красками Северной Африки.

Именно здесь он написал знаковый для своей творческой биографии «Марокканский триптих». Кстати, этот триптих был заказан Анри Матиссу россиянином Иваном Морозовым. И, сравнивая прежние натюрморты, букеты и мастерские Матисса с тем, что вышло у него на этот раз, кажется, будто создал эти произведения совсем другой художник.

Триптих представляет собой с одной стороны, три времени суток, с другой – философское восприятие Востока художником.

Путешествие художника Тимо Насери в поисках четырех загадочных букв каллиграфа Ибн Муклы.

“Зора на террасе”

На первой картине («Вид из окна. Танжер») – утро. Матисс открывает окно в город, и зрителю открывается собор святого Петра, крепость, два осла, на одном из которых верхом сидит всадник. Тень придаёт городу свежесть и прохладу. Через раскрытое окно Матисс показывает городской пейзаж, который, в свою очередь, вводится через натюрморт.

На второй картине («Зора на террасе») – день. Жизнь марокканского города переносится внутрь террас, и всё окружение выглядит как мираж. Девушка, изображенная в центре холста – дочь Зоры, работницы отеля «Вилла де Франс», которая часто позировала Матиссу. Позже её пытались отыскать, но безуспешно.

На третьем полотне («Вход в касбу») – вечер. В городе нестерпимая жара, всё в ожидании ночной прохлады. Сидящий перед входом араб растворяется, исчезает, как образ или видение. Контуры его фигуры становятся едва различимыми. Здесь Матисс вновь проявляет себя как непревзойдённый мастер цвета.

Бумажные композиции австралийского художника поведают о Пророке (САВ).

“Вход в касбу”

В конце жизни знаменитый француз размышлял о том, что в его становлении происходило постепенное осознание того, что он должен «забыть технику мастеров или, точнее, понять ее совершенно по-своему, а затем, наконец, пришли знания и влияние ориентального искусства».

В свою очередь современные французские искусствоведы отмечают, что картины Матисса имеют особую важность в связи с тем, что «позволяют зрителю буквально дышать воздухом Востока и ценить исламское искусство, которое Матисс привез в Париж».

Трехмерный Дамаск в работах сирийского художника.

Гранд-отель, в котором останавливался Матисс в Танжере.

“Арабская кофейня”

Исламосфера

Содержание

Картины французского художника Анри Матисса невозможно забыть. Они полны дикой энергии и бунтарства. После длительных творческих поисков Матисс нашёл свой собственный стиль, который не оставил равнодушными и критиков, и его поклонников.

Самые популярные картины Анри Матисса:

1

 Читающая женщина (1895)

Одна из первых работ художника, выполненная в привычном для зрителя виде — «Читающая женщина».

Эта картина рассказывает о начальном пути становления Матисса как художника. В правой части картины изображена женщина, читающая книгу. Она сидит на стуле, спиной к зрителю. Композицию уравновешивает тумба в углу комнаты и зелёная лампа, свисающая с потолка. Картина наполнена спокойствием и уютом.

2

 Роскошь, покой и наслаждение (1904)

Эта картина является яркой иллюстрацией того, как художник искал своё «я» в мире живописи. Пуантилизм, зачатки фовизма, новые технические приёмы позволили Матиссу создать очень трогательное и нежное полотно, изображающее берег моря и купальщиц.

Картина выполнена точками, но это не пуантилизм. Контрастные точки расположены далеко друг от друга и нанесены на яркую красочную основу. Публика встретила полотно дружелюбно, к тому же оно сразу было куплено коллекционером Синьяком.

3

 Женщина в шляпе (1905)

На 1905–1906 года пришёлся пик творчества Матисса в стиле фовизма. Смелое сочетание ярких цветов в те времена воспринимались как уродство и что-то несуразное. Особенно негативную реакцию вызвало у публики полотно «Женщина в шляпе». Его назвали «дикостью», по-французски fauve, от чего и произошло название течения — фовизм.

Если вспомнить, как публика принимала первых импрессионистов, то реакция на фовизм была ожидаемой. Публика негодовала, а художники нашли в этом направлении новую свежую струю.

«Женщина в шляпе» — неординарный, по мнению редакции most-beautyt.ru, женский портрет. На зелёном фоне зелёное асимметричное женское лицо смотрит на зрителей вполоборота — абсолютно не человеческий облик. Но художник видел образ по-своему и изобразил его без соблюдения правил и канонов.

4

 Зелёная полоса (1905)

В том же стиле Матисс изобразил свою жену. Полотно под названием «Зелёная полоса» произвело не меньший фурор, как и «Женщина в шляпе». Публика негодовала, что более уродливого портрета она ещё не видела. Неряшливость, безумные цвета и зелёная полоса, разделяющая лицо на две части, возмущали зрителей.

В то же время, критик Жак Ривьер сказал о портрете, что он необычайно правдив. Жена художника обладала стойким и жёстким характером, который Матисс передал при помощи цвета блистательно. Особенно поражает выражение глаз мадам Матисс. Этот непроницаемый взгляд полон загадок и глубины.

5

 Открытое окно в Коллиуре (1905)

В этой картине художник использует свой любимый приём — изображение пейзажа при помощи открытой двери или окна. Этот «выход» в мир чудесен. Яркие цвета без полутонов показывают красоту побережья Средиземного моря. Зелень морской воды, чистота песка вызывают желание пройтись босиком по берегу.

Тёмные пятна привязанных рыбацких лодок зрительно разбивают пространство картины на две части: холодную светлую (море и небо) и более тёмную и тёплую (берег и подоконник). Зелёные ставни обрамляют пейзаж, словно декоративная рама.

6

 Радость жизни (1906)

Яркая и эмоциональная картина Матисса «Радость жизни» относится к постимпрессионистскому течению — фовизму. У дверей выставочного зала, где художник демонстрировал это полотно, собиралась возбуждённая толпа, и бурно обсуждало необычное и доселе невиданное безобразие. Улюлюканье, свист, выкрики осуждения — это первые отзывы о картине. Она была взрывом даже среди уже привычного импрессионизма.

На самом деле, картина полна радостных и ярких эмоций, чистых цветовых пятен, на фоне которых расположились обнажённые фигуры женщин и мужчин. В центре картины — хоровод танцующих женщин. Этот сюжет художник использует несколько раз, и впоследствии он станет визитной карточкой Матисса. Сам Матисс считал свою картину идеальным воплощением гармонии природы и человека.

7

 Красная комната (1908)

Глядя на эту картину, можно подумать, что это яркий восточный ковёр с декоративными узорами, нашитыми на основу. Она передаёт настроение художника через упрощённые формы и яркий цвет. Это настоящее декоративное панно.

В левой части картины красное пространство разбивает проём окна с яркой зеленью улицы. Справа за столом сидит женщина. Она оживляет диковинную картину и делает её интригующей. Что делает она, какие мысли её занимают?

8

 Красная студия (1911)

Эмоции — вот что главное в изображении художественной студии. Глубокий красный цвет моментально выделяет это полотно и заставляет сосредоточиться на его рассмотрении. Стены, пол и потолок сливаются воедино, и лишь тонкие жёлтые линии подсказывают, где происходит переход от горизонтали к вертикали. В студии мебель и незначимые вещи также нарисованы схематично.

Это интерьер студии художника. Его можно разглядывать долго и это увлекает. В левой части полотна расположен стол, на котором стоит бокал, ваза с цветами, коробка пастели и тарелка. На стенах висят узнаваемые работы художника. Они яркие и являются картинами в картине. Простота и схематичность делают интерьер интересным и динамичным.

Читайте также: Трогательные фото самых милых детёнышей животных.

9

 Красные рыбки (1911)

Это самая красивая и необычная картина, созданная Матиссом в 1911 году. На розовом фоне изображён цилиндрический аквариум, в котором плавают красные рыбки. Они отражаются в верхнем слое воды. В контраст к ним добавлена яркая зелень экзотических растений. Картина наполнена только положительными эмоциями художника.

Кстати, о самых красивых аквариумных рыбках на most-beauty.ru есть очень интересная статья.

10

 Голубая обнажённая I и Голубая обнажённая II (1952)

В конце жизни Матисс увлекался различными техниками. Его привлекал коллаж, аппликация и декупаж. Он брал листы бумаги, окрашивал их гуашью различных цветов, а потом вырезал фигуры для своих работ.

Серия картин «Голубая обнажённая» была создана в 1952 году. Вырезанная из синей бумаги лаконичная женская фигура с запрокинутыми руками и скрещенными ногами имеет несколько вариаций.

Фигура, наклеенная на белом фоне, смотрится очень гармонично. Это скорее не рисунок, а двухмерное изображение изысканной скульптуры. Чтобы изобразить эту удивительную гармонию, Матисс проделал титанический труд. На поиски формы и цвета ушло немало времени, пока было найдено их идеальное сочетание.

11

 Грусть короля (1952)

В 1952 году Матисс увлёкся изготовлением коллажей из окрашенной бумаги. Цветные части, вырезанные из картона, наклеивались на бумажную основу и закреплялись на холсте. Коллаж «Печали короля» — это последний автопортрет художника.

12

 Улитка (1953)

Похожая на детскую аппликацию, «Улитка» может показаться несведущему зрителю чем угодно. Название, данное художником, подсказывает, в каком направлении следует мыслить. На самом деле, нет никакой улитки. Это абстрактное изображение призвано для того, чтобы передать сущность предмета, а не его точное изображение.

Вырезанные из цветной окрашенной бумаги прямоугольные фигурки наклеены на базовый фон таким образом, что создаётся впечатление движения по спирали. Это полотно завораживает, его можно рассматривать часами с разных сторон. Самое главное — оно заставляет человека думать и не скрывать свои эмоции.

Послесловие

Картина «Танец»

Основатель фовизма, Анри Матисс нашёл признание не сразу. Но получив его при жизни, он создал ещё множество шедевров. Те, кто вовремя оценили талант художника, только выиграли, приобретя его полотна. Так случилось с русским коллекционером Щукиным. Сначала он отклонил сделку по покупке знаменитого полотна «Танец», но по пути в Россию, телеграфировал художнику, принёс ему свои извинения и попросил срочно отправить полотно в Россию. И он не прогадал. Эта картина стала ценным украшением коллекции Государственного Эрмитажа.

Редакция most-beauty.ru просит вас написать в комментариях ваше отношение к работам французского художника. Напишите какие картины Анри Мастисса произвели на вас самое большое впечатление.

Анри Матисс (фр.В Henri Matisse; 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)В — 3 ноября 1954, Ницца, Франция)В — французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму.

Биография и творчество

Детство и юность

Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр.В Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Его детские годы прошли в соседнем городке Боэн-ан-Вермандуа, где отец, преуспевающий торговец зерном, держал лавку. Мать помогала отцу в лавке и занималась росписью керамики.

В 1872 году родился его младший брат, Эмиль Огюст. По воле отца, старший сын должен был унаследовать семейное дело, но Анри, проучившись с 1882 по 1887 год в средней школе и лицее Анри Мартен в городке Сен-Кантен, уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук.

В августе 1888 года, после окончания учёбы, молодой Анри получил право работать по специальности. Он возвратился в Сен-Кантен и устроился на работу клерком у присяжного поверенного.

Творческое становление

В 1889 году у Анри случился приступ аппендицита. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Анри впервые начал рисовать, копируя цветные открытки во время двухмесячного пребывания в больнице. Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр.В Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности.

В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр.В cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил.

В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (фр.В cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке. В 1895 году оба выдержали вступительные экзамены в Школу изящных искусств и были приняты в мастерскую Гюстава Моро, у которого с 1893 года они обучались в качестве приглашенных студентов. Здесь Анри познакомился с Жоржем Руо, Шарлем Камуэном, Шарлем Мангеном и Анри Эвенепулом.

Во время обучения он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров. Особое влияние на него в период ученичества оказало творчество Жана-Батиста Симеона Шардена, им были сделаны копии четырёх его картин. Творчество Анри в это время также находилось под влиянием современных ему художников и японского традиционного искусства.

В 1894 году в личной жизни художника произошло знаменательное событие. Его модель Каролина Жобло (фр.В Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982).

Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже.

Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога. В 1897 году он снова посетил его.

Джон Питер Рассел познакомил Анри с импрессионизмом и работами Винсента Ван Гога, с которым он был дружен в течение десяти лет, и даже подарил Анри два его рисунка.. Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника, и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета.

В 1896 году пять картин Анри были выставлены в Салоне Национального общества изящных искусств, две из которых были приобретены государством, в том числе его Читающая, написанная в 1894 году и приобретенная для резиденции президента Франции в Рамбуйе. После выставки, по предложению Пьера Пюви-де-Шавана Анри Матисс стал членом-корреспондентом Салона Национального общества изящных искусств.

Зрелые годы

image    Картины Матисса первый раз в жизни я увидел в Эрмитаже, мне было тогда лет пятнадцать. В то время я учился в средней художественной школе. Яркие картины Матисса ошеломили меня, они даже, сейчас мне уже не стыдно признаться, показались смешными, настолько я тогда мало понимал в искусстве. Я знал, что Матисс художник, признанный во всем мире, и было очень обидно, почему же я не могу понять его творчества.    Я стал интересоваться Матиссом, достал несколько книжек, и каково же было мое удивление, когда наряду с картинами, уже виденными мной, я обнаружил у Матисса портреты и рисунки, выполненные с прекрасным знанием анатомии и всех премудростей, которым нас обучали в художественной школе. Как? Зачем? Значит, Матисс умеет прекрасно рисовать? И все-таки делает такие странные картины?    Много лет прошло, пока я сначала понял, а потом полюбил этого великолепного мастера.    Когда Матиссу было двадцать лет, он и не подозревал, что станет художником. Отец его, торговец зерном, хотел дать сыну юридическое образование. И вот, когда Матисс уже работал в адвокатской конторе, он попал в больницу с аппендицитом. Ему сделали операцию и, выздоравливая, от нечего делать, он решил попробовать рисовать. Это был 1890 год, важнейший год для Матисса: он бросил обеспеченное житье адвоката и вступил на трудный путь служения искусству.    Картины Матисса находятся в крупнейших музеях мира, ими восхищаются миллионы людей. image    Вот сейчас вы видите репродукцию с картины «Семейный портрет». Посмотрите, сколько на картине красок, сколько предметов, но все эти предметы находятся в таком соответствии, что составляют, как принято говорить, гармоничное целое. Вы не ощущаете пестроты. Каждое цветовое пятно помогает другому.    Матисс изобразил свою комнату, а в ней свою семью. Эти два мальчика, играющие в шашки, – его сыновья Пьер и Жан, рядом в черном платье – дочь Маргарет, на диване сидит жена художника Амелия, она занята шитьем. От картины исходит настроение покоя, радости, мира.    Между тем, хотя Матисс на своих картинах изображал радостную счастливую жизнь – прекрасные цветы, яркие ковры, солнечные пейзажи, – его личная судьба была не такой безоблачной, как может показаться. image    Один французский искусствовед говорил: «Матисс держит свои горести при себе. Он не желает их никому навязывать. Людям он дарит только спокойствие».    Матисс был художником в самом широком понимании этого слова. Он был не только живописец, но и скульптор, и график. Больше всего он любил оформлять книги стихов, и стихи эти в его оформлении начинали жить новой жизнью. Это были иллюстрации не в общепринятом понимании. Он не повторял то, о чем говорится в тексте, а создавал совершенно самостоятельное художественное произведение. На первый взгляд рисунки Матисса могут показаться сделанными «слету», в один присест. Иногда так оно и было. Но иногда за этими легкими, как бы летящими линиями стоял гигантский труд и кипы изрисованной бумаги. В статье «Как я делал свои книги» Матисс советовал молодым художникам: «Беритесь за свою работу опять и опять, раз двадцать, и начинайте ее каждый раз сначала, пока не будете удовлетворены полностью». image    В конце жизни Матисс был тяжело болен, не вставал с постели. Он не мог уже заниматься живописью и вернулся к тому, что открыл для себя еще в молодости, – к аппликации, к так называемым коллажам. Это искусство хорошо знакомо всем детям. Из раскрашенной бумаги при помощи ножниц и клея Матисс создал множество поэтичных и выразительных композиций. В его аппликативных листах есть те же качества, что и в его картинах, – красота и радость жизни.    Самое богатое собрание картин Матисса находится в нашей стране. Так получилось потому, что в те далекие годы начала века, когда Матисс был еще почти никому не известным художником, русские коллекционеры Морозов и Щукин оценили его талант.    Картину «Семейный портрет» Матисс написал в 1911 году. Как раз в октябре этого года он пробыл несколько дней в Москве по приглашению Щукина и Морозова.    Он был покорен красотой московского Кремля, целыми часами простаивал перед старинными фресками и иконами. В работах старых русских мастеров Матисс находил то, что и ему самому было близко, – те же чистые краски, то же обобщенное решение человеческих фигур. Впоследствии художник советовал своим коллегам на Западе ехать учиться искусству в Россию.    Матисс вернулся в Париж еще до наступления зимы и очень жалел, что не увидел русского снега. * * *    В Эрмитаже, у картин Матисса, наряду с восторженными зрителями, приехавшими из разных городов нашей страны и со всего мира, иногда приходится видеть людей с равнодушными лицами, некоторые из них, глядя на тот же «Семейный портрет», пожимают плечами, другие говорят, что так может нарисовать ребенок. Мне всегда хочется объяснить этим людям, что в том-то и заключается сила картин Матисса, что видеть мир всегда как бы впервые – это замечательное качество, к нему стремятся многие, но приходят к нему лишь единицы, и этим качеством обладал Матисс. Хочу закончить его словами: «Цветы цветут всюду, для всех, кто хочет их видеть».

  • ← К разделу

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий