Рихард Вагнер краткая биография

Привет, друзья! Вильгельм Рихард Вагнер был немецким композитором, театральным режиссером, полемистом и дирижером, который в основном известен своими операми. В отличие от большинства оперных композиторов, он написал и либретто, и музыку для каждой из своих сценических работ. Ниже расскажу вам несколько интересных фактов о Рихарде Вагнере.

Кто такой Вагнер?

image

Где же родился Вильгельм Рихард Вагнер? Это произошло 22 мая 1813 года в Германии. Он стал одним из самых влиятельных и противоречивых композиторов в мире, известный как своими эпическими операми, так и своими антисемитскими произведениями, которые посмертно сделали его фаворитом Адольфа Гитлера.

Есть свидетельства того, что музыка Вагнера игралась в концентрационном лагере Дахау, чтобы «перевоспитать» заключенных. У Вагнера была бурная любовная жизнь, в которой было несколько скандальных дел. Он начал свою карьеру в 1833 году в качестве хорового директора в Вюрцбурге и сочинил свои ранние работы в подражание немецким романтическим композициям. Бетховен был его главным кумиром в это время.

Кто был отцом Вагнера?

Официально его отцом был Карл Фридрих Вагнер, сотрудник полиции в Лейпциге, Германия. Людвиг Гейер, актер и друг семьи, взял на себя проблемы семьи, когда умер ее глава; Ричарду было шесть месяцев. Год спустя Гейер женился на вдове; Прошло шесть месяцев, и у счастливой пары родилась дочь.

Между Ричардом и Людвигом существовала сильная привязанность и сходство, и были и другие косвенные доказательства того, что Гейер был настоящим папой. Однако, прямых доказательств этого нет и отцом музыкального гения считается Карл.

Талант

image

Большинство биографий композиторов зачастую начинаются с того, насколько они были талантливыми еще с раннего детства, но Вагнер не проявлял особого интереса к музыке, пока он не открыл театр в подростковом возрасте и не осознал, что большинство успешных пьес его времени были посвящены музыке.

Свои первые произведения он написал под руководством учителя музыки, когда ему было 16 лет, что по обычным меркам впечатляет, но не меркам гениев музыки, таких, например, как Моцарт, который с трех лег начал играть на клавесине, а в пять лет уже сочинял музыку сам.

Антисемитизм Вагнера

Как не скорбно это говорить, но такой знаменитый композитор действительно был антисемитом, возможно именно поэтому он станет любимым музыкантом для Гитлера. Повествование об антисемитизме Вагнера пишет само за себя: он жил в антисемитские времена, и для человека, который имел ограниченный контакт с немецкими евреями, было вполне возможно развить враждебные абстрактные предрассудки, основанные на зарождающейся форме этнического национализма страны 20-го века. Но Вагнер действительно вырос в еврейской части Лейпцига, и его самый ранний и самый печально известный антисемитский текст был явно мотивирован мелкой ревностью.

Из-за своей первоначальной непопулярности он еще больше разозлился на Мендельсона и Мейербера, потому что они были самыми популярными композитора на тот момент, но также были и евреями. В своем эссе, изданном анонимно он написал о том, как пагубно они влияют на немецкую музыку и культуру в целом.

Позже, после того, как он достиг некоторого успеха, он необъяснимо расширил и переиздал свой труд, но уже под собственным именем в 1869 году. Спустя десять лет он встретится с протонацистским теоретиком Артуром де Гобино и сделает еще несколько прискорбных комментариев о еврейском населении Германии.

Лейтмотивы композитора

Трудно представить, как будут звучать саундтреки к фильмам без лейтмотивов — мелодий, связанных с конкретными персонажами, событиями или темами. Вагнеру часто приписывают изобретение лейтмотивов, хотя это не так.

К тому времени, когда он появился на большой сцене, они уже использовались — но он был первым композитором, который дал им широкое применение, а также сделал лейтмотивы центральными в своей работе. До него таким никто не занимался.

Театр Рихарда Вагнера

Он был модернистом для своего времени, это выражалось в том, что при строительстве своего театра, он уделял больше внимания игре актеров, а не самой музыке. Поэтому Фестивальный театр в Байройте построен так, как сейчас выглядят многие современные театры. А именно оркестровая яма находится внизу и ее практически не видно из зала.

Свадебный хор

Наверняка вы слышали это произведение и восхищались им, оно действительно очень утонченное и прекрасное. А вот популярным оно стало только после того, как дочь королевы Виктории пожелала, чтобы композиция звучала на ее свадебной церемонии.

Неоднозначный характер

По тем фактам, которые я описала вверху может сложиться такое впечатление, что Вагнер был уж совсем тяжелым и злым человеком, но вот его современники отзывались о нем, как приятном собеседнике и человеке умеющим рассмешить.

У него было некое пристрастие к изменам своим женам, он переодевался в принца, с плащом, кружевным бельем и убойными духами, соблазняя этим женщин. Кто такой Рихард Вагнер и каким был его характер мы вряд ли узнаем, но предположения строить никто не запрещает. По своим произведениям он не был балагуром, но поступки говорят об обратном, как Рихард был на самом деле остается только гадать.

Долги

Вагнер прожил большую часть своей профессиональной карьеры в долг. Это было до тех пор, пока король Людвиг II не вступил на престол Баварии в 18 лет в 1864 году. Молодой монарх был большим поклонником творчества Вагнера, поэтому он ликвидировал все долги Вагнера.

Последние дни

В последние годы жизни Вагнер сильно страдал от стенокардии и в конечном итоге умер от сердечного приступа в феврале 1883 года во время пребывания в Венеции. После этого ходило много слухов, что это случилось во время их ссоры с женой из-за другой леди, но кто знает наверняка.

Главная Коллекция «Revolution» Музыка Жизнь и творчество Рихарда Вагнера

Рихард Вагнер в истории музыки. Развитие музыкального таланта в детские годы. Первые музыкальные произведения молодого композитора; его реформа оперы. Взаимосвязь литературного и музыкального творчества Вагнера. Подражание Вагнеру в современной музыке.

Рубрика Музыка
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 10.03.2014
Размер файла 28,3В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д. PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах. Рекомендуем скачать работу.

Рихард Вагнер краткая биография изложена в этой статье.

Рихард Вагнер краткая биография

Рихард Вагнер — немецкий композитор и теоретик искусства. Крупнейший реформатор оперы

Вильгельм Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 года в Лейпциге  в семье полицейского чиновника.  После смерти отца отчим Людвиг Гейер отправил Рихарда обучаться музыке.

Сочинение музыкальных произведений началось в возрасте 16 лет, за год до этого им была написана первая пьеса. В 1831 году  начал обучение в Лейпцигском университете, который не окончил. С 1833 года выступает в качестве дирижера хора, а затем и оркестра в оперных театрах Вюрцбурга, Магдебурга, Риги и других городов.

В 1833—1842 годах вёл беспокойную жизнь, часто в большой нужде в Вюрцбурге, где работал театральным хормейстером, Магдебурге, затем в Кёнигсберге и Риге, где он был дирижёром музыкальных театров, потом в Норвегии, Лондоне и Париже, где он написал увертюру «Фауст» и оперу «Летучий голландец». В 1842 г. триумфальная премьера оперы «Риенци, последний из трибунов» в Дрездене заложила фундамент его славы.

В следующих произведениях Вагнера «Тангейзер», «Лоэнгрин» основное музыкальноффе содержание несет оркестр, сценам свойственен плавный переход.

После поражения Дрезденского восстания, в котором Вагнер принял участие, он сбегает в Швейцарию. Из-за объявления его преступником Германии, Вагнер не возвращается на родину 13 лет. В то время были начаты оперы Рихарда Вагнера по эпосу средневековья. В 1853 году окончен цикл «Кольцо нибелунга». Другим знаменитым для Вагнера произведением стала драма «Тристан и Изольда».

В 1862 году Вагнер, воспользовавшись амнистией, возвращается в Германию, но лишь через три года покровительство короля Баварии Леопольда II дает ему возможность заняться исключительно музыкой.

Приехав в Мюнхен, он встречается там с дочерью Листа — Козимой Бюлов — и вскоре женится на ней. В 1871 году Вагнер впервые приезжает в Байрейт. Он выступает с инициативой постройки в этом городе большого оперного театра, на сцене которого могли бы идти немецкие оперы. С 1874 года Вагнер с семьей поселяется в Байрейте на вилле «Ванфрид».

В 1876 году строительство оперного театра было закончено. На открытии театра была исполнена оперная тетралогия «Кольцо Нибелунга».

В период расцвета своей славы Вагнер не прекращает гастрольных поездок по Европе.

В 1882 году Вагнер переехал в Венецию, где умер от сердечного приступа 13 февраля 1883.

Перейти к навигации Перейти к поиску

Вильгельм Рихард Вагнер
Wilhelm Richard Wagner
Дата рождения: 22 мая 1813
Место рождения: Лейпциг
Дата смерти: 13 февраля 1883
Место смерти: Венеция
Гражданство: Саксония, Германия
В запросе есть пустое условие.
Карьера: 1832-1882
Направление: романтизм, национализм
Жанр: Опера
Дебют: Симфония
Запрос «Вагнер» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Вильге́льм Ри́хард Ва́гнер (нем. Wilhelm Richard Wagner, обычно без первого имени — просто Рихард Вагнер; 22 мая 1813, Лейпциг — 13 февраля 1883, Венеция) — немецкий оперный композитор, дирижёр, драматург (автор либретто своих опер), философ, революционер. Оказал значительное влияние на европейскую культуру рубежа веков, особенно модернизм. С другой стороны, мистицизм и идеологически окрашенный антисемитизм Вагнера повлияли на немецкий национализм начала XX века, в том числе на национал-социализм, окруживший его творчество культом, что вызвало значительную «антивагнеровскую» реакцию после крушения гитлеровского режима.

Биография[править]

Вагнер родился в семье чиновника. Под влиянием своего отчима, актёра Л. Гейера, Вагнер в 1828 начал обучаться музыке у кантора церкви Святого Фомы Теодора Вайнлига, в 1831 начал музыкальную учёбу в университете Лейпцига. В 1833—1842 гг. вёл беспокойную жизнь, часто в большой нужде в Вюрцбурге, где работал театральным хормейстером, Магдебурге, затем в Кёнигсберге и Риге, где он был дирижёром музыкальных театров, потом в Норвегии, Лондоне и Париже, где он написал увертюру «Фауст» и оперу «Летучий голландец». В 1842 триумфальная премьера оперы «Риенци, последний из трибунов» в Дрездене положила фундамент к его славе. Годом позже он стал королевским саксонским Хофкапеллмейстером. В 1849 Вагнер участвовал в Дрезденском майском восстании (там он познакомился с М. А. Бакуниным) и после поражения бежал в Цюрих, где он написал либретто тетралогии «Кольцо нибелунга», музыку её первых двух частей («Золото Рейна» и «Валькирия») и оперу «Тристан и Изольда». В 1858 — Вагнер посещал на короткое время Венецию, Люцерн, Вену, Париж и Берлин.

В 1864 он, добившись благосклонности баварского короля Людвига II, который оплачивал его долги и поддерживал его и дальше, переехал в Мюнхен, где написал комическую оперу «Нюрнбергские мейстерзингеры» и две последние части Кольца Нибелунга: «Зигфрид» и «Гибель богов». В 1872 в Байрейте состоялась укладка фундаментного камня для Дома фестивалей, который открылся в 1876. В 1882 в Байройте была поставлена опера-мистерия «Парсифаль». В том же году Вагнер уехал по состоянию здоровья в Венецию, где он умер в 1883 от сердечного приступа.

Философия[править]

Немузыкальное наследие Рихарда Вагнера составляют шестнадцать томов литературных и публицистических сочинений, и сверх того — семнадцать томов писем. В своих рассуждениях Вагнер уделял много внимания искусству, а в частности — онтологическому осмыслению музыки.

Лосев о Вагнере[править]

Алексей Лосев полагал, что толчком философского творчества Вагнера стали его детские впечатления. «Меня привлекало волнующее общение с элементом, ничего общего не имеющим с обыденной жизнью, соприкосновение с до ужаса интересным миром живой фантазии. Какая-нибудь декорация, или даже часть декорации, кулиса, изображающая куст, какой-нибудь костюм, или даже одна характерная деталь такого костюма производили на меня нередко впечатление чего-то, принадлежащего к иному миру, и казались мне, таким образом, привидениями», — пишет Вагнер в своих мемуарах. Bсе ранние годы Вагнера наполнены мистическими переживаниями. «С самого раннего детства,— пишет Вагнер,— всё необъяснимое, таинственное производило на меня чрезвычайное действие. Припоминаю, что даже неодушевленные предметы, как мебель, нередко пугали меня: если я долго оставался один в комнате и сосредоточивал на них свое внимание, то начинал вдруг кричать от страха, так как мне начинало казаться, что эти предметы оживают. До самой моей юности не проходило ни одной ночи, чтобы меня не посетили во сне привидения и чтобы я не просыпался с ужасным криком. Я не переставал кричать до тех пор, пока чей-нибудь человеческий голос меня не успокаивал. Самая жестокая брань и даже побои являлись для меня тогда лишь благодеянием, освобождая от невыразимого ужаса. Никто из моих сестер и братьев не хотел спать вблизи меня, и меня укладывали как можно дальше от других, не соображая, что крики о помощи становились от этого только громче и продолжительнее. В конце концов к ночным скандалам все-таки привыкли».

Что касается влияний различных философов, которые испытал Вагнер, то здесь традиционно называют Фейербаха, однако Лосев с этим не согласен, полагая, что знакомство композитора с его творчеством было в целом довольно поверхностным. Ключевым выводом, который сделал Вагнер из размышлений Фейербаха, была необходимость отказа от всякой философии, что, по мнению Лосева, свидетельствует о принципиальном отказе от всяких философских заимствований в процессе свободного творчества. Что до влияния Шопенгауэра, то оно было, по всей видимости, сильнее, и в «Кольце Нибелунга», равно как и в «Тристане и Изольде» можно обнаружить парафразы некоторых положений великого философа. Однако едва ли можно говорить о том, что Шопенгауэр стал для Вагнера источником его философских представлений. Лосев полагает, что Вагнер настолько своеобразно осмысливает идеи философа, что только с большой натяжкой можно говорить о следовании им.

«Утопия искусства»[править]

Философскую концепцию Вагнера можно определить как музыкальный мистицизм. С годами внимание к мистической стороне искусства постоянно возрастало, однако интерес к общественной тематике никогда не оставлял Вагнера. Своеобразная Kunstlerutopie («утопия искусства») была описана композитором в статье «Искусство и революция», вышедшей в 1849 г. И до, и после этого Вагнер не раз будет обращаться к месту художника в современном ему обществе, но в этой статье композитор единственный раз в более или менее систематизированной форме выскажется о своих представлениях об идеальном общественном устройстве и о месте искусства в будущей мировой гармонии. Написанная после поражения революций 1848 г., в обстановке немалого общественного пессимизма относительно возможности коренным образом изменить мир в лучшую сторону, статья Вагнера полна задора и уверенности в скорой победе революции. Однако революция по Вагнеру очень сильно отличается от той, о которой мечтали современные ему властители дум и из либерального, и из социалистического лагеря. Революция будет освящена искусством, которое придаст ей и созданному ей человеку подлинную красоту. Находясь в традиции классического немецкого идеализма, Вагнер полагал, что за эстетикой (прекрасным) естественным образом следует этика.

Любопытно, что в этой весьма оптимистичной и кажущейся даже несколько наивной концепции сосредоточены многие предпосылки для будущих размышлений Вагнера. Речь, во-первых, о детерминизме, присущем всем построениям Вагнера. Действительно, революция по Вагнеру не должна быть, а будет освящена благодатью искусства. Вагнер видит в этом логичное завершение круга истории. Революция уничтожила греческие полисы, в которых театр позволял свободным гражданам достигать высших проявлений духа, поскольку огромное большинство жителей были рабами, которые нуждались только в одном — свободе. На смену Аполлону пришел Христос, который провозгласил равенство всех людей, однако заставил их равно восстать против естественной природы человеческой ради мнимого счастья на небесах. Последняя и настоящая революция, по мнению Вагнера, должна уничтожить Индустрию, то есть всеобщую унификацию, которая стала мечтой и эдемом Нового времени. Таким образом, в соединении двух начал — всеобщей свободы и красоты — будет достигнута мировая гармония. В этой последней идее видна вторая характерная черта философского творчества Вагнера — направленность на преодоление времени, в котором сосредоточено все приходящее, несущественное и одновременно пошлое. Наконец, в идее слияния революции и искусства намечается вагнеровской дуализм, который корнями, по всей вероятности, уходит в платоновскую концепцию раздёленности первоначального человеческого существа.

Музыкальный мистицизм[править]

Вагнер не создал законченной философской системы. Философия Вагнера непосредственно сосредоточена в его музыкальных произведениях[Источник?], что с полным основанием позволяет[Источник?] называть её мистическим символизмом. Ключевой для понимания онтологической концепции Вагнера являются тетралогия «Кольцо Нибелунга» и опера «Тристан и Изольда». Во-первых, в «Кольце» вполне воплотилась мечта Вагнера о музыкальном универсализме. «В «Кольце» эта теория воплотилась с помощью использования лейтмотивов, когда каждая идея и каждый поэтический образ тут же специфически организованы при помощи музыкального мотива», — пишет Лосев. Кроме того, «Кольце» в полной мере отразилось увлечение идеями Шопенгауэра. Однако нужно помнить, что знакомство с ними произошло, когда текст тетралогии был готов и началась работа над музыкой. Подобно Шопенгауэру, Вагнер ощущает неблагополучие и даже бессмысленность основы мироздания. Единственный смысл существования мыслится в том, чтобы отречься от этой всемирной воли и, погрузившись в пучину чистого интеллекта и бездействия, найти подлинное эстетическое наслаждение в музыке. Однако Вагнер, в отличие от Шопенгауэра, полагает возможным и даже предопределенным мир, в котором люди уже не будут жить во имя постоянной погони за золотом, которая в вагнеровской мифологии и символизирует мировую волю. Об этом мире ничего неизвестно точно, однако в его наступлении после всемирной катастрофы сомнений нет. Тема мировой катастрофы очень важна для онтологии «Кольца» и, по всей видимости, является новым переосмыслением революции, которая уже не как изменение общественного строя, а космологическое действо, изменяющее самую суть мироздания.

Что касается «Тристана и Изольды», то на заложенные в ней идеи значительно повлияли недолгое увлечение буддизмом и одновременно драматическая история любви к Матильде Везендонк. Здесь происходит так долго искавшееся Вагнером слияние разделенной человеческой природы. Соединение это происходит с уходом Тристана и Изольды в небытие. Мыслящееся как вполне буддистское слияние с вечным и непреходящим миром, оно разрешает, по мнению Лосева, противоречие между субъектом и объектом, на котором зиждется европейская культура. Важнейшей является тема любви и смерти, которые для Вагнера неразрывно связаны. Любовь неотъемлемо свойственна человеку, полностью подчиняя его себе, так же, как и смерть является неизбежным концом его жизни. Именно в том смысле следует понимать вагнеровский любовный напиток. «Свобода, блаженство, наслаждение, смерть и фаталистическая предопределенность — вот что такое любовный напиток, так гениально изображенный у Вагнера», — пишет Лосев.

Произведения Вагнера[править]

Произведения Рихарда Вагнера
Произведение Источник Создание Премьера Окончательная версия
русское название немецкое название место год место год место год
Ранний период
Симфония Ein Sinfonie Лейпциг 1832
Польша (увертюра) Polen Лейпциг 1832 1836
Свадьба (незавершённая) Die Hochzeit Лейпциг 1832
Феи Die Feen Карло Гоцци Лейпциг 1833–34 1888
Запрет любви Das Liebesverbot Вильям Шекспир, «Мера за меру» Лейпциг 1836 1836
Риенци, последний из трибунов Rienzi, der Letzte von Tribunen Эдвард Булвер-Литтон, одноименный роман Лейпциг 1838–40 1842
Зрелые произведения
Фауст (Вагнер) (увертюра) Faust Гёте, «Фауст» Париж 1840 1855
Летучий голландец Der Fliegende Holländer народные легенды о Летучем голландце, одноименная новелла Генриха Гейне Париж 1841 1843
Тангейзер Tannhäuser средневековые легенды о Тангейзере Лейпциг 1843–45 Берлин 1845
Лоэнгрин Lohengrin средневековые легенды о Лоэнгрине Лейпциг 1845–48 Веймар 1850
Цикл «Кольцо Нибелунга» — Der Ring des Nibelungen (замысел 1848, либретто 1849-52, Цюрих)
Предвечерье. Золото Рейна Das Rheingold «Старшая Эдда», «Песнь о Нибелунгах» Цюрих 1852–54 Байрёйт, Фестшпильхаус 13—17 августа1876
1. Валькирия Die Walküre 1852–56
2. Зигфрид Siegfried Мюнхен 1871
3. Гибель богов Götterdämmerung 1871–74
Поздние работы
Тристан и Изольда Tristan und Isolde эпическая поэма Готфрида Страсбургского о Тристане и Изольде Цюрих 1857–59 Мюнхен 1865
Нюрнбергские мейстерзингеры Die Meistersinger von Nürnberg нюрнбергская хроника конца XVII в. Мюнхен 1868 Мюнхен 1868
Парсифаль Parsifal средневековая легенда о Парсифале, поэма Вольфрама фон Эшенбаха Байрёйт 1882 Байрёйт 1882

Музыкальные фрагменты[править]

Внимание! Музыкальные фрагменты в формате Ogg vorbis

  • Вступление к опере «Тристан и Изольда»  (информация о файле)

В Викицитатнике есть страница по теме Рихард Вагнер

Статьи[править]

—>

Вильгельм Рихард Вагнер (1813—1883) — немецкий композитор и теоретик искусства.

Родился в Лейпциге, в семье полицейского чиновника. Учился в Лейпцигском университете, который не окончил. С 1833 года выступает в качестве дирижера хора, а затем и оркестра в оперных театрах Вюрцбурга, Магдебурга, Риги и других городов. В 1839 году, спасаясь от долгов, едет в Париж, где проводит три года, не имея никаких постоянных источников дохода и не добившись успеха ни как композитор, ни как дирижер.

В 1842 году он переезжает в Дрезден. Здесь были поставлены его оперы «Риенци» и «Летучий голландец». Благодаря их успеху он получает место дирижера придворного оперного театра. В Дрездене Вагнер пишет оперы «Тангейзер» и «Лоэнгрин».

Композитор принимает активное участие в революции 1848 года. После ее поражения ему приходится выехать в Швейцарию. Здесь, в Цюрихе, он создает новые блестящие оперные произведения и пишет критические труды о новом искусстве.

Несмотря на то, что Вагнеру запретили въезд в Германию, его произведения продолжали там исполняться, и нередко такими блестящими дирижерами, как Х. Бюлов и Ф. Лист. Сам Вагнер дирижировал в Лондоне, в Париже (где снова не имел успеха) и в других европейских городах. Его творчество совершенно нового типа приковывает к себе внимание и вызывает бурные дискуссии в музыкальных кругах всего мира. В 1862 году Вагнер, воспользовавшись амнистией, возвращается в Германию, но лишь через три года покровительство короля Баварии Леопольда II дает ему возможность заняться исключительно музыкой.

Приехав в Мюнхен, он встречается там с дочерью Листа — Козимой Бюлов — и вскоре женится на ней. В 1871 году Вагнер впервые приезжает в Байрейт. Он выступает с инициативой постройки в этом городе большого оперного театра, на сцене которого могли бы идти немецкие оперы. С 1874 года Вагнер с семьей поселяется в Байрейте на вилле «Ванфрид».

В 1876 году строительство оперного театра было закончено. На открытии театра была исполнена оперная тетралогия «Кольцо Нибелунга».

В период расцвета своей славы Вагнер не прекращает гастрольных поездок по Европе. В 1883 году он посетил Италию. Умер он в Венеции во время сердечного приступа. Похоронен в Байрейте.

Вначале в творчестве Вагнера ведущее место занимали оперы. Позже созданы музыкальные драмы-оперы «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Летучий голландец», цикл опер «Кольцо Нибелунга» («Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Закат богов»), «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Тристан и Изольда» и религиозная мистерия «Парсифаль».

На начальном этапе музыкальное творчество Вагнера вполне умещалось в рамках романтизма. Однако со временем он вырабатывает свой собственный стиль. В более поздний период творчества Вагнер широко использует систему «лейтмотивов» для характеристики какого-либо образа или явления. Вагнер считает своей целью объединить три вида искусства: музыку, поэзию и театр. Поэтому часто мелодия у него отступает на второй план, чтобы выделить текст, им же самим написанный. Вот почему музыку Вагнера нельзя (за исключением чисто инструментальных фрагментов) рассматривать в отрыве от текста.

В области гармонии Вагнер значительно перерос рамки эпохи романтизма. Он стал создателем совершенно новых созвучий. Примером может служить не встречавшийся до этого «тристановский аккорд», впервые использованный композитором во вступлении к «Тристану и Изольде». Тяжелая инструментовка с преобладанием медных инструментов и в то же время мастерское использование оттенков звука характерны для творчества Вагнера.

В основу либретто его опер положены древненемецкие легенды, что соответствует немецкому духу композитора.

Вагнер занимался также литературной и публицистической деятельностью. Он был автором всех либретто для своих опер и музыкальных драм, написанных на высоком литературном уровне. Книги Вагнера «О дирижировании», «Бетховен», «О предназначении оперы» посвящены вопросам музыки. Его статьи «Произведения искусства будущего», «Опера и драма», «Проект организации немецкого национального театра», «Искусство и революция» проникнуты полемическим духом. После смерти Вагнера идея объединения искусств время от времени находит своих последователей, предпринимающих более или менее удачные попытки в этом направлении.

Произведения Вагнера

оперы: «Риенци» (1838-1840) «Летучий голландец» (1841) «Тангейзер, или Состязание певцов в Вартбурге» (1843-1845) «Лоэнгрин» (1845-1848) «Тристан и Изольда» (1865) «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1861-1867) «Кольцо нибелунга» («Золото Рейна» (1852-1854), «Валькирия» (1852-1856), «Зигфрид» (1851-1871), «Гибель богов» (1869-1874) «Парсифаль» (1877-1882) симфонии увертюры марши камерные ансамбли хоровые произведения вокальные произведения редакции опер других композиторов, например, «Ифигения в Авлиде» Глюка

На момент публикации все ссылки были в рабочем состоянии, если Вы по каким-то причинам не можете ознакомиться с краткой биографией Рихарда Вагнера, просьба сообщить об этом администрации сайта.

—>

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий