Роковая любовь Марка Бернеса, из-за которой народный любимец и ловелас попал в опалу

Categories:
  • 0″ ng-click=”catSuggester.reacceptAll()”> Cancel
image

8 октября родился Марк Бернес (1911-1969), актер, который отдал большую дань эстраде.

Бернес выступал противовесом высокому вокалу сталинской эстрады и его всячески продвигали, понимая необходимость такого противовеса. Можно восхищаться голосовыми руладами Георгия Виноградова (СТРЕМИТЕЛЬНО ЗАБЫТЫЙ), но повторить их затруднительно. А внешне доступные, создающие впечатление парней, живущих на соседней улице, не столько поющие, сколько играющие песню Бернес и Утесов вселяли уверенность: «Ребята, мы такие же, как вы! Подпевайте!».

Если при Сталине Бернес был лицом эстрады, то при Хрущеве его попытались убрать, прибегнув к методам топорным и агрессивным.

Кампания началась весной 1958. Бернеса пригласили выступить на юбилее Ветеринарной академии, убедив, что создадут все условия. Приехав, Бернес нашел неработающий микрофон и расстроенный рояль. Непонятно, как он выкрутился, но администрация все равно осталась недовольна. В газете «Советская культура» организовали письмо как бы от слушателей под кричащим названием «Зрителей надо уважать».

16 апреля 1958 Бернес вызвал неудовольствие Хрущева на правительственном концерте в Лужниках. Естественно, там все было регламентировано до минуты. По протоколу Бернес мог исполнить две песни. Едва он их спел, поднялась волна бисирования, но третью песню артисту спеть не дали – не положено. Хрущев же расценил происшедшее то ли как капризы гения («Его просят, а он кобенится»), то ли как камешек в свой огород («Кто организовал вставание?»).

image

Контрольный выстрел в Бернеса случился 11 сентября, когда сотрудник ОРУДа Аксенов попытался остановить некую машину за нарушение правил. Проигнорив свисток, «Волга» продолжила движение.

Из показаний Аксенова следует, что Бернеса он не узнал, разглядев при этом, что водитель пьян. 

Орудовец на попутке кинулся в погоню.

В ходе преследования он потерял машину нарушителя из виду и, вполне возможно, мог обознаться, догнав на перекрестке автомобиль, за рулем которого сидел Бернес. 

Представьте себе реакцию последнего. Естественно на ультимативное требование предъявить документы, последовало возмущенное: «А в чем дело? Я ничего не нарушал!»

В итоге показав орудовцу фак Бернес поехал дальше. По пути в машину к нему села актриса Изольда Извицкая (ОН, ОНА И ВОДКА). 

Аксенов нагнал «Волгу» Бернеса вторично. 

Дальнейшее напоминает кинокомедию с Луи де Фюнесом в роли жандарма Крюшо. Аксенов и Бернес обменялись взаимными упреками в пьянстве. Бернес предложил ехать на Петровку, где разберутся, кто из них пьян. Пытаясь выдернуть ключи от «Волги», Аксенов полез в салон. Бернес включил скорость и помчал по шоссе со стоящим на подножке и держащимся за дверцу ментом.        

Уже 19 сентября возбудили уголовное дело. 30 числа Бернесу предъявили обвинение в угрозе должностному лицу при исполнении и хулиганстве.

Но еще 17 сентября записные фельетонисты Илья Шатуновский (в том же году он поломал карьеры Стрельцова и Гурченко — ЖЕРТВЫ ФЕЛЬЕТОНИСТА) и Александр Суконцев выдали в «Комсомольской правде» хит «Звезда на «Волге», рисуя Бернесу репутацию зарвавшегося купчика.

Фельетончик так себе, грубо сварганенный на коленке. По воле Шатуновского Бернеса осуждает детсадовец Вовка, причем в таких выражениях: «Наверное, этот дядя не учил стихотворения про три чудесных света» (имеется в виду светофор). Сам Бернес, остановленный инспектором, выступает аки недалекий водевильный граф: «Почему вы нарушили мою прогулку. Я Марк Наумович!..» Реальная угроза пробивается, когда мама Вовки на замечание сына, что он видел «этого дядю» по телевизору, говорит: «Не болтай глупости, хулиганов по телевизору не показывают».

Именно с общественных радаров стремились убрать Бернеса. Зачем иначе в тот же день, 17 сентября, на страницы «Правды» вторгся композитор Георгий Свиридов со статьей «Искоренять пошлость в музыке», где дорожные злоключения Бернеса уходили на задний план, а главной целью становился его как бы ненужный советскому слушателю репертуар и недостаточные вокальные данные.  

На Бернеса синхронно появившиеся статьи подействовали ударом поддых. Юрий Тимошенко (Тарапунька) вспоминал, что 17 сентября 1958 года всенародно любимый певец сказал: «Теперь я не могу выйти на эстраду… В каждом взгляде зрителя я прочту одну и ту же мысль: «Поешь о хороших людях и добрых делах, а сам-то ты каков?» Кончилось мое пение!». 

Он приехал в Одессу с концертами, но покинул город, их отменив, нацепив темные очки, надвинув на лоб кепку.

В Московскую прокуратуру тут же полетели письма в защиту Бернеса. Интересно, кто их подписал. От киношников выступили только административные тройки «Мосфильма» и студии Горького: директор студии, председатель профкома и председатель фабкома. Коллеги артиста хранили дружное, удобное молчание. 

Кто не молчал, так это литераторы. За певца заступились поэты, стихи которых Беренес прославил на весь Союз, Ваншенкин («Я люблю тебя жизнь…») и Винокуров («Сережка с Малой Бронной…»). Отдельное воззвание подписали Галич, Арбузов, Ленч. Сказали защитное слово веский Маршак и Юрий Трифонов.   

22 октября уголовное дело закрыли, но процесс продолжили. Поведение Бернеса обсуждалось на коллегии Министерства культуры СССР, где подняли еще и вопрос о левых концертах артиста. 

У разыгравшихся событий была подоплека. Поговаривали, будто Бернеса заказал зять Хрущева, главный редактор «Комсомольской правды» Алексей Аджубей, который не поделил с певцом симпатию Изольды Извицкой. Потому Бернес отреагировал на выпады «Комсомолки» с опозданием. Только после закрытия дела он послал два письма в редакцию на имя Аджубея, протестуя против фельетона Шатуновского. Аджубей отправил письма в корзину.  

Настали поистине черные дни. Бернеса лишили теле- и радиоэфиров, прекратились концертные выступления. Обструкция обрушилась на пятидесятилетнего человека, который недавно похоронил жену и воспитывал маленькую дочь.  

Только в 1960 от властей начались подвижки к прощению. 

Последняя жена певца, Лилия Бодрова, вспоминала: 

«Когда я пришла к Марку, это было страшно: полная нищета. Хвост той истории все еще тянулся за ним. … Прошло время, и однажды, случайно встретившись, Аджубей извинился перед Бернесом. Помню, он сказал: «Марк, прости за все, что я сделал…» Думаю, это было искренне. Во всяком случае, Марк его извинения принял…»

Культовый советский актер и эстрадный певец Марк Наумович Бернес прославился своими ролями в фильмах о Великой Отечественной войне, а также подарил нам десятки бессмертных хитов, среди которых знаменитые «С чего начинается Родина» и «Я люблю тебя, жизнь». Народный артист РСФСР, лауреат Сталинской премии, и один из самых популярных советских звезд 50-х и 60-х годов был человеком сложным и противоречивым. По словам его близкого друга, актера Зиновия Гердта, Бернес был в равной степени добрым и злым, простодушным и хитрецом, жестоким и сентиментальным.

Фото: muzh-zhena Марк Бернес и Паола Линецкая

Большой его страстью были красивые женщины, с которыми он крутил бесчисленные романы и заводил мимолетные интрижки «на одну ночь», а дамы всегда отвечали взаимностью обаятельному артисту. Официально народный любимец был женат дважды, но штамп в паспорте и кольцо на пальце никогда не мешали ему встречаться с другими женщинами, причем свои похождения он не держал в тайне.

В этой статье мы расскажем вам о трагической судьбе первой законной супруги Марка Наумовича – театральной актрисы Паолы (Полины) Линецкой, подарившей ему единственную наследницу – дочку Наталью. А также поведаем о том, почему после четверти века совместной жизни Паола Семеновна умирала в одиночестве, чувствуя себя преданной самым родным человеком.

Марк Бернес: биография

Будущий исполнитель и актер появился на свет в городке Нежин, Черниговской губернии, в 1911-м году, восьмого октября, в еврейской семье, не имевшей к искусству никакого отношения. Имя, данное ему при рождении, звучит как Менахем-Ман Неухович Нейман. Глава семейства работал в артели, занимавшейся сбором утильсырья, а мама была простой домохозяйкой. Когда сынишке было пять лет, Нейманы перебрались жить в Харьков, где мальчик пошел в школу.

Тяга к искусству у Марка проснулась рано, однако, после окончания школы он, по настоянию отца, пошел учиться в харьковское торгово-промышленное училище на бухгалтера. Но цифры и сводки творческому юноше казались ужасно скучными, поэтому он вскоре забросил учебу и пошел на актерские курсы местного театрального техникума, а параллельно устроился подрабатывать расклейщиком афиш. Когда же правда вскрылась, дома разразился неимоверный скандал. Отец даже слышать не хотел о том, что его единственный наследник станет артистом, потому как считал эту профессию несерьезной.

Фото: 24smi.org Марк Бернес в молодости

Едва начинающему актеру исполнилось 17 лет, он сбежал из родительского жилища, и отправился покорять Москву. Практически сразу парнишка смекнул, что с фамилией Нейман ему едва ли удастся далеко пробиться, а посему он взял себе звучный псевдоним – Бернес. Стоит заметить, что от природы он вовсе не обладал выдающимися вокальными или актерскими данными, но его харизма и обаяние с лихвой это компенсировали. А еще Марк Наумович был до мозга костей деловым человеком, и умел заводить полезные знакомства, а также дружил с влиятельными людьми.

В 1929-м году молодой актер сумел устроиться сразу в Большой и Малый театры, сначала статистом, но вскоре ему начали доверять небольшие роли. Сниматься в кино он начал в середине 30-х годов, однако, истинная слава к нему пришла несколько позже, вместе с военными лентами, в которых он также исполнял задушевные песни, ставшие всесоюзными хитами.

На экране он играл, как правило, душевных и открытых героев-романтиков, но в жизни он этому образу абсолютно не соответствовал. Многие из тех, кто лично был знаком с Бернесом, за глаза в шутку называли его «Марк себе Наумович», за его тяжелый характер и непредсказуемость.

Фото: kulturologia.ru Марк Бернес

Марк Бернес и Паола Линецкая: история любви

В середине прошлого века, пожалуй, у каждой советской девушки имелась открытка с изображением этого известного певца и актера, а уж от поклонниц у него вообще не было отбоя. Однако, в 1930-м году, в момент, когда Марк встретил свою первую настоящую любовь, он был еще никому неизвестным начинающим артистом, которому в театре доверяли лишь крошечные эпизодические роли.

Их знакомство напоминало сцену из романа «Мастер и Маргарита». Полина или Паола, как её все называли, была уже настоящей театральной примой, кроме того, она состояла в законном браке с довольно известным и обеспеченным инженером. На Марка она поначалу не обращала никакого внимания, и уж тем более, не собиралась заводить с ним близких отношений.

А вот Бернес, увидев очаровательную 19-ти летнюю актрису, влюбился в неё с первого взгляда, и сразу же сообщил своим друзьям о том, что эта красавица с глазами цвета фиалки, непременно, станет его женой. Начинающий актер принялся красиво ухаживать за девушкой, используя все свое обаяние, и через некоторое время Паола сдалась. Она развелась с обеспеченным супругом ради бедного ухажера, а в 1932-м году они сыграли скромную свадьбу.

Фото: eg.ru Марк Бернес и Паола Линецкая

Назвать семейную жизнь актеров счастливой довольно сложно, Марк никогда не был примерным семьянином и верным мужем, а когда его популярность стремительно пошла в гору, ситуация серьезно обострилась. Он не пропускал ни одной симпатичной девушки, часто не ночевал дома, возвращаясь под утро хмельным, со следами помады на одежде и щеках. Своих похождений он не скрывал ни от жены, ни от друзей, а кода товарищи интересовались, что же он говорит Паоле, явившись в таком виде, Марк отвечал, что произносит лишь: «Здравствуй, милая!», а все остальное говорит уже супруга.

Актриса безумно ревновала своего мужа, сильно переживала из-за его измен, но ничего не могла поделать. Она каждый раз прощала Бернеса, потому что продолжала его любить и боялась потерять, а романы и интрижки списывала на его творческую натуру. Рождение общего наследника могло бы исправить ситуацию, но у Линецкой долгие годы не получалось забеременеть. Однако, когда обоим супругам было уже за сорок лет, произошло настоящее чудо – Паола наконец-то забеременела. В 1954-м году на свет появился их единственный, долгожданный ребенок – дочь Наталья.

После рождения дочери актер немного остепенился, наслаждался отцовством, и в их семье наступил период безмятежного счастья. Марк Наумович обожал Наташу, торопился домой, чтобы больше времени провести с малышкой. Однако, счастье оказалось недолгим, и в преддверии «серебряной свадьбы» актеров, в их дом постучалась беда.

Фото: fb.ru Марк Бернес с дочерью

Паола Линецкая: болезнь и смерть

Маленькой дочери актеров едва исполнилось три годика, когда Паола серьезно заболела. Некоторое время женщине не могли поставить диагноз, а она угасала буквально на глазах. В конце концов, медики озвучили страшный вердикт – онкология на последней стадии, не подлежащая лечению. Бернса после услышанного сковал панический ужас, однако боялся он вовсе не за супругу, и не за дочурку, которая вот-вот останется без мамы, мужчина опасался за свою собственную жизнь. Вопреки разумным доводам специалистов, актер был уверен, что этот недуг заразен.

Возможно, эта паническая фобия была связана с тем, что несколькими годам ранее от онкологии умер отец Бернса, а следом и его сестра, ухаживавшая за ним. С момента оглашения диагноза, и до самых последних дней Паолы, супруг к ней не приближался. Доктора пытались убедить актера, что его страх иррационален, а друзья и родные взывали к его совести и пытались пробудить жалость к умирающей женщине, с которой он прожил четверть века. Но ничего этого не помогло. Жилплощадь, по указанию Марка Наумовича, была поделена на две части, Линецкой строго воспрещалось заходить на территорию мужа, а он никогда не ступал на её половину. Все вещи также были поделены, и артист не прикасался к тому, что трогала его жена.

Фото: biographe.ru Паола Линецкая

Последние месяцы Паола провела в больничных стенах. Её навещали некоторые друзья и родственники, но муж за все время не пришел к ней ни разу. Первая супруга актера скончалась в 1956-м году, в полном одиночестве, ей было всего лишь 45 лет. После похорон вдовец, первым делом, избавился от вещей покойной, а также приказал прислуге тщательнейшим образом вымыть и продезинфицировать все жилище.

Марк Бернес: личная жизнь

После смерти супруги у актера было еще немало романов, но все они длились не более нескольких месяцев. В возрасте 47-ми лет у него завязались отношения с 26-ти летней актрисой Изольдой Извицкой, но и они тоже долго не продержались. Со своей будущей второй супругой – Лилией Бодровой Марк Наумович познакомился, когда ему было почти 49 лет. Он один воспитывал дочь и в тот год как раз привел наследницу в первый класс. На школьном дворе они с Лилией впервые и повстречались.

На тот момент женщина состояла в браке с французским журналистом по имени Люсьен, и они с мужем тоже привели своего сынишку Жана в первый класс. Лилия и Марк несколько раз пересеклись на родительских собраниях, и между ними вспыхнул роман. Актера не остановило то обстоятельство, что его избранница была замужем, его никогда такие вещи не смущали, и он принялся красиво за ней ухаживать. Вскоре возлюбленная оставила супруга и приняла предложение руки и сердца от Бернеса. Вместе они прожили почти девять лет, до самой смерти актера. Общих детей в этом браке не появилось.

Фото: 24smi.org Марк Бернес и Лилия Бодрова

Марк Бернес: болезнь и смерть

По иронии судьбы, Марк Наумович, который всегда тщательно следил за своим здоровьем, и настолько боялся онкологии, что даже не приблизился к умирающей жене, сам был сражен этим же недугом. В начале 1969-го года актера стали мучить сильные боли в спине, происхождение которых не сразу удалось выяснить. Сначала врачи поставили мужчине ошибочный диагноз – инфекционный радикулит, однако, когда назначенное лечение не помогло, провели дополнительное обследование.

Окончательный вердикт медиков поверг актера в панический ужас, он кричал, что произошла ошибка, и это не может быть рак. Но никакой ошибки не было. По словам коллег и друзей Бернеса, перед каждым выходом на сцену он непременно замерял свой пульс, и если тот казался ему учащенным, то артист запросто мог отменить выступление, столь сильно он заботился о своем здоровье и самочувствии.

В отличии от самого Марка Наумовича, его вторая супруга не считала онкологию чем-то заразным. Лилия до последних дней находилась у потели больного, и, как могла, старалась облегчить его участь. Незадолго до смерти мужчина просил жену уйти, но когда та направилась к двери, недоуменно поинтересовался, куда она уходит. Культового актера и исполнителя не стало в 1969-м году, шестнадцатого августа, он умер в возрасте 57-ми лет.

Фото: kulturologia.ru Марк Бернес с дочерью Натальей и приемным сыном Жаном

После смерти Марка Наумовича воспитанием детей занималась его вдова. С падчерицей Натальей у Лилии сложились не слишком теплые отношения. Девушка закончила при МГУ институт восточных языков, и эмигрировала в Соединенные Штаты, после чего они перестали общаться. С сыном Жаном тоже не все было гладко: женщина не приняла его избранницу и отказалась прописывать её в своей столичной квартире. В итоге, Лилия Бодрова встретила старость в одиночестве. За ней ухаживал совершенно посторонний человек, который впоследствии должен был получить её квартиру. Однако, после смерти женщины объявились прямые наследники: падчерица и сын, заявив о своих законных правах на жилплощадь.

var countArticle = ‘0’; var numberArticle = ‘0’; var inProgress = false; jQuery(window).scroll(function() { //if(jQuery(window).scrollTop()+jQuery(window).height() >= jQuery(‘.checkpoint__loader’).last().offset().top + 200 && !inProgress) { if(jQuery(window).scrollTop()+jQuery(window).height() >= jQuery(document).height() – 200 && !inProgress) { var layer = $(‘#loading_article’); var footer = $(‘footer’); if(countArticle <= 6 ) { footer.hide(); var url = ‘/ru/?tpl=68’; var data = ‘data_article=’+article[numberArticle]; numberArticle++; nextArticleLink.hide(); console.log(url); jQuery.ajax({ url:url, data:data, type:’GET’, cache: false, beforeSend: function(){ layer.fadeIn(‘fast’); inProgress = true; }, complete: function(){ layer.fadeOut(); }, success: function(response){ if(response != 0){ inProgress = false; console.log(response); layer.before(response); countArticle++; var fbComments = document.getElementsByClassName(‘comments’); FB.XFBML.parse(fbComments[fbComments.length – 1]); $(‘.social-likes’).socialLikes({ counters: false }); focusPoint(); articleAds.destroy(); articleAds = new ArticleAds(); articleAds.init(); articleProgressBar.setNextArticle(); nextArticleLink.assignNextArticleLink(); footer.show(); } } }); } } }); </script–> О себе он говорил, что у него нет голоса, но есть мозги. Его сравнивали с Утесовым, хотя сам Утесов его недолюбливал. Его песни пела вся страна, но советский Минкульт считал его артистом разговорного жанра. Сам же он всю жизнь мечтал о театре, а сыграл в 35 фильмах. Марка Бернеса нет с нами уже почти пятьдесят лет.

Это потом он возьмет звучный псевдоним «Бернес» и так и не объяснит, как придумал эту фамилию. А появился он на свет в семье старьевщика Наума Неймана, которая с трудом сводила концы с концами в украинском городке Нежин. Вскоре стало понятно, что пора перебираться в центр, и Нейманы отправились в Харьков. Марк пошел в школу, весьма неплохо учился, так что родители возлагали на него большие надежды. Чтобы их не расстраивать, Марк вынужден был поступить в торгово-промышленное училище. Но будущая профессия – бухгалтер – наводила на него тоску. Еще в юности он впервые попал в театр и полюбил его – он хотел быть только артистом. Узнав о мечтах сына, отец очень разозлился, а Марк вроде бы смирился: изучал бухгалтерию, неплохо успевал по арифметике. И нанялся расклеивать афиши – это было уже почти рядом с его мечтой, это ведь была почти работа в театре.

Вскоре парнишку заметили и «повысили»: сделали зазывалой. Перед спектаклем он надевал афишу на себя и расхаживал перед входом в театр, приглашая зрителей посмотреть спектакль. Юный Марк относился к своей работе серьезно, вкладывал в нее всю душу и наконец очень понравился своей преданностью старосте театральных статистов, который пригласил будущего актера в его первый спектакль – сыграть кельнера в постановке «Мадам Помпадур». Юноша был счастлив, крутился в театре целыми днями, училище почти забросил, поступил на театральные курсы. Родители сходили с ума от огорчения. И когда Марку исполнилось семнадцать, он окончательно потерял надежду убедить родных в том, что его призвание вовсе не бухгалтерия. Тайком, прихватив лишь несколько чистых рубашек, Марк сел в поезд Харьков – Москва. Он понимал, что в столице его никто не ждет, поэтому заранее продумал свой план: ночевать можно на вокзале, а днем ходить по театрам, проситься на любую работу.

И ему снова повезло: его взяли в массовки в Большой и Малый театры. Дальше всё происходит словно по мановению волшебной палочки. За год из незаметного актера массовки Бернеса переводят в основной состав труппы Московского драмтеатра. Ему, конечно, достаются лишь маленькие роли, но он доволен, на большее не претендует, учится ремеслу, проникается атмосферой во всех смыслах этого слова: первое время ему приходится жить в гримерке, поскольку на вокзале оставаться было уже невозможно, а идти некуда. Потом над юношей сжалился режиссер – выхлопотал ему комнату в коммуналке. Тут же Бернес и женился – на очаровательной Полине, которую друзья называли Паолой. Паола много читала, много смотрела, так что именно она стала прививать Бернесу вкус к искусству, а не только к театральному закулисью.

Удача – в гармошке

Перелом в его жизни случился в 1936 году, когда его товарищ, актер Михаил Астангов, посоветовал режиссеру Сергею Юткевичу позвать Бернеса сниматься в картину «Шахтеры». Здесь уже была настоящая, хоть и эпизодическая, роль, не просто «Кушать подано!». Проходит год, и Юткевич снова зовет обаятельного актера поработать вместе. Правда, роль снова эпизодическая, не особенно выдающаяся – сыграть молодого красноармейца. Вроде бы из этого ничего оригинального не изобразишь, но Бернес готов работать над любой ролью. Он бродит по Музею революции, всматривается в лица героев экспозиции, ищет свой прототип. И находит. Потом находит в гримерке макет пулеметных лент и старую гармошку. Образ получается яркий, характерный, но из всего, что Бернесу приходилось делать в кадре, самым занимательным оказалась простая песенка «Тучи над городом встали». Вихрастый красноармеец с гармошкой и неожиданно проникновенным голосом – в этого героя Бернеса влюбилась вся страна. В 26 лет, когда фильм «Человек с ружьем» вышел на экраны, Марк проснулся знаменитым.

Следующая роль уже была главная – летчик Сергей Кожухаров в картине «Истребители». Песни, которые поет в фильме доблестный герой, тут же подхватывает вся страна. Но вот что странно – Бернесу предстоит сыграть еще всего лишь одну главную роль в кино, зато какую! Картина «Два бойца» выходит в самый разгар войны. Марк не был на фронте, поэтому он с жадностью расспрашивает вернувшихся с войны солдат обо всех деталях их военного быта. У него очень долго не получалось поймать правильный образ – одессит Аркадий Дзюбин ему не давался. Интонация, повадка, взгляд. Всё это как будто ускользало от Бернеса, несмотря на его еврейские корни. А его главная изюминка – полюбившаяся зрителям манера пения – здесь была не нужна. Песен в фильме не предполагалось.

Композитор Никита Богословский потом вспоминал, что режиссер Леонид Луков ужасно мучился и даже хотел найти замену Бернесу. Но внезапно у них родилась сцена в землянке – тоскующий по родным солдат, а вслед за ней появилась на свет песня «Темная ночь». Говорят, первую партию пластинок с этим безусловным шлягером пришлось выбросить. Операторы звукозаписывающей студии, слушая Бернеса, расплакались и испортили запись. А Бернес спел ее с первого раза так, словно репетировал всю жизнь. Так же непринужденно получилось у него исполнить и «Шаланды». И хотя Лукова убеждали, что одесско-еврейский колорит могут не одобрить «наверху», режиссер, поймавший наконец правильную интонацию для своего героя, не сдавался. Это был невероятный успех. Бернеса узнала вся страна, а одесситы даже присвоили ему звание «Почетный житель города». Шутки его героя звучали повсюду, под «Темную ночь» плакали в тылу и на фронтах.

Тем не менее, почему-то режиссеры больше не зовут его играть главные роли. Хотя снимается он много и даже получает Сталинскую премию за картину «Далеко от Москвы». Бернес просто пожинает плоды свалившейся на него славы. Теперь уже есть и квартира, и машина. И маленькая дочка, которую ему подарила жена Полина. Вот только вскоре Полина заболеет раком. И Бернес вдруг придет в совершенный ужас: его отец и сестра умерли от той же болезни – и он внушит себе уверенность, что это заразно. Он ни разу не навестит умирающую жену в больнице, а домработнице поручит вымыть в квартире всё, чего касалась Полина. Но ему и этого покажется мало: он продаст квартиру и купит новую в надежде избавиться от тягостных воспоминаний. Превратившись в отца-одиночку, Бернес, впрочем, горюет недолго. Невероятная популярность и природное обаяние – у актера нет отбоя от женщин. Его поклонницы выстраиваются в очередь за билетами на его концерты. Его подолгу не отпускают со сцены. Впрочем, именно это и станет причиной последовавшей вскоре травли.

Настоящая травля

Программу концерта, посвященного 40-летию ВЛКСМ, утверждали, конечно же, заранее. И было понятно, что если назначено спеть две песни, то ни о каких изменениях и речи быть не может. В правительственной ложе – Хрущев и вся партийная верхушка. Бернес поет положенные ему две песни, пытается вернуться за кулисы, но публика не отпускает: собравшиеся в зале аплодируют, кричат «Бис!», требуют, чтобы актер спел еще. Бернес понимает, что просто вернуться на сцену невозможно. А за кулисами, как назло, не оказывается никого из начальства, кто мог бы дать добро на еще одну песню. Происходит заминка. И Хрущев раздраженно бросает: «Ишь ты, не может удовлетворить потребности молодежи, спеть еще одну песню». Это было воспринято как «Ату его!».

Давний недруг Бернеса и зять Хрущева Алексей Аджубей (они когда-то не поделили даму сердца) с восторгом вцепился в недовольство своего родственника. Ресурс у него был: Аджубей в тот момент был главным редактором «Комсомольской правды». Да и повод нашелся: кто-то рассказал Аджубею, как Бернес нарушил ПДД, катаясь по Москве с восходящей кинозвездой Изольдой Извицкой (той самой, которая предпочла Аджубею Бернеса). Это увидел постовой милиционер, засвистел и даже погнался за машиной Бернеса, который не обратил на него внимания. И, в общем, все участники инцидента отделались бы легким испугом и позабыли об этой истории, если бы не подсуетился Аджубей, не вытащил неприятный эпизод на суд общественности. На Бернеса завели уголовное дело, которое, впрочем, вскоре закрыли, потому что оказалось, что часть опубликованной в «Комсомолке» истории была выдумкой. Но это уже не могло повлиять на происходящее – вокруг Бернеса сомкнулось кольцо молчания. Его участие в больших концертах отменяли, его не звали на съемки, о нем перестали писать в газетах. Спустя несколько лет Аджубей извинялся перед Бернесом. Но актеру уже было всё равно. Он безразлично принял извинения давнего соперника.

И все-таки рак

1 сентября 1960 года в жизни нашего героя случился еще один переломный момент. Он повел дочку в школу и повстречал там свою будущую вторую жену. Лилия Бодрова привела в ту же школу своего сына. Их познакомил ее муж, фотокорреспондент журнала «Пари-матч». А через два месяца она переехала к Бернесу. Тогда ее никто не понял. Ее муж прекрасно зарабатывал, у них была роскошная квартира, машина, ей нечего было еще желать. Но чего-то ей все-таки не хватало. И это что-то она нашла в Бернесе, который был старше ее на 17 лет. Бернес же не просто влюбился. Он буквально ни на минуту не отпускал Лилию от себя. Не позволял даже делать уроки с детьми – заходил в детскую, брал за руку и уводил с собой. Она вела его концерты, ездила с ним на гастроли. Единственный раз, когда ему пришлось уехать одному, чуть не обернулся катастрофой: Бернес разболелся во время тура по Польше, и Лилию тут же вызвали в Варшаву.

Он и болеть отказался без нее. По горестной иронии судьбы, рак, которого он так боялся всю жизнь, все-таки его настиг. Лилия не отходила от мужа ни на минуту. Он не разрешал даже измерять себе давление в ее отсутствие. Незадолго до смерти он записал свою последнюю и самую главную песню – «Журавли». Он хотел, чтобы на его похоронах звучала именно она. И еще хотел лежать именно на Новодевичьем кладбище, рядом с первой женой. Добиться этого было непросто, но Лилия добилась. На его похоронах были сотни людей, однако никого от властей. Память о давней травле осталась в чиновничьих умах надолго. Но эту память уже давно пережили его песни, «Журавли» и «Темная ночь». Кажется, что их будут петь всегда, так же, как и вспоминать Марка Бернеса.

Алина Ребель

Умер израильский журналист Александр Этерман

Самое читаемое

Общество

Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления…

Хроники

Деньги были в обогревателях, под коврами и в трехлитровых банках…

Хроники

Коко Шанель избежала наказания за связь с немецким преступником…

Умер израильский журналист Александр Этерман

  • Главная
  • Аккорды
  • Исполнители
  • Б
  • Бернес Марк
  • Биография

image

Биография

Марк Наумович Бернес (настоящая фамилия НеМЃйман; 25 сентября (8 октября) 1911, Нежин Черниговской губернии — 16 августа 1969, Москва) — советский актёр кино и исполнитель песен, Народный артист РСФСР (1965). Один из наиболее известных артистов советской эстрады, выдающийся русский шансонье. Во многом благодаря Бернесу сложился золотой фонд отечественной песенной классики. Марк Наумович Бернес родился в городе Нежин (ныне райцентр в Черниговской области Украины) в семье служащего артели утильсырья. Позже семья переехала в Харьков. Взяв себе псевдоним «Бернес», в 17 лет Марк ушёл из дома, надеясь найти актёрскую работу. Поступил в харьковский музыкальный театр «Муссури» Н. Н. Синельникова. В 1929 году окончил театральные курсы в Харькове и приехал в Москву. В 1929 году в Москве, работал статистом нескольких театров, в том числе в Малом и Большом. В 1930—1933 в Московском драматическом театре играл небольшие роли, впоследствии считал своим учителем артиста Николая Радина. С 1935 года Марк Бернес снимался в кино. После эпизодических ролей («Заключённые», 1936 и «Шахтёры», 1937), последовали заметные роли в фильмах: «Человек с ружьём» (1938), «Истребители» (1939), «Большая жизнь» (1939). Игра актёра отличалась обоянием и мягким юмором. Большую известность Марку Бернесу принесли роли в кинокартинах, посвященных Великой Отечественной войне. Особую популярность приобрёл после исполнения роли Аркадия Дзюбина в фильме «Два бойца», где с поразительной задушевностью и простотой спел песню «Тёмная ночь» (муз. Н. Богословского на сл. В. Агатова), а также стилизованную «под одесские песни» «Шаланды». Песни Богословского из названных фильмов («Любимый город», «Спят курганы тёмные», «Шаланды», знаменитая «Тёмная ночь») в исполнении Бернеса были записаны на пластинки, зазвучали по радио. В 50—60-е годы создал сложные характеры людей с нелегкой судьбой. Такие как Умар Магомет («Далеко от Москвы»); Чубук («Школа мужества»); Радионов («Они были первыми»). После фильма «Два бойца» продолжал сотрудничать с Никитой Богословским и записал ещё несколько его песен («Письмо в Москву», «Огонёк»). Первый публичный концерт Марка Бернеса состоялся в Свердловске в Доме офицеров 30 декабря 1943 года, после чего последовало концертное турне по Уралу. В Москве начал выступать с конца 40-х гг., сначала на вечерах в Домах творческой интеллигенции. По радио в «Клубе веселых артистов» от лица своего персонажа, шофера Минутки («Великий перелом», 1945) исполнял «Песенку фронтового шофёра» («Путь-дорожка фронтовая») Б. Мокроусова, «В жизни так случается» В. Соловьева-Седого и др. Не оставляя кино (снялся в 38 фильмах, последний — в 1967), все больше внимания Марк Бернес уделял эстраде, которая давала ему широкий простор для реализации собственных замыслов. Стал принимать активное участие в создании репертуара. Предъявлял высокие требования и к музыке и к стихам. Долго и придирчиво работал: из 79-и песен репертуара Марка Бернеса более 40-а создано по его заказу или с прямым участием, они становились его «авторскими» песнями. 17 сентября 1958 г. одновременно две центральные газеты дали старт хорошо организованной травле Бернеса. В «Правде» Георгий Свиридов в статье «Искоренять пошлость в музыке» подверг артиста несправедливым и тенденциозным нападкам. В «Комсомольской правде» в фельетоне А. Суконцева и И. Шатуновского «Звезда на „Волге“» в максимально мрачных тонах описывалось рядовое нарушение Бернесом правил дорожного движения, поданное как факт «поведения, недостойного советского артиста» [3]. Следствием этих и нескольких последующих статей стало фактическое отлучение Бернеса от съёмок и записей на радио и пластинки. Но с 1960 г. голос Бернеса снова зазвучал по радио (заглавная песня популярнейшей воскресной передачи «С добрым утром!» (О. Фельцман, ст. О. Фадеевой). В 1960 г. на стадионе в Лужниках в программе Московского мюзик-холла Бернес впервые исполнил песню «Враги сожгли родную хату» М. Блантера, ст. М. Исаковского. Написанная за 15 лет до того, в 1945, и лишь однажды прозвучавшая тогда по радио (в исполнении В. Нечаева), она обрела в лице Бернеса исполнителя, раскрывшего весь трагизм произведения, и стала одной из лучших песен его репертуара. В 1961 г. режиссёр Павел Арманд первым нарушил и запрет на приглашения Бернеса в кино, сняв его в небольшой роли в своём фильме «Чёртова дюжина». В последующие годы Бернес снова успешно работает, гастролирует в Польше, Югославии, Чехословакии, Румынии, Болгарии, где получает многочисленные восторженные оценки в прессе. Выступает на английском телевидении. В его репертуаре появляются песни «Москвичи» (А. Эшпай — Е. Винокуров), «Если бы парни всей земли» (В. Соловьёв-Седой — Е. Долматовский), «Я люблю тебя, жизнь» (Э. Колмановский — К. Ваншенкин), «Хотят ли русские войны» (Э. Колмановский — Е. Евтушенко), «Я спешу, извините меня» (Я. Френкель — К. Ваншенкин) и др. В 4-серийном фильме «Щит и меч» (1968) за кадром в исполнении Бернеса прозвучала песня «С чего начинается Родина» (В. Баснер — М. Матусовский). 8 июля 1969 г. артист с одного дубля записал знаменитых «Журавлей» Я. Френкеля на стихи Расула Гамзатова в переводе Наума Гребнева. Марк Бернес умер 16 августа 1969 года от рака лёгких. Похоронен на Новодевичьем кладбище. На похоронах в записи в числе других его песен звучала песня «Журавли». Первая жена Бернеса (с 1932 г.) Полина (Паола) Семёновна Линецкая, родившая ему дочь Наташу (р. 1953), умерла от рака (†1956). Вторая жена (с 1960 г.) Лилия Михайловна Бодрова (†2006), привела в семью своего сына Жана.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий