«Сад земных наслаждений»: что означают главные символы в загадочном триптихе Иеронима Босха

В Иерониме Босхе европейские страны видят основателя сюрреализма, т. е. входящего в моду полного отрицания в любом виде искусства логики и рациональности. В пятнадцатом столетии, когда разум, наконец-то восторжествовал над темными годами Средневековья, фантастические силы тьмы, огромное войско жутких в своей оболочке демонов встали из небытия и пустились в разудалую пляску на полотнах незаурядного живописца и пришедших ему на смену сюрреалистов. Образы, запечатленные в картинах Босха и в наши дни дает пищу романтикам.

Йероен ван Акен, которого впоследствии назовут Босхом, появился на свет в 1450 г., в Хертогенбосе (Нидерланды),  в семье потомственного живописца. Его отец и дед тоже писали лики святых для храмов. В архиве можно найти документы о приобретении у них картин для разных церквей.

Учился Иероним не только у своего отца, но и у посещавшего город живописца Д. Боутса. Об Иерониме есть упоминания в 1480 г., где он называется членом «Братства Богородицы», затем его руководителем. В 1489 г. им были изготовлены створки алтаря для храма Св. Иоанна. Об этой работе восторженно отозвался Филипп Красивый. Одновременно он нарисовал эскизы для витража.

Босх оформляет различные шествия и становится известен далеко за пределами своего города. Семья Босхов селится в пригороде, где у них хороший дом и большой участок, полученные им как приданое жены.

Босх практически не выезжал дальше Хертогенбоса, хотя все современники говорили о нем, как о человеке весьма общительном и любознательном. Художник долгие годы поддерживал хорошие отношения с Эразмом Роттердамским, рисовал картины, где прослеживаются мотивы книг Эразма.

В наши дни искусствоведы признают авторство Босха в 40 картинах, однако содержание их загадочно, так как нет документальных источников, которые могли бы его прояснить. Мастер не ставил на них подпись и дату. Есть лишь один путь проследить его творчество – это договора и церковные книги, которые действительно помогают датировать некоторые работы.

image

И. Босх, Семь смертных грехов и Четыре последние вещи, музей Прадо (Мадрид)

После женитьбы мастер написал «Семь смертных грехов», где запечатлена обычная жизнь тогдашнего общества. Мастер предпочитал работать начисто, без подготовительных набросков. Босх также хорошо знал кузнечное дело. Для центрального храма он написал витраж, выковав для него превосходную рамку из металла.

Как и многие ученые той эпохи, Босх увлекся алхимией и отлично знал демонологию Средневековья. Он дружил с богословом Дионисием ван Рейкелем. Впоследствии тот подвергся преследованию инквизиции. Но Босх не отрекается от него и регулярно навещает.

Произведения литературы демонического содержания навеяли образы, которые видны на полотнах мастера. Рассмотрим триптих «Искушение св. Антония» здесь изображены ведьмы, которые торопятся на шабаш, а на холсте «Страшный суд» есть сцены из обрядов черной мессы.

image

И. Босх, Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон

Перед полотном Босха, где изображен св. Антоний, в одном из музеев Лиссабона, можно часами созерцать изображенные фигуры, а их огромное количество. Дело не в святом Антонии. Церковь славит его за победу над многочисленными искушениями. Кажется, что вся картина – это ирония Босха. Словно он смотрит, что вам трудно оторвать взгляд от ползучих гадов, жирных чудовищ, и в таком поистине мерзком сочетании картина по своему пленительна.

Всемирную известность Босху обеспечили – алтарные триптихи. В «Саде земных наслаждений» – живописец создал образ грешной жизни человека.

И. Босх, Сад земных наслаждений, музей Прадо (Мадрид)

В быстром круговороте невероятные позы, объятие, проглядывающее через прозрачную пленку пузыря, за ними огромный распустившийся цветок; перед нами процессия фигур – безумных и от того отчаянно-веселых и безудержных. Это своеобразная аллегория грехов. Это жизнь, которая у Босха, словно искусной рукой фокусника вывернута наизнанку.

На полотне «Воз сена» – отрицающие Бога уныло бредут в ад, тоже располагающийся на этой земле. Действие между Раем и Адом – иллюстрация начала и конца земного пути человечества. Сюжет изображает известную поговорку “мир – воз сена, бери его сколько сможешь”. И совершенно неожиданно наш взгляд непроизвольно устремляется вверх. Всей этой толпе противостоит загадочная сценка (влюбленная парочка, на верху копны сена, играющая на музыкальном инструменте) и невероятная роскошь цвета.

Босх жил во время, когда Нидерланды утратили свою независимость. Государство попадает к австрийским Габсбургам. В стране идут дискуссии теологов, борьба внутри церкви, которая потом выльется в движение Реформации. Печальная ирония, а чаще просто сарказм Босха всецело отражают нравы эпохи. Мастер умело и даже с некоторым ожесточением подчеркивает невежество духовников.

И. Босх, Фокусник, Musée Municipal, Saint-Germain-en-Laye

К так называемым «поучительным» произведениям можно отнести «Фокусника» и др. Критика церковнослужителей в полотнах мастера не мешает католику Филиппу II приобретать полотна этого живописца.

В последние годы своей жизни художник обратился к теме одиночества. Он пишет «Блудного сына». Герой – сухонький, в разодранном платье, напоминающем откровенные лохмотья… Кажется он писался мастером с натуры – искусство Европы еще не знало подобных изображений крайней нищеты. Это сын, покидающий родной дом. На изможденном лице диким пламенем сверкают глаза – они словно различают что-то неведомое в дали. А позади жизнь, которую он оставляет. Дом с прохудившейся кровлей и оторванной ставней, словно бы даже поскрипывающей на ветру, до дрожи реален. Вокруг идет обычная жизнь, никто даже не замечает юношу…

Только природа на полотнах всегда божественно чиста. И палитра красок этого величайшего произведения ясно выражает мысль художника – серо-белесый невнятный тон объединяет и людей и природу. А бледно-розовые и размыто-сиреневые тона пронизывают это единство глубокой печалью.

Босх изготавливал великолепные гравюры. Его произведения приобретались европейскими монархами для своих коллекций и галерей, хотя очень часто современники не воспринимали их всерьез.

Скончался Босх в 1516 г. у себя на родине.

«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха — криптоживопись, которую можно не только разглядывать, но и «читать». Святые и грешники, боги и монстры, книги, ноты, ягоды и ягодицы — все здесь выполняет функции букв, сложив которые в том или ином порядке, можно получить послание из XVI века. Не стоит недооценивать их важность, ведь иногда единственной буквы достаточно, чтобы «сад» превратился в «ад» или наоборот.

Давайте попытаемся разобраться с основными образами знаменитого триптиха. И смыслами, которые, возможно, вложил в них Иероним Босх.

Сад земных наслаждений. Иероним Босх. 1500-е, 220×390 см

Сад земных наслаждений. Левая створка. Иероним Босх. 1500-е, 220×97.5 см

Левая створка

1. Фонтан жизни

Источник, дарующий жизнь всему сущему, скомпрометирован у Босха совой — символом тьмы, духовной слепоты и ереси. Должно быть, таким образом художник визуализирует популярную в те годы идею о том, что всякая жизнь — греховна.

Некоторые искусствоведы усматривают здесь астрологические коннотации. Розовый хитиновый фонтан — это Рак, сова — символ темного «несчастливого» Сатурна. Сатурн в Раке — зловещий астрологический прогноз, ассоциировавшийся во времена Босха с Судным днем.

2. Адам и Ева

Создатель, взяв Еву за руку, как на обряде венчания, велит своим детям плодиться и размножаться — об этом недвусмысленно свидетельствуют кролики, во все времена считавшиеся символом плодовитости. Однако реагируют дети по-разному, что стало поводом для нескончаемых теологических дискуссий, которые веками ведут исследователи творчества Босха. Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно. Если Ева еще не вкусила запретного плода, то не имеет понятия о таких категориях, как Добро и Зло. И, по идее, должна не ведать стыда. Выходит, концепция гендерного равноправия была Босху не близка — женщин он считал изначально порочными.

3. Хищники и жертвы

На левой створке триптиха кто-то то и дело кого-то ест. Лев не возлежит рядом с агнцем, как положено в Эдемском саду, а обедает — намеренная нестыковка с библейским каноном.

4. Утки-лебеди

Слева от источника жизни плавают утки, считавшиеся во времена Босха «низкими тварями», поскольку они «погружаются в грязь по самые глаза». Справа — царственный лебедь, непорочный символ Братства Богоматери, в котором Босх состоял до самой смерти. Не исключено, что это противопоставление. Впрочем, лебедь движется в ту же сторону, что и презренные земноводные. Возможно, утки и лебедь, напротив, воплощают идею райской терпимости: фонтан дает жизнь всему — и возвышенному, и земному.

5. Птицы

Черные птицы ассоциируются с грехом. Смысл усиливается пернатой очередью, выстроившейся к полому яйцу — символу ложной веры или пустой души, не познавшей бога. Босх снова привносит в райскую идиллию темный элемент. Если рассуждать логически, подобный дуализм ничуть не свидетельствует о принадлежности Босха к еретическим сектам (на чем настаивают некоторые биографы). Зло должно было существовать уже в Эдеме. Иначе, совершая первородный грех, Адаму и Еве было бы нечего познавать.

6. Полумесяц

Конструкция из двух округлых плоскостей, скрепленных поперечной осью — образ, который встречается у Босха довольно часто (см. самоходные уши на правой створке). Расшифровать его смысл никому из вменяемых исследователей до сих пор не удалось. Однако венчающий скрепу-ветвь полумесяц — недвусмысленный символ. Во времена Босха полумесяц прочно ассоциировался с врагами христианской веры.

Центральная часть

Сад земных наслаждений. Центральная часть. Иероним Босх. 1500-е, 220×195 см

1. Голые и смешные

Некоторые исследователи считают, что Иероним Босх состоял в секте адамитов, члены которой совершали свои обряды нагишом и проповедовали свободу сексуальных отношений, — отсюда обилие обнаженных персонажей в самых затейливых позах. Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Да и при всем уважении к прогрессивности средневековых адамитов, трудно поверить, что они были настолько заводными и изобретательными. Скорее, Босх рисовал героев триптиха голыми, чтобы максимально обнажить человеческие пороки. Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком.

2. Ягоды

В зависимости от культурного или религиозного контекста, разные ягоды могли иметь различный смысл. К примеру, ежевика была символом чистоты Девы Марии, а земляника — знаком праведности и трудолюбия. Однако в целом, гигантские ягоды, очевидно, выступают у Босха аллегорией распущенности — в первую очередь, сексуальной. Должно быть слово «клубничка» вызывало в средневековых Нидерландах те же ассоциации, что и у нас сейчас.

Некоторые исследователи полагают, что на центральной части «Сада земных наслаждений» Иероним Босх изобразил Золотой век, когда не знавшая плуга земля изобильно плодоносила, а люди жили в сытости, праздности и неге.

3. Фонтан вечной молодости

Большинство исследователей сходится в том, что фонтан в центральной части триптиха — это эзотерический источник вечной молодости, а причудливые сооружения вокруг него обозначают четыре стороны света. В пользу этой теории говорят символы ложной веры и греха (вроде пустой яичной скорлупы или огромных ягод), щедро «разбросанные» Босхом, чтобы подчеркнуть свое отношение к алхимии как к ереси.

4. Круг зверей

Кавалькада всадников, восседающих на козерогах, тельцах, львах и других (экзотических и не слишком) животных — это, очевидно, сатирическое изображение еще одной лженауки и полуереси — астрологии. Круг животных (по-гречески — «зодиак») движется против часовой стрелки. То есть, по мнению Босха, противоестественным образом.

5. Пернатое Зло

И снова птицы отдуваются у Босха за присущие человеку пороки — на этот раз, в контексте видового разнообразия. Тут и знакомая нам по левой створке «грязная» утка. И удод, о котором современники Босха говорили, что он «греховнее, нежели сам дьявол», поскольку рядится в прекрасные перья, но питается испражнениями. И вездесущая сова, которая в данном случае — еще и очевидный фаллический символ.

6. Прозрачная сфера

Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны!».

7. Критика духовенства

Рассохшееся дерево в форме перевернутой воронки — образ, который несет в себе двойную обличительную мощь. Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см. «Извлечение камня глупости»). В данном случае дьявольская колода не случайно красного цвета — это намек на кардинальское платье. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). Они, хоть и укрыты прозрачным куполом истинной веры, но, кажется, тоже в ужасе от происходящего вокруг.

8. Рыба

Нет сомнений, что рыба, встречающаяся на картинах Босха не реже, чем его вездесущие совы, всегда несет важную смысловую нагрузку. Однако, символ этот настолько универсален, что о смысле, вложенном автором в какую-то конкретную рыбину — живую, мертвую, летучую или разумную — остается только гадать. В Средние века изображение рыбы могло означать Христа, знак зодиака, Луну, воду, флегматический темперамент, быть атрибутом любострастия, служить символом поста. В конце концов, рыба могла означать просто рыбу.

Правая створка

Сад земных наслаждений. Музыкальный Ад. Правая створка. Иероним Босх. 1500-е, 220×97.5 см

1. Меланхоличное чудовище

Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. Кажется, его ничуть не тревожит тот факт, что его древесное тело высохло и растрескалось, а в чреве у него пирует компания разудалых социопатов. Мертвое дерево, полое яйцо — символы смерти и греха, которые изобличают в данном случае конкретный порок — пьянство. Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет. Лицо дерева-выпивохи, в самом деле, выписано с особым тщанием, как будто Босх старался сделать его похожим на кого-то конкретного. Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. Свидетельств того, что Иероним Босх водил дружбу с бутылкой или, напротив, состоял в хертогенбосском обществе трезвенников, до нас не дошло. Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно.

2. Птицеголовый монстр

По общепринятому мнению, птицеголовый монстр — это Дьявол, пожирающий души грешников. Восседая на «позорном стуле», он испражняется ими в адскую выгребную яму. На голове у Дявола — горшок, символизирующий (как и всякий пустой сосуд) безверие. Кувшины на ногах призваны подчеркнуть хромоту, которой Дьявол обзавелся вследствие низвержения с небес.

Впрочем, существует теория, согласно которой клювастое чудище — это безжалостное время. В астрологических книгах Сатурн или Кронос часто изображался хромым или одноногим, отсутствующую ногу нередко подпирал знак Водолея в виде кувшина. Кроме того, некоторые исследователи полагают, что кувшины на ногах Кроноса — это котурны, как у актеров, игравших в греческих трагедиях.

3. Музыкальный ад

Во времена Босха в Нидерландах было в ходу выражение «похоть — это музыка плоти». К музыке было принято относится как к легкомысленному развлечению, предваряющему любовные утехи. Полифоническую музыку считали греховным проявлением, а ее исполнение в церкви — изощренной формой ереси. Похоже, Босх разделял мнение католического престола, поскольку превратил музыкальные инструменты в пыточные орудия — точь-в-точь, как это делают в наше время некоторые музыканты-авангардисты.

4. Тройка, семерка, туз

Обнаженная девушка с игральной костью на голове, отрубленная кисть с кубиком на пальцах, перевернутый карточный стол, беременный демон, судя по всему, предлагающий партию в нарды. Смысл этого фрагмента очевиден: грешникам, предававшимся такому пороку как азартные игры, придется в День Страшного Суда буквально бросить кости. К слову, если приглядеться, среди разбросанных на земле карт можно разглядеть тройку и туза. Семерку Иероним, должно быть, припрятал в рукаве.

5. Задницы

Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. Обусловлено это тем, что задница была едва ли не главной героиней средневекового нидерландского фольклора. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы». Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта». Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи. Словом, это транскультурный символ, который ничуть не утратил важности за последние 500 лет. И во времена Босха, и сейчас неприятности валятся отнюдь не на наши головы.

6. Лестницы

Лестницы, которыми изобилует триптих «Сад земных наслаждений», символизируют путь к познанию, а познание, как известно, чревато грехопадением. То есть, лестницы у Босха выполняют те же функции, что и птицы, рассохшиеся пни или пустые кувшины — символизируют порок.

7. Ножи

Ассоциации, которые связаны с ножами, не нуждаются в сложных трактовках: мученическая смерть, пытки, воздаяние за грехи. Куда больший интерес вызывает клеймо «М», которым помечены клинки «Сада земных наслаждений». По мнению некоторых исследователей, «М» может означать начальную букву в слове «мир» — «mundus». А может и имя Антихриста, которое по средневековым пророчествам должно начинаться с этой буквы.

8. Свинья

Грешник, обнимающийся со свиньей в монашеском головном уборе, — еще один сатирический выпад в сторону католической церкви, чью жадность Иероним Босх неустанно критиковал в своих картинах. На коленях у него документ, скрепленный печатями, еще один персонаж (с символизирующей ересь жабой на плече) прикрывает печатью голову. Нужно полагать, это индульгенции, торговлю которыми Босх, не без оснований, считал мошенничеством.

9. Коньки

Часто встречающиеся у Босха персонажи на коньках, скорее всего, имеют инфернальное происхождение: согласно средневековым представлениям, нижний круг ада представляет собой замерзшее озеро. Кроме того, коньки, возможно, ассоциировались у художника с праздностью. К примеру, один из «конькобежцев» с триптиха «Искушение святого Антония» держит в клюве бумагу, на которой начертано слово «лень».

Автор: Андрей Зимоглядов Источник: Аrtchive. 

Смотрите также:

23 октября, 2016 Опубликовано в Художники

В этом году исполняется 500 лет со дня смерти голландского художника Иеронима Босха — одного из самых интересных и в то же время самых загадочных художников во всей истории мирового искусства. И поэтому в европейских музеях весь 2016 год пройдёт под знаком этого события. В Голландии ожидается ряд крупных выставок, посвящённых Босху.

Центр растянутых на весь год празднований – небольшой голландский город Хертогенбос. Именно здесь родился и творил Ерун Антонисон ван Акен, которого во всём мире знают под псевдонимом . Творчество Босха очень нетипично для европейской живописи XV века. И до сих пор мир на его картинах не поддаётся никаким объяснениям и теориям. С конца XIX после длительного периода забвения, творчество Босха привлекает всё возрастающее внимание исследователей. Сейчас, как и 100 лет назад, он продолжает оставаться одной из самых загадочных и странных фигур в мировом искусстве.

В конце XIV века в Хертогенбосе поселился прадед Иеронима Босха — Ян ван Акен, торговец пушниной и домовладелец. Его потомки со временем стали потомственными купцами, ремесленниками и художниками города Хертогенбоса. Художниками были дед, двое дядей и два брата Иеронима. Деду Иеронима Босха — художнику Яну ван Акену, приписывается сохранившаяся до наших дней роспись в церкви святого Иоанна, изображающая распятие Христа. Точная дата рождения Босха неизвестна. Мать его была дочерью портного. Предполагают, он родился около 1450 года, а начало его творчества относят к середине 70-х годов XV века. В 1478 году Босх женился на богатой патрицианке Алейд ван Мерверме из семьи городской аристократии. В конце жизни он получал заказы от бургундского двора, что говорит о его признании современниками. В городских архивах Хертогенбоса сохранилась запись об умершем здесь 9 августа 1516 года знаменитом художнике Иерониме Босхе. И больше ничего доподлинно неизвестно о жизни этого Мастера.

В честь знаменательной даты в Европе пройдут крупнейшие выставки работ художника и современных мастеров самых разнообразных видов искусства, вдохновленных неразгаданными символами и тайнами великого Иеронима.

Выставка «Видения гения», Хертогенбос, 13 февраля — 8 мая 2016

Выставка станет главным событием в мероприятиях родного города художника. 20 картин и 19 рисунков — такое огромное количество работ Босха еще никогда не было представлено в городе, где родился и жил художник. В проекте примут участие крупнейшие мировые музеи: Лувр, Метрополитен, Прадо, Национальная галерея искусств в Вашингтоне, Палаццо Гримани в Венеции, Музей Бойманса — ван Бенингена в Роттердаме.

Важной частью выставки станет презентация результатов шестилетних исследований международного проекта «Босх — исследование и сохранение», в ходе которых были тщательнейшим образом изучены и отреставрированы многие работы художника. Зрители увидят три отреставрированных триптиха Босха из музейных собраний Венеции: «Триптих Святой Ункумберы», «Триптих Святых отшельников» и серию «Четыре видения будущей жизни»,представляющую в четырёх картинах наказание и вознаграждение после смерти.

Иероним Босх. «Триптих Святой Ункумберы», 1489?1893, Галерея Академии, Венеция

Иероним Босх. «Триптих Святых отшельников», 1485?1489, Галерея Академии, Венеция.

«Босх. Выставка столетия», Прадо, 31 мая — 11 сентября 2016

Иероним Босх. Искушение Святого Антония, 1505?1506. Национальный Музей древнего искусства, Лиссабон

«Сад земных наслаждений» из собрания музея — самый известный триптих Иеронима Босха посвящен греху сладострастия. Однако простодушие и некоторая отстраненность, с которыми трактовались отдельные фигуры на картине, а также благосклонное отношение к этому произведению церковных властей заставляют сомневаться, что триптих мог прославлять телесные наслаждения. На сегодняшний день ни одно из имеющихся толкований картины не признано единственно верным.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений, 1500-1510. Дерево, масло. Музей Прадо, Мадрид

Иероним Босх. Несение креста, 1490-1500.  Доска, масло. Музей изящных искусств, Гент

Иероним Босх. Семь смертных грехов и Четыре последние вещи. 1475-1480. Прадо, Мадрид

***

По материалам ВВС, Тhevanderlust.com, Аrtchive.ru

Иероним Босх – великий нидерландский художник. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя — Иеронимус Антонисзон ван Акен. Имя Босх пошло от того, что все свои работы, он, по неизвестной причине, подписывал сокращённым названием своего родного города Хертогенбос — Den Bosch . В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. На одном полотне можно обнаружить черты средневековой фантастики, мистики, фольклора,  притчи, философии, символизма и т.д. Именно поэтому имя его прошло сквозь века и в наше время, по прошествии пятисот лет, его знают и восхищаются его работами.

Иероним родился в большой семье, практически все из членов которой были художниками не в первом поколении. Дед, отец, двое дядей, брат – все были художниками и резчиками по дереву. Профессиональной живописи Босх обучался в нидерландских городах Харлеме и Делфте.

Его творчество волнует и притягивает, оно очень загадочно и, как это ни странно, абсолютно современно. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Действительно, Босх воплотил в своих полотнах все страхи своего времени, которые удивительным образом перекликаются с нашим, мировоззрение средневековья с их бесами, чертовщиной, ведьмами и т.д. Всё это воплотилось в творчестве великого живописца и теперь его глазами мы можем посмотреть на давно ушедшее время. Самыми знаменитыми картинами нидерландского художника стали Сад неземных наслаждений, Извлечение камня глупости, Семь смертных грехов и т.д.

Неудивительно, что многие ценители живописи видят в Босхе предшественника сюрреализма и других авангардных течений. В своей творческой личности он совместил ещё не родившихся на тот момент художников Сальвадора Дали и Эдварда Мунка. До наших дней дошли слухи или, если точнее сказать – гипотезы, что Иероним Босх был не просто художником. Кроме своего увлечения живописью, он занимался алхимией, спиритизмом, астрологией, оккультными науками, употреблял галлюциногены. Если придерживаться этого мнения, то становятся понятны его образы, откуда брались эти удивительные сцены и ужасные химеры, поучительная ирония и жуткая сатира.

Босха ещё ценят и за то, как он выстраивал перспективу, решал пространственные задачи на своих картинах. Его передний план в основном состоит из неоднородных фигур, которые выстроены цепочкой или волнистыми линиями. Практически на всех картинах можно заметить, что зритель вынужден смотреть на всё происходящее как бы сверху, как сторонний наблюдатель откуда-то с небес. Это очень нехарактерно для его времени, но для таких фигур как этот художник, не бывает ничего характерного. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил.

Хотите знать всё о том как заработать в интернете? В этом вам поможет информативный сайт http://dreamscome.org Dreamscome. Только самые полезные статьи, уроки и советы от профессионалов.

Аллегория чревоугодия и любострастия

Блудный сын

Брак в Кане

Фокусник

Иоанн Креститель в пустыне

Извлечение камней глупости

Молитва святого Иеронима

Мученичество святой Либераты

Несение креста

Несение креста на Голгофу

Распятие Христа

Сад земных наслаждений

Семь смертных грехов и четыре последние вещи

Смерть и скупец

Страшный суд. Апокалипсис

Святой Антоний

Святой Христофор

Святой Иоанн на Патмосе

Святые отшельники

Увенчание терновым венцом

Воз сена

Море развлечений для девочек на Girl-Games. Здесь вы всегда можете играть в игры винкс совершенно свободно и онлайн.

Оригинал взят у в Босх в цифрахИтак, число подлинников, стоимость ухода за бородой, размах юбилейных торжеств и другие непоследние вещи… Говорят, что биография Иеронима Босха — тайна за 7-ю печатями, его картины — антология 7-ми смертных грехов и еще 777-ми простительных, а чтобы понять их адекватно, требуется не меньше 7-ми пядей во лбу. Отчасти это и вправду так. Однако в распоряжении Артхива есть и кое-какие иные числа, проливающие свет на жизнь, творчество и посмертную славу Босха. image 5 сыновей было у деда Босха, Яна ван Акена. По крайней мере, 4 из них (включая отца Иеронима — Антониса ван Акена, умершего около 1478 года) стали художниками. Ни одной картины Босха не осталось в Хертогенбосе — городе, в котором художник родился и умер и который, скорее всего, никогда не покидал. Каждый 19-й из жителей Хертогенбоса во времена Босха принадлежал к одной из религиозных конгрегаций, а сам Босх был высокопоставленным (или, как сказали бы сейчас, элитным) членом хертогенбосского Братства Богоматери. Того самого, которое существует с 1318 года и поныне, и на заседаниях которого принято лакомиться жареным лебедем. Не менее 14-ти документов, дающих представление о финансовом положении Иеронима ван Акена, принявшего псевдоним «Босх», имеется в распоряжении его биографов. Женившись на много старшей его и далеко не бедной Алейт Гойартс ван дер Меервене, художник никогда не был стеснён в средствах, а к началу XVI века числился одним из самых богатых жителей города. Ни одна из работ Босха не датирована самим автором. Ни одно название картин Босха ему не принадлежит. Все названия — и даже имена персонажей картин — это позднейшие описания и интерпретации. 5 на 13 сантиметров — самая маленькая из известных на сегодняшний день картин, атрибутированных Босху. Это «Портрет старухи» из Музея Бойсманса ван Бёнингена в Роттердаме. Впрочем, исследователи склоняются к мысли, что скорее это не самостоятельный портрет, а лишь фрагмент какой-то из несохранившихся работ. Женский профиль напоминает поющую монахиню с другой известной луврской картины Босха, поэтому предполагают, что роттердамская старуха вполне могла быть частью неизвестной авторской версии «Корабля дураков». image Иероним Босх. Голова женщины (Голова старухи) Только 1 раз женщина стала главной героиней алтарного триптиха Босха. Речь идёт о «Распятой мученице» из Дворца Дожей в Венеции, также известной еще, как минимум, под 3-мя именами: «Распятие святой Юлии», «Распятие святой Либераты» и «Распятие святой Вильгефортис» (от латинского Virgo Fortis — стойкая дева). image 300 тысяч евро стоило восстановить бороду на лице героини триптиха Босха «Мученичество св. Вильгефортис». По легенде, христианская святая вымолила себе бороду, чтобы не быть насильно выданной замуж за короля-язычника. На полную реставрацию бороды у специалистов ушло почти 8 месяцев. 9 лет длился масштабный «Проект по исследованию и реставрации работ Босха» (The Bosch Research and Conversation Project, BRCP) под руководством Йоса Колдевея и Матхейса Илсинка — бороду св. Вильгефортис реанимировали в его рамках. Одним из результатов работы Проекта, завершившегося в 2016-м, в год 500-летия со дня смерти Босха, стало переатрибутирование некоторых работ художника. Например, «7 смертных грехов и 4 последние вещи» и «Извлечение камня глупости» из Прадо, а также «Несение креста» из Гента нидерландские исследователи считают работами последователей Босха. Всего 24 картины и 20 рисунков принадлежат руке Босха, согласно выводам BRCP. 608 страниц составляет католог-резоне произведений Босха, выпущенный в издательстве Mercatorfonds как результат работы нидерландского исследовательского проекта. Приобрести каталог можно за 125 евро. 17 картин и 19 рисунков Босха путём беспрецедентных переговорных усилий сумел заполучить из разных музеев мира Шарль де Моэй, директор Музея Северного Брабанта для ретроспективной выставки «Иероним Босх. Видения гения», которая проходила в Хертогенбосе с февраля по май 2016-го года. В 7 миллионов евро оценили расходы на выставку в Хертогенбосе её организаторы, еще в 3 миллиона обошлись предварительные исследования. Более 420 тысяч человек посетило выставку «Иероним Босх. Видения гения» на родине художника. Входной билет стоил 22 евро. «Три философа» называется знаменитая картина Джорджоне, на которой, как полагает искусствовед Линда Харрис, автор книги «Тайная ересь Иеронима Босха», изображены Леонардо, сам Джорджоне и тайно посещавший Венецию Босх (в центре). image 80 лет провела в запасниках Музея Нельсона-Аткинса в Канзас-сити доска «Искушение святого Антония» с атрибуцией «последователь/подражатель Иеронима Босха», пока в 2016-м году статус картины не был сенсационно повышен: теперь работу считают написанной самим Босхом. image 220 на 390 сантиметров — размеры «Сада земных наслаждений». Это самое масштабное произведение Босха из тех, что дошли до нашего времени, не только по глубине художественного замысла и мастерству исполнения, но и просто по габаритам. Второй по величине триптих Босха — «Страшный суд» (163,7 на 247 см, Вена), третий — «Искушение святого Антония» (131,5 на 225 см, Лиссабон). image 3 картины Босха с одинаковым названием «Несение креста» хранятся в музеях трёх городов: первая в Вене, вторая в Мадриде, а третья и самая известная (хотя теперь и не считающаяся подлинником) — в Генте. image Иероним Босх. Поклонение волхвов 2-х странников, очень похожих между собой, написал в разное время Босх. Одного — на внешних створках триптиха «Воз сена», второго — на доске, которая сейчас представлена в Роттердаме (возможно, это также были также створки утраченного триптиха). Некоторые учёные склоняются к мнению, что обоих странников Босх щедро одарил собственными чертами лица. «Этот нос невозможно приписать никому другому!», — замечает исследователь Николас Бом, автор научно-популярного фильма «Загадки Иеронима Босха», снятого BBC. image Иероним Босх. Странник 4 типа темперамента обнаружили исследователи на картине Босха «Увенчание терновым венцом». Тянет руки из правого нижнего угла сангвиник, вкладывает персты в раны холерик, венок из терний надевает на Христа флегматик, а в правом верхнем углу сочувственно кладёт руку на Его плечо меланхолик. Многие считают, что последний — это автопортрет художника. Более 40 персонажей Босха доступны в приложении для iOS и Android под названием Bosch Camera, выпущенном организаторами празднования года Босха в Хертогенбосе. С его помощью пользователь может переносить героев Босха на свои фотографии и коллажи. 3 доллара 99 центов нужно доплатить, чтобы получить возможно полетать на летучей рыбе среди героев центральной и правой створок триптиха Босха в приложении-симуляторе для iOS и Android «Босх: виртуальное путешествие по Саду земных наслаждений». Левую створку «Рай» можно исследовать бесплатно. 500 лет назад, 9 августа 1516-го года, по Босху отслужили заупокойную мессу в соборе Св.Иоанна. Лишь за 12 лет до смерти художника, в 1504-м году, в документах впервые возникает псевдоним «Босх». Автор Анна Вчерашняя Источник – Артхив Кроме того, моем посте о картинах Босха – http://vakin.livejournal.com/1199615.html http://vakin.livejournal.com/924669.html http://vakin.livejournal.com/713508.html

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий