Саид-Мухаммад Джумаев: что известно о «берсерке с Пушкинской», дравшемся с ОМОНом

О знаменитости

Доп. информация по биографии Мамакаев Магомет Амаевич

—> image

День рождения 16 декабря 1910

поэт, прозаик, публицист, литературный критик — один из тех, кто стоял у истоков современной чеченской литературы

Магомет Мамакаев родился в 1910 году в селении Ачхой-Мартан (ныне Чечня) в крестьянской семье. Окончил Коммунистический университет трудящихся Востока и Высшие литературные курсы в Москве. В 1960 году стал редактором чеченского альманаха «Орга» (Аргун).

Первые произведения Мамакаева были напечатаны в 1926 году. Первый сборник его стихов «Ласточка» вышел в 1931 году. Среди его произведенийВ — стихотворения «Пей вино» (1931), «Другу юности» (1934), «Песня о бессмертных» (1937), «Енисею» (1949), «На свет я рождён не в Сибири» (1954), «В кабинете В.В И.В Ленина» (1959), «Алхан-Чурт» (1959); поэмы «Родные горы» (1928), «Сестра семи витязей» (1932), «Разговор с матерью» (1934), «День моего рождения» (1956), «У могилы Льва Толстого» (1956), «Шашка» (1957), «Гроздья винограда» (1958), «Песнь о бесстрашных» (1958). Первая проза Мамакаева вышла в 1956 году («Первый гудок»). В 1962 году вышел в свет роман Мамакаева «Мюрид революции» («Революцин мурд») о революционном движении в Чечне. В 1968 году был издан его роман «Зелимхан» о жизни в Чечне в начале XX века.

Комментарии

Малышев Андрей Валентинович

русский писатель

Юлия Руденко

Известная российская журналистка и писательница

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

русский писатель

Михаил Зощенко

русский писатель

Райнер Мария Рильке

германский поэт, один из величайших модернистов XX века

Александр Грин

русский писатель, автор «Алых парусов»

Игорь Северянин

русский поэт

Тарас Шевченко

украинский поэт и художник

Народ еще толком не отошел от скандала, связанного с тем, что недавно темпераментный борец Заурбек Сидаков за волосы выволок свою невесту с собственной свадьбы, узнав, что она занималась эскортом, а уже известны новые подробности этой невероятной истории

Свадьба Заурбека Сидакова и Мадины Плиевой, фото: diary.ru

После произошедшего оба пошли по своему пути. Заурбек сначала поплакал, а затем решил посвятить себя тренировкам и заняться подготовкой к предстоящей Олимпиаде в Японии. Семья борца оказалась непоколебимой. Они не проявили ни капли жалости к Мадине Плиевой и поспешили изгнать ее из своего «кавказского племени».

Девушке пришлось покинуть Осетию и закрыть все свои аккаунты в социальных сетях.

До сих пор неизвестно, действительно ли Мадина занималась эскортом. Подружки, родственники и знакомые девушки отрицают ее причастность к этому. Мол, она из богатой семьи и зачем ей это нужно. Однако подтвердили, что 3 года назад у нее была большая любовь.

Сергей Кациев, любовник Мадины Плиевой, фото: rbc.ru

По их словам, она потеряла голову от 62-летнего миллионера Сергея Кациева. Мадину совсем не смущала колоссальная разница в возрасте и наличие законной супруги.

Как ни крути, их хоум-видео попало в руки к злоумышленнику, который, по всей видимости, желал паре зла и выжидал хорошего момента, чтобы отомстить. По слухам, этот самый злоумышленник и есть супруга Кациева.

Многие недоумевают и не понимают логики взрослой женщины. Ведь Мадина после свадьбы вряд ли бы стала встречаться с Кациевым и погрязла б в семейных отношениях, посвятила себя воспитанию детей. А теперь она снова под крылышком миллионера. Поговаривают, что он приютил ее, снял шикарные апартаменты и убедил «залечь на дно», пока все не уляжется. Видимо, Сергей действительно переживает за любовницу, ведь она после поступка Заурбека чуть не покончила жизнь самоубийством.

Заурбек Сидаков и Мадина Плиева, фото: yandex.ru

В Сети по этому поводу разразилась настоящая дискуссия. Многие полагают, что супруга Кациева здесь не при чем. Мол, зачем немолодой женщине порочить имя супруга, отца и деда. Публика выдвигает свои доводы. Некоторые считают, что это может быть одна из подруг Мадины, которая завидовала ее успеху и красоте, или несостоявшаяся невеста самого Заурбека. Некоторые даже предположили, что это вообще сделано специально, чтобы отвлечь борца от предстоящей Олимпиады.

Напомним, что во время свадьбы Заурбека и Мадины на телефон жениха и всех гостей пришло пикантное видео, главной героиней которого являлась невеста. Рассылка сопровождалась комментарием, что Мадина давно занимается эскортом и тот мужчина, который запечатлен на видео, не единственный в ее жизни. В порыве злости Заурбек вытащил свою невесту из зала за волосы.

Будем следить за этой историей и далее. Авось, пара вновь воссоединится:)

Ранее мы писали о том, что родственники Мадины Плиевой рассказали общественности, что она себя не продавала. Так, почему Заурбек так отреагировал на видео – кавказский темперамент?

ЕГОР КРИД feat. Гуф АВТОМАТ (feat. Гуф) 02:59 Neverlove Розовое вино 3 02:30 CHVRCHES Good Girls 03:19 T-killah Аперолька 02:23 BLACKPINK Lovesick Girls 03:13 нексюша Анимешница 02:09 3-ий Январь Питер — Москва 02:12 MIA BOYKA Алень 02:09 RÜFÜS DU SOL Alive 05:35 LIRANOV Черно-белая полоса 01:50 Feint Fading Wind 04:55 Logic Get Up 03:33 ANIKV там, где хорошо 03:35 КУОК Воздух 02:45 INSTASAMKA, Витя АК TERMINAL 01:50 Zivert DEL MAR 03:41 Jubilee feat. Masha Hima КИЛИМАНДЖАРО 03:08 Masked Wolf Say So 02:01 TVETH, LIL SMOOKY feat. Boulevard Depo Дом (feat. Boulevard Depo) 02:57 MAYOT В моих мыслях 02:14 DJ DimixeR Kostroma 02:25 Jah Khalib Лиловая 02:52 OG EZZY AMF 02:31 The Limba Инсайд 01:57 FEDUK feat. Cream Soda Я пони (feat. Cream Soda) 02:25 ANAZED И я 02:21 NKI Tattoo 02:46 BTS Permission to Dance 03:08 Manizha feat. Fardi Vitehropoles 04:35 Супер Жорик Меня прёт от тебя! 02:43 NATALIYA Пьяная 03:16 Эллаи Но тебя нет 02:42 Bad Bunny De Museo 03:30 ФРЕНДЗОНА Поиграем 02:28 Сабрина Примадонна 03:18 LP Goodbye 03:47 UNTONE CHERNOV Неси меня к берегу 03:37 ПИКЧИ! МНЕ УЖЕ ВСЁ РАВНО 04:04 Colorit хотя бы просто улыбнись / Козимнин карасы (Live Mashup) 03:47 Didar Ближе 02:51

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: навигация, поиск

Мамакаев Магомет Амаевич (16 декабря 1910(19101216) — 1973) — поэт, прозаик, публицист, литературный критик — один из тех, кто стоял у истоков современной чеченской литературы. Родился М. Мамакаев 16 декабря 1910 года, в чеченском селе Ачхой-Мартан в семье крестьянина.

Биография

Жизнь не баловала поэта. В семь лет он остался круглым сиротой, в 10 лет был отдан в Асланбековский детский дом. «Детство мое было трудное и красивое»,- говорит Мамакаев. Все горестные для мальчика события, его боли, пережитые тогда, радость, обретенная в кругу добрых, заботливых людей, с волнующей искренностью лягут впоследствии в основу художественной исповеди поэта — поэмы «Разговор с матерью».Окончив школу, М. Мамакаев активно участвует в комсомольской жизни Чечни.

В 1926 году Чеченское оргбюро ВКП(б) направляет М. Мамакаева на учебу в Москву в Коммунистический университет народов Востока.

Вернувшись после окончания университета на родину, Мамакаев занимал различные должности в партийных и советских органах Чечено-Ингушской автономной области. В 1930 году работал секретарем Урус-Мартановского окружкома ВКП(б), затем — членом пропгруппы ЦК ВКП(б). В 1931 году — заместитель редактора газеты «Грозненский рабочий». В 1931—1934 годах работал в Чеченском обкоме ВКП(б). В 1930—1934 годах был по совместительству директором Чеченского научно-исследовательского института языка, литературы и истории.

В 1934—1935 годах М. Мамакаев — слушатель Высшей школы партработников при ЦК ВКП(б). По возвращении из Москвы он работал заместителем начальника «Грозхимстроя», заведовал отделом школ и науки Чечено-Ингушского обкома ВКП(б), являлся редактором газеты «Ленинский путь».

За время с 1930 по 1937 год Мамакаев избирался членом пленума и бюро обкома ВКП(б), депутатом Верховного Совета ЧИАССР.

Творчество

Литературная деятельность М. Мамакаева началась в 1926 году. Его стихи и поэмы печатаются на страницах газеты «Серло».

Строящаяся бурными темпами новая жизнь обязывала национальных писателей одновременно быть учителями и авторами школьных учебников, редакторами, возглавлять группы по ликвидации неграмотности среди населения.

М. Мамакаев, говоря его собственными словами, «старался идти по сложной дороге жизни, каждый свой шаг соизмеряя с ее потребностями и запросами». Находясь на учебе в КУТВе, он хлопочет об организации первого на чеченском языке общественно-политического и литературно-художественного журнала. Он его создает совместно с чеченским писателем И. Эльдерхановым и М. Исаевой в Чечне в 1928 году.

В том же 1928 году М. Мамакаев написал первую в чеченской литературе поэму «Кровавые горы». Национально-освободительная борьба чеченского народа в XIX веке против царского самодержавия — основная тема поэмы. В ней были широко использованы традиции народных героико-исторических песен, выявлялась личность автора, его душевное состояние, отношение к описанному материалу. Отказавшись от способов, присущих художественным особенностям народных песен, поэт пошел по пути реалистического отображения событий. Этого Мамакаев достиг благодаря своим постоянным поискам, творческой учебе у развитых литератур.

Литературное дарование М. Мамакаева особенно щедро раскрылось в 30-х годах. Он издал тогда несколько поэтических сборников, написал одно из лучших произведений чеченской литературы — поэму «Разговор с матерью». В ней, пожалуй, впервые в нашей литературе художественно полноценно нарисованы сложные пути формирования новых взаимоотношений между личностью и обществом. Поэт здесь говорит о своих чувствах, горе, радости, обнаруживает склонность к философским размышлениям о жизни и смерти. Очень убедителен и человечен в поэме образ русского коммуниста — комиссара. Поэт показывает, как запуганный и забитый мальчонка проникается доверием к людям «в шинелях», «в остроглавых шлемах», хотя для него на первых порах «и каждый комиссар был большевик и, что еще страшнее, был безбожник». Но этот комиссар вывел мальчика-чеченца «из осыпей кремнистых» на дорогу счастья.

В повествовании о личной жизни поэта, составляющем основную часть поэмы, заключен большой обобщающий смысл. Лирическое и эпическое воспроизведение действительности в поэме тесно переплетается.

М. Мамакаев редактирует в те годы литературно-художественные журналы «Десять весен», «Рост». Вокруг них он объединяет литературную молодежь и всячески помогает ее творческому росту.

Его произведения выходят в республиканской печати, публикуются на страницах журналов «Революция и горец», «На подъеме», в сборниках «Писатели СССР — Великому Октябрю» (М., 1932), «Поэзия горцев Кавказа» (М., 1934).

Творчество М. Мамакаева, как и творчество С. Бадуева, своими идейно-художественными открытиями способствовало тогда ускоренному развитию чеченской литературы.М. Мамакаев долгие годы жил на Севере. В 1954 году он создал при редакции газеты «Коммунист Заполярья» (город Игарка) литературную группу. Здесь, в Игарке, в 1956 году вышла в свет на русском языке его повесть «Первый гудок». Годом позже в Казлитиздате он издал сборник рассказов «Лед тронулся».

В лучших произведениях Магомета Мамакаева есть глубина проникновения в жизнь, страстность изложения. Писатель — человек нелегкой судьбы и богатейшего опыта. Образы и поступки героев его рассказов характеризуют нравственные идеалы автора.

Ведущее место в творчестве М. Мамакаева в 50-е годы занимает тема освоения Севера. Произведения этого периода рисуют людей, живущих в труднейших условиях. И в то же время в них полностью отсутствуют нотки пессимизма, обреченности. Герои произведений Мамакаева — волевые люди, знающие жизнь, закаленные ею. Их устремления благородны. Их психология раскрывается в конкретных жизненных ситуациях.

Герой повести «Улица города» молодой рабочий Никита Бочаров вместе с товарищами едет на Север строить лесопильный завод. Еще совсем недавно, сидя на школьной скамье, он мечтал стать одним из покорителей дальнего северного края, хотел строить там города. Эта мечта и привела его сюда. Но Бочарову мало быть только строителем. Ему хочется, чтобы его след на земле был глубоким, заметным, чтобы будущие поколения знали о нем, Бочарове, как о человеке, жившем для них. Это не тщеславие. Это доброе, светлое желание молодого человека, только становящегося самостоятельным. Живя в палатках, замерзая в стужу, Бочаров знает, что новый завод, новый город — это и есть его след на земле. И во имя этого есть смысл трудиться, жить, радоваться, горевать, добиваться успеха, не терять бодрости при неудачах.

Герои повести, как и вообще почти все действующие лица произведений Мамакаева, немногословны. Они, как и сама природа Севера, иногда кажутся угрюмыми, мрачноватыми. Но это не мешает проникнуться глубокой симпатией к этим людям, которые запоминаются прежде всего чистотой чувства, прямотой, мужеством.

За последнее десятилетие М. Мамакаев написал и издал более пятнадцати поэтических сборников и прозаических книг. В них раскрываются новые грани его творческого дарования. Философичность мысли, наметившаяся еще в начале литературного пути, сейчас стала главной особенностью его поэзии. Поэт живет думами о современности, ее проблемами. «Самой высокой должностью для меня всегда оставалась должность поэта своего народа… Пишу в основном стихи с единственным желанием, чтобы они помогали добрым людям в беде и усталости, чтобы они поднимали их сердца на подвиг и звали к хорошим и добрым делам», — пишет М. Мамакаев в предисловии к сборнику «И камни говорят».

На прошедшей в 1965 году в Москве неделе чечено-ингушской литературы отмечалось, что М. Мамакаев — «очень богатый поэт. Где-то он идет от каких-то традиций чеченского фольклора, от народной притчи, и тут он достигает высот настоящей поэзии». Эта черта Мамакаева-поэта особенно ярко проявляется в сборнике стихов «И камни говорят». Зрелость, богатство мысли поэзии Мамакаева определяет полнота его поэтического голоса, говорящего об увиденном, пережитом, выстраданном. В стихах поэта высокие гражданские чувства сопряжены с глубоким проявлением человеческой души и с философскими размышлениями о современности. Тема человека у него неразрывно связана с осмыслением значения Родины для него.

Не менее значительны успехи Мамакаева и в прозе последнего времени. Его роман «Мюрид революции», воссоздающий революционные события в Чечне в период гражданской войны и установления здесь Советской власти, рисующий образ выдающегося революционера Асланбека Шерипова, хорошо известен за пределами нашей республики. Он выдержал несколько изданий.

В 1968 году писатель издал новый роман. Он посвящен народному герою — абреку Зелимхану из Харачоя.

С 1962 года М. Мамакаев редактирует альманах «Аргун» — орган Союза писателей ЧИАССР.

Деятельность

  • Делегат I съезда писателей СССР.
  • Делегат I съезда писателей РСФСР.
  • Член КПСС с 1927 года.
  • Член ССП с 1934 года.

Произведения М. А. Мамакаева

На чеченском языке

  • Коминтерн. Очерк. Соьлжа-ГІала, «Серло», 1930.
  • ДоттагІалла. Стихаш. Соьлжа-Пала, «Серло», 1930.
  • ЧІегІардиг. Стихаш. Соьлжа-Пала, «Серло», 1931.
  • ЦІий хуьйдина лаьмнаш. Стихаш, поэмаш. Соьлжа-Пала, 1936.
  • Суй. Стихаш, поэмаш. Соьлжа-Пала, 1940.
  • Ша меттах баьлла. Дийцарш, очерка ш. Алма-Ата, Каз-литиздат, 1957.
  • Сан некъан кехат. Стихаш, поэмаш. Грозный, Нохч-ГІалгІайн книжни изд-во, 1958.
  • Даймехкан некъаш. Дийцарш, очерка ш: Грозный, Нохч-ГІалгІайн книжни изд-во, 1960.
  • Со вуха вогІур ву. Стихаш, поэмаш. Грозный, Нохч-ГІал-гІайн книжни изд-во, 1963.
  • Хаьржинарш. Стихаш, поэмаш. Грозный, Нохч-ГІалгІайн книжни изд-во, 1962.
  • Ша меттахбаьлла. Дийцарш, очеркаш. Грозный, Нохч-ГІалгІайн книжни изд-во, 1962.
  • Революции мурд. Роман. Грозный, Нохч-ГІалгІайн книжни изд-во, 1962.
  • Гулйина сочиненеш, т. 1. Стихаш, поэмаш. Грозный, Нохч-ГІалгІайн книжни изд-во, 1964.
  • Гулйина сочиненеш. т. 2. Дийцарш, повесташ. Грозный, Нохч-ГІалгІайн книжни изд-во, 1965.
  • ТІулгаша а дуьйцу. Стихаш. Грозный, Нохч-ГІалгІайн книжни изд-во, 1966.
  • Зеламха. Роман. Грозный, Нохч-ГІалгІайн книжни изд-во, 1968.

На русском языке

  • Кровавые горы. Поэма. Сокращенный вариант. — В кн.; Писатели СССР — Великому Октябрю. М., ГИХЛ, 1932.
  • Утро над Аргуном. Стихи. М., «Советский писатель», 1958.
  • Разговор с матерью. Стихи и поэмы. Грозный, Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1959.
  • Дуб над Ассой. Стихи и поэмы. М., «Советская Россия», 1961.
  • Мюрид революции. Роман. Грозный, Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1963.
  • Гибель вендетты (в соавторстве с X. Ошаевым и В. Щепотевым). Грозный, Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1963.
  • Асланбек Шерипов. Очерк. Грозный, Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1967.
  • И камни говорят. Стихи. М., «Художественная литература», 1968.
  • Мюрид революции. Роман. М., «Детская литература», 1968.

На кумыкском языке

  • Буз тербенген. Повести и рассказы. Махачкала, 1962.

Научные труды М. Мамакаева

На русском языке

  • Чеченский тайп (род) и процесс его разложения. Грозный, Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1962.
  • Предисловие к сборнику «Поэты советской Чечено-Ингушетии». Пятигорск, 1937.
  • Предисловие (в соавторстве с Н. Асановым) к антологии «Поэзия Чечено-Ингушетии». М., ГИХЛ, 1959.

На чеченском языке

  • Вайн къоман музыка а, композитор Мипурнов а. «Кхиам», 1934 .№ 1.

Литература о творчестве М. Мамакаева

На русском языке

  • Квасницкая К. Вместе с народом. — «Дружба народов», 1958, ,№ 7.
  • Апресян Г. Певец Аргуна. — «Дружба народов», 1959, № 6, стр. 247—248.
  • Айдаев Ю. Дороги. Родины. — «Грозненский рабочий», 1960, 16 декабря.
  • Виноградов Б. «Разговор с матерью». — «Грозненский рабочий», 1960, 12 июля.
  • Хавчин В. В. Единство с народом. — «Дон», 1960, № 9.
  • Музаев Н. Вечно живой. — «Грозненский рабочий», 1962, 7 сентября.
  • Чентиева М. Творчество М. А. Мамакаева. — Известия ЧИНИИИЯЛ, Т. 4, вып. 3. Вопросы чечено-ингушской литературы. Грозный, 1964.
  • Туркаев X. Рассказы о Севере Магомета Мамакаева. — «Грозненский рабочий», 1965, 14 ноября.
  • Пичхадзе М. Издано в Москве. — «Грозненский рабочий», 1965. 21 декабря.
  • Калита Л. Гудит земля стихом. — «Грозненский рабочий», 1968, 1 августа.
  • Булацев X. «И камни говорят». — «Октябрь», 1968, № 2.
  • Дыхаев В. «Поэтический образ Родины». Грозный, Чечено-Ингушское книжное издательство, 1968.

На чеченском языке

  • Бергер Я. Лаьмнашкахь Іуйре. «Ленинан некъ», 1959, 22 марта.
  • Эдилов X. Яздархочун ирс. «Ленинан некъ», 1964, 15 ноябрь.
  • Дыхаев В. Даймехкан хьокъехь произведенеш. «Ленинан некъ», 1965, 13 я Коминтерн. Очерк. Соьлжа-ГІала, «Серло», 1930.
  • ДоттагІалла. Стихаш. Соьлжа-Пала, «Серло», 1930.
  • ЧІегІардиг. Стихаш. Соьлжа-Пала, «Серло», 1931.
  • ЦІий хуьйдина лаьмнаш. Стихаш, поэмаш. Соьлжа-Пала, 1936.
  • Суй. Стихаш, поэмаш. Соьлжа-Пала, 1940.
  • Ша меттах баьлла. Дийцарш, очерка ш. Алма-Ата, Каз-литиздат, 1957.
  • Сан некъан кехат. Стихаш, поэмаш. Грозный, Нохч-ГІалгІайн книжни изд-во, 1958.
  • Даймехкан некъаш. Дийцарш, очерка ш: Грозный, Нохч-ГІалгІайн книжни изд-во, 1960.
  • Со вуха вогІур ву. Стихаш, поэмаш. Грозный, Нохч-ГІал-гІайн книжни изд-во, 1963.
  • Хаьржинарш. Стихаш, поэмаш. Грозный, Нохч-ГІалгІайн книжни изд-во, 1962.
  • Ша меттахбаьлла. Дийцарш, очеркаш. Грозный, Нохч-ГІалгІайн книжни изд-во, 1962.
  • Революции мурд. Роман. Грозный, Нохч-ГІалгІайн книжни изд-во, 1962.
  • Гулйина сочиненеш, т. 1. Стихаш, поэмаш. Грозный, Нохч-ГІалгІайн книжни изд-во, 1964.
  • Гулйина сочиненеш. т. 2. Дийцарш, повесташ. Грозный, Нохч-ГІалгІайн книжни изд-во, 1965.
  • ТІулгаша а дуьйцу. Стихаш. Грозный, Нохч-ГІалгІайн книжни изд-во, 1966.
  • Зеламха. Роман. Грозный, Нохч-ГІалгІайн книжни изд-во, 1968.

На русском языке

  • Кровавые горы. Поэма. Сокращенный вариант. — В кн.; Писатели СССР — Великому Октябрю. М., ГИХЛ, 1932.
  • Утро над Аргуном. Стихи. М., «Советский писатель», 1958.
  • Разговор с матерью. Стихи и поэмы. Грозный, Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1959.
  • Дуб над Ассой. Стихи и поэмы. М., «Советская Россия», 1961.
  • Мюрид революции. Роман. Грозный, Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1963.
  • Гибель вендетты (в соавторстве с X. Ошаевым и В. Щепотевым). Грозный, Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1963.
  • Асланбек Шерипов. Очерк. Грозный, Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1967.
  • И камни говорят. Стихи. М., «Художественная литература», 1968.
  • Мюрид революции. Роман. М., «Детская литература», 1968.

Примечания

Ссылки

Большая Советская Энциклопедия

Мамакаев Магомет Амаевич

Мамакаев Магомет Амаевич (псевдоним ≈ Магомет Тур) [16(29).12.1910, село Ачхой-Мартан, ныне Чечено-Ингушской АССР, ≈ 2.8.1973, Грозный], чеченский советский писатель. Член КПСС с 1927. Родился в крестьянской семье. Окончил Коммунистический университет трудящихся Востока в 1930. С 1960 редактор альманаха «Орга» («Аргун»). Печатался с 1926. Первый сборник стихов «Ласточка» опубликован в 193

  1. Автор сборников стихов «Кровавые горы» (1936), «Искра» (1940), «Моя путёвка» (1958), «Я вернусь» (1963), «И камни говорят» (1966, русский перевод 1968), «Земля Мартана» (1971) и других. Основное содержание поэзии М. ≈ героическое время и люди, революционно переустраивающие мир. М. ввёл в чеченскую поэзию новые поэтические размеры, новые рифмы. В 1956 вышла книга прозы «Первый гудок». В романе «Мюрид революции» (1962, русский перевод 1968) воссозданы революционные события в Чечне. Роман «Зелимхан» (1968, русский перевод 1971) ≈ о социально-классовых противоречиях в Чечне в начале 20 века. М. ≈ автор труда «Чеченский род (тайн) в период его разложения» (1962). Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалью.

    Соч.: Гулийна сочиненеш, т. 1≈2, Грозный, 1964≈65; Хаьржинарш, Грозный, 1970; Лаьттан йовхо, Грозный, 1972; в русском переводе ≈ Утро над Аргуном, М., 1958; Солдаты Октября, Грозный, 1969.

    Лит.: Апресян Г., Певец Аргуна, «Дружба народов», 1959, ╧ 6; Туркаев Х., Чеченская советская поэзия (20≈40-е годы), Грозный, 1971.

    Х. Туркаев.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий