ЩЕДРИН Родион Константинович Советский и российский композитор, пианист, педагог.

image

ЩЕДРИН Родион Константинович

Советский и российский композитор, пианист, педагог.

Народный артист СССР, Лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР и Государственной премии РФ, Премии имени Д. Д. Шостаковича, Премии Crystal Award Всемирного экономического форума, Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска».

Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», «За заслуги перед Отечеством» III, II и IV степени.

С юбилеем!

Возвышенный «Первый концерт для фортепиано», огненная «Кармен-сюита», «Озорные частушки», ставшие классикой, «Запечатлённый ангел», воспринимаемый с замиранием сердца, и многое другое — произведения, созданные Родионом Константиновичем Щедриным.

Судьба словно позаботилась о том, чтобы во второй половине ХХ века на музыкальном небосводе появилась звезда первейшей величины. Родился Родион Константинович в декабре 1932 года в семье, где всё было наполнено музыкой. Отец — Константин Михайлович — вместе с братьями, виртуозно владея несколькими инструментами, устраивал домашние концерты.

Первые уроки фортепиано Родион получил у М. Л. Гехтман. В 1941 году поступил в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. Но война поменяла планы. Школа закрылась, а Щедрины эвакуировались в Куйбышев (ныне — Самара). Огромное влияние на Родиона оказало общение с Дмитрием Шостаковичем, который в Куйбышеве завершал работу над Седьмой симфонией. Юный музыкант посещал репетиции его оркестра.

В конце 1944 года открылось Московское хоровое училище, и его создатель — Александр Васильевич Свешников — пригласил отца Родиона на должность преподавателя. Константин Михайлович попросил принять сына в число учеников учреждения. «Пение в хоре захватило меня, затронуло какие-то глубинные внутренние струны… — так вспоминает Родион Константинович это время. — И первые мои композиторские опыты (как и опыты моих товарищей) были связаны с хором» [Родион Щедрин. Беседа с Л. Григорьевым и Я. Платеком. //Музыкальная жизнь 1975 № 2, с. 6.]. В 1947 году на конкурсе композиторских работ жюри, возглавляемое Арамом Ильичом Хачатуряном, присудило ему первую премию.

Нить судьбы Родиона Константиновича на протяжении всей жизни плотно сплеталась с судьбами тех, кто вершил историю культуры. В 1950 году одним из его учителей в Московской консерватории стал пианист Яков Владимирович Флиер. Именно он настоял на том, чтобы Родион обучался на двух факультетах — фортепианном и теоретико-композиторском. Интуиция подсказывала педагогу, что перед ним человек, который станет гордостью мировой музыки. А Юрий Александрович Шапорин — русский композитор, дирижёр, музыкальный педагог — будучи в то время преподавателем композиторского факультета, всесторонне развил сочинительский талант Щедрина.

В 1954 году «Первый концерт для фортепиано» студента Родиона Щедрина прозвучал в исполнении автора, на пленуме ЦК КПСС. И вскоре пришло письмо, где сообщалось, что он принят в члены Союза композиторов.

Музой и женой такого человека могла стать только женщина, столь же талантливая и вовлечённая в творчество, как и Родион Константинович. Майя Плисецкая — это имя вызывает душевный трепет не только у поклонников балетного искусства. Именно она покорила сердце мастера. Их брак был зарегистрирован 2 октября 1958 года, и всю последующую совместную жизнь Щедрин посвящал произведения своей единственной любви.

Родион Константинович известен не только как композитор, но и как общественный деятель. В 1973 году его избрали на должность председателя Союза композиторов Российской Федерации. Здесь он проработал вплоть до 1990 года. Покинул его добровольно, оставшись почётным председателем. В 1989 году стал депутатом Верховного Совета СССР. «Мало кто знает, скольким молодым талантам — отверженным, гонимым властью, помог этот человек», — написал о нём Владимир Спиваков в буклете музыкального фестиваля в честь 70-летия композитора.

Родион Щедрин Лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР и Государственной премии РФ, Премии имени Д. Д. Шостаковича, Премии Crystal Award Всемирного экономического форума, Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска». Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», «За заслуги перед Отечеством» III, II и IV степени и многими другими наградами.

В декабре Родиону Константиновичу исполняется 85 лет. Его музыка живёт вместе с ним, наполняя нашу жизнь радостью и светлым мироощущением. Как говорит его друг, пианист Сергей Доренский: «Популярность её будет со временем только возрастать. Большие личности всегда задают тон времени… Он великий композитор. Время его настоящего полного признания ещё впереди. Я уверен, что его будут играть всегда и везде».

Семь опер, пять балетов, три симфонии, четырнадцать концертов, камерная, инструментальная, вокальная, хоровая музыка, мелодии для фильмов и театральных постановок… Но есть ощущение, что главное произведение Родиона Щедрина ещё впереди!

Персоны

  • image

    ЯКОВЛЕВ Александр Павлович

    Генеральный директор, научный и технический руководитель ООО «ОКБ «ГЕОМЕХАНИКА». Адрес: г. Тверь, пр-т Чайковского, д. 28/2. Подробнее…

  • ТЯГЛИН Денис Валентинович

    Генеральный директор ООО «Ветер, Энергия, Технология, Эра возобновляемой». Автор и инициатор разработки перспективного изобретения «Ветроэлектростанция». Адрес: Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Подробнее…

  • СЕМЁНОВ Виктор Владимирович

    Генеральный директор ГНЦ ФГУП «ЦНИИчермет им. И. П. Бардина». Адрес: г. Москва, ул. Радио, д. 23/9, стр. 2. Сайт: www.chermet.net Государственный научный центр ФГУП «ЦНИИчермет им. И. П. Подробнее…

  • НЕЧКИН Олег Сергеевич

    Генеральный директор ООО «Уральский завод энергосберегающих панелей «Экосфера». Российский экономист. Адрес: 620000,  Россия, г. Екатеринбург, а/я 550. Эл. почта: oleg.nechkin@icloud. Подробнее…

  • КИРИЛИЧЕВ  Виктор Александрович

    Генеральный  директор ООО «НТФ «ПРОМПРИБОР СПб». Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Алтайская, д. 7, литер Б, пом. 1-Н, офис 32. Сайт: www.ntfprompribor. Подробнее…

  • КАТАШОВ Александр Юрьевич

    Генеральный директор ООО «ГеоСплит». Член Общества инженеров нефтегазовой промышленности (Society of Petroleum Engineers / SPE). Подробнее…

  • ЗУЕВ Андрей Викторович

    Главный инженер ООО «НПФ «Энергопромкомплект». Адрес:  г. Москва, ул. Б. Семёновская,  д. 42/2-4, стр. 2. Сайт: energopc.ru; enpc.ru. Подробнее…

  • ХЕРТЕК Лада Валерьевна

    Заведующий МБДОУ Детский сад № 17 «Салгал» КВ. Почётный работник общего образования РФ. Почётный работник дошкольного образования РФ. Адрес: 667010, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Пригородная, д. Подробнее…

  • ХАСПЕКЯН Алла Григорьевна

    Директор МБОУ «Чалтырская средняя школа № 1». Адрес: 346800, Ростовская обл., Мясниковский р-н, с. Чалтырь, ул. Ленина, д. 31. Подробнее…

  • СУХАНОВА Людмила Андреевна

    Директор МАОУ «Гимназия № 2» г. Перми. Народный учитель Российской Федерации. Награждена орденом Почёта. Почётный гражданин города Перми. Адрес: г. Пермь, ул. Старцева, 1а. Подробнее…

  • НИКИШИНА Тамара Владимировна

    Директор МОУ «Мятлевская средняя общеобразовательная школа им. народного учителя РФ А. Ф. Иванова». Заслуженный работник образования Калужской области. Отличник народного просвещения. Подробнее…

  • МАСЛОВА Любовь Вячеславовна

    Директор МАОУ ДО «Билибинский районный центр дополнительного образования». Адрес: 689450, Чукотский АО, г. Билибино, ул. Ленина, д. 13. Сайт: www.bilcdo. Подробнее…

  • ЛЯШОК Сергей Иванович

    Директор ГАПОУ Свердловской области «Талицкий лесотехнический колледж им. Н. И. Кузнецова». Адрес: Свердловская обл., г. Талица, ул. Луначарского, д. 81. Сайт: tallt. Подробнее…

  • ЛЮБИЧЕВА Валентина Ильинична

    Заведующая МАДОУ детский сад «Теремок». Адрес: Республика Башкортостан, с. Исянгулово. Подробнее…

  • КРЫЛОВА Инна Геннадьевна

    Директор МАОУ «СОШ г.  Билибино ЧАО». Адрес: Чукотский АО, г. Билибино, ул. Ленина, д. 2. сайт: www.bilibinoschool. Подробнее…

  • КОМЕНДАНТ Юлия Яковлевна

    Директор МДОБУ «Детский сад № 44 муниципального образования Кореновский район». Адрес: 353177, Краснодарский край, Кореновский р-н, ст. Платнировская, ул. Октябрьская, д. 22. Сайт: http://kormdobu44. Подробнее…

  • КОВАЛЁВА Татьяна Фёдоровна

    Заведующий ГБДОУ «Детский сад № 3 Петроградского р-на Санкт-Петербурга». Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Академика Павлова, д. 8, корп. 2. Сайт: http:// ds3.petersburgedu. Подробнее…

  • КНЯЗЕВА Людмила Романовна

    Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Балабаново». Адрес: 249000, Калужская обл., Боровский р-н, г. Балабаново, ул. Энергетиков, д. 2. Подробнее…

  • ДЖАМУРЗАЕВА Зура Абдулганиевна

    Директор МБОУ СОШ № 8 села Ачхой-Мартан. Адрес: Чеченская Республика, Ачхой-Мартановский р-н, с. Ачхой-Мартан, ул. А. С. Митришева, д. 39. Сайт: https://sosh8.edu95. Подробнее…

  • ГОЛЕЦ Нина Дмитриевна

    Директор АНОО «Английский лицей» (детский сад и начальная школа). Адрес: Иркутская область, Иркутский р-н, п. Молодёжный, ул. Луговая 9-А. Подробнее…

Деятельность
Дата рождения
Знак зодиака
Место рождения
Полное имя (рус)
Соавтор

Родион Константинович Щедрин (1932 г.) советский и российский композитор и пианист, музыкальный педагог. Автор многочисленных музыкальных произведений, в том числе опер, симфоний, балетов и концертов. Народный артист СССР, лауреат государственных премий. Краткая биография Родиона Щедрина богата взлетами и творческими свершениями. Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной. Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.

Детские годы

Родион Константинович появился на свет 16 декабря 1932 года в столичном музыкальном семействе. Все члены семьи пели и играли на музыкальных инструментах, часто устраивали музыкальные вечера.

Первым учителем музыка маленького Родиона стал его отец. Мужчина окончил Московскую консерваторию, и обладал редкими музыкальными способностями: абсолютным слухом и так называемой магнитофонной памятью способность запоминать музыку с первого раза.

В 1941 году Родиона записали в Музыкальную школу при Московской консерватории, однако учебе помешала война. Семейство Щедриных было эвакуировано в Самару, где познакомилось с выдающимся композитором Дмитрием Шостаковичем. Родион присутствовал на генеральной репетиции его знаменитой Седьмой симфонии, и это событие произвело на мальчика большое впечатление.

Музыкальное образование

Родион продолжил свое образование в Московском хоровом училище. Оно оказалось настолько полным и глубоким, что к моменту окончания училища Родион уже имел собственную программу выступающего пианиста.

Щедрин решил продолжить обучение, и поступил в Московскую консерваторию, где проходил обучение сразу на двух факультетах: фортепианном и композиторском. Родион настолько виртуозно играл на инструменте, что в какой-то момент решил завязать с сочинительством, и сосредоточиться только на игре. К счастью, педагоги его отговорили, и уже на четвертом курсе Родион стал членом Союза композиторов.

В 1959 году Щедрин окончил аспирантуру в Московской консерватории, а после стал преподавать в ней. В 1973 году был избран на должность председателя правления Союза композиторов РСФСР.

Творчество

Творческая биография Щедрина складывалась весьма удачно. Он всегда был уверен, что на процесс написания музыки и конечный результат не должно влиять чье-либо мнение. Превыше всего композитор ценил индивидуальность, и принципиально не читал рецензии.

Композитор Щедрин всегда испытывал особую любовь к русской классике. Он считал, что бессмысленно искать что-то сверх того, что уже написано величайшими людьми на родном языке. Родион Константинович очень любил оперу, и в его творческой копилке есть семь работ в этом жанре: Не только любовь, Мертвые души, Лолита, Очарованный странник, Боярыня Морозова, Левша, Рождественская сказка.

Творчество Родиона Константиновича весьма многогранно. Помимо работы с академической музыкой, на счету композитора есть композиции к популярным кинофильмам, мультфильмам.

Личная жизнь

Супругой Родиона Щедрина была выдающаяся советская балерина Майя Плисецкая, с которой он прожил в браке 57 лет. Союз двух творческих людей оказался на редкость счастливым и плодотворным. Щедрин посвятил своей супруге балеты: Кармен-сюита, Дама с собачкой, Анна Каренина, Чайка, Конек-горбунок. В свою очередь, Майя Михайловна относилась с глубоким уважением и любовью к своему талантливому мужу. Каждый из них описал их историю любви в автобиографических книгах. Пожалуй, единственным минусом этого союза было отсутствие детей, о которых так мечтал Щедрин.

В настоящее время Родион Константинович по-прежнему востребован как композитор. Он активно работает, к нему регулярно поступают новые предложения, но новых контрактов творческий долгожитель уже не заключает на них у него попросту нет времени.

Источник

[Всего голосов: 0    Средний: 0/5]

(р. 1932)

Родион Щедрин – крупнейший отечественный композитор. Эволюция его творческого пути, начавшись в середине XX века, не заканчивается и по сей день. Востребованность композитора безгранична: бесчисленное количество заказов побуждают к появлению новых опусов, которые исполняют прославленные коллективы и знаменитые артисты.

Биографическая справка: Родион Константинович Щедрин родился 16 декабря 1932, Москва, СССР — композитор и пианист, народный артист СССР (1981). Обучался в Московском хоровом училище (1944—1950) под руководством А. В. Свешникова. В 1950—1955 годах учился в МГК имени П. И. Чайковского, которую окончил с отличием по двум специальностям: композиции (класс Ю. А. Шапорина) и фортепиано (класс Я. В. Флиера).

В 1973 году Щедрин избирается на должность председателя правления Союза композиторов РСФСР. На этом посту он проработал до 1990 года, после ухода по собственному желанию остался в роли почётного председателя СК России.

Творческая дружба связывала и связывает Родиона Щедрина с Дмитрием Шостаковичем, Альфредом Шнитке, Геннадием Рождественским, Мстиславом Ростроповичем, Евгением Светлановым, Юрием Темиркановым, Валерием Гергиевым, Лорином Маазелем, Марисом Янсносом и другими выдающимися музыкантами.

Вопрос периодизации творчества Родион Щедрина большинство исследователей делят особым образом: по десятилетиям, одновременно отмечая при этом как стремительность творческого прогресса, так и выдержанность стиля.

О. В. Сидельникова приводит следующую характеристику этапов творчества композитора:

  1. 60-е годы – ранний период творчества: активный поиск, период открытий и освоения современных техник.
  2. 70-е годы – начало периода творческой зрелости (70-90 годы): эксперименты в области театра (балеты) и создание новаторской оперной эпопеи «Мертвые души».
  3. 80-е годы – период медитативной направленности и философской лирики. Расцвет программно-инструментального и хорового творчества.
  4. 90-е годы – период главенства концертного жанра (7 концертов для различных инструментов и составов). Углубляется русская тема в драматическом и фольклорном варианте.
  5. 2000-е годы – период создания масштабных и концепционных произведений в области оперной, хоровой, симфонической и концертной музыки. Неоромантическое направление, неоканонические тенденции, диалогичность музыки, освоение новых жанров и инструментальных составов.

XX век – эпоха поисков и адаптации новых композиторских техник: переосмысление гармонических связей, рождение новой гармонии диссонанса, большое количество авторских вариантов применения модальной техники и лада в целом, использование 12-тоновых возможностей (гемитоника, додекафония, серийная техника), увлечение алеаторикой, сонорным письмом и т.д.

В контексте пёстрого разнообразия возможностей и методов, позиция Р. К. Щедрина просматривается довольно ясно. «Музыка, написанная сегодня, должна, как и прежде, затронуть слушателя. Захватить его, увлечь, запасть в душу и в сердце. Никакие разъяснения менторов и лжепророков не изменят самой сути существа дела. Есть музыка – и есть немузыка. Есть вдохновение – и есть вымученность. Есть заданная природой музыкальность – и есть добротная выученность. Есть интуиция – и есть желание шагать в ногу с музыкальной модой. Желание угодить глашатаям ее…», – говорил Щедрин в беседе с Лорином Маазелем (стр. 175)

На протяжении внушительного творческого пути композитор полностью или фрагментарно применял самые разнообразные приёмы и техники: додекафонию (Второй фортепианный концерт), сонорику и 12-тоновый ряд (Вторая симфония), пуантилизм («Геометрия звука» для камерного оркестра), алеаторику (Третий фортепианный концерт). В период 70-х годов Щедрин создаёт неоромантические опусы: балет «Анна Каренина» и оркестровая сюита на его темы «Романтическая музыка», Четыре хора на стихи А. Вознесенского для смешанного хора, в 80-е годы появляются неоклассические сочинения: «Музыка для города Кётена» для камерного оркестра, «Эхо-соната» для скрипки соло.

Среди всего многообразия и постоянных творческих поисков композитора невозможно назвать приверженцем лишь одного конкретного стиля. Пожалуй, самую точную  характеристику творчеству Щедрина дала В. Н. Холопова – «Путь по центру» (в одноимённой монографии, 2000).

Родион Щедрин в беседе с Екатериной Власовой (Материалы к творческой биографии: статья «Искусство унифицировать нельзя»): «Удивляет меня также смена костюмов. То все были оголтелые  сериалисты:  12  звуков,  и  ничего  больше. Теперь  вот  оседлали  лошадку  минимализма.  Сиди, слушай весь вечер две ноты и читай в программке о том, как все замечательно написано, как современно и т. д.  «…» Все это крайности. Я верю, что, если человек действительно заряжен  творческим  даром,  он  разобьет  все  оковы «…» Для меня образцами в музыке всегда были И. С. Бах, Й. Брамс, П. И. Чайковский,  Л. ван Бетховен, В. А. Моцарт, М. П. Мусоргский, Д. Д. Шостакович. «…» Публика хочет услышать и ритм, и остинатность, и мелодическую линию, словом, всё то, что изъял авангард».

Ю. Н. Холопов в статье «Щедрый Щедрин» пишет: «Музыкальная история XX века представляется двумя всплесками творческого новаторства, двумя «авангардами»: первый – приблизительно 1908-1925, второй – 1946 (или 1950) – 1968)». С позиции теории Холопова, свой творческий путь Родин Щедрин начинает в период второго авангарда. Интересно, что в аннотации к кантате «Моление» (1991) композитор причисляет своё сочинение к поставангадру. Годом позже в интервью (Музыкальная академия. 1992, №4. Щедрин Р. О прошлом, настоящем и будущем): «Я много переварил авангарда «…» замечу, что сам себя я причисляю к поставангардным композиторам».

Если композитор не придерживается конкретной техники сочинения, то особенности его стиля имеет смысл искать в тематике произведений и её специфическом воплощении. Этот аспект, отличаясь от предыдущего явным главенством одной тематической линии, возможно, и организует стиль композитора. Известно, что основа творчества Родиона Щедрина – претворение фольклора и использование русских сюжетов. Приведём в пример программные названия произведений в жанре концерта для оркестра, одного из любимых жанров самого автора: «Озорные частушки» (1963), «Звоны» (1968), «Старинная музыка российских провинциальных цирков» (1989),    «Хороводы» (1989),    «Четыре русских песни» (1998).

Несмотря на бесспорное преобладание фольклорной линии, творчество Щедрина затрагивает огромное количество и других тематических сфер. Второй по популярности смело можно выделить историческую сферу, биография композитора проходит несколько тяжелых этапов: военное детство, жизнь в условиях тоталитарного режима, годы перестройки и в данный момент – новейшая история России. «Проиллюстрируем» это сочинением Щедрина 1994 года «Российские фотографии» со следующими названиями частей: «Старинный город Алексин», «Тараканы по Москве», «Сталин-коктейль» и «Вечерний звон».

Немаловажной для композитора оказывается религиозная тематика: православные сюжеты составляют как собственное направление, так и уместно внедряются во все остальные сферы творчества композитора. Яркие примеры этой линии: «Фрески Дионисия» для камерного ансамбля (1981), «Стихира к тысячелетию Крещения Руси» (1988), Русская литургия «Запечатленный ангел» (1988), хоровая опера «Боярыня Морозова» (2006).

Особняком стоят «диалоги» композитора с великими предшественниками: «Эхо на Cantus Firmus Орландо ди Лассо» (1994), Симфонические этюды «Диалоги с Шостаковичем» (2001), Симфонический фрагмент для оркестра «Гейлигенштадтское завещание Бетховена» (2008), «Чайковский-этюд» (2011).

Отдельно выделим ту линию, по которой многие создают для себя портрет Щедрина: юмор, остроумие, сатира. Наиболее известные произведения этой тематики: концерт для оркестра  «Озорные частушки» (1963), курортная кантата «Бюрократиада» (1963), концерт для фортепиано соло «Частушки» (2001).

В целом, каждый музыкальный жанр, в котором работает Щедрин, имеет индивидуальное наполнение смысловыми и литературными источниками. В балетах преобладают сюжеты А. П. Чехова и Л. Н. Толстова. Основа для оперного жанра – повести и рассказы Н. С. Лескова. В жанре концерта для оркестра главенствуют русские образы. Концерты для фортепиано с оркестром – пространство для освоений 12-тоновости, серийной техники, максимальное использование возможностей фортепианного исполнительства. В вокальной музыке преобладают сочинения на стихи Андрея Вознесенского и лирика классиков. Портрет Владимира Маяковского рисует большинство музыки для театра.

Три симфонии Щедрина – три оригинальных образца, по этой же причине невозможно систематизировать инструментальные концерты и камерную музыку.

«In Memoriam» («в память») – одна из популярных форм посвящений, но не единственная. За все периоды творчество Родиона Щедрина насчитывается более 30 опусов, посвященных друзьям и коллегам (по случаю юбилейной даты, к первому исполнению  и т. п.). Большинство сочинений (все балеты и ряд других произведений),  конечно, посвящены бесконечно любимой супруге – великой Майе Михайловне Плисецкой.

Сергей Буланов

😉 Приветствую новых и постоянных читателей! Майя Плисецкая и Родион Щедрин — великие люди в мировом искусстве! Эта история о них и о вечной любви. Дорогой читатель, если Вы сомневаетесь в том, что на свете есть настоящая любовь, то эта статья для Вас! Прочтите до конца.

Великая балерина всегда была откровенна в жизни и на сцене. В 1995 году она выпустила книгу мемуаров «Я, Майя Плисецкая…». В те годы не было интернета и информацию можно было найти только в книгах или прессе.

Эту книгу я выписала по почте и с нетерпением ждала книжную бандероль. Ожидания меня не обманули! Из захватывающей книги-собеседника я узнала все подробности из жизни любимой балерины: от рождения до сегодняшних дней. Целая эпоха! Книга Плисецкой — это руководство по достижению успеха.

Плисецкая — моя любимая балерина и Человек. Ее уроки нравственности меня многому научили.

Майя Плисецкая: краткая биография

Она родилась в Москве 20 ноября 1925 года. В 1932-1934-х годах вместе с родителями жила на архипелаге Шпицберген в Северном Ледовитом океане. Там ее отец работал начальником советских угольных рудников. В 1937 он был репрессирован и расстрелян.

Мать — Рахиль Мессерер-Плисецкая, актриса немого кино, была арестована через год после мужа и отправлена в Бутырскую тюрьму вместе с младшим сыном. Затем была выслана в Казахстан, в Чимкент. В Москву вернуться ей удалось лишь в 1941 г., за два месяца до начала войны.

Майю и ее другого брата забрали к себе тетя и дядя — Суламифь и Асаф Мессерер, видные танцовщики Большого театра.

Так начинался жизненный путь мировой звезды — советской и российской балерины, балетмейстера, хореографа, педагога, писателя и актрисы.  Майя Михайловна — Прима-балерина Государственного академического Большого театра Союза ССР.

Народная артистка СССР (1959). Герой Социалистического Труда (1985). Лауреат Ленинской премии. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Доктор Сорбонны, почетный профессор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Почетный гражданин Испании.

Майя Плисецкая в фильме «Анна Каренина»

Майя Плисецкая в балете «Лебединое озеро»

Балерина имела гражданство в странах: Россия, Германия, Литва, Испания. По знаку зодиака — Скорпион, рост 164 см.

«Не надо бояться себя самой — своей внешности, мыслей, способности — всего, что делает нас неповторимыми. Стремясь подражать кому-то, пусть даже очень красивому, умному, талантливому, мы можем только потерять свою индивидуальность, утратить в себе что-то очень важное и ценное. А любая подделка всегда хуже оригинала».  М.М. Плисецкая

Родион Щедрин: краткая биография

Родион Константинович Щедрин родился в семье профессиональных музыкантов 16 декабря 1932 в Москве. Советский композитор, пианист, педагог. Народный артист СССР (1981). Лауреат Ленинской (1984), Государственной премии СССР (1972) и Государственной премии РФ (1992). Член Межрегиональной Депутатской группы (1989-1991).

В 1945 г. Родион поступает в Московское хоровое училище, куда пригласили работать отца будущего композитора преподавать историю музыки и музыкально-теоретические предметы. Первым заметным успехом Родиона можно считать первую премию, которую ему присудило жюри конкурса композиторских работ во главе с А. Хачатуряном.

В 1950 г. Щедрин поступил в Московскую консерваторию одновременно на два факультета — фортепианный и теоретико-композиторский, по сочинению. Первый концерт для фортепиано, созданный Щедриным в студенческую пору, стал произведением, создавшим Щедрина-композитора.

Родион Щедрин — один из самых востребованных и знаменитых в мировом масштабе российских композиторов. Его музыку охотно исполняют лучшие солисты и коллективы мира. Уже полвека назад тогда еще молодой композитор прославился песней о монтажниках — не кочегарах и не плотниках — из кинофильма «Высота».

Он и Она

Супружеская пара Майя Плисецкая и Родион Щедрин — одна из самых звездных в мире, союз и творческий и любовный. Проживали в Мюнхене и в Москве. 2 октября 2015 года знаменитая балерина Майя Плисецкая и выдающийся композитор Родион Щедрин отметили бы 57 лет со дня свадьбы!

Майя Плисецкая и Родион Щедрин познакомились в доме Лили Брик в 1955 году (ему — 22, ей — 29) на одном из приемов, устроенном в честь приезда в Москву Жерара Филипа. Но мимолетная встреча лишь спустя три года переросла в настоящую любовь. Они начали встречаться и провели отпуск в Карелии. А осенью 1958 года поженились.

Что интересно: они одной «масти» — рыжие! О них поначалу думали, что это брат и сестра. Детей у них нет. Щедрин протестовал, но Майя так и не решилась родить ребенка и уйти со сцены.

Майя Михайловна:

«Когда я впервые увидела его — ему было 22 года. Он был красив и неординарен! Он замечательно играл в тот вечер: и свои вещи, и Шопена. Играл так, как я никогда в жизни не слышала.

Знаете, в искусстве маленькая капелька порой решает все. Вот он на капельку оказался вдохновеннее, выше других музыкантов. А еще он был естественно элегантен. Джентльмен от природы.

Он удержал меня на плаву. Родион писал мне балеты. Он дарил идеи. Он вдохновлял. Это уникально. Это редкость. Потому что он редкий. Он уникальный. Я таких людей, как он просто не знаю. Таких целостных, таких самостоятельных по мысли, таких талантливых, даже гениальных.

Я восхищаюсь мужем всю жизнь. Он меня ни разу ни в чем не разочаровал. Может, именно поэтому наш брак продолжается так долго.

Неважно кто по профессии муж и жена. Либо они совпадают как человеческие особи, либо абсолютно чужие, некасаемые друг друга. Тогда они отторгаются, начинают раздражать друг друга, и от этого никуда не деться. Причем это, видимо, чистая биология.

Щедрин всегда был в тени прожекторов моего шумного успеха. Но на радость мою, никогда не страдал от этого. Иначе не прожили бы мы безоблачно столь долгие годы вместе. Мечтаю об одном, чтобы Щедрин побольше пожил.

Мадам Щедрин

Без него жизнь для меня теряет интерес. Я бы за ним и в Сибирь в ту же секунду отправилась. Я бы поехала за ним куда угодно. Куда он захочет.

У каждого человека свои недостатки. А у него их нет. Честное слово. Потому что он особенный. Потому что он гений. Я вообще думаю, если б наша встреча не состоялась, меня могло б давно уже на свете не быть.

Вы знаете, он ведь мне до сих пор цветы дарит каждый день. Мне это даже неудобно как-то рассказывать, но это правда. Каждый день. Всю жизнь…»

На вопрос, знакомо ли им чувство ревности, Плисецкая отвечала: «Я его так люблю, что не ревную. Люблю больше жизни. Я не мыслю себе жизни без него. Мне она не нужна».

Балерине нравится, когда ее называют «мадам Щедрин». «Я обожаю, когда меня так называют. Не только не обижаюсь, но с радостью откликаюсь. Мне нравится быть его мадам»

Родион Константинович

«Нас просто свел Господь Бог. Мы совпали. Не могу сказать, что мы оба имеем ангельский характер. Это было бы неправдой. Но мне с Майей просто.

У нее есть одно потрясающее качество — она отходчива. Замечательно отходчива! По-моему, это одно из основных условий долгой семейной жизни: женщина не должна таить обиду на близкого человека.

Какая она в жизни? В моей жизни? Совсем непритязательная. Заботливая. Участливая. Добрая. Ласковая. Совсем ничего от Примы, привыкшей к овациям.

Быть Майей Плисецкой нелегко. Да и мужем Майи Плисецкой сложно. Но я никогда не тяготился проблемами Майи. Ее заботы да обиды всегда трогали меня сильнее, чем свои собственные… Наверное, объяснения этому, кроме слова «любовь», не подыщешь.

Я не знаю, сколько Господь отпустит нам еще жизни на этой волшебной земле. Но я безмерно благодарен Небу и Судьбе, связавшим наши с ней жизни воедино. Мы познали Счастье. Вместе познали Любовь и познали Нежность.

Я хочу объясниться своей жене в любви. Во всеуслышание сказать, что люблю эту Женщину. Что для меня Майя — лучшая среди самых прекрасных женщин нашей планеты». Майя Плисецкая и Родион Щедрин — это пример настоящей любви.

Печальное известие

2 мая 2015 года в Германии на 90-м году жизни скончалась балерина, народная артистка СССР Майя Плисецкая. Она умерла от тяжелого сердечного приступа. Врачи боролись, но ничего не смогли сделать… Май унес Майю…

Завещание Майи Плисецкой

Знаменитая балерина завещала кремировать свое тело, а прах развеять над Россией. Согласно завещанию обоих супругов, их тела должны быть сожжены.

«Последняя воля такова. Тела наши после смерти сжечь, и когда настанет печальный час ухода из жизни того из нас, кто прожил дольше, или в случае нашей одновременной смерти оба наши праха соединить воедино и развеять над Россией», — говорится в тексте завещания.

Гендиректор Большого театра Владимир Урин сообщил, что официальной панихиды не будет. Прощание с Майей Михайловной Плисецкой состоялось в Германии, в кругу родных и близких.

Друзья, буду признательна за ваши отзывы в комментариях к статье «Майя Плисецкая и Родион Щедрин: история любви». Поделитесь статьей в социальных сетях. 🙂 Спасибо!

16 декабря 2018 20:59 Вести недели image

Сегодня выдающийся советский и российский композитор Родион Щедрин отмечает день рождения. Мастеру исполнилось 86 лет. “Кармен-сюита” — одноактный балет, в котором блистала его супруга Майя Плисецкая, — знают во всем мире. Опера, балет, музыка к кинофильмам. Родион Щедрин с легкостью работает в разных жанрах. Яркая личность, невероятно талантливый и мудрый Родион Щедрин всегда интересный собеседник.

В этот дом даже с поздравлениями нужно входить деликатно. Родион Щедрин все оставил, как было при жизни супруги. Прибавилось только ее портретов. Майи Михайловны Плисецкой не стало 2 мая 2015 года. В субботу сходили на футбол, оба были болельщиками. А в воскресенье утром инфаркт. Прошедшие три с половиной года — неоконченная попытка принять ее уход.

“Я бесконечно болею, что Майя Михайловна ушла, не потому что мы с ней так много лет рядом. Мне ее не хватает, каждый день. Каждое движение, жест, место — сразу у меня возникает не кино, а видение, как мы были с ней в какой-то ситуации. Она все время рядом со мной, я болею этим”, — говорит Родион Щедрин.

Они познакомились в салоне у Лилии Брик и уже не расставались. 57 лет. Она и теперь остается музой Щедрина. Идею последнего произведения — русские народные пословицы для хора — подсказала Майя Михайловна.

Если балет, то главная партия только для нее. Со своей стороны Майя Михайловна всегда поддерживала новаторство мужа, который, как правило, брал в музыкальную обработку сложный литературный материал — Лескова (“Очарованный странник”, “Левша”) или набоковскую “Лолиту”, много работал с текстами поэтов — шестидесятников, с любимым Вознесенским. А потом вдруг вся страна начинала напевать и насвистывать легкую задорную мелодию, придуманную им же.

Но кино на периферии творчества. Его музыка для сцены. И в 60-е Щедрин как награду принимал от партийных кураторов обвинения в формализме и безыдейности, которыми осыпали его старших коллег и друзей — Прокофьева, Шостаковича и Хачатуряна. За ними следили 24 часа в сутки — наружное наблюдение, жучки в квартире. Звездная пара, боялись сбегут. Плисецкую вообще считали английской шпионкой. И Щедрин был подозрительный: в 1968 году отказался подписать письмо в поддержку ввода войск в Чехословакию, разругался, ушел из консерватории.

Политическая принципиальность оказалась востребованной во второй половине 80-х в Верховном совете СССР — не кино, целый сериал был с межрегиональной группой депутатов в главной роли.

“Там были очень интересные люди: и Сахаров, и Собчак, полярные в своих оценках происходящего и друг друга. Это было очень интересно. Межрегиональная группа тогда говорила, что должна быть многопартийность. Это казалось святотатством: какая многопартийность?”, — вспоминает Щедрин.

Результатом тех парламентских баталий стала практически полная деполитизация Щедрина и убеждение в том, что не красота, а разум спасет мир.

Родион Константинович часто повторяет, что живет не в свое время. Но по крайней мере место, где он живет, это его: все-таки любимое произведение “Искусство фуги” Баха, Германия — музыкальная страна. Мюнхен в этом смысле ее столица.

“Здесь работают мои близкие друзья, замечательные друзья. Просто возьмем Валерия Гергиева и Мориса Янсенса. Они здесь возглавляют самые крупные оркестры, может быть, даже на планете. И общения с ними — это величайшая привилегия”, — говорит народный артист СССР, композитор Родион Щедрин.

Друзья, которые, впрочем, часто в отъезде, — это то, что поддерживает в нем интерес ко времени, ставшему еще более чужим без Майи Михайловны. Он продолжает покупать и расставлять вокруг рояля цветы, которые она очень любила, и живет среди воспоминаний о ней. Парадоксальным образом счастливый и одинокий.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий