Смерть любимого, неудачи в жизни сына, страх перед родителями: о чем молчала Ирина Муравьева

Ирина МУРАВЬЕВА

И. Муравьева родилась 8 февраля 1949 года в Москве. Ее отец был военным инженером. Сразу после окончания школы он добровольцем ушел на фронт, дошел до Германии. Там он встретил свою любовь (немцы угнали девушку из Белоруссии), освободил ее из фашистского плена, и вскоре они поженились. В 1947 году у них родилась девочка. Через полтора года еще одна – будущая звезда советского кино Ирина Муравьева.

И. Муравьева вспоминает: «Мама воспитывала нас дома. Порядок и чистота в доме были идеальные, мы с сестрой всегда были очень красиво одеты – мама сама шила для нас. Учились мы хорошо, потому что нас ругали даже за четверки. Школа была недалеко от дома, уроки заканчивались в час пятнадцать, а в половине второго я уже должна была сидеть за столом с вымытыми руками – мы все вместе обедали. Нельзя было задержаться око-до школы ни на секунду, я никуда не ходила, никаких танцев-щманцев.

Зимой мама водила нас на каток в Лужники. Мы с сестрой ехали по ледяной дорожке, а мама бежала рядом по сугробам и отгоняла от нас мальчишек. Глаз у нее был зоркий…»

Ирина росла по-настоящему домашним ребенком – вплоть до десятого класса играла в куклы. Очень любила детей и хотела стать учительницей. Во дворе качала всех младенцев в колясках, причем поступала хитро. Она выжидала, когда мама младенца отвлечется, будила его и затем просила дать ей покачать коляску. За короткое время наловчилась в этом деле так, что многие дети успокаивались только в ее присутствии (к примеру, один мальчик засыпал лишь у нее на руках).

Только в 15 лет она впервые захотела быть актрисой. Эта мысль пришла к ней на улице (Ирина до сих пор помнит это место), и она даже вскрикнула – от озарения. Однако осуществление этой мечты оказалось не таким простым. После окончания десятилетки она подала заявления во все театральные вузы столицы, но ее ни в один из них не приняли. Пришлось идти работать и ждать следующих экзаменов. Но на следующий год история почти повторилась – ее приняли, только в студию при Детском театре (конкурс там был меньше и брали лишь москвичей). Студию Муравьева окончила и осталась в родном театре. Ее первый выход на сцену состоялся в сказке про Козла – она бегала в массовке и изображала деревенскую бабу.

В Детском театре устроилась и личная жизнь Муравьевой. В 1973 году она вышла замуж за режиссера этого театра Леонида Эйдлина. В этом браке на свет появились два мальчика. Причем в их семье все родились в феврале. 2 февраля – муж, 6-го – младший сын, 8-го – она сама, 15-го – старший сын.

Дебют Муравьевой в кино состоялся в 1973 году – незначительная роль в фильме «Эпизод из юности». А через год она сыграла свою первую крупную роль – Сюзанну в телефильме Самсона Самсонова «Чисто английское убийство».

И. Муравьева вспоминает: «В пробах на роль Сюзанны я никому не понравилась, кроме самого режиссера. Почему-то он в меня поверил, добился повторных кинопроб и убедил худсовет в том, что, кроме меня, эту роль никто не сыграет. Так я стала киноактрисой».

В 1977 году Муравьева перешла из ЦДТ в труппу Театра имени Моссовета. В конце 70-х поступила на заочное отделение ГИТИСа.

Всесоюзная слава пришла к ней в 1980 году, когда на экраны страны вышли сразу три фильма с ее участием: «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова, «Охота на лис» Вадима Абдрашитова и телефильм «Мы, нижеподписавшиеся» Татьяны Лиозновой.

Отмечу, что по завершении работы над ролью Людмилы в фильме Меньшова актриса разочаровалась в своей работе. После просмотра рабочего материала Муравьева расплакалась от обиды – ее героиня казалась ей наглой, грубой и неотесанной провинциалкой.

И. Муравьева вспоминает: «Когда я посмотрела первую серию, то… расплакалась. Вечером в тот день у меня был спектакль, я пришла в театр и не могла гримироваться, так рыдала. Все, что мне противно, все, что я ненавижу, – все это вылезло на экране. Такая моя героиня получилась противная, назойливая, навязчивая, «яркая» такая… Я ведь в жизни никакого отношения к таким героиням не имею. Я совершенно другая. С другой биографией, другими условиями жизни с самого детства, другим характером…

На премьере в Доме кино я сидела, вжавшись в кресло, и боялась посмотреть в зрительный зал, и, когда меня стали поздравлять, я думала: «Поздравляют… Ну а что же им еще делать!» Но потом смотрю, всем так нравится…»

Фильм «Москва слезам не верит» имел оглушительный успех на родине и за рубежом. В прокате 1980 года он занял 2-е место, собрав на своих сеансах 84,4 млн. зрителей. Тогда же он был назван лучшим фильмом года по опросу читателей журнала «Советский экран». Он был удостоен наград на фестивалях в Португалии, в Бельгии, в США. Наконец, получил «Оскара-80» и был удостоен приза Гильдии прокатчиков США за лучший иностранный фильм 1980 года (в прокате США и Канады он собрал 1,2 млн. долларов).

В начале 80-х Муравьева переживала свои самые «звездные» часы. В отличие от своих партнерш по фильму «Москва слезам не верит» – Веры Алентовой и Раисы Рязановой, – которые в дальнейшем так и не сумели повторить этот триумф, Муравьева оказалась удачливее. Еще два фильма с ее участием имели огромный успех у публики и оказались в десятке лучших картин года.

В 1982 году на экраны страны вышла музыкальная комедия Татьяны Лиозновой «Карнавал», в которой Муравьева сыграла главную роль – провинциальную девушку, мечтающую стать актрисой. Фильм занял в прокате 9-е место, собрав 30, 4 млн. зрителей. По опросу читателей журнала «Советский экран», Муравьева была названа лучшей актрисой года. В 1983 году ей было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.

Спустя два года актриса сыграла роль скромной проектировщицы Нади Клюевой в лирической комедии Геральда Бежанова «Самая обаятельная и привлекательная» и побила свой предыдущий рекорд: фильм занял 1-е место в прокате, собрав 44, 9 млн. зрителей. Отмечу, что даже по прошествии десяти лет со дня выхода картины на экран она по-прежнему пользуется любовью публики: в апреле 1995 года «Самая обаятельная…» стала лидером недели, собрав у голубых экранов (канал ТВ-6) 19,1 процента зрителей.

И. Муравьева рассказывает: «Я жила, жила, а потом меня вдруг стали узнавать на улице, и появилась серьезная проблема, как себя вести. Ведь я на самом деле человек стеснительный, мне, с одной стороны, было неловко разговаривать с незнакомыми людьми, а с другой стороны – чрезвычайно лестно, что Меня узнают…»

За последующие пять лет Муравьева снялась еще в пяти фильмах, из которых четыре были комедиями. В фильме Владимира Попкова «Год теленка» (1986) она сыграла молодую доярку, у Леонида Квинихидзе в телефильме «Артистка из Грибова» (1988) – немолодую актрису, у Дмитрия Долинина в «Мы странно встретились» и Анатолия Эйрамджана в «Бабнике» (оба – 1990) – своих современниц. И лишь в совместном российско-германском фильме «Руфь» режиссера Валерия Ахадова (о событиях в СССР в 30-е годы) ей досталась серьезная роль.

В период с 1990 по 1995 год Муравьева снялась еще в восьми Фильмах, однако удачных работ среди них не так уж много: фильм собственного мужа Леонида Эйдлина «Эта женщина в окне» (1993) и картина Романа Балаяна «Первая любовь» (1995)

В отличие от кино, театральная карьера Муравьевой складывалась успешней. Перейдя в 1993 году из Театра имени Моссовета в труппу Малого театра, она получила прекрасные роли в спектаклях «Волки и овцы», «Чайка», «Вишневый сад».

Из интервью И. Муравьевой: «Ни газет, ни журналов я не читаю. Новые фильмы стараюсь не смотреть. Или если смотрю то отворачиваюсь, хотя и подглядываю чуть-чуть. Более спокойно я начинаю воспринимать свои работы по прошествии нескольких лет. Старые фильмы, естественно, смотрю с чувством ностальгии по молодости. Вообще мне больше нравится работать на радио или в мультипликации. Потому что там тебя никто не видит…

Зрители меня не мучили, я же не из шоу-бизнеса. Иногда просили автографы, иногда говорили хорошие слова, иногда – плохие. Например, горевали, что я постарела. Я на это ничего не отвечала и не обижалась. Это у них, наверное, от простоты душевной…»

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

imageНародная артистка России Муравьева Ирина Вадимовна известна миллионам кинозрителей как неунывающая авантюристка Людмила Свиридова, провинциалка Нина Соломатина и как воспарившая над обыденностью инженер Надя Клюева. Судьбой ей была уготована творческая стезя. В театре Ирине Вадимовне посчастливилось играть с Фаиной Раневской, Ростиславом Пляттом, Варварой Сошальской. Она снималась в фильмах с Кларой Лучко и Юрием Яковлевым. За роль Людмилы в кинофильме «Москва слезам не верит», полюбившаяся советскому зрителю актриса в 1981 году была награждена Государственной премией. Россия высоко оценила ее труд, она награждена многими правительственными наградами – Орденами: «Почета», «Дружбы», «Знак почета», «За заслуги перед Отечеством».

Рассказывая о себе, Ирина Вадимовна всегда подчеркивает, что главным в ее жизни все-таки является не кинематограф, а театр.

Детство, юность

Ирина Муравьева, «самая обаятельная» женщина, родилась в Москве 8 февраля 1949 года. Ее отец, военный инженер Вадим Сергеевич, познакомился с мамой Лидией Георгиевной во время Великой Отечественной войны, освобождая ее из плена. В семье Муравьевых было две дочери (Ирина младше сестры на два года).

Несмотря на вынужденную публичность, наша героиня, по своей сущности – очень скромный человек. Биография Ирины Муравьевой содержит много недосказанностей. Чувствуется, что актриса с уважением и любовью относится к своим близким людям и уважает их желания. К примеру, имя ее родной сестры нам так и не удалось найти ни в одном источнике информации. Это говорит о деликатности и воспитанности нашей героини.

Во время обучения в хамовницкой средней школе № 589 (информация случайно попала в интернет) у девушки родилась мечта – стать преподавательницей младших классов. Учиться нравилось, мотивация к учебе присутствовала. В семье царило строгое воспитание, созвучное с домостроем: сестер приучали уважать труд, нести ответственность за близких людей и за свои поступки, всячески поддерживался культ знаний.

Мама Лидия Георгиевна, как вспоминает актриса, была не только замечательной хозяйкой, «обшивающей» дочерей, она внимательно следила за их «моральным обликом», старалась, чтобы они всегда были «под присмотром». В частности, если сестры отправлялись на каток в Лужники, то мама была рядом, чтоб препятствовать «приставаниям» посторонних людей к своим девочкам.

Выбор профессии

Впрочем, уже в 15 лет Ирина Муравьева была вынуждена «подкорректировать» мечту: гуманитарная направленность взяла верх над общеобразовательным старанием (хотя училась прилежно), проснулась творческая натура, сначала сказалось «притяжение» литературы, а затем – театра. Путеводителем Ирины в неведомый мир сцены стала «Моя жизнь в искусстве» Станиславского – ее настольная книга. Девушка активно участвовала в спектаклях школьного драмкружка.

image

В 1973 году она вышла замуж за режиссера ЦДТ Леонида Эйдлина, с которым впоследствии прожила в «согласии и в любви» 40 лет, воспитав двух сыновей: Даниила (1975 г. р.) и Евгения (1983 г. р.) Остается только недоумевать, как, несмотря на творческую работу, обеспечивала детям и уют, и воспитание, и должный присмотр Муравьева Ирина. Муж Леонид Данилович, выпускник режиссерского факультета ГИТИСа, шутя, хвастал: «Главное – уметь выбрать жену!» Их семью, где всегда царило взаимоуважение, можно назвать февральской: Леонид Эйдлин родился 2 февраля, сын Евгений – 6, Ирина Вадимовна – 8, сын Даниил – 15.

Смерть мужа

Повествуя об их тесном круге, к сожалению, приходится говорить в прошедшем времени: не так давно лишилась мужа Ирина Муравьева (смерть супруга наступила внезапно 16 феврвля 2014 года в возрасте 77 лет по причине инсульта).

Их дети выросли в теплой творческой семейной обстановке и пошли стопами родителей. Наверное, так и должно быть. Старший сын Даниил Эйдлин окончил Школу искусств (Блуа, Франция). Он – актер одной из парижских театральных студий и параллельно снимается в сериалах. Женат, воспитывает сына.

За плечами младшего – Евгения – продюсерский факультет ГИТИСа. Дети Муравьевой Ирины ее любят и с большим уважением относятся к ней. Они единодушны в том, что самая лучшая ее роль – это роль мамы. Ирина поддерживает теплые родственные отношения со своей сестрой. Они очень дружны и помогают друг другу.

Первая кинороль

Однако вернемся к творчеству. С чего началась фильмография Ирины Муравьевой? Условимся, что в целях «чистоты жанра» не будем при ответе на данный вопрос брать во внимание телеспектакли 1972-1973 гг., где Ирина Вадимовна сыграла немало ролей: Наташи в социальной драме Константина Худякова «Страница жизни», Бонки в музыкальной Сказке Панчо Панчева «Сказка о четырех близнецах, шестнадцатилетней девушки в спектакле о старшеклассниках, «Московских каникулах» Андрея Кузнецова.

Впрочем, «ключик» к ролям кинообразов, которые принесут ей всесоюзную кинематографическую славу, актриса Ирина Муравьева отыскала в телесериале. Мы имеем в виду подобную будущим киноролям по своей внутренней сути роль начинающего маляра Зинаиды Багляевой из телесериала «Разные люди».

Отметим, первым полнометражным фильмом с ее участием стал детектив Самсона Самсонова «Чисто английское убийство» (в котором актриса сыграла роль Сюзанны Бриггс). Премьера фильма состоялась в декабре 1974 г.

Работа в театре Моссовета

Проработав 7 лет в ЦДТ, Ирина Вадимовна, конечно же, ощущала рамки детского репертуара, поэтому в 1977 года она перешла в театр Моссовета. Вместе с тем, работая в нем, актриса на следующий год поступила, а через пять лет закончила курс О. Я. Ремиза в Государственном театральном институте им. Луначарского.

Актриса Ирина Муравьева в театре на ул. Большой Садовой сыграла ряд запоминающихся ролей, одна из них – Грушенька в драме, поставленной по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Также она играла в комедии Эмиля Брагинского «Комната», пьесе Валентина Черных «Превышение власти», комедии Павла Хоменского «На полпути к вершине», пьесе Рустама Ибрагимбекова «Дом на песке».

«Москва слезам не верит»

Приглашение Владимира Меньшова сниматься в художественном фильме «Москва слезам не верит» было редкой удачей. Это же надо, чтобы режиссеру, когда тот смотрел телевизор, запомнилась в телеспектакле игра Ирины Вадимовны! Попасть сниматься на «крутой» фильм с достойным бюджетом… Но когда Ирина Муравьева впервые увидела снятый фильм, то засомневалась, расстроилась и расплакалась. Ей казалось, что все, что делала на экране ее героиня Людмила, – это ужасно, вульгарно. (Естественная реакция действительно талантливого человека – сомневаться.)

Фильму Меньшова была уготована большая слава, а героиня нашей статьи, пожалуй, переиграла в нем всех (это наше субъективное мнение). Мало того, фильм признали и оценили в мире. В 1980 г. американцы наградили режиссера «Оскаром» (правда, заочно). А президент США Рональд Рейган, по рекомендации своих советников, перед первой встречей с Михаилом Горбачевым просмотрел его раз восемь, чтобы понять «загадочную русскую душу».

Фильмография Ирины Муравьевой

Сразу же после оглушительного успеха «Москвы…» у Ирины Вадимовны началась работа в музыкальной мелодраме «Карнавал» Татьяны Лиозновой. В 1981 г. миллионы зрителей увидели его премьеру.

Главная роль, бешеная нагрузка. Практически от одной лишь Ирины зависело, в какой степени «вдохнется жизнь» в этот фильм. Получилось. Срослось. Зрители увидели: эта актриса может все. 17-летняя провинциальная девушка Нина Соломатина, сыгранная 31-летней актрисой, была более чем убедительна.

А через четыре года последовал новый взлет – фильм Геральда Бежанова «Самая обаятельная и привлекательная» и роль Нади Клюевой. Наконец-то она практически сравнялась в возрасте со своей героиней (той также тридцать лет). Мелодраматический сюжет, замечательный актерский ансамбль (Александр Ширвиндт, Татьяна Васильева, Владимир Носик) обеспечили картине успех. Однако ключевую роль в нем все-таки сыграла Муравьева Ирина.

Фильмы далее следовали один за одним (Ирина активно снималась вплоть до 90-х годов (в те годы в стране царил кризис и в киноиндустрии – также). По иронии судьбы, это случилось именно тогда, когда потенциал актрисы достиг наивысшей точки. Впрочем, невзирая ни на что, режиссеры ее приглашали сниматься и в те нелегкие времена. Среди ее работ в 90-е можно выделить следующие роли: Евгении (мелодрама «Эта женщина в окне», режиссер Леонид Эйдлин), Галины Кадетовой (мелодрама Л. Квинихидзе «Артистка из Грибова»), роль мамы Ксюши (комедия Александра Павловского «Зефир в шоколаде»), медсестры Веры (сериал «С новым счастьем!», режиссер Л. Эйдлин).

Сейчас Ирина Вадимовна снимается редко и избирательно. Достаточно критически относится к сценариям и современному кинематографу Муравьева Ирина. Фильмы она выбирает, откликаясь на предложения режиссеров, по каким-то своим внутренним принципам. Возможно, это оправдано: не надо «тратиться» на случайные фильмы. Среди ее киноработ последних лет – Анна Семеновна из комедии Елены Жигаевой «Самая лучшая в мире бабушка» (2010), эпизодическая роль в комедии Владимира Тумаева «Китайская бабушка» (2011). Обе эти роли отмечены премиями на VIII кинофестивале и на фестивале «Ника» соответственно.

Малый театр

Муравьева – человек с гармоничным сочетанием скромности, такта и достоинства. Она действительно универсальная актриса, ей по плечу все. Когда же ей в силу подковерных интриг в театре Моссовета попытались навязать роли неактуальные, серые, Ирина Вадимовна сказала режиссеру предельно ясно, что ее талант не соответствует его режиссуре и ушла.

С 1993 года она работает в Малом театре. Об этом Ирина мечтала: в полной мере проявить талант актрисы драматической. Зрители ходят «на Муравьеву». Она презентует им свои образы – помещицу Любовь Раневскую с ее чувством красоты, с ее цветущим вишневым садом, символом обновления и объединения, Ирину Аркадину из «Чайки» Чехова, Евлампию Купавину в «Волках и овцах» Островского.

Актриса действительно живет театром, предана ему, любит его безмерно.

Вера

Вопрос веры Ириной Вадимовной не обсуждается. Она верит, потому что верили ее родители, потому что до них верили их родители, потому что это – естественная для Русской Земли цепочка преемственности, которая не должна разорваться. Когда-то ее бабушка снабдила отца, провожая его на Отечественную войну, молитвой, зашив листок с ней в подкладку гимнастерки. И вернулся с фронта Вадим Сергеевич, вернулся без единого ранения…

Ирину крестили сразу же по рождении. В 2003 году актриса сыграла роль прихожанки Тимофеевны в 12-серийной картине Л. Эйдлина «Спас под березами». Автор этого телеромана в 12 главах – муж Ирины Вадимовны – донес зрителям живую и яркую историю о жизни церковного прихода. Игра в нем Ирины Вадимовны тепло оценена зрителями, ее квалифицируют как «исповедь добра», «пронзительное кино», находящее «отклик в душе».

Яркая актриса склонна равнодушно переносить «хвалу и клевету» и считает, что секрет счастья женского – в послушании, кротости, смирении, однако – при условии: если рано выйти замуж.

Вывод

Легко и приятно писать статью о таком светлом и талантливом человеке. Фото Ирины Муравьевой знакомы каждому. Русский народ ценит ее великолепную актерскую работу, ее замечательные кинофильмы.

Что можем мы, ее зрители, сказать ей? Наверное – то, что действительно хочется донести от души: высказать глубокое человеческое сочувствие ввиду кончины ее супруга Леонида Эйдлина, по-христиански пожелать Ирине Вадимовне стойко выдержать этот удар, а затем – далее продолжить свою достойную и яркую жизнь на радость детям, внукам и всем добрым людям, ценящим ее талант.

Бытует общеизвестное мнение, что творческие люди нуждаются в свежих чувствах и ярких эмоциях. Примером постоянства и гармонии в семейных отношениях талантливых и ярких личностей может служить семья Ирины Муравьевой и Леонида Эйдлина. Они прожили вместе счастливую и полную жизнь. Но смерть разлучила их. Муж Ирины Муравьевой, Леонид Эйдлин полюбил эту необычную яркую девушку в то время, когда она, еще никому не известная молодая актриса играла на сцене детского театра. Они поженились и с тех пор были неразлучны.

Содержание

Муж Ирины Муравьевой — Фото

О биографии мужа Ирины Муравьевой в Википедии только несколько строк. Родился Леонид Эйдлин 2 февраля 1937 года в одном городе со своей женой. Вначале он поступил в Ленинградский технологический институт. После окончания института у Леонида Даниловича появилось желание заниматься театральной деятельностью. Закончив Режиссерский факультет ГИТИса 1968 году, он приходит в театр юного зрителя в Саратове.

В Детском театре города Москвы будущий муж Муравьевой продолжает свою творческую деятельность. Там он впервые увидел свою неповторимую рыженькую мечту – Ирину. Она была так юна, так непосредственна и так не похожа на всех остальных девушек. Потом они поженились и прожили 40 лет душа в душу, прошли весь путь рука об руку. Ирина и ее муж всегда и все делали вместе – уборку, ремонт квартиры. По очереди оставались с детьми. Леонид Эйдлин известен своими работами в кинематографе. Он снял несколько сериалов.

Красивый спектакль длиною в жизнь

Ирина уже играла на подмостках детского театра, когда в театре появился Леонид Эйдлин. По-детски непосредственная Ирина сразу понравилась начинающему режиссеру. Их свадьба стала сюрпризом для коллег. Семейную жизнь они продолжили в коммунальной квартире.

Ирина Муравьева с мужем в молодости всегда на первое место ставили интересы семьи и личную жизнь. Ни за что и никогда они не стали бы жертвовать ради карьеры своими детьми или своими отношениями. И при всем при этом у них все ладилось. Выросли прекрасные сыновья – Даниил (1975) и Евгений (1983). Ирина Муравьева стала любимой актрисой для всех россиян и жителей советских республик.

Они никогда не расставались

Коллеги удивлялись – что она в нем нашла. На фото мужа Ирины Муравьевой можно видеть, что он намного старше ее, неприметный и даже некрасивый. Но что поражает – это их взаимная увлеченность друг другом. Внутреннее родство, невидимые родственные связи, вот что объединяло их вместе. Где-то можно видеть, как Ирина нежно наклоняется над ним, как будто хочет положить голову на его плечо. Привычный жест, когда женщина знает, что на этого человека можно положиться.

Ирина Муравьева уверена, что он надежный и верный спутник ее до конца жизни. Она не ожидала, что он покинет ее так скоро. И никто не ожидал. Ни дети, ни коллеги не могли в первый момент оправиться от этого шока. Ирина Муравьева и ее муж останутся легендой русского кинематографа и образцом идеала для молодого растущего поколения.

Ирина Муравьева после смерти мужа

Умер муж Ирины Муравьевой от инсульта 15 февраля 2014 года и был похоронен на Пятницком кладбище в Москве. Пережить страшную трагедию Ирине помогли дети. Даниил и Евгений снимаются в кино, также как и их родители. Они обожают свою маму и оберегают ее всеми силами. Сын Даниил стал утешением актрисы в ее одиночестве. Идеальная мама теперь стала идеальной бабушкой.

Сейчас актриса Ирина Муравьева стала сниматься в фильмах редко. У нее еще есть роли в Малом Академическом театре, а на Детском радио она ведет Театральный кружок. В жизни Ирина Муравьева – скромная, спокойная, серьезная. И хотя ее еще часто приглашают играть в современных сериалах, она отказывается только потому, что ей не нравятся роли. Актриса объясняет это тем, что не хочет тратить себя на пустые и бессмысленные роли. Главную роль в своей жизни Ирина Муравьева сыграла безупречно – роль матери и жены.

Возможно интересно: Мужья Татьяны Васильевой, Муж Светланы Немоляевой.

Браво, замечательная Ирина Вадимовна!Наверное, нет в нашей стране человека, который не видел бы фильмы «Москва слезам не верит», «Карнавал», «Самая обаятельная и привлекательная». Ирина Муравьева в этих фильмах — разная, но неизменно притягивает к себе внимание, настолько живо и органично ведут себя ее героини. Замечательная Ирина Вадимовна празднует сегодня свой юбилей.И, по всей видимости, с этой актрисой у многих ассоциируется определение «самая обаятельная и привлекательная», — ведь от нее невозможно отвести глаз. Фильмы с ее участием давно уже стали классикой нашего кино. А вот о самой Ирине Вадимовне зрители знают не так уж много. Потому что она не любит впускать посторонних в свою личную жизнь, в свой уютный домашний мир, где она — хранительница очага. Не приняли в театральноеКто видел фильм «Карнавал», наверняка помнит кадры, в которых Нина Соломатина, приехавшая из маленького провинциального городка и мечтавшая о карьере актрисы, с треском проваливается на вступительных экзаменах. Это — о Муравьевой. Девочка с невзрачной внешностью совсем не понравилась строгим экзаменаторам, а ее талант не разглядели ни в одном из трех учебных заведений, в которые она подавала документы.Уезжать, подобно другим не поступившим, Ирине было некуда, — она родилась и выросла в Москве. Но и расставаться с мечтой она не собиралась, поэтому спустя год все-таки поступила в театральную студию. Ее первыми ролями были девочки, мальчики, белочки и зайчики, — играла она на сцене детского театра. А она так хотела сыграть что-нибудь серьезное, глубокое…«Меня не любят»После окончания студии Ирину приняли в ГИТИС, но актриса училась там заочно, потому что у нее уже была постоянная работа в детском театре. Затем Муравьева служила на сцене Театра Моссовета, но в 1994 году ушла оттуда, сильно разочаровавшись и в труппе, и в самом своем призвании актрисы. Ей казалось, что она не состоялась как актриса, что ее никто не любит, и ей самой категорически не нравилось все, что она играла.Тогда-то в ее жизни и появился Юрий Соломин — он пригласил актрису играть в Малом театре. Ирина Вадимовна приняла предложение художественного руководителя, и Малый театр стал для нее буквально вторым домом.«Москва слезам не верит» В кино Муравьева играла еще с 1965 года (ее первой работой стала небольшая роль в фильме «Дети Дон-Кихота»). Однако, несмотря на множество ролей — заметных и не очень — актрису по-настоящему запомнили и полюбили после участия в фильме «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова. Пробивная, цепкая провинциалка, приехавшая завоевать столицу, в исполнении Ирины Муравьевой получилась настолько живой и узнаваемой, что актрису после выхода фильма на экраны буквально завалили предложениями сниматься.А она сама разрыдалась, увидев кадры со своим участием: Людмила, которую она играла, показалась актрисе невыносимо грубой, пошлой и непривлекательной.«Карнавал» Когда Ирине исполнилось уже 32 года, ей предложили сыграть 17-летнюю школьницу в новом фильме Татьяны Лиозновой «Карнавал». Сценарий Ирине очень понравился, но ее героиня должна была неплохо кататься на роликах, — и актриса взялась осваивать это искусство. Скольких синяков и шишек ей это стоило, не знает никто…Фильм снимали в разных городах, и повсюду вместе со съемочной группой ездили специально нанятые для Муравьевой тренер и массажист. С их помощью Ирина научилась кататься, и в кадре двигалась совершенно неподражаемо. Актриса Екатерина Жемчужная, исполнившая в картине роль Рады, вспоминала: когда снимали сцену ночевки Нины в квартире Рады, цыганке нужно было курить, не переставая, а Нине — залпом пить молоко из холодильника. Это продолжалось дубль за дублем: некурящая Екатерина, сдерживая кашель, дымила крепчайшим «Казбеком», а Ирина, давясь, вливала в себя молоко стакан за стаканом…Эту роль актриса очень любит до сих пор. Может быть, потому, что сценарий был написан специально для нее, и героиня была ей очень близка.«Самая обаятельная и привлекательная» Впрочем, роль Нади в «Самой обаятельной и привлекательной» тоже создавалась «под Муравьеву», однако, прочитав сценарий, она долго отказывалась от этой работы: ей уже надоело играть провинциальных невзрачных простушек. Актрису взяли буквально «измором», не отставали до тех пор, пока не получили ее согласия.И когда фильм стал очень успешным, когда его за первый год проката посмотрели 80 миллионов зрителей, Муравьева была даже удивлена: она не ожидала от банальной, казалось бы, истории, такого успеха.Сначала — мама и жена, потом — актриса Кто знает, сколько еще интересных ролей могла бы сыграть Муравьева! Многим кажется, что ее мало на экране, что в свое время актриса не реализовалась так, как могла бы.Но сама она абсолютно сознательно сделала выбор в пользу семьи. В 24 года она вышла замуж за режиссера Леонида Эйдлина, который был на 12 лет старше Ирины. И с головой окунулась в домашний быт, в создание уюта, в милые семейные хлопоты… Наверное, ей всегда этого хотелось: так было в ее собственной семье, где она росла вместе со старшей сестрой.Папа был военным, а мама домохозяйкой, и девочек воспитывали в строгости, но и в любви: каждый вечер возле кровати Иру ждал стакан теплого молока и шоколадка. Мама шила для дочек модные и красивые наряды, но старалась оградить их от уличного влияния, долго не разрешала гулять с мальчиками, требовала хороших отметок в дневнике.Выйдя замуж, Ирина стала такой же заботливой, но строгой мамой. Она, не задумываясь, ушла в декрет, хотя в театре все недоумевали: надо карьеру делать, самые золотые годы уходят! Но семья всегда стояла для Муравьевой на первом месте. В 1975 году в семье родился сын Даниил, в 1983-м — Евгений.Ирина Вадимовна гордится тем, что ее мальчики не росли за кулисами, не спали в гримерках, не питались одними бутербродами. Если не с кем было оставить детей — она просто отказывалась от ролей, предпочитая иметь уютный дом, ухоженных детей и обласканного мужа.И с мужем они прожили, что называется, душа в душу все сорок лет, что им были отпущены, — до самой смерти Леонида Эйдлина. Его не стало в 2014-м, и после его ухода Ирина Вадимовна, как говорят ее друзья, стала часто болеть. Но она все равно играет на сцене — правда, далеко не так много, как раньше.А главным для нее по-прежнему остается семья: у Ирины Вадимовны подрастают двое внуков. Она не подпускает к себе журналистов и ведет достаточно уединенный образ жизни, часто посещая храм и живя так, как считает правильным.Источник

Ирина Муравьева

Биография

Родители актрисы познакомились на войне. Путь в актрисы был непростым. С первого раза Ирина Муравьева не поступила ни в один театральный вуз. На второй год она стала студенткой студии при Детском театре. Позже закончила ГИТИС заочно. Первую кинороль сыграла в детективе «Чисто английское убийство». Первую главную роль сыграла через несколько лет в музыкальной комедии «Дуэнья». Через год случилась звездная роль актрисы в оскароносном фильме Меньшова «Москва слезам не верит». Актриса получает государственную премию СССР. Впоследствии актриса сыграла заметные главные роли в фильмах «Охота Подробнее… на лис», «Мы, нижеподписавшиеся», «Карнавал», «Самая обаятельная и привлекательная», «Артистка из Грибова». На Dомашнем актрису также можно увидеть в проектах «С новым счастьем!…», «Не родись красивой», «Бабник». В 1994 году Ирина Муравьева стала обладательницей звания народной артистки России. Свернуть

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий