Собинов Леонид Витальевич: краткая биография, фото, личная жизнь, история жизни, интересные факты

Опубликовано 18.03.2020 – 11:39 –

Память о выдающихся людях и истории мы можем и должны сохранить для будущих поколений. История города Ярославля очень богата и разнообразна. Одним из знаменитых людей нашего города является музыкант и певец Леонид Витальевич Собинов. В честь Л. В. Собинова названа улица и музыкальное училище города. Но что знают наши дети о нём? Хотелось бы, чтобы мои воспитанники знали своих великих земляков, любили и гордились местом, в котором они живут и выросли достойными гражданами нашей Родины.В проекте предложен  материал для детей старшего дошкольного возраста  о нашем земляке Л.В. Собинове. 

Скачать:

Вложение Размер
k_prezentatsii_o_sobinove.docx 20.23 КБ
proekt_o_sobinove.docx 17.88 КБ
konspekt_zanyatiya_o_sobinove.doc 46.5 КБ

Предварительный просмотр:

К  презентации о Собинове

2 слайд

7 июня 1872года  в городе Ярославле, в не очень богатой семье, на свет появился Леонид Витальевич Собинов. В семье Собиновых все были от природы щедро  наделены голосами. Дед, Василий Григорьевич, в молодые годы пел под гитару, пели отец и братья. А мать Собинова, Екатерина  Фёдоровна, очень  душевно и красиво исполняла народные песни и городские романсы. Она  и начала учить сына вокалу. В Ярославле было проведено детство и юношество певца, окончена с отличием гимназия.

4 слайд

После гимназии Леонид Витальевич поехал учиться в Московский университет. Во время учёбы в университете принимал участие в студенческом хоре. Когда он ходил в университет, то дорога его проходила мимо Музыкально-драматического училища. Каждый раз ему хотелось войти и стать его полноценным учеником. Поэтому Собинов в 1894 году закончив юридический факультет университета, продолжил своё обучение в  Музыкально-драматическом училище и через три года с успехом закончил его. Во время учёбы в музыкальном  училище талантливому певцу  уже давали много  небольших партий в опере. И уже в то время он дебютировал в Большом театре в Москве, а позже в Милане в театре  Ла Скала, в который доступ был затруднён даже итальянским артистам, но в первый же вечер своего выступления Собинову удалось покорить сердца требовательных и избалованных певцами итальянцев. Итальянские газеты писали о нем с восхищением. Художественный мир оказался пленен его талантом.

5слайд

Собинов обладал выдающимся музыкальным талантом и блестящими сценическими способностями. При подготовке ролей им были изучены горы тематической литературы. Он не просто заучивал текст, а вживался в историю, сливался с персонажем. Уделял большое внимание эпохе и быту, в которой происходило действие, исследовал каждый образ и пытался подать его зрителю максимально качественно. Он исполнял и партию Ленского в опере «Евгений Онегин», и царя Берендея, князя Игоря, Фауста, Ромео и многие другие значимые образы. Именно его исполнение брали за образец и меру качества, когда в последующем эти роли примеряли на себя другие артисты. Собинов был лирическим тенором, которому в его время не было равных. В его адрес лились аплодисменты и просьбы выступить на бис. Артиста хвалили известные критики. Подчеркивалась уникальность и красота тембра. Он, как истинный актер, был чрезвычайно обаятелен и умел расположить к себе публику, много выступал на сценах родины и зарубежных стран. Давайте послушаем запись с голосом Л.В. Собинова.

6 слайд

Через десять лет с начала своего творческого пути артист стал настоящим мастером своего дела.  Но люди любили  Леонида Витальевича не только за его талант, а ещё и за доброту  и обаяние, которое он излучал подобно солнцу. Черты его характера были исключительно приятными. Этот человек был  щедрым и отзывчивым, занимался благотворительностью и пожертвовал как-то рояль школе, где учились слепые дети. Поддерживал московских студентов, которым певец отдал 45000 рублей  золотом. Во время Первой мировой войны посредством концертных турне собрал и передал на помощь раненым и благотворительные нужды более 200 тысяч рублей.

Умер Собинов Л.В. 14 октября 1934 г. от сердечного приступа во сне в возрасте 61-го года, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Он был прекрасным музыкантом и певцом, а также драматическим актером. И в память о талантливом певце и хорошем человеке в нашем городе названа его именем улица, на которой расположен дом-музей имени Л.В.Собинова (д.25). Экскурсии в музее проводятся для взрослых и детей любого возраста. Для младших детей (6 – 10 лет) предлагается экскурсия “В доме необыкновенного мальчика”и каждая экскурсия заканчивается прослушиванием музыкальных записей Л.В.Собинова. Музей сотрудничает с музыкальными педагогами, занимающимися детским вокалом, здесь даются консультации и проводятся прослушивания. Музей является соучредителем детского вокального конкурса им. Л.В.Собинова, который проводится 1 раз в 2 года и собирает детей, занимающихся академическим пением, со всей России. В перерыве между конкурсами участники, дипломанты, лауреаты конкурса объединяются в творческую группу, работающую при музее. Результатом совместного труда сотрудников музея, педагогов и детей являются оригинальные концертные программы, звучащие в стенах музея. Одна из таких программ  – “Музыка детских и юношеских лет Л.В.Собинова”, в которой звучат любимые произведения семьи Собиновых, часто исполнявшиеся в дружеском кругу и в гимназическом хоре.

7 слайд

Музей поддерживает контакты со студентами музыкального училища им. Собинова, старейшей в городе музыкальной школой №1 им. Собинова, студентами вокального отделения Ярославского театрального института, творческим коллективом музыкальных педагогов и учащихся музыкальных классов школы № 33, певцами-любителями.

 Музей – это еще и сценическая площадка, открытая для всех любителей музыки, открытая для общения и совместных творческих проектов. Здесь звучит музыка, детские голоса.

8 слайд

В настоящее время имя Собинова носят Саратовская консерватория, Ярославское музыкальное училище (колледж), Ярославская музыкальная школа; улицы, названные именем певца, есть в Иванове, Киеве, Минске, Полтаве, Харькове, Донецке, Ярославле, его именем назван  ежегодный музыкальный фестиваль. 29 декабря 2007 года был торжественно открыт памятник Собинову в Ярославле (на пересечении улиц Максимова и Трефолева).

.

Предварительный просмотр:

     Проект  

                                   «С любовью о наших земляках.

                             Л. В. Собинов – золотой тенор  России»

Актуальность:

Родина… Отечество… Для русского человека эти слова всегда имели большое значение.  Народ, не помнящий своего прошлого, не может быть счастливым в будущем – эта мысль проста и понятна всем. К сожалению, на практике мы постоянно сталкиваемся с тем, что современный человек утрачивает связь со своими корнями, с малой родиной. Достижения современности так быстро и активно входят в жизнь любого ребёнка, что быт не только далёких предков, но и поколений ещё живущих людей является для него тайной за семью печатями. А вместе с этим теряется значительный пласт культуры русского народа.

В каждом уголке России, в каждом городе, посёлке, селе есть специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Память о выдающихся людях и истории, мы можем и должны сохранить для будущих поколений. История города Ярославля очень богата и разнообразна. Одним из знаменитых людей нашего города является музыкант и певец Леонид Витальевич Собинов. В честь Л. В. Собинова названа улица и музыкальное училище города. Но что знают наши дети о нём? Хотелось бы, чтобы мои воспитанники знали своих великих земляков, любили и гордились местом, в котором они живут и выросли достойными гражданами нашей Родины.

Автор проекта: Баженова К.Н.

Продолжительность проекта: краткосрочный ( в течении недели).

Тип проекта: информационно – практический.

Участники проекта: музыкальный руководитель, дети старшего дошкольного возраста, педагоги.

Проблема: у детей недостаточно  сформировано представление о культурном наследии  своего города.

Цель:  создание условий для формирования духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа в процессе знакомства со знаменитым  земляком, расширение кругозора всех его участников.

Задачи проекта:

  • Воспитывать чувство любви и привязанности к своему городу, умение видеть прекрасное, гордиться своими знаменитыми земляками.
  • Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного города посредством активного взаимодействия с окружающим миром через музыкальную и  игровую деятельность.
  • Познакомить с  биографией и творчеством Л. В.Собинова.
  • Способствовать развитию связной речи, развитию памяти, мышления, зрительного  и слухового восприятия  у  детей; обогащать словарный запас.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

Тематическое занятие.

Продукты проекта:

1. Презентация с биографией музыканта и певца

2.Конспект тематического занятия «С любовью о наших земляках.

Лирический тенор Л. В. Собинов»

3.Фонотека с записями голоса Л.В. Собинова

Ожидаемые результаты по проекту:

  • Обогащенные и систематизированные знания детей об исторически значимых людях города, приобщение к жизни города, связь поколений
  • Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному проекту.

Предварительный просмотр:

                                           МДОУ Детский сад №81

Конспект занятия

«С любовью о наших земляках. Л.В. Собинов – золотой  

   тенор России»

Для детей старшего дошкольного возраста

Автор Баженова Кира Николаевна

                                                                                    музыкальный руководитель

                                                       Ярославль

                                                            2020

Ход занятия.

Педагог: Ребята, скажите, пожалуйста, вы любите ходить в театр?

                (отв. детей). А какие бывают театры? (отв. детей). Правильно,

                театр кукол, театр юного зрителя, театр драмы. А ещё есть театр  

                оперы и балета. Скажите, пожалуйста, что такое балет?

                (отв.детей). А что такое опера? (отв. детей). В опере артисты

                поют разными голосами. Сольное, одиночное пение более

                детально различается по высоте голосов. Высокий женский

                голос- сопрано, ниже – меццо-сопрано, ещё ниже альт.

                Высокий мужской голос – тенор, ниже – баритон, ещё ниже –

                бас.  

                Сегодня мой рассказ  будет о нашем земляке – певце Леониде

                Витальевиче Собинове. Он обладал уникальным теноровым

                голосом.

                Показ презентации « Л. В. Собинов – музыкант, певец, актёр»

Педагог: Ребята, а  вы хотите попробовать себя в роли певцов (отв. детей)

                Предлагаю вам игру «Споём по очереди».

     Послушайте   правила игры.

Игра «Споём по очереди»

 Цель:

  • Создать атмосферу творческой импровизации, чтобы каждый

                  ребёнок смог придумать танцевальную композицию, опираясь

                  на имеющийся  музыкальный опыт;

  • Формировать умение сочетать характер танцевальных движений с характером музыки.

Эту игру можно провести на основании любой знакомой детям песни, важно одно условие – все игроки должны знать её мелодию и текст хотя бы одного куплета. Вариант игры с использованием рнп «Во поле берёза стояла.

Педагог: Ребята, давайте вспомним хорошо известную вам песню «Во

                поле берёза стояла». Споём вместе первый её куплет (исп.

                куплет песни)

Педагог: Теперь разделимся на две подгруппы, для каждой – своё задание:

                первая подгруппа исполняет первый куплет песни, а вторая

                подбирает и выполняет под неё знакомые танцевальные

                движения. Затем подгруппы меняются заданиями (дети

                выполняют задания)

Педагог: Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать

                певец? (отв. детей) А играть на музыкальных инструментах он

                должен уметь? (отв. детей) А вы хотите научиться игре на каком

                нибудь инструменте? (отв. детей) Предлагаю вам превратиться в

                музыкантов народного оркестра.

Игра «Музыканты»

Цель:      

  • Побуждать детей экспериментировать в подборе музыкальных

       инструментов, добиваясь созвучия с  музыкальным

       произведением;

  • Способствовать накоплению музыкальных впечатлений.

Педагог показывает имеющиеся у него инструменты, дети называют их и показывают  способы игры на них. Даётся задание подобрать необходимые  музыкальные инструменты для сопровождения знакомого произведения, которое прослушивается перед выполнением задания (рнп «Светит месяц»). Затем дети подбирают музыкальные инструменты, с помощью педагога делают «раскладку» партитуры и исполняют свой вариант сопровождения под запись песни.

Педагог: Ребята, что нового вы сегодня узнали? (отв. детей)  Что  понравилось вам больше всего?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста “Береза – душа России”

Ознакомление старших дошкольников с березой, как символом и душой России….

Музыкально-патриотический проект для детей старшего дошкольного возраста «День независимости России»

Музыкально-патриотический проект  для детей старшего дошкольного возраста «День независимости России»Цель: Познакомить детей с праздником – Днем независимости России; развивать патриоти…

Познавательно – исследовательский. Среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста. КРАСНАЯ КНИГА РОССИИ. ОХРАНА РЕДКИХ ЛЕСНЫХ ЖИВОТНЫХ

Одним из серьезнейших проявлений глобальной экологической проблемы является быстрое сокращение численности многих видов   животных. Некоторые виды уже безвозвратно исчезли с лица Земли, друг…

Проект для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Птицы – наши пернатые друзья»

Цель.  Расширять знания детей о птицах, об их характерных особенностях, о взаимодействии с человеком и окружающей средой.                     …

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста “Россия – Родина моя”

Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание является актуальной проблемой …

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Россия – наша Родина!»

Патриотизм – это чувство любви к Родине….

Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста “Наша Родина-Россия”

Данный материал содержит подробный план работы по познавательно-творческому проекту “Наша Родина-Россия&quot…

  • Мне нравится

 

(1872—1934)

Биография

imageКрупнейший советский музыковед Борис Владимирович Асафьев назвал Собинова «родником русской вокальной лирики». Его достойный наследник Сергей Яковлевич Лемешев писал: «Значение Собинова для русского театра необычайно велико. Он совершил настоящий переворот в оперном искусстве. Верность реалистическим принципам театра сочеталась в нем с глубоко индивидуальным подходом к каждой роли, с неустанной, поистине исследовательской работой. Готовя роль, он изучал огромное количество материала — эпоху, ее историю, политику, ее быт. Он всегда стремился к созданию характера естественного и правдивого, к передаче сложной психологии героя». «Чуть духовный мир прояснится, — писал он о своей работе над ролью, — невольно и фразу произносишь иначе». Если басы с приходом Шаляпина на сцену поняли, что не могут петь так, как они пели раньше, то это же поняли лирические тенора с приходом Собинова”. Леонид Витальевич Собинов родился в Ярославле 7 июня 1872 года. Дед и отец Леонида служили у купца Полетаева, развозили по губернии муку, а господам платили оброк. Обстановка, в которой жил и воспитывался Собинов, не благоприятствовала развитию его голоса. Отец был суров характером и далек от какого бы то ни было искусства, но мать хорошо исполняла народные песни и учила петь сына. Леня детские и юношеские годы провел в Ярославле, здесь он окончил гимназию. Сам Собинов позднее рассказывал в одном из писем: “Последний год, когда я кончил гимназию, в 1889/90 году, у меня появился тенорок, которым я начал подпевать в духовном гимназическом хоре. Кончена гимназия. Я в университете. Здесь опять меня инстинктивно тянуло в кружки, где пели… С такой компанией я познакомился, дежурил ночь за билетами у театра. …Мои приятели хохлы пошли в хор и потянули меня. Кулисы были для меня всегда местом священным, а поэтому я всецело отдался новому занятию. Университет отошел на второй план. Большого музыкального значения мое пребывание в хоре, конечно, не имело, но любовь к сцене высказывалась ясно. Попутно я пел еще в духовном студенческом хоре, который в этот год основался в университете, и в светском. В обоих хорах я участвовал затем все четыре года, пока был в университете… мысль о том, что надо бы поучиться петь, приходила в голову все назойливей и назойливей, но средств не было, и я не раз проходил по Никитской, по дороге в университет, мимо Филармонического училища с тайной мыслью, а не зайти ли и не попросить, чтобы поучили. Судьба мне улыбнулась. В одном из студенческих концертов П.А. Шостаковский познакомился с несколькими студентами, в том числе и со мной, попросил нас принять участие в хоре училища, где тогда ставилась для экзамена «Сельская честь» Масканьи… На прощанье Шостаковский предложил мне серьезно поучиться в будущем году, и действительно, в 1892/93 году я был принят бесплатно учеником в класс Додонова. Принялся за дело я очень ретиво и посещал все обязательные курсы. Весной был первый экзамен, и меня перевели сразу на 3-й курс, поставив за какую-то классическую арию 4 1/2. В 1893/94 году Филармоническое общество, в числе некоторых его директоров, основало итальянскую оперу… Общество имело в виду создать для учеников училища нечто вроде школ-сцен, и ученики исполняли там незначительные партии. Попал в число исполнителей и я… Пел я все маленькие партии, но среди сезона мне доверили уже Арлекина в «Паяцах». Так прошел еще год. В университете я был уже на 4-м курсе. Страница 1 из 5 | Следующая страница Другие биографии:

Сергей Лемешев image Николай Гедда Мария Максакова Леонид Утесов Георг Отс

Музыкальные критики и преданные ценители искусства признают значительное влияние Леонида Собинова на музыку. Благодаря ему русская опера окрасилась новыми прекрасными тонами. Его наследником Лемешевым было подчеркнуто высокое значение труда, который приложил к музыке Собинов Леонид Витальевич. Благодаря ему на новую ступеньку встало театрально искусство. С его руки совершен переворот в опере.

Особенности работы и исполнения

Одновременно пытался сохранить реализм на сцене и подходил индивидуально к своим ролям Собинов Леонид Витальевич. История жизни артиста является постоянным процессом кропотливой работы. Он исследовал каждый образ и пытался подать его зрителю максимально качественно.

При подготовке роли им были изучены горы тематической литературы. Он не просто заучивал текст, а вживался в историю, сливался с персонажем. Внимание уделялось эпохе, в которой происходило действие, политике и быту. Характер должен был быть создан максимально достоверно и естественно. Зритель должен был верить, что перед ним стоит именно тот самый персонаж.

Леонид Собинов понимал психологию своих героев, их духовный мир. Когда копаешь так глубоко, игра становится куда более качественной. Он был лирическим тенором, которому в его время не было равных.

Жизнь

В 1872-м году 7 июня на свет появился Собинов Леонид Витальевич. Биография начинается в Ярославле. Его отец и дед находились на службе у Полетаева, местного купца, занимались развозом муки по домам губернии. В их обязанности входил платеж оброка.

Не был изнежен в детстве Леонид Собинов. Биография его указывает на скромную жизнь. У отца был суровый и далекий от любви к искусству характер. Только матерью периодически весьма душевно и красиво исполнялись народные песни. Она начала учить сына вокалу. В Ярославле было проведено детство и юношество певца, окончена гимназия. В 1890-м году заканчивает школу Леонид Собинов. Краткая биография свидетельствует, что именно тогда начал прорезаться его тенор. Он пел в составе гимназического духового хора.

Следующая ступень в обучении

В то время он становится студентом университета. Там были певческие кружки, в которых, разумеется, Собинов Леонид Витальевич принимал участие. Он даже мог ночь дежурить за билетом в театр, настолько ему нравилось наблюдать и прикладывать собственные труды к искусству.

Леонид Собинов посвящает все свое время познанию прекрасного. Тогда несколько меньше его внимание стала занимать учеба. Он чувствовал явную любовь к сцене, вступил в еще один кружок. На протяжении всей студенческой жизни он ходил в оба эти хора.

На задворках сознания всегда маячила мысль о профессиональной карьере музыканта. Но для этого Леонид Собинов, певец замечательных природных данных и отменного трудолюбия, должен был найти деньги. Когда он ходил в университет, то дорога его проходила мимо Филармонического училища. Каждый раз ему хотелось войти и стать полноценным учеником.

По счастливому стечению обстоятельств с П.А. Шостаковским знакомится Собинов Леонид Витальевич. Биография артиста сворачивает на стезю искусства, когда он становится частью хора в момент проведения экзамена в специализированном учебном заведении. Его талант замечен и певца приглашают на бесплатный курс. Поскольку мечту эту лелеял довольно давно Собинов Леонид Витальевич, за дело он взялся с огромнейшим энтузиазмом и был примерным учеником.

На весеннем экзамене ему разрешают перейти на третий курс. Когда Филармоническим обществом создавалась итальянская опера, талантливому певцу давали множество небольших партий. Следующим шагом стала такая роль, как Арлекин, которого он исполнил в постановке «Паяцы».

Возврат к юриспруденции

Постепенно нарабатывал мастерство Собинов Леонид Витальевич. Краткая биография его содержит любовь как к вокалу, так и к юриспруденции. Наступает момент, когда нужно готовиться к сдаче государственных экзаменов. Пришлось несколько отвлечься от музыки ради окончания университета. Но на этом преграды к творчеству не кончаются. Еще нужно было отслужить в армии. Он стал подпоручиком в запасе.

Далее его принимают в московскую адвокатуру. Собинов Леонид Витальевич начал испытывать теплоту к собственной профессии. Ведь на своей должности он мог защитить обиженного и восстановить справедливость, общественность всегда была не чужда ему. Тогда пение находилось на втором плане и больше позиционировалось им как хобби, а не дело всей жизни.

Интересные факты из жизни артиста

Как мы видим, был талантливый в нескольких областях Собинов Леонид Витальевич. Интересные факты о нем многочисленны:

  • Наряду с юриспруденцией он бывает на оперных классах и уроках пения.

  • В 1896-м году ему довелось явить свой талант публично на экзамене в Малом театре. Кроме того, он был участником концертных туров, благотворительных поездок. Сцена не переставала звать его. Вот он уже ученик 5-го курса.

  • На экзамене его замечают и зовут в Большой театр на пробы. Сначала он не пришел, но потом все-таки набрался смелости и выступил. С успехом прошел все испытания.

  • Перед ним открывается сцена, на которой артист выступает как часть оперы «Демон». Стремительно завоевывает сердца слушателей Собинов Леонид Витальевич. Фото показывают, что кроме отличного голоса у него была еще и привлекательная внешность, которая, разумеется, тоже очень важна для певца.

Разрастающаяся слава

В его адрес лились аплодисменты и просьбы выступить на бис. Артиста хвалили известные критики. Подчеркивалась уникальность и красота тембра. Художественный мир оказался пленен его талантом. Он, как истинный актер, был чрезвычайно обаятелен и умел расположить к себе публику. Он много выступал на сценах родины и зарубежных стран.

Принимала певца с гастролями Италия, а именно «Ла Скала» – знаменитый театр Милана. Ему удавалось справляться с разными характерами и ролями. Он умел понимать персонажа, вживаться в образ и передавать чувства слушателю. Опера обогатилась прекрасным его талантом. Итальянские газеты писали о нем с восхищением. Талант и трудолюбие создали потрясающую комбинацию.

Покорение мировых сцен

Он отправлялся с выступлениями в Берлин и Монте-Карло, где его тоже встречали весьма тепло. Продолжаются и труды в Москве над ролью де Грие. Он отлично передавал эмоции и чувства персонажей. Коллеги хвалили его.

Через десять лет с начала своего творческого пути артист стал настоящим мастером своего дела. Его имя была на слуху. Теперь каждый знал, где, оглашая выход артиста, поставить ударение в фамилии. Леонид Собинов – певец, завоевавший огромную популярность, не прибегал к стандартным техникам актерской игры. В каждую партию вкладывалась частичка жизни, кусочек собственной души.

Испания с радостью встречала его в 1908-м году. Исполнял арии в рамках опер «Мефистофель», «Манон» и прочие. Казалось бы, еще недавно он сам был учеником, а теперь на него уже равняются другие оперные певцы. В работе Глюка певец исполнял заглавную партию. Это была нестандартная практика, поскольку до этого Орфея еще никогда не исполнял тенор. Роль была сыграна актером блестяще. Даже когда нужно было излагать речитатив, из его уст слова лились особенно мелодично и естественно. В сцене о гибели Эвридики актер передал максимум скорби, тронувшей, пожалуй, сердце каждого, кто находился в зале. Высокой художественной ценностью отличается как сама опера, так и мастерство певца.

Истинный патриот и талантливый руководитель

1915-й год приводит артиста в Народный дом Петербурга, а также в театр Зимина в Москве. Состоялась Февральская революция, после которой пришлось вернуться на сцену Большого театра. Жизнь ставит его на должность художественного руководителя. Это очень значимый, важный и приятный момент в жизни Собинова. Он верил, что искусство должно нести свободу и был готов служить этой великой цели. Хотя ему и предлагали эмигрировать, каждый раз певец отказывался, будучи истинным патриотом.

Постепенно он сменил должности управляющего на комиссара Большого театра. Не прекращаются наряду с административной деятельностью и его выступления по всей стране, а также в Украине, Грузии, Франции, Германии и Польше.

Смерть

Даже в шестьдесят лет он в центре внимания и излучает со сцены потрясающее обаяние. Любовь к нему не угасала ни на минуту. Вернувшись в Россию, когда его попросил Станиславский, артист стал совместно с ним руководить музыкальным театром, который открыли недавно.

Возраст дает о себе знать, так что в 1934-м году приходится поехать за рубеж на лечение. На пути домой он сделал остановку в Риге и умер во сне ночью 13-го октября. Он был прекрасным музыкантом и певцом, а также драматическим актером. У него была грация, присущая только ему. Его образы можно по праву назвать шедевральными.

Он отдавал себя театру полностью

Несмотря на поразительный успех, сложно сказать, что был счастлив в сердечном плане Собинов Леонид Витальевич. Личная жизнь его упоминает развод с женой – Марией Федоровной, состоявшийся в 1898-м году. Они поженились еще в студенческую свою бытность и прожили вместе всего четыре года, брак принес двух детей: Бориса и Юрия. Оба получили музыкальное и военное образование.

Расставание с супругой – довольно типичное для великих артистов стечение обстоятельств. Ведь большинство из них отдают все свои чувства и энергию сцене, а не семье, что не все супруги выдерживают.

Однако, позже артист знакомится со своей второй супругой – Мухиной Ниной Ивановной, с которой они поженились в 1915-м году. Через пять лет в браке появляется дочь Светлана. С Ниной Ивановной певец прожил счастливо до самой смерти. 14 октября 1934 г. Собинов Л.В. умер от сердечного приступа во сне в возрасте 61-го года, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Можно смело сказать, что самой большой любовью его жизни был именно Большой театр. Там он исполнял и Ленского, и царя Берендея, Баяна, князя Игоря, де Грие, Фауста, Ромео и многие другие значимые образы. Именно его исполнение брали за образец и меру качества, когда в последующем эти роли примеряли на себя другие артисты.

Каким его запомнили

Черты его характера были исключительно приятными. Отличался щедростью и отзывчивостью. Он занимался благотворительностью и пожертвовал как-то рояль школе, где учились слепые дети. Поддерживались им московские студенты, которым певец отдал 45000 руб. золотом. Подарки эти делались от души, радостно и легко.

Люди любили и доброту этого человека, и обаяние, которое он излучал подобно солнцу. Из этой благородной души появлялись самые замечательные образы, полные искренних чувств и эмоций. Можно перерыть тома литературы по актерскому мастерству, но все это невозможно заменить той искренностью и глубиной сердца, которыми обладал Собинов. Его Ленский казался самым настоящим, как и прочие роли. Зрители любили не только сыгранные им образы, но и самого.

Одна из глав 9-го тома ярославской Книги памяти «Не предать забвению» посвящена Борису Собинову – сыну знаменитого русского певца. –  Борис Леонидович был блестящим пианистом, известным музыкальным педагогом и композитором русского зарубежья, профессором Берлинской высшей школы музыки. Десять лет заключения не сломили его человеческих качеств, но из лагеря он вышел смертельно больным, –  отмечает заведующая мемориальным Домом-музеем Леонида Собинова в Ярославле Алла Аносовская. Эмигрант первой волны Еще до январской презентации очередного тома областной Книги памяти жертв политических репрессий газета «Северный край» опубликовала материалы о репрессиях против представителей ярославской научной и творческой интеллигенции («Академическое дело» –  №42 от 28.10.2015 и «Дело «повстанцев и террористов»» –  №49 от 16.12.2015). По расстрельным спискам в рядах врагов народа в сталинские годы оказались около 19 тысяч жителей области, включая художников, музейных работников и краеведов. Особняком среди них стоит фигура старшего сына великого тенора России. Трагической судьбе Бориса Леонидовича в Книге памяти отведена целая глава, автором которой является хранительница культурного наследия Собиновых Алла Аносовская. –  Борис родился в 1895 году и уже в годы учебы в гимназии серьезно увлекся музыкой, –  говорит Алла Васильевна. – Его интересы были широки и разнообразны, он писал стихи на русском и французском, сочинял оперные либретто. В семье не без основания считали, что его жизнь будет связана с музыкой, и сам он тоже склонялся к этому выбору. Но в планы вмешалась Первая мировая война. В 20-летнем возрасте Борис поступил в петроградское Михайловское артиллерийское училище. В июне 1916 года после летних лагерей его производят в прапорщики полевой военной артиллерии, а в декабре в составе 22-й конной армии отправляют на фронт под Двинск. В феврале 1917 года молодому офицеру присваивают звание подпоручика, в ноябре – поручика. Но военная карьера у Собинова-сына с его тонкой творческой натурой не сложилась. Так же как у его младшего брата Юрия, погибшего в Гражданскую войну под Мелитополем. Борис спасся, эмигрировав на корабле из Крыма в Турцию с армией генерала Петра Врангеля. После двух лет жуткой жизни в лагерях турецкой Галлиполи, переименованной русскими в Голое поле, он оказался в Берлине – столице российской эмиграции начала 1920-х годов. –  О начальных годах жизни Бориса Леонидовича в столице Германии сохранилось слишком мало сведений, еще меньше мы знаем о том, как ему жилось в 1930 – 1940-е годы, –  сожалеет заведующая мемориальным домом-музеем. – Но точно известно, что в октябре 1922 года наш соотечественник поступил в Берлинскую высшую школу музыки, которая раньше называлась Королевской академией. После ее окончания он стал востребованным не только как выдающийся музыкант, но и как талантливый педагог европейского центра музыкальной культуры. Возвращение из прошлого В 1945 году Борису Собинову исполнилось полвека. Как и многие российские эмигранты-патриоты, он горячо приветствовал окончание Второй мировой войны. И, хотя проживал в американской союзнической зоне оккупации, часто откликался на предложения военных властей советской зоны выступить с концертами и лекциями перед бойцами берлинского гарнизона. Однажды он, приняв очередное предложение, привычно сел в машину, не успев предупредить об отъезде супругу Эрну Павловну. Но вместо концертного зала его привезли на аэродром и переправили в Минск. Так начался лагерный путь сына великого певца, ставший для него жизненной трагедией. Борис Леонидович тяжело переживал крутой поворот судьбы. В одном из редких писем, отправленных матери Марии Федоровне в ноябре 1947 года, он пишет, что не имеет ни малейшей охоты, ни возможности писать музыку, с горечью сообщает о полнейшей апатии и отсутствии надежды увидеться с родными людьми. Уже в более поздние годы в ярославском доме-музее совершенно случайно оказались письма-воспоминания одного из заключенных, отбывавших срок в колонии с Борисом Собиновым. Он сообщал, что благодаря этому человеку впервые в жизни познакомился с классической музыкой. В лагере похищенный композитор проводил занятия музыкального кружка, где обучал молодых ребят игре на музыкальных инструментах. –  Несомненно, это был последний живой свидетель, сохранивший память о встречах с Борисом Леонидовичем за колючей проволокой, –  уверена Алла Аносовская. – Срок его заключения закончился в 1948 году, когда Собинова уже перевели из минского лагеря в мордовский. К сожалению, точными датами перевода в Потьму мы не располагаем. Лагеря в Мордовии ведут свою официальную историю с 1931 года, с того времени они имели общее название – Темлаг. В годы войны в Потьме размещался лагерь по репатриации военнопленных и осужденных иностранцев. Кругом стояли леса и болота, затрудняющие побег. Здесь бывший житель Берлина отбывал свой срок до самого освобождения в 1955 году. Из мест заключения он вышел 22 марта со справкой лица без гражданства и цифрой «100», запрещающей проживание в крупных городах страны. Борис Леонидович скончался 30 апреля 1957 года и нашел упокоение рядом с отцом в Москве на Новодевичьем кладбище. Вот и в ярославском мемориальном доме-музее их портреты и личные вещи находятся рядом. После реставрации старинная усадьба особенно похорошела, в уютных комнатах с любовью оформлены стенды с редкими экспонатами. И, удивительное дело, сюда до сих пор фантастическим образом находят дорогу вещи, принадлежавшие Собиновым. Недавно один москвич привез в музей книгу Бориса Леонидовича с автографом отца и словами «Моему любимому сыну Боречке, г. Берлин, 1923 г.». В этом году Леонид Витальевич приезжал в столицу Германии, чтобы встретиться со старшим сыном после долгой разлуки военных лет. И подарил книгу, которую сегодня вместе с другими бесценными экспонатами семьи Собиновых могут увидеть посетители и гости уникального музея. Фото Сергея Белякова и из музейного архива

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий