Среднеазиатский учёный аль-Бируни «открыл» Америку задолго до Колумба — Орёл парит молча — LiveJournal

Previous Entry | Next Entry

Среднеазиатский учёный аль-Бируни «открыл» Америку задолго до Колумба

Вот уже более 100 лет ученые задаются вопросом: кто действительно открыл Америку? Финикийцы, чьи следы якобы были найдены в Род-Айленде? Китайцы, якобы заплывшие в Сан-Франциско? Полинезийцы, общавшиеся с перуанцами? Викинги? Известный американский ученый, специалист по Центральной Азии Стивен Фредерик Старр (Stephen Frederick Starr) предполагает, что существование американского континента было рассчитано и теоретически доказано средневековым среднеазиатским ученым Абу-Райханом Аль-Бируни. Его статья на эту тему была опубликована в конце прошедшего года сразу в двух авторитетных изданиях — британском журнале History и французском Courrier International. Мы перевели ее специально для наших читателей. * * * Блестящий эрудит Абу-Райхан Аль-Бируни (973-1048) родился в городе Кят, недалеко от Аральского моря, ныне город Бируни в автономной Республике Каракалпакстан (бывшая Каракалпакская АССР), Узбекистан. Уже в юности он обладал обширными познаниями в математике, астрономии, минералогии, географии, картографии, геометрии и тригонометрии. Он говорил на фарси, арабском и хорезмийском языках. Позже он также выучил санкскрит. К слову сказать, Бируни шел за другим ученым из Средней Азии. Среди них был Ахмад-аль-Фергани, который в IX веке рассчитал полосу одного градуса долготы на экваторе, а затем и окружность Земли. Пятью веками позже Колумб изучил в латинском переводе труды Аль-Фергани, известного в Европе как Альфраганус. Именно его выводы о том, что Земля круглая, Колумб использовал как аргумент в спорах с потенциальными спонсорами, которые были скептически настроены по поводу его планов совершить кругосветное плавание. Заселены ли эти земли, или они пусты и дики? Погрузившись в свои данные о широтах и долготах известных мест, он констатирует, что человек заселил широкую полосу от севера на юг, т.е. от Руси до Индии, и самое сердце Африки. Если неизвестный континент или континенты необитаемы, то они должны располагаться южнее или севернее этой полосы, заключает Бируни. Ну, а если они находятся в пригодных к обитанию широтах, то непременно заселены. В 1037 году Бируни, основываясь на своих тридцатилетних исследованиях, приходит к своим историческим заключениям касательно существования Нового Света. Этот сын Средней Азии был величайшим исследователем, мостом между античным миром и европейскими исследователями. Он проводил свои умопомрачительные интеллектуальные исследования, хотя и жил далеко от моря, в замкнутом пространстве, основываясь только на научных рассуждениях. Когда он был абсолютно уверен в своей правоте, он излагал письменно свои научные рассуждения с четкой аргументацией, чтобы сомневающийся мог перепроверить их своими собственными расчетами. Кто сегодня может лучше изложить кредо этого среднеазиатского энциклопедиста, чем он сам? «…в абсолютном смысле, наука хороша сама по себе, невзирая на [содержание] ее знаний; ее притягательная сила вечна и непрерывна… [Слуга науки] должен возносить хвалу усердным [ученым] всякий раз, когда их усилия [проистекают] из благодати [самой науки], а не из [надежды добиться] победы в споре». Он исследовал Нандану, которая располагается на территории нынешнего Западного Пенджаба, недалеко от Джаммы и Кашмира, ставшей впоследствии сценой полувекового вооруженного конфликта между Индией и Пакистаном. Газни (Афганистан), где он написал свою астрономическую энциклопедию Codex Masudicus и где он похоронен, наводнен сегодня вооруженными людьми и бронированными машинами. * * * Источник

Profile

Musa

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

View All Archives

Tags

View my Tags page

Page Summary

  • : (no subject) [+1]

Categories

View my Categories page Powered by LiveJournal.com Designed by

Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни (хорезм. и перс. ; 4В октября 973, город Кят, ХорезмВ — 9 декабря 1048, Газни, совр. Афганистан)В — средневековый персидский учёный-энциклопедист и мыслитель, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, механике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др. Бируни владел почти всеми науками своего времени. Перечень работ, составленный его учениками, составил 60 страниц мелким шрифтом. Писал на арабском языке.

Биография

Аль-Бируни родился 4В октября 973 года в хорезмийском городе Кят (ныне город Беруни в республике Каракалпакстан в Узбекистане). По другим данным Бируни родился 4 сентября 973 года.

Бируни отличал свой родной хорезмийский язык от персидского, когда он писал: «поношение по-арабски милее мне, чем похвала по-персидски… этот диалект годится только для хосроевских повестей и ночных сказок». В общей сложности, он знал хорезмийский, персидский, арабский, еврейский, сирийский, греческий и санскрит.

Выйдя из ремесленнических кругов, получил широкое математическое и философское образование. Его учителем в древней столице хорезмшахов Кяте был выдающийся математик и астроном Ибн Ирак. После взятия в 995 году Кята эмиром Гурганджа и переноса столицы Хорезма в Гургандж аль-Бируни, поддерживавший свергнутую династию Афригидов, уехал в Рей, где работал у ал-Ходжанди. Находясь при дворе одного из последних саманидских правителей, эмира Бухары Абу-л-Хариса Мансура ибн Нуха, вступил в обширную переписку с Ибн Синой (Авиценной), с которым обсуждает вопросы естественных наук и воззрения Аристотеля. Затем он работал в Гургане при дворе Зияридского эмира Табаристана Шамс аль-Ма’али Кабуса, которому он около 1000 года посвятил «Хронологию». В итоге, вернулся в Хорезм и работал в Гургандже при дворе хорезмшахов Али (997—1009) и Мамуна II.

С 1017 года, после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневи он вместе с другими пленными учёными был вынужден переехать в Газну, где работал при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуда. Аль-Бируни участвовал в походах Махмуда в Индию, где прожил несколько лет. Покровительствовавшему ему Масуду аль-Бируни посвятил сочинение по астрономии и сферической тригонометрии, известное как «Канон Масуда».

Умирал в полном сознании и, попрощавшись со всеми друзьями, спросил последнего: «Что ты толковал мне однажды о методах счёта неправедных прибылей?» «Как Вы можете думать об этом в таком состоянии?»В — воскликнул тот. «Эх ты!В — сказал Бируни еле слышно.В — Я думаю, что покинуть сей мир, зная ответ на этот вопрос, лучше, чем уйти из него невеждой…»

Научные работы

В самом первом сочинении «Хронология, или памятники минувших поколений» (1000 год) аль-Бируни собрал и описал все известные в его время системы календаря, применявшиеся у различных народов мира, и составил хронологическую таблицу всех эпох, начиная от библейских патриархов.

В завершенном в 1030 году труде «Индия, или Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых» аль-Бируни дал детальное научно-критическое описание быта, культуры и науки индийцев, изложил их религиозно-философские системы, достаточно точно переложив учение классической санкхьи, теорию космической эволюции, учение о связи души с «тонким телом» и др. Здесь же изложена знаменитая легенда о создателе игры в шахматы.

Астрономии Бируни посвятил свыше 45 сочинений. Популярным введением в астрономическую науку служит «Книга вразумления начаткам науки звёзд», написанная около 1029 года и дошедшая до нас в двух вариантах: на арабском языке и на фарси. Эта книга состоит из 530 вопросов и ответов по геометрии, арифметике, астрономии, географии, хронологии, устройству астролябии и астрологии.

Главное сочинение Бируни по астрономииВ — «Канон Мас‘уда по астрономии и звёздам». План этого сочинения близок к стандартному плану арабских зиджей, но в отличие от них здесь приведены подробные экспериментальные и математические доказательства всех излагаемых положений; ряд положений своих предшественников, например, предположение Сабита ибн Корры о связи движения апогея Солнца с предварением равноденствий Бируни опровергает, во многих вопросах приходит к новым выводам. Он рассмотрел гипотезу о движении Земли вокруг Солнца; он утверждал одинаковую огненную природу Солнца и звёзд, в отличие от тёмных телВ — планет, подвижность звёзд и огромные их размеры по сравнению с Землёй, идею тяготения. Бируни проводил наблюдения на построенном ан-Насави в Рее стенном квадранте радиусом 7,5В м, выполняя их с точностью до 2. Он установил угол наклона эклиптики к экватору, рассчитал радиус Земли, описал изменение окраски Луны при лунных затмениях и солнечную корону при солнечных затмениях.

… или ещё раз к вопросу о «плоской Земле» :). Когда заходит речь об истории науки вообще или об истории астрономии в частности, почти всегда вспоминают/упоминают о том, как грек Эратосфен Киренский (живший в III веке до нашей эры) исхитрился довольно точно оценить размеры земного шара. Описание его эксперимента стало «общим местом», поэтому описывать его методу я не буду. Скажу лишь, что для того времени полученный результат оказался удивительно неплохим (ну, при ряде допущений: до сих пор достоверно не известно, какими именно единицами измерения он пользовался; не исключено, что имевшиеся в его методе погрешности просто удачным образом «скомпенсировали» друг друга); факт остаётся фактом — именно Эратосфен первым «измерил Землю». Однако намного реже упоминают о другом выдающемся учёном, выполнившим «измерение Земли» намного более точно при помощи другого (довольно остроумного, замечу!) метода (при том, что его измерительная техника, полагаю, качественно не намного отличалась от эратосфеновской). Речь идёт о персидском учёном-энциклопедисте Абу Рейхане аль-Бируни, жившем в X—XI веках. Аль-Бируни оставил весьма заметный на то время след в очень многих науках, но обратимся к его методу определения размеров нашей планеты, который основывался на таком простом и банальном факте, что «с большей высоты видно больше» :). Вот схема (ручной работы!) к геометрическому построению аль-Бируни:

image

Наблюдатель находится на вершине горы в точке A; высоту горы над поверхностью Земли, то есть, длину отрезка AE, обозначим h. Наблюдатель инструментально определяет из точки наблюдения угол между горизонтальной плоскостью DA и направлением на наиболее далёкую видимую точку горизонта (точка B). То есть, инструментально определяется ∠DAB, обозначим этот угол как α (на схеме он обозначен крупной красной альфой).

Нетрудно показать, что этот угол будет равен углу ∠BCA (углу между двумя радиусами земного шара, один из которых проходит через точку наблюдения, а второй — через наиболее далёкую видимую точку горизонта). Действительно, ∠BCA=90−∠FCD (так как ∠FCA является по определению прямым). Но ∠FCD=∠BDA (так как эти углы являются внутренними накрест лежащими при параллельных прямых FC и AD и секущей CD). В то же время ∠BDA=180−90−α (так как сумма углов треугольника равна 180 градусам, а ∠DBA тоже является по определению прямым). Имеем элементарное уравнение: ∠BCA=90−∠FCD. После замен и подстановок, описанных выше, имеем: ∠BCA=90−∠BDA ∠BCA=90−(180−90−α) ∠BCA=90−180+90+α ∠BCA=α Если равны углы, то равны и их косинусы. Таким образом, после непосредственного измерения угла ∠DAB нам стал известен косинус ∠BCA. Последний в прямоугольном треугольнике ABC можно выразить как отношение прилежащего катета (в нашем случае — CB) к гипотенузе (CA). Опять же, получаем несложное уравнение: cos α = CB/CA, где СВ — это искомый радиус Земли (r). Но отрезок CA в нашем случае является суммой отрезка СЕ (того же радиуса Земли) и отрезка AE (высоты точки наблюдения, h), то есть, cos(α) = r/(r+h). Иначе говоря, r=(r+h)·cos(α). Данную формулу можно преобразовать следующим образом: 1. Раскрываем скобки. Получаем r=r·cos(α)+h·cos(α). 2. Делим члены уравнения на r. Получаем 1=cos(α)+h·cos(α)/r. 3. Вычитаем cos(α). Получаем h·cos(α)/r = 1−cos(α) 4. Отсюда получаем итоговую формулу:

image

По этой формуле можно найти радиус Земли r, если известны две величины: косинус угла α (угол между горизонтальной плоскостью и наиболее дальней видимой точкой горизонта) и высота точки наблюдения h. Угол α измерялся непосредственно с точки наблюдения. Высота горы, с которой аль-Бируни проводил свои измерения, рассчитывалась при помощи тригонометрических/триангуляционных методов (даже если склоны горы пологие и точно измерить расстояние от точки наблюдения до проекции вершины горы на земную поверхность нельзя, высоту горы всё же можно довольно надёжно вычислить, если только произвести ряд наблюдений с равнины, находящейся на небольшом удалении от горы; аль-Бируни в этих вопросах ссылался на труды ещё индийского математика и астронома Брахмагупты, VII век н.э.). Известно, что измеренный аль-Бируни «угол наклона соединения Неба и Земли» (то есть, наш угол α) составил 34 угловых минуты (это чуть-чуть больше, чем угловой размер Луны или Солнца при наблюдении с Земли невооружённым глазом). Это, к слову, означает, что высота, с которой учёный проводил свои наблюдения, составляла порядка 300 метров с небольшим (то есть, для осуществления подобных измерений даже не нужно было взбираться слишком уж высоко). Разумеется, для чистоты эксперимента требовалось, чтобы видимый горизонт был бы максимально ровным/открытым (то есть, лучше всего для подобных измерений подходила какая-нибудь гора, с которой открывался вид на море/океан). Как бы то ни было, аль-Бируни получил замечательные (ну, как для своего времени) результаты: по его измерениям радиус Земли равнялся по отдельным современным оценкам/трактовкам (единицы измерения, использовавшиеся учёным, до сих пор могут трактоваться по-разному) примерно 6340 километрам (при современном значении среднего радиуса Земли в 6371 км.; полярный радиус Земли меньше экваториального её радиуса примерно на 21 километр). То есть, ошибка аль-Бируни составила лишь порядка 30 километров! Удивительная точность для XI века! Но сколь ни велика была бы ошибка, уважения заслуживает сам метод! Увы, до сих пор ещё находятся странные люди, утверждающие, что Земля плоская. Дык, если бы она была плоской, подобного «падения горизонта» не наблюдалось бы… К слову, на основе аналогичных геометрических рассуждений определяется и дальность видимого горизонта в зависимости от высоты точки наблюдения. Так, человек среднего роста (170 см) на абсолютно ровной равнине обозревает лишь круг радиусом примерно в 4,9 км (всё, что дальше, уже скрывается кривизной Земли). Если же подняться на высоту Эйфелевой башни (324 м), то (повторюсь — без учёта деталей рельефа!) взору откроется уже круг радиусом в 68 километров. С высшей точки Крыма, горы Роман-Кош (1545 м), будь Крым ровным, был бы обозрим круг радиусом чуть меньше, чем в 150 км. Слава науке вообще и геометрии в частности!

АЛ-БИРУНИ

  Ал-Бируни принадлежат крупнейшие труды: «Памятники минувших поколений», «Индия», «Канон Мас’уда» (Мас’уд — преемник Махмуда Газневи, 1030-1041), «Минералогия», «Фармакогнозия» и др. В настоящем издании приведены фрагменты из книг ал-Бируни «Памятники минувшим поколениям» («Следы, оставшиеся от прошлых поколений») или, как ее иногда еще называют, «Хронология» («Асар ал-бакийа ‘ани-л-курун ал-халийа»), «Канон Мас’уда» («Масудовские таблицы по астрономии и звездам») («Ал-Канун ал-Мас’уди фи-л-хай’ат ва-н-нуджум»), «Книга вразумления начаткам науки о звездах» («Обучение началам искусства астрологии») («Китаб ат-тафхим ли ава’или сина’ат ат-танджим»). В этих сочинениях уделяется внимание восточноевропейским территориям, народам и водным пространствам.

  Издания и переводы: Памятники минувших поколениий: Chronologie orientalischer Volker von Alberuni / Hrsg. Von Dr. E. Sachau. Leipzig, 1878; Chronology of ancient nations, an english version of the arabic text of the Athar ul-Bakiya of Albiruni or «Vestiges of the past» collected and reduced to writing by the author in A. H. 390-391/A. D. 1000 / Transl. and ed. with notes and index by E. Sachau. London, 1879; Аль-Бируни Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад. Памятники минувших поколений // Абу-р-Райхан алъ-Бируни. Избр. произведения / Пер. и примеч. М. Салье. Ташкент, 1958. Т. I. Канон Мас’уда: Abu Rayhan b. Ahmad al-Biruni (d. 440 A. H./1048 A. D.). Al-Qanunu’l-Mas’udi (Canon Masudicus, an encyclopaedia of astronomical sciences) / M. Nizamu’ d-Din. Hyderabad, 1954-1956. Vol. I—III; A6y-p-Райхан ал-Быруны. Канон Mac4уда // Абу-р-Райхан ал-Бируни. Избр. произведения / Вступит, статья, пер. и примеч. П.Г. Булгакова и Б.А. Розенфельда. Ташкент, 1976. Т. V. Ч. 1. Книга вразумления начаткам науки о звездах: The Book of Instruction in the Elements of the Art of Astronomy by Abu’l-Rayhan Muhammad Ibn Ahmad al-Biruni, written in Gazna, 1029 A. D. / Reproduced from Brit. Mus. Ms. Or. 8349 / The Translation facing the Text by R. R. Write. London, 1934; Ал-Бируни Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад. Книга вразумления начаткам науки о звездах // Ал-Бируни Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад. Избр. произведения / Вступит, статья, пер. и примеч. А. Ах-медова и Б. А. Розенфельда. М., 1975. Т. VI. Минералогия: Ал-Бируни. Минералогия. М.; Л., 1963.

  Перевод фрагментов: Гараева 2006а.

  Литература: Wiedemann 1922; Zeki Validi Togan 1936; Zeki Validi Togan 1937; Krause 1940; Бируни 1950; Крачковский 1957. С. 245-263; Гараева 2006а.

История России от Рюрика до… Издательство: Питер Автор: Анисимов Евгений Викторович Наличие: На складе 625 р.Купить Крах Великой империи. Загадочная… Издательство: Эксмо Серия: Тайные смыслы Автор: Гаспарян Армен Сумбатович Наличие: На складе 367 р.Купить История Российского Государства…. Издательство: АСТ Серия: История Российского Государства Автор: Акунин Борис Наличие: На складе 1225 р.Купить

ПАМЯТНИКИ МИНУВШИХ ПОКОЛЕНИЙ

Разряды царей Прозвища царей этих разрядов
Цари славян Кназ 1

Перевод М.А. Салье по: Бируни 1958. С. 112)

  Море, которое находится на западе обитаемой части Земли у берегов Танжера 2 и Андалусии, называется Окружающим морем, которое греки называли Океаном. В него не углубляются, а плавают только около берега: от Андалусии оно простирается к северу от этих стран вдоль страны славян. На севере страны славян от него отходит большой залив вблизи страны булгар-мусульман 3, этот залив известен под названием Варяжского моря 4; варяги — это народ, живущий на его берегу. За страной булгар-мусульман море поворачивает на восток, и между его берегом и краем страны тюрок расположены земли и горы — неизвестные, пустынные, непроходимые. (…) В середине обитаемой части Земли в стране славян и русов находится море, известное у греков под названием Понт. У нас оно известно под названием моря Трапезунда, так как это гавань на его берегу. Из этого моря выходит пролив, проходящий у стен Константинополя 5 (…).

  Что касается шестого климата 6, то он начинается в местах кочевий восточных тюрков кай и кун 7, киргизов 8, кимаков, токуз-огузов, (проходит) через страну туркмен 9 и фарабов 10, через город хазар 11 и северную часть их моря 12, через [страну] алан [и асов 13], между этим морем и морем Трапезунда 14 (…) и заканчивается в западном Океане.

  Что касается седьмого климата, то в нем мало обработанных земель. В его восточной части находятся только лесные чащи и горы башкир 15, область печенегов 16, (климат проходит) через города Сувар 17 и Булгар 18, и земли русов 19, славян, булгар [и мадьяр 20] и заканчивается в Окружающем море 21.

  За этим климатом обитают немногие народы — ису 22, варанки 23, йу-ра 24 и подобные им.

КАНОН MAC’УДА

  …Море Понт Армянский, [неосновательно] называемое там Хазарским. Вокруг него [живут] армяне, племена тюрков, русы и славяне. От него ответвляется залив, называемый Константинопольским, потому что этот [город] — на его западном берегу; за этим городом он впадает в море Румов… Это море на западе впадает в Океан.

Название мест, расположенных в климатах Долгота Широта Области и государства
градусы 25 минуты градусы минуты
Из того, что в седьмом климате
(унгра) 26 58 48 20
Города Сувар и Булгар на великой Реке русов и славян 27, а между ними — один день пути 70 49 30 Славяне (ас-сакалиба)
Из того, что за седьмым климатом
Страна [народа] ису, с которой торгуют булгары 69 55
Чащобы [народа] йуры, а они — дикие, торгуют, не показываясь 69 67 30 Славяне (ас-сакалиба)

КОММЕНТАРИИ

1 Так, несомненно, следует читать комбинацию букв, переданную в печатном тексте оригинала в виде: к.б.а.р. (В рукописях даны лишь очертания букв, без диакритических точек). В арабском алфавите буквы "б" и "н", а также "р" и "з" различаются только диакритическими точками (примеч. 1. С. 437. Автор примечания — М. Салье). Следует отметить, что Ибн Хордадбех дает идентичную информацию, там название правителя славян тоже искажено.

2 Город на берегу Гибралтарского пролива (в совр. Марокко).

3 Волжская Булгария, жители которой приняли ислам в X в.

4 Варяжское море (море варанков) — Балтийское, возможно, и Северное. Близость Волжской Булгарии и северных водных бассейнов преувеличена.

5 Пролив Босфор.

6 Описание климатов по типу восходит к ал-Фаргани, однако реалии иные.

7 Среди исследователей нет единого мнения по идентификации тюрков кай и кун.

8 С IV в. н.э. тюркоязычные киргизы населяли Хакасско-Минусинскую котловину; на Енисее произошло их слияние с иноязычным народом, именовавшимся в китайских источниках динлинами, вследствие чего киргизы стали смешанным по антропологическому типу народом, сочетающим признаки европеоидной и монголоидной рас. Киргизы создали большое государственное объединение, раскинувшееся в период расцвета от Байкала до Иртыша, Алтая и Саянских гор, в VI в. имевшее политические отношения с Византией, в VIII—IX вв. наладившее торговые связи со странами Средней Азии, Халифатом. Со временем размеры государства сократились: уйгуры и кидани оттеснили киргизов снова за Енисей, но государство их в VIII—IX вв. укрепилось и просуществовало вплоть до монголо-татарского завоевания (Бартольд 1963г. С. 470-510; ИТ. Т. I).

9 Туркмены — тюркская народность в Средней Азии, упомянутая китайскими источниками в VIII в.; арабские источники употребляют термин с XI в. (Бартольд 2002д. С. 572-573).

10 Фарабы — ? Фараб — область недалеко от впадения в Сырдарью реки Арыс, с центром в городе Отрар (Бартольд 2002в. С. 404).

11 Судя по тому, что ниже упоминается северная часть моря Хазар, т.е. Каспийского, речь идет об Итиле — столице Хазарии до середины 60-х годов X в., когда Итиль был захвачен и разгромлен русским князем Святославом. Не исключено, что во времена ал-Бируни частично восстановленный Итиль еще считался хазарским городом, хотя власть в Нижнем Поволжье постепенно переходила к Волжской Булгарии (Новосельцев 1990. С. 219-231).

12 Северная часть моря Хазар (Каспийского) — области нижнего Поволжья — принадлежала хазарам до XI в.

13 В квадратных скобках вставлено слово, неясное для переводчика. Древнерусские источники асами (ясами) называли алан, которых ал-Бируни упомянул выше.

14 Одно из наименований Черного моря в арабской литературе по названию города и порта на юго-западном побережье.

15 Башкиры (араб, басджирт, башджарт, башгурд и др.) — народ тюркского происхождения, живший в лесистой части южного Предуралья (по-видимому, близость Уральских гор отмечена и ал-Бируни). Ряд арабских авторов применял термин "басджирт" и в отношении венгров, откочевавших, под натиском печенегов, западнее (Бартольд 2002а. С. 494-495). Учитывая, что ал-Бируни упоминает и мадьяр, здесь имеются в виду действительно башкиры.

16 Печенеги (араб, баджнак, баджанак) — тюркский народ, живший в степях Приаралья. Во второй половине ЕХ в. передвинутся на запад и столкнулся с кочевавшими в степях Южного Приуралья мадьярами, которые вынуждены были отодвигаться под натиском печенегов все далее на запад. Идущие вслед за ними печенеги ненадолго осели в степях Приуралья и Поволжья, однако, после сговора с Хазарией, их вытеснили оттуда огузы (торки русских летописей). В столкновениях с мадьярами и населением Древней Руси печенеги дошли до степей Северного Причерноморья (Плетнева 1990. С. 9-25; Петрухин, Раевский 1998. С. 206-207).

17 Сувар — крупный город Волжской Булгарии, упоминаемый в ряде восточных источников. Городище Сувара, как расследовали археологи, находилось неподалеку от с. Кузнечиха Спасского р-на Татарстана, на р. Утка (Хузин 1997. С. 63-66).

18 Булгар — столица Волжской Булгарии, о которой упоминают начиная с X в. арабо-персидские источники. Часть историков и археологов полагала, что с начала X и в XI веках столицей государства был город, соответствовавший одноименному городищу в 30 км южнее устья Камы и в 6 км от Волги, ныне частично попавшему на дно современного водохранилища, в XII—XIII вв. же столицей был город Биляр. Другие исследователи считали, что с X в. до монгольского нашествия роль столицы играл Биляр, городище которого располагается возле с. Билярска Алексеевского р-на Татарстана на р. М. Черемшан (историографию см.: Хузин 1997. С. 14-17, 51-63).

19 Земли русов, по данным многих восточных источников, соседствовали с Волжской Булгарией, что и отразилось в информации ал-Бируни.

20 Мадьяры — угроязычный народ, происхождением из зауральских областей, прикочевавший, под натиском печенегов, в восточноевропейские степи, через земли Древней Руси, территории Северного Причерноморья, в Подунавье и далее, пока в конце IX в. они не осели на Карпатах, в Паннонии, где и образовалось государство Венгрия. Мадьяры — самоназвание этого народа, отразившееся в арабских источниках в форме маджгарийа и в византийских — в форме мегери, хотя византийцы именовали мадьяр еще и турками. В русских источниках народ назывался угры, в западноевропейских — венгры; оба имени восходят к гуннско-болгарскому названию племенного союза оногур, в который входили также тюркские племена (Константин. С. 163, 395; Петрухин, Раевский 1998. С. 207).

21 Окружающее море — вслед за античными авторами арабские географы считали, что Земля находится посреди водного пространства — Укийануса, или Океана. В данном случае, как и у некоторых других авторов, Океаном называлась Атлантика.

22 Ису (у других авторов — вису) — белозерская весь или заволочская чудь (Заходер 1967. С. 59-67).

23 Скандинавы. Форма этнонима у арабских авторов имеет сходство с византийской (барангой) или русской (варяги).

24 Народ югра, упоминаемый в русских летописях и живший до XI в. на территории от реки Печора до северо-западных склонов Урала. Был известен торговлей с весью, булгарами и русами особо ценными породами пушнины в обмен на металл и серебро, которое служило культовым целям (Заходер 1967. С. 59-67).

25 Переводчики оставили арабский термин: заманы, т.е. градусы в широтных измерениях.

26 Переводчики поставили знак вопроса: унгра?, оставив слово без пояснения. Возможно, подразумевалась часть венгров (мадьяр), оставшаяся в Заволжье после переселения основной массы в Паннонию.

27 Имеется в виду Волга.

О знаменитости

Доп. информация по биографии Абу Райхан Мухаммад Аль-Бируни

—> image

04 сентября 0973 — 09 декабря 1048

великий учёный из Хорезма, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др

Биография

Аль-Бируни получил широкое математическое и философское образование. Его учителем в древней столице хорезмшахов Кяте был выдающийся математик и астроном Ибн Ирак. После взятия в 995 году Кята эмиром Гурганджа и переноса столицы Хорезма в Гургандж аль-Бируни уехал в Рей, где работал у ал-Ходжанди. Затем он работал в Гургане при дворе Шамс аль-Ма’али Кабуса, которому он около 1000 года посвятил «Хронологию», затем вернулся в Хорезм и работал в Гургандже при дворе хорезмшахов Али (997—1009) и Мамуна II. С 1017 года, после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневи он был вынужден переехать в Газну, где работал при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуда. Аль-Бируни участвовал в походах Махмуда в Индию, где прожил несколько лет.

Умирал в полном сознании и, попрощавшись со всеми друзьями, спросил последнего: «Что ты толковал мне однажды о методах счёта неправедных прибылей?» «Как Вы можете думать об этом в таком состоянии?»В — изумленно воскликнул тот. «Эх ты!В — сказал Бируни еле слышно.В — Я думаю, что покинуть сей мир, зная ответ на этот вопрос, лучше, чем уйти из него невеждой…»

Научные работы

В самом первом сочинении «Хронология, или памятники минувших поколений» (1000 год) аль-Бируни собрал и описал все известные в его время системы календаря, применявшиеся у различных народов мира, и составил хронологическую таблицу всех эпох, начиная от библейских патриархов.

В завершенном в 1030 году труде «Индия, или Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых» аль-Бируни дал детальное научно-критическое описание быта, культуры и науки индийцев, изложил их религиозно-философские системы, достаточно точно переложив учение классической санкхьи, теорию космической эволюции, учение о связи души с «тонким телом» и др. Здесь же изложена знаменитая легенда о создателе игры в шахматы.

Астрономии Бируни посвятил свыше 45 сочинений. Популярным введением в астрономическую науку служит «Книга вразумления начаткам науки звёзд», написанная около 1029 года и дошедшая до нас в двух вариантах: на арабском языке и на фарси. Эта книга состоит из 530 вопросов и ответов по геометрии, арифметике, астрономии, географии, хронологии, устройству астролябии и астрологии.

Главное сочинение Бируни по астрономииВ — «Канон Мас‘уда по астрономии и звёздам». План этого сочинения близок к стандартному плану арабских зиджей, но в отличие от них здесь приведены подробные экспериментальные и математические доказательства всех излагаемых положений; ряд положений своих предшественников, например, предположение Сабита ибн Корры о связи движения апогея Солнца с предварением равноденствий Бируни опровергает, во многих вопросах приходит к новым выводам. Он рассмотрел гипотезу о движении Земли вокруг Солнца; он утверждал одинаковую огненную природу Солнца и звёзд, в отличие от тёмных телВ — планет, подвижность звёзд и огромные их размеры по сравнению с Землёй, идею тяготения. Бируни проводил наблюдения на построенном ан-Насави в Рее стенном квадранте радиусом 7,5В м, выполняя их с точностью до 2?. Он установил угол наклона эклиптики к экватору, рассчитал радиус Земли, описал изменение окраски Луны при лунных затмениях и солнечную корону при солнечных затмениях.

Большое внимание Бируни уделял математике, особенно тригонометрии: помимо значительной части «Канона Мас‘уда», он посвятил ей сочинения «Об определении хорд в круге при помощи вписанной в него ломаной линии» (здесь рассматривается ряд принадлежащих Архимеду теорем, не сохранившихся в греческих рукописях), «Об индийских рашиках» (в этой книге обсуждается так называемое тройное правило), «Сферика», «Книга жемчужин о плоскости сферы» и др. Вопросам прикладной математики посвящены трактат «Тени», несколько трактатов об астролябии и других астрономических инструментах, ряд сочинений по геодезии.

В 1038 году Бируни написал «Минералогию, или Книгу сводок для познания драгоценностей», в которой определён удельный вес многих минералов и даны подробные сведения о более чем пятидесяти минералах, рудах, металлах, сплавах и др. Им же составлена «Фармакогнозия в медицине»В — книга о медицинских препаратах, капитальный труд, имеющий большое значение и в наше время. В этой книге он подробно описал около 880 растений, их отдельных частей и продуктов выделения, привёл их точные признаки, упорядочил терминологию. Бируни собрал и объяснил около 4500 арабских, греческих, сирийских, индийских, персидских, хорезмийских, согдийских, тюркских и других названий растений; эти синонимы важны для современного исследования истории фармакогнозии.

Как исследователь Бируни подчеркивал необходимость тщательной проверки знания опытом, противопоставляя экспериментальное знание умозрительному. С этих позиций он критиковал аристотелевскую и авиценновскую концепцию «естественного места» и аргументацию против существования пустоты.

Помимо своего родного хорезмийского языка, Бируни владел арабским, персидским, греческим, латинским, турецким, сирийским языками, а также ивритом, санскритом и хинди. Эти знания способствовали выработке им принципов перевода естественнонаучной терминологии с одного языка на другой. Созданная Бируни на почве арабской графики система транскрипции во многом предвосхищала современную систему передачи индийских слов в урду.

Сочинения ал-Бируни

  • Бируни Абу Рейхан. Фармакогнозия в медицине / Иссл., пер. и прим. У.В И.В Каримова. // Избранные произведения, Том IV. Ташкент: Фан, 1974.
  • Беруни Абу Райхан. Математические и астрономические трактаты. / Пред., пер. и комм. П.В Г.В Булгакова и Б.В А.В Розенфельда. // Избранные произведения, Том VII. Ташкент: Фан, 1987.
  • ал-Бируни Абу Райхан. Трактат об определении хорд в круге при помощи ломаной линии, вписанной в него. В кн.: Из истории науки и техники в странах Востока, вып. 3, 1963, с. 93-147.
  • ал-Бируни Абу Райхан. Книга об индийских рашиках. Пер. и прим. Б.В А.В Розенфельда. В кн.: Из истории науки и техники в странах Востока, вып. 3, 1963, с. 148—170.
  • ал-Бируни. Об отношениях между металлами и драгоценными камнями по объёму. Пер. Б.В А.В Розенфельда и М.В М.В Рожанской. В кн.: Из истории физико-математических наук на средневековом Востоке. М.: Наука, 1983, с. 141—160.

Фильмы

  • Абу Рейхан Беруни, 1974 год.

Комментарии

Валиахметов Альберт Марселович

популярный специалист по направлениям IT и рекламы

Вернадский Владимир Иванович

русский ученый, создатель науки «биогеохимия»

Борис Исаакович Ярхо

русский филолог-медиевист, фольклорист, теоретик и историк литературы, стиховед

Эндрю Яо Цичжи

учёный в области теории вычислительных систем, профессор университета Цинхуа в Пекине

Ивар Якобсон

шведский ученый, внесший огромный вклад в развитие UML, RUP, Аспектно-ориентированного программирования

Василий Иванович Яворский

российский советский учёный в области угольных месторождений и палеонтологии, геолог, доктор геолого-минералогических наук, профессор

Юлиан Андреевич Яворский

галицкий литературовед, фольклорист, историк и поэт, общественный деятель москвофильской ориентации

Дмитрий Иванович Яворницкий

российский и украинский историк, археолог, этнограф, фольклорист, лексикограф, писатель, академик АН УССР

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий