«Сын Фроси Бурлаковой…» Андрей Ташков: болезненные воспоминания о матери, две мачехи и его нелегкая судьба

06.11.2013 – 14:44

Фильм «Приходите завтра», снятый в 1963 году, до сих пор любим зрителями. Фрося Бурлакова — открытая, чистая, наивная и талантливая — одна из лучших героинь советского кинематографа. Мало кто знает, что актриса Екатерина Савинова сыграла в это картине саму себя…

Певучая крестьянка

image

Екатерина Федоровна Савинова родилась 26 декабря 1926 года в селе Ельцовка Алтайского края, в обычной крестьянской многодетной семье. Катя поражала односельчан своим необычно сильным и звучным голосом — никто не мог ее перепеть. Шутя ей говорили, что она могла бы стать артисткой — но всерьез никто так не считал — родители были уверены, что девочку ждет обычная крестьянская жизнь.

Но сама Екатерина воспринимала слова взрослых всерьез. И несмотря на запреты родственников, после школы отправилась учиться в Москву «на артистку» – сразу во ВГИК. Но так как она толком не знала, когда начинаются вступительные экзамены, то приехала в столицу в августе, когда прием документов был уже закончен.

Но девушку приняли в Землеустроительный институт, где она проучилась полгода, пока не узнала, что во ВГИКе начался дополнительный набор на курс Василия Ванина. Она успешно сдала экзамены, но проучилась всего полгода — мэтр сказал Савиновой, что в кинематографе ей не место — слишком уж она нефотогеничная. Зато он прочил й судьбу великолпной опрной пвицы — диапазон голоса Савиновой составлял 3 октавы. Но она рвалась стать киноактрисой. Екатерина не сдалась и сделала еще одну попытку — отправилась пробоваться в мастерскую Ольги Пыжовой и Бориса Бибикова (в фильме «Приходите завтра» он играл профессора консерватории). Конкурс был просто невероятный — артистами мечтали стать 3 тысячи абитуриентов. Но отобрали всего лишь 40, среди них  Вячеслав Тихонов, Нонна Мордюкова и Екатерина Савинова.

Роковая пощечина

image

Начались годы учебы, интересные и трудные, голодны и счастливые. По воспоминаниям однокурсников, Екатерина отличалась редкостным простодушием и наивностью, над которыми потешался весь курс. Так, ей часто говорили: «Катя, позвони, узнай сколько времени». Она набирала номер автоответчика, спрашивала, который час, а потом возмущалась: «Да что такое! Почему они сразу бросают трубку, я даже спасибо сказать не успела!»

Там же, во ВГИКе начался роман Екатерины Савиновой и будущего режиссера Евгения Ташкова. Они познакомилась еще будучи абитуриентами — по иронии судьбы их поселили в одной комнате в общежитии. Ошибка потом разъяснилась, но знакомство состоялось.

После окончания ВГИКа они поженились, а в 1957 году родился  их единственный сын Андрей Ташков, ставший весьма известным актером.

Но в 1949 году  до рождения сына еще было далеко. Екатерина Савинова снялась в своей первой роли — подружки главной героини фильма «Кубанские казаки». Задорная, румяная Любочка запомнилась зрителям, но актрисы, сыгравшая ее, надолго исчезла из их поля зрения. Екатерина Савинова, простодушная и по-деревенски цельная, на съемках «Кубанских казаков» впервые столкнулась с изнаночным миром киноискусства и поплатилась за свою наивность. Режиссером фильмы был Иван Пырьев — маститый, обласканный властями, и чрезвычайно охочий до женских ласк. На съемках мэтр приударил за хорошенькой провинциалкой, но получил неожиданный для себя отпор — актрисы охотно принимали его ухаживания в надежде на будущие роли. Отпор выразился в публичной пощечине, о которой долго судачили в кинематографических кругах.

Это пощечина дорого обошлась Савиновой. Пырьев долгое время возглавлял Союз кинематографистов и по его приказу Савинову больше почти не приглашали на съемки, разве что на эпизодические роли. Главные роли доставались другим. Например, когда Григорий Чухрай снимал свой знаменитый фильм «Сорок первый», он пригласил на главную роль Савинову. Но Пырьев вмешался и запретил  ее съемки.

Савинова, не имея возможности сниматься в кино, играла в театре, начала задумываться о певческой карьере — она закончила институт имени Гнесиных по классу вокала. Но по каким-то причинам, певицей она так и не стала — хотя  ее приглашали в Большой театр.

Но сыграть свою главную роль она успела — в фильме «Приходит завтра», снятым  мужем, Евгением Ташковым в 1963 году. Сценарий этой картины писался специально под Савинову, и на основе ее биографии.

Когда «Приходите завтра» вышла на экраны, зрители были покорены, а Савинова признана лучшей актрисой года.

Страшная болезнь

Никто не догадывался, с каким трудом проходили съемки. По двум причинам — идеологической и личной.

Что касается идеологии, то картину едва не закрыли, найдя в ней нападки на советское искусство — помните, когда скульптор, герой Анатолия Папанова громит свои творения, считая их халтурой. В качестве халтуры там фигурировали девушки с веслом и прочие атрибуты советской пропаганды. Евгений Ташков вспоминал: “Приехали два представителя из Москвы (один из Министерства кинематографии, другой – известный критик), прочитали сценарий, посмотрели отснятый материал и вынесли вердикт: “Картину немедленно закрыть! Полное безобразие! Смотреть невозможно!” Однако, поскольку денег уже было затрачено немало, нам удалось получить разрешение продолжить съемки. Эта история стала для меня хорошим уроком. Говорят ведь: “Дуракам полработы не показывают”.

А личная причина была еще серьезней — во время съемок Екатерина Савинова заболела. Ташков вспоминал: «Врачи долго не могли поставить правильный диагноз.  Приглашаем психиатров: “Это не наш пациент. Нужен невропатолог”. Вызываем невропатологов. Они тоже не знают, что делать. В конце концов Катя попала к профессору из Одессы, который считал, что все психические заболевания происходят из-за попадания в организм какой-то инфекции. И нашел у нее бруцеллез. Он сосредоточился на лечении этой болезни, назначал бесконечные переливания крови и упустил из виду сопутствующее заболевание — шизофрению. Снимаясь в Крыму в эпизоде у Герасимова, Катя на базаре регулярно покупала парное молоко, которое очень любила. Так она и подхватила бруцеллез. Период его созревания в организме – восемь месяцев. Инфекция выбирает самые уязвимые места и может поразить любой орган. А поскольку во время съемок кинофильма “Приходите завтра” за 30 сентябрьских дней у нас был 31 съемочный, то она работала на пределе нервного истощения. В результате болезнь затронула центральную нервную систему, Катя слегла, а съемки отложили на год».

Но картину все же удалось закончить. Пока фильм с успехом шел на экранах страны, Савинова боролась с болезнью. И эта борьба продолжалась много лет.

Она подолгу лежала в больнице, боролась с депрессией и суицидальными мыслями. Ей казалось, что она никому не нужна. В периоды просветления она понемногу снималась в кино, но главных ролей ей опять не предлагали.

В 1970 году она неожиданно сорвалась из Москвы и поехала в Новосибирск, в гости к сестре. И 25 апреля произошло страшное — она бросилась под поезд и скончалась в мучниях.  Похоронили Екатерину Савинову на Клещихинском кладбище в  Новосибирске.

Борис Бибиков однажды сказал: «Катя действительно необыкновенная актриса. Я знал только одного актера с такой фанатической преданностью искусству. Это был Константин Сергеевич Станиславский… И вот еще наша Катюха, это чудо природы»…

Напомню, что на нашем сайте вы можете также прочесть статью  “Елена Майорова – “девочка без кожи”.

  • 8540 просмотров

…На вступительных экзаменах во ВГИКе Катя Савинова читала монолог Анны Карениной перед гибелью. Говорят: кого Бог хочет наказать — того он лишает разума. Савинова расплатилась сполна. Жизнью.

«Приходите завтра» — это прежде всего главная героиня Фрося Бурлакова: живая, талантливая девушка «из народа», приехавшая (как приезжали и приезжают по сей день) из деревни, чтобы покорить столицу, стать артисткой, певицей.

Действительно, актрису Екатерину Савинову, её сыгравшую, знают немногие. Хотя судьба её была одной из самых трагических в мире кино 50-60-х гг. ХХ в.

Екатерина Савинова и Виктория Лепко. Кадр из фильма «Колыбельная», 1962 год

Фильм, вышедший на экраны в начале 1963 г., имел оглушительный успех. Меньше чем за год его посмотрели 15,4 млн человек. Савинова получила приз за лучшую женскую роль на Всесоюзном кинофестивале и звание заслуженной артистки РСФСР. В 1964 г. сыграла кухарку Матрёну в «Женитьбе Бальзаминова». А дальше… Савинова, обладающая необыкновенными талантами и актрисы, и певицы с уникальным оперным голосом в три с половиной октавы, так и осталась в истории нашего кино Фросей Бурлаковой. Бог отвёл ей всего лишь 43 года жизни.

Фрося была первой главной ролью в кино для 34-летней актрисы. Сценарий сочинил вместе с ней и для неё и сам снял фильм её муж, сокурсник по ВГИКу, ставший известным кинорежиссёром, Евгений Ташков (автор телесериалов «Майор Вихрь» и «Адъютант его превосходительства», экранизации «Подростка» Достоевского). Он просто не мог больше видеть, как в течение 13 лет Катя сидела совершенно невостребованная.

Судьба её, деревенской полунищей девчонки с Алтая, во многом стала и судьбой её героини. Фросина родная деревня Ельцовка соимённа родному селу Савиновой, а Савиновы, только с ударением на втором слоге, — это деревенские соседи Фроси по фильму.

Правда, в отличие от Фроси в институт (ВГИК) Катя, еле-еле добравшись до столицы (денег на билет не было), не поступила. Ей сказали: «Вы не для кино».

Пойти бы ей в певицы, но она мечтала о кино. Пошла в землеустроительный. Но через полгода — снова во ВГИК. Из 3 тыс. отобрали 40, оставили 20. Савинову отметили сразу: чудо, самородок, талант от Бога! Ещё учась, она получает приглашение во МХАТ. Но — отказывается, поскольку видит себя только на киноэкране. Лишь много позже она поймёт: «Кино — это дьявол, который забирает душу». Поймёт, что, выбрав кино, а не сцену, не оперу, сделала, возможно, роковую ошибку в жизни.

Екатерина Савинова

Хотя началась её кинобиография превосходно — 22-летнюю студентку ВГИКа взял в «Кубанские казаки» сам Иван Пырьев, всемогущий глава «Мосфильма». Она сыграла Любочку, подругу главной героини (Клары Лучко): «лицо в форме солнышка», как о ней говорили, и такая же солнечная белозубая улыбка, пухлые губы и прелестные ямочки на щеках в обрамлении натуральных белокурых волос. Уникальная смесь «голливудских стандартов» и яркого типажа русской красавицы. А уж голос! «Ой, цветёт калина!» — запела тогда вся страна.

Пырьев был известен не только режиссёрским талантом, но и слабостью к красивым молодым актрисам. Весёлая, заводная, жизнерадостная красавица Катя приглянулась классику. Но, придя как-то к нему по его приглашению (думала, что для работы над ролью), она тут же поняла, что именно нужно от неё Ивану Александровичу. И, не раздумывая, дала ему пощёчину. Не представляя, что с той секунды на неё пало «пырьевское проклятие»: существовал так называемый негласный «чёрный список» актрис, которых глава киноимперии снимать запретил — по вовсе не творческим причинам. В него попала и Екатерина. С 1950-го по 1963-й (год выхода «Приходите завтра») актриса снималась в крошечных эпизодах, играя в Театре киноактёра проходные роли.

Её хотел снимать Всеволод Пудовкин, но, извинившись, отказал. Её утвердил Григорий Чухрай в «Сорок первый» на роль Марютки, но в итоге сыграла её Извицкая. Когда Савинова узнала про «пырьевское проклятие», у неё случился нервный срыв.

В 1959-м, в 32 года, она, устав от нереализованности, поступает на вечернее отделение вокала в Музыкальный институт им. Гнесиных, как её Фрося. И снова диплом с отличием, восторги специалистов от её мощного, уникального голоса, который, как и сама актриса, не вписывался ни в какие «формы»: контральто, меццо, колоратура? Её приглашают в Большой театр, выступать в концертах с оркестром на эстраде. Она отказывается.

А в кино и дальше — по-прежнему ничего значимого. Её дар рвался наружу, словно взрывал её изнутри. Она не жаловалась. Не отчаивалась. Была рада единственному сатиновому платью («мамино, выходное» — в фильме у Фроси это её фраза), тесной комнатке в коммуналке. Она очень любила жизнь. Любила мужа, семью, сына Андрея, родившегося поздно, когда ей было за 30 (он стал известным актёром кино).

Кадр из фильма «Приходите завтра», 1963 год

Фильм «Приходите завтра» стал для Савиновой долгожданным подарком. Но и его выход на экран сопровождали трудности. Чтобы обойти запрет Пырьева, Ташков снимал не на «Мосфильме», а на Одесской киностудии. Но когда треть картины была отснята, из Москвы явилась в Одессу комиссия из двух влиятельных критиков и чиновника Министерства кинематографии. «Безобразие! Закрыть! Актриса — бездарность!» — был их вердикт. Но деньги-то потрачены, и продолжение пришлось разрешить. А ещё в начале съёмок, в сентябре 1961-го, случилась беда: Савинова заболела.

Температура, головокружения, тошнота. Обследования ничего не выявили, диагноз поставить не могли. А ей становилось всё хуже, и главное — стали заметны проявления психической неадекватности. Съёмки прервали на год. А Екатерина с тех пор в течение девяти лет то и дело попадала в клинику на два, а то и на четыре месяца. Наконец диагноз был поставлен: бруцеллёз, зооинфекция, передающаяся от животных, коров, и поражающая весь организм. Оказалось, как-то на съёмках в Крыму Савинова покупала на рынке молоко. У неё та инфекция «выбрала» для разрушения — опять же редкость в медицине — мозг и центральную нервную систему, дав осложнение в форме вялотекущей шизофрении.

Бруцеллёз тогда лечить не умели. Психиатрический диагноз тоже неизлечим, могут быть лишь временные просветления. А меж ними — непредсказуемые провалы…

В моменты облегчения Екатерина прекрасно понимала, что с ней творится, к ней возвращались ясный ум, жизнелюбие, необычайная работоспособность. Она снималась (если звали), выступала с концертами. Вспомним ещё раз «Приходите завтра» — разве чувствуется, что актриса уже была тяжело больна? Понимая, что её неотвратимо затягивает в бездну безумия, Савинова страдала невыносимо. Но опять же не жаловалась, не плакалась никому.

Лишь однажды у неё вырвалось, по воспоминаниям Лидии Смирновой: «Если меня ещё раз положат в больницу, я жить не буду». В одной из её картин есть кадр, где героиня, протягивая руки к иконе, с мукой в глазах молит: «Исцели душу мою, Господи!» И становится жутко от того, насколько личным, искренним было это «экранное» отчаяние. Отчаяние человека, от природы, от Бога лучезарного, жизнерадостного.

Кадр из фильма «Приходите завтра», 1963 год

А болезнь наступала. Просветления становились всё реже, короче. Екатерина утверждала, что слышит голос, что её «мучают бесы». Переживала: «Меня все считают сумасшедшей». Но как могло быть иначе — от таких больных бегут, их чураются, ими брезгуют. Да и муж устал, у него съёмки, с ней — сиделка. Савинова всё прекрасно понимала, ничего не выясняла.

Но теперь она могла уйти из дома, ничего не помня, раздавать вещи, заговаривать с незнакомыми на улице. Пошли слухи, что она пьёт. Это была ложь: просто она была вынуждена горстями принимать сильнодействующие психотропные лекарства. В апреле Екатерина, обманув сиделку, уехала к сестре в Новосибирск. И там, на станции, 25 апреля 1970 г. шагнула между вагонами поезда, подходящего к перрону вокзала. Перед уходом она вымыла полы, прибралась в квартире. Написала письмо: «Простите меня. Особенно Андрей (сыну было 13 лет. — Ред.). Милый мой мальчик. Если б ты знал, что ждёт меня в будущем, ты бы простил меня. Не переживайте. Не надо плакать».

…На вступительных экзаменах во ВГИКе Катя Савинова читала монолог Анны Карениной перед гибелью. Говорят: кого Бог хочет наказать — того он лишает разума. Савинова расплатилась сполна. Жизнью.

Вот только непонятно — за что она была наказана?

Источник: http://www.oneoflady.com

Продолжаем наш цикл статей о детях знаменитых родителей.

Сегодня наш герой- светлый, талантливый и интеллигентный, такой же, как и его родители- Андрей мужское имя греческого происхождения Ташков русская фамилия.

Его роли село на Украине, находится в Шаргородском районе Винницкой области в “Сыщике”, “Подростке”, в картине знаменитого отца “Три женщины Достоевского” очень трудно переоценить. Жаль, что актеры искусство (арх такого уровня сейчас не востребованы в нашем кинематографе…

Все его интервью насквозь пронизаны болезненными воспоминаниями, в первую очередь о маме, которую он очень редко видел в детстве период человеческого развития, когда человек учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки, усваивает культуру своего общества из-за ее болезни…

На вопросы о знакомстве со своей первой женой, знаменитый режиссер Евгений женское имя, производное от мужского имени Евгений Ташков неизменно отвечал — он влюбился в ее голос.

Екатерина женское русское личное имя, предположительно восходит, по наиболее распространённой версии, к др.-греч Савинова русская фамилия — та самая обладательница чарующего голоса мгновенно покорила эмоционального Евгения. И не отпускала долгих двадцать лет.

Голос способность человека издавать звуки при разговоре Савиновой и впрямь был уникальным — три с половиной октавы. Получив красный диплом ВГИКа, ее ждала Гнесинка, которую она тоже успешно окончила. Когда артистка уже была известной ее заманивали в большой театр, предлагали собственный оркестр и работу на эстраде. Но полностью лишенная амбиций, она всем отвечала отказом.

Савинова видела себя только актрисой.

Евгений Ташков и Екатерина Савинова

Их общему сыну мальчик/мужчина по отношению к своим родителям Андрею Ташкову было четыре, когда начались съемки процесс создания (получения) изображения, может означать фильма а также — кино, кинофильм, телефильм, кинокартина — отдельное произведение киноискусства “Приходите завтра”, сценарий к которому супруги написали вместе.

Все время съемок Екатерина мучилась из-за высокой температуры и сильной слабости — следствие инфекции бруцеллеза. Но это не помешало ей воплотить образ яркой Фроси Бурлаковой.

К сожалению, запущенная болезнь это состояние организма, выраженное в нарушении его нормальной жизнедеятельности, продолжительности жизни, и его способности поддерживать свой гомеостаз дала осложнения на головной мозг. Всю оставшуюся жизнь актриса была вынуждена по несколько месяцев в году внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима) проводить в больницах вид гражданского стационарного медицинского учреждения, направленного на лечение больных и/или специализированную углубленную дифференциальную диагностику заболеваний в стационарных условиях. Страдала от навязчивых голосов.

Андрей Ташков в детстве со знаменитыми родителями

В воспоминаниях что сохранилось в памяти человека, мысленное воспроизведение чего-то сохранённого в памяти Андрея мама уменьшительно-ласкательная форма слова Мать навсегда осталась мягкой, доброй женщиной человек женского пола или гендера с невероятно красивым голосом. Он вспоминал, как прогуливаясь по улицам, она могла начать петь, чем жутко смущала стеснительного ребенка.

На фоне темпераментного и властного отца мать выгодно выделялась, но даже этого было недостаточно, чтобы у Андрея остались четкие воспоминания. Уверенная в заразности своего недуга, Савинова старалась как можно меньше времени форма протекания физических и психических процессов, условие возможности изменения проводить с сыном.

По словам Андрея, отец всегда пропадал на съемках, мать женщина-родитель по отношению к своему ребёнку в больницах. Его растила и воспитывала домработница тетя Наташа- стирала, готовила, и водила по различным секциям.

Статус сына талантливых родителей ближайшие родственники человека, составляющие основу его семьи (см. отец и мать) тяжело давил на Андрея. Мальчика с юных лет записывали в музыкальные школы, на каток и плавание, призывали к изучению иностранных языков. Ни одно из занятий не приносило ему удовольствия, не позволяя добиться каких-либо успехов.

Андрей Ташков в юности

Жизнь основное понятие биологии — активная форма существования материи, в некотором смысле высшая по сравнению с её физической и химической формами существования; совокупность физических и химических 13-летнего Андрея разделилась на “до” и “после дипломатический представитель высшего ранга своего государства в иностранном государстве (в нескольких государствах по совместительству) и в международной организации; официальный представитель“. Тетя Наташа, получив свою собственную квартиру, тоже съехала от Ташковых.

Но вскоре в жизни именитого кинорежиссера появилась новая женщина — прекрасная “Пани Зося” из «Кабачка “13 стульев” -актриса Валентина Шарыкина Петрович Шарыкин (30 августа 1954, Дубно) — советский гребец-байдарочник, выступал за сборную СССР в первой половине 1970-х годов. Они прожили вместе десять лет. Андрей всегда с теплотой отзывался о Валентине мужское личное имя латинского происхождения; восходит к лат. valens (родительный падеж valentis) — «здоровый, сильный»; Valentis (Валент) — латинское имя, от которого образовалась уменьшительная.

Артистка многозначный термин была веселой и доброй женщиной, с удовольствием положительно окрашенная эмоция, сопровождающая удовлетворение одной или нескольких потребностей занималась с подростком возраст — период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью и поддерживала его во всех начинаниях. Она была с ним рядом с подросткового возраста до выпуска из “Щуки”, и он очень благодарен ей за все.

Валентина Шарыкина

Сама Шарыкина вспоминала, что когда впервые пришла в дом к Ташковым Андрей заплакал. Он почему то решил, что она станет ему злой мачехой. Валентина смогла его успокоить- прижала к себе и долго-долго с ним разговаривала. С тех пор она постаралась стать ему другом, и считает, что ей удалось это.

После расставания Евгения и Валентины, на съемках фильма “Уроки французского”, режиссер творческий работник зрелищных видов искусства: театра, кинематографа, телевидения, цирка, эстрады встретил актрису Татьяну женское русское личное имя римского происхождения Васильеву, ныне известную под фамилией мужа.

Андрей Ташков, с женой женщина по отношению к мужчине, состоящему с ней в браке, то есть к мужу отца разг и братом Алексеем

Несмотря на то, что актриса искусство (арх была всего на год старше его сына, режиссер сделал ей предложение. Первая беременность прошла неудачно — девочка не выжила. А вот их сын Алексей мужское русское личное имя греческого происхождения благополучно вырос и пошел по стопам родителей.

Евгения Ташкова не стало шесть лет назад. Его любимая Татьяна была с ним до последних дней. Она была ему лучшим другом личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи; предполагает личную симпатию, привязанность и и последней любовью.

От последней жены актрисы Елены женское имя греческого происхождения; восходит к др.-греч. Ἑλένη — имени Елены Прекрасной, героини цикла древнегреческих мифов и сказаний Скороходовой у артиста растет сын Иван. Что касается его последних отношений с женским полом, то актер предпочитает не распространяться на эту тему.

Андрей Ташков с Еленой Скороходовой и сыном Иваном пожалел», «Яхве (Бог) смилостивился», «Яхве (Бог) помиловал», «Яхве да будет милостлив», «Благодать Божия») — распространённое у славян и некоторых других народов мужское имя

Долгое время ему приписывали роман с Еленой Кореневой. Они даже поселились по-соседству на одной лестничной клетке, разменяв при этом свои квартиры один из видов жилого помещения, состоящий из одной или нескольких смежных комнат с отдельным наружным выходом, составляющее отдельную часть дома. Актер признавался, что они действительно проживали вместе около шести лет, но вскоре запас их чувств иссяк. Им пришлось расстаться, но они остались близкими людьми.

Известно, что актеров связывал один большой проект: пьеса, написанная Андреем, в которой оба сыграли главные роли.

Нажмите на “палец вверх” если понравилась статья Статья, в журналистике — один из основных жанров! Подписывайтесь на канал, комментируйте и делитесь с друзьями в соцсети! Спасибо, что читаете!

Возможно, Вам будет интересна и эта статья:

Александр Михайлов: отношения Родство — отношения основанные на происхождении от общего предка или возникшие в результате заключения брака с любовницей довели ее до клиники неврозов, а его до потери единственного сына

«Бульвар Гордона», № 17 (261) 2010, апрель 26 Апреля, 2010 Жизнь прожить — не поле перейти image История театра и кино знает множество трагических актерских биографий, но даже в этом скорбном ряду Екатерина Савинова стоит особняком. Насколько добра была к актрисе природа, одарившая ее множеством талантов, настолько же сурово обошлась с ней судьба, отняв не только возможность эти таланты реализовать, но и способность адекватно оценивать окружающую действительность, а затем лишив ее и жизни. На счету актрисы, которая могла бы блистать в культовых фильмах, несколько ярких эпизодов и всего одна главная роль — Фроси Бурлаковой в картине «Приходите завтра», которую снял ее муж, кинорежиссер Евгений Ташков.

«ИЗ ВГИКА КАТЯ БЫЛА ОТЧИСЛЕНА ИЗ-ЗА ОТСУТСТВИЯ АКТЕРСКИХ ДАННЫХ»

image
Простодушная, наивная, добрая и энергичная Фрося принесла Савиновой всесоюзную известность. 18-летнюю героиню актриса сыграла в 34 года, 1963 год

В отличие от ее героини у Кати не было родственников в Москве, и она, чтобы не терять время, поступила в землеустроительный институт. Зимой того же года дополнительный курс во ВГИКе набирал Василий Васильевич Ванин. Катя поступила к нему, но вскоре была отчислена – из-за отсутствия актерских данных. Она не сдалась и на следующее лето снова поступила, на этот раз – на курс Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. После ВГИКа, как и Фрося, училась в Музыкальном институте имени Гнесиных – у нее же голос был уникальный, в три с половиной октавы.

Из своей жизни я тоже описал там пару эпизодов. Уже после окончания института нам с Катей дали квартиру. Однажды, когда я был дома один, вдруг услышал страшный грохот. Даже сначала не понял, что происходит, но потом сообразил: стучат в дверь. Оказалось, приехала моя племянница из провинции. «Зачем ты стучишь? – спрашиваю. – Звонок же есть!». Оказалось, что она о существовании таких устройств даже не подозревала. Говорила гостья так же громко, как и Фрося. Дело в том, что у себя в городке она работала кондуктором в трамвае: там всегда шумно, колеса стучат, вот и привыкла.

Кстати, когда мы уже выбирали натуру для картины, ездили в Киев. Там побывали в гостях у одного скульптора. У него я впервые увидел, как делается скульптура: в мастерской на постаменте стояла только одна нога, а все остальное – каркас из проволоки, на котором постепенно появлялись части тела. Там же я увидел, что скульпторы сначала лепят маленькие модели, из которых впоследствии изготавливают большие. Все эти детали потом вошли в картину.

– А самые яркие моменты фильма – «мамино выходное платье» и «шесть стаканов чая после бани» – из чьей биографии?

– Это Катя придумала. У нее было удивительное умение подмечать смешные детали в повседневной жизни.

– Картина в одночасье сделала вашу жену знаменитой. Как она относилась к своей известности?

image

– Слава, известность, популярность – все эти понятия не имеют к Кате никакого отношения. Для нее всегда на первом месте было дело, точнее, то удовольствие, которое она от работы получала и которое делало ее счастливой. После Института имени Гнесиных ей сделали два предложения, одно другого лучше: петь в Большом театре или выступать на эстраде, причем ей обещали предоставить для этого ансамбль. Она могла бы с успехом гастролировать по всей стране, но отказалась и от того, и от другого. Ей нравилось петь просто так, от полноты чувств, как поют птицы, а они ведь не выступают на сцене. Помню, как-то она пришла из Гнесинки и мечтательно мне говорит: «Знаешь, я сегодня пела два часа подряд – так хорошо голос звучал!».

– Как вы познакомились со своей будущей женой?

– Мы во ВГИКе попали на один курс. Оба из деревни – она из Ельцовки в Алтайском крае, я из Быково Волгоградской области, поэтому жили в общежитии в Зачатьевском переулке. Когда меня накануне занятий направили туда из деканата, свободных мест в мужских комнатах не было.

И комендант предложил мне переночевать в девичьей комнате, где была одна незанятая кровать: «Они приютят тебя на одну ночь, а завтра что-нибудь придумаем!». Делать нечего, пошел я туда.

image
Евгений Ташков: «Как-то Катя мне сказала: «Я больше не могу ни в кино сниматься, ни на сцене выступать, ни с людьми общаться. Зачем дальше жить-то?». Мне бы прислушаться к ее словам…»

В комнате никого не было, я переоделся, лег и сразу отвернулся к стене, чтобы не смущать девочек. Вскоре они пришли, начали разговаривать, но я старался не прислушиваться – мне было неудобно, что я вторгся в их маленький мир. А потом вошла девушка с удивительно звучным, красивым голосом – я такого до этого никогда не слышал. Мне так хотелось повернуться и посмотреть, кому он принадлежит, но я не осмелился.

Обладательницу замечательного голоса вычислил только утром и не разочаровался: оказалось, что он принадлежит очень красивой девушке – светловолосой, ясноглазой. Когда 1 сентября мы пришли в институт, я узнал ее имя – Катя Савинова… Уже в конце первого курса мы вместе играли в курсовой работе – это была постановка пьесы «Лена», где у Кати была главная роль. И как-то постепенно между нами возникла симпатия.

– Вы красиво ухаживали?

– Совсем не ухаживал. Это городские умеют, а мы с ней деревенские. Просто общались, старались друг друга подкормить (в то время оба были очень бедными, жили впроголодь, поэтому такое проявление заботы много значило), обменивались копеечными подарками – в общем, дружили. Причем достаточно долго.

– Как же вы «другу» предложение делали?

– Да так, без особого официоза. Это было уже после того, как мы окончили ВГИК. В ответ на мои слова Катя почему-то расплакалась…

– Она была домашней женщиной – любила заниматься хозяйством?

– Вот уж чем Кате категорически противопоказано было заниматься! Понимаете, она жила в мире своих творческих фантазий, думала о ролях – как о тех, которые репетировала или играла, так и о тех, которые только мечтала сыграть. Мне часто казалось, что рядом находилось только ее тело, а душа в это время витала где-то далеко-далеко.

Но когда запустение в доме приобретало совсем уж катастрофический характер, Катя забывала обо всем, набрасывалась на работу и делала ее так тщательно, что, как правило, ни к чему хорошему это не приводило.

«ПУДОВКИН ПОЗВОНИЛ И СКАЗАЛ: «МНЕ ЗАПРЕЩАЮТ ТЕБЯ СНИМАТЬ»

Так, именно Катя должна была играть Марютку в «Сорок первом», за которую Изольда Извицкая получила впоследствии много наград.

image
С Георгием Вициным в картине «Женитьба Бальзаминова», 1964 год

Чухрай уже утвердил Катю, но в последний момент под нажимом руководства отказался от ее участия. То же самое произошло и с Пудовкиным, который утвердил ее на главную роль в своей картине «Возвращение Василия Бортникова» (кстати, героиню там тоже зовут Фрося). Потом он позвонил и сказал: «Понимаешь, тут такая история… В общем, мне запрещают тебя снимать».

После каждого такого случая она плакала, потом успокаивалась и начинала ждать нового приглашения – верила, что однажды ей все-таки дадут главную роль. Потом уже мы узнали, что на «Мосфильме» была негласная директива: Савинову не снимать!

– За что он так мстил ей?

– Свою первую в жизни роль в кино Катя сыграла у Ивана Пырьева – когда она была на последнем курсе ВГИКа, он предложил ей сыграть Любочку в своей картине «Кубанские казаки». Роль была небольшой, но зрители Катю – юную, улыбчивую, с очаровательными ямочками на щеках – запомнили.

Естественно, что Пырьев, который, как известно, не пропускал ни одной симпатичной женщины, ею заинтересовался. Прямо на съемочной площадке он сделал ей недвусмысленное предложение, на которое она ответила пощечиной. И режиссер, славившийся не только редкостной любвеобильностью, но и редкостной злопамятностью, ей этого не простил. На кинокарьере Кати, которую он за глаза называл гордячкой, был поставлен крест.

image
С мужем Евгением и сыном Андреем. «Катя была человеком редкой доброты, я таких бескорыстных и отзывчивых людей больше никогда не видел»

– Неужели ничего нельзя было поделать?

– К сожалению, нет. На киностудии Пырьев был царь и бог, никто не смел его ослушаться. Жаль, она ведь была уникальной актрисой. Наш педагог во ВГИКе Борис Владимирович Дикий уверял, что в жизни его поразили до глубины души всего два человека – Константин Сергеевич Станиславский и Катя, а ему было с кем сравнивать…

Катя обладала очень важным для актрисы качеством – она умела наблюдать. Приезжая из киноэкспедиций, по три-четыре часа могла рассказывать в лицах, очень подробно и смешно, о том, что видела, каких людей встречала. Герои ее наблюдений вставали передо мной как живые.

Вы, например, знаете, что 18-летнюю Фросю Бурлакову она играла в 34 года? К тому же озвучивала в картине не только себя, но и пожилую актрису, игравшую домработницу.

Когда в спектакле Театра-студии киноактера «Бедность не порок» Катя играла эпизодическую роль первой гостьи, знаменитый режиссер Алексей Денисович Дикий советовал актерам Малого театра сходить и посмотреть эту ее работу. Потом Дикий начал репетиции «Грозы» и пригласил Катю на роль Кабанихи, но после трех месяцев репетиций спектакль закрыли. Думаю, ее Кабаниха прогремела бы на всю Москву.

Кате вообще удавались роли пожилых людей, она выглядела в них на удивление достоверно. И это – при минимуме грима. В нашем дипломном спектакле «Там, где не было затемнения» Катя играла старуху Гурьяновну. Причем не делала со своей внешностью ничего особенного, только немного белила волосы. Но когда выходила из гримерки, я уже не знал, с кем разговариваю – с Катей или с Гурьяновной. А когда она репетировала Кабаниху, у нее уже с утра начинали скорбно опускаться уголки рта… К сожалению, моя жена очень мало успела сыграть.

image
Сын Савиновой Андрей Ташков — популярный киноактер, заслуженный артист России («Дети Ванюшина», «Сыщик», «Евлампия Романова-2»)

– Приходилось слышать мнение, что именно из-за Пырьева Екатерина Федоровна, в конце концов, и заболела – дескать, это он упек ее в сумасшедший дом.

– К болезни Кати он не имел никакого отношения. На съемках картины Герасимова «Сельский врач» в Крыму она купила на рынке банку парного молока, которое очень любила. Как потом оказалось, оно было заражено бруцеллезом. Катя заболела, но долго не могла понять, что с ней.

На съемках «Приходите завтра» у нас был очень напряженный график – за 30 дней планировалась 31 смена. Я смотрю: что такое, у нее каждый день температура 37,4! «Что случилось?» – спрашиваю. Отвечает: «Да у меня уже шесть месяцев держится такая температура». – «Почему же ты молчишь, – возмутился я, – нужно же что-то делать?!». Но она только плечами пожала: «Да я уже и привыкла…».

В этом была вся Катя – удивительной скромности человек. Больше всего на свете она боялась кого-то побеспокоить, доставить кому-то неудобства, отвлечь от дел. Со своими проблемами старалась справляться сама, а если это не удавалось, то просто не обращала на них внимания.

Я настоял на обследовании, но врачи долго не могли поставить диагноз. Они отсылали нас друг к другу, пока, наконец, один профессор из Одессы не сказал, что у Кати нужно искать инфекционное заболевание. Бруцеллез – заболевание хитрое и действует избирательно: попадая в организм, оседает в наиболее уязвимом месте. У кого-то поражает печень, у кого-то сердце, а у Кати пострадала нервная система.

«ХОДИЛИ СЛУХИ, ЧТО КАТЕ ТАКОЙ СПОСОБ САМОУБИЙСТВА ПОДСКАЗАЛИ «ГОЛОСА»

image
Царь и бог «Мосфильма» режиссер Иван Пырьев сыграл роковую роль в судьбе Екатерины Савиновой. Именно он поставил крест на ее кинокарьере

Катя была человеком редкой доброты – я таких бескорыстных и отзывчивых людей больше в своей жизни не встречал. Она очень любила беседовать с пожилыми людьми и, если видела, что кто-то нуждается в помощи, обязательно помогала – могла, например, с себя что-нибудь снять и отдать. Но когда она заболела, эта ее черта переросла в какую-то манию – Катя готова была вынести из дома и раздать всю свою одежду.

– Неужели вашей жене ничем нельзя было помочь?

– Она подолгу лечилась – лежала в больнице имени Кащенко. Выходила оттуда вполне нормальным человеком, но потом болезнь возвращалась. Постепенно периоды обострений становились все длиннее, а периоды просветления – все короче. Потом уже я узнал, что шизофрения бывает острой и вялотекущей, первая лечится, а вторая, которая как раз и была у Кати, нет.

Уже после Катиной смерти мне сказали, что в Институте имени Ганнушкина работал врач-новатор Юрий Николаев, которому при помощи голодания всего за месяц удавалось излечить таких больных. Я даже брошюрку читал с описанием его врачебного метода, но Кати к тому времени уже не было в живых.

– В минуты просветления она понимала, что с ней происходит?

– Конечно, понимала и очень из-за этого страдала. Как-то она мне сказала: «Я больше не могу ни в кино сниматься, ни на сцене выступать, ни с людьми общаться. Зачем дальше жить-то?». Мне бы прислушаться к ее словам, но я тогда не придал им значения.

«Катя пришла на вокзал и бросилась под проходящий поезд. Говорят, дежурная по станции пыталась ей помешать, но не успела. Там, на Клещихинском кладбище, Екатерина и похоронена. Ей было всего 43 года…»

– То есть никаких предчувствий у вас не было?

– Так ведь она и повода для них не давала. Когда Катя уезжала в Новосибирск, к сестре, у меня как раз заканчивались съемки «Адъютанта его превосходительства». Так она очень интересовалась, как обстоят дела, – несколько раз звонила, спрашивала, закончили ли мы работу. Ничего в наших разговорах не наводило на мысль о ее критическом состоянии, наоборот, она казалась спокойной, здраво рассуждала. И потом вдруг это страшное известие…

– Что же произошло 25 апреля 1970 года в Новосибирске?

– Катя пришла на вокзал и бросилась под проходящий поезд. Говорят, дежурная по станции пыталась ей помешать, но не успела. Там, на Клещихинском кладбище, она и похоронена. Ей было всего 43 года… Катя ушла из жизни, как Анна Каренина, монолог которой читала на вступительных экзаменах во ВГИК. Видимо, в больном сознании ее собственная жизнь и жизнь ее героини каким-то таинственным образом переплелась. Ходили слухи, что Кате такой способ самоубийства подсказали «голоса»: мол, ради сына надо умереть на рельсах. Мне она об этом ничего не рассказывала.

– Как вы сказали сыну о том, что Екатерина Федоровна умерла?

– Когда это случилось, Андрюше (ныне известный актер Андрей Ташков. – Авт.) было 12 лет. Я сразу же увез его на море, а там, выбрав минуту, сказал: «Знаешь, нашей мамы больше нет – она умерла». При мне сын постарался не подать виду, видимо, хотел казаться в глазах отца настоящим мужчиной. Но потом, втайне от меня, горько плакал, а я ничем не мог ему помочь…

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий