Цитаты и заповеди Януша Корчака или Основатель детского дома радости

Материал из Posmotre.li Перейти к: навигация, поиск

« Я никому не желаю зла. Не умею. Не знаю, как это делается. »
— Из дневника Януша Корчака. 1942 год. Незадолго до газовой камеры.

Польский писатель еврейского происхождения. (Настоящее имя — Герш/Эрш Хенрик Гольдшмит.) 1878-1942. Врач, учитель, Человек с большой буквы. Большую часть жизни посвятил заботе о детях. Основал Дом Сирот и тридцать лет руководил им. Отправился со своими воспитанниками в газовую камеру, отвергнув предложение оставить их и выжить.

Автор многих детских и педагогических книг, самая известная — «Король Матиуш Первый».

[изменить] Книги
Миры (русскоязычные)

Ааргх • Академия проклятий • Астровитянка • Ведун • Вейская империя • Великий Кристалл • Великое Кольцо (Туманность Андромеды + Час Быка) • Вера Камша (Отблески Этерны • Хроники Арции) • Волкодав • Волшебник Изумрудного города • Гаррипоттеры (Барри Троттер • Порри Гаттер • Таня Гроттер) • Гринландия • Дарители • Дела магические • Девятый • Дети против волшебников • Звёздная месть • Империя • Империя Оствер • Институт экспериментальной истории • История Галактики • Ирка Хортица • Конгрегация • Космоолухи • Лабиринт отражений • Меганезия • Мефодий Буслаев • Мультивселенная Эл Ригби • Одиссей покидает Итаку • Посмотри в глаза чудовищ • Приключения Молли Блэкуотер • Приключения Печенюшкина • Пришедшие из мрака • Слово о драконе • Сфера Великорасы • Тайный город • Танцующая с Ауте • Тина Хэдис (Сонхийский цикл) • Трое из леса • Упорядоченное Ника Перумова (Алмазный меч, деревянный меч • Хранитель Мечей • Хроники Хьёрварда) • Хроники странного королевства • Часодеи А. Бушков: Пиранья • Сварог

Метавселенная Рудазова

Миры (на других языках)

33 несчастья • BIONICLE • Bobiverse • Magic 2.0 • Super Powereds (персонажи) • The Dark Profit Saga • The Interdependency • Архив Буресвета • Артемис Фаул • Ведьмак • Видесский цикл • Властелин Колец • Вселенная Тома Клэнси • Гарри Поттер • (Методы рационального мышления) • Гелликония • Двенадцатицарствие • Девочка Шестой Луны • Джек из Тени • Дом Солнц • Досье Дрездена • Драконья погибель • Дренайский цикл • Дюна • Земной круг (Первый Закон • Лучше подавать холодным • Герои • Красная страна) • Земноморье • Изо всех сил • Князь Пустоты • Кодекс Алеры • Колесо Времени • Космический госпиталь • Коты-Воители • Лавкрафтианские ужасы • Легенды Этшара • Малазанская книга павших • Мидгаард • МИФы • Мифы Ктулху • Наследие (aka Эрагон) • Ночная Земля • Орудия Смерти • Песни Гипериона • Песнь Льда и Пламени • Плоский мир • Потерянный флот • Разрушенная империя • Сага о Копье • Сага о Форкосиганах • Самая плохая ведьма • Светлый Ард • Сказания Меекханского пограничья • Сломанный клинок • Снежная королева (космоопера) • Тёмные начала • Хонор Харрингтон • Хроники Амбера • Хроники Корума • Хроники Края (флора и фауна) • Хроники Нарнии • Чародей с гитарой • Эдем • Эления • Элрик из Мелнибонэ • Эльфийский цикл Хеннена • Эсминец «Уокер»

Арда

Книги (русскоязычные) А-Прогрессор • А зори здесь тихие… • Алая аура протопарторга • Амурские сказки • Ареал (серия книг) • Басурман • Беглецъ. Дневник неизвестного • Беспощадная толерантность (антология) • Будь проклята, Атлантида! • В час, когда луна взойдёт • Выбравший бездну • Выбраковка • Год Крысы • Два капитана • Демон-cамозванец • Денискины рассказы • День опричника • Диктаторы (цикл книг) • Дитя света • Дом, в котором… • Дом скитальцев • Живые и мёртвые • Железный замок • Закон крови • Золото бунта • Золотой ключик, или Приключения Буратино • Кандидат в коммандос • Классификатор пришельцев • Когда воротимся мы в Портленд • Комбинат • Конёк-горбунок • Крылья • Лезвие бритвы • Лунная Радуга • Малахитовая шкатулка • Меч в рукаве • Меховой интернат • Многорукий бог далайна • Мова • Мой дедушка — памятник • Момент истины (В августе сорок четвёртого) • Мы • Наследник из Калькутты • Осколки Сампо • Осенние визиты • Пепел сгорающих душ • Первостепь • Повесть о Ходже Насреддине • Прикладное терраформирование • Приключения капитана Врунгеля • Приключения Пелагии/Приключения Эраста Фандорина • Продавец приключений • Птица-слава • Рассказы о Суворове и русских солдатах • Роза и Червь • Руки вверх! или Враг №1 • Семь дней чудес • Сивилла — волшебница Кумского грота • Смутное время • Создатели • Солнце земли Русской • Таран • Троя. Герои троянской войны • Убить некроманта • Фаэты • Человек, который замедлял и ускорял время • Школа в Кармартене • Чёрная топь • Юбер аллес
Книги (на других языках) Blindfold • 1984 • 451 градус по Фаренгейту • 87-й полицейский участок • Айвенго • Агентство «Локвуд и компания» • Алатристе • Алиса в Стране чудес и Алиса в Зазеркалье • Атлант расправил плечи • Бегство Земли • Бэмби • Ведьмы • В финале Джон умрёт • Ветер в ивах • Война с саламандрами • Владыка Ледяного Сада • Всадники багряной полыни • Враг мой • Гаргантюа и Пантагрюэль • Где не ступала нога человека• Говорящий свёрток • Горгулья • Государь • Гражданин Галактики • Грозовой перевал • Двойная звезда • День триффидов • Десять негритят • Дети Земли • Джейн Эйр • Джонатан Стрендж и мистер Норрелл • Дом в тысячу этажей • Дом Солнц • Дренайский цикл • Звёздный гамбит • Звёздный десант • Зелёная миля • Злодеи поневоле • Интерфейсом об тейбл • Ка́левала • Капитан Сорвиголова • Квантовый вор • Книга джунглей • Князь Света • Кот в сапогах • Красная Шапочка • Крёстный отец • Ксипехузы • Ложная слепота • Маленький принц • Маленькие женщины • Марсианин • Матрица времени • Мечтают ли андроиды об электроовцах? • Мир Элдерлингов (Сага о живых кораблях) • Моби Дик • Молодые годы короля Генриха IV • Приключения Гаретта • Навеки твоя Эмбер • Ночь шрамов • Обитатели холмов • Оборона Дурацкого брода • О дивный новый мир • Одиссея капитана Блада • Память о прошлом Земли • Песнь о Гайавате • Печальная история братьев Гроссбарт • Похождения бравого солдата Швейка • Поющие в терновнике • Призрак Оперы • Приключения королевского стрелка Шарпа • Проклятые короли • Путешествия Гулливера • Пыточных дел мастер • Пятьдесят оттенков серого • Рождественская песнь в прозе • Саксонские хроники • Саламин • Сговор остолопов • Симплициссимус • Снежная королева (сказка) • Снежная страна • Солярис • Сон в красном тереме • Сто лет одиночества • Страх и ненависть в Лас-Вегасе • Сфера • Сыновья Будивоя • Сексуальная жизнь сиамских близнецов • Нил Стивенсон (Анафем • Криптономикон • Лавина) • Три товарища • Триада Тамир • Тысяча и одна ночь (Аладдин) • Уголёк в пепле • Хвосттрубой, или Приключения молодого кота • Хищники Аляски • Чарли и шоколадная фабрика • Щелкунчик и Мышиный король • Янки из Коннектикута при дворе короля Артура (повесть) • Я, Клавдий
Авторы

Александр Беляев (Властелин мира • Голова профессора Доуэля • Продавец воздуха • Человек-амфибия) • Клайв Баркер • Дэйл Браун • Рэй Брэдбери • Михаил Булгаков (Мастер и Маргарита • Собачье сердце) • Жюль Верн (Двадцать тысяч льё под водой • Пятнадцатилетний капитан) • Нил Гейман (Американские боги • Благие знамения • Звёздная пыль) • Ольга Громыко (Белорский цикл • Год Крысы • Космоолухи) • Виктор Гюго (Собор Парижской Богоматери • Отверженные • Человек, который смеётся) • Филип К. Дик • Доктор Сьюз • Александр Дюма (Граф Монте-Кристо • Три мушкетёра) • Михаил Елизаров • Роджер Желязны • Алексей Иванов (Ненастье • Золото бунта • Сердце пармы • Тени тевтонов) • Лев Кассиль (Кондуит и Швамбрания) • Карлос Кастанеда • Стивен Кинг • Агата Кристи • Глен Кук (Приключения Гаррета • Чёрный отряд) • Ричард Лаймон • Астрид Линдгрен • Джек Лондон (Дочь снегов • Мартин Иден) • Сергей Лукьяненко (Дозоры • Искатели неба • Лабиринт отражений • Лорд с планеты Земля • Работа над ошибками • Осенние визиты • Танцы на снегу/Геном) • Абрахам Грейс Меррит (Лик в бездне • Корабль Иштар • Семь шагов к Сатане • Обитатели миража) • Майкл Муркок • Юрий Нестеренко • Генри Лайон Олди • Виктор Пелевин • Алексей Пехов • Эдгар По • А. С. Пушкин и др. • Джанни Родари • Валерий Роньшин • Жан Рэй • Анджей Сапковский • Владимир Сорокин • Роберт Льюис Стивенсон (Вересковый мёд • Остров сокровищ) • Братья Стругацкие • Р. Л. Стайн • Ялмар Тесен (Возвращение • Опасное соседство) • Макс Фрай • Фредерик Форсайт (День Шакала • Псы Войны • Досье ОДЕССА) • Герберт Уэллс (Война миров • Машина времени • Остров доктора Моро • Человек-невидимка) • Бернхард Хеннен • Умберто Эко (Баудолино • Имя розы • Маятник Фуко • Остров накануне • Пражское кладбище)

МТА: Джордж Локхард • Дем Михайлов • Олег Рыбаченко • Дэн Шорин • Ирина Сыромятникова•

Герои

Алиса Селезнёва • Аркадий Ренко • Барон Мюнхгаузен • Винни-Пух • Ганнибал Лектер • Джеймс Бонд • Джек Обри и Стивен Мэтьюрин • Дракула • Кармилла • Конан-варвар • Крабат • Муми-тролли • Мэри Поппинс • Незнайка • Остап Бендер • Робин Гуд • Соломон Кейн • Тарзан • Франкенштейн • Харри Холе • Хэвиланд Таф • Шерлок Холмс • Штирлиц • …

Эль Сид • Джек и бобовый стебель

Мистика Книга мёртвых • Некрономикон • Сатанинская Библия • Роза Мира
Пьесы Бронепоезд 14-69 • Булгаков («Иван Васильевич» • «Дни Турбиных») • Александр Островский (Бесприданница • Гроза) • Лоренцаччо • Про Федота-стрельца, удалого молодца • Фауст • Шекспир (Венецианский купец • Гамлет • Отелло • Ромео и Джульетта)
Фанфики Арда (По ту сторону рассвета • Последний кольценосец • Чёрная книга Арды) • Изумрудный город (Сухинов) • Борис Карлов (Остров Голубой Звезды • Снова на Луне) • Методы рационального мышления • Мир Полудня (Факап) • …
См. также Литература • Театр • Классика школьной программы • Классические средневековые романы • Литература ужасов

Категория:

Previous Entry | Next Entry

Януш Корчак и его дети…

Януш Корчак. Дневник image

Из дневника Януша Корчака:

«У тротуара лежит подросток, не то живой, не то мертвый. И тут же рядом, у трех мальчишек, игравших в лошадку, перепутались веревочки (вожжи). Мальчишки переговариваются, пробуют и так, и эдак, злятся, задевают ногами лежащего. Наконец один из них говорит: «Отойдем немножко, а то он мешает». Они отошли на несколько шагов и продолжали распутывать вожжи».

image В гетто на попечении Корчака оказалось двести детей, забота о них была бы непосильным бременем и для человека менее почтенного возраста (Корчаку было за шестьдесят) и в более спокойные времена. Теперь же надо было думать, — чем накормить детей. Ввозить продовольствие за каменный забор пятачка, куда было согнано 370 тысяч евреев, было запрещено. Днем Корчак ходил по гетто, правдами и неправдами доставая еду для детей. Он возвращался поздно вечером, иногда с мешком гнилой картошки за спиной, а иногда с пустыми руками, пробирался по улице между мертвыми и умирающими. Как только закончился комендантский час, доктор Корчак и его помощники отправились в Дом подкидышей.

Мог ли Старый Доктор не думать: для чего, для какого будущего он воспитывает своих детей? Прививать им хорошие манеры, учить доброте — зачем? Для газовой камеры в Треблинке, для крематория в Освенциме? Они теперь навеки вместе. Корчак и его дети!!! http://www.prison.org/clouds/clouds579.htm http://gazeta.zn.ua/SOCIETY/posledniy_urok_starogo_doktora_60_let_nazad_yanush_korchak_i_dvesti_ego_vospitannikov_byli_sozhzheny.html

Profile

1mim

Latest Month

November 2015
S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

View All Archives

Tags

View my Tags page

Page Summary

  • : СПАСИБО! [+2]
  • : (no subject) [+1]
  • : (no subject) [+1]
  • : (no subject) [+5]
  • : (no subject) [+4]
  • : (no subject) [+2]
  • : (no subject) [+1]
  • : (no subject) [+8]
  • : (no subject) [+1]
  • : (no subject) [+2]
  • : (no subject) [+1]
  • : (no subject) [+1]
  • : (no subject) [+0]
  • : (no subject) [+0]
  • : (no subject) [+0]

Categories

View my Categories page Powered by LiveJournal.com Януш Корчак родился в еврейской семье известного юриста Йозефа Гольдшмидта, и воспитывался в традициях еврейского просвещения – Хаскалы. Назвали юного Гольдшмидта в честь деда Гирша, но звали его все по-польски – Генрик. Это неудивительно, поскольку отца самого называли Юзефом. Да и остальным своим детям дед дал польские имена: Мария, Магдалена, Людвик, Якуб, Кароль.

Свои книги он подписывал псевдонимом «Януш Корчак», почерпнутым в одном из произведений писателя Юзефа Крашевского. Он не возражал, когда его называли Янушем, но не менял своего настоящего еврейского имени, и во врачебной практике именовался д-ром Гольдшмидтом.

В ассимилированной еврейской семье пробивались культурные влияния как просвещенного еврейства, так и польского католицизма. Так, несмотря на возражения матери, отец брал Януша на пьесы о Рождестве.

И хотя он вырос агностиком, он видел в обеих религиях культурный потенциал, необходимый для главного дела его жизни – воспитания детей. Один из наиболее влиятельных критиков Антоний Слонимский, чей отец-еврей обратился в христианство и женился на католичке, писал о его пьесе: «Очаровательный автор – Корчак…. Он много говорит о Боге, но никто не знает, что это за Бог – христианский, языческий или еврейский».

Универсализм Корчака не прошел ему даром. Впоследствии, руководя двумя приютами, еврейским и польским, он не только постоянно подвергался нападкам польских националистов-антисемитов, но и варшавской ультраортодоксальной общины. Некоторые из ультраортодоксов видели его еврейский приют «слишком польским» – хотя там соблюдался кашрут и праздновался Шаббат.  

В задуманной им серии детских книг о библейских героях в списке числились Давид, Соломон, Иеремия и Иисус. Отвергая любой национализм, он в юности скептически относился к сионизму, созданию еврейского государства, в силу своего универсалистского подхода.

Будучи в Базеле в 1899 г., он навестил приятеля – делегата 3-его Сионистского конгресса и попал на его заседание. Найдя атмосферу Конгресса «буржуазной», он счел идею решить проблему восточно-европейского еврейства в ближневосточных пустынях «утопической».

«Напыщенные» речи депутатов вызвали у него острое неприятие, и он осознал, что единственный язык, интересующий его – это язык детей.

Потом он отказался участвовать в конференции Еврейского национального Фонда в 1925 году: его, человека «идущего своей одинокой дорогой» оскорбляла пропаганда устроителей конференции, хотя он и признал ее необходимой, а саму конференцию «чем-то очень великим, очень мужественным и очень трудным».

Но он подписал обращение Еврейского национального фонда с призывом пожертвовать однодневную зарплату, как выражение солидарности «с братьями, занятыми строительством еврейской земли». При этом он все же полагал, что «христиане и евреи дети одного Бога… Проблема Человека, его прошлого и будущего на Земле, перевешивает для меня проблему Еврея».

Потом его отношение к сионизму постепенно менялось, и он очень хотел попасть в Палестину. Он успел посетить ее дважды – в 1934 и 1936 годах. Его многое интересовало там, но фокус был один – воспитание детей.

В Варшаве его посещали многие кибуцники из Палестины с просьбами о консультациях, и он шутил, что Варшава стала пригородом Палестины. А его подопечных еврейских сирот порой били и унижали, когда они шли через христианские кварталы. В 1932 году он писал приятелю Йосефу Арнону, который эмигрировал в Палестину: «Если и есть страна, где ребенку честно дается шанс выразить свои страхи и мечты, его сомнения и стремления, – это могла бы быть Палестина. Там должен быть возведен памятник неизвестному сироте… Если судьба распорядится так, что я попаду в Палестину, то не к народу, а к мыслям, которые там родятся. Что мне скажет гора Синай? Или Иордан? Гробница Иисуса, университет, пещера Маккавеев, Галилея? Я буду проживать две тысячи лет европейской истории, польской истории, еврейских странствий.. Мир нуждается не в труде и апельсинах, а в новой вере. Вере в ребенка, который есть источник всех надежд».

В 1936 году Корчак провел в Палестине полтора месяца. Несмотря на предупреждения об опасности, он обошел весь Иерусалим, посетив как христианские святыни, особенно связанные с жизнью Иисуса, так и иудейские. С Библией в руке, он один день мог прогуливаться с монахами-францисканцами, пытаясь воссоздать мир Иисуса, а другой провести у Мусорных ворот и Стены плача, воссоздавая мир Давида.

Корчак планировал приехать в Палестину еще на четыре месяца в октябре 1939-го – его очень интересовала педагогика в кибуцах. Он попросил приятеля найти ему скоромное жилище в Иерусалиме, где он мог бы написать детскую Библию, включавшую рассказы о детстве Давида и Иисуса. Но 1 сентября немцы вторглись в Польшу. Ему и его ближайшей сподвижнице Стефании Вильчинской предлагали перебраться в Палестину – они отказались, не желая оставить детей. Потом была война, гетто. Он жил заботой о детях.

В каменных кварталах гетто были дети, которые уже не помнили, как выглядит дерево и цветок. В редких случаях, когда христианским друзьям Корчака удавалось послать гонцов, чтобы выяснить, в чем он нуждается, он просил растений: «Детям нужно во что-то погрузиться. Забота о герани или петунии поможет забыть им о бедах». Когда сироты вспоминали о добрых старых днях в летнем лагере, ему подумалось, что во дворе Церкви Всех святых, находившейся в пределах гетто, есть небольшой сад. Решив, что священник может отозваться на просьбу детей поиграть там, он помог маленькой воспитаннице Сами составить письмо: «Мы просим Ваше преподобие разрешить нам, если можно, приходить несколько раз в церковный сад утром по воскресеньям (6:30-10). Мы мечтаем немножко побыть на воздухе и среди зелени. Там, где мы находимся, очень душно и тесно. Мы хотим познакомиться и подружиться с природой. Мы не повредим растений. Пожалуйста, не откажите нам. Зигмус, Сами, Абраша, Ханка, Аронек».

Священник Марцелий Годлевский перед войной был открытым антисемитом. Однажды он сказал Корчаку: «Мы очень слабые. За стакан водки мы продадимся в еврейское рабство». Но после вторжения немцев он изменился – помогая как обращенным евреям в своей церкви, так и всем евреям, чем только мог. Что он ответил на письмо детей, осталось неизвестным.

В ноябре 1941 г. польке Марии Шкапской, известному историку и литератору, дружившей с Корчаком, удалось достать пропуск в гетто, чтобы навестить его. Они седили в маленькой комнате-кабинете. Корчак стал рассказывать о программе Хануки, которую готовили дети. Он собирался написать к празднику несколько молитв, так же как и несколько молитв к Рождеству – хотя нееврейский приют был уже делом прошлого. Поскольку ему надо было составить тексты для двух хоров, используя материал обеих религий, он попросил гостью прислать ему литанию Деве Марии. Корчак печально вспоминал предыдущие годы, когда он писал ханукальные пьесы для еврейских сирот и танцевал вокруг рождественской елки с сиротами-христианами.

Она его видела в последний раз.

«Жегота» (подпольный Совет помощи евреям – прим.ред.) предложила Корчаку убежище на «арийской стороне», но он дважды отказался, сказав, что не оставит детей. Предлагали спастись Стефании Вильчинской и другим сотрудникам приюта: все они также отказались оставить детей.

6 августа 1942 года немецкие солдаты собрали около 200 еврейских детей и с десяток сотрудников приюта, чтобы увезти их в Треблинку. Он сказал детям, что они могут радоваться, поскольку едут за город. Там они будут купаться, гулять в лесу, собирать грибы и ягоды. Дети, от 2 до 13 лет, были одеты в лучшую одежду и держали в руках любимые книжки и игрушки. Корчак шел впереди, держа за руку малыша, за ним десять сотрудников приюта и двести радостных детей, по двое, держась за руки.

Стефания Вильчинская вела старшую группу. Уже в последний момент перед отправкой в лагерь Корчаку снова предложили спастись: то ли его узнал офицер СС, любивший его детские книги, то ли немцы имели на него свои планы. Он отказался в третий раз. Их всех посадили на поезд в Треблинку, и там убили в газовой камере.

…А Дом сирот Корчака существует по сей день. В почти полностью разбомбленной старой Варшаве четырехэтажное здание сохранилось – немцы использовали его как общежитие Гитлерюгенда. Теперь здесь польский католический приют. В Польше до сих пор еврейско-католические отношения очень непростые, но приюта они не касаются. По словам 11-летнего Павла Адамского, «мы гордимся тем, что Корчак был евреем. К нам приезжают евреи из Израиля и других стран, хотя мы и католики. Для Корчака не было разницы – он заботился о всех детях».

Главная Коллекция «Revolution» Педагогика Деятельность Януша Корчака

Краткая биография Януша Корчака — выдающегося польского педагога. Деятельность Корчака до Первой Мировой войны и в послевоенные годы. Глубокое знание детской психики, уважение к детям — основа его педагогической теории и практики. Приют «Наш Дом».

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 29.10.2013
Размер файла 32,9В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д. PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах. Рекомендуем скачать работу.

Януш Корчак (настоящее имя – Генрик Гольдшмит) – известный польский педагог, врач, писатель, общественный деятель. Он не был психологом по образованию, но если окунуться в то время, когда жил Януш Корчак (1878 – 1942), понять, как он жил, какие истины исповедовал и какие труды оставил после себя, приходит безоговорочное осознание того, сколько сделал этот выдающийся деятель для понимания психологии детей. Его многочисленные труды об истинных ценностях жизни и становлении личности, среди которых «Право ребенка на уважение», «Как любить ребенка» говорят сами за себя…

Упоминание о Януше Корчаке, часто звучит в контексте воспитателя и Педагога с большой буквы, при этом многие упускают из вида то, что Януш Корчак начинал свою деятельность педиатром. Жизненный путь этой незаурядной личности позволяет понять, что выбранные им два направления – лечение детей и просветительская деятельность практически всю жизнь шли параллельно друг другу.

image
Януш Корчак

Поступив на медицинский факультет Варшавского университета, Януш начал изучать педагогическую деятельность и идеи Песталоцци. Он совершал ознакомительные поездки по всей Европе с целью понять, в каких условиях живут дети в приютах в разных уголках мира. Корчак интересовался образованием в школах и системой здравоохранения в детских больницах: слушал лекции, знакомился с различными воспитательными учреждениями и проходил практику в детских клиниках.

За время работы в детских больницах, он проникся любовью и уважением к детской душе, обратив внимание на то, «с каким достоинством, по-взрослому и мудро умеет умирать ребенок…». Он сделал целью всей своей жизни обеспечить обездоленным и осиротевшим детям достойную жизнь. Корчак одним из первых попытался встать на место детей, не просто обиженных судьбой, но и находящихся в униженной зависимости от взрослых.

На протяжении жизни он пытался лечить не только тела, но и души детей.

Он делает всё возможное, чтобы защитить их от одиночества, отчаяния и боли.

Мечты сбываются… Детский дом радости

Достаточно молодым, в возрасте 33 лет, Янушу Корчаку удалось осуществить свою мечту. Он открыл в Варшаве «Дом сирот», которым впоследствии руководил до конца жизни. Детский дом радости – так еще называли творение Корчака, не был приютом в традиционном понимании этого слова. Необычное, а для многих детей, единственное пристанище было похоже на детскую республику, где Януш применял новаторские педагогические методики. Корчак акцентировал свое внимание на признании ценности личности ребенка, признания за ребенком права на индивидуальность. Корчак был уверен, что становление ребенка как личности – это долгий процесс пробуждения и развития в ребенке потребности к самосознанию, самоконтролю и воли к самосовершенствованию.

Уникальному «Дому сирот» не было равных во всей Европе. Создавался он на средства неравнодушных людей и стал оазисом доброты и настоящим пристанищем не только для двухсот детишек, но и для самого Корчака. В доме все жили по особым правилам, которые учили детей любить и уважать себя, быть трудолюбивыми и с оптимизмом смотреть на жизнь. В приюте работало детское самоуправление, существовал детский товарищеский суд и совет при суде. Решения суда были обязательны для руководства приюта, причем, «подсудимыми» могли стать не только воспитанники приюта, но и его воспитатели. Детский суд был судом, который не выносил никаких наказаний, потому что в детской республике действовал непреложный закон: «Если кто-то сделал что-нибудь плохое, лучше всего простить его. Если сделал плохое, потому что не знал, что это плохо, теперь уже будет знать. Если сделал плохое не нарочно, в будущем будет осторожнее».

* * *

Во время гитлеровского холокоста старый доктор не оставил детей на произвол судьбы. В 1940 году его арестовали, несколько месяцев он просидел в тюрьме, откуда Януша Корчака выкупили его бывшие воспитанники. Вернувшись в «Дом Сирот», который на тот момент находился на территории Варшавского гетто, Корчак продолжал поддерживать дух воспитанников, несмотря на то, что положение детей с каждым днем ухудшалось. Множество людей пытались уговорить Корчака покинуть гетто, зная, что власти разрешили ему уходить и возвращаться, но Корчак отказался бросить детей и спасти свою жизнь. Трижды ему предлагали спастись, трижды, он отказывался…

В августе 1942 года основателя детского дома радости и двести его воспитанников отправили в концлагерь в Треблинку, где через непродолжительное время Януш Корчак вместе со всеми детьми встретил смерть в газовой камере…

 О том, как относился этот удивительный человек к детям, без лишних слов становится понятно, читая его красноречивые цитаты и заповеди, с которыми стоит ознакомиться каждому родителю:

«Детство – фундамент жизни. Без безмятежного, наполненного детства, последующая жизнь будет ущербной. Ребенок – это ученый в лаборатории, напрягающий свою волю и ум для решения труднейших задач».

«Упрямый ребенок – это результат неразумного поведения матери».

«Детей нет, есть люди: с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств».

«Детское «дай», даже просто протянутая рука должны столкнуться когда-нибудь с нашим «нет», а от этих первых «не дам, не разрешаю» зависит успех целого и огромного раздела воспитательной работы».

«Меня не касается, маленький кто-либо или большой и что говорят про него другие: красив, некрасив, умён, глуп; меня не касается даже, хорошо ли учится, хуже меня или лучше; девочка это или мальчик. Для меня человек хорош, если хорошо относится к людям, если не желает и не делает зла, если он добрый».

Десять заповедей воспитания детей: 

image

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен – ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай!
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека – его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
  8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня.
  9. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
  10. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  11. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

Подготовила Вера Пустовидко

Помогите проекту — поделитесь статьей в соц.сетях! Спасибо! 🙂

  • 26
  • 72
  • 8

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий