Уильям тернер художник биография и личная жизнь

Британского художника Уильяма Тёрнера искусствоведы называют провозвестником не только импрессионизма, но и символизма, и даже сюрреализма.

Уильям Тёрнер. Картины художника

image

Уильям Тёрнер. Последний рейс корабля «Отважный»

1839 г. Национальная галерея, Лондон

На этой картине старый корабль «Отважный» отправляют в док для разборки. Новаторской по тем временам является техника живописи, позволяющая нам рассмотреть практически все последовательные красочные слои — в 1830-х Тёрнер писал очень экспрессивно.

image

Уильям Тёрнер. Дождь, пар и скорость

1844 г. Национальная галерея, Лондон

Предположительно на картине изображен мост Мейденхед над Темзой, по которому мчится поезд. Капли дождя, пар из топки, стоящий над рекой туман — все это смешивается в фантастическое желтовато-сиреневое марево, превращая поезд в сказочное существо. В то время поездки по железной дороге становились все более популярны, и художник живо интересовался всеми техническими новшествами.

Уильям Тёрнер. Трафальгарская битва

1822 г. Национальный морской музей, Лондон

Тёрнер представляет ключевой момент сражения, после которого Британия окончательно станет владычицей морей: гибель адмирала Нельсона в схватке с испано-французской флотилией. Главные герои здесь — корабли, людей довольно сложно разглядеть, несмотря на размеры картины: 238 х 172 см. Это самое крупное полотно из созданных Тернером.

Уильям Тёрнер. Большой канал в Венеции

1835 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

В Венеции Тёрнер бывал много раз и очень любил этот город. На картине — не столько достоверное отображение одного из известнейших «открыточных видов», сколько живое, непосредственное впечатление от яркого солнечного дня. Здания второго плана как будто растворяются в золотистом свете, стирая линию горизонта.

Уильям Тёрнер. Извержение Везувия

1817г. Йельский центр британского искусства, Нью-Хейвен

В свое время картина вызвала негодование у британской публики: люди желали любоваться нежными туманными пейзажами, а Тёрнер представил им натуралистичное (правда, написанное не с натуры) изображение разбушевавшейся стихии. Новатор во всем, Тёрнер не боялся непонимания и несоответствия вкусам — и остался в истории как один из величайших живописцев XIX века. Ну, а «Везувий» давно признан шедевром…

Уильям Тёрнер. Современный Рим — Кампо Ваччино

1839 г. Музей Гетти, Лос-Анджелес

Дерзко нарушенные правила композиции и законы перспективы, непредсказуемая игра со светом и цветом… Работа нашего современника? Нет, пейзаж Тёрнера 1839 года! Сочетание видных на втором плане современных художнику зданий и античных развалин придает полотну дополнительный фантасмагорический оттенок. Прозрачный летний туман и солнечное небо прописаны безупречно.

Уильям Тёрнер. Дидона, основательница Карфагена

1815 г. Национальная галерея, Лондон

Своим учителем Тёрнер считал Клода Лоррена, который, правда, жил на 200 лет раньше и не мог наставлять «ученика» лично. Это полотно действительно во многом напоминает лорреновские пейзажи с их невероятно красивым природным светом. Сам Тёрнер считал эту картину своим лучшим произведением и, по легенде, даже хотел, чтобы его похоронили вместе с ней. Но потом изменил завещание.

Уильям Тернер (Mr. Turner), реж. Майк Ли, 2014.

Солнце – это бог. Когда все в вашей жизни подчинено этому богу – солнечному свету, важно ли то, что вы едите, во что одеты, как говорите, кого любите?..

Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ

Основная психологическая тема: творчество

Мотто: Солнце – это бог.

Круг психологических проблем:

  • творчество
  • биография
  • забота
  • семья
  • утрата
  • созерцание
  • травма
  • фрустрация
  • сублимация
  • насмешки
  • издевательство
  • старение
  • старость
  • смерть
  • агония
  • любовь
  • инаковость
  • талант
  • классовое неравенство
  • уродство
  • конфликт
  • самоизоляция
  • характер
  • служение
  • вера
  • пассионарность

Системы отношений:

  • хозяин-слуга
  • отец-сын
  • муж-жена
  • прошлое-будущее
  • талант-посредственность
  • человек-бог
  • консерватизм-либерализм
  • человек-человек

Черты характера:

  • угрюмость
  • мизантропия
  • грубость
  • эгоизм
  • отчужденность
  • самодостаточность
  • вежливость
  • воспитанность
  • замкнутость
  • чуткость
  • любознательность
  • бескорыстие
  • вера в себя
  • уверенность
  • эксцентричность
  • трудолюбие
  • чувство юмора
  • прямолинейность
  • честность

Эмоциональная парадигма:

  • сострадание
  • сочувствие
  • скорбь
  • одержимость
  • страсть
  • боль
  • нежность

Нравственные категории:

  • ложь
  • уважение
  • порядочность

Символизм, метафоры:

  • закат
  • свиное рыло

Выразительные средства:

  • пейзажи
  • цвет
  • свет
  • музыка
  • саунд-трек
  • контрастность

Дополнительные вопросы:

  • Какие конфликты раскрываются в фильме?

Цитаты:

  • На этой земле все взаимосвязано. Ничто не существует само по себе.
  • У него была идеальная картина, а он превратил ее в насмешку.
  • Это ваша боль, не переносите ее на своих любимых.
  • Я хочу видеть все свои картины, выставленные в одном зале и созерцаемые народом бесплатно.
  • Солнце – это бог.

Отзывы:

  • Обрюзгший чудак с вечно недовольным выражением лица, готовый расплакаться от бетховенских или перселловских секвенций. Способный увидеть в лице пожилой дамы профиль Афродиты. Привязать себя в шторм к мачте во время бури — а потом «телесность» снежных хлопьев, перемешанных с соленой водой, воплотить в морском шедевре. Нечленораздельно бурчащий от недовольства и удовлетворенно хрюкающий инфантил. Убедительный и ироничный спорщик. Эти резкие, почти театральные краски густыми мазками накрывают одна другую, разбухая в конфликт внешнего и внутреннего. https://www.novayagazeta.ru/articles/2014/05/17/59580-blednyy-prizrak-luchshih-let
  • Тернер сохраняет редкое умение всегда оставаться немного ребенком. С его непосредственностью и восторженным взглядом на мир — мир как природу, царство солнца, а не человека. Это же помогает ему встречать удары судьбы. На его глазах умирает отец, единственный родственник, к которому он испытывал теплые чувства. Тернер сидит у его постели, глаза на мокром месте — и вдруг он одним резким движением сам себе утирает и сопли, и слезы. Только спустя время он придет к проститутке, чтобы заполнить блокнот эротических эскизов, и уже расплачется как следует. http://www.mk.ru/culture/2014/05/16/portret-hudozhnika-v-starosti.html
  • Тернер у Майкла Ли редко облекает мысли в слова, зато в каждом его занятии под толстой шкурой похрипывает и посапывает паровой котел, удивительный биодвигатель, заставляющий этого не слишком приятного на вид и в общении человека создавать удивительные, наполненные светом и движением воздуха картины. Впрочем, неприятен в общении Тернер с теми, кто ему не интересен. С другими же он бывает обходителен, остроумен, честен. Физиологичность героя подчеркивается с первых кадров: монтажная склейка рифмует бритье свиной головы на кухне с бритьем самого Тернера. Да, великий человек может быть похож на свинью, ну и что. https://www.gazeta.ru/culture/2014/05/16/a_6036913.shtml
  • «Солнце — это Бог», — скажет Тернер, умирая. Доказательства его веры — многочисленные полотна, тревожно-желтые раньше, чем у Ван Гога, дымчатые прежде, чем у Моне. Опередивший свое время художник был равнодушен к любой другой религии, кроме служения свету и цвету. Не случайно в фильме Ли есть сцена, где Тернер наблюдает за научным экспериментом знакомой дамы. В ходе его накаленная солнечным зайчиком — а точнее, красным цветом пойманной на холсте радуги — иголка начинает раскручиваться. Все вертится благодаря цвету. Но в мире «Мистера Тернера», кроме него, об этом мало кто знает. http://www.gq.ru/blogs/cannes/75241_bog_solntsa.php
  • По слухам, вовсе не отличающийся хорошим характером Ли явно видит себя в сварливом, неопрятном полуживотном (в одной из монтажных склеек режиссер откровенно уподобляет Тернера свинье), в котором неожиданно поселился дух живописи, который, как и все духи, как известно, дышит, где хочет. Вот Дж. М. У. Тернер, как обычно, рыча, дрючит свою покрытую псориазом домоправительницу. Вот, там, где другие вылизывают свои благообразные картинки, с размахом харкает в собственное полотно, с упоением размазывая слюни и приближая таким образом наступление века модернизма и абстракционизма. Если забыть на секунду, что на экране всеми признанный великий художник, на выставки которого во всем мире выстраиваются очереди, то перед оком простодушных зрителей, о которых так беспокоятся чиновники от культуры, в картине Ли предстанет то самое аморальное чудовище, которым его, простодушного зрителя, постоянно стращают. Странное, полуразложившееся, гнилозубое существо, исступленно исторгающее из себя искусство — явно дегенеративное на фоне возвышенных творений других авторов. http://www.msk.kp.ru/daily/26231/3114306/
  • «Солнце — это Бог», — говорит на смертном одре Уильям. Эта фраза красной нитью идет через все творчество Тернера и через фильм режиссера Ли: мешковатый маринист считал, что именно борьба между светом и тенью порождает всю окружающую нас красоту. Одержимый этой схваткой солнца и тьмы, Тернер, наплевав на бывшую жену и дочерей, мнение королевы Виктории, рисует свои полотна, на которых главный герой всегда один и тот же — солнце. Солнце, которое каждый день разное, несмотря на то, что ежедневно движется по одной и той же траектории. https://www.kinopoisk.ru/user/268254/comment/2252302/

Сходная проблематика:

  • Амадей (Amadeus), реж. М.Форман, 1984.
  • Винсент и Тео (Vincent & Theo), реж. Роберт Олтмен, 1990.
  • Девушка с жемчужной сережкой (Girl with a Pearl Earring), реж. Питер Веббер, 2003.
  • Переписывая Бетховена (Copying Beethoven), реж. А.Холланд, 2006.
  • Поллок (Pollock), реж. Е.Харрис, 2000.
  • Полное затмение (Total Eclipse), реж. А.Холланд, 1997.
  • Призраки Гойи (Goya’s Ghosts), реж. Милош Форман, 2006.
  • Фрида (Frida), реж. Д.Теймор, 2002.
  • Чаплин (Chaplin), реж. Ричард Аттенборо, 1992.

Главная Коллекция «Revolution» Культура и искусство Творчество Уильяма Тёрнера

Приверженцы абстрактного экспрессионизма. Семья и личная жизнь У. Тёрнера. Интерес к путешествиям, формирование взглядов художника. Эффекты света и новые способы его изображения. Работа над панорамой «Битва на Ниле». Картины, посвященные морским стихиям.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 22.06.2018
Размер файла 44,7В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д. PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах. Рекомендуем скачать работу.

Джозеф Миллорд Уильям Тёрнер родился в 1775 году и уже к началу следующего века стал известен как мастер романтического пейзажа. Это был художник, который любил воду во всех смыслах. Он много сделал для развития живописного искусства, изображая огонь, ветер и волны в акварельной технике.

Содержание

Любовь к воде

Темза вдохновляла Тёрнера всю жизнь. Он путешествовал по реке на собственноручно построенной лодке и делал зарисовки, впитывая впечатления, находя новые цветовые отношения и сюжеты. До наших дней дошла история о том, как Тёрнер попросил привязать себя к мачте судна и отправился на воду в шторм, чтобы увидеть стихию изнутри.

Слёзы о свете

Когда четырнадцатилетний Уильям Тёрнер поступил в Королевскую Академию художеств, он много занимался копированием. Современники свидетельствовали, что юный художник прослезился, увидев картину Клода Лоррена «Отплытие царицы Савской». Он восхищался работой мастера и горевал, что ему никогда не написать такого света.

Впоследствии Тёрнер создал свою «Дидону, основательницу Карфагена», которую по праву считал своим лучшим произведением, и завещал её Национальной галерее с условием, что она будет висеть рядом с «Царицей Савской».

Страх потерять разум

Несмотря на большой успех, Тёрнер получал и критику. Отбрасывая детали и обобщая свои акварельные пейзажи, он опередил время и во многом остался непонятым.

Его импрессионистические поиски называли мазнёй, а его самого безумцем, чем ввергали художника в страх действительно потерять разум, потому что мать Тёрнера окончила свои дни в психиатрической лечебнице.

Кстати, само слово «импрессионизм» появилось только полвека спустя.

Отношение людям и к себе

Тёрнер знал себе цену и всегда брал хорошие деньги за свои работы. В общении с людьми он не церемонился и не жалел чужих чувств. С другой стороны, известно, что на вопрос об автопортрете он ответил так: «Какой смысл рисовать такую незначительную фигуру, как я? Это может повредить моим рисункам. Скажут, на что способен такой малыш?»

Читайте также:  Ракета «Контакт» класса воздух-космос. Противоспутниковая

Манера работать

А способен Тёрнер был на многое. Работая цветом, он настолько входил в творческий поток, что начинал рвать, тереть и скрести бумагу, словно безумный. И невероятным образом от хаотичных действий на листе появлялось изображение. Часто живописец трудился одновременно над несколькими работами: пока одна сохла, он заливал первым слоем вторую, потом возвращался к первой и насыщал её деталями.

Уильям Тёрнер сочетал в себе несколько школ живописи. Работая в эпоху романтизма, он начал с реализма, потом развил свою манеру в импрессионистическом ключе, а в конце жизни положил начало более беспредметному искусству, став предшественником абстракционистов.

Так что, не пренебрегая обучением, будьте свободны и берегите вдохновение!

Ваша К. С.

Сложно дать однозначное определение стилю Джозефа Мэллорда Уильяма Тёрнера (Joseph Mallord William Turner). На волне увлечения французским импрессионизмом возникло и широко распространилось мнение о Тёрнере как о «первом импрессионисте». Но, в отличие от последующих художников-импрессионистов (Уистлер, Моне), отвергавших академический стиль, истоки которого находились в искусстве Возрождения, Уильям Тёрнер, будучи членом Королевской академии, всю жизнь дорожил этим статусом и не пренебрегал академической школой письма.

Приверженцы абстрактного экспрессионизма в Америке зачислили Тёрнера в свои ряды. Но все же большинство искусствоведов придерживаются мнения, что художник на протяжении всей своей жизни был приверженцем репрезентативного искусства. В конце XVIII века пейзажная живопись считалась второстепенным жанром, сравнительно с исторической или портретной. Он приобрел новые средства художественной выразительности, которые позволили именовать его «живописцем света». Так почему же творчество мастера в таком случае тяготеет к противоположному направлению? Шейнс предполагает, что «Тёрнер упростил формы и усилил интенсивность цвета, чтобы представить идеальный платонический мир формы и чувства». Движение к некой реальности, которая отличается от той, что окружает нас, возвышенностью и глубиной правды, — именно это и пытался изображать художник, а никак не уход от реальности в мир лишенных смысла абстракций.

С юношеских лет преобладающее значение на формирование взглядов Тёрнера на живопись имело эстетическое влияние Рейнольдса. В своих лекциях он поддерживал основную идеалистическую доктрину академического искусства, которая развивалась со времен Итальянского ренессанса. Ее можно обосновано назвать теорией поэтической живописи. То есть художники должны в своих работах стремиться достичь зрительного соответствия глубокому гуманизму. Поэтому в пейзажах Тёрнера практически всегда присутствует человек. Образы выстраиваются так, чтобы достичь максимальной зрительной гармонии, связности и сладкозвучия.

Тёрнер обращается к методу декорума, который представляет собой ассоциативный метод для достижения наиболее точного соответствия времени суток, света и погоды замыслу картины. Кроме того, во многих работах он прибегает к различным ассоциативным приемам, часто встречающимся в поэтических произведениях. Среди них аллюзии — скрытые намеки на особое значение; непосредственные сравнения форм и метафоры — прием, когда нечто видимое подразумевает нечто невидимое. Иногда Уильям Тёрнер выстраивал из визуальных метафор сложные аллегории. В этом он вновь следовал наставлениям Рейнольдса, который в своей седьмой лекции предлагал художникам вслед за поэтами и драматургами использовать фигуральные и метафорические выражения, чтобы обогатить свое творчество новыми образами.

Уже в ранних работах, например, гравюрах «Древности Англии и Уэльса», Тёрнер вводит в свои работы моральный аспект. Он затрагивает вопрос о краткости человеческой жизни, недолговечности цивилизаций, равнодушии к этой быстротечности, склонности человечества к разрушению и многие другие темы. Тёрнер выполнял требование Рейнольдса: художникам следует быть моралистами и рассматривать людские поступки в критическом плане. Рейнольдс призывал художников не давать своих моральных оценок случайным явлениям или мелочному человеческому опыту, а исследовать всеобщие истины нашего бытия.

В 1799 году Уильям Тёрнер ознакомился с творчеством и философией Клода Лоррена. Вслед за этим он обращается к исследованию механизмов передачи смыслового содержания изображения. Французский живописец широко использовал визуальные метафоры, и Тёрнер, несомненно, уловил смысл многих из них, потому что со временем очень похожие метафоры нашли место в его собственных работах.

Тёрнер обожал море; его любовь к мелодраматическим и трагическим сюжетам находила в морской стихии питательную почву. Когда Франция угрожала вторжением Англии, Тёрнер начал писать серию марин с изображением страшных бедствий. Он чувствовал готовность публики к восприятию таких образов. Известно довольно много полотен художника на эту тему.

  image  

В 1805 году он пишет одно из самых знаменитых своих «кораблекрушений». Море представляет бурлящую, пенящуюся массу, и ясно видно мастерство, с каким художник передает ее движение и внутреннюю энергию водной стихии. Перевернувшееся торговое судно — «купец» — наполовину скрыто рыболовным судном, команда которого пытается спасти пассажиров в шлюпке. Тёрнер часто располагает корабли таким образом, иногда выстраивая по пять кораблей один дальше другого. Возможно, это объясняется его увлечением формой: такие построения создают запутанные очертания, а Тёрнеру нравилось вырисовывать формы. Картина содержит и моральный аспект. В противоположность окружающей их обстановке люди, намеренно изображенные неуклюжими, напоминают нам о «незначительности» человека и подчеркивают тщетность усилий противостоять могучим силам природы.

После первой поездки в Италию в 1819 году стиль художника стал меняться. Он начал изучать эффекты света и искать новые способы его изображения, соответствующие эстетике Возвышенного. Впоследствии за это его называли «живописцем света».

Представление о Возвышенном должно было включать и изображение страшного и ужасного, однако оно не должно было пугать зрителя. Скорее, это должен был быть катарсис, как его понимал Аристотель, — очищение страданием. С тех пор как Возвышенное стало моральной и нравственной категорией, Тёрнер в своих произведениях с его помощью старался тревожить сознание британского общества. Благодаря этому ему удалось поднять пейзажную живопись на неведомую ей прежде высоту, поскольку он символически вплетал политические мотивы в свои невинные пейзажи.

Эстетика Возвышенного обладала естественной силой очаровывать и завлекать, а потому могла управлять сознанием. Как только она оказалась связанной с политикой и социальными проблемами, Тёрнер увидел в ней мощный потенциал, который мог бы сделать ее общественной силой.

  image  

Одним из образцов использования Тёрнером эстетики Возвышенного в политическом контексте была картина «Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы», написанная в 1812 году. Это аллегория того, что надежды одержать верх в противоборстве с природой и преодолеть врожденную слабость и противоречивость человеческой натуры напрасны. Здесь мы видим напоминание о том, какую шутку сыграла судьба с полководцем. Совершенно ясно, что скрытая ирония адресовалась соотечественникам Тёрнера — жителям Британской империи, предупреждая об опасностях, поджидающих их, если они, уподобившись Ганнибалу, будут ставить свои интересы превыше государственных. Этот намек был тем более уместен, что в тот период Британия находилась в состоянии войны с Наполеоном. Мысль о том, что гражданам своей страны стоит оставить в стороне корысть, тщеславие и роскошь в стремлении к общему благу.

В конце жизни Тёрнер, не давая себе передышки, оставался столь же трудолюбивым созидателем: он открывал все новые методы работы, энергично брался за политические издания и сюжеты своих картин выбирал с аллегорическим смыслом. Кроме того, его по-прежнему занимали исследования новых эстетических и философских идей.

Публике не всегда удается разобраться в образах и уловить их скрытый смысл. Но художник не стремится сделать свои картины доступнее для восприятия или упростить их замысел. Напротив, недостаток понимания приводил к тому, что он еще больше усложнял свои произведения.

  image  

Тем не менее, понять картинку «Последний рейс корабля «Отважный»» публике труда не составило. На фоне пламенеющего закатного неба мы видим ветерана Трафальгарской битвы, боевой корабль «Отважный». Паровой буксир тянет судно по Темзе в док, где оно будет превращено в лом.

Это полотно было выставлено в Королевской академии в 1839 году и сразу было объявлено «самой изумительной работой величайшего мастера нашего времени». Поэтический и грустный образ старого корабля, отправившегося в свой последний путь, был для стареющего художника не только щемящим сердце символом уходящей эпохи парусников, но и напоминанием о бренности земного бытия вообще.

На полотне закат занимает всю верхнюю часть картины, придавая ей элегическое звучание. Самый невесомый элемент холста — свет — обладает здесь наибольшей физической плотностью.

Здесь стоит отметить, что увлеченность Тёрнера желтым светом стала легендарной. В левом верхнем углу мы видим изображение месяца. Солнце еще не село, но луна уже взошла. Некоторые критики интерпретируют лунный серп как символ наступления новой эры паровых судов, в то время как садящееся солнце символизирует закат эры парусников. Закат символический. Скорее всего, корабль буксировали по Темзе днем, но художник пишет на картине именно закат, создающий элегическое настроение и символизирующий конец и смерть. Современник Тёрнера отмечал:

«Пылающий горизонт поэтически намекает на то, что солнце «Отважного» закатывается во славе»

С самого начала картина воспринималась как проникнутый грустью отклик на уход века парусов и наступление эпохи пара. Если ограничиться только этим толкованием картины, то такое отношение художника выглядело бы необычным, поскольку Тёрнер, как правило, приветствовал технические новинки. В этой картине художник чтит не только уходящий век, но и приветствует эпоху, идущую ему на смену, потому что он очень тонко выражает в этой работе свое восхищение силой пара.

Неясность и расплывчатость образов Тёрнера, его увлеченность игрой красок, часто обескураживающая сложность скрытых значений и нарастающая яркость цветовой палитры не могли завоевать умы и сердца современников в эпоху викторианства. В то время предпочитали фотографическую точность реализма расплывчатости образов, плавность линий — дерзкой смелости мазков, сентиментальность — академическому идеализму.

Так как Тёрнер от природы был наделен неординарным умом, смысловая нагрузка его картин не могла быть простой. По этой причине замыслы художника часто ставили в тупик его почитателей. Необходимо стараться понять язык скрытых значений, заложенных в его произведениях, иначе большинство его работ останутся покрытыми туманом непонимания. Подобные трудности зрительного восприятия, как считает Эрик Шейнс, «могли быть в большей степени связаны со скрытым смыслом, который Тёрнер старался вложить в свои работы на всех этапах творчества». Пейзаж для Тёрнера служил средством выразить свое отношение к многообразию человеческого опыта, а не просто способом показать, что окружающий мир прекрасен либо ужасен.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий