Что изобрел Кулибин И. П.: самые известные творения талантливого мастера

Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск

Ива́н Петро́вич Кули́бин
Портрет И. П. Кулибина кисти П. П. Веденецкого (Эрмитаж)
Место рождения:

Подновье, Нижегородский уезд, Нижегородская губерния Российская империя

Ива́н Петро́вич Кули́бин (10 [21] апреля 1735, Подновье, Нижегородский уезд — 30 июля [11 августа] 1818, Нижний Новгород) — русский механик-изобретатель из мещан, прозванный «нижегородским Архимедом»[1].

Жизнь и труды

Иван Кулибин родился в семье мелкого торговца в селении Подновье Нижегородского уезда. В юношеском возрасте обучился слесарному, токарному и часовому делу. В 1764—1767 годах Кулибин изготовил уникальные карманные часы. В их корпусе помимо собственного часового механизма помещались ещё и механизм часового боя, музыкальный аппарат, воспроизводивший несколько мелодий, и сложный механизм крошечного театра-автомата с подвижными фигурками[2].

Кулибин в 1792 и в 1799 году дважды собирал знаменитые часы «Павлин»[3] работы английского механика Джеймса Кокса, которые постоянно экспонируются в Павильонном зале Малого Эрмитажа.

С 1769 года и на протяжении более 30 лет Кулибин заведовал механической мастерской Петербургской академии наук. Руководил производством станков, астрономических, физических и навигационных приборов и инструментов.

К 1772 году Кулибин разработал несколько проектов 298-метрового одноарочного моста через Неву с деревянными решётчатыми фермами. Он построил и испытал большую модель такого моста, впервые в практике мостостроения показав возможность моделирования мостовых конструкций. В последующие годы Кулибин изобрел и изготовил много оригинальных механизмов, машин и аппаратов. Среди них — фонарь-прожектор с параболическим отражателем из мельчайших зеркал, речное судно с вододействующим двигателем, передвигающееся против течения (водоход), механический экипаж с педальным приводом, усовершенствовал шлифовку стёкол для оптических приборов.

В 1773—1775 годах Кулибин вместе с оптиком Беляевым сконструировал первый ахроматический микроскоп по проекту Эйлера — Фусса.[4][5]

Иван Петрович Кулибин даже в преклонном возрасте живо интересовался техническими новинками; подтверждением тому может служить «Отрывок из письма к Русскому Художнику Гладкову (Из Нижнего)» опубликованный в январском выпуске «Русского вестника» за 1810 год (стр. 133—135), где Кулибин, узнавший о работах Алексея Филипповича Гладкого с восхищением пишет коллеге-изобретателю: «жаль, что я так стар! а то поехал бы в Москву обнять моего собрата»[6].

Подавляющее большинство изобретений Кулибина, возможность использования которых подтвердило наше время, тогда не было реализовано[7]. Диковинные автоматы, забавные игрушки, хитроумные фейерверки для высокородной толпы — лишь это впечатляло современников. Широкую известность Кулибин получил после публикации П. Свиньиным в 1819 году книги «Жизнь русского механика Кулибина и его изобретения».

Личность

Неутомимый новатор, в домашнем быту и привычках Кулибин был консервативен. Он никогда не курил табак и не играл в карты. Писал стихи. Любил званые вечера, хотя на них только балагурил и шутил, так как был абсолютным трезвенником. При дворе, среди расшитых мундиров западного покроя, в своём длиннополом кафтане, высоких сапогах и с окладистой бородой, Кулибин казался представителем другого мира. Но на балах он с неистощимым остроумием отвечал на насмешки, располагая к себе добродушной словоохотливостью и прирожденным достоинством в облике.

Иван Петрович Кулибин был трижды женат, в третий раз женился уже 70-летним стариком, и третья жена родила ему трёх дочерей. Всего у него было 12 детей (5 мальчиков и 7 девочек). Всем своим сыновьям он дал образование.

Память о Кулибине

В советское время Кулибин пропагандировался в патриотических целях как образчик гения из народа. Его фамилия стала в русском языке нарицательной: так называют мастеров-самоучек, добившихся больших успехов в своем ремесле. Именем Кулибина названы улицы во многих городах России.

См. также

06.12.2016 Персона Как великому российскому изобретателю не дали построить мост Редакция Всероссийского интернет-журнала «Строительство.RU» решила, что рубрика «Кто есть Who» не будет полноценной, если наряду с биографическими очерками о ныне живущих заслуженных строителях, мы не расскажем нашим читателям об исторических личностях, связанных со строительством, о которых мы мало знаем. Сегодня речь пойдет о талантливом изобретателе и, как оказалось, проектировщике — Иване КУЛИБИНЕ. Многим хорошо известно, что Иван Кулибин — гениальный изобретатель-самоучка, создавший большое количество всевозможных приспособлений. Но немногие знают, что помимо всего прочего Кулибин был еще и выдающимся инженером-проектировщиком, строителем-практиком, опередившим в своих изысканиях разом весь прогрессивный мир…    Славное имя Ивана Петровича Кулибина, современника Михайло Ломоносова и Екатерины II, было широко популяризовано советской пропагандой в период индустриализации. Незнатный, небогатый, но крайне одаренный патриот из глубинки, добившийся при помощи своих талантов и трудолюбия невероятных высот,— такой образ идеально подходил для агитации в пролетарской среде.  Но нарицательным его имя стало еще раньше: изобретатель-самоучка, опередивший свое время и недооцененный современниками, фигурирует, к примеру, в пьесе А.Н. Островского «Гроза». Там и зовут героя так, что ни с кем не перепутаешь: Кулигин.  Баловень императрицы Впрочем, Кулигин Кулибину — рознь. Нельзя сказать, что жизнь Ивана Петровича в екатерининской России не сложилась.Он 30 лет заведовал механической мастерской при Академии наук, получил недоступные большинству возможности для самореализации, слыл знаменитостью еще при жизни и был уважаем и почитаем в самых пестрых кругах — от светских бездельников до светил мировой науки.  И все же, как это ни прискорбно, большинство его изобретений внедрено не было. Придворные служители, ученые мужи и высокопоставленные чиновники многозначительно кивали головами, одобрительно покашливали, но все же имели больше пристрастия не к прикладным наукам, а к увеселительным. Поэтому  большинству людей своего времени Кулибин был известен, прежде всего, своими красочными придворными пиротехническими представлениями и крохотными механическими устройствами для отрады глаз обеспеченной публики.  Гений на всю голову Все, конечно, охали да ахали в один голос, когда Иван Петрович демонстрировал свои «серьезные» изобретения. Такие, например, как первый в мире механический протез ноги или прожектор, который при помощи сложной системы зеркал, мог увеличивать яркость одной свечи в 500 раз и светить на расстояние до 35 км.  И, понятное дело, все онемели, когда для сухопутного передвижения Кулибин соорудил и успешно продемонстрировал в деле так называемую «самокатную повозку», которую часто называют одним из первых в мире прообразов автомобиля.  Самокат Кулибина …Охали, немели, но быстро теряли интерес. Увы, схожей судьбы удостоились и многие инженерные проекты Кулибина. В частности, это касается передовых идей в сфере проектирования и возведения мостов оригинальной конструкции, которым он посвятил несколько десятилетий своей жизни.  Будучи жителем Санкт-Петербурга — города, расположенного на островах, — да еще и обладая при этом живым, изобретательным умом, Кулибин не мог равнодушно взирать на то, с какими трудностями и опасностями каждый год сталкиваются петербуржцы, переправляясь с одного берега на другой.    Опережая мировую науку Все дело в том, что император Петр Великий до самой своей смерти не позволял возводить на Неве мостов — его мечтой был город с развитым судоходством, где каждый житель имеет возможность использовать собственную лодку для перемещения по рекам и каналам. Первый в истории Петербурга мост был построен только в 1727 году, и был, что называется, наплавным. То есть, по сути, это был настил из длинных, скрепленных между собой досок, покоящихся на понтонах, в качестве которых, как правило, выступали грузовые лодки. Понтонный мост в Петербурге Нева глубока, стремительна, а в ледоход часто беспощадна. Своеволие и непокорность реки привели Кулибина к мысли о сооружении моста, опирающегося своими основами только на каменные берега. То есть однопролетного — с невиданной и немыслимой по тем временам аркой длиной в 300 м. В ту пору в мире был всего один мост, который мог тягаться с кулибинским — через реку Лиммат в Швейцарии, но и его пролет был почти в три раза меньшим — всего около 120 м.  С 1771 по 1774 годы Кулибин создает три проекта однопролетного моста, с каждым разом эмпирически открывая новые законы и закладывая основы будущего мостостроения. Так, в 1772 году он применил на практике «метод веревочного многоугольника Пьера Вариньона». Причем это произошло почти за 60 лет до того, как работы французского ученого были опубликованы в России и впервые опробованы в строительстве.  В 1775 году изобретатель, проверив и усовершенствовав уникальную конструкцию на опытных макетах меньшего размера, начинает строить модель в 1/10 натуральной величины, а затем проводит множественные успешные испытания в присутствии ученого сообщества.  Уменьшенная копия повторяла все элементы будущей грандиозной конструкции: более 12 тыс. деревянных деталей, скрепленных почти 50 тыс. железных болтов. Основы моста должны были опираться на каменные фундаменты высотой около 14 м по обеим сторонам Невы. Длина арки, согласно проекту достигавшая 300 м, в модели, соответственно, составила 30 м. Ширина проезжей части моста в оригинале превышала 8 м. Проект однопролетного моста Кулибина Модель была закончена к 1776 году. Финальные испытания конструкции моста Кулибина проводятся в начале 1777 года под наблюдением специально созданной для этих целей комиссии из членов Академии наук. Модель сначала была испытана с нагрузкой в 3 300 пудов, а затем к этому весу сверх расчетной грузоподъемности добавили еще 600 пудов. Ни одна деталь моста не дрогнула и не погнулась.  Ученая комиссия, не без восторга некоторых ее членов, пришла к выводу, что проект надежен и к строительству пригоден. О достижениях русского умельца писала отечественная и западная пресса. Кулибина величали выдающимся инженером современности и даже наградили именной медалью. Вот только мост построить в натуральную величину почему-то так и не дали…   Будни патриота В течение нескольких десятилетий после этого Кулибин увлеченно занимался разработкой мостов собственной конструкции. Следующие его проекты имели уже по несколько арок, отличались все той же свойственной самобытному нижегородскому уникуму печатью гения и планировались автором к постройке на Волге и других русских реках. К сожалению, ни один из мостов Кулибина, несмотря на всю их функциональность, продуманность и новаторский подход к реализации задач, так и не был построен — ни в России, ни за ее пределами.   Та самая уменьшенная модель одноарочного моста, которая должна была послужить прототипом для строительства выдающегося инженерного сооружения своего времени, впоследствии в течение 17 лет украшала собой двор Академии наук. Затем ее переместили в сад Таврического дворца и установили над каналом. 40 лет после этого копия инновационного строения развлекала гостей сада и постепенно ветшала, пока не разрушилась окончательно.  Тайна шахты в Зимнем дворце Та же безрадостная участь постигла еще одну новацию Кулибина в сфере строительства — первый в мире прототип лифта. Он был построен в Зимнем дворце, когда Екатерине II было уже 64 года: в силу возраста и избыточного веса пожилой даме было сложно подниматься по многочисленным ступенькам.  «Подъемное кресло», как назвал свое изобретение Кулибин, представляло собой кресло-подъемник, двигавшееся в специальной шахте при помощи винтового механизма, приводимого в движение хитроумной механикой и мускульной силой двух людей.   Схема лифта Кулибина После смерти императрицы подъемник использовать перестали, а шахту заложили кирпичом. Лишь в начале XXI века реставраторы Эрмитажа случайно обнаружили оставшиеся в стене фрагменты кулибинского устройства…    «Вечный двигатель» конструкции Кулибина Да, Кулибин был знаменит и близок ко двору. Но воспринимали его не как гениального человека, а как невиданную диковинку, странную и занимательную безделушку — такую же, какими он всю жизнь развлекал придворную знать. Восторг и замешательство вызывала и его необычная внешность. Окладистая борода и длинный кафтан на манер старорусского соответствовали крайне консервативным взглядам Кулибина на все, кроме научно-технического прогресса.  Но образ его — не шутовство. Это был человек строгих правил: он никогда не пил спиртного, не курил и не играл в азартные игры. Зато писал стихи и, видимо, пользовался успехом у женщин — Кулибин был женат три раза и имел 11 детей. Причем в третий раз он женился, уже будучи 70-летним стариком. И от этого брака у него родились три дочки!  Остаток своих дней выдающийся русский изобретатель провел в попытках построить настоящее инженерное чудо, которое на все времена увековечило бы его имя. В свой новый проект — «вечного двигателя» — пожилой Кулибин вложил все личные сбережения. Он  и умер за работой, вероятно, даже не заметив ни нищеты, в которой оказался, ни самой смерти…  «Вечный двигатель» Кулибина — нерукотворный. И он исправно работает уже не одно столетие подряд. Это его бессмертное имя, которое неизменно продолжает вдохновлять на невероятные свершения все новые и новые поколения кулибиных…  Алексей ГАРИН   Похожие публикации Персона Вызовы и победы Сергея Кузнецова Персона Архитектор Николай Львов: автор дворцов, соборов и… «каменного картона»

Имя Ивана Петровича Кулибина стало нарицательным, так называют людей способных придумать нечто необычное и доступное из простых материалов. Мало кто знает, что Кулибин – это мировая величина 18-19 века, русский инженер, изобретатель-самоучка, подаривший миру и России немало вещей, которыми мы пользуемся до сих пор.

Кулибин родился в 1735 году в Нижнем Новгороде в семье купца. Грамоте и счету мальчика обучал местный дьяк, так как отец считал, что образование мальчику не нужно. Всему остальному Иван Петрович научился сам по книгам, благодаря выдающимся инженерным и познавательным способностям юный гений стал ведущим механиком и изобретателем того времени. Прожил он 83 года, повидав за свою долгую жизнь 4 императоров, Елизавету Петровну, Екатерину Великую, Павла 1 и Александра 1, пережил он даже нашествие Наполеона, сохраняя при этом верность себе, своим взглядам и России.

Иван Петрович обладал особым взглядом на мир, привитым ему с детства родителями староверами, что не могло не отразиться на жизненном пути мастера.

Задатки гения проявились с детства

Мальчик воспитывался в строгой семье старообрядцев с особым укладом, с ранних лет он помогал отцу в торговой лавке, в свободное время ему разрешалось читать. Все науки он познавал сам, своим умом, сделал для себя слесарный и токарный станок. В 17 лет с благословения родителя юный мастер открыл часовую мастерскую, которая пользовалась успехом.

Консервативные привычки изобретателя

Обладая новаторскими взглядами на бытовые вещи, в повседневном быту Кулибин был консервативен. Так как он был человеком верующим, то придерживался традиций предков, носил длинную бороду и старомодный кафтан с высокими сапогами. Не курил, не пил, не играл в карты, так как это запрещено по вере его. Обладал веселым характером, любил балагурить в обществе.

Кулибин был 3 раза женат

Первый раз Иван женился в 24 года, овдовев, второй раз женился в 50 лет, вторая жена умерла в родах. В третий раз женился в 70 лет, и третья юная жена родила ему еще 3 дочерей. Всего у инженера было 12 детей, 5 мальчиков и 7 девочек. Своих детей Иван Петрович воспитывал тоже в строгих традициях, старался всем дать образование.

Отказался принять дворянство

Когда Екатерина Великая предложила Ивану Петровичу дворянское звание в обмен на то, что он сбреет бороду и наденет современный камзол. Инженер отказался, оставаясь в купеческом статусе, не предав свою веру.

Кулибин писал стихотворения

В 18 веке модно было писать оды в торжественном стиле, Иван Петрович тоже писал официальные стихотворения, но его стиль был проще, естественнее и понятнее, чем у многих поэтов того времени. Но грамотностью ученый не отличался, поэтому иногда просил исправить его ошибки, особенно в постановке запятых.

Долгие годы руководил механической мастерской в Петербурге

С 1769 по 1801 годы Иван Кулибин управлял механической мастерской академии наук, руководя производством приборов для научных исследований. Он сам наблюдал за производством станков и инструментов. Кулибин покинул должность по собственному желанию, решив вернуться на родину, в Нижний Новгород.

Екатерина II благоволила к русскому самородку

Именно Екатерина пригласила самородка с Волги в столицу, после того как увидела уникальные карманные часы, которые придумал для нее изобретатель.

Императрице нравились те чудесные механические вещицы, которые придумывал для нее Кулибин. Она наградила его медалью на Андреевской ленте с надписью: «Достойному. Академия наук – механику Ивану Кулибину» за огромные заслуги перед отечеством.

Основным творческим направлением Кулибина в Петербурге оставались часы

Кулибин изобретал часы самых разных видов и размеров, от совсем маленьких часов в перстне до гигантских. Часы размером с гусиное яйцо со сложным механизмом внутри, состоящим из 427 деталей, песочные часы, карманные планетарные часы. Всю жизнь инженер мечтал изобрести вечный двигатель, но так и не смог его придумать.

Иван Петрович Кулибин изобрел множество механизмов

Именно Кулибину принадлежит первенство в изобретении массы механизмов, качественно улучшающих жизнь своего времени и даже опережающих свое время на пару веков.

  • Иван Кулибин одним из первых в 1791 году придумал и начертил прототип легкового автомобиля. Называли его в то время коляской-самокаткой.
  • Сделал первый ножной протез для офицера Непейцина, героя Очаковской битвы. К сожалению, массовым производством заинтересовались лишь французы после войны.
  • Знаменитый водоход, мастер придумал уже по возвращению в Нижний Новгород. Это устройство позволяло двигаться речным судам по Волге против течения, облегчая труд бурлаков. Было построено 2 водохода.
  • Первый лифт в истории был придуман в 1793 году по заказу располневшей Екатерины Великой, он был сделан в форме кресла и поднимался на лебедках. Второй подобный лифт придумали в Америке через 67 лет.
  • «Чудесный фонарь» — знаменитый оптический прожектор, ярко светивший всего от одной свечки за счет системы зеркал, создавался для освещения улиц, но применяли его умельцы для освещения мастерских и колясок.
  • Кулибин изобрел первый оптический телеграф, который активно использовали на дальних переправах.
  • Новая «Соляная машина» для солеварных заводов Строгановых была придумана уже в начале 19 века, в практику не была введена.
  • Бездымные фейерверки для развлечения знати при дворе были особой заслугой мастера, как и множество салютов и шутих.
  • Занимался Кулибин и конструированием мостов, два самых известных его проекта однопролетный арочный мост через Неву и железный мост через Волгу, так и остались на бумаге в чертежах.
  • За свою деятельность в качестве главы механической мастерской академии наук инженер усовершенствовал ахроматический микроскоп и телеграф, множество электрических приборов и инструментов.

Инженерное дело, механика, оптика, часовое дело — все получалось у русского гения самоучки. Кулибин имел успех и был приближен к императрице, но, ни один из проектов, придуманных мастером для простых людей, не был, ни профинансирован должным образом, ни реализован государством. Умер выдающийся изобретатель в нищете, потратив свои сбережения на очередные проекты. Сыновья его и внуки тоже стали заниматься инженерным делом.

Ивана Петровича Кулибина часто называют “самородком”. Человек, чьи изобретения часто опережали труды лучших европейских инженеров, не смог получить какого-либо серьезного образования, но именно Кулибина можно считать первым профессиональным изобретателем в России.

Родился Иван Петрович в Нижнем Новгороде 21 апреля 1735 года. Родина Кулибина была в то время торговой столицей России, здесь находилась крупнейшая в стране ярмарка – Макарьевская, на которую ежегодно съезжались тысячи купцов из самых разных стран. Отец Кулибина также занимался торговлей, продавал муку, и считал, что серьезное образование сыну ни к чему, ему нужен был помощник в торговой лавке, а не изобретатель.

Поэтому, в раннем детстве Иван учился грамоте у дьячка одной из нижегородских церквей, а с десятилетнего возраста, по настоянию отца, уже торговал в лавке, так как считать и писать умел. В скромной отцовской библиотеке мальчик нашел несколько книг по физике и механике, благодаря которым и начал производить первые самостоятельные опыты.

Однажды Иван вместе с отцом оказался в Москве по торговым делам, где познакомился с часовым мастером Лобковым, который начал обучать юношу своему ремеслу. Перед тем, как вернуться домой, Ваня Кулибин получил от наставника ценный подарок – набор инструментов для ремонта часов. Теперь у молодого часовщика появилась цель – открыть ремонтную мастерскую в родном Нижнем Новгороде.

Лишь одного не учел юный мастер, часы в Нижнем Новгороде были редкостью, а значит, и на большое количество заказов рассчитывать не приходилось. Но, однажды удача улыбнулась Кулибину, у нижегородского губернатора сломались дорогие английские часы, а Иван оказался одним из немногих в городе мастеров, поэтому, высокий чиновник обратился к нему. После удачного ремонта у Кулибина появились не только первые, лично заработанные, деньги, но и слава умельца, способного починить самый сложный механизм.

В 1764 году молодая императрица Екатерина Вторая отправилась в путешествие по России, в числе прочих городов, она планировала посетить и Нижний Новгород. Местные состоятельные купцы обратились Кулибину с просьбой, изготовить подарок, который смог бы восхитить саму государыню. И Кулибин взялся за изготовление часов в форме яйца, с такой сложной конструкцией, что и в ХХI веке считались бы шедевром. Состояли они из 427 мелких деталей, каждый полдень играли музыку (сочиненную Кулибиным), а миниатюрный кукольный театр разыгрывал целое представление.

Правда, случилась неприятность – императрицу проинформировали о том, что для нее готовится какой-то уникальный подарок, а часы к ее приезду оказались не готовы. Кулибин показал ей другие свои изобретения и уверил,ч то часы он обязательно изготовит, но чуть позже. Императрица повелела прибыть ему с часами лично в Петербург, как только работа будет завершена.

Через несколько лет Кулибин доставил в столицу обещанный подарок, Екатерина была настолько восхищена, что тут же назначила механика-самоучку на высокую должность. Он стал директором механической мастерской при Академии наук. Достаточно сказать, что в ней работал в свое время сам Ломоносов! Перед Кулибиным открылась отличная возможность серьезно заняться своим любимым делом.

Одной из первых серьезных работ Кулибина в Санкт-Петербурге стал проект уникального арочного моста через Неву. Сначала был изготовлен макет в масштабе 1 к 10. В течение 28 дней на нем находился груз весом в 3870 пудов, при этом, никаких дефектов на самой конструкции обнаружено не было. Но, реальный мост, так и не был построен. Комиссия решила, что срок его службы не может превышать 20-30 лет, поэтому, дорогостоящий проект просто не сможет окупиться. 16 лет модель простояла во дворе дома Академии наук, затем ее перенесли в сад Таврического дворца на один из каналов. Там она успешно простояла еще 17 лет. При этом, за все тридцать с лишним лет мост ни разу не ремонтировался.

Кроме того, Кулибин установил механический лифт в Зимнем дворце, изготовил уникальные астрономические часы, которые украсили его фасад. А в 1791 году завершил работу над конструкцией “механическая нога”. Многие русские офицеры лишились ног во время русско-турецкой войны, а изобретение Ивана Петровича помогало им самостоятельно передвигаться. Даже в том случае, если нога была ампутирована выше колена. В начале XIX века Кулибин начал изготовление более легких, но не менее прочных, протезов, в которых металл заменялся деревом.

После смерти Екатерины Кулибин на некоторое время оказался не удел, Павел Первый, вступивший на престол, с подозрением относился к тем, кто пользовался доверием и расположением матери. Талантливый инженер был уволен из Академии наук и вернулся на родину в Нижний Новгород. А вот следующий император, Александр Первый, распорядился вновь возобновить финансирование работ Кулибина, В частности, на Волге появились суда нового типа. С помощью специальной лебедки, они могли свободно двигаться не только по течению, но и против, причем, практически не теряя скорости.

Тягу к изобретательству Кулибин сохранял до последних дней жизни. Будучи в преклонном возрасте, он продолжал интересоваться техническими новинками, публиковался в журналах. Скончался Иван Петрович Кулибин в своем родном Нижнем Новгороде 11 августа 1818 года в возрасте 83 лет. После трех браков у Кулибина было 12 детей: пять сыновей и семь дочерей.

Кулибина часто сравнивали с гениальным итальянцем Леонардо да Винчи, многие их изобретения настолько опередили свое время, что современникам казались бессмысленными и непонятными. И не были применены на практике, в чем, конечно, не вина изобретателей.

Продолжателем дела отца стал сын Александр, выпускник Горного кадетского корпуса в Петербурге. Александр Иванович занимался исследование золотосодержащих руд, управлял казенными приисками. Кроме того, занимался краеведением и писал стихи. Кулибин-младший трагически погиб на охоте в возрасте 39 лет.

Иван Петрович Кулибин

imageИван Петрович Кулибин родился в Нижнем Новгороде 10 апреля (по новому стилю – 21 апреля) 1735 года в семье небогатого торговца мукой. Отец Кулибина не дал сыну школьного образования. Он учил его торговать. Но сын томился за нелюбимым делом, и как только выпадала свободная минута, предавался нелюбимому занятию: мастерил разные диковины- игрушки, флюгера, шестеренки. Отец сетовал на сына, часто повторял В«Наказал меня господь, из мальчонки не будет прокуВ». Кулибин рос замкнутым мечтателем, одержимым идеей изобрести что-нибудь необычное. Всё, что касалось техники, сильно его волновало, особенно интересовали юношу часовые механизмы Но образования, полученного Кулибиным у дьячка, было недостаточно, для того, чтобы разобраться в этих сложных механизмах. На помощь пришли книги. Знания, полученные из книг, юноша проверял опытами.

Поездка Кулибина в Москву по делам городской ратуши дала ему возможность ознакомиться с часовым делом, приобрести инструменты, лучковый товарный станок и резальную машину. По возвращении из Москвы он открыл часовую мастерскую и стал значительно преуспевать в часовом деле. Постоянно изучая физику и математику, изобретатель усовершенствовал свое мастерство и вскоре убедился, что у него достаточно сил, знаний и уменья, чтобы создать часы собственной конструкции с многочисленными математическими устройствами.

В этом деле ему помог купец Костромин, взявший на себя все расходы по содержанию семьи Кулибина и по приобретению материалов и инструментов

Изготовление таких сложных часов, какими являлись часы В«яичной фигурыВ», было исключительно трудным делом. Детали были настолько мелки, что окончательную обработку их приходилось вести под лупой. К тому же Кулибин был не только часовщиком, но одновременно слесарем, инструментальщиком, токарем по металлу и дереву, столяром-модельщиком и, кроме того, конструктором и технологом. Он был даже композитором, так как часы играли мелодию, им сочиненную.

imageКогда изготовление часов В«яичной фигурыВ» подходило к концу, Кулибину удалось ознакомиться с микроскопом, электрической машиной, телескопом и подзорной трубой, привезенными из Москвы купцом Извольским. Эти приборы чрезвычайно заинтересовали Кулибина, и он собственноручно изготовил такие же. 20 мая 1767 года в Нижний Новгород приехала императрица Екатерина. Губернатор Аршеневский и купец Костромин, покровительствовавшие Кулибину, представили его царице. Она осмотрела электрическую машину, телескоп, микроскоп и чудесные часы, на изготовление которых механик потратил больше двух лет.

Часы эти были величиной с гусиное яйцо. Они состояли из тысячи мельчайших деталей, заводились раз в сутки и отбивали положенное время, даже половину и четверти. Царица похвалила талант изобретателя и пообещала вызвать Кулибина в Петербург.

Екатерина II сдержала слово. В марте 1769 года Иван Петрович был вызван в Петербург и определен заведующим механической мастерской Академии наук со званием механика. Поднесенные им Екатерине часы, электрическая машина, микроскоп и телескоп были переданы в кунсткамеру- учрежденный Петром Первым своеобразный музей. В котором хранились разнообразные диковинки.

Для пользы государства и общества

Петербургский период жизни И.П.Кулибина (1761-1801 гг.) был периодом расцвета его таланта смелых дерзаний. Провинциальный изобретатель-часовщик приблизился к источнику высшей научной мысли страны, из которого мог теперь черпать знания путем непосредственного общения с крупными учёными. Он получил в свое распоряжение мастерские с многочисленными отделениями (инструментальным, токарным, столярным, барометрическим, оптическим, пуансониым), со штатом квалифицированных мастеров

Вместе с тем Кулибину, одному из замечательных изобретателей XVIII века, всеми своими помыслами уходившему в решение крупнейших технических вопросов, приходилось жить на побегушках у академического начальства и значительную часть времени тратить на работу, весьма далекую от грандиозных изобретательских планов.

imageИ все же Иван Петрович находил время для разработки своих изобретений. Он спроектировал деревянный одноарочный мост через Неву. Столица крайне нуждалась в постоянном мосте. Но постройка такого моста при тогдашней мостостроительной технике представлял исключительные трудности. Нева широка и глубока. В этих условиях трудно было соорудить опоры(быки) для установки пролетов. Кулибин сумел сделать мост однопролетным, из одной арки. На средства, исходатайствованные ему князем Потемкиным, он приступил к постройке модели. Создание такой модели было крупным событием в строительной технике и привлекло внимание академика Л. Эйлера. Ученый с мировым именем не только ознакомился c чертежами моста, но и проверил расчеты Кулибина по определению грузоподъемности моста и нашел их правильными. 27 декабря 1776 года модель одноарочного деревянного моста была испытана в присутствии специальной академической комиссии. На мост было положено три тысячи триста пудов груза. Модель выдержала эту нагрузку, считавшуюся по расчету предельной. Кулибин велел увеличить тяжесть до 3800 пудов. После этого он взошел модель и пригласил не только комиссию Академии наук, но и рабочих, участвовавших в испытании. Все вместе прошлись несколько раз по мосту. Комиссии ничего не оставалось, как поздравить изобретателя с успехом. Комиссия признала, что по его проекту можно построить мост через Неву длиною 298 метров. Царица, В«с крайним удовольствиемВ» принявшая донесение о столь важном изобретении отечественного механика, и приказала наградить его деньгами и золотой медалью. А мост? Строить мост никто не собирался. Модель его приказано было В«сделать приятным зрелищем публики, которая ежедневно во множестве стекалась удивляться онойВ». Вскоре интерес к модели и у правительства, и у публики остыл. В 1793 году был издан указ перенести её в сад Таврического Дворца и там перебросить через канал. Такова была судьба модели деревянного одноарочного моста, о которой знаменитый мостостроитель Д.Н.Жураховский сказал В«На ней лежит печать генияВ».

Не был воплощен в жизнь и проект трехарочного железного моста, созданный Кулибиным через несколько лет.

Кулибин изобрел также оригинальный светильник, который можно считать прототипом современного прожектора. Для этого светильника он применил вогнутое зеркало, состоящее из огромного количества отдельных кусочков зеркальных стекол. В фокусе зеркала был помещен источник света, силу которого зеркало увеличивало в 500 раз.

Кулибин предназначал свой прожектор прежде всего для практических целей. Он изобрел фонари разной величины и силы: одни были удобны для освещения коридоров, больших мастерских, кораблей, были незаменимы для моряков, а другие- меньших размеров- годились для карет. Но петербургскую знать меньше всего интересовала возможность использовать этот фонарь, являвшийся в то время чудом техники, для нужд русского флота, для мануфактур или городского благоустройства. Кулибинские фонари были применены для декоративных и увеселительных целей.

Но Иван Петрович не опускал рук. Обреченный на должность придворного пиротехника, устроителя иллюминаций и бутафора, он продолжал и в этой сфере создавать изобретения, которые могли иметь огромное значение в народном хозяйстве и в военном деле, если бы только его В«покровителиВ» этому не препятствовали. Таким изобретением было, например, его машинное водоходное судно.

По замыслу Кулибина, Устройство В«водоходного суднаВ» было следующим. Один конец каната привязывается к неподвижному предмету на берегу (или якорю, заносимому вперед), другой обвивается вокруг гребного вала на судне. Течение давит на лопасти колес, они приходят во вращение, и канат наматывается на гребной вал. Судно начинает двигаться против течения.

imageИспытания проводились на Неве особой правительственной комиссией. В«Множество народа собралось на берегах Невы, желая посмотреть, как пойдет судно без парусов и весел, против ветра и течения, единой силой той же текущей водыВ». Когда оно пошло так быстро, что двухвесельный ялик едва мог держаться с ним наравне, громкое В«ураВ» грянуло в привет русскому самоучке, который, стоя на своем судне, сам управлял машиной.

За построенное судно Кулибин был награжден пятью тысячами рублей, но в действие его судно так и не было введено. В социально-экономических условиях того времени суда с бурлацкой тягой были выгоднее машинных судов.В  28 сентября 2004 года исполнилось 200 лет испытаниям В«водоходаВ» [подробнее >>]

imageНо и это не обескуражило изобретателя. Он по–прежнему устремляет В«все свои мысли на изобретение казне и обществу полезных машинВ». В 1791 году Кулибин создал самокатку- трехколесный экипаж, приводившийся в движение педалями, связанными остроумным передаточным механизмом с ведущими колесами машины. В«Слуга становился на запятки в приделанные туфли, подымал и опускал ноги попеременно без всякого почти усилия, и одноколка катилась довольно быстроВ». Она могла везти В«одного или двух праздных людейВ».

В том же году Кулибин сконструировал механические ноги (протез). Первый протез он сделал артиллерийскому офицеру Непейцину. Результат изумил самого Кулибина. Когда изготовленный протез был привязан к ноге Непейцина, то он, обувшись в сапог, В«на первый случай с тростью пошел, садился и вставал, не прикасаясь до неё руками и без всякой посторонней помощиВ».

Военные хирурги признали изобретенный Кулибиным протез самым совершенным из всех тогда существовавших и вполне пригодным к употреблению. Но и это изобретение не принесло Кулибину ничего. Кроме расхода. Пока судили да рядили, собираясь испытать протез на опыте. Применяя его к раненым, некий пронырливый француз выкрал это изобретение и, Как утверждают, продал его потом Наполеону, получив изрядный куш.

Разработка указанных изобретений требовало от Кулибина не только времени. но и денег, нужных на приобретение материалов. Оплату вольнонаемных мастеров. Не имея собственных средств и не получая никаких сумм из казны, Кулибин был вынужден занимать деньги. Путь профессионального изобретателя с каждым годом становился всё более тернистым. Отказавшись от руководства мастерскими, Иван Петрович стал получать всего 300 рублей в год. А им владела уже новая идея о создании модели оптического телеграфа. Кулибин разработал и телеграф оригинальной конструкции, и секретный телеграфный код. Но государственное и общественное значение этого изобретения. Не было оценено теми. От кого зависела возможность сооружения телеграфа. Первый телеграф в России был установлен в 1835 году французом Шато, которому русское правительство уплатило 120 тысяч рублей только за В«секретВ» устройства его оптического телеграфа, хотя в России задолго до этого был разработан Кулибиным более совершенный телеграф.

Проект отклонен

Уже с 1791 года Кулибин добивался у правительства средств: для внедрения в волжское судоходство машинных судов. Канцелярская, волокита с рассмотрением его прошений тянулась много лет. Скончавшуюся Екатерину сменил на престоле Павел, после Павла стал царствовать Александр I. Он познакомился с предложением Кулибина, В«каким образом удобнее и без отягощения казны ввести во употребление на реке Волге машинные суда, для пользы государстваВ». Кулибин просил немного: выдать ему вперед за два года его жалованье на постройку судна. В случае неудачи все расходы он принимал на себя. Царь удовлетворил просьбу изобретателя. В 1891 году Кулибин с семьей выехал из Петербурга в Нижний Новгород, чтобы приступить к постройке водоходного судна.

Еще до приезда в Нижний Новгород он наметил программу, и методы производства своих опытов и тотчас начал проектировать и строить пробное судно. По словам сына Ивана Петровича В«…в сем упражнении он провел 1802 — 1803 — 1804 годы, трудился, не жалея ни сил, ни здоровья, претерпевая жестокие ветры, сырость и морозы, усердствуя ускорить исполнение пламенного желания своегоВ». Ивану Петровичу было уже 70 лет, и он В«едва мог превозмочь сне не малотрудное делоВ».

Официальное испытание правительственной комиссией пробного машинного судна состоялось 28 сентября. Результаты его были вполне благоприятны. С грузом в восемь тысяч пятьсот пудов судно шло против течения со скоростью 409 сажень в час. Нижегородский губернатор А.М.Руновский, отметив В«oтличное усердие и рвение И.П.КулибинаВ», сообщил правительству, что применение этого судна на Волге В«было бы для навигации не бесполезноВ». Но охотников применить машинное судно. Кулибин так и не нашел. Оно стояло у берега и гнило, а на Волге, как и встарь, бечевою тянули суда и раздавалась бурлацкая песня, В«подобная стонуВ».

В 1807 году по распоряжению губернатора Кулибин передал судно на хранение городской думе под расписку, а чертежи послал в министерство внутренних дел. Но не в интересах господствующего тогда класса было поддерживать мероприятия по сокращению рабочей силы путем механизации труда. Проект Кулибина отклонен, а судно за 200 рублей продано на дрова.

Последней мечтой изобретателя был вечный двигатель. Кулибин умер, окруженный чертежами, работая до последнего вздоха, Для того, чтобы похоронить его, пришлось продать стенные часы. В доме изобретателя, известного далеко за пределами России, не было ни копейки. Он жил и умер нищим.

Судьба Кулибина так же, как и судьба других изобретателей, отражает мучительный процесс борьбы между прогрессивными элементами русского общества, стремящимися в недрах феодально- крепостнического уклада развивать отечественную промышленность на основе передовой машинной техники, и консервативными силами дворянской России XVIII века желающими подавить эти элементы, затормозить прогрессивные стремления.

Трагедия Кулибина – трагедия гения, не смогшего побороть консервативные силы того времени и поэтому не увидевшего своих замыслов осуществленными.

(Использованы материалы из книг Н.Кочина В«КулибинВ» и В.Пипунырова В«Иван Петрович КулибинВ».)

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий