День рождения отмечает директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова

Previous Entry | Next Entry

Интеллектуальный стиль Ольги Свибловой

Обычно по тэгу #celebrity style мы говорим о кинозвездах и других людях, для которых хорошо выглядеть — это часть работы. А сегодня мне хочется посвятить пост женщине, которой я давно тихо восхищаюсь, и образы которой для меня — аргумент к мысли, что красота и стиль — они все же изнутри. Итак, Ольга Свиблова — режиссёр документального кино, куратор-искусствовед, создатель и директор Московского дома фотографии (теперь «Мультимедиа Арт Музей»), академик РАХ. image В журнале Allure есть интервью с Ольгой Свибловой, где она рассказывает об отношении к вещам, моде и стилю. Вот цитата: «Я не рассматриваю одежду как нечто, связанное с сезоном или модой. Я могу носить вещи по 20 лет, потому что покупаю не просто одежду – я покупаю кусок самой себя, своей души, своего куража. Целенаправленного шопинга у меня не бывает, разве что в моменты депрессии. Tогда я иду в самый дешевый магазин, чтобы не заплатить за лечение слишком дорого. Мне нравится черный цвет – он гениально маскирует усталость. Белый тоже люблю, но он маркий. Мне всегда жалко надевать белое. Иногда хочется «выйти в цвет», но не получается. В любом городе мира я покупаю одни и те же марки – любимых бельгийцев и японцев». image 2. Крупные акцентные украшения и аксессуары *В посте — встроенные превью фотографий встроены, оригиналы открываются в первоисточниках по клику, там можно рассмотреть ближе

Profile

Создай свой стиль

Tags

View my Tags page Рекомендуем почитать

Page Summary

  • : (no subject) [+15]
  • : (no subject) [+1]
  • : (no subject) [+0]
  • : (no subject) [+0]
  • : (no subject) [+8]
  • (Anonymous) : (no subject) [+1]
  • : (no subject) [+4]
  • : (no subject) [+0]
  • : (no subject) [+0]
  • : (no subject) [+0]
  • : (no subject) [+0]
  • : (no subject) [+0]
  • : (no subject) [+0]
  • : (no subject) [+0]
  • : (no subject) [+0]

Latest Month

November 2020
S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

View All Archives

Categories

View my Categories page Powered by LiveJournal.com

Обычно мы говорим о кинозвездах и других людях, для которых хорошо выглядеть — это часть работы. А сегодня мне хочется посвятить пост женщине, которой я давно тихо восхищаюсь, и образы которой для меня — аргумент к мысли, что красота и стиль — они все же изнутри. Итак, Ольга Свиблова — режиссёр документального кино, куратор-искусствовед, создатель и директор Московского дома фотографии (теперь «Мультимедиа Арт Музей»), академик РАХ. В журнале Allure есть интервью с Ольгой Свибловой, где она рассказывает об отношении к вещам, моде и стилю. Вот цитата: «Я не рассматриваю одежду как нечто, связанное с сезоном или модой. Я могу носить вещи по 20 лет, потому что покупаю не просто одежду – я покупаю кусок самой себя, своей души, своего куража. Целенаправленного шопинга у меня не бывает, разве что в моменты депрессии. Tогда я иду в самый дешевый магазин, чтобы не заплатить за лечение слишком дорого. Мне нравится черный цвет – он гениально маскирует усталость. Белый тоже люблю, но он маркий. Мне всегда жалко надевать белое. Иногда хочется «выйти в цвет», но не получается. В любом городе мира я покупаю одни и те же марки – любимых бельгийцев и японцев». И неизменные элементы стиля: 1. Черный цвет и монохром « 2. Крупные акцентные украшения и аксессуары 3. Архитектурный крой, игра объемов и фактур 4. Капсульные сочетания и любимые «знаковые вещи». Туфли и топы совершенно спокойно повторяются в разных сочетаниях, а любимые колье стали уже просто брендом. Если загуглите «колье как у Ольги Свибловой», увидите, что украшения разной степени похожести на свибловские — это практически целая индустрия) «Я думаю, что нынешняя погоня за роскошью — не что иное, как бегство от одиночества. И вместо того чтобы размышлять абстрактно о смысле жизни, надо наполнять смыслом каждое мгновение бытия и просто хорошо делать свое дело. Мести улицы чисто, фотографировать хорошо, делать все, максимально выкладываясь. Так гораздо приятнее и проще жить.»  Источник

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться 4

Культура Больше двадцати лет назад она создала Московский дом фотографии и поставила своей целью популяризовать современное искусство. Сегодня под началом этой хрупкой женщины — Мультимедиа арт музей и другие важные культурные проекты, работа над которыми превращает ее день в нескончаемую череду телефонных разговоров и важных встреч. Reading time 1 minutes

На съемке для L’Officiel Ольга Львовна рвала и метала. Сотрудницы раздела «Мода» мужественно держали оборону, перед ними была поставлена непростая задача — найти для Свибловой, у которой годами не меняется стиль в одежде, новые силуэты и цветовые решения. Ольга Львовна недолго терпела такое вторжение на территорию личных предпочтений и уже на втором кадре пошла в контрнаступление. Ей разонравилось решительно все, и угрозы убить стилиста каблуком звучали весьма убедительно. Длинные платья вообще были отметены как самое жуткое изобретение человечества. «Ноги — это лучшее, что во мне есть, а вы их стараетесь скрыть!» — кричала Свиблова. Чтобы отвлечься от ужаса происходящего, я мысленно прокручивал сценку из мультфильма про поросенка Фунтика: «Хозяйка, пули свистели над головой!» — «А сапоги над головой не свистели?»

К счастью, фотосессия закончилась до запуска в воздух тяжелых снарядов. Молодость довольно быстро уступила натиску авторитета. Дальше я в гордом одиночестве пару часов сидел под дверью кабинета, пока Свиблова принимала посетителей. За это время она заметно остыла, я даже порадовался такому долгому ожиданию, но стоило мне попасть на аудиенцию, как дело получило неожиданный оборот. «Нам сейчас с вами придется поехать на поминки, — сказала Ольга Львовна, — это недалеко, в ресторане у Церетели, а потом я вам дам лучшее в мире интервью». Деваться было некуда. Свиблова на этом скорбном вечере мелькнула зарницей: пожала руки, обнялась, толкнула речь, и мы сразу же устроились для разговора в соседнем зале. Интервью действительно оказалось очень откровенным.

Ольга Львовна, как так получилось, что в середине девяностых все искали, как заработать побыстрее денег, а вы решили организовать музей?

Меня не интересовали деньги как таковые, а чтобы их «делать», как это называли в девяностые, нужно их любить. Для меня деньги — всего лишь средство достижения результата. Поэтому я не знаю, сколько их у меня в кармане, зато очень точно помню музейные сметы на наши проекты за двадцать лет.

В начале 90-х, времени абсолютной свободы, каждый думал о том, что он хочет и кем бы он хотел стать. Кто-то решил и стал банкиром. Я любила и люблю искусство. Это мой кайф, источник пополнения моей витальной энергии. Поэтому мне хотелось, чтобы в Москве появилась нормальная художественная жизнь. С 1991 года я много жила и работала в Париже. Во Франции, на родине фотографии, трудно в нее не влюбиться.

Международные фестивали, музей «Европейский дом фотографии»… Я изучала опыт и дала себе слово, что когда-нибудь у нас все будет как в Париже и лучше. В 1996 году сделала Московскую фотобиеннале. На нее пришли тысячи зрителей. «Мы в ответе за всех, кого приручили» — это моя любимая фраза из любимой книги Экзюпери «Маленький принц». Я почувствовала ответственность перед зрителями, перед фотографами и поняла, что обязана продолжить работу. Уезжая на каникулы, написала в Департамент культуры Москвы, что нужно создать первый в России музей фотографии. Меня услышали. Осенью вернулась в Москву и получила ответ, что я — директор, а муниципальный зал на Остоженке, лежавший в руинах, стал нашим Домом.

Мне трудно молчать, когда происходит событие, грозящее катастрофическими последствиями культурной экосистеме. Тем не менее более чем 200 СМИ я отказала в комментарии. Именно опасаясь катастрофических последствий и точно прогнозируя, как будет развиваться дискуссия. Если говорить о самом Джоне Стерджесе, мне лично этот фотограф не интересен. К счастью, выставку закрыли сами владельцы галереи и обошлось без прокуратуры. Хулиганы в камуфляже за омерзительное поведение были отправлены в полицию. А дальше все-таки началась опасная дискуссия о дозволенном и недозволенном в искусстве и о том, кто должен решать, что в нем возможно, а что нет.

В такие дискуссии обычно втягиваются люди, не имеющие к культуре никакого отношения. Почему-то никто не позволяет себе давать советы ученым, хотя и такое было в нашей истории. Мы знаем, что великий конструктор Сергей Королев на многие годы оказался в сталинских лагерях, с тысячами других гениальных ученых. Человек, оказавшийся в заключении по воле менеджеров от науки, мог просто физически не выдержать пыток, и тогда Россия не осуществила бы запуск первого космического спутника и первого человека в космос. Мы помним, что Лев Толстой был отлучен от церкви в царской России. Поэтому я боюсь непрофессиональных дискуссий об искусстве.

Ну и как при таком положении дел в нашей стране заниматься современным искусством? У нас на статую Давида скоро трусы наденут.

Надо быть объективными, проблемы с цензурой в искусстве случались не только в России. Работы Кулика задерживала французская таможня. Мой кураторский проект с работами группы АЕС+Ф пытался цензурировать американский музей в Майами. Был выбор: обострить ситуацию и пойти на скандал (а скандал всегда приносит рейтинг) или много месяцев терпеливо объяснять, почему мои коллеги не правы. Победило терпение. Думаю, что диалог, при котором стороны уважительно общаются и пытаются слушать друг друга, — стратегия продуктивная. Реакцию Министерства культуры на речь Константина Райкина, например, можно приветствовать.

А вы умеете идти на компромиссы?

Да. Если под компромиссом понимать умение встать на точку зрения другого человека, попытаться понять его мотивы и обстоятельства. Если работаешь в искусстве, нервные окончания должны быть обнажены. Эмоции — главный инструмент. В межличностных отношениях эмоции часто мешают, создают конфликты. Однако продуктивные конфликты необходимы. Они позволяют быстрее найти обдуманный и взвешенный выход из, казалось бы, тупиковой ситуации.

Работа директора музея — постоянное общение, иногда от него устаешь и хочется сбежать к животным. В детстве я мечтала быть пастухом собак. В Париже у нас с мужем было две собаки. Если когда-нибудь перееду за город насовсем, заведу не меньше пяти.

А еще в детстве у вас была любимая героиня — Наташа Ростова. При этом вы больше похожи на Скарлетт О’Хару…

Мне нравилась Наташа Ростова. Причем и когда она романтически мечтает под луной, и когда она, счастливая мать, встречает Пьера Безухова, протягивая ему пеленки. Наташа Ростова — живая. В отличие от холодной красавицы Элен. А для меня вообще все люди делятся на живых и мертвяков. Мне казалось и до сих пор кажется, что семья — настоящее предназначение женщины. Семья — это служение. И для меня без служения нет смысла в жизни.

Когда в девятнадцать лет я выходила замуж за поэта Алексея Парщикова, то понимала, что буду служить русской поэзии. Это было прекрасно, несмотря на то, что много лет я рыдала каждый день.

Почему?

Каждый большой художник прежде всего фиксирован на своем внутреннем мире, любая строчка, любая картина, фотография, фильм — результат глубочайшего сосредоточения прежде всего на самом себе. Внутренний мир, если он есть, не открывается так просто никому. Поэтому, живя рядом с художником, по-человечески рискуешь оказаться в вакууме одиночества. Однако счастье видеть, как на твоих глазах рождается то, что тебя восхищает, несравнимо ни с чем.

Мы были совсем дети, когда познакомились с Алешей, и до свадьбы общались совсем немного. У Парщикова был любимый рыжий дог Прошка, он обожал его и мог часами с ним играть, зато, когда Прошке надо было гулять или есть, а Алеше работать, Прошка мог быть абсолютно забыт. У меня хорошая интуиция, поэтому, соглашаясь на свадьбу, я знала, что меня ждет, но ни минуты не жалею о принятом решении. Когда фильм «Черный квадрат», мой оммаж искусству и художникам, которых я бесконечно любила и которые своим искусством многое во мне изменили, был готов, художники, как дети, стали считать, кто из них сколько минут и секунд появляется на экране. Я создавала фильм во имя общего дела, а они считали секунды. Это был шок. От прыжка в окно с седьмого этажа меня спас пятилетний сын. Потом вышла во двор и встретила мужа. На фразу: «Леша, мне так плохо!» — я услышала ответ: «Учись жить одна».

И это после восемнадцати совместно прожитых лет?

Да. Он собирался в Стэнфорд и жил надеждами… А я запомнила его фразу на всю жизнь. Она мне не раз помогала и помогает до сих пор.

У вас дома есть семейный альбом с фотографиями?

Семейный архив закончился на дедушкиных фотографиях. В ГУЛАГе он был главным инженером знаменитой сталинской стройки Волга — Дон, будучи ссыльным, во время войны строил оборонительные сооружения вокруг Ярославля. Когда дед уже вернулся в Москву и о жертвах сталинских репрессий стали говорить в открытую, на одном из мероприятий ему вручили фотоаппарат «Зенит» с надписью «Борису Николаевичу Свиблову за ударный труд».

На этот фотоаппарат было снято много семейной хроники, бережно хранящейся в альбомах. Думаю, фотография продлила дедушке жизнь на пенсии. Если у меня найдется время, напишу книгу, почему фотографы живут долго. Это не только опыт моего дедушки, но и мировая статистика.

Вот у вас три телефона на столе лежат, вы всеми тремя пользуетесь?

Да, но они меня как раз второй день дико раздражают, потому что я очень консервативный революционер, а у них поменялась прошивка. Это как приходишь помаду выбирать — знаешь точно, какая тебе нужна, а ее сняли с производства и заменили другой, и тебе нужно потратить время, чтобы найти новую. Хотя иногда обновления совпадают с каким-то твоим внутренним настроем, и тогда они в радость.

Вот я, например, все время хожу в черном, но при этом очень люблю белое. Редко ношу белую одежду только потому, что она быстро пачкается, надо сдавать в химчистку, а там обязательно что-то случится. При этом иногда хочется купить что-то ярко-желтое, зеленое, синее, красное, умом понимаю, что никогда такую одежду не надену, но хочется же!

А от брендов вы зависите?

Я, конечно, люблю хорошую одежду, но, как показывает практика, она есть у разных марок. В Париже лет пятнадцать мы жили на Madelene. Вокруг Chanel, Lanvin, Prada, Armani и так далее. В какой-то момент там же открылась Zara и обнаружилось, что лечить депрессию, а чаще всего оказываешься в магазине именно во время депрессии, лучше и менее «кусаче» для бюджета в Zara.

В моем гардеробе Zara чудесно уживается с другими брендами. Жарким летом на презентацию Dior на Красной площади я прибежала с работы в юбке Uniqlo и майке от Yamamoto, купленной лет пятнадцать назад. Хозяева презентации осыпали меня комплиментами и пытались узнать, какого года на мне коллекция. Год я была лицом бренда в России. Никто не мог представить, что я могу прийти в Uniqlo.

Неважно, сколько стоит вещь и какой бренд за ней стоит, важно, чтобы она была твоя. Ведь вещи служат нам, а не мы им. В какой-то момент человек совпадает сам с собой. Одежда — один из важных факторов самоидентификации. Совпадая сам с собой, обретаешь свободу выбора.

Вот в искусстве большинство коллекционеров-неофитов пытаются купить произведения художников-брендов, настоящий коллекционер ищет, полагаясь на собственную интуицию. Великий Щукин первым покупал работы молодых и в то время никому не известных французских художников. На работы молодых обычно смотрят с опаской, ждут, когда они станут мастерами, а потом рынок гоняется за их ранними работами, они-то как раз и оказываются самыми дорогими. Доверие к своей интуиции важно и в жизни, и в искусстве. Интуиция позволяет чувствовать движение времени. Календарно мы все в одном хронотопе, но кто-то проваливается и застревает в прошлом, кто-то живет в настоящем, гении же всегда время опережают.

Для вас, кстати, время — это враг или все-таки союзник?

Если говорить о времени физическом, то у меня с ним ужасные отношения. Я все время и везде опаздываю. Испытываю угрызения совести и дикий стресс. Настоящим я точно не живу, потому что куча дел и планов заставляют постоянно спешить. Прошлое мне интересно, так как это проекционное поле для будущего. Мне близко высказывание Родченко: «И в жизни мы, человечество, есть опыты для будущего». Перед этим будущим у меня гиперответственность. Цветаева говорила: «Думать можно за чисткой рыбы, а для переживания нужно время». Без переживания плохо думается, поэтому времени на переживания хотелось бы побольше.

Ну а что же с любовью, которая, как вы много раз говорили в интервью, — главная движущая сила?

Любовь — это то, что ты всегда ищешь, просишь у Господа. Я до сих пор не знаю, что важнее: чтобы ты влюбился или чтобы тебя полюбили, взаимность бывает редко. В 1991 году я встретила своего второго мужа Оливье Морана. За двадцать три года совместной жизни он дал мне столько любви и нежности, что сейчас, когда его уже два года нет на свете, я молю Бога только о том, чтобы этот резервуар любви во мне, им заполненный, не иссяк. Недолюбленные люди опасны для себя и еще больше для окружающих. В своем завещании Оливье назначил мне встречу через сто лет на планете Маленького принца. А сегодня ночью я как раз пересматривала гениальный мультфильм «Маленький принц» Марка Осборна. Кино — это единственное место, где я плачу, смеюсь, просто по-настоящему живу.

Ольга Свиблова

В 1987 году Ольга Львовна окончила аспирантуру факультета психологии по специализации «Психология творчества» и организовала две программы для 17-й молодежной выставки — поэтическую и кинематографическую, на которой были показаны работы неофициальных талантливых художников.

Ольга Свиблова — основатель и директор Московского дома фотографии (с 1997 года). Благодаря Свибловой в столице проходят два крупных фотофестиваля — «Фотобиеннале» и «Мода и стиль в фотографии», в рамках которого показаны работы крупнейших фотографов мира, в том числе большое место уделяется французской фотографии. В МДФ создана первая в России библиотека по фотографии.

С 2007 года Свиблова также курирует павильон России на Венецианской биеннале.

В 1987 году Ольга Свиблова в качестве режиссера сняла документальный фильм «Черный квадрат», завоевавший награды на фестивалях в Каннах, Лондоне, Чикаго, Бомбее и сделавший ее имя известным. Чуть раньше о Свибловой узнали герои «Черного квадрата» — русские художники-авангардисты.

Свиблова лауреат многочисленных премий.

Ольга Свиблова и Изабель Юппер

С Леонидом Парфёновым

Ольга Свиблова замужем за французом, владельцем страховой компании Оливье Мораном.

Они познакомились в 1991 году на выставке в Париже. «Человек с грустными глазами» подарил Ольге факс, на который присылал рисунки и нежные послания. Моран спонсировал искусство – один проект за другим, и вот спустя восемь лет Оливье принимает православие и венчается с Ольгой. Супруги до сих пор живут в разных городах, но созваниваются по 10 раз на дню, а видятся раз в две недели.

Святое – совместные каникулы на юге Франции: в эти дни в дом в Камарге не допускают даже детей.

С Натальей Водяновой

В 1988 году организовала и провела фестиваль в финском городе Иматра — один из первых фестивалей нового русского искусства, была куратором проектов «Искусство как деньги. Деньги как искусство», подготовленного для Всемирного экономического форума в Давосе и «Искусство как власть. Власть как искусство» в ЦДХ в 1993 году.

В рамках фотофестивалей предоставлены работы крупнейших фотографов мира. Особое место уделяется французской фотографии, и не случайно. По мнению Ольги Львовны, Франция и США — две страны, где фотография впервые была поднята на музейный пьедестал. Причем во Франции особенно развита материальная культура и все, что составляет предметную ткань истории.

Главная заслуга Ольги Свибловой — возрождение отечественной фотографии. Она открыла Московский дом фотографии, бессменным директором которого и является.

Ольга Свиблова и Диана фон Фюрстенберг

Наталья Водянова, Диана фон Фюрстенберг, Наоми Кэмпбелл, Ксения Собчак, Ольга Свиблова и др.

59.939524 30.312021

image
А еще Ольга Львовна – академик Российской академии художеств и кинодокументалист с международными призамиФото: Сергей Джевахашвили

Аристократичная, изысканная, утонченная – ни один российский чиновник от культуры не удостаивается таких комплиментов, как Ольга Свиблова. А еще основательница Московского дома фотографии, директор МАММ – Мультимедиа Арт Музея – способна так артистично и увлеченно преподнести анонс своих проектов и выставок, что даже я, знающий Ольгу много лет, каждый раз поражаюсь.

«Она стоит на небольшом подиуме из неструганых досок. Держит на руках младенца. Завернута в какую-то обычную студийную драпировку, подхваченную булавками. А ты видишь тяжелые мерцающие складки шелка, светящийся ореол, нежные облака и понимаешь, что она парит, как рафаэлевская Мадонна!» – это Свиблова рассказывает о работе Лейбовиц для очередного выпуска календаря Pirelli, героиней которой выступала Наталья Водянова.

C выставки Анни Лейбовиц начался очередной международный месяц фотографии, или, как говорит сама Ольга Свиблова, «двадцатая фотографическая весна в Москве», придумала которую, разумеется, тоже Свиблова. Пока директор МАММ страстно объясняет гостям, в чем прелесть еще одной открывшейся экспозиции – «Уездный город Галич (1900–1930-е годы) в фотографиях Михаила Смодора» (всего в рамках «Фотобиеннале-2016» Ольга планирует провести 50 (!) различных выставок и задействовать все площадки музея), я поднимаюсь на шестой этаж, где меня ждут работы звезды мирового современного искусства Хироси Сугимото. Целую четверть века Ольга Свиблова мечтала показать в России свои любимые серии этого японского фотографа и художника.

image
Эта фотография Натальи Водяновой для Pirelli считается одной из самых больших удач Анни ЛейбовицФото: Сергей Джевахашвили

«Я все время думаю, Андрей, ну почему так долго?! Но потом оказывается, что все cлучается в правильное время. Когда нас трясет, мы в панике, паника порождает истерику и тревогу, в этот момент к нам приходит Сугимото – автор самых медитативных и магических фотографий на планете. На первый взгляд ничего необычного: простая фронтальная композиция, черно-белое изображение, но ты застываешь перед ними как

вкопанный! Начинаешь ощущать целостность мира, и все, что сегодня пугает, вдруг смывается. В русском языке есть такое слово «светопись». Можно не ехать в Тибет, не медитировать в пещерах, а просто прийти к нам в музей и посмотреть, откуда же берется знаменитый белый свет Хироси Сугимото, как он на тебя действует».

image
Четверть века мечтала Ольга Свиблова показать ранние работы Хироси Сугимото в РоссииФото: Сергей Джевахашвили

Позднее, за ужином в честь открытия выставки, когда японский мастер расскажет мне, что впервые увидел Москву в 1972 году и наша столица поразила его темнотой, я подумаю о том, что сегодня благодаря таким людям, как Ольга Свиблова, света на московских улицах стало гораздо больше. Оля частый гость и моих программ. Всегда готова поделиться советом, успокоить, а иногда и отдать последнее. Не на камеру, нет! А где-нибудь в глубине, за кулисами.

Думаю я и о том, что так держаться – Ольга потеряла любимого мужа, французского галериста и бизнесмена Оливье Морана – способна только она. И придумать, что в сером и промозглом феврале в столицу должна приходить весна, пусть и фотографическая, может лишь Свиблова!

«У нас много площадок, проекты меняются постоянно, а мастер-классы от мировых звезд фотографии вообще уникальны!» – объясняет Ольга очередной телевизионной группе. «Фотобиеннале-2016» стартовала, Ольга Свиблова нарасхват.

image
На шести этажах музея каждый может найти экспозицию для себяФото: Сергей Джевахашвили
image
Что лучше фото объяснит сегодняшним 20-летним, как и чем жили их родители при СССРФото: Сергей Джевахашвили

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий