Интересные факты про Михаила Клеофаса Огинского. Где в Витебске находился дом Огинских и их крипта

ЕГОР КРИД feat. Гуф АВТОМАТ (feat. Гуф) 02:59 Neverlove Розовое вино 3 02:30 CHVRCHES Good Girls 03:19 T-killah Аперолька 02:23 BLACKPINK Lovesick Girls 03:13 нексюша Анимешница 02:09 3-ий Январь Питер — Москва 02:12 MIA BOYKA Алень 02:09 RÜFÜS DU SOL Alive 05:35 LIRANOV Черно-белая полоса 01:50 Feint Fading Wind 04:55 Logic Get Up 03:33 ANIKV там, где хорошо 03:35 КУОК Воздух 02:45 INSTASAMKA, Витя АК TERMINAL 01:50 Zivert DEL MAR 03:41 Jubilee feat. Masha Hima КИЛИМАНДЖАРО 03:08 Masked Wolf Say So 02:01 TVETH, LIL SMOOKY feat. Boulevard Depo Дом (feat. Boulevard Depo) 02:57 MAYOT В моих мыслях 02:14 DJ DimixeR Kostroma 02:25 Jah Khalib Лиловая 02:52 OG EZZY AMF 02:31 The Limba Инсайд 01:57 FEDUK feat. Cream Soda Я пони (feat. Cream Soda) 02:25 ANAZED И я 02:21 NKI Tattoo 02:46 BTS Permission to Dance 03:08 Manizha feat. Fardi Vitehropoles 04:35 Супер Жорик Меня прёт от тебя! 02:43 NATALIYA Пьяная 03:16 Эллаи Но тебя нет 02:42 Bad Bunny De Museo 03:30 ФРЕНДЗОНА Поиграем 02:28 Сабрина Примадонна 03:18 LP Goodbye 03:47 UNTONE CHERNOV Неси меня к берегу 03:37 ПИКЧИ! МНЕ УЖЕ ВСЁ РАВНО 04:04 Colorit хотя бы просто улыбнись / Козимнин карасы (Live Mashup) 03:47 Didar Ближе 02:51

Современная Россия не особо жалует классическую музыку. Нельзя сказать, что музыкальная классика пользуются широкой популярностью у российского слушателя. Чтобы пересчитать широко известные и любимые народом классические музыкальные произведения, достаточно пальцев одной руки.

image

Вне всякого сомнения, в это число входит знаменитый «Полонез Огинского» (второе название — «Прощание с Родиной»), автором которого является Михаил Клеофас Огинский (фото в статье представляют репродукции портретов композитора).

Человек и полонез

Школьный курс музыки в советских, а затем и в российских школах содержит информацию о том, что знаменитый музыкальный шедевр был написан Михаилом Клеофасом Огинским в период его прощания с горячо любимой родиной. Известно, что ему пришлось покинуть Польшу после того, как печально знаменитое восстание Т. Костюшко, в котором участвовал композитор, было разгромлено. Яркую, насыщенную драматическими событиями жизнь прожил Михаил Клеофас Огинский. Интересные факты его биографии изложены в данной статье.

image

Жизнь как роман

Биография Михаила Клеофаса Огинского полна взлетов и падений, высокой самоотверженности, парения творческого духа и горечи поражений. Известен удивительный исторический факт: несмотря на антироссийскую направленность восстания, в котором Михаил Клеофас Огинский принимал активное участие, россияне всегда сопереживали и сочувствовали несчастью, которое вдохновило его на творчество.

Но участие в разгромленном восстании и рождение музыкального шедевра — всего лишь один эпизод из интересной жизни этого удивительного человека. Жизненный путь Михаила Клеофаса Огинского напоминает увлекательный приключенческий роман. В нем тесно переплетены музыка, политика и любовь.

Михаил Клеофас Огинский: краткая биография. Происхождение

Будущий композитор родился 25.09.1765-го недалеко от Варшавы, в поместье Гузове Мазовецкого воеводства. По происхождению князья Огинские не были поляками. Их предками историки называют западных русинов (белорусы, принявшие католицизм). Поэтому, как считают исследователи, уместнее было бы имя автора знаменитого полонеза произносить не «Михал», а «Михаил». Произношение фамилии композитора некоторые ученые также считают неправильным: ее польский вариант звучит как «Огиньский», в русском же варианте смягчение в середине слова отсутствует.

Князья Огинские были уверены в том, что начало их родословной восходит к роду самого Рюрика. У себя на родине они занимали соответствующее их высокому происхождению положение. Михаил Клеофас Огинский справедливо гордился своими предками: все они в Великом Литовском княжестве, входившем в Речь Посполитую, занимали высокие поста. Его прадед был воеводой в Витебске, а дед и отец возглавляли Трокское воеводство. Дядя будущего композитора был воеводой в Вильно и Великим гетманом Литовским.

Образование

Все в семье Михаила были уверены, что мальчику, как и его великим предшественникам, уготована успешная политическая карьера. С малых лет родители целенаправленно обучали и воспитывали сына, видя в нем будущего военачальника или государственного деятеля. В семью был приглашен бывший гувернер австрийского императора, один из лучших педагогов в Европе.

Тем, кто желал бы понять, насколько серьёзной была подготовка маленького Огинского, следует знать, что уже с семилетнего возраста его учебные занятия длились по 16 час. в день. Родители находили время и для обучения сына музыке, причем к этому относились весьма серьезно. Мальчику прививались не только азы игры на всевозможных музыкальных инструментах, но также и преподавалась теория музыки. По иронии судьбы, учителем Михаила Огинского, пламенного польского патриота, был композитор О. Козловский, который впоследствии написал музыку первого гимна, прославляющего Российскую империю: «Гром побед, раздавайся!».

Мятежный министр

В 19 лет М. Огинский становится депутатом в польском сейме, затем его направляют в качестве посла от Речи Посполитой в Нидерланды и Великобританию. В двадцать восемь Огинский занимает пост министра финансов Великого Литовского княжества.

Блестящую политическую карьеру омрачали внутренние распри в стране, а также то, что некоторые территории Речи Посполитой исторически перешли к более успешным и мощным соседям — России, Австрии, Пруссии. Молодому политику пришлось сделать выбор: он примкнул к тем, кто не желал мириться с таким раскладом, и стал одним из участников антироссийского восстания Тадеуша Костюшко. Участие молодого министра в данном мятеже не было формальным: вложив собственные средства, Огинский формирует и вооружает отряд в 2000 чел., и не без успеха разворачивает партизанскую борьбу против русских.

Восстание Костюшко было подавлено войсками Российской империи, Австрии и Пруссии. Самого Костюшко пленили, а Михаил Огинский вынужден был бежать.

Михаил Клеофас Огинский: полонез

Именно в это время и было написано знаменитое музыкальное произведение. Огинским и ранее успешно совмещались политическая карьера и музыкальное творчество. К тому времени на его счету был уже значительный список музыкальных произведений, но ни одному из них не удалось повторить успех легендарного полонеза.

Катастрофа

Восстание Костюшко обернулось для Польши настоящей катастрофой. В результате очередного территориального раздела страна исчезла с карты мира, Огинский же лишился всех его поместий. Все деньги и даже драгоценности супруги были им потрачены на организацию восстания, оплату амуниции, оружия и продовольствия для мятежного войска. В итоге Огинский остался без каких бы то ни было средств к существованию.

Бегство

В это время личная жизнь Михаил Клеофаса Огинского также оказалась на грани разрушения. Его жена Михаила Изабелла не разделяла пассионарных настроений мужа, вскоре его оставила и уехала к родственникам. Огинскому пришлось в одиночку скрываться в Европе, меняя места проживания и имена. Известно, что за ним шла настоящая охота. Российскими властями таланты Огинского как военного и дипломата были оценены по достоинству, ему грозила тюрьма.

Подготовка нового мятежа

За границей Огинский встречался с польскими эмигрантами, пытался договориться о поддержке с революционным французским правительством, призывал турецкого султана вновь развязать войну с Россией. Но все его дипломатические усилия не увенчались успехом. Судьба Польши оказалась не интересной правительствам других стран, развязывать новую войну с Россией они не пожелали. Михаил Огинский был крайне измучен и разочарован.

Королю Нидерландов, где он раньше был послом, удалось договориться с прусским монархом об амнистии для Огинского. Политику было разрешено проживать в Пруссии. Состоялось его воссоединение с женой, родилось двое сыновей — Тадеуш и Ксаверий. Но в 1801-м супруги окончательно расстались. Вероятно, Михаилу не удалось забыть, что жена оставила его в трудный момент. А может быть, его супруге стало понятно, что муж нисколько не изменился и может ввязаться в новую политическую авантюру и опять потратить на неё все семейные средства.

Крутой поворот

В 1802-м новым русским императором Александром I была объявлена амнистия для всех участников восстания Костюшко. Огинскому не только было даровано право возвратиться домой, он получил обратно все свои владения.

Подобная милость стала возможной благодаря влиянию на молодого российского императора поляка Адама Чарторыйского, входившего в окружение монарха. Князю Огинскому теперь можно было поселиться в своём Залесском имении, где им была построена усадьба и заложен парк.

Новый брак

В 37 — летнем возрасте Михаил Огинский опять женится. Избранницей князя становится вдова его умершего друга, графа Нагурского, 25-летняя итальянка Мария Нери. Биографы князя Огинского сообщают, что темперамент его супруги был поистине безудержным: нельзя было счесть числа её любовников. В этом браке родилось четверо детей — три девочки и один мальчик, но лишь относительно одной из дочерей Огинского, Амелии, у современников не было сомнений в подлинности отцовства князя. Столь дурная репутация супруги князя, тем не менее, не помешала их браку просуществовать целых 13 лет.

Возвращение в большую политику

В 1810-м дворянством Гродненской и Виленской губерний Михаил Огинский был направлен к российскому царю Александру I в качестве советника по делам края. Кандидатура бывшего мятежника была поддержана Михаилом Кутузовым. Так Михаил Огинский возвратился в большую политику, став российским сенатором и войдя в число доверенных лиц царя. Князь надеялся, представив Александру I проект создания Великого Литовского княжества в составе Российской империи, добиться для своей родины хотя бы автономии. Но царем проект был отвергнут.

Последние годы

В 1817-м Огинский понял, что устал от политики. Он освободился от полномочий сенатора и вернулся на родину. Какое-то время князь проживал в своем поместье, затем в Варшаве и Вильно. Это не была опала – в России его никогда не попрекали прошлым.

В 1823-м Огинский, здоровье которого значительно пошатнулось, переехал во Флоренцию. Здесь князь провёл свои последние годы. Политик и композитор умер во Флоренции 15.10.1833-го. После его смерти появились слухи о том, что Огинский якобы был убит, заколот кинжалом в отместку за похождения бурной молодости. Но историками эти слухи подтверждены не были. Похоронен Михаил Огинский в церкви Санта Кроче (Флоренция), в Пантеоне выдающихся личностей. Рядом с ним покоится прах Галилео Галилея, Никколо Макиавелли, Микеланджело Буонарроти и Дж. Россини.

А написанный им музыкальный шедевр — полонез «Прощание с родиной» — продолжает завораживать сердца слушателей.

Признание

Для россиян полонез Огинского является одной из наиболее популярных мелодий. Высказывания о музыке Михаила Клеофаса Огинского видных деятелей науки, искусства и политики можно обобщить фразой из письма русского писателя Ф. В. Булгарина: «Кто же не знает полонеза Огинского?». В одном из писем великого Репина имеются такие строки о композиторе: «Имя его известно всей России». Что особенно важно, по мнению историков и музыковедов: полонез, написанный мятежником Огинским, явился музыкой, примирившей победителей и побеждённых.

Великому произведению и его автору в течение нескольких столетий уделяют внимание художники, писатели, деятели кино. Фрагменты бессмертной музыки звучат как рингтоны в мобилках, используются в художественных фильмах.

Мемуары

Известно, что свои мемуары Огинский писал на французском. Перевод биографии Михаила Клеофаса Огинского на белорусский язык был выполнен бывшей учительницей Раевской школы-сада (Молодечненщина) Ольгой Романович в 2011-м. Впервые мемуары дипломата и композитора Михаила Огинского на белорусском в этом же году опубликовал журнале Arche. В воспоминаниях охвачен период 1788-1794 годов до самого отъезда князя за границу после того, как восстание Т. Костюшко было подавлено.

Как свидетельствует гл. редактор журнала А. Пашкевич, мемуары выдающегося культурного и общественно-политического деятеля М. К. Огинского, известного далеко за пределами Белоруссии, написаны хорошим литературным стилем, без сухости, наоборот, отличаются наличием множества подробностей тогдашней жизни. Воспоминания их великого земляка будут интересны не только ученым-историкам, но и широкому кругу читателей, считает белорусский издатель.

Michał Kleofas Ogiński

Дата рождения 25.09.1765 Дата смерти 15.10.1833 Профессия композитор Страна Польша

Жизненный путь польского композитора М. Огиньского похож на увлекательную повесть, изобилующую внезапными поворотами судьбы, теснейшим образом связанной с трагической судьбой его родины. Имя композитора было окружено ореолом романтики, еще при жизни о нем возникало множество легенд (так, он не раз «узнавал» о собственной смерти). Музыка Огиньского, чутко отразившая настроения времени, многократно усиливала интерес к личности ее автора. Композитор обладал и литературным талантом, он — автор «Мемуаров о Польше и поляках», статей о музыке, стихов.

Огиньский рос в высокообразованной дворянской, семье. Его дядя Михал Казимеж Огиньский — великий гетман Литвы — был музыкантом и поэтом, играл на нескольких инструментах, сочинял оперы, полонезы, мазурки, песни. Он усовершенствовал арфу и написал статью об этом инструменте для «Энциклопедии» Дидро. В его резиденции Слоним (ныне территория Белоруссии), куда часто приезжал молодой Огиньский, был театр с оперной, балетной и драматической труппами, оркестр, ставились польские, итальянские, французские и немецкие оперы. Истинный деятель эпохи Просвещения, Михал Казимеж организовал школу для местных ребят. Такая обстановка создала благоприятную почву для развития разносторонних способностей Огиньского. Его первым музыкальным учителем был тогда еще молодой О. Козловский (служивший у Огиньских придворным музыкантом), впоследствии выдающийся композитор, внесший значительный вклад в польскую и русскую музыкальную культуру (автор знаменитого полонеза «Гром победы, раздавайся»). Игре на скрипке Огиньский обучался у И. Ярновича, а затем совершенствовался в Италии у Дж. Виотти и П. Байо.

В 1789 г. начинается политическая деятельность Огиньского, он — польский посол в Нидерландах (1790), Англии (1791); возвратившись в Варшаву, занимает пост казначея Литвы (1793-94). Казалось, ничто не омрачает блестяще начатую карьеру. Но в 1794 г. вспыхивает восстание Т. Костюшко за восстановление национальной независимости страны (польско-литовское королевство Речь Посполитая было разделено между Пруссией, Австрией и Российской империей). Будучи страстным патриотом, Огиньский примыкает к восставшим и активно участвует в борьбе, а все свое имущество отдает «в дар родине». Марши и боевые песни, созданные композитором в эти годы, получили большое распространение и были популярны среди повстанцев. Огиньскому приписывается песня «Еще Польша не погибла» (ее автор точно не установлен), которая впоследствии стала национальным гимном.

Поражение восстания вызвало необходимость покинуть родину. В Константинополе (1796) Огиньский становится активным деятелем в среде эмигрировавших польских патриотов. Теперь взоры поляков с надеждой устремлены к Наполеону, который многими воспринимался тогда как «генерал революции» (Л. Бетховен намеревался посвятить ему «Героическую симфонию»). С прославлением Наполеона связано возникновение единственной оперы Огиньского «Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире» (1799). Годы, проведенные в путешествиях по Европе (Италия, Франция), постепенно ослабляли надежду на возрождение независимой Польши. Амнистия Александра I (в том числе возврат имений) позволила композитору приехать в Россию и поселиться в Петербурге (1802). Но и в новых условиях (с 1802 г. Огиньский был сенатором Российской империи) его деятельность была направлена на улучшение положения родины.

Активно участвуя в политической жизни, Огиньский не мог много времени уделять сочинению музыки. Кроме оперы, боевых песен и нескольких романсов основную часть его небольшого наследия составляют фортепианные пьесы: польские танцы — полонезы и мазурки, а также марши, менуэты, вальсы. Особенно прославился Огиньский своими полонезами (более 20). Он перрый стал трактовать этот жанр не как чисто танцевальный, а скорее как лирическую поэму, самостоятельную в своем выразительном значении фортепианную пьесу. Решительный боевой настрой соседствует у Огиньского с образами грусти, меланхолии, отразившими носящиеся в воздухе того времени сентименталистские, предромантические настроения. Четкий, упругий ритм полонеза соединяется с плавными вокальными интонациями романса-элегии. Некоторые полонезы имеют программные названия: «Прощание, Раздел Польши». Огромной популярностью и по сей день пользуется полонез «Прощание с родиной» (1831), сразу, с первых же нот создающий атмосферу доверительного лирического высказывания. Поэтизируя польский танец, Огиньский открывает путь великому Ф. Шопену. Его произведения издавались и исполнялись по всей Европе — в Париже и Петербурге, Лейпциге и Милане, и, конечно, в Варшаве (с 1803 г. выдающийся польский композитор Ю. Эльснер регулярно включал их в свой ежемесячник — сборники произведений отечественных композиторов).

Пошатнувшееся здоровье заставило Огиньского покинуть Петербург и последние 10 лет жизни, провести в Италии, во Флоренции. Так завершилась богатая разнообразнейшими событиями жизнь композитора, стоявшего у истоков польского романтизма.

К. Зенкин

реклама

вам может быть интересно

Жан-Кристоф Спинози Дирижёры Патриция Чьофи Певцы

Главы из книг

Музыкальная культура Польши (classic-music.ru)

30 августа 2019 21:09

О том, как создавался фильм «Полонез Огинского», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

В 1971 году некоторым ответственным за культуру и идеологию начальникам показалось сомнительным, что картину назвали так же, как музыкальное произведение композитора Михаила Огинского. Тем более что события в ленте разворачиваются на территории, до сентября 1939-го входившей в состав Польши…

О чем фильм

Картина о маленьком скрипаче, ставшем сиротой в первый день войны. Скитаясь по деревням Западной Белоруссии в поисках пропитания, мальчишка попадает в партизанский отряд. Отвлекая вражеских солдат игрой на скрипке, юный Василек прикрывает взрывников, минирующих железнодорожный мост. На следующее задание — подрыв военного эшелона — отправляется сам Василь вместе с Максимом — одним из партизан отряда. После удачного взрыва на станции Максима задерживает немецкий патруль. В последний момент органист костела Франек прячет Василя от вошедшего в храм патруля, а потом помогает вызволить Максима из плена.

Экономия — 4 автомобиля

Руководство киностудии смущало, что события в картине происходят на территории, которая до 1939-го входила в состав Польши. На экране советские партизаны борются за эту землю под музыку, далекую от соцреализма. Ведь считается, что «Полонез» написан Огинским после подавления российскими войсками восстания Тадеуша Костюшко в 1794 году. Но эта музыка все же стала центральной мелодией ленты.

Картина получила главный приз «Алая гвоздика» на III МКФ фильмов для детей. Всем давали денежные премии, однако вышел конфуз с награждением Геннадия Юхтина.

— Режиссер забыл внести меня в список премируемых, хоть я сыграл главную роль, — рассказал актер. — Премию так и не получил.

В архивной папке с документами по производству картины есть докладная записка: «Съемочная группа фильма «Полонез Огинского», закончив производство досрочно, раньше срока на 26 календарных дней, добилась экономии 17 тысяч рублей. Этим группа справилась с выполнением обязательств, взятых в честь 24-го съезда КПСС».

17 тысяч рублей в 1971 году — общая стоимость трех новых автомобилей «Москвич» и одного «Запорожца».

От скрипки — к ударным

На главную роль партизана Максима был утвержден Геннадий Гарбук. Но съемочный период совпал с гастролями Купаловского театра, где служил артист. Пришлось отказаться от большой роли и в эпизоде сыграть командира партизанского отряда.

— Молодым был, самоуверенным. Казалось, жизнь бесконечна и всё еще будет, — рассказывал Геннадий Михайлович. — Позже в таких случаях на съемки и обратно летал самолетом, успевал на спектакли. А тогда думал, что выхода нет. Темп жизни был другим.

Максима сыграл известный московский актер Геннадий Юхтин, к которому после ролей в знаменитых лентах «Весна на Заречной улице», «Дело Румянцева» прилипло амплуа мудрого товарища главного героя. Впрочем, он снялся более чем в 150 картинах.

Сложным стал выбор маленького актера на роль скрипача Василя. Кроме типажа важны были навыки игры на скрипке. После сотен проб нашли ленинградца Илью Цуккера.

— Мальчишка хороший, мы подружились, — рассказывал Геннадий Юхтин. — По роли у меня с собой всегда было оружие. В паузах мы ходили в лес, я давал Илье пострелять холостыми патронами. Правда, не всегда нам это позволяла его неуемная мама, которая была с ним на съемках. После тяжелого съемочного дня заставляла сына репетировать скрипичные партии, не связанные с фильмом. Мечтала видеть его скрипачом.

Для Ильи Цуккера роль Василя стала первой и последней в кино. Когда вырос, играл в ленинградских оркестрах, но только на ударных инструментах.

Скрипач-взрывник был

Если заглянуть в фильмографию Льва Голуба, то с удивлением обнаруживаешь: первую ленту «Счастливые кольца» режиссер снял в 1929 году. А из жизни классик ушел в 1994-м. Стал свидетелем зарождения белорусского советского кино и его краха в начале 1990-х. Картины автора всегда имели успех: «Миколка-паровоз», «Девочка ищет отца», «Маленький сержант». Главными героями его военных историй были дети.

В 1950-1960-е драматург Константин Губаревич был сценаристом почти всех фильмов Льва Голуба. «Полонез Огинского» не первая их совместная лента. Губаревич трудился спецкором на радиостанции «Советская Беларусь», поддерживал связь с партизанами.

— Когда отец работал на радио, один партизан рассказал ему историю о мальчике-скрипаче, который участвовал в боевых операциях, — вспоминала дочь сценариста Алла Губаревич. — Услышав пересказ от отца, Лев Голуб загорелся сюжетом и попросил его написать сценарий.

Ребенку — поросенка!

Географии съемок фильма в 1970 году позавидует любой современный продюсер. Чтобы снять менее чем минутный эпизод в концертном зале, группа выезжала в Ленинград. Кабинеты в готическом стиле фашистского генералитета снимали в Риге. Съемки в костелах проходили в Зельве и Дятлово на Гродненщине. Группа побывала в Слониме, Гродно, Волковыске.

Исполнитель главной роли — ребенок, он сильно уставал. Чудо кинопроцесса для него быстро превратилось в рутину.

— Илья часто был инертным, — рассказывал Геннадий Гарбук, — а порой начинал скакать, бегать по площадке. Это будто придавало ему больше бодрости. Режиссер заметил, стал заставлять ассистентов каждый день скакать и бегать с Ильей, чтобы его взбодрить. Ассистенты в восторг от этого не пришли. Если не получалось поднять ему тонус, то прибегала мама, брала его за ухо, уводила за служебный автобус и отчитывала. Мы заступались.

Потом выяснилось, что причина вялости маленького актера была в недоедании.

— Когда проходил пробы, —вспоминал Илья Цуккер, — я вроде устраивал режиссера, но у меня были круглые щеки, хотя толстым не был — строение лица такое. Мне поставили условие — похудеть, а то не очень похож на измученного войной ребенка. Меня ограничивали в еде — диета. Но в массовых сценах участвовали солдаты-срочники — играли то фашистов, то толпу партизан. Однажды откуда-то приволокли жареного поросенка. Позвали меня. Мы сели в сарае и стали есть. Вдруг открывается дверь и на пороге появляется режиссер Лев Голуб. Его лицо в ту минуту запомнил на всю жизнь!

ТОП-3 О МИНСКЕ

План по вводу жилья после капремонта в первом полугодии в Минске перевыполнен в 1,7 раза

Жилья и общественных объектов прибавится, население удвоится. Как изменится Степянка

Что будет на месте долгостроя на улице Чичурина

Князь Михаил Клеофас Огинский (польск. Micha Kleofas Ogiski; 25 сентября 1765, Гузув близ Варшавы, Мазовецкое воеводство, Речь ПосполитаяВ — 15 октября 1833, Флоренция, Великое герцогство Тосканское)В — польский композитор-любитель, дипломат, политический деятель Речи Посполитой, один из лидеров восстания Костюшко, почётный член Виленского университета, сенатор Российской империи, автор знаменитого «Полонеза Огинского».

Биография

Представитель ретовской ветви литовско-польского княжеского рода Огинских (Рюриковичи) герба «Брама», единственный сын воеводы трокского Анджея Игнацы Огинского (1740—1787) и Паулины Шембек (ум. 1797), внук воеводы трокского Тадеуша Франтишека Огинского.

Детство

Михаил Клеофас вырос в высокообразованной дворянской семье. Его дядя, великий гетман литовский Михаил Казимир Огинский, был не только государственным деятелем и военным, но и большим любителем искусства, в частностиВ — музыки и поэзии, и потому играл на нескольких инструментах, сам сочинял оперы, полонезы, мазурки, песни. Михаил Казимир усовершенствовал конструкцию арфы и даже стал автором статьи об арфе в Энциклопедии Дидро. Молодой Михаил Клеофас часто приезжал в резиденцию дяди в Слониме, там был театр с оперной, балетной и драматической труппами, оркестр, ставились польские, итальянские, французские и немецкие оперы. Его дядю характеризуют как истинного деятеля эпохи Просвещения, который, в частности, организовал детскую школу.

Михаилу Клеофасу игру на фортепиано преподавал Осип Козловский, придворный музыкант семейства Огинских, затем Джованни Джорновики учил его игре на скрипке, позднее он совершенствовался в Италии у Дж. Б. Виотти и П. М.В Ф.В Байо.

Политический деятель

Политической деятельностью занялся в 1789 году.

С 1790 года посол Речи Посполитой в Голландии, с 1791 годаВ — в Великобритании, в 1793—1794В — казначей Великого княжества Литовского. В 1794 году участвовал в восстании за восстановление независимости Речи Посполитой во главе сформированного им батальона егерей. После поражения восстания эмигрировал в Константинополь, где стал активным деятелем эмиграции, затем переехал в Париж. В Париже контактировал с Талейраном и французской директорией с целью восстановления независимости Речи Посполитой.

После ослабления надежд на восстановление независимости и объявленной амнистии в 1802В году вернулся в Россию и поселился в имении Залесье, где построил усадьбу и заложил парк (сейчас это территория Сморгонского района Белоруссии). В 1807 году встречается с Наполеоном в Италии.

В 1810 году Огинский переезжает в Санкт-Петербург и становится сенатором Российской империи, активно занимается политикой. В 1810—1812 годахВ — доверенное лицо императора Александра I. Предлагает последнему проект создания Великого княжества Литовского в составе Российской империи, известный под названием план Огинского, который, однако, был отвергнут.

В 1817 году Огинский переезжает в Вильну. В 1823 году пошатнувшееся здоровье вынуждает его переехать в Италию, где он прожил последние 10 лет жизни.

Композитор

Композиторский талант проявился у Огинского в 1790-е годы. В этот период он написал многочисленные боевые песни, марши, полонезы. Наибольшую известность получил полонез «Прощание с Родиной» (польск. Poegnanie Ojczyzny), более известный как полонез Огинского. Ряд исследователей также приписывали Огинскому музыку польского гимна Jeszcze Polska nie zgina. Произведения Огинского приобрели большую популярность у участников восстания 1794 года.

В эмиграции композитор продолжил свою творческую деятельность. С именем Наполеона связана единственная опера Огинского «Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире» (1799).

Значительную часть его наследия составляют фортепианные пьесы: польские танцы (полонезы и мазурки), а также марши, менуэты, вальсы, романсы.

Семья

Был дважды женат. В 1789 году первым браком женился на Изабелле Лясоцкой (1764—1852), с которой развелся в 1803 году, вторично женившись на Марии де Нери (1778—1851). Дети:

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий