Как гений барокко Лоренцо Бернини разнообразил серость христианской религии эротикой

Бернини Джованни Лоренцо

Просмотров: 33713

Бернини Джованни, итальянский архитектор

image Бернини Джованни (Джан) Лоренцо (Bernini) (1598-1680), итальянский архитектор и скульптор. Крупнейший представитель барокко. Постройки Бернини поражают пространственным размахом, парадностью и пышностью декора, гибкой динамикой форм, смелыми перспективными эффектами, целостным синтезом искусств (ансамбль площади св. Петра, 1657-63, и церковь Сант-Андреа аль Квиринале, 1653-58, в Риме). Бернини органично сочетал архитектуру и скульптуру, использовал различные материалы, раскраску, позолоту, световые эффекты (интерьеры собора св. Петра с кафедрой св. Петра, 1657-66). В скульптуре, обрабатывая и полируя мрамор, Бернини добивался почти натуралистичных эффектов в имитации блеска и мягкости кожи, фактуры ткани; его произведениям присущи стремительность движения, сочетание религиозной аффектации с экзальтированной чувственностью («Аполлон и Дафна», мрамор, 1622-25, Музей и галерея Боргезе, Рим; «Экстаз св. Терезы», мрамор, 1644-52, капелла Корнаро в церкви Санта-Мария делла Виттория, Рим). В творчестве Бернини сформировался тип парадного портрета барокко с его реалистической достоверностью, психологической остротой и бравурной декоративной пышностью («Людовик XIV», мрамор, Национальный музей Версаля и Трианонов). Творчество Бернини оказало большое влияние на европейское искусство XVII-XVIII вв. image

Лит.: Л. Бернини. Воспоминания современников, М., 1965; Wittkower R., G. L Bernini. The sculptor of the Roman baroque, 2 ed., L., 1966; Hibbard H., Bernini, Harmondsworth-[a. o.], 1978.

Галерея: Бернини, Джан Лоренцо

Галерея: Бернини, Пьетро

  • Берни Антонио
  • Берругете

Родительская категория: Биография Категория: Краткая биография Главная Коллекция «Otherreferats» Культура и искусство Творчество Лоренцо Бернини

Краткая биографическая справка из жизни Лоренцо Бернини. Особенности творчества: ранние произведения, портреты, церковная скульптура и декор, театр. Пропаганда католической веры как главная задача контрреформации. Королевская лестница в Ватикане.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 16.03.2015
Размер файла 2,0В M

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д. PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах. Рекомендуем скачать работу.

Последние годы

После возвращения из Парижа Бернини, по заказу Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи (семейной капеллы Александра) в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, в частности, изваял статуи пророков Аввакума и Даниила. В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году. Статуя установлена в нише на лестнице Скала Реджа и изображает момент божественного видения, явленного императору, после которого он одержал важную победу и прекратил гонения на христианство. Последней крупной работой мастера, законченной до его смерти, стала гробница папы Александра VII в соборе Святого Петра. Скульптурная группа включает в себя коленопреклонённого Александра, четыре женские фигуры, изображающие добродетели, свойственные усопшему при жизни, и Смерть с песочными часами в руках. По мнению Э.Панофски, этот монумент стал вершиной европейского погребального искусства, чью творческую изобретательность последующие мастера не могли даже надеяться превзойти.

Смерть

Бернини умер в Риме в 1680 году и похоронен вместе с родителями в фамильной усыпальнице в церкви Санта-Мария-Маджоре.

Личная жизнь

В конце 1630-х у Бернини был роман с замужней дамой по имени Констанца, женой одного из его помощников, Маттео Бонучелли (Бонарелли). В разгар романа Бернини даже изваял мраморный бюст своей избранницы (музей Барджелло, Флоренция). Позднее у неё был роман с его младшим братом, который был ближайшим помощником Бернини в мастерской. Узнав об этом, Бернини пришёл в ярость, преследовал брата по улицам Рима, намереваясь его убить, а также послал слугу изрезать бритвой лицо Констанце. Слуга был заключён в тюрьму, Констанца также подверглась заключению, за прелюбодеяние. Женился Бернини только в мае 1639 года, когда в возрасте 41 года заключил договорной брак с двадцатидвухлетней римлянкой Катериной Тецио. Она родила ему одиннадцать детей, включая Доменико Бернини, который стал первым биографом своего отца.

Архитектура

Творения Бернини в области архитектуры включают в себя церковные и светские сооружения, а также работы по городскому благоустройству. Он улучшал существующие здания и проектировал новые. Наиболее известные его работы это колоннада перед собором Святого Петра, внутреннее убранство собора и площадь Святого Петра. Среди его работ в сфере светской архитектуры множество римских дворцов: после смерти Карло Мадерно Бернини взял на себя руководство возведением палаццо Барберини в 1630 г; палаццо Людовизи (ныне палаццо Монтечиторио, начато в 1650 г); и палаццо Киджи (ныне палаццо Киджи-Одескальки, начато в 1664 г).

Его первыми архитектурными проектами стали ремонт церкви Санта-Бибиана (1624—1626) и балдахин Святого Петра (1624—1633), бронзовый полог над алтарём в соборе Святого Петра. В 1629 г, еще до окончания работы над балдахином, по приказу папы Урбана VIII Бернини возглавил все архитектурные работы в соборе. Однако со вступлением на престол папы Иннокентия X из семьи Памфили Бернини впал в немилость: одной причиной была неприязнь папы к окружению предыдущего папы из семьи Барберини. Другой причиной стал инцидент с колокольнями, возведёнными для собора Святого Петра в период правления Урбана. Законченная северная башня и незавершённая южная были снесены в 1646 году по приказу папы ИннокентияВ — их излишняя массивность послужила причиной образования трещин на фасаде собора и угрожала более обширными повреждениями. Мнения о том, кого следует обвинять, разделились (в частности, соперник Бернини, Франческо Борромини, всячески распространял весьма экстремальную точку зрения о виновности Бернини). Официальное папское расследование в 1680 году окончательно реабилитировало Бернини, возложив всю вину на Карло Мадерно, который заложил недостаточно мощные фундаменты для башен. После смерти Иннокентия в 1655 году и вступления на престол Александра VII Бернини вернул себе ведущую роль в украшении собора и начал работы над площадью Святого Петра. Кроме того, среди значимых для Ватикана работ Бернини нужно упомянуть Скала Реджа (1663—1666)В — монументальную лестницу, ведущую к Ватиканскому дворцу и кафедру Святого ПетраВ — скульптурную композицию в апсиде собора Святого Петра, в дополнение к капелле Святого Причастия в нефе.

По своему размаху творчество Лоренцо Бернини сопоставимо разве что с творениями великих мастеров Возрождения в Италии. Он был после Микеланджело самым крупным архитектором и скульптором этой страны, а также одним из создателей стиля барокко — последнего в истории всего европейского искусства подлинно «большого стиля».

Происхождение и первые работы

Бернини Лоренцо появился на свет в Неаполе в 1598 году. Родился он в семье Пьетро Бернини, известного скульптора. В начале 17 века Джованни перебрался в Рим вместе с отцом. С этого времени именно с «вечным городом» связаны его жизнь и творчество. Множество работ создал здесь Лоренцо Бернини. Фото некоторых из них представлены ниже.

К первым зрелым работам Бернини можно отнести следующие: скульптурные группы «Плутон и Прозерпина», «Эней и Анхизом», «Аполлон и Дафна», а также мраморную статую Давида. Годы их создания — 1619-1625. Бернини выполнил эти работы по заказу кардинала Шипионе Боргезе, любителя искусств. В творениях Лоренцо ощущается связь с античной и ренессансной пластикой. А изображение Аполлона можно рассматривать как прямое заимствование из эллинистической скульптуры. Однако в целом Бернини практически полностью переосмыслил классические традиции. Современники его были поражены ощущением живой плоти и необыкновенной иллюзией жизненности, присущими его скульптуре. Восхищал и захватывающий динамизм этих работ.

Расцвет творчества

Расцвет творчества Бернини относится к покровительству уже более высокому, а именно кардинала Маффео Барберини. Он стал в 1623 году папой Урбаном VIII. В искусстве Бернини этого периода выражены в полной мере идеи контрреформации, питавшие все европейское барокко и, в частности, итальянское. В них средневековая религиозность как будто переосмысливалась на светский лад. От внешней помпезности было неотделимо подлинное величие. Бернини, субсидируемый церковью, воздвигнул величественные архитектурные сооружения. Он создал алтарные композиции, фонтаны, монументы, скульптурные портреты, надгробия (включая и известное надгробие Урбану VIII).

Многогранность таланта Бернини

В лице Бернини совмещался архитектор и скульптор; глава большой мастерской, который осуществлял различные проекты; театральный декоратор, живописец, исполнитель и автор комедий и теоретик искусства. Свое творчество он образно сравнивал с мощными струями созданных им фонтанов. Но скульптура все же была основным видом художественной деятельности Бернини. Важнейшие принципы стиля барокко наиболее полно воплотились именно в ней.

Скульптура Бернини

Скульптура Бернини соединила в себе духовное и чувственное начало, театральную патетику и «возвеличивание» с внутренним величием, мистику с конкретным психологизмом, стремление к сходству с натурой с жизненным порывом, который придавал органическую цельность пластическим формам. Для решения стоявших перед ним многообразных задач Бернини как будто недоставало природных свойств материала и выразительных средств скульптуры. Он заставляет мрамор таять, изгибаться и течь, подобно воску. Этот неподатливый материал в его руках отлично передает фактуру ткани и нежность человеческой кожи. Кроме того, широко применяет световые и цветовые эффекты Лоренцо Бернини. Краткая биография, к сожалению, не позволяет подробно останавливаться на особенностях его скульптуры. А говорить о них можно очень долго…

«Кафедра св. Петра»

В творчестве Бернини живопись становится одним из приемов скульптуры, а последняя — частью архитектурного сооружения. В свою очередь, оно включается в окружающее пространство, в бесконечность. Живописность и грандиозность барочного видения с наибольшей силой выражены в «Кафедре св. Петра» для римского собора св. Петра. Годы ее создания — 1656-1665. На массивном цоколе из красно-желтой яшмы и черно-белого мрамора скульптор водрузил 4 бронзовых статуи «отцов церкви», дискутирующих между собой. Над ними возвышается бронзовый трон и «кресло св. Петра». Облака клубятся еще выше, движется сонм увенчанных золотыми лучами бронзовых ангелов. А в центре этого всплеска материи, космического по мощи, — реальный свет, льющийся из круглого окна собора. Он собирает воедино всю композицию, уравновешивает ее.

«Экстаз св. Терезы»

Однако к наиболее прославленным произведениям пластики Бернини относится скромная по размерам и намного более простая скульптурная группа. Называется она «Экстаз св. Терезы». Эта группа была создана в период с 1645 по 1647 год для церкви Санта Мария делла Виттория по заказу кардинала Карнаро. Скульптор изобразил мистическое видение жившей в 16 веке испанской монахини с такой же достоверностью, с которой о нем было рассказано в письмах. Словно из театральных лож, из ниш стены церкви на творение Бернини будто «взирают» статуи представителей семейства Карнаро.

Перед зрителем предстает и св. Тереза, охваченная томлением, и ангел с огненной стрелой, и солнечный свет, который Бернини материализовал в золотых лучах, и облако, на котором парят фигуры. С психологической остротой и поразительным реализмом Бернини Лоренцо передает состояние религиозного экстаза. Вместе с тем он добивается ощущения ирреальности и невесомости своих персонажей. Создается впечатление, что одежды фигур подхвачены порывом какого-то космического ветра.

«Светские» скульптуры Бернини

Лоренцо Бернини, произведения которого многообразны, известен и как «светский» скульптор. Он является автором множества портретов. В них также воплощена концепция барокко. Основная особенность портрета в этом стиле — парадоксальное сочетание иллюзорного правдоподобия облика модели, мгновенного состояния, и ощущения вневременного величия, вечности, стоящего за ними. Кажется, что созданные Бернини Лоренцо персонажи живут, разговаривают, дышат, жестикулируют, а порой и «выходят» из своих обрамлений. Мы видим не бронзу и мрамор, а шелк их рубашек, кружево жабо, материю плащей. Однако все они приподняты над повседневной жизнью, проникнуты особой внеличностной энергией. Это касается многих работ, даже таких интимных, как бюст возлюбленной Бернини Констанции Буонарелли. И в полной мере это относится к парадным портретам, напоминающим торжественные оды. Это, например, портрет Людовика XIV или герцога Д’Эсте. Для Людовика он создал не одно, а целых два великих произведения. Это, во-первых, мраморный бюст, будто летящий на постаменте (на фото ниже).

А во-вторых, это конная статуя, напоминающая всплеск пламени.

Архитектура и фонтаны Бернини

Лоренцо Бернини принадлежит основная заслуга в деле создания так называемого барочного Рима. В таких шедеврах архитектуры, как церковь Сант-Андреа аль Квириналь, колоннада собора св. Петра (на фото ниже), находящаяся в Ватикане лестница «Скала Реджа», мастер как будто взрывает всю архитектурную систему.

Главной задачей его при этом было не просто создать какие-то отдельные памятники, а организовать пространство города. Бернини Лоренцо мыслил категориями площадей и улиц. Он использовал как пластические, так и архитектурные средства выражения. Знаменитые фонтаны («Мавр», «Баркачча», «Четыре реки» (на фото ниже), «Тритон», а также «Треви», выполненный уже после смерти его автора) — синтез этих средств. В них с наибольшей силой было воплощено жизнеутверждающее и стихийно-природное начало барокко.

Смерть Бернини и трансформация барокко

В 1680 году умер Лоренцо Бернини. Биография (творческая) мастера практически совпала с хронологией этого стиля. На рубеже 17 и 18 вв. мощная энергия барокко уступает место мишурному блеску и поверхностной риторике или же превращается в рококо, стремясь к декоративному изяществу.

2. Творчество Лоренцо Бернини

Лоренцо Бернини, которого также называют «Микеланджело XVII столетия», признан наиболее знаменитым итальянским скульптором эпохи. Большую часть своих произведений он выполнил в Риме, включая памятники трем римским папам, во время правления которых он работал. В произведениях Бернини прослеживается несколько заметно отличающихся этапа, на каждом из которых он придерживался различных стилей.

Наконец, явился сам Лоренцо Бернини, «Микеланджело XVII столетия» (1598 по 1680). Сын сухого флорентийского скульптора Пьетро Бернини, переселившегося в 1584 г. в Неаполь, а в 1605–1607 гг. бывшего президентом академии св. Луки в Риме, он явился на свет в Неаполе, но развился в художника только в Риме, как ученик своего отца. Его первым биографом был Бальдинуччи, вторым его сын Доменико Бернини. В Италии Фраскетти посвятил ему недавно большой труд, в Германии Поллак — хорошее исследование, Чуди убедительную статью. С его архитектурными произведениями мы уже познакомились. Именно как ваятель он был кумиром века. Рано достигнув технического мастерства, в котором он примкнул к поздним антикам с их игрой света и тени, достигаемой, с одной стороны, шероховатой незаконченностью, с другой — чрезмерной вылощенностью, одаренный от природы большой силой чувственного созерцания, а в области портрета отличавшийся самым тщательным наблюдением натуры, впрочем, всегда готовый насиловать природу в пользу вдохновенных декоративных эффектов, он сумел вдохнуть в стиль своего времени столько юношеского огня, столько поразительной мощи и жизненной силы, что как бы нашел ему новое оправдание, даже видимость внутренней правды и подлинности, по крайней мере в области внешних проявлений. Несносным сделалось только обилие волнующихся линий его старческого стиля, с умышленно вывихнутыми формами тела, театральным пафосом языка жестов и невозможно вздутыми, развевающимися одеждами. Во всяком случае «хочу» и «могу» у Бернини так сливаются, как у редких художников.

Из его юношеских произведений, явившихся до смерти Григория XV (1623), мраморная группа Энея с Анхизом на плечах в вилле Боргезе, приписанная его отцу Пьетро, и похищение Прозерпины Плутоном в палаццо Пиомбино в Риме еще напоминают стиль Джованни Болонья. Но как художественно самостоятельны, как выразительны и осмысленны уже его ранние бюсты на памятниках епископа Сантони в Санта Прасседе, Джакомо Монтойя в Санта Мария ди Монферрато и Павла V в вилле Боргезе в Риме! Как глубоко и правдиво прочувствованы мраморные бюсты блаженной и осужденной душ в испанском посольстве в Риме! Сколько силы и жизненной правды в движении тела и выражении лица его пращника Давида в вилле Боргезе, в сравнении с которым Давид Микеланджело дышит лишь скрытой жизнью! Какое упоение красотой и какое внутреннее одушевление в его знаменитой, стремящейся осуществить наглядность живописи, группе «Аполлон и Дафна» (там же), изображающей превращение преследуемой нимфы в лавровое дерево! Повсюду утонченная отделка мрамора стремится превзойти природу нежными формами тела.

image

Рис. 104. Давид на вилле Боргезе в Риме работы Лоренцо Бернини.

При Урбане VIII (1623–1644), его особенном друге и покровителе, Бернини переживал расцвет бьющей через край мужественной силы. Его портретные бюсты достигают редкой высоты по своей физической и психической правде. Сильной чувственностью и душевной сухостью дышит мраморный бюст его бывшей возлюбленной Констанцы Буонарелли в Национальном музее во Флоренции. Как живая личность является перед нами кардинал Сципио Боргезе в обоих его мраморных бюстах Национальной галереи в Венеции. Величавое и благородное впечатление производит бюст Бернини Карла I в Виндзоре, выполненный по рисункам ван Дейка. Внешне и внутренне одушевленной является большая мраморная сидячая фигура Урбана VIII с благословляющей правой рукой во дворце Консерваторов в Риме. Но особенно знаменит надгробный памятник Урбану VIII в церкви св. Петра. Здесь почти такая же, но бронзовая, сидячая статуя увенчивает саркофаг, посреди которого корчится часто порицаемый, полуприкрытый, позолоченный крылатый скелет, пишущий на доске имя покойного. К саркофагу и цоколю прислоняются в оживленных группах, окруженные «путти», слева Милосердие с детьми, справа Правосудие с мечом. На протяжении многих десятилетий не было создано другого, столь величавого и при всей оживленности спокойного и цельного надгробного памятника.

Из статуй святых Бернини того же времени прекрасная мраморная статуя св. Бибианы в ее же небольшой церкви в Риме (1625) еще проникнута внутренним огнем, напротив, опирающийся на копье дионисовский Лонгин в третьей нише купольных столбов св. Петра, при всей выразительности великолепной фигуры, уже испорчен театральной осанкой.

К лучшим произведениям этого мастера принадлежат его водоемы, много способствовавшие выработке новой физиономии города Рима в XVII столетии. При Урбане VIII были созданы, в числе других, замечательный водоем Бернини в форме военного корабля «Ла баркаччиа» на Испанской площади и его пышный водоем с тритонами на площади Барберини, ставший образцовым.

При Иннокентии X (1644–1655) Бернини временно попал в немилость. Его произведения этого времени обнаруживают рост стремления к патетическому и стремление к утонченному мастерству. Крайним выражением этого направления является «Экстаз св. Терезы» в Санта Мария делла Виттория в Риме. Откинувшись навзничь в золотых лучах, облеченная в одежды, ниспадающие изломанными складками, святая в экстазе ожидает небесного жениха, приближение которого возвещает стоящий перед ней ангел, похожий на амура, направляющий в нее золотую стрелу. Группа производит впечатление христианской переработки мотива Данаи. Самые известные фонтаны Бернини этого времени красуются на площади Навона в Риме. Большой, увенчанный обелиском цирка Максенция средний водоем украсили его ученики по его рисункам четырьмя реалистическими, среди ландшафта задуманными фигурами рек Ганга, Нила, Дуная и Лаплаты. Водоем с тритонами на северной стороне этой площади представляет лишь переделку старого, еще существовавшего здесь, водоема.

Из портретных бюстов Иннокентия X работы Бернини особенно выдается мраморный бюст в палаццо Дориа Памфили, в исполнении которого мастер еще остается на высоте своего искусства. Но великолепный бюст Франческо I д’Эсте в Национальной галерее Модены, несмотря на свое поразительное «сходство», однако, уже внешне декоративен, что выражается в длинных кудрях и развевающемся плаще.

При Александре VII (1655–1667) Бернини начал стариться. Еще относительно спокойна и благородна его известная лежачая статуя св. Альбертоны в Сан Франческо а Рипа в Риме. Преувеличениями старческого стиля отличаются его бездушные статуи пророков в Санта Мария дель Пополо в Риме, надменный бюст Людовика XIV в Версальском замке, поистине чудовищный бронзовый покров кресла св. Петра последней капеллы церкви св. Петра, известные, исполненные учениками позирующие ангелы на мосту св. Ангела (два собственной работы экземпляра поставлены в Сант’Андреа делла Фратте), и наконец надгробный памятник Александра VII в соборе св. Петра в Риме, на котором скелет поднимает тяжелую коричневую яшмовую завесу над дверью, на верхнем косяке которой стоит саркофаг с коленопреклоненной мраморной фигурой папы. Христианские Добродетели с горькими слезами извиваются под навесом и над ним. И все-таки это надуманное, изысканное произведение обнаруживает единство настроения и истинный пыл в сравнении с произведениями большинства последователей этого мастера.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий