Как мультипликатор стал писателем, и что из этого вышло? Памяти Владимира Сутеева

Сутеев Владимир Григорьевич

  • image
Подробности
Категория: Художники
Опубликовано: 12.01.2019 10:09
Автор: Роман
Просмотров: 748

image

Сутеев Владимир Григорьевич Родился: 5 июля 1903 Умер: 8 марта 1993 (89 лет)

Биография

Владимир Григорьевич Сутеев — русский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-мультипликатор, сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965). Один из зачинателей советской мультипликации.

Ранние годы

Родился в семье врача Григория Осиповича Сутеева (1879—1960), выпускника Московского университета, впоследствии доктора медицинских наук, профессора, видного советского дерматовенеролога, миколога, заведующего венерологической секцией Мосгорздравотдела, удостоенного Сталинской премии за вклад в исследование актиномикоза. Мать — Зинаида Васильевна Сутеева. Отец увлекался живописью, пением, выступал с концертами в Благородном собрании. Был близким другом Степана Эрьзи, для которого позировала его жена и который оказал большое влияние на Владимира; уже после смерти Г. О. Сутеева его заметки и воспоминания о друге были изданы в виде книги «Скульптор Эрьзя».

Владимир поступил в 11-ю мужскую гимназию, а в последних классах учился уже в советской школе. С 14 лет подрабатывал: рисовал диаграммы для выставок здравоохранения, дипломы для победителей спортивных соревнований, работал санитаром в первом коммунистическом красноармейском госпитале, инструктором физкультуры в младших классах школы. Учился в МВТУ имени Баумана.

Был амбидекстром, то есть одинаково владел правой и левой рукой, причём одновременно одной мог писать, а другой — рисовать. Первую известность получил как художник-карикатурист.

Мультипликация

Поступил на художественный факультет Государственного Техникума Кинематографии. Вместе с ним на курсах учились его родной брат Вячеслав Сутеев (1904—1993), а также двоюродный брат Дмитрий Боголепов (1903—1990) — впоследствии режиссёры научно-популярного кино. Ещё во время учёбы Владимир примкнул к экспериментально-производственной группе мультипликаторов при техникуме (Юрий Меркулов, Николай Ходатаев, Зенон Комиссаренко, Даниил Черкес). Дебютировал в качестве мультипликатора в фильме «Китай в огне» (1925), где впервые был применён альбомный метод мультипликации.

В 1924—1925 годах Сутеев проявил себя в рекламном плакате, создав несколько киноплакатов к зарубежным фильмам, вышедшим в советский прокат: «Безбилетный пассажир», «Девушка в маске», «Жена фараона», «Кожаные перчатки», «Куртизанка», «Поташ и Перламутр», «Похождения американки», «Принц по милости сказки (Жена Сабеида)», «Сердце гор», «Три мушкетёра». Также известен его плакат 1934 года к фильму «Весёлые ребята», созданный совместно с Дмитрием Бабиченко.

В 1928 году окончил учёбу и устроился на кинофабрику «Межрабпомфильм».

В 1931 году поставил первый советский оригинальный звуковой мультфильм «Улица поперёк». Вместе со Львом Атамановым и Дмитрием Бабиченко разрабатывал серийного персонажа — Кляксу. В 1935 году перешёл в коллектив Виктора Смирнова (вначале на «Экспериментальную мультмастерскую при ГУКФ», затем — на «Мосфильм»), где работал, числясь в титрах художником, фактически же выполняя и режиссёрские функции. С 1936 года — на киностудии «Союзмультфильм».

С началом Великой Отечественной войны ушёл на фронт, воевал до последнего дня. Участвовал в Белорусской операции, в боях на Юго-Западном фронте. Во время войны поставил ряд учебных фильмов на студии «Воентехфильм». С 1947 года преподавал на курсах художников-мультипликаторов при «Союзмультфильме». Внёс вклад в освоение цветного кино. В 1948 году неожиданно прекратил режиссёрскую деятельность и уволился со студии, не закончив картины «Охотничье ружьё» (завершена Пантелеймоном Сазоновым).

Его внезапный уход родные и коллеги связывали с неразделённой любовью к мультипликатору Татьяне Таранович, которая присоединилась к коллективу в 1946 году. Она была моложе Сутеева на 13 лет, состояла в браке и имела дочь. Сохранились сотни писем Сутеева, адресованные Таранович. Лишь 37 лет спустя Татьяна и Владимир — на тот момент оба вдовцы — поженились. Ей было 67, ему исполнилось 80. «Молодые» прожили в счастливом браке 10 лет и умерли в один год.

В дальнейшем Сутеев сотрудничал с «Союзмультфильмом» преимущественно как сценарист. Написал около 40 сценариев для мультипликационного кино, и почти все они были экранизированы.

Детская литература

С 1947 года работал в Детгизе. Иллюстрировал множество детских сказок советских писателей: Чуковского, Маршака, Михалкова. Впервые с иллюстрациями художника на русском языке вышли книги: Д. Родари «Приключения Чиполлино» (сутеевские персонажи этой сказки стали образцом для детских игрушек), норвежского писателя А. Прейсена «Весёлый Новый год», венгерского писателя Агнеш Балинт «Гном Гномыч и Изюмка», английской писательницы Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». А в 1952 году вышла первая книжка за авторством Сутеева, «Две сказки про карандаш и краски». Чуковский приветствовал её появление рецензией в «Литературной газете».

Иллюстрации Владимира Григорьевича Сутеева часто используются для оформления детских садов, детских лечебных учреждений, столовых, магазинов, детских уголков и так далее. Печатаются на полотенцах, носовых платках и других товарах для детей.

Владимир Сутеев написал множество сказок, которые отличаются живостью, остроумием, простотой и доступностью для самых маленьких читателей. Почти каждое предложение сопровождалось яркой иллюстрацией, в которые Сутеев много привнёс из мультипликации: его динамичные рисунки похожи на кадры мультфильмов; персонажи имеют графическую индивидуальность, выраженную в облике, движениях, мимике. В его книгах всегда много юмора, помогающего без морализации объяснить детям простые истины.

В настоящее время иллюстрации В. Г. Сутеева издаются также в виде открыток. Скончался 8 марта 1993 года. Похоронен на Никольском кладбище г. Балашиха. Столетнему юбилею Владимира Сутеева был посвящён выпуск из цикла «Острова» (2003) телеканала «Культура».

Сказки

«Дядя Миша» «Яблоко» «Мешок яблок» «Ёлка» «Кораблик» «Кто сказал „МЯУ“?» «Под грибом» «Разные колёса» «Мышонок и карандаш» «Капризная кошка» «Палочка-выручалочка» «Цыплёнок и утёнок» «Кот-рыболов» «Петух и краски» «Три котёнка» «Это что за птица?» «Умелые руки» «Про ёлки» «Мамин праздник» «Про снегурочки и снежинку» «Как зима кончилась» «У всех праздник» «Как я ловил рыбу» «Мы в лесу» «Бабушкин огород» «Мы уже в школе» «Салют» «Мы — артисты» «Про Айболита и Чапкин портрет» «Терем-теремок» «Раз, два — дружно!» «Про Бегемота, который боялся прививок» «Мы ищем кляксу» «Петя и Красная Шапочка» «Петя Иванов и волшебник Тик-Так» «Волшебный магазин»

Фильмография

Режиссёр

«Улица поперёк» (1931, совместно со Львом Атамановым) «Сказка про белого бычка» (1933, не сохранился) «Клякса в Арктике» (1934, не сохранился) «Колобок» (1936, совместно с Леонидом Амальриком) «Отважный моряк» (1936) «Шумное плавание» (1937, совместно с Леонидом Амальриком) «Почему у носорога шкура в складках» (1938) «Дядя Стёпа» (1939, совместно с Ламисом Бредисом) «И мы на олимпиаду» (1940) «Муха-Цокотуха» (1941, не сохранился) «Весёлый огород» (1947) «Охотничье ружьё» (1948, завершена Пантелеймоном Сазоновым) «Муха-Цокотуха (мультфильм, 1960)» (1960, совместно с Борисом Дёжкиным)

Сценарист

«Сказка про белого бычка» (1933) «Клякса в Арктике» (1934) «Колобок» (1936) «Отважный моряк» (1936) «Дед Мороз и серый волк» (1937) «Почему у носорога шкура в складках» (1938) «И мы на олимпиаду» (1940) «Муха-Цокотуха» (1941) «Весёлый огород» (1947) «Когда зажигаются ёлки» (1950) «Зай и Чик» (1952) «Волшебный магазин» (1953) «Стрела улетает в сказку» (1954) «Снеговик-почтовик (Новогодняя сказка)» (1955) — по сказке «Ёлка» «Это что за птица?» (1955) «Кораблик» (1956) «Миллион в мешке» (1956) «Грибок-теремок» (1958) — по сказке «Под грибом» «Петя и Красная Шапочка» (1958) «Муха-Цокотуха» (1960) «Разные колёса» (1960) «Две сказки» (1962) — по сказкам «Яблоко» и «Палочка-выручалочка» «Кто сказал „мяу“?» (1962) «Только не сейчас» (1962) — по сказке «Петя Иванов и волшебник Тик-Так» «Светлячок № 4. Наш карандаш» (1963) — по сказкам «Капризная кошка» и «Мышонок и карандаш» «Тараканище» (1963) «Шутки» (1963) — по сказкам «Цыплёнок и утёнок» и «Три котёнка» «Кот-рыболов» (1964) «Петух и краски» (1964) «Пастушка и трубочист» (1965) «Про бегемота, который боялся прививок» (1966) «Хвосты» (1966) «Раз, два — дружно!» (1967) «Мы ищем кляксу» (1969) «Дядя Миша» (1970) «Терем-теремок» (1971) «Мешок яблок» (1974) «Дед Мороз и серый волк» (1978) «Кто получит приз?» (1979) «Пропал Петя-петушок» (1986)

Художник-постановщик

«Отважный моряк» (1936) «Пёс и кот» (1938) «Пустынник и медведь» (1935)

Художник

«Живые дома (Спор между домами)» (1928) «Дядя Стёпа» (1939) «Зай и Чик» (1952) «Стрела улетает в сказку» (1954)

Художник-мультипликатор

«Старт» (1925) «1905-1925» (1925) Китай в огне (1925) «Похождения Мюнхгаузена» (1929)

Документалистика

«Ориентирование на местности» (1941) «Типы вражеских танков» (1941) «Уничтожай танки врага» (1941) «Борьба с вражескими танками» (1941) «Как бороться с замораживанием» (1941)

  • Назад
  • Вперёд

Добавить комментарий

Сказки Владимира Сутеева для детей.Список произведений.Краткая биография и творчество Владимира Сутеева   Волшебный магазин Бабочка Дядя Миша Зайкин кораблик Елка Кораблик Кто сказал «мяу»? Мешок Мышонок и Карандаш Под грибом Разные колёса Яблоко Палочка-выручалочка Цыплёнок и Утёнок Кот-рыболов Мешок яблок Бабушкин огород Живые грибы Как зима кончилась Как я ловил рыбу Капризная кошка Мамин праздник Мы — артисты Мы в лесу Мы ищем кляксу Мы уже в школе Петух и Краски Петя и Красная шапочка Про Айболита и Чапкин портрет Про бегемота, который боялся прививок Про ёлки Про снегурочки и снежинку Раз, два — дружно! Салют Снежный зайчик Снеговик-почтовик Терем — теремок Три котёнка У всех праздник Умелые руки Петя Иванов и волшебник Тик-Так Цыпленок и утенок Это что за птица?  

Читать все сказки Сутеева.Список произведений. Читать сказки других авторов

  Книги Владимира Сутеева вызывают восхищение взрослых людей, которые перечитывая и пересматривая их вместе с детьми и внуками, не устают восторгаться творчеством доброго сказочника. Он подарил детям радость, яркие краски и веселые истории. В чем кроется волшебный талант, которым обладал Владимир Сутеев? Биография художника просто отвечает на этот вопрос – в любви и доброте.   Детские годы Владимира Сутеева   Владимир Сутеев (5.07.1903 – 10.03.1993) родился в Москве. Григорий Осипович Сутеев, его отец, был врачом и к тому же разносторонним человеком. Он увлекался искусством, пел на концертах в Благородном собрании, рисовал, читал своим сыновьям Диккенса и Гоголя. От «Вия» остались самые страшные воспоминания. А первая книга, прочитанная самостоятельно, была «Таинственный остров» Жюля Верна. Братья Володя и Слава рисовали и прибегали к отцу со своими рисунками и с нетерпением и волнением ждали, какую оценку выставит им строгий ценитель.   Отрочество Владимира Сутеева   Владимир Сутеев начал учебу в мужской гимназии № 11, но окончил уже школу. С 1917 года он уже начал понемногу зарабатывать деньги, делая рисунки для выставок и спортивных дипломов. Он был санитаром, вел занятия по физкультуре и одновременно учился. Владимир Сутеев окончил училище им. Баумана, но понял, что техника – не его призвание.   Кинематограф   Сутеев продолжил образование в техникуме кинематографии, который закончил в 25 лет. Мультипликация только делала тогда свои первые шаги, и у ее истоков встал молодой художник. Его включили в группу, которая создавала первый рисованный мультфильм «Китай в огне». Следующим был уже звуковой фильм «Улица поперек». Вместе с молодым Львом Атамановым, который был всего на два года старше Сутеева, создавался образ персонажа Клякса, предназначенный для нескольких серий. Эти мультфильмы не сохранились. Потом Владимир Сутеев перешел в студию В. Смирнова, который изучал опыт работы Уолта Диснея в Америке.   Задачей новой группы было быстрое создание веселых фильмов на целлулоидной пленке.Эатем Сутеев работал на созданной в 1936 году студии «Союзмультфильм». И появились фильмы «Шумное плавание», «Почему у носорога шкура в складках», «Дядя Степа», «Сказка про белого бычка», а также было написано восемь сценариев, которые потом превратились в занимательные произведения.   Война   22 июня была закончена «Муха-Цокотуха», а 24-го Владимир Сутеев ушел на фронт. Художнику было 37 лет, и он был женат. Он прошел всю войну. Иногда его отзывали для создания учебных фильмов на студии «Воентехфильм». А жена ушла, как только закончилась война и Сутеева демобилизовали. Детей у них не было.   Семейная жизнь Владимира Сутеева   А в 1947 году Сутеев встретил на «Союзмультфильме» ту единственную женщину, чувство к которой он пронесет через годы. Ее звали Татьяна Таранович. Но она была замужем и растила дочь и не смогла разрушить свою семью. А Сутеев быстро женился на женщине, с которой учился в школе. Они дружно жили до ее смерти, но свою истинную любовь художник никогда не забывал. Сутеев все-таки соединил с ней свою жизнь, когда она стала вдовой в 67 лет, а ему самому было 80. Они прожили вместе десять лет.   Сутеев сказочник-иллюстратор   В 1948 году Владимир Сутеев завершил работу как режиссер и стал сотрудничать с крупнейшим в стране детским издательством – «Детгиз». Его иллюстрации к книгам Джанни Родари, Корнея Чуковского, Агнии Барто стали классикой. Посмотрите на образы Чиполлино, Вишенки и Редисочки, которых иначе уже невозможно представить!   Первые книга Владимира Григорьевича Сутеева   А 1952 году Сутеев Владимир Григорьевич уже создал первую собственную историю, которая называлась «Две сказки про карандаш и краски». По одной из них можно было научить рисовать ребенка. Это сказка «Карандаш и мышонок». Там последовательно показывается, как из простых элементов (кругов, овалов, треугольников) рисуется туловище котенка. Попробуйте и убедитесь сами, как это легко. Но такая легкость к Сутееву пришла с годами, и далеко не каждый захочет раскрыть тайны своей техники. А ребенок, восторженно рисуя не каляки-маляки, а котика, почувствует себя настоящим волшебником.   Истории и сказки Владимира Сутеева   Сутеев Владимир Григорьевич сказки писал для самых маленьких. Он замечательно понимал маленьких детей. На первый взгляд, эти истории очень просты, но ведь с маленьким ребенком нельзя ни сюсюкать, ни перегружать его сложными понятиями. Для начала достаточно, чтобы он отличал плохое от хорошего, чтобы он переживал за то, как добрые персонажи ведут борьбу с опасными злодеями. При этом эти страшные персонажи не пугают малышей. Они показаны с юмором.   В сказке «Под грибком» все лесные зверьки и насекомые (Муравей, Бабочка, Мышка, Воробей, Зайчик) прячутся от дождика под шляпкой грибка, и всем находится место. Ведь так и должно быть в жизни: никто никого не выгоняет из игры или не сгоняет с занятого места, каждый может слегка потесниться и принять товарища. А это важная мысль для жизни ребенка в коллективе.   «Мешок яблок»   Это еще одна умная и мудрая сказка В. Сутеева. Папа-заяц собрал для своей семьи мешок яблок. Еле-еле тащит его домой. А по дороге встречает разных зверей, и все просят их угостить яблоками. Никому не отказал добрый Заяц. Зато каждый из зверей сделал в ответ ему подарок.   Доброе дело Зайца обернулось добром. Медведь поделился медом, бельчата – орехами, ежик – грибами, коза – овощами. Эта сказка научит маленьких детей щедрости. Поделиться конфетой или печеньем с товарищем или новой игрушкой. Это еще один этап в жизни ребенка.   Сказка Сутеева «Кто сказал «мяу»?»   Спал щенок и вдруг услышал странный звук. Он пошел, полный любопытства, узнавать, кто сказал «мяу». И в результате любопытство не довело его до добра. Он должен спастись от злого лохматого Пса, его укусила за нос Пчела. Обиженный, он возвращается домой. Оказывается, надо уметь отличать любопытство от любознательности, которая сочетается с осторожностью. А для малыша это важно.   Книги В. Г. Сутеева надо не только читать, но обязательно долго рассматривать. Это же настоящие мультфильмы. Только каждый новый кадр остановлен и на него можно любоваться сколько угодно долго. Все зверюшки имеют характер, кто добрый, а кто и не очень, но все они ярки и хороши, а главное – понятны даже самому маленькому слушателю. Все, что не договаривает, мастер рисует. —————————————————————-  

Читать все сказки Сутеева.Содержание. Читать сказки других авторов

Книги Владимира Сутеева вызывают восхищение взрослых людей, которые перечитывая и пересматривая их вместе с детьми и внуками, не устают восторгаться творчеством доброго сказочника. Он подарил детям радость, яркие краски и веселые истории. В чем кроется волшебный талант, которым обладал Владимир Сутеев? Биография художника просто отвечает на этот вопрос – в любви и доброте.

Детские годы

Владимир Сутеев (5.07.1903 – 10.03.1993) родился в Москве. Григорий Осипович Сутеев, его отец, был врачом и к тому же разносторонним человеком. Он увлекался искусством, пел на концертах в Благородном собрании, рисовал, читал своим сыновьям Диккенса и Гоголя. От «Вия» остались самые страшные воспоминания. А первая книга, прочитанная самостоятельно, была «Таинственный остров» Жюля Верна. Братья Володя и Слава рисовали и прибегали к отцу со своими рисунками и с нетерпением и волнением ждали, какую оценку выставит им строгий ценитель.

Отрочество

Владимир Сутеев начал учебу в мужской гимназии № 11, но окончил уже школу. С 1917 года он уже начал понемногу зарабатывать деньги, делая рисунки для выставок и спортивных дипломов. Он был санитаром, вел занятия по физкультуре и одновременно учился. Владимир окончил училище им. Баумана, но понял, что техника – не его призвание.

Кинематограф

Сутеев продолжил образование в техникуме кинематографии, который закончил в 25 лет. Мультипликация только делала тогда свои первые шаги, и у ее истоков встал молодой художник. Его включили в группу, которая создавала первый рисованный мультфильм «Китай в огне». Следующим был уже звуковой фильм «Улица поперек». Вместе с молодым Львом Атамановым, который был всего на два года старше, создавался образ персонажа Клякса, предназначенный для нескольких серий. Эти мультфильмы не сохранились. Потом Владимир Сутеев перешел в студию В. Смирнова, который изучал опыт работы Уолта Диснея в Америке.

Задачей новой группы было быстрое создание веселых фильмов на целлулоидной пленке. А затем была работа на созданной в 1936 году студии «Союзмультфильм». И появились фильмы «Шумное плавание», «Почему у носорога шкура в складках», «Дядя Степа», «Сказка про белого бычка», а также было написано восемь сценариев, которые потом превратились в занимательные произведения.

Война

22 июня была закончена «Муха-Цокотуха», а 24-го Владимир Сутеев ушел на фронт. Художнику было 37 лет, и он был женат. Он прошел всю войну. Иногда его отзывали для создания учебных фильмов на студии «Воентехфильм». А жена ушла, как только закончилась война и Сутеева демобилизовали. Детей у них не было.

Семейная жизнь

А в 1947 году он встретил на «Союзмультфильме» ту единственную женщину, чувство к которой он пронесет через годы. Ее звали Татьяна Таранович. Но она была замужем и растила дочь и не смогла разрушить свою семью. А Сутеев быстро женился на женщине, с которой учился в школе. Они дружно жили до ее смерти, но свою истинную любовь художник никогда не забывал. Он все-таки соединил с ней свою жизнь, когда она стала вдовой в 67 лет, а ему самому было 80. Они прожили вместе десять лет.

Сказочник-иллюстратор

В 1948 году Владимир Сутеев завершил работу как режиссер и стал сотрудничать с крупнейшим в стране детским издательством – «Детгиз». Его иллюстрации к книгам Джанни Родари, Корнея Чуковского, Агнии Барто стали классикой. Посмотрите на образы Чиполлино, Вишенки и Редисочки, которых иначе уже невозможно представить!

Первые книга

А 1952 году Сутеев Владимир Григорьевич уже создал первую собственную историю, которая называлась «Две сказки про карандаш и краски». По одной из них можно было научить рисовать ребенка. Это сказка «Карандаш и мышонок». Там последовательно показывается, как из простых элементов (кругов, овалов, треугольников) рисуется туловище котенка. Попробуйте и убедитесь сами, как это легко. Но такая легкость к Сутееву пришла с годами, и далеко не каждый захочет раскрыть тайны своей техники. А ребенок, восторженно рисуя не каляки-маляки, а котика, почувствует себя настоящим волшебником.

Истории и сказки

Сутеев Владимир Григорьевич сказки писал для самых маленьких. Он замечательно понимал детей. На первый взгляд, эти истории очень просты, но ведь с маленьким ребенком нельзя ни сюсюкать, ни перегружать его сложными понятиями. Для начала достаточно, чтобы он отличал плохое от хорошего, чтобы он переживал за то, как добрые персонажи ведут борьбу с опасными злодеями. При этом эти страшные персонажи не пугают малышей. Они показаны с юмором. В сказке «Под грибком» все лесные зверьки и насекомые (Муравей, Бабочка, Мышка, Воробей, Зайчик) прячутся от дождика под шляпкой грибка, и всем находится место. Ведь так и должно быть в жизни: никто никого не выгоняет из игры или не сгоняет с занятого места, каждый может слегка потесниться и принять товарища. А это важная мысль для жизни ребенка в коллективе.

“Мешок яблок”

Это еще одна умная и мудрая сказка В. Сутеева. Папа-заяц собрал для своей семьи мешок яблок. Еле-еле тащит его домой. А по дороге встречает разных зверей, и все просят их угостить яблоками. Никому не отказал добрый Заяц. Зато каждый из зверей сделал в ответ ему подарок. Доброе дело Зайца обернулось добром. Медведь поделился медом, бельчата – орехами, ежик – грибами, коза – овощами. Эта сказка научит ребятишек щедрости. Поделиться конфетой или печеньем с товарищем или новой игрушкой. Это еще один этап в жизни ребенка.

“Кто сказал «мяу»?”

Спал щенок и вдруг услышал странный звук. Он пошел, полный любопытства, узнавать, кто сказал «мяу». И в результате любопытство не довело его до добра. Он должен спастись от злого лохматого Пса, его укусила за нос Пчела. Обиженный, он возвращается домой. Оказывается, надо уметь отличать любопытство от любознательности, которая сочетается с осторожностью. А для малыша это важно.

Книги В. Г. Сутеева надо не только читать, но обязательно долго рассматривать. Это же настоящие мультфильмы. Только каждый новый кадр остановлен и на него можно любоваться сколько угодно долго. Все зверюшки имеют характер, кто добрый, а кто и не очень, но все они ярки и хороши, а главное – понятны маленькому слушателю. Все, что не договаривает, мастер рисует.

Сутеев Владимир Григорьевич Сутеев Владимир Григорьевич

Владимир Григорьевич Сутеев родился 5 июля 1903 года в Москве. 

Сутеев – русский советский детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-аниматор. Один из зачинателей советской мультипликации. 

Родился в семье врача. Отец был одаренным человеком, его увлечение искусством передалось и сыну.

С юношеских лет Владимир Сутеев как художник-иллюстратор периодически публиковался в журналах «Пионер», «Мурзилка», «Дружные ребята», «Искорка», в газете «Пионерская правда». Учился в МВТУ им. Баумана. С 1923 – художник-иллюстратор книг для детей. Сутеев иллюстрировал книги К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, Д. Родари, а также собственные произведения.

В 1928 окончил художественный факультет ГТК. Ещё во время учёбы примкнул к экспериментально-производственной группе мультипликаторов (Ю.А.Меркулов, Н.П.Ходатаев, З.П.Комиссаренко). Работал художником-мультипликатором в экспериментальной мультмастерской при ГТК, в группах Н.П.Ходатаева и Д.Я.Черкеса, по окончании института – на кинофабрике «Межрабпомфильм». 

читать биографию дальше

  • ВСЕ
  • Б
  • В
  • З
  • К
  • М
  • П
  • Р
  • Т
  • Ц
  • Э
  • Я
  • Бабочка

    Жили-были два брата — Ваня и Вова. Так они похожи друг на друга — не отличить. Всё у близнецов одинаковое — и одежда, и игрушки. И даже собачки. Однажды пошли они на луг бабочек ловить. Сачки взяли. И щенков с собой позвали. Видят — над лугом бабочка летит. Красивая. Одна всего. Кинулись к ней ребята. …

    или читать

  • Весной

    Слепили под Новый год ребята снеговика. Всю зиму простоял снеговик на огороде. Радовался метелям и снегопадам. Но пошла зима на убыль. Кончились морозы. Наступила весна. Солнышко с каждым днём всё жарче да ярче. Пригорюнился снеговик: что-то с ним теперь будет? Тает снег. И снеговик тает. Весна в самом …

    или читать

  • Волшебный магазин

    Миша был лучшим учеником в классе. И по математике, и по русскому, и даже по пению. А самым плохим учеником в классе был Витя Петров. И всё из-за лени! Контрольные Витя списывал у соседа по парте, задачки за него полкласса решало, а уж если Витю к доске вызывали, то тут весь класс подсказывать начинал. …

    читать

  • Зайкин кораблик

    Построил Ванечка кораблик. А капитаном сделал своего любимого плюшевого зайчика. Подул попутный ветер — и поплыл кораблик по реке. Плывёт кораблик, ветер паруса раздувает! Подлетела к кораблику птичка и пропела: — Капитан, капитан! Возьми меня с собой! Я издалека лечу, у меня крылышки устали! Пусти меня …

    или читать

  • Капризная кошка

    Девочка сидела за столом и рисовала картинки. Вдруг пришла полосатая Кошка и стала смотреть, что делает Девочка. — Что это ты делаешь? — спросила любопытная Кошка. — Я рисую для тебя домик, — сказала Девочка. — Смотри: вот крыша, вот труба на ней, а это дверь… — А что я там буду делать? — Будешь печку …

    или читать

  • Кораблик

    Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Пришли на речку. — Давайте купаться! — сказал Лягушонок и прыгнул в воду. — Мы не умеем плавать, — сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. — Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся Лягушонок. — Куда же вы годитесь?! — И так стал хохотать — чуть …

    или читать

  • Кот-рыболов

    Пошёл как-то Кот на речку рыбу ловить и у самой опушки Лису встретил. Помахала Лиса пушистым хвостом и говорит медовым голоском: — Здравствуй, кум-куманёк, пушистый коток! Вижу, рыбку ловить собрался? — Да вот хочу котятам моим рыбки принести. Лиса глаза опустила и совсем тихо спрашивает: — Может быть, …

    или читать

  • Кто сказал «МЯУ»

    Щенок спал на коврике около дивана. Вдруг сквозь сон он услышал, как кто-то сказал: — Мяу! Щенок поднял голову, посмотрел — никого нет. «Это, наверно, мне приснилось», — подумал он и улёгся поудобнее. И тут кто-то опять сказал: — Мяу! — Кто там? Вскочил Щенок, обежал всю комнату, заглянул под кровать, …

    или читать

  • Мешок яблок

    Ходил Заяц с мешком по лесу, искал грибы-ягоды для своих зайчат, но, как назло, ничего ему не попадалось: ни грибов, ни ягод. И вдруг посреди зелёной поляны увидел он дикую яблоню. А яблок румяных на ней и под ней — видимо-невидимо! Недолго думая раскрыл Заяц свой мешок и стал в него яблоки собирать. …

    или читать

  • Мы ищем кляксу

    Всё началось с неприятности. Ваня и Маша пришли к соседу Художнику посмотреть его рисунки. Вдруг Маша нечаянно опрокинула баночку с тушью прямо на альбом. Получилась большая безобразная клякса. Ребята заплакали, а Художник сказал: – Ничего, сейчас достану кляксовыводитель, и мы её… Художник ушёл в …

    или читать

  • Мышонок и карандаш

    Жил-был на столе у Вовы Карандаш. Однажды, когда Вова спал, на стол забрался Мышонок. Увидел Карандаш, схватил и потащил к себе в норку. — Отпусти меня, пожалуйста! — взмолился Карандаш. — Ну зачем я тебе нужен? Я деревянный, и меня нельзя есть. — Я тебя буду грызть! — сказал Мышонок. — У меня чешутся …

    или читать

  • Палочка-выручалочка

    Шёл Ёжик домой. По дороге нагнал его Заяц, и пошли они вместе. Вдвоём дорога вдвое короче. До дома далеко — идут, разговаривают. А поперёк дороги палка лежала. За разговором Заяц её не заметил — споткнулся, чуть было не упал. — Ах, ты!.. — рассердился Заяц. Наподдал палку ногой, и она далеко в сторону …

    или читать

  • Петух и краски

    Нарисовал Вова Петуха, а раскрасить-то его и забыл. Пошел петух гулять: – Что ты ходишь такой нераскрашенный? – удивилась Собака. Посмотрел Петух в воду. И верно – Собака правду говорит. – Не печалься, – сказала Собака, – иди к Краскам: они тебе помогут. Пришел Петух к Красками и просит: – Краски, Краски, …

    или читать

  • Петя и Красная Шапочка

    Больше всего на свете Петя любил сказки. Ну, и что тут такого? Все мальчишки любят сказки, только почему-то стесняются в этом признаваться. Можно подумать, сказки только для одних девчонок пишутся. Самыми любимыми были у Пети сказки Шарля Перро. А «Красную Шапочку» он уже давно знал просто наизусть! …

    или читать

  • Петя Иванов и волшебник Тик-Так

    Когда Петя Иванов пошёл во второй класс, родители подарили ему часы. О часах Петя мечтал давно. Конечно, он понимал, что часы с калькулятором и электронной игрой родители ему вряд ли подарят, Петя еле-еле закончил первый класс без двоек. Но вот будильник в часах должен быть обязательно! И вовсе не для …

    читать

  • Под грибом

    Как-то раз застал Муравья сильный дождь. Куда спрятаться? Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибом — дождь пережидает. А дождь идёт всё сильнее и сильнее… Ползёт к грибу мокрая Бабочка: — Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла …

    или читать

  • Про Бегемота, который боялся прививок

    На пляже было очень весело. Больше всех веселился Бегемот, плескаясь в тёплой воде под яркими лучами солнца. Когда Бегемот вылез из воды на берег, он увидел большое объявление: “ВСЕМ НУЖНО, ОТ СЛОНА ДО МУХИ, ПРИВИВКИ СДЕЛАТЬ ОТ ЖЕЛТУХИ!” Не успел Бегемот прийти домой, как тут же прискакал Кенгуру-почтальон: …

    или читать

  • Раз, два – дружно

    Однажды ночью в лесу разразилась страшная гроза. Зашумел, загудел ветер, пошёл сильный дождь. Зверушки попрятались кто куда, а Лось скрылся от непогоды под старой елью. Буря повалила дерево, тяжёлый ствол крепко прижал к земле ветвистые рога Лося, и он оказался в ловушке… Утром на полянку пришёл Ёжик, …

    или читать

  • Разные колёса

    Стоит пенёк, на пеньке — теремок. А в теремке живут Мушка, Лягушка, Ёжик да Петушок-Золотой гребешок. Вот как-то пошли они в лес — за цветами, за грибами, за дровами, за ягодами. Ходили-ходили по лесу и на поляну вышли. Смотрят — а там пустая телега стоит. Телега-то пустая, да не простая — все колёса …

    или читать

  • Терем-теремок

    Летала Муха по лесу, устала, присела на веточку отдохнуть и вдруг увидела: среди леса в густой траве стоит… терем-теремок! Подлетела к теремку Муха, покружилась над ним, заглянула внутрь и воскликнула: – Вот так терем-теремок! Да тут и нет никого! Буду здесь жить. Стала Муха в том теремке жить-поживать. …

    или читать

  • Три котёнка

    Три котёнка — чёрный, серый и белый — увидели мышь и бросились за ней! Мышь прыгнула в банку с мукой. Котята — за ней! Мышь убежала. А из банки вылезли три белых котёнка. Три белых котёнка увидели на дворе лягушку и бросились за ней! Лягушка прыгнула в старую самоварную трубу. Котята — за ней! Лягушка …

    или читать

  • Цыпленок и утенок

    Вылупился из яйца Утёнок. — Я вылупился! — сказал он. — Я тоже, — сказал Цыплёнок. — Я хочу с тобой дружить, — сказал Утёнок, — Я тоже, — сказал Цыплёнок. Я иду гулять, — сказал Утёнок. Я тоже, — сказал Цыплёнок. — Я рою ямку, — сказал Утёнок. — Я тоже, — сказал Цыплёнок. — Я нашёл червяка, — сказал …

    или читать

  • Это что за птица

    Жил-был Гусь. Был он очень глупый и завистливый. И всем Гусь завидовал, со всеми ссорился, на всех шипел… Все качали головой и говорили: — Ну и Гусь!.. Как-то раз увидел Гусь на пруду Лебедя. Понравилось Гусю длинная лебединая шея. «Вот, — подумал Гусь, — мне бы такую шею!» И просит Лебедя: — Давай меняться. …

    или читать

  • Яблоко

    Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко. В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко. Но как его достать? Яблоко высоко висит — не допрыгнешь! — Крра-крра! Смотрит Заяц — на ёлке сидит Ворона и смеётся. — …

    или читать

Сказки Сутеева Владимира Григорьевича: про Волшебников, про Мышат, про Теремки.

В 1931 дебютировал как режиссёр, поставил первый советский оригинальный звуковой мультфильм «Улица поперёк». Первые режиссёрские работы снял совместно с Л.К.Атамановым. Вместе с Атамановым и Д.Н.Бабиченко разрабатывал серийного персонажа – Кляксу. В 1935 переходит в коллектив В.Ф.Смирнова (на «Экспериментальную мультмастерскую при ГУКФ», затем – на «Мосфильм»), где работает, числясь в титрах художником, фактически же выполняя и режиссёрские функции. Участвовал в съёмках первого армянского мультфильма «Пёс и кот». 

С 1936 – на киностудии «Союзмультфильм». В этот период работал в тесном содружестве с режиссёром Л.А.Амальриком. Большинство своих картин делал по собственным сценариям. Возглавлял творческую секцию «Союзмультфильма». Участник Великой Отечественной войны, поставил ряд учебных фильмов на студии «Воентехфильм». С 1947 преподавал на курсах художников-мультипликаторов при «Союзмультфильме». Внёс вклад в освоение цветного кино. С 1947 года работал в Детгизе. В 1948 прекратил режиссёрскую деятельность и уволился с «Союзмультфильма», не закончив картины «Охотничье ружьё» (завершена П.П.Сазоновым). Плодотворно работал как сценарист анимационных фильмов. Фильмы по сценариям В.Г.Сутеева ставили М.С.Пащенко, Л.А.Амальрик, В.И.Полковников, Е.Н.Райковский, Б.П.Степанцев, В.Д.Дегтярёв, Л.К.Атаманов, В.Я.Бордзиловский, Е.Т.Мигунов и др. Многократно становился членом худсовета «Союзмультфильма». Член АСИФА. Автор серии «сказок в картинках» для детей. Художник многое принес в книжную иллюстрацию из мультипликационного кино; его динамичные, порой с успехом заменяющие текст, рисунки похожи на кадры мультиков; персонажи имеют графическую индивидуальность, выраженную в облике, движениях, мимике. 

В 1952 г. в Детгизе вышла первая книжка «Две сказки про карандаш и краски», где Владимир Григорьевич Сутеев проявил себя не только как художник, но и как писатель. К.Чуковский приветствовал её появление рецензией в «Литературной газете». 

С тех пор издано немало сутеевских книг: «Это что за птица?», «Под грибом», «Мешок яблок», «Цыпленок и утенок», «Кто сказал «мяу»?», «Палочка-выручалочка» и многие другие. Эти занимательные книжки дают малышу начальные представления об окружающем. Обыкновенная палка у находчивого Ежа становится «палочкой-выручалочкой-наверх-поднималочкой-из-беды-вытягалочкой». И всё это наглядно показано в картинках. С первой книжки проявился их игровой характер (Карандаш, для того чтобы спастись от жадного Мышонка, рисует Кошку). В его книжках всегда много юмора, помогающего без морализации объяснить малышу простые жизненные истины. В.Г.Сутеев иллюстрировал произведения классиков отечественной литературы: сказки К.Чуковского, «Усатый-полосатый» С.Маршака, «Дядя Стёпа» С.Михалкова, «Веселое лето» В.Берестова. 

Впервые с иллюстрациями художника на русском языке вышли книги: Д.Родари «Приключения Чипполино» (сутеевские персонажи этой сказки стали образцом для детских игрушек), норвежского писателя А.Прейсена «Веселый Новый год», английского писателя Л.Муура «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». Международным любимцем детей стал сутеевский щенок Пиф (из книги «Приключения Пифа» в пересказе с французского). 

Сказки, которые В. Г. Сутеев сочинил сам, написаны лаконично. Да ему и не нужно многословие: все, что не сказано, будет нарисовано. Художник работает как мультипликатор, фиксирующий каждое движение персонажа, чтобы получилось цельное, логически ясное действие и яркий, запоминающийся образ. 

Искусство В. Г. Сутеева обращено к самым маленьким читателям-зрителям. Он их мудрый и добрый наставник, с ним легко и весело идти по сказке. Добросердечие и улыбка художника, классическая ясность его рисунков целеустремленно, спокойно и просто ведут читателя к постижению справедливости, человечности, нравственной чистоты. 

Остроумные, веселые добрые книжки В.Г.Сутеева знакомы детям всего мира. Они переведены на 36 языков и издавались в Норвегии, Франции, США, Мексике, Чехословакии, Японии.

Умер Владимир Григорьевич Сутеев 10 марта 1993 года в Москве. 

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий