Клюев Н. А. Клюев Николай Алексеевич краткая биография писателя

Факты из биографии Николая Клюева

  • Родители поэта были простыми людьми. Отец работал в винной лавке, а мать была сказительницей и плакальщицей.
  • Предки Николая Клюева были старообрядцами, но ни он сам, ни его родители не разделяли этого вероучения.
  • В начале XX века Клюев принимал активное участие в деятельности революционных организаций, за что много раз арестовывался, и дважды сидел в тюрьме довольно продолжительное время.
  • Такие знаменитые поэты, как Блок, Гумилёв и Брюсов, высоко оценивали его творчество. Блок же и вовсе неоднократно упоминал его в своих стихотворениях (интересные факты о Блоке).
  • Поэт отказывался служить в армии, мотивируя это своими антивоенными убеждениями, несмотря за то, что его за это несколько раз заключали под стражу.
  • В молодости Николай Клюев немало попутешествовал по России, но детали его путешествий, описанные в автобиографических рассказах, вызывают сомнения, так как он был известным фантазёром.
  • Биография Николая Клюева пестрит неточностями, так как он намеренно мистифицировал свою персону, много выдумывая и распуская о себе самые разнообразные слухи.
  • Поэт утверждал, что лично встречался с Толстым и с Распутиным, но эти встречи ничем не подтверждены, и вряд ли они имели место быть (интересные факты о Распутине).
  • Свои первые стихи Николай Клюев опубликовал, когда ему было 20 лет.
  • Жизнь Клюева стала особенно сложной в 20-х годах XX века. Несмотря на свой былой революционный настрой, он считал, что большевистский режим разрушает крестьянское сословие, и не стеснялся говорить об этом своих стихах. В итоге его творчество попало под негласный запрет, а его стихи нещадно громили советские литературные критики, называя его «идеологом кулачества».
  • Знаменитый Сергей Есенин, с которым он был дружен, считал Клюева своим учителем и наставником (интересные факты о Есенине). Они оба не раз выступали на публике с чтением своих стихов.
  • В 20-х годах XX века Клюев посылал свои стихи В. И. Ленину, несмотря на то, что за несколько лет до того он выступал перед императрицей. А в 1924 году он даже издал сборник стихов о Ленине, но он был встречен очень холодно.
  • В 30-х годах Николай Клюев был арестован и сослан в Томск. Там он жил относительно свободно, но спустя несколько лет его снова арестовали по обвинению в участии в контрреволюционной группировке, после чего в 1937 году приговорили к смерти и расстреляли.
  • Максим Горький и некоторые другие видные деятели искусства тех лет пытались смягчить участь Клюева, но лишь с относительным успехом.
  • В 1957, спустя 20 лет после казни, году поэт был официально реабилитирован, но первое посмертное издание его произведений состоялось лишь в спустя ещё 20 лет, в 1977 году.
  • На стихи Клюева советским композитором В. И. Панченко были написаны песни и романсы.
  • Имя Николая Клюева носит одна из улиц в Томске (интересные факты о Томске).
  • В городе Вытегра, что в Вологодской области, в 2016 году был установлен памятник великому поэту.

Начало 20 века, названное также Серебряным веком, стало временем расцвета русской литературы. Появлялись новые направления и течения, авторы не боялись экспериментировать и открывать для себя новые жанры и темы. Одним из таких поэтов был Клюев Николай Алексеевич. Он относился к новокрестьянскому поэтическому направлению.

Биография

image

Родился 10 октября 1884 года в деревеньке Коштуги Вытегорского уезда (Вологодская область) Николай Клюев. Биография писателя начинается в семье простого урядника Алексея Тимофеевича. Но больше всего Клюев любил свою мать, Прасковью Федоровну, которая была прекрасной сказительницей. Она занималась и обучением сына, благодаря ей Николай умел читать, писать и узнал основы народного песенного склада.

В 1895 году он окончил церковно-приходскую школу в Вытегре. Затем отправился в Петрозаводск, где учился в фельдшерской школе. После окончания учебы Клюев Николай Алексеевич вместе с земляками, которые занимались сбытом в столицу меха и рыбы, уезжает в Петербург на заработки.

В столице он начинает писать стихи в рамках направления новокрестьянской поэзии. В его произведениях поэтическая муза жалуется на муки и страдания землепашцев и проклинает их поработителей. Первые стихотворения Клюева были опубликованы в сборнике 1904 года «Новые поэты». Однако вскоре Клюев возвращается на малую родину.

Оказавшись под впечатлением от начавшихся революционных событий, поэт включается в 1905 году в активную политическую деятельность. Начинает распространять прокламации. За это в 1906 году Клюева арестовали.

Клюев и Блок

image

Знаменательным событием для поэта стало знакомство с Александром Блоком. Переписка писателей началась с 1907 года. Поначалу Николай Клюев довольно робок в своих посланиях к признанному поэту, но постепенно он убеждается, что Блок и сам заинтересован в их беседах. Постепенно Клюев начинает говорить о духе протеста, что зреет среди народа, о социальной несправедливости. Но не только о политике говорят литераторы. Николай Алексеевич отмечает силу поэтического духа, что заключен в простом народе, но из-за бытовых причин она не может раскрыться полностью.

Блока сильно впечатлили письма Клюева. Он неоднократно цитирует их в посланиях к друзьям и своих статьях. Благодаря содействию Блока стихи Клюва печатаются в «Новой Земле», «Золотом руне» и многих других литературных журналах. На произведения поэта из глубинки обращают внимание столичные писатели. Со многими из них Клюеву удается познакомиться. Среди них Валерий Брюсов.

Творческий успех

В 1911 году Николай Клюев публикует свой первый сборник «Сосен перезвон». Предисловие к изданию пишет Брюсов. Книга с одобрением и интересом была принята в поэтических и литературных кругах. О ней положительно отзывались такие поэты, как Николай Гумилев, Сергей Городецкий и пр. Публику поразили в произведениях Клюева их необычность, отсутствие ярко выраженной индивидуальности, упорядоченность тропов, образов, ритмов.

Клюев воспевает природу, деревенский образ жизни, народ. При этом он считает, что безбожная культура, что главенствовала в 19 веке, умирает, и на смену ей приходит нечто новое, живое и народное.

Гумилев в своей рецензии на сборник предрекает будущее клюевской поэзии – он говорит, что это только начало нового движения в литературе. И он оказывается прав. Клюев становится одним из первых представителей новокрестьянской поэзии.

Клюев и Есенин

Николай Клюев долгое время один отстаивал право крестьянской поэзии на жизнь. Но в 1915 году он получает письмо от молодого поэта из Рязанской губернии. Письмо Есенина воодушевляет Клюева. Несмотря на то что знакомы они заочно, вокруг этих двух поэтов объединяются другие литераторы, пишущие в рамках крестьянской тематики.

В поэзии Клюева и Есенина действительно было очень много схожего, именно поэтому они быстро нашли общий язык и объединились. На 1915 год пришелся пик их совестных творческих успехов. Они вместе посещали литературные вечера, читали свои стихи.

Однако союз продлился недолго. Дар Есенина был намного шире новокрестьянской поэзии, и в 1917 году дружбе двух стихотворцев пришел конец.

Отношение к пролетарской поэзии

Николай Клюев, стихи которого воспевали простой русский народ, однако, не причислял себя к пролетарским поэтам. Революция застала литератора в родных местах. Ее приход Клюев воспринял с небывалым воодушевлением. Но представлял ее себе как наступление «рая для мужика».

В 1918 году Николай Клюев вступает в большевистскую партию. Занимается агитационной работой, читает стихи о революции. Однако при этом он остается религиозным человеком, что идет вразрез с новыми порядками. Становится понятно, что он пропагандирует совсем другую революцию. И в 1920 году Клюева исключают из партии. Прекращают печататься его стихи. Он начал раздражать новую власть своей религиозностью и несогласием с пролетарскими поэтами, называя их произведения агитационными подделками.

Началось тяжелое время для поэта. Он бедствовал, был подвержен гонениям, не мог найти работу. Несмотря на это, он продолжал открыто выступать против советской власти.

Борьба поэта окончилась 2 февраля 1934 года, когда он был арестован за «составление и распространение контрреволюционных произведений». Его приговорили к ссылке в Нарымский край. А в октябре 1937 года Клюева расстреляли по сфабрикованному делу.

Биография Клюева

Николай Алексеевич КЛЮЕВ (10/22 октября 1884, д. Коштуга Вызегорского у. Олонецкой губ.- между 22-25 октября 1937, Томская тюрьма) Родился Н. А. Клюев в старообрядческой семье, выходец из олонецких крестьян; корень его родословной уходит в древность, в раскольничье движение XVII в., в глубины крестьянской культуры. Отец его, отставной солдат, был «сидельцем казенной винной лавки», мать — «былинница» и «песельница» (ее памяти посвящены «Избяные песни», один из лучших циклов Клюева). Поэт учился в церковно приходской школе, затем в двухклассном городском училище, в Петрозаводской фельдшерской школе. Долго н много странствовал по Русскому Северу, побывал и в других землях (возможно, в Иране, Индии и Китае). Клюев — поэт не- обычайной глубины знания народной культуры, чувства первозданного слова, художник, широко осведомленный в европейской и мировой культуре; просвещенность его приобретена неустанной и целеустремленнсй работой. Писать стихи начал рано, первые публикации в петербургских изданиях 1904-1905 гг. Участвовал в крестьянском движении эпохи первой русской революции, был арестован, полгода ревел в тюрьме. С начала 10-х гг. входит в литературную среду, знакомится гсближается с Блоком, Клычковым, Есениным, много печатается  «Сосен перезвон», 1912; «Лесные были», 1913 и др.), вел за собой группу крестьянских поэтов «Краса». Итоги предреволюционной поэзии Клюева — в его двухтомнике еПеснословэ. 1919. События 1917 г. встретил по-крестьянски, с ожиданием воли и земли для русского мужика. Даже вступил в 1918 г. в большеветскую партию, где задержался, однако, ненадолго, ибо религиозно-крестьянские взгляды его были несовместимы с большевизмом.Эта несовместимость определила всю последующую судьбу Клюева: глубоко народный и в то же время личностно-самобытный облик поэта никак не вписывался в «советскую» литературу. Трагическая лирика 20-х годов, поэма «Погорельщина» не оставляли никаких надежд на его примирение с действительностью.  К году «великого перелома» Клюев приобретает устойчивую репутацию «враждебного», «кулацкого» поэта. В 1928 г. вышла последняя его прижизненная книга «Изба и поле». С начала 30-х гг. он мог существовать лишь на милостыню, на подаяния. В феврале 1934 г. он был сослан в пос. Колпашеве Нарымского края, откуда в октябре после долгих хлопот был переведён  в Томск. Клюев там жил в условиях величайшей нищеты, перенес паралич, но его поэтический дар не оскудевал и работа души не прекращалась: «Все чаще и чаще захватывает дух мой неизглаголенная музыка», — пишет он в письмах этои поры. В июне 1937 г. поэт снова был арестован, провел в тюрьме четыре месяца по обвинению в сфабрикованном деле «Союза спасения России»; по приговору «тройки» был расстрuелян между 23-25 октября 1937 г.  погиб один из самобытнеиших поэтов ХХ века, мастер волшебного русского слова. Книги его не издавались более полувека.

Русский поэт, представитель так называемого новокрестьянского направления в русской поэзии XX века.

  • О поэте в Википедии
  • Cписок произведений
  • Статьи и критика

Биография

Родился 10 октября в одной из глухих деревень русского Севера (Олонецкой губернии) в крестьянской семье, тесно связанной со старообрядческими традициями, что оказало большое влияние на характер и творчество будущего поэта. От своей матери, Прасковьи Дмитриевны, унаследовал любовь к народному творчеству — к песням, духовным стихам, сказам, преданиям. Она же научила его грамоте. В 1893-95 учился в церковно-приходской школе, затем в двухклассном городском училище, после окончания которого в течение года учился в Петрозаводской фельдшерской школе. Ушел по болезни. Начинаются странствия Клюева по старообрядческим скитам, монастырям.

В начале 1900-х начинает писать стихи: в 1904 в петербургском альманахе «Новые поэты» появляются его стихотворения («Не сбылись радужные грезы…», «Широко необъятное поле…» и др.); в 1905 — в сборниках «Волны» и «Прибой».

В 1905-07 принимал активное участие в революционном движении крестьян и в 1906 в течение шести месяцев находился за это в тюрьме, после чего за ним был установлен негласный надзор полиции.

К 1907 относится начало переписки Клюева с А.Блоком, имевшей большое значение для обоих (сохранилось 37 писем Клюева к Блоку). Блок использовал эти письма в своих статьях, считая их «документом огромной важности — о современной России — народной, конечно» («Слова его письма кажутся мне золотыми словами»). При содействии А. Блока стихи Н.Клюева печатаются в журналах «Золотое руно», «Новая земля» и др. В 1912 вышли две поэтические книги Клюева — «Сосен перезвон» (с предисловием В.Брюсова) и «Братские песни». До революции вышло еще два сборника — «Лесные были» (1913) и «Мирские дымы» (1916). Не только Блок и Брюсов заметили этого самобытного, большого поэта, но и Гумилев, Ахматова, Городецкий, Мандельштам и др. В 1915 Клюев знакомится с С.Есениным, и вокруг них группируются поэты новокрестьянского направления (С.Клычков, П.Орешин, А.Ширяевец и др.).

Октябрьскую революцию Клюев горячо приветствовал, восприняв ее как исполнение вековых чаяний крестьянства. В эти годы он напряженно и вдохновенно работает. В 1919 выходит сборник «Медный Кит», куда вошли такие революционные стихи, как «Красная песня» (1917), «Из подвалов, из темных углов…».

Решающую роль в судьбе Клюева сыграла критическая статья о нем Л.Троцкого (1922), появившаяся в центральной печати. Клеймо «кулацкого поэта» сопровождает его на протяжении целого десятилетия. Поэт остро нуждается, он обращается в Союз поэтов с просьбами о помощи, пишет М.Горькому: «…Нищета, скитание по чужим обедам разрушает меня как художника». Продолжает работать, создает несколько очень значительных произведений: «Плач о Сергее Есенине» и поэму «Погорельщина».

С 1931 Клюев живет в Москве, но путь в литературу для него закрыт: все, что он пишет, отклоняется редакциями.

В 1934 был арестован и выслан из Москвы сроком на пять лет в город Колпашево Нарымского края. «Я сослан за поэму «Погорельщина», ничего другого за мной нет»,- писал он из ссылки.

К середине 1934 Клюева переводят в Томск. Мучительно переживая свой вынужденный отрыв от литературы, он писал: «Не жалко мне себя как общественной фигуры, но жаль своих песен-пчел, сладких, солнечных и золотых. Шибко жалят они мое сердце».

5 июня 1937 Клюев был арестован в Томске «за контрреволюционную повстанческую деятельность» (сибирское НКВД сфабриковало дело о «Союзе спасения России», готовившем якобы восстание против советской власти, в котором роль одного из вождей приписывалась Клюеву). В октябре 1937 в Томске Н.Клюев был расстрелян. Посмертно реабилитирован.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Краткая биография Николая Клюева (1884-1937) Николай Алексеевич Клюев родился 10 октября 1884 года в деревне Коштуге Коштугской волости Вытегорского уезда Олонецкой губернии (ныне Вытегорский район Вологодской области). В разное время в автобиографических заметках, письмах, устных рассказах поэт любил подчеркивать, что в роду его было немало людей недюжинных, даровитых, артистических от природы. Прасковья Дмитриевна — мать поэта — была родом из Заонежья, из семьи старообрядцев. Его мать знала очень множество народных песен, духовных стихов. В 1897 году заканчивает двухклассное училище и начинает странствия по старообрядческим скитам и монастырям. Как свидетельствуют современники, он побывал в Иране, Китае и Индии. Клюев приобщается к огромному кладезю знаний, в том числе магических, ему приписывали гипнотическую силу. Поэт был универсальной личностью: умел играть на нескольких музыкальных инструментах, прекрасно пел, обладал недюжинными актерскими способностями. В августе 1936 года поэта отправляют в ссылку. Начинающий поэт активно сотрудничал с революционными организациями и в 1905 году Клюев был привлечен Московским жандармским управлением к дознанию по делу о распространении среди служащих станции железной дороги прокламаций революционного содержания. Начало 1906 года. Поэта арестовывают за агитационную деятельность в Вытерге и окрестных селах. Сидел сначала в Вытергской, а затем в Петроградской тюрьме.

Долгие годы жила легенда о смерти поэта на станции Тайга от сердечного приступа и пропаже его чемодана с рукописями. В действительности же Николай Клюев был расстрелян в Томске 23-25 октября 1937 года.

Поэтическое течение предреволюционного десятилетия В предреволюционное десятилетие в литературу входит новое поколение поэтов из крестьянской среды. Выходят книги стихов С. Клычкова, сборники Н. Клюева, начинают печататься А. Ширяевец и П. Орешин. В 1916 г. выходит сборник стихов Сергея Есенина “Радуница”. Эти поэты были встречены критикой как посланцы в литературу новой русской деревни, выразители ее поэтического самосознания.

Большое влияние на крестьянскую поэзию 1910-х годов оказали сложившиеся в литературе и очень различные традиции изображения деревни, русской национальной жизни. Отношение крестьянских поэтов к национальным истокам народной жизни было сложным, противоречивым, во многом обусловленным сложными обстоятельствами русской социальной жизни и идейной борьбы предреволюционного десятилетия.

Следует иметь в виду, что в годы реакции и войны официальная печать, буржуазно-либеральная пресса выступила под знаменем “народности”, активного национализма. Эти настроения нашли свое отражение в буржуазном искусстве тех лет — поэзии, живописи, архитектуре. В среде либеральной художественной интеллигенции обострился интерес к “исконным” началам русской национальной жизни, ее “народной стихии”. В декадентских литературно-художественных кружках и салонах обсуждались вопросы о национальных судьбах России. В этих кругах особое внимание привлекала сектантская литература и поэзия, древняя славянская и русская мифология.

Особенности поэзии Николая Клюева В этих условиях первые публикации стихов Н. Клюева (1887— 1937) и появление поэта в литературных кружках и собраниях сразу же вызвали сочувственные отклики буржуазно-либеральной и декадентской критики, которая усмотрела в его творчестве выражение стихийно-религиозных начал народного сознания, глубин национального духа.

В поэзии Клюева, как вообще в ново-крестьянской поэзии, отразились объективные противоречия крестьянского миропонимания, о которых писал, анализируя противоречия творчества Льва Толстого, В. И. Ленин. Ленин указывал на наивность крестьянской массы, ее патриархальные настроения непротивления, желание уйти от мира, “бессильные проклятья по адресу капитализма”. Такие настроения были свойственны и творчеству Клюева, объективно отразившего эти черты крестьянского сознания. Религиозные мотивы поэзии Клюева и других ново-крестьянских поэтов тоже имели объективное основание в особенностях крестьянского патриархального понимания мира, одной из черт которого, как указывал В. И. Ленин в той же статье о Л. Н. Толстом, был мистицизм. Но для Клюева, в отличие от других поэтов течения, была характерна и наигранная подчеркнутость “народности” поэтических произведений, рассчитанная на запросы тех литературных кругов, в которых Клюев оказался, попав в Петербург.

В 1912 г. поэт выпустил книгу стихов “Сосен перезвон”. Это были стихи о Руси, о русском народе, благостном и кротком. Русская деревня в стихах Клюева рисовалась благодатным “избяным раем”. Думы крестьян в его стихах — о нездешнем и неземном, в “перезвоне” сосен им слышатся перезвоны церковных колоколов, зовущие в “жилище ангелов”.

Мотивы народного гнева и горя, прозвучавшие в ранних стихах Клюева в 1905—1906 гг. (“Народное горе”, “Где вы, порывы кипучие” ), исполненных демократических настроений, сменяются мотивами, заимствованными из религиозной старообрядческой книжности, духовных стихов. Клюев резко противопоставляет современному “миру железа” патриархальную деревенскую “глухомань”, идеализирует вымышленную старую благостную, сытую деревню, ее “избяной” быт с расписными ендовами, бахромчатами платами селян, лаковыми праздничными санями. Для него “изба — святилище земли с запечной тайною и раем”.

Стихи второй книги Клюева “Братские песни” (1912) построены на мотивах и образах, взятых из сектантских духовных песнопений. Это песни, сочиненные для “братьев по духу”.

В бытописи Клюева нет примет реальной жизни новой деревни, разбуженной революцией 1905 г., общественных помыслов и дум русского послереволюционного крестьянства. Описания деревенского быта, народных обрядов, обычаев, мифологические мотивы, часто развернутые в тему целого стихотворения — все существует в его поэзии вне современности. Защита национальных начал народной жизни от наступающей на Россию бездушной “железной” городской культуры оборачивается у Клюева защитой “дремучих” вековых устоев, древнего религиозного миропонимания, в конечном счете — неприятием социального прогресса:… Чует древесная сила, Провидя судьбу наперед, Что скоро железная жила Ей хвойную ризу прошьет. Зовут эту жилу чугункой, — С ней лихо и гибель во мгле…

Или:… Заломила черемуха руки, К норке путает след горностай… Сын железа и каменной скуки Попирает берестяный рай.

По стилю, образности стихи Клюева этого периода близки духовным песням. Недаром Есенин назовет Клюева “ладожским дьячком”.

В историю русской поэзии начала века Клюев вошел, однако, прежде всего как поэт русской природы. Эти стихи сам Клюев выделял в особые циклы, подчеркивая их связь с традицией народной поэзии. (См., например, сб. “Мирские думы”, 1916). Цикл “Лесные были” открывается характерным в этом смысле стихотворением: Пашни буры, межи зелены, Спит за елями закат, Камней мшистые расщелины Влагу вешнюю таят. Хороша лесная родина: Глушь да поймища кругом!.. Прослезилася смородина Травный слушая псалом…

В этих стихах Клюев виртуозно использует образы, приемы фольклорного творчества, богатство и многоцветно русского народного языка. Но примечательно, что в устном народном творчестве наиболее близкими ему оказываются самые древние традиции — народных поверий, обрядовой поэзии. В cтиxax Клюева, опиравшихся на традиционную народную поэтику (в построении образов, композиции, широком использовании приема психологического параллелизма, песенной символике), всегда, однако, ощущался привкус нарочитости, стилизации. Часто поэт терял чувство меры, нагнетая “народные” элементы, диалектизмы. Кроме того, “социальные, трудовые и нравственные стороны жизни современной деревни Клюеву словно бы неизвестны. Многовековый патриархальный уклад” нашедший эстетическое выражение в народной поэзии, разрушался, сам Клюев был “продуктом” этого распада, а в поэзии его картинно пела, любила и страдала древняя Русь, поэтизировались языческие поверья”.

Национальный колорит поэзии Клюева, богатство народных художественных элементов, рассыпанных в его стихах, привлекли внимание Есенина, который одно время принял позицию Клюева за подлинно народную.

Список литературы

  1. Соколов А. Г. История русской литературы конца XIX начала XX века
  2. Кузнецов Ф. Ф. Русская литература ХХ века. Учебное пособие для учащихся 11 класса средней школы.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий