Князь Василий 3 Иванович 1505 – 1533 гг и его правление кратко (Схема)

image Василий III продолжатель дела отца Ивана III Время правления великих князей Московских Ивана III Васильевича (1462—1505) и Василия III Ивановича (1505—1533) обычно рассматривается разрозненно. При этом Василий III, как правило, остается в тени своего великого отца, создателя Русского централизованного государства (или, по меткому определению историка А. Е. Преснякова, «подлинного организатора Великорусского государства»), Однако это несправедливо. Вряд ли есть основания говорить о совершенно разных взглядах обоих государей на принципы правления. Василий III не стремился противопоставить себя Ивану III, как, например, в конце XVIII века это делал император Павел по отношению к Екатерине II. Напротив, Василий III продолжал дело отца, и конечный успех в объединении страны после многовекового периода удельной раздробленности связан именно с его деятельностью. Структура средневекового общества времен Василия III image27 октября 1505 года завершилось более чем сорокалетнее правление выдающегося монарха эпохи князя Ивана III. К власти в великом княжестве Московском пришел его сын — Василий III Иванович. Средневековое общество строилось на основе личностных отношений, а государство, в первую очередь, воплощалось в личности государя. Смерть правителя в средневековых государствах обозначала переломный момент, ибо всегда означала потрясение созданной им структуры. Поскольку единство сохранялось благодаря личной преданности государю тонкого слоя, условно говоря, аристократии, требовалось, чтобы и наследник престола обладал таким же авторитетом и способностью держать этот слой в послушании. Поэтому Василий III, как и всякий наследник власти в Средневековье, испытывал сильную зависимость от своего предшественника. Она находила выражение не только в рациональных формах, но и в представлениях о сакральной связи между государями. Кроме того, решающее значение в регулировании социальных отношений имел обычай. Неформальное, свободное от условностей и не скованное предписаниями поведение не было характерным для той эпохи. Играемая человеком социальная роль предусматривала полный «сценарий» его поступков, оставляя мало места для личной инициативы и нестандартных решений. Отсюда — высокая знаковость поведения членов общества: каждому поступку приписывалось глубокое символическое, часто мистическое значение, и он должен был свершаться в рамках однажды установленной нормы и следовать общепринятому штампу. Согласно этой логике мышления Средневековья, Василий III, чтобы выступать полноценным преемником, должен был в сходных ситуациях копировать действия своего отца — особенно в ситуации, когда большинство решений Ивана III оказывалось неизменно успешным. Даже позднее, в Новое время, характеризующееся в Европе принципиально иным мировоззрением, символика подражания своим предшественникам оставалась свойственна многим государям. В качестве примера можно вспомнить хотя бы стремление всех русских самодержцев XVIII столетия в той или иной форме подражать Петру Великому. Известно, что у императора Петра III это стремление доходило до мелочей. Правление Василия III Первые церковные и политические шаги Василия III повторяли первые самостоятельные шаги Ивана III, совершенные последним по восшествии на престол. При этом, как представляется, не все действия Василия III были обусловлены реальной обстановкой. В ряде случаев он без особой нужды копировал поступки Ивана III, заявляя себя, таким образом, продолжателем политики своего знаменитого отца не только в прагматическом, но и в сакральном смысле. Самое первое известное церковное событие периода правления Ивана III — хиротония архиепископа Ростовского Трифона в мае 1462 года. Затем были совершены военный поход на Великую Пермь и ее крещение епископом Ионой. На удивление похожие вещи происходят и в первые месяцы власти Василия III: начало правления государя отмечают архиерейская хиротония, военный поход, а также исключительно важное по своему значению крещение. 21 декабря 1505 года Новоспасский архимандрит Афанасий крестил царевича Кудайкула, сына бывшего казанского хана Ибрагима, с наречением ему имени Петр. Василий III присутствовал при крещении «с меншею братиею и з бояры». Это — важнейший церковно-политический акт и первое известное церковное мероприятие нового московского государя. За крещением последовала беспрецедентная женитьба новоиспеченного Петра на сестре Василия III Евдокии, что, как указывает Н. М. Карамзин, дало великому князю Московскому «новое право располагать жребием Казани». День крещения был выбран осмысленно. Во-первых, на 21 декабря в 1505 году пришлось воскресенье — «Господский день», главный день недели в церковной традиции, наиболее подходящий для многолюдных церковных торжеств. Во-вторых, что еще более важно, 21 декабря Церковь вспоминает святителя Петра, митрополита Московского (11326). Митрополит Петр издревле почитался как небесный покровитель московского великокняжеского дома. За выбором нового имени для Кудайкула могло стоять не только традиционное для Москвы почитание святителя. Всплеск культа митрополита Петра приходится на годы правления Ивана III в связи с открытием мощей знаменитого архипастыря в 1479 году. Василий III, приурочив дату крещения царевича к памяти этого святого, тем самым обозначил свою преемственность по отношению к церковной политике отца. Подчеркнем, что почитание митрополита Петра проходит красной нитью через всю эпоху Василия III. Следующее церковное событие этой эпохи — возведение в епископский сан новых архиереев на двух главнейших кафедрах митрополии «всея Руси». 15 января 1506 года троицкий игумен Серапион становится архиепископом Новгородским, а 18 января симоновский архимандрит Вассиан (Санин) (брат преподобного Иосифа Волоцкого) — архиепископом Ростовским. Обращает на себя внимание тот факт, что оба раза — и в 1506, и в 1462 году — ново-поставленными владыками становятся архиереи Ростова. Конечно, и в том и в другом случае архиерейская хиротония диктовалось необходимостью замещения кафедры (к маю 1462 года епархия пустовала год, а к январю 1506 года — еще дольше: три года), однако вряд ли случайно, что среди разнообразных церковных дел именно проблема замещения церковных кафедр почти «буквально» повторяется в обоих случаях в начале правления московских государей. Маем 1506 года датируется начало первого военного похода времени правления Василия III. Московские войска под руководством князя Дмитрия Ивановича Углицкого выступили на Казань. Важность этого похода для Москвы неоднократно подчеркивалась в историографии. Обратим внимание на одну деталь. В Никоновской летописи, впервые, по крайней мере, за последние десять лет (с 1495/1496 года), говорится, что неудача, постигшая тогда московские войска, случилась «грех ради». Либо эти слова являются единственным намеком Никоновской летописи на сокрушительное поражение московских войск (в остальном она умалчивает о масштабах разгрома), либо с походом связывались какие-то особенные надежды на покровительство высших сил. К слову, одна победа, все-таки одержанная московитами в этой «кампании», отмечена как победа «Божиего милостью». Примечательно, что в 1507 году, еще до переговоров о мире с Казанью, Василий III выдал Каширскому Белопесоцкому монастырю оброчную грамоту. Сюзереном этого монастыря являлся казанский хан Мухаммед-Эмин, а сам монастырь мог послужить опорным пунктом для его выступлений против Москвы. Выдача грамоты Василием III должна была склонить монастырь придерживаться политической лояльности Москве. Василий III строит крепость Васильгород В 1523 году у впадения реки Суры в Волгу Василий III основал крепость, которая была названа его именем — Васильгород (ныне Васильсурск — поселок городского типа в Воротынском муниципальном районе Нижегородской области). Поводом к строительству крепости послужило очередное обострение московско-казанских противоречий, вылившееся в поход русской рати на Казань. Сторонники жесткой линии Москвы в отношении неспокойного соседа чрезвычайно хвалили за это государя и надеялись, что «тем городом мы всю землю Казанскую возьмем». Основание Васильгорода — и по своему значению, и по результатам — весьма схоже с закладкой Иваном III Ивангородской крепости на русско-ливонской границе в 1490-е годы. С одной стороны, крепости становились военными базами и плацдармами в случае мелких конфликтов и широкомасштабных войн; с другой — торговыми центрами в мирное время. Ивангород должен был обеспечить прямую, без посредников, торговлю через Балтийской море с Северной Европой; Васильгород, в свою очередь, превращался в перевалочный пункт развитой восточной торговли и защищал интересы православных купцов. Не случайно Василий называет свою крепость собственным именем, вероятнее всего, подражая в том отцу. Вплоть до начала 20-х годов XVI века главное место в московской внешней политике занимали отношения с Литвой и Крымским ханством. Теперь же становится очевидна усиленная активность на казанском направлении, вызванная смертью Мухаммед-Эмина, не имевшего детей, и, как следствие, проблемой преемства ханского трона. «Казанское дело» обретало особую идеологическую поддержку. –>Саша Митрахович–> 01.11.2019 10:34 Загрузка…

25 марта 1479 года у Ивана III и его жены Софьи Палеолог родился старший в их браке сын, «первым именем» названный в честь святого Гавриила, а основным его именем стало имя Василий.

От первого брака у Ивана III уже имелся сын Иван Молодой, претендовавший на власть и в 1470 году объявленный соправителем своего отца. Однако царевичу не удалось пережить своего великого князя и стать его наследником – в 1490 году он заболел подагрой и скончался. Смерть наследника стала поводом для приближенных Ивана III разделиться на два противоборствующих лагеря: первый поддерживал кандидатуру сына Ивана Молодого – Дмитрия Внука, вторая же выступала за Василия и его мать Софью. Не без вмешательства Софьи первую группировку настигла опала великого князя, благодаря чему Василий объявляется новгородским и псковским князем. В 1505 году Иван III умирает, а молодой князь занимает престол.

Внутренняя политика Василия III

Василий III на французской гравюре Андре Теве, XVI век

Став единоличным правителем Московского княжества, Василий продолжил политику своего отца по созданию, расширению и укреплению централизованного государства во главе с Москвой как административным центром. При нем к Московскому княжеству были присоединены Псков (1510 г.), Смоленск (1514 г.), Волоцкий удел (1513 г.), Рязанское (1521 г.) и Новгород-Северское (1522 г.) княжества. Василия III нарекли «последним собирателем земель русских».

Присоединение новых земель к Москве при Василии III

Политика Василия в отношении оппозиции бояр была непреклонной и настойчивой и укладывалась в правило «власть великого князя не может поддаваться ограничению». Привилегии боярства при Василии Ивановиче значительно урезались.

При нём же велась упорная и поддерживаемая Церковью борьба с несогласными, которых в итоге настигала великокняжеская опала. Так, московский митрополит Варлаам отказался участвовать в борьбе великого князя с Василием Шемячичем, за что был вынужден насильно покинуть свой пост и быть сосланным в Белоозеро в 1521 году.

Наблюдался рост помещичьего землевладения при Василии, так как земля продолжала (это началось еще при Иване III) выдаваться во временное владение дворянам с условием несения ими службы. Это способствовало развитию поместной системы.

В культуре начала XVI века активно развивалось церковное зодчество. Наглядным примером архитектурного богатства того времени может служить Архангельский собор, построенный в Москве в 1508 году по проекту архитектора Алевиза Нового.

Архангельский собор, православный храм на Соборной площади Кремля

Не менее важным архитектурным памятником XVI века является Церковь Вознесения в селе Коломенском, по легенде построенным в 1532 году по случаю рождения у Василия III и его жены Елены Глинской первого наследника – будущего царя Ивана Грозного.

Данная церковь считается в русской архитектуре первым каменным шатровым храмом и располагается на берегу Москвы-реки.

Вознесения в Коломенском, предположительно построенная по проекту итальянского архитектора Петра Фрязина (Петрок Малой)

Именно при Василии III, благодаря усилиям монаха Спасо-Елеазарова монастыря и русского религиозного писателя Филофея, сформировалась концепция «Москва – Третий Рим», согласно которой Русь является полноправной преемницей Византийской империи.

Изображение концепции «Москва – третий Рим», автор неизвестен

Внутренняя политика князя имеет право называться успешным продолжением государственной линии Ивана III, сопровождающимся таким же расширением границ, подъемом культуры, развитием городов и системы укрепления страны, а также усилением Москвы как центра объединения русских земель.

Внешняя политика Василия III

Продолжал дело отца Василий III и во внешней политике, а именно – в отношениях с Литвой и Польшей.

В самом начале своего правления Василий Иванович вынужден был начать тяжелую для Москвы войну с Казанью. Военный поход не обернулся удачей, но казанцы запросили мира, который и был заключен в 1508 году.

Осада Смоленска, 1514 г. Миниатюра из летописи

За войной с Казанью последовала военная кампания против Литвы, начавшаяся в 1512 году и закончившаяся победой русских войск лишь в 1522 году. Причинами военных действий могли служить:

– военный союз Литвы с Крымским ханством – противником Руси, осуществляющим частые набеги на русские земли,

– желание Руси присоединить Смоленские земли ,

– захватническая политика Василия III по «собиранию» земель вокруг Москвы.

Зимняя и осенняя кампании 1513 года по осаде Смоленска не давали положительных плодов: город упорно оборонялся, оттягивая время до подхода основных сил. Однако уже в 1514 году русские войска вновь приступили к осаде Смоленска. В этот раз литовские воины не успели подготовиться к осаде, а крымский хан не успел прийти на помощь союзникам. Вследствие осады Смоленск был взят русским войском, литовский гарнизон вынужден был признать своё поражение. Крепость не была сдана русскими войсками врагу даже на протяжении последующих 8 лет войны.

8 сентября 1514 года состоялась битва под Оршей, в которой армия Руси потерпела крупное поражение. Войска отступили к Смоленску.

После насыщенной кампании 1514 года военные действия шли на убыль. В 1517 году Литва осуществила неудачный военный поход на Русь, истощивший казну литовского государства. Литва слабела как государства с каждым походом, демонстрируя невозможность военного противостояния Руси.

В 1518 году русские войска под командованием В.В.Шуйского осуществили военный поход на Полоцк, не увенчавшийся успехом. Однако силы Литвы были на исходе, что привело в 1521 году к примирению между странами. Также причиной примирения стали другие назревшие внешнеполитические конфликты у обоих государств: Литва вступила в военный конфликт с Ливонским Орденом, а Русь оборонялась от набега крымских татар.

В 1522 году было заключение перемирие с Литвой на 5 лет, условиями которого стали:

-отказ Руси претендовать на Киевские, Полоцкие и Витебские земли;

-смоленские земли оставались во владении России;

-отказ Руси от требований возврата военнопленных.

Внешняя политика Василия III может оцениваться как противоречивая по своим результатам, так как успехи на западном направлении (взятие Смоленска) не могли нивелировать напряженные отношения с Крымским ханством.

О событиях Всеобщей истории того времени и оценках Василия III в историографии читайте здесь.

Основные даты по теме

  1. Правление Василия III – 1505-1533 гг.
  2. Присоединение Пскова – 1510 г.
  3. Присоединение Смоленска – 1514 г.
  4. Присоединение Рязани – 1521 г.

Термины

  1. «Москва-Третий Рим» – единая идеология, суть которой в следующем: обоснование всемирно-исторического значения Москвы-столицы Русского государства как политического и церковного центра, ставшей преемницей Римской и Византийской империй, павших из-за уклонения от истинной веры.

Углубленное изучение и максимально прочное закрепление данной темы

Закрепить материал на тренажере ЕГЭ по истории

Предыдущая статья: “Эпоха Ивана III”

Следующая статья: “Правление Ивана IV Грозного”

В 

Василий III вступил на престол после смерти отца Ивана III 27 октября 1505 г. Он получил по отцовскому завещанию Великое княжество Московское, право управления столицей и всеми ее доходами, а также право чеканки монеты и 66 городов.

Василий III присоединил к Москве Псков, Смоленск, Рязань, Новгород-Северский и многие другие города и княжества. Московское государство при нем стало даже сильнее, чем при Иване III. Миниатюра из «Царского титулярника» 1672 г.

Василий, как и отец, продолжал собирать земли вокруг Москвы. Он вел войны с Литвой и Псковом. В 1510 г. Псков отошел к Москве, его вече было уничтожено, вечевой колокол снят и увезен в столицу. В 1514 г. Василий III занял Смоленск, принадлежавший тогда Великому княжеству Литовскому.

Ведя войны с соседями, Василий III завел дипломатические отношения с другими странами. Он принимал послов Дании, Швеции, Турции, обсуждал с Папой Римским возможность унии и войны против Турции. В конце 1520-х гг. начались сношения Московии с Францией. Москва торговала с городами Ганзейского торгового союза, Италией, Австрией.

Собрав земли, Василий III начал борьбу с родовитым боярством. С боярской думой Василий не очень считался, предпочитая все решать сам. Земли удельных князей он передавал служилым людям (дворянам) как поместья. Всевозможные права и привилегии бояр постепенно уменьшались. В каждом владении были свои пограничные укрепления. Василий велел убрать их. А на границах Московского государства велел сделать засечную черту от татарских набегов, так как казанские ханы, которых подчинил его отец, не желали выполнять старые уговоры. Василий имел крутой нрав: князей Рюриковичей Василия Шуйского и Ивана Воротынского отправил в изгнание, боярина Ивана Берсен-Беклемишева казнил за то, что тот осуждал политику великого князя. Такими жесткими мерами он укреплял свою власть и объединял страну.

Храм Вознесения в селе Коломенском под Москвой Василий III построил в 1532 г. в честь своего наследника. Этот первый каменный шатровый храм на Руси стал символом величия власти государя, единства государства. Великий князь не знал, что его сына в будущем назовут Грозным.

Князю был нужен наследник. Еще при жизни отца, в возрасте 26 лет, Василий женился на Соломонии Сабуровой, неродовитой дворянке. Отец сам выбирал для сына невесту из 1500 претенденток. Двадцать лет прожили Василий и Соломония, а детей у них не было. И тогда Василий добился, чтобы жену постригли в монахини под именем Софья. Сам же великий князь взял в жены двадцатилетнюю Елену Глинскую, племянницу литовского князя Михаила Глинского. Но только через пять лет вторая жена родила московскому государю долгожданного сына.

Василий умер 3 декабря 1533 г. от заражения крови. Регентшей он оставил Елену Глинскую. Она была умной правительницей. Елена впервые провела денежную реформу и ввела, можно сказать, единую валюту — серебряную копейку. Молодая княгиня правила твердой рукой. Ее ничто не могло остановить: Елена посадила в тюрьму даже своего дядю — Михаила Глинского. И, конечно, бояре были ею недовольны — ведь Елена ограничила их власть. И поэтому, когда она умерла в 1538 г., всего 33 лет от роду, многие думали, что великую княгиню отравили ртутью. Ее восьмилетний сын Иван остался один. Бояре долгое время правили за мальчика, но наступил срок, когда он взял власть в свои руки.

Поделиться ссылкой

Василий III Иванович (25 марта 1479 — 3 декабря 1533) — это великий князь московский и владимирский, государь всея Руси. Он правил с 1505 по 1533 год.

Деятельность Василия III была напра­влена на подчинение ещё остававшихся са­мостоятельными княжеств; на укрепление границ с соседями и расширение террито­рии державы за счёт присоединения или подчинения своему влиянию новых земель («собирание земель»).

Василий III прошёл суро­вую школу дворцовых интриг и беспощадной борьбы за власть. Про­должая политику своего отца, Василий III присоединил к Москве Псков (1510) и Рязань (1521). Обе эти акции прошли мирно, так как местная знать не имела достаточных сил для сопротивления. На поприще внешней политики Василий III отличился успешным завершением борьбы за Смоленск (1514), начатой ещё Иваном III.

Содержание (план) 1. Биография Василия III 1.1. Начало княжения 1.2. Правление Василия III 1.3. Браки Василия III 1.4. Смерть 2. Внутренняя политика Василия III 2.1. Идеология Василия III 3. Объединение русских земель Василием III 4. Внешняя политика Василия III 5. Картинки (фото, рисунки)

В русской истории часто слу­чалось так, что после богатого событиями царствования наступало затишье. Общество нуждалось в покое, чтобы осмыслить происшед­шее и восстановить растраченные силы. Так было и на этот раз. На смену преобразователю Ивану Великому пришёл накопитель Ва­силий III. В год кончины отца ему исполнилось 26 лет.

Иван III долго выбирал преемника. Наконец он сделал выбор в пользу своего сына Василия, матерью которого была Софья Пале­олог. В последние годы жизни Ивана Василий помогал отцу в госу­дарственных делах. В это время завершается эпоха Московской Руси и открывается путь истории Российского государства.

Василий III продолжил политику свое­го отца по объединению русских земель вокруг Москвы. Усиление великокняжеской власти ещё при Иване III выразилось в принятии им титула «государь всея Руси». Этот ти­тул носил и Василий III. Тем самым они заявляли свои права на все территории Древней Руси, в том числе и на земли, ко­торые в это время находились в составе Великого княжества Литовского.

В 1505 г. Василий III Иванович ре­шил жениться. В Москву привезли 500 невест, и были устроены смо­трины. Молодой государь избрал себе в жены красавицу Соломо­нию из рода Сабуровых. Они прожили вместе 20 лет, но у них не бы­ло детей. Василия Ивановича тяготило отсутствие наследника. В конце концов Соломонию постригли в монахини и сослали в суз­дальский женский Покровский монастырь. Второй раз Василий III женился на Елене Глинской, выбрав жену «лепоты ради её лица». Она и стала матерью будущего царя Ивана Грозного.

Василий III скончался 3 декабря 1533 г.

Мир и порядок при Василии III способствовали экономическому подъёму. Однако ценой порядка был деспотизм. В источниках сохрани­лись жалобы на жестокость и произвол этого государя. Он безжалост­но расправлялся со своими удельными братьями и сородичами, приби­рая к рукам их владения; он отправлял на плаху бояр, осмелившихся в частных разговорах непочтительно отзываться о великом князе; он не колеблясь сменял церковных иерархов, казавшихся ему недо­статочно верноподданными.

см. Московская идеология 16 века

Василий III продолжил дело Ивана III по формированию единого Российского государства (так называемое «собирание русских земель»).

Псков гордился своей независимостью, хотя там уже правил ве­ликокняжеский наместник. Псковичи посчитали, что наместник притесняет и ущемляет их права, и пожаловались великому князю. В 1510 г. Василий III прибыл в Псков разбираться с жалобой. В ито­ге было вынесено решение: наместник прав, а строптивых пскови­чей следует наказать.

Как и в Новгороде при Иване III, в Пскове был сброшен вечевой колокол — символ независимости города. Древний летописец сви­детельствовал: «Псковичи начаша плакати по своей старине и по своей воли». Триста богатых семей выселили из города, их земли были розданы московским служилым людям. Так Псков оконча­тельно потерял свою самостоятельность.

В 1521 г. остатки своей независимости утратило Рязанское кня­жество. Его последний князь по приказу Василия III был заключён в тюрьму. Многих жителей Рязани переселили на другие, бедные и необжитые, территории.

В 1523 г. последние удельные княжества на юге страны также бы­ли присоединены к Москве. Так сформировалась территория еди­ного Российского государства.

см. Внешняя политика Василия III

  • Биографии
  • Василий III

Великий князь Василий III родился 25 марта (здесь и далее все даты приведены в соответствии с юлианским календарем) 1479 года. Приходился вторым сыном Ивану III и первым сыном Софии, жены Ивана. Имел пятерых братьев.

Вследствие политики жесткой централизации власти, проводимой отцом, государский двор раскололся на два лагеря. Одни бояре поддерживали Василия, другие же, напротив, Дмитрия Ивановича. Проблема была в матери Василия, Софье. В Москве ее не жаловали. Началась борьба за влияние, которая вылилась по итогу в заговор.  София с сыном впали в немилость и были отправлены в ссылку. Несмотря на это, часть двора все еще поддерживала Василия.

Однако, чуть позже, Дмитрий тоже утратил лояльность своего государя. Благодаря поддержке союзников и утрате доверия к Дмитрию, Василий получает титул великого князя. В сентябре 1505 года смерть настигает Ивана III. Дмитрий Иванович, в свою очередь, отправляется под стражу. В 1509 году он скончается в заточении. Престолу более ничто не угрожает, и великий князь может спокойно править.

Попытки отца найти жену для сына не увенчались успехом. Поэтому был проведен смотр невест, на который съехались молодые девушки со всей страны. Выбор пал на Соломонию Юрьевну. К сожалению, первый брак не принес детей. Василий вынужден жениться повторно. Его избранницей стала Елена Глинская. Бездетность и здесь дает о себе знать, однако спустя томительные несколько лет, у пары все же появляется первенец Иван, а после и второй сын Юрий.

Интересные факты и даты из жизни

Другие: ← Шекспир↑ БиографииПетр II →

image

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий