Константин Циолковский краткая биография

Циолковский, Константин Эдуардович – русский, а затем советский исследователь, ученый. Основоположник космонавтики. Исследователь воздухоплавания и аэродинамики. Приверженец космизма, пропагандист освоения космоса.

Биография

Константин Эдуардович Циолковский появился на свет 17 сентября 1857 года в маленьком селе Ижевское, что невдалеке от Рязани. Отец, Эдуард Игнатьевич Циолковский, работал лесником. Мать, Мария Ивановна Юмашева, происходила из семьи мелкопоместных дворян, занималась домашним хозяйством.

В 1868 году семья перебралась во Вятку, а в следующем году Константин поступил во Вятскую гимназию. Учеба давалась тяжело, во многом из-за глухоты, которая была последствием скарлатины. В 1873 году Константина отчислили из гимназии. После этого он больше нигде и никогда не учился, предпочитая заниматься самообразованием.

В 16-летнем возрасте Циолковский уезжает в Москву. В течении трех лет изучает математику, химию, механику, астрономию. Использует специальный слуховой аппарат для общения с окружающими. Несмотря на все свои усилия, Константин не в силах себя обеспечить, — жизнь в столице для него слишком дорогая. В 1876 году он возвращается к отцу во Вятку.

Здесь он занимается репетиторством, дает частные уроки по математике и физике. Ученики охотно шли к Циолковскому, который уже зарекомендовал себя как отличного учителя.

В 1878 году Циолковский с семьей приезжает в Рязань. Здесь он сдает экзамены, получает диплом учителя и отправляется работать в школу в Боровске.

В Боровском уездном училище, несмотря на удалении от научных центров страны, Циолковский активно ведет исследования в области аэродинамики. Он создает основы кинетической теории газов и отправляет данные в Русское физико-химическое общество. Менделеев присылает ответ: это открытие уже сделано 25 лет тому назад. Для Константина Эдуардовича это стало настоящим потрясением, но он быстро справился с ним. Зато в Петербурге приняли во внимание талант Циолковского.

В 1892 году Константин Эдуардович переезжает в Калугу. Снова работает учителем, занимается аэронавтикой и астронавтикой. Здесь он создал тоннель, в котором проверял аэродинамику летательных аппаратов. Циолковский просит финансовой помощи у Физико-химического общества, но оно не выделяет на опыты ни копейки. Ученому-самоучке приходится использовать для опытов деньги семьи. На свои средства он создал и тщательно протестировал около 100 различных моделей летательных аппаратов. Вскоре известия об опытах все же заставляют Физико-химическое общество выделить 470 рублей. Эти деньги пошли на создание усовершенствованного аэродинамического тоннеля.

В этот период Циолковский все больше внимания уделяет космосу. В 1895 году публикуется его книга «Грезы о земле и небе». Год спустя начинается работа над книгой «Исследование космического пространства с помощью реактивного двигателя». В этом труде внимание было уделено ракетным двигателям, особенностям топлива, транспортировке грузов в космосе.

Начало 1900-х годов для Циолковского было нелегким. В 1902 году покончил с собой сын Игнатий. Спустя пять лет разлилась Ока, вода затопила дом исследователя, безвозвратно уничтожила много экспонатов, машин, уникальных расчетов. Физико-химическое общество к моделям летательных аппаратов Циолковского осталось равнодушным и денег на продолжение исследований выделять не захотело.

С приходом к власти большевиком жизнь Циолковского стала полегче. Русское Общество Любителей Мироведения выделило ему пенсию, благодаря чему исследователь не умер от голода. В ноябре 1919 года Циолковского арестовали и увезли на Лубянку. Ему повезло – через несколько недель выпустили. Согласно некоторым данным, благодаря ходатайству кого-то из высокопоставленных партийцев.

В 1921 году советская власть принимает решение назначить Циолковскому пожизненную пенсию.

19 сентября 1935 года Константин Эдуардович Циолковский скончался от рака желудка в своем калужском доме.

Основные достижения Циолковского

  • Более 400 работ по теории ракетостроения.
  • Работал над обоснованием возможности космических путешествий.
  • Создал первую в стране аэродинамическую лабораторию и аэродинамическую трубу. Разработал методику исследования аэродинамических свойств летательных аппаратов.
  • Спроектировал управляемый аэростат, создал модель цельнометаллического дирижабля.
  • Изложил строгую теорию реактивного движения. Доказал необходимость использования ракет для космических путешествий.
  • Создал собственную схему газотурбинного двигателя.
  • Предложил старт ракеты с наклонной направляющей. Сейчас способ используется в системах залпового огня.

Важные даты биографии Циолковского

  • 17 сентября 1857 года – рождение в селе Ижевское.
  • 1869 год – поступление во Вятскую мужскую гимназию.
  • 1870 год – смерть матери.
  • 1880 года – начало работы учителем в Боровске. Обвенчался с Варварой Евграфовной Соколовой.
  • 1881 год – смерть отца.
  • 1880–1883 годы – публикация научных работ «Продолжительность лучеиспускания Солнца», «Теория газов», «Механика подобно изменяющегося организма», «Свободное пространство». Переезд в Калугу и преподавание в местном уездном училище.
  • 1892 год – выходит в свет книга «Аэростат металлический управляемый».
  • 1896 год – начало исследований ракетодинамики.
  • 1897 год – создание аэродинамической трубы.
  • 1899 год – начало работы в Калужском епархиальном женском училище.
  • 1900 год – создание усовершенствованной аэродинамической трубы.
  • 1909-1911 годы – получил патенты, связанные с созданием дирижаблей, в Бельгии, Германии, Италии, Швеции, Франции, Великобритании, Австрии, России, США.
  • 1918 год – член Социалистической академии общественных наук. Учитель Калужской единой трудовой советской школы.
  • 1919 год – комиссия отвергает проект дирижабля для советской армии. Написание автобиографии «Фатум, рок, судьба». Арест и несколько недель на Лубянке.
  • 1921 год – техник-конструктор Калужского губсовнархоза. Присвоение пожизненной пенсии — 500 000 руб. в месяц.
  • 1929 год – встреча с Сергеем Королевым.
  • 1935 год – написание автобиографии «Черты из моей жизни».
  • 19 сентября 1935 года — Константин Эдуардович Циолковский скончался от рака.

Интересные факты из жизни Циолковского

  • Идеи Циолковского вдохновили Александра Беляева на создание научно-фантастического романа под названием «Звезда КЭЦ».
  • В 14 лет из подручных материалов изготовил токарный станок, а в 15 – воздушный шар.
  • Во время пожара в доме Циолковского уцелела только швейная машинка.

Источник: http://submarine.od.ua/

Краткая биография Циолковского является ярким примером его преданности своему делу и упорства в достижении цели, несмотря на тяжелые жизненные обстоятельства.

Будущий ученый родился 17 сентября 1857 года недалеко от Рязани, в селе Ижевское. Отец, Эдуард Игнатьевич, работал лесником, а мама – Мария Ивановна, происходившая из семьи мелкопоместных крестьян, вела домашнее хозяйство. Через три года после рождения будущего ученого его семья по причине возникших на работе у отца трудностей переселилась в Рязань. Начальным обучением Константина и его братьев (чтением, письмом и азами арифметики) занималась мама.

Молодые годы Циолковского

В 1868 году семья переехала в Вятку, где Константин и его младший брат Игнатий стали учениками мужской гимназии. Обучение давалось тяжело, основной причиной тому была глухота – следствие скарлатины, которую мальчик перенес в 9-летнем возрасте. В этом же году в семье Циолковских случилась большая потеря: умер всеми любимый старший брат Константина — Дмитрий. А через год, неожиданно для всех, не стало и мамы. Семейная трагедия негативно отразилась на учебе Кости, к тому же резко стала прогрессировать его глухота, все более изолировавшая юношу от общества. В 1873 году Циолковского отчислили из гимназии. Больше он никогда и нигде не учился, предпочтя своим образованием заниматься самостоятельно, ведь книги щедро давали знания и никогда ни в чем не упрекали. В это время парень увлекся научным и техническим творчеством, даже сконструировал у себя дома токарный станок.

Константин Циолковский: интересные факты

В 16-летнем возрасте Константин с легкой руки отца, поверившего в способности своего сына, переехал в Москву, где безуспешно пытался поступить в Высшее техническое училище. Неудача не сломила юношу, и он в течение трех лет самостоятельно изучал такие науки, как астрономия, механика, химия, математика, общаясь с окружающими при помощи слухового аппарата.

Молодой человек каждый день посещал Чертковскую публичную библиотеку; именно там состоялось его знакомство с Федоровым Николаем Федоровичем – одним из основоположников русского космизма. Этот выдающийся человек заменил юноше всех учителей вместе взятых. Жизнь в столице для Циолковского оказалась не по карману, к тому же все свои сбережения он тратил на книги и приборы, поэтому в 1876 году вернулся в Вятку, где стал зарабатывать репетиторством и частными уроками по физике и математике. По возвращении домой у Циолковского по причине напряженной работы и нелегких условий сильно упало зрение, и он стал носить очки.

Ученики к Циолковскому, который зарекомендовал себя как высококлассный учитель, шли с большой охотой. Преподаватель при ведении уроков применял методы, разработанные им самим, среди которых ключевым была наглядная демонстрация. Для уроков геометрии Циолковский мастерил из бумаги модели многогранников, вместе с учениками проводил опыты по физике. Константин Эдуардович заслужил славу педагога, объясняющего материал понятным, доступным языком: на его занятиях всегда было интересно. В 1876 году умер Игнатий – брат Константина, что стало очень большим ударом для ученого.

Личная жизнь ученого

В 1878 году Константин Эдуардович Циолковский вместе с семьей сменил место жительства на Рязань. Там он успешно сдал экзамены на получение диплома учителя и устроился работать в школу города Боровска. В местном уездном училище, несмотря на значительное отдаление от основных научных центров, Циолковский активно проводил исследования в области аэродинамики. Он создал основы кинетической теории газов, отправив в Русское физико-химическое общество имеющиеся данные, на что получил от Менделеева ответ, что данное открытие было сделано четверть века назад.

Молодого ученого очень потрясло это обстоятельство; его талант приняли во внимание в Петербурге. Одной из основных проблем, занимавших мысли Циолковского, была теория аэростатов. Ученый разработал свой вариант конструкции этого летательного аппарата, характеризующегося тонкой металлической оболочкой. Свои мысли Циолковский изложил в труде 1885-1886 гг. «Теория и опыт аэростата».

В 1880 году Циолковский обвенчался с Соколовой Варварой Евграфовной – дочерью хозяина комнаты, в которой он проживал некоторое время. Дети Циолковского от этого брака: сыновья Игнатий, Иван, Александр и дочь Софья. В январе 1881 года умер отец Константина.

Краткая биография Циолковского упоминает такой страшный случай в его жизни, как пожар 1887 года, уничтоживший всё: модули, чертежи, нажитое имущество. Уцелела только швейная машинка. Это событие стало тяжелым ударом для Циолковского.

Жизнь в Калуге: краткая биография Циолковского

В 1892 году он переехал в Калугу. Там он также устроился работать учителем геометрии и арифметики, параллельно занимаясь астронавтикой и аэронавтикой, соорудил тоннель, в котором осуществлял проверку летательных аппаратов. Именно в Калуге Циолковский написал основные труды по космической биологии, теории реактивного движения и медицине, параллельно продолжая заниматься теорией металлического дирижабля. На свои деньги Циолковский создал около сотни разнообразных моделей летательных аппаратов и протестировал их. Собственных средств на проведение исследований Константину было недостаточно, поэтому он обратился за финансовой помощью в Физико-химическое общество, которое не посчитало нужным материально поддержать ученого. Последующие известия об успешных экспериментах Циолковского все же побуждают Физико-химическое общество выделить ему 470 рублей, израсходованных ученым на изобретение усовершенствованного аэродинамического тоннеля.

Все большее внимания Константин Циолковский уделяет изучению космоса. 1895 год ознаменовался изданием книги Циолковского «Грезы о земле и небе», а год спустя он начал работу над новой книгой: «Исследование космического пространства с помощью реактивного двигателя», в которой основное внимание уделил ракетным двигателям, транспортировке груза в космосе и особенностям топлива.

Тяжелый двадцатый век

Начало нового, ХХ столетия, было для Константина тяжелым: на продолжение важных для науки исследований денег более не выделялось, его сын Игнатий покончил с собой в 1902 году, через пять лет при разливе реки произошло затопление дома ученого, было уничтожено множество экспонатов, конструкций и уникальных расчетов. Казалось, против Циолковского были настроены все стихии природы. К слову, в 2001 году на российском корабле «Константин Циолковский» произошел сильный пожар, уничтоживший все внутри (как и в 1887 году, когда сгорел дом ученого).

Последние годы жизни

Краткая биография Циолковского описывает, что немного легче жизнь ученого стала с приходом Советской власти. Русским обществом любителей мироведения ему была выделена пенсия, практически не давшая умереть голодной смертью. Ведь Социалистическая академия не приняла ученого в свои ряды в 1919 году, оставив тем самым его без средств к существованию. В ноябре 1919 года Константин Циолковский был арестован, увезен на Лубянку и выпущен через несколько недель благодаря ходатайству некоего высокопоставленного партийца. В 1923 году не стало еще одного сына — Александра, принявшего решение самостоятельно уйти из жизни.

Вспомнили о Константине Циолковским советские власти в этом же году, после публикации Г. Оберта — немецкого физика — о космических полетах и ракетных двигателях. В этот период условия жизни советского ученого изменились кардинально. Руководство Советского Союза обратило внимание на все его достижения, предоставило комфортные условия для плодотворной деятельности, назначило персональную пожизненную пенсию.

Скончался Константин Эдуардович Циолковский, открытия которого внесли огромный вклад в изучение космонавтики, в родной Калуге 19 сентября 1935 года от рака желудка.

Достижения Константина Циолковского

Читатйте также по тематике:

Источник:

Редактировать

Биография

5 (17) сентября 1857 года — 19 сентября 1935 года Добавить фотографию Русский и советский ученый-самоучка, изобретатель и исследователь в области аэродинамики и воздухоплавания, основоположник современной космонавтики. Константин Эдуардович Циолковский родился 5 (17) сентября 1857 года в семье уездного лесничего Эдуарда Игнатьевича Циолковского (1820-1881), проживавшего в селе Ижевское Спасского уезда Рязанской губернии. В 1866 году перенес заболевание скарлатиной, из-за которого почти потерял слух. В 1869-1871 годах К. Э. Циолковский учился в Вятской мужской гимназии. В 1871 году из-за глухоты был вынужден покинуть учебное заведение и занимался самообразованием. В 1873 году К. Э. Циолковский предпринял попытку поступить в Высшее техническое училище в Москве, закончившееся неудачей. Тем не менее, он остался в городе, решив продолжить образование самостоятельно. В 1873-1876 годах К. Э. Циолковский жил в Москве, занимался в Чертковской публичной библиотеке (позднее переведенной в здание Румянцевского музея), где познакомился с Н. Ф. Федоровым. За три года освоил гимназическую программу и часть университетской. По возвращении в Вятку в 1876-1878 годах занимался репетиторством, проявил способности талантливого педагога. В 1879 году в 1-й Рязанской гимназии К. Э. Циолковский успешно сдал экстерном экзамен на право занимать должность учителя уездных училищ. По итогам экзамена он получил от Министерства просвещения направление в город Боровск Калужской губернии, куда отправился в начале 1880 года. В 1880-1892 годах К. Э. Циолковский служил учителем арифметики и геометрии в Боровском уездном училище. Он достаточно успешно продвигался по службе, к 1889 году получил чин коллежского асессора. К периоду работы в Боровске относятся его первые научные исследования. В 1881 году К. Э. Циолковский самостоятельно разработал основы кинетической теории газов и направил эту работу в Русское физико-химическое общество, которое отметило у автора «большие способности и трудолюбие». С 1885 года он занимался преимущественно вопросами воздухоплавания. В 1892 году К. Э. Циолковский был переведен на службу в Калугу, где прожил до конца своих дней. До 1917 года он преподавал физику и математику в городской гимназии и епархиальном женском училище. Его добросовестный труд был отмечен орденами Святого Станислава 3-й степени (1906) и Святой Анны 3-й степени (1911). Параллельно с преподавательской деятельностью К. Э. Циолковский занимался исследованиями в области теоретической и экспериментальной аэродинамики, разрабатывал проект цельнометаллического дирижабля. В 1897 году ученый создал первую в России аэродинамическую трубу, разработал методику эксперимента в ней, провел и описал опыты с простейшими моделями. К 1896 году К. Э. Циолковским была создана математическая теория реактивного движения. Его статья «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1903) стала первым в мире научным трудом по теории реактивного движения и теории космонавтики. В нем он обосновал реальную возможность применения реактивных приборов для межпланетных сообщений, заложил основы теории ракет и жидкостного ракетного двигателя. После Октябрьской революции 1917 года К. Э. Циолковский участвовал в работе Пролетарского университета в Калуге. В это время он много и плодотворно трудился над созданием теории полета реактивных самолетов, разработал схему газотурбинного двигателя. Им впервые была теоретически решена задача посадки космического аппарата на поверхность планет, лишенных атмосферы. В 1926-1929 годах К. Э. Циолковский разработал теорию многоступенчатых ракет, в 1932 году — теорию полета реактивных самолетов в стратосфере и схемы устройства самолетов для полета с гиперзвуковыми скоростями. В 1927 году он опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке. К. Э. Циолковский стал основоположником теории межпланетных сообщений. Его исследования впервые показали возможность достижения космических скоростей и осуществимость межпланетных полетов. Он первым изучил вопрос о ракете — искусственном спутнике Земли и о создании околоземных орбитальных станций как искусственных поселений, использующих энергию Солнца, и служащих промежуточными базами для межпланетных сообщений. К. Э. Циолковский первым решил задачу о движении ракеты в неоднородном поле тяготения и рассмотрел влияние атмосферы на полет ракеты, а также вычислил необходимые запасы топлива для преодоления сил сопротивления воздушной оболочки Земли. К. Э. Циолковский также получил известность как талантливый популяризатор, автор философско-художественных произведений («На Луне», «Грезы о Земле и небе», «Вне Земли» и др.), разрабатывавший вопросы космической философии и этики. Научная работа К. Э. Циолковского пользовалась покровительством Советской власти. Ему были созданы все условия для творческой деятельности. В 1918 году ученый был избран в число членов-соревнователей Социалистической академии общественных наук (с 1924 года — Коммунистическая академия), с 1921 года ему была назначена пожизненная пенсия за заслуги перед отечественной и мировой наукой. За «особые заслуги в области изобретений, имеющих огромное значение для экономической мощи и обороны Союза ССР», К. Э. Циолковский в 1932 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени. К. Э. Циолковский скончался в Калуге 19 сентября 1935 года.

Имеет отношение к населенным пунктам:

Кировская область, город Киров Жил в Вятке в 1868-1873 и в 1876-1878 годах, в 1869-1871 годах учился в Вятской мужской гимназии. Город Москва Жил в Москве в 1873-1876 годах, занимался самообразованием в Чертковской публичной библиотеке (позднее – библиотеке Румянцевского музея) под руководством Н. Ф. Федорова. Посещал город в апреле 1887 года, выступал с докладом «О возможности постройки металлического аэростата, способного изменять свой объем и даже складываться в плоскость» на заседании Физического отделения Общества любителей естествознания в Политехническом музее. Рязанская область, Спасский район, село Ижевское Родился 5 (17) сентября 1857 года в селе Ижевское Спасского уезда Рязанской губернии. Был крещен в Никольской церкви. Рязанская область, город Рязань Жил в Рязани в 1860-1868 и в 1878-1880 годах. В 1879 году в 1-й Рязанской мужской гимназии успешно выдержал экзамен на право занимать должность учителя уездных училищ. Калужская область, Боровский район, город Боровск В 1880-1892 годах служил учителем арифметики и геометрии в Боровском уездном училище. Калужская область, город Калуга Жил и работал в Калуге в 1892-1935 годах.

Константин Эдуардович Циолковский, открытия которого внесли весомый вклад в развитие науки, а биография вызывает интерес не только с точки зрения его достижений, – это великий ученый, советский исследователь с мировым именем, основоположник космонавтики и пропагандист освоения космического пространства. Известен как разработчик модели ракеты, способной покорить космическое пространство.

Кто он — Циолковский?

Краткая биография Циолковского является ярким примером его преданности своему делу и упорства в достижении цели, несмотря на тяжелые жизненные обстоятельства.

Молодые годы Циолковского

В 1868 году семья переехала в Вятку, где Константин и его младший брат Игнатий стали учениками мужской гимназии. Обучение давалось тяжело, основной причиной тому была глухота – следствие скарлатины, которую мальчик перенес в 9-летнем возрасте. В этом же году в семье Циолковских случилась большая потеря: умер всеми любимый старший брат Константина — Дмитрий. А через год, неожиданно для всех, не стало и мамы. Семейная трагедия негативно отразилась на учебе Кости, к тому же резко стала прогрессировать его глухота, все более изолировавшая юношу от общества. В 1873 году Циолковского отчислили из гимназии. Больше он никогда и нигде не учился, предпочтя своим образованием заниматься самостоятельно, ведь книги щедро давали знания и никогда ни в чем не упрекали. В это время парень увлекся научным и техническим творчеством, даже сконструировал у себя дома токарный станок.

Константин Циолковский: интересные факты

В 16-летнем возрасте Константин с легкой руки отца, поверившего в способности своего сына, переехал в Москву, где безуспешно пытался поступить в Высшее техническое училище. Неудача не сломила юношу, и он в течение трех лет самостоятельно изучал такие науки, как астрономия, механика, химия, математика, общаясь с окружающими при помощи слухового аппарата.

Молодой человек каждый день посещал Чертковскую публичную библиотеку; именно там состоялось его знакомство с Федоровым Николаем Федоровичем – одним из основоположников русского космизма. Этот выдающийся человек заменил юноше всех учителей вместе взятых. Жизнь в столице для Циолковского оказалась не по карману, к тому же все свои сбережения он тратил на книги и приборы, поэтому в 1876 году вернулся в Вятку, где стал зарабатывать репетиторством и частными уроками по физике и математике. По возвращении домой у Циолковского по причине напряженной работы и нелегких условий сильно упало зрение, и он стал носить очки.

Ученики к Циолковскому, который зарекомендовал себя как высококлассный учитель, шли с большой охотой. Преподаватель при ведении уроков применял методы, разработанные им самим, среди которых ключевым была наглядная демонстрация. Для уроков геометрии Циолковский мастерил из бумаги модели многогранников, вместе с учениками проводил опыты по физике. Константин Эдуардович заслужил славу педагога, объясняющего материал понятным, доступным языком: на его занятиях всегда было интересно. В 1876 году умер Игнатий – брат Константина, что стало очень большим ударом для ученого.

Личная жизнь ученого

В 1878 году Константин Эдуардович Циолковский вместе с семьей сменил место жительства на Рязань. Там он успешно сдал экзамены на получение диплома учителя и устроился работать в школу города Боровска. В местном уездном училище, несмотря на значительное отдаление от основных научных центров, Циолковский активно проводил исследования в области аэродинамики. Он создал основы кинетической теории газов, отправив в Русское физико-химическое общество имеющиеся данные, на что получил от Менделеева ответ, что данное открытие было сделано четверть века назад.

Молодого ученого очень потрясло это обстоятельство; его талант приняли во внимание в Петербурге. Одной из основных проблем, занимавших мысли Циолковского, была теория аэростатов. Ученый разработал свой вариант конструкции этого летательного аппарата, характеризующегося тонкой металлической оболочкой. Свои мысли Циолковский изложил в труде 1885-1886 гг. «Теория и опыт аэростата».

В 1880 году Циолковский обвенчался с Соколовой Варварой Евграфовной – дочерью хозяина комнаты, в которой он проживал некоторое время. Дети Циолковского от этого брака: сыновья Игнатий, Иван, Александр и дочь Софья. В январе 1881 года умер отец Константина.

Краткая биография Циолковского упоминает такой страшный случай в его жизни, как пожар 1887 года, уничтоживший всё: модули, чертежи, нажитое имущество. Уцелела только швейная машинка. Это событие стало тяжелым ударом для Циолковского.

Жизнь в Калуге: краткая биография Циолковского

В 1892 году он переехал в Калугу. Там он также устроился работать учителем геометрии и арифметики, параллельно занимаясь астронавтикой и аэронавтикой, соорудил тоннель, в котором осуществлял проверку летательных аппаратов. Именно в Калуге Циолковский написал основные труды по космической биологии, теории реактивного движения и медицине, параллельно продолжая заниматься теорией металлического дирижабля. На свои деньги Циолковский создал около сотни разнообразных моделей летательных аппаратов и протестировал их. Собственных средств на проведение исследований Константину было недостаточно, поэтому он обратился за финансовой помощью в Физико-химическое общество, которое не посчитало нужным материально поддержать ученого. Последующие известия об успешных экспериментах Циолковского все же побуждают Физико-химическое общество выделить ему 470 рублей, израсходованных ученым на изобретение усовершенствованного аэродинамического тоннеля.

Все большее внимания Константин Циолковский уделяет изучению космоса. 1895 год ознаменовался изданием книги Циолковского «Грезы о земле и небе», а год спустя он начал работу над новой книгой: «Исследование космического пространства с помощью реактивного двигателя», в которой основное внимание уделил ракетным двигателям, транспортировке груза в космосе и особенностям топлива.

Тяжелый двадцатый век

Начало нового, ХХ столетия, было для Константина тяжелым: на продолжение важных для науки исследований денег более не выделялось, его сын Игнатий покончил с собой в 1902 году, через пять лет при разливе реки произошло затопление дома ученого, было уничтожено множество экспонатов, конструкций и уникальных расчетов. Казалось, против Циолковского были настроены все стихии природы. К слову, в 2001 году на российском корабле «Константин Циолковский» произошел сильный пожар, уничтоживший все внутри (как и в 1887 году, когда сгорел дом ученого).

Последние годы жизни

Краткая биография Циолковского описывает, что немного легче жизнь ученого стала с приходом Советской власти. Русским обществом любителей мироведения ему была выделена пенсия, практически не давшая умереть голодной смертью. Ведь Социалистическая академия не приняла ученого в свои ряды в 1919 году, оставив тем самым его без средств к существованию. В ноябре 1919 года Константин Циолковский был арестован, увезен на Лубянку и выпущен через несколько недель благодаря ходатайству некоего высокопоставленного партийца. В 1923 году не стало еще одного сына — Александра, принявшего решение самостоятельно уйти из жизни.

Вспомнили о Константине Циолковским советские власти в этом же году, после публикации Г. Оберта — немецкого физика — о космических полетах и ракетных двигателях. В этот период условия жизни советского ученого изменились кардинально. Руководство Советского Союза обратило внимание на все его достижения, предоставило комфортные условия для плодотворной деятельности, назначило персональную пожизненную пенсию.

Скончался Константин Эдуардович Циолковский, открытия которого внесли огромный вклад в изучение космонавтики, в родной Калуге 19 сентября 1935 года от рака желудка.

Достижения Константина Циолковского

Основными достижениями, которым Константин Эдуардович Циолковский – основоположник космонавтики — посвятил всю свою жизнь, являются:

  • Создание первой в стране аэродинамической лаборатории и аэродинамической трубы.
  • Разработка методики изучения аэродинамических свойств летательных аппаратов.
  • Более четырех сотен работ по теории ракетостроения.
  • Работа над обоснованием возможности совершения путешествий в космос.
  • Создание собственной схемы газотурбинного двигателя.
  • Изложение строгой теории реактивного движения и доказательство необходимости использования ракет для космических путешествий.
  • Проектирование управляемого аэростата.
  • Создание модели цельнометаллического дирижабля.
  • Идея о старте ракеты с наклонной направляющей, успешно используемая в нынешнее время в системах залпового огня.
17.09.2014 16:39 33071 Сюжет Дом Циолковского image Commons.wikimedia.org image Статья по теме Ученый, учитель, мечтатель. Правнуки Циолковского о великом предке

Дирижабль Циолковского

«В 1885 году, имея 28 лет, я твёрдо решил отдаться воздухоплаванию и теоретически разработать металлический управляемый аэростат», — запишет Константин Эдуардович в своей автобиографии. Слова «дирижабль» в то время и вовсе не существовало, а аэростаты имели небольшие объемы, купол их изготавливали из прорезиненной ткани, которая быстро изнашивалась и выпускала взрывоопасный водород.  

Циолковский первым предложил совершенно новую и оригинальную идею аэростата с тонкой металлической оболочкой с гофрированными боковинами, которая позволила бы сохранять постоянную подъёмную силу при различной высоте полёта и температуре атмосферного воздуха. Кроме того, такая оболочка была крайне прочной. Вместо водорода ученый предложил использовать нагретый воздух. Аэростат Циолковского должен был быть огромным даже по современным меркам: объёмом до 500 000 кубических метров, что более чем в два раза превышало объём знаменитых немецких дирижаблей конца 1920-х годов «Гинденбург» и «Граф Цеппелин II».

image
Циолковский и модели его дирижабля. Фото: Commons.wikimedia.org

Прогрессивный для своего времени проект Циолковского не нашел поддержки, в субсидии на постройку модели отказали. Константин Эдуардович даже общался за помощью в Генеральный штаб русской армии, но и там сочли его изобретение фантастическим. В целом труды Циолковского по дирижаблю не получили признания и у официальных представителей русской науки.

Первая попытка воплотить проект была предпринята только в 1931 году, когда построить дирижабль по проекту Циолковского попытались на комбинате «Дирижаблестрой». Аэростат так и не был построен «из-за низкого технологического уровня предприятия». Но впоследствии инженеры убедились в том, что теоретические предположения ученого были верны.

Моноплан

image
Немецкий моноплан времен Первой мировой войны. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1894 году в своей статье «Аэростат или птицеподобная (авиационная) летательная машина» Циолковский предвосхитил конструкцию монопланов – самолетов, которые начали строить в передовых странах только через два десятилетия. Константин Эдуардович впервые дал описание, расчёты и чертежи цельнометаллического моноплана с толстым изогнутым крылом, а также обосновал положение о необходимости улучшения обтекаемости фюзеляжа аэроплана в целях получения больших скоростей. Перед Первой мировой немецкие монопланы поражали воображение современников, а ведь еще незадолго до этого проект Циолковского российская наука снова не восприняла всерьез.

Лунный пейзаж

В 1887 году Циолковский пишет научно-фантастическую повесть «На Луне». Казалось, тот самый «маленький шажок для человека и огромный скачок для человечества» простой учитель совершил более чем за 80 лет до его воплощения – высадки «Аполлона».

image
В честь Циолковского, так подробно описавшего лунный пейзаж, назвали кратер на обратной стороне Луны. Фото: Commons.wikimedia.org

В конце XIX века автор удивительно точно описывает поверхность Луны.

«Мрачная картина! Даже горы обнажены, бесстыдно раздеты, так как мы не видим на них легкой вуали — прозрачной синеватой дымки, которую накидывает на земные горы и отдалённые предметы воздух… Строгие, поразительно отчётливые ландшафты! А тени! О, какие тёмные! И какие резкие переходы от мрака к свету! Нет тех мягких переливов, к которым мы так привыкли и которые может дать только атмосфера. Даже Сахара — и та показалась бы раем в сравнении с тем, что мы видели тут», — пишет Циолковский от имени рассказчика.

Кроме того, автор подробно и поразительно точно описывает вид Солнца и Земли с поверхности Луны. Проанализировав следствия малой силы тяжести, отсутствия атмосферы, писатель предвосхищает поведение жидкостей и газов, испарения, кипения, и других физических процессов.

Прототип аэродинамической трубы и шасси

image
Современная аэродинамическая труба NASA. Фото: Commons.wikimedia.org

Циолковский не только создал в своей квартире первую в России аэродинамическую лабораторию, но и 1897 году самостоятельно построил прототип первой аэродинамической трубы собственной оригинальной конструкции — техническое устройство, предназначенное для моделирования воздействия среды на движущиеся в ней тела. По этому прототипу под руководством великого русского инженера Николая Жуковского и была создана в 1902 году аэродинамическая труба в при механическом кабинете Московского университета.

В последствии Жуковский признавался, что именно работы по аэродинамике Циолковского стали источником его идей. Также в этой сфере Циолковскому принадлежит изобретение собственной схемы газотурбинного двигателя, а еще ученый первым предложил «выдвигающиеся внизу корпуса» шасси самолета.

Поезд на воздушной подушке

В 1927 году в небольшой брошюре «Сопротивление воздуха и скорый поезд» Циолковский опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке.

«Трение поезда почти уничтожается избытком воздуха, находящегося между полом вагона и плотно прилегающим к нему железнодорожным полотном. Необходима работа для накачивания воздуха, который непрерывно утекает по краям щели между вагоном и путем. Она велика, между тем как подъемная сила поезда может быть громадна. Так, если сверхдавление в одну десятую атмосферы, то на каждый квадратный метр основания вагона придется подъемная сила в одну тонну. Это в 5 раз больше, чем необходимо для легких вагонов.

Не нужно, конечно, колес и смазки. Тяга поддерживается задним движением вырывающегося из отверстия вагона воздуха. Работа накачивания тут также довольно умеренна (если вагон имеет хорошую, легко обтекаемую форму птицы или рыбы), является возможность получать огромные скорости», — писал Циолковский.

Эта теория легла в основу создания транспорта на воздушной подушке спустя многие годы: первые морские плоскодонные суда на воздушной подушке поступили в эксплуатацию в Англии лишь в 1958 году.

Многоступенчатая ракета

image
Современные ракеты летают по принципу, разработанному Циолковским. Фото: РИА Новости / Виталий Белоусов

В 1929 году Циолковский издает новую книгу — «Космические ракетные поезда». «Ракетные поезда» Циолковского – это комплексы ракет, которые по мере отработки топлива сбрасываются на землю. Ученый предположил, что благодаря такому принципу к моменту отсоединения последней ракеты скорость поезда будет позволять ему унестись в космос. В 1935 году в своей работе «Наибольшая скорость ракеты» Константин Эдуардович доказал, что что при уровне технологии того времени достичь первой космической скорости (на Земле) можно только с помощью многоступенчатой ракеты. Это утверждение остается верным до сих пор, но проверить на практике теорию Циолковского смогли только в 1944 году, когда немцы запустили «Фау-2» — в первый в истории предмет, совершившим суборбитальный космический полёт.

Космический лифт

image
Лифт, способный доставить человека в космос, придуманный Циолковским, сейчас разрабатывает NASA. Фото: www.globallookpress.com

Лифт, с помощью которого можно попасть в космос, тоже идея Циолковского. Описание и проект такого устройства Константин Эдуардович изложил в своем труде 1895 года. По задумке ученого, космический лифт напоминал башню (к слову, Эйфелеву башню, которую построили в Париже уже после публикации проекта Циолковского). Башня должна была быть в 100 тысяч раз выше обычной – 35 тысяч километров, а ее верхушка бы двигалась со скоростью 11 километров в секунду. Позже такую скорость назвали второй космической, и теперь именно с ней летают межпланетные аппараты. И только в 2005 году NASA объявило конкурс на создание современного проекта космического лифта.

Теоритические исследования космоса и возможности его освоения, проведенные Циолковским, не могут не поразить: полагаясь лишь на расчёты, ученый описал невесомость, необходимость скафандра при выходе из ракеты, определил оптимальные траектории полёта при спуске на Землю, предсказывал создания искусственных спутников Земли и орбитальных станций.

Многое из описанного Циолковским – от заселения Вселенной до разума атома и бессмертия —  так далеко уходит за пределы современной науки, что трудно предположить, насколько реальны эти гипотезы. Однако и опровергнуть их наука не может.

Космическая одиссея Циолковского: жизнь и работа великого ученого | Фотогалерея

Константин Циолковский в 1910 году. © Commons.wikimedia.org Обложка работы Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами», 1914 год. © Commons.wikimedia.org Циолковский за работой. © Commons.wikimedia.org Чертеж первого космического корабля К. Э. Циолковского (из рукописи «Свободное пространство», 1883). © Commons.wikimedia.org Записи и рисунки Циолковского. На рисунке космонавты смотрят в стеклянное окно — в иллюминатор. © Commons.wikimedia.org Записи и рисунки Циолковского: выход ракеты без потери воздуха. Возможно, первое изображение скафандра. © Commons.wikimedia.org Циолковский на изготовлении модели дирижабля. © Commons.wikimedia.org Чертеж аэростата Циолковского. © Commons.wikimedia.org Циолковский с моделью дирижабля. © Commons.wikimedia.org Металлический дирижабль. Заявочные материалы на изобретение. 1929 г. © Commons.wikimedia.org Модель оболочки аэростата Циолковского из гофрированного металла. © Commons.wikimedia.org Один из поздних снимков Циолковского. © Commons.wikimedia.org Циолковский в палате Калужской больницы за день до смерти. 18 сентября 1935 года. © Commons.wikimedia.org Одна из почтовых марок с изображением Циолковского, 1986 год. © Commons.wikimedia.org Памятная монета в 1 рубль с изображением Циолковского, 1987 год. © Commons.wikimedia.org Лунный кратер Циолковский на обратной стороне Луны, снятый экипажем «Аполлона-15». © Commons.wikimedia.org

Космическая одиссея Циолковского: жизнь и работа великого ученого | Фотогалерея

Константин Циолковский в 1910 году. © Commons.wikimedia.org Обложка работы Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами», 1914 год. © Commons.wikimedia.org Циолковский за работой. © Commons.wikimedia.org Чертеж первого космического корабля К. Э. Циолковского (из рукописи «Свободное пространство», 1883). © Commons.wikimedia.org Записи и рисунки Циолковского. На рисунке космонавты смотрят в стеклянное окно — в иллюминатор. © Commons.wikimedia.org Записи и рисунки Циолковского: выход ракеты без потери воздуха. Возможно, первое изображение скафандра. © Commons.wikimedia.org Циолковский на изготовлении модели дирижабля. © Commons.wikimedia.org Чертеж аэростата Циолковского. © Commons.wikimedia.org Циолковский с моделью дирижабля. © Commons.wikimedia.org Металлический дирижабль. Заявочные материалы на изобретение. 1929 г. © Commons.wikimedia.org Модель оболочки аэростата Циолковского из гофрированного металла. © Commons.wikimedia.org Один из поздних снимков Циолковского. © Commons.wikimedia.org Циолковский в палате Калужской больницы за день до смерти. 18 сентября 1935 года. © Commons.wikimedia.org Одна из почтовых марок с изображением Циолковского, 1986 год. © Commons.wikimedia.org Памятная монета в 1 рубль с изображением Циолковского, 1987 год. © Commons.wikimedia.org Лунный кратер Циолковский на обратной стороне Луны, снятый экипажем «Аполлона-15». © Commons.wikimedia.org Ученый, учитель, мечтатель. Правнуки Циолковского о великом предке Космическая одиссея Циолковского: жизнь и работа великого ученого | Фотогалерея Рязанские школьники создали самую длинную новогоднюю гирлянду в России Под Рязанью в песчаном карьере нашли обломки самолета времен ВОВ Причиной катастрофы Як-18Т в Рязанской области мог стать отказ двигателя

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий